Роль классного коллектива в развитии ребенка

Детский коллектив – основная база накопления детьми позитивного социального опыта. Опыт приобретается воспитанником в семье, через общение со сверстниками в неорганизованных внешкольных условиях, через средства массовой информации, чтение книг и другие источники. Однако только в коллективе его освоение специально планируется и направляется педагогами-профессионалами. Ребенок с поступлением в школу становится членом многих коллективов, часть из которых он выбирает самостоятельно (кружки, секции и т.п.), а членом других и прежде всего классного коллектива он становится в силу определенных условий. Как член общества и коллектива воспитанник вынужден принимать те правила и нормы взаимоотношений, которые свойственны тому или иному коллективу. Он не может их игнорировать или пренебрегать ими уже потому, что хочет быть принятым коллективом, занять в нем удовлетворяющее его положение и эффективно осуществлять свою деятельность. Это вовсе не означает, что школьник пассивно должен приспосабливаться к сложившимся или складывающимся отношениям. Если он убежден в своей правоте, он должен занять активную позицию и не только высказывать свою точку зрения, противоположную мнению большинства, но и отстаивать ее перед коллективом.

Таким образом, коллектив открывает возможности накопления опыта коллективного поведения в позициях подчинения, активного противопоставления и руководства. В конечном итоге это должно привести к формированию таких социально ценных качеств, как гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, социальная справедливость и др[7].

Проявляя социальную активность, каждый воспитанник воспринимает для себя коллектив как арену для самовыражения и самоутверждения себя как личности. Благодаря педагогическому руководству коллективной жизнедеятельностью стремление утвердиться в своих глазах и глазах сверстников находит в коллективе благоприятную почву. Только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т.е. принятие или неприятие себя как личности.

Воспитательный коллектив – это научно организованная система воспитывающей детской жизни. Организация коллективной учебно-познавательной, ценностно-ориентационной деятельности и общения создает условия для формирования и упражнений в проявлении интеллектуальной и нравственной свободы. Только в коллективной жизнедеятельности формируются интеллектуально-нравственные ориентации личности, ее гражданская позиция и целый ряд общественно значимых умений и навыков.

Ничем не заменима роль коллектива в организации трудовой деятельности детей. В условиях коллектива она стимулирует проявление взаимоответственности за конечные результаты труда, взаимопомощи. Через участие в трудовых делах воспитанники включаются в экономические отношения и становятся их активными участниками. Школьники узнают об экономических проблемах предприятий, арендных и подрядных коллективов. Познание практической экономики, соединенное с участием в труде на предприятиях, в трудовых коллективах, обеспечивает воспитание у детей коллективизма и творческого отношения к труду[8].

Коллективная жизнедеятельность школьников открывает практически неограниченные возможности для реализации физического и художественного потенциала личности. Физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая деятельность, организуемая в условиях свободного общения, стимулирует содержательный обмен духовными ценностями, формирование эстетического отношения к действительности, овладение широким спектром специальных знаний, умений и навыков. Эти виды деятельности способствуют эмоциональному развитию воспитанников, вызывая чувства коллективного сопереживания, сочувствия, совместного ощущения эмоционально-нравственной атмосферы и ее сотворчества.

Роль коллектива в развитии личности состоит и в том, что он открывает возможности практического освоения демократических форм организации жизнедеятельности. Прежде всего это реализуется через активное участие в школьном самоуправлении и многообразной общественной жизни. Педагогически ориентированный коллектив создает благоприятные возможности для формирования социально ценной личности и проявления ее индивидуальности.

В непосредственном общении в коллективе ребенок приобретает умение поставить себя на место другого, воспроизвести в своем сознании логику и мотивы его поведения, пережить общие чувства, понять смысл его поступков и действий. Через сопоставление с другими открывается возможность для осознания индивидом себя как субъекта деятельности, познания и чувств. В этом сравнении себя через оценку других заложен механизм формирования самосознания человека, понимания своей индивидуальности.

Таким образом, в коллективе ребенок входит в широкую систему отношений. Взаимодействие детей разворачивается на информационном, деятельностном и эмоциональном уровне.

Информационный уровень предполагает взаимодействие детей в процессе обмена информацией, обсуждения возникших проблем, совместного поиска решений, прогнозирования и планирования будущего.

На деятелъностном уровне взаимодействие в коллективе разворачивается как сотрудничество детей в различных видах коллективной деятельности по интересам, в разработке и практической реализации совместных проектов (театральная постановка, выставка игрушек для малышей и т.п.), в корректировке действий, направленных на достижение общих целей.

Эмоциональный уровень взаимодействия в коллективе отражает доминирующие эмоциональные состояния детей, их совместные переживания, отношения симпатий или антипатий между членами коллектива, гуманистические и общественно значимые мотивы.

Чем разнообразнее и содержательнее взаимодействия детей в коллективе, тем активнее идет их социальное созревание и формирование коммуникативной культуры[9].

В детском коллективе, объединенном интересной содержательной деятельностью, дружескими отношениями, перспективами будущих совместных дел и переживаний, у детей формируются чувство психологической защищенности, душевного комфорта, что, в свою очередь, способствует проявлению творческой инициативы и вклада каждого в коллективную жизнь. Такой коллектив вызывает у детей чувство гордости и радости общих достижений. Именно о таком коллективе часто вспоминают с большой теплотой его бывшие участники (воспоминания о бывшем школьном классе, студенческой группе, внешкольном коллективе и т. п.)

Осуществляя руководство детским коллективом, педагог учитывает две характерные тенденции, играющие важную роль в воспитании. С одной стороны, это стремление развивающейся личности ребенка к самоутверждению, к признанию и уважению себя со стороны других, к выделению своего «Я» в качестве автономного субъекта в коллективе. С другой стороны, это стремление ребенка к достижению психологической общности с другими, к совместной деятельности и общим достижениям.

Учитывая это, педагог всегда решает двуединую задачу – способствует развитию мотивов единения и общности детей в коллективе и создает условия для реализации индивидуальности и творческой самобытности каждой личности. Инициатива, творческая позиция личности, нарастание самостоятельности и самоуправления детей, ценностное содержание их совместной деятельности являются индикаторами воспитательного потенциала детского коллектива[10].

Характеризуя особенности детского коллектива на разных возрастных этапах, можно выделить некоторые общие моменты, связанные с вхождением личности в социум. Этот процесс включает в себя несколько последовательно сменяющих друг друга фаз.

1. Адаптация личности в коллективе. Предполагает активное усвоение личностью действующих в данной общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Привнеся с собой в коллектив все, что составляет его индивидуальность, субъект не может проявить себя в полной мере, прежде чем не освоит действующие в группе нормы (учебные, нравственные и др.) и способы деятельности, которыми владеют другие члены группы.

Читайте также:  Оценка физического развития ребенка педиатрия

2. Индивидуализация. Порождается противоречием между достигнутой личностью адаптацией в коллективе и неудовлетворенной потребностью в максимальной персонализации. К примеру, попавший в новый коллектив подросток сначала осматривается, усваивает принятые среди членов группы нормы общения, лексику, общие интересы и стремления, затем он мобилизует свои внутренние ресурсы на то, чтобы «заявить» о себе в коллективе, проявить свою индивидуальность (начитанность, спортивные достижения) и вызвать интерес к своей личности.

3. Интеграция личности в коллективе. Коллектив принимает личность, оценивает ее индивидуальные особенности, а личность, в свою очередь, устанавливает отношения сотрудничества с членами коллектива. В этот период личность имеет возможность наиболее полно проявить свою индивидуальность и творческий вклад в коллектив.

Проявляется феномен, получивший определение отраженная субъектность, т.е. идеальная представленность и продолжение одного человека в другом. Отражаясь в других людях, личность выступает как деятельное начало, способствующее укреплению или изменению их взглядов, установок, формированию новых побуждений, возникновению новых планов и действий[11].

Каждая из фаз социального развития личности в коллективе имеет серьезные последствия для ее становления и возможностей самореализации. К примеру, неумение личности преодолеть трудности адаптации в коллективе может привести к развитию неуверенности в себе, в своих возможностях, а также к обидчивости и конфликтности поведения. Неспособность проявить свою индивидуальность в коллективе может стать причиной личностных деформаций, негативизма, агрессивности, неадекватной самооценки.

Фазы адаптации, персонализации и интеграции многократно переживаются личностью в результате вхождения в новые коллективы. Свою позитивную роль в развитии личности коллектив проявит в полной мере при условии успешного прохождения субъектом всех фаз, что приводит к развитию общественной направленности и формированию субъектной позиции личности в общении и сотрудничестве с другими людьми.

Задача педагога состоит в том, чтобы способствовать созданию в детском коллективе условий для благоприятной адаптации, индивидуализации и интеграции в нем каждой личности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Педагогическая теория воспитания в коллективе создавалась усилиями многих отечественных педагогов и психологов. Взгляды на проблемы коллектива отразили сущность общественных культурно-исторических процессов развития России в советский и постсоветский периоды, поэтому теорию и методику коллективного воспитания следует рассматривать в исторической перспективе.

Теоретические основы концепции воспитания в коллективе с позиций марксистско-ленинской идеологии были разработаны в советской педагогике Н. К. Крупской и А. С. Макаренко. Творческое развитие идей А. С. Макаренко получило в работах В. А. Сухомлинского, Т. Е. Конниковой, Л. И. Новиковой, А. Т. Куракина, А. В. Мудрика и др.

На протяжении дошкольного и школьного возраста детский коллектив под руководством педагога становится социокультурным образованием с развитой системой социальных связей и объединением детей, стремящихся к общим целям, сотрудничеству, достижению значимых результатов.

Развитый детский коллектив представляет собой необходимое условие самоутверждения личности. Роль коллектива в развитии личности состоит и в том, что он открывает возможности практического освоения демократических форм организации жизнедеятельности. Прежде всего это реализуется через активное участие в школьном самоуправлении и многообразной общественной жизни. Педагогически ориентированный коллектив создает благоприятные возможности для формирования социально ценной личности и проявления ее индивидуальности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Борытко Н. М., Соловцева А. М., Байбаков А. М. Педагогика. – М.: Академия, 2007.

2. Луначарский А.В. О народном образовании. – М.: Просвещение, 1958.

3. Макаренко А. С. Сочинения: В 7 т. – М.: Педагогика, 1958. – Т. 5.

4. Народное образование в СССР: Сб. документов 1917-1973 гг. – М., 1974.

5. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2005.

6. Педагогика: учеб./ Под ред. Л. П. Крившенко.- М.: ТК Велби, Из-во Проспект, 2005.

7. Петровский В.А., Виноградова А.М., Кларина Л.М. Учимся общаться с ребенком. – М.: Педагогика, 2002.

8. Подласый И. П. Педагогика. – М.: ВЛАДОС, 2003.

9. Робер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и групп. – М.: Академия, 2004.

10. Сластенин В.А. и др. Педагогика/ Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2002.

11. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. Т. 3. – М.: Педагогика, 1981

12. Тихомирова Е. И. Социальная педагогика: Самореализация школьников в коллективе. – М.: Академия, 2005.

[1] Народное образование в СССР: Сб. документов 1917-1973 гг. – М., 1974, с. 142.

[2] Луначарский А.В. О народном образовании. – М.: Просвещение, 1958, с. 445.

[3] Сластенин В.А. и др. Педагогика/ Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2002, с. 426-428.

[4] Макаренко А. С. Сочинения: В 7 т. – М.: Педагогика, 1958. – Т. 5, с.. 353.

[5] Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1981. – Т. 3, с. 208.

[6] Сластенин В.А. и др. Педагогика/ Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2002, с. 429.

[7] Тихомирова Е. И. Социальная педагогика: Самореализация школьников в коллективе. – М.: Академия, 2005, с. 121..

[8] Каракоеский В.А. Воспитание? Воспитание… Воспитание! Тео-рия и практика школьных воспитательных систем. – М.: Педагогика, 1996, с. 67-68.

[9] Робер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и групп. – М.: Академия, 2004, с. 26-27.

[10] Педагогика: учеб./ Под ред. Л. П. Крившенко.- М.: ТК Велби, Из-во Проспект, 2005, с. 162-164.

[11] Петровский В.А., Виноградова А.М., Кларина Л.М. Учимся общаться с ребенком. – М.: Педагогика, 2002, с. 45-46.

Источник

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 86»

Доклад

«Роль классного руководителя

 в формировании детского коллектива  

в начальной школе»

 Учитель:  Г. В. Соловьева

Нижний Новгород

2019

Детей нет – есть люди,

но с иным масштабом понятия,

иным запасом опыта, иными

впечатлениями, иной игрой чувств.

ПОМНИ, что мы их не знаем.

                        Ш.А.Амонашвили

Школьный коллектив – это второй коллектив, в котором живёт ученик при условии, если он посещал детский сад. Разумеется, задача учителя – сделать всё, чтобы этот «сырой» материал превратился в замечательную «фигуру». И с первых дней обучения начинается кропотливая, целенаправленная работ по формированию, а затем развитию детского коллектива.

Читайте также:  Фку гоу центр развития ребенка

Цель работы по формированию классного коллектива: формирование личности младшего школьника через создание  и развитие классного коллектива.

Требуется решить следующие задачи:

1 класс

  Воспитательная работа в первом классе, основной целью которой является формирование качеств личности,  строится с учетом тех потребностей и вопросов, с которыми ребенок приходит в школу:

  – обеспечить успешную адаптацию обучающихся на первом этапе образования;

 – обеспечить положительный эмоциональный настрой обучающихся к активной коллективной деятельности через проведение конкурсов, игр;

 – создать психолого-педагогические условия для общения и коллективной творческой деятельности обучающихся класса, для развития личности, самоутверждение каждого ребенка, сохранения неповторимости и раскрытия потенциальных способностей;

  – нацеливать детей на успех через сотрудничество, настойчивость, личное старание и труд;

   – формировать у детей способности стремиться к здоровому образу жизни;

 – использовать разнообразные формы организации работы с детьми;

 –  привлечь родителей

2 класс

 Во 2-м классе уделяется внимание обучению коллективной деятельности:

  – создать психолого-педагогические условия для общения и коллективной творческой деятельности обучающихся класса, для развития личности, самоутверждение каждого ребенка, сохранения неповторимости и раскрытия потенциальных способностей;

  – воспитывать коммуникативную культуру школьника – умение работать в паре, минигруппе, коллективе;

  – нацеливать детей на успех через сотрудничество, настойчивость, личное      старание и труд;

 – формировать у детей способности стремиться к здоровому образу   жизни; 

   – использовать разнообразные формы организации работы с детьми

 3 класс

После заложенного начала формирования качеств личности и обучения коллективной деятельности основной целью работы в 3-м классе является формирование культуры личности:

 – совершенствовать познавательную активность обучающихся;

 – нацеливать детей на успех через сотрудничество, настойчивость, личное старание и труд;

 – создавать условия для общения и коллективной творческой деятельности обучающихся класса;

 – использовать разнообразные формы организации работы с детьми

 4 класс

При условии доверительного отношения к классу и каждому ребенку в отдельности, основной целью воспитательной работы в 4-м классе становится формирование самосознания:

– обеспечивать устойчивую потребность у обучающихся к совершенствованию способностей;

– поддерживать увлеченность обучающихся различными видами внеурочной деятельности;

– обеспечивать формирование активной жизненной позиции через проведение внеурочных дел, участие класса в общешкольных мероприятиях

  Младший школьный возраст не просто период детства и один из многих этапов развития человека. Это чрезвычайно значимый период человеческой жизни. 

Взаимодействие между обучающимися является основой для успешного развития классного коллектива, в процессе создания которого формируется личность каждого ребенка.     

Стать одной большой семьей, члены которой в любой момент готовы протянуть руку помощи, вместе обдумывать и решать коллективные вопросы, вместе организовывать классные мероприятия – вот главное условие успешного воспитания.  

Не всегда новый круг общения сразу же становится близким, очень часто ребенку бывает трудно найти свое место в новой жизни. Поэтому организатором коллектива на данном этапе является педагог, от него исходят все требования. Для этого учитель использует различные способы сплочения, включая детей в разнообразные виды деятельности: учение, общественно-полезная работа, производительный труд, деятельность по художественному творчеству, спорту и т.д.

Основным видом деятельности для школьника является учение. Учение и преподавание взаимосвязаны. Так, разработка новых методов обучения, осуществление проблемного, программированного, дифференцированного обучения направлено на развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся. Интеллектуальный поиск невозможен без умения аргументировать и отстаивать свои взгляды, свою точку зрения, проникаться идеями других людей.  

Именно поэтому, различные формы коллективного сотрудничества обучающихся в учебном процессе приобретают все большее значение. Широкое распространение в школе получили групповые формы учебной работы, когда в рамках уроков класс делится на небольшие группы, по 3-5 человек, и каждая группа выполняет свое задание как часть общей работы. Коллективная работа позволяет учитывать суждения, образ мыслей товарищей, сопоставлять их способы познавательной деятельность со своими. Существенно и то, что при коллективной организации обучение перестает быть только предметом индивидуальных забот и становится источником укрепления подлинных коллективистических мотивов поведения.

Включение учащихся в общественно-полезный труд позволяет им приобщиться к системе социальных ценностей коллективов: дисциплинированности, товарищеской взаимопомощи, нравственным нормам отношений в труде и т.д.

Коллектив функционирует только в процессе деятельности, которая является потребностью каждого ребенка. Он не может нормально жить и развиваться, если не удовлетворяются его потребности, например, в движении, в игре, в знаниях, эстетических впечатлениях, в общении с другими людьми. Неудовлетворенные физические и духовные потребности оказывают на организм ребенка, на его чувства и мысли глубокое влияние, в частности, это приводит к снижению работоспособности, к повышению возбудимости или, наоборот, к апатии.

В укреплении коллективистических связей и развитии коллективистических отношений большое значение имеет совместное проведение досуга. Совместное проведение досуга приобщает школьников к коллективным переживаниям, действиям, помогает им лучше познакомиться с духовным миром друг друга.

На всех стадиях развития классного коллектива возникают, крепнут и сплачивают коллектив большие и малые традиции. Традиции – такие устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания обучающихся. Традиции помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания, украшают жизнь.

Свои традиции есть и в нашем классе: день именинника, календарные праздники (день учителя, праздник осени, 8 марта, день защитника отечества, новый год, масленица), экскурсии, викторины, конкурсы.

Бесспорное значение для сплочения коллектива имеют семейные праздники («Мама, папа, я – спортивная семья», «У самовара я и моя мама») и др. Особое значение уделяется театральной деятельности обучающихся, которая, как ничто иное сплачивает детей. Здесь можно увидеть ребёнка совсем с другой стороны, которая ранее никогда не проявлялась. А это очень важно для учителя. Реализация этой деятельности проходит через постановку спектаклей, на которые дети с удовольствием  приглашают не только своих близких, но и друзей.                                                                                                      

Вместе с тем большое значение для формирования сплочённого коллектива являются различные психологические тренинги. И т.к. это дети младшего возраста для них важна тактильная чувствительность. Вспомните, наши «классные» дети и, в своё время собственные, очень любят ходить, держа кого – то за руку. Поэтому на первых этапах я организую такие упражнения:

Читайте также:  Центр раннего развития ребенка до года в уфе

          «Говорящие руки»

Цель: эмоционально-психологическое сближение участников.

Время: 5-7 минут.

Ход упражнения: Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг.

Варианты инструкций образующимся парам:

Поздороваться с помощью рук.

Побороться руками.

Помириться руками.

Выразить поддержку с помощью рук.

Пожалеть руками.

Выразить радость.

Пожелать удачи.

Попрощаться руками.

Психологический смысл упражнения: происходит эмоционально-психологическое сближение участников за счет телесного контакта. Между ними улучшается взаимопонимание, развивается навык невербального общения.

Обсуждение: Что было легко, что сложно? Кому было сложно молча передавать информацию? Кому легко? Обращали ли внимание на информацию от партнера или больше думали, как передать информацию самим я.

 «Кто быстрее?»

Ход упражнения: Группа должна быстро, без слов, построить, используя всех игроков команды, следующие фигуры:

квадрат;

треугольник;

ромб;

букву;

птичий косяк.

Психологический смысл упражнения: координация совместных действий, распределение ролей в группе.

Обсуждение: Трудно было выполнять задание? Что помогло при его выполнении? Как Вы думаете, на что было направлено это упражнение?

Игры на сплочение коллектива

 Построиться в шеренгу по:

• росту;

• цвету волос;

• алфавиту имен;

• размеру ноги;

по наличию братиков и сестрёнок и т.д..

Посчитай. Командам выдается комплект небольших карточек с написанными на них цифрами. Задача — найти сумму всех чисел и назвать результат.

Что такое? Командам раздаются карточки с названиями 3—4-х предметов. Задача для каждой команды:

после краткого обсуждения задать присутствующим вопрос о предмете, не называя его, так, чтобы все остальные дали ответ. Например, что это такое?

• Удобное сиденье с подставками для рук? (Кресло.)

• Жидкость, предназначенная для соединения деталей? (Клей.) и т.д.

Дети проводят в школе достаточно много времени, и желание идти в школу с удовольствием часто зависит не только от выполненных или невыполненных домашних заданий, но и от того, как тебя встретят одноклассники, а самое главное, как тебя встретит учитель. Ведь специфика начальной школы состоит в том, что дети постоянно находятся рядом с нами.

Сплоченность и сформированность детского коллектива  зависит не только от перечня запланированных мероприятий, психологических тренингов, а в первую очередь от личностных качеств учителя.

Перечень заповедей классного руководителя, в соблюдении которых и проявляется его личность.

 Заповеди классного руководителя: 

  • Будь требователен к себе
  • Владей грамотной речью
  • Показывай пример во всём
  • Не будь равнодушным
  • Доверяй, но проверяй
  • Пообещал – сделай
  • Не раздражайся, будь терпелив и настойчив
  • Будь добрым, но не добреньким
  • Умей поставить себя на место ребёнка
  • Помни: максимум поощрения, минимум наказания
  • Не заводи любимчиков
  • Не требуй от ребёнка больше, чем он умеет.
  • Давай воспитаннику посильные задания.
  • Сумей смотреть с родителями в одну сторону.
  • Люби детей, чего бы тебе это ни стоило

Функции классного руководителя:

  • «контролер», обеспечивающий включение обучающихся в учебно-воспитательный процесс (контроль за посещением, поведением, дежурством, питанием; выяснение отношений с родителями, индивидуальная работа с обучащимися, игнорирующими учебно-воспитательный процесс);
  • «проводник по стране знаний», создающий условия для развития познавательного интереса и желания учиться (информирование обучающихся и родителей об особенностях школы и ее требованиях к обучающимся; проведение воспитательных мероприятий познавательного характера; оказание помощи обучащимся в самообразовании; координация усилий всех учителей, работающих в классе);
  • «нравственный наставник», содействующий соблюдению обучащимися норм и правил, разрешению возникающих конфликтов как между обучащимися, так и между обучащимися и педагогами (обучение этике и этикету; проведение бесед на нравственные, социальные, правовые темы; оценка поступков учеников; индивидуальная работа с обучащимися, нарушающими нормы поведения в образовательном учреждении);
  • «носитель культуры», помогающий освоить культурные ценности, на основе которых организован учебно-воспитательный процесс (проведение экскурсий, коллективных походов в музеи, театры, на выставки; организация вечеров и бесед о культуре, культмассовых мероприятий в школе и дома);
  • «старший товарищ», помогающий включиться в различные виды деятельности, берущий на себя часть заботы об обучающихся (формирование коллектива класса, организация коллективной творческой деятельности);
  • «социальный педагог», способствующий решению различных социальных проблем обучающихся (создание нормальных условий обучения в школе и дома, защита прав ребенка, формирование навыков социальной жизни);
  • «фасилитатор», оказывающий помощь обучащимся в самопознании, самоопределении, самореализации (проведение бесед, тренингов, игр; индивидуальная работа с обучащимися).

Не столь важно точно выделить главную функцию классного руководителя. Важно, чтобы дети чувствовали доброжелательный настрой к ним со стороны педагога, заинтересованность  его в совместной деятельности, тогда складываются доверительные отношения, которые ведут к конструктивной совместной деятельности

Планируя работу коллектива, учителю важно учитывать интересы детей.

И, каким бы ученик не был в учебе – отличником или «серым троечником» – он, для нас, яркая индивидуальная школьная личность. Сплочению коллектива способствуют разнообразные внеклассные мероприятия, где активное участие принимают не только дети, но и родители.

Работа по формированию коллектива должна проводиться последовательно, целенаправленно и не просто по схеме – плану (определённой фиксации проделанного), а комплексно в рамках целостной воспитательной деятельности. Именно она и должна стать фундаментом формирования коллектива и личности в работе классного руководителя.

«Слово – ДЕЛО ВЕЛИКОЕ. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей»

                                                                                                                         Л.Н.Толстой

Вы думаете, «классным» быть легко?

 Не спать от мыслей долгими ночами,

 И вслушиваться в шум учеников,

 И спорить с тем, кто не доволен мелочами.

 Прожить сто жизней, добрых и плохих,

 Чужой бедой болеть однажды.

 Да, может «классным» быть легко,

 Но КЛАССНЫМ ведь становится не каждый.

Источник