Роль картины в развитии ребенка

Роль картины в развитии ребенка thumbnail

Светлана Липинцева
Консультация для родителей «Роль картины в развитии речи детей раннего возраста»

Одной из главных задач обучения является развитие пассивной и активной речи ребенка.

Посредством речи взрослый детей с окружающим их предметным миром, обучает игровым действиям. Однако дети раннего возраста при ознакомлении их с предметами явлениями окружающей действительности не всегда могут самостоятельно воспринять и переработать исходящую от взрослых информацию, что указывает на необходимость развития понимания речи и познавательной деятельности в целом.

На втором году жизни совершенствуется понимание речи взрослых и возникает собственная активная речь ребенка.

Развитие у детей зрительного и слухового сосредоточения, внимания к речи и ее понимания осуществляется в процессе познания ребенком предметов и явлений окружающей действительности, т. е. формирование речевых и познавательных процессов происходит одновременно.

Для успешного развития речи детей раннего возраста на занятиях используют сначала игрушки или реальные предметы, а лишь затем картинки.

Для успешного развития речи ребенок должен видеть предмет, как можно чаще слышат его название, трогать его и выполнять с ним различные действия. Чем больше ребенок будет соприкасаться с предметом, тем успешнее будет развиваться его реакция на слово, обозначающее этот предмет, тем легче будет ребенку соотнести реальный предмет с предлагаемой ему в последствии картинкой. Чтобы ребенок вместо мимики, жеста или молчаливого выполнения действия, мог употребить слово, можно использовать такие приемы, способствующие развитию речи:

– сначала педагог сам называет предмет, изображенный на картинке,а затем задает вопрос: кто это? что это?

– глядя на картинки можно произносит слова сначала совместно с ребенком, затем отраженно. Можно использовать самостоятельное произнесение слова ребенком, а также договаривание слова в знакомой ребенку ситуации (например, «Девочка кормит …куклу»).

При рассматривании картинок необходимо научить детей понимать, что признаки, свойственные одному предмету, могут быть и у других предметов (например, помидор красный, мяч красный; глаза есть у зайчика, мишки, кошки и т. д.).

С помощью предметных картинок в двухлетнем возрасте дети уже могут устанавливать сходство предмета с его изображением, называть предмет полным словом. Развитие речи происходит в форме простого нераспространенного предложения.

Работа с предметными картинками в данном возрасте способствует развитию зрительного и слухового внимания, памяти.

В возрасте 2,5-3 лет у детей происходит интенсивное расширение как пассивного, так и активного словаря. С помощью предметных картинок совершенствуется фразовая речь в форме простого распространенного предложения; совершенствуется структура слова, фонетическая сторона речи, ее грамматический строй; дети учатся классифицировать предметы по основному действию с ними.

Расширение словаря и развитие связной речи происходит и с помощью сюжетных картинок. Дети учатся видеть сюжет картинки, т. е. узнавать знакомых персонажей и совершаемые ими действия. Они называют слова-предметы и слова-действия полными словами и связывают их между собой, а отсюда, как следствие происходит совершенствование связной речи, состоящей из простых распространенных предложений. Таким образом, дети учатся отвечать на вопрос по содержанию картинок не односложно, а полно, развернуто.

При работе с картинками педагогу важно учитывать необходимость связи реальной действительности, опыта ребенка с тем, что изображено.

Л. Павлова в своей книге «Раннее детство: развитие речи и мышления», раскрывая динамику усложнения работы с картинками, считает, что если ребенок третьего года жизни способен домыслить то, что не изображено, его можно «вывести за пределы непосредственного окружения, например, в игровой сказочной форме знакомить с дикими животными». И это может быть одна из форм обогащения «языковой сферы».

Источник

Жигарина Марина Сергеевна
Консультация для воспитателей значение картинок в развитии речи

Особую роль картинки в развитии речи детей дошкольного возраста отводила Тихеева Е. И.

Она писала что картинкам как фактору умственного развития ребёнка должно быть отведено почётное место с первых лет жизни. Картины раздвигают поле непосредственного наблюдения.

Поэтому-то картины так цены и значение их так велико. Рассматривание картиныв раннем детстве преследует тройную цель:

1. Упражнение способности наблюдению.

2. Поощрение сопутствующие к наблюдению интеллектуальных процессов (мышление, воображение, логического суждения).

3. Развития языка ребёнка.

Большую радость, которую доставляют ребёнку, начиная со второго года жизни рассматривание картинок, развивают сенсорно-моторные способности восприятия. Развивается способность при рассматривании картинок разбираться, при участии языка в её подробностях.

Занятия с детьми по картинкам в методике развития речи занимает первенствующее место. Свои перспективы ребёнок охотно претворяет в речь. Эта потребность является пособником в деле развития его языка «По своему содержанию картина должна соответствовать возрасту детей и уровню их развития. Дети проявляют исключительную любовь к картинкам: они напоминают им видимое, или лично пережитое, возбуждают их воображение. Этой любовью следует широко пользоваться для развития языка ребёнка».Поэтому в ДОУ проводятся два вида занятий: рассматривание картинок с беседой о них и составление детьми рассказов на материале картинки. При этом дошкольники овладевают преимущественно диалогической речью. Способствует развитию монологической речи. Дети младшего возраста учатся описывать картины, опираясь на вопросы педагога. Рассматривая картину, маленький ребёнок всё время говорит. И поэтому педагог должен поддерживать этот детский разговор, должен сам говорить с детьми путём наводящих вопросов.

Таким образом, рассматривание картин побуждает ребёнка к речевой активности, обуславливает тему и содержание рассказов, их нравственную направленность.

Особое место в работе по развитию у детей речи занятия и игры с предметными и сюжетными картинками. Рассматривая их вместе со взрослым, малыши узнают персонажей, изображённых на картинке, охотно называют их, вспоминают то, что знали раньше. Привлекательность для детей занятий с картинками связана с их наглядностью, сочетающейся со словом. Каждая картинка изображает реальные предметы и явления, имеющие определённые словесные обозначения – названия. Рассматривая изображения и названия их, дети называют и предметы, которые в данный момент не воспринимают, но названия которых хранятся в их памяти. Это свойство картинок особенно важно для развития речи детей раннего возраста.

Рассматривание картинок, название не только того, что на них нарисовано, но и того, что отсутствует на изображении, становится ступенькой в возникновении и постепенном развитииу детей способности оперировать словесным материалом без опоры на наглядность: слушать рассказываемые взрослым сказки, рассказы, а позже и самим их пересказывать.

Работа с картинками должна строиться по принципу от простого к сложному. Сначала следует предлагать детям изображения лиц, а также отдельных простых по форме предметов, наиболее часто встречающихся в их повседневной жизни (чашка, кроватка, туфельки, кошка, мышка). Затем эти изображения можно усложнять, вводя дополнительные детали.

В педагогическом процессе можно использовать разнообразные тематические наборы картинок: (посуда, одежда, овощи, животные и т. п.); сюжетные картинки с изображением различных действий (кошка пьёт молоко) и их последовательности (например, иллюстрации к сказкам).

В играх с картинками дети могут не только называть изображённые на них предметы и действия, но и подбирать их по словесной инструкции, развёрнуто отвечать на вопросы. К играм с картинками относятся также различного рода лото, домино и простые сюжетные игры с использованием картинок – заменителей реальных предметов.

Подобные игры способствуют расширению словарного запаса, формированию обобщённого значения слов, развитию грамматического строя речи, стимулируют активное её использование. Картинки играют важную роль и в формировании у детей способности оперировать образами, вызванными словом.

У детей младшего возраста при рассматривании картинок формируется представление о величине, цвете, различие состояний. При рассматривании увеличивается словарный запас. Важно направлять внимание ребёнка на детальное рассматривание изображения. Это повышает интерес к тому, что изображено, помогает развивать обобщение и различные операции, устанавливать связи.

В результате у ребёнка формируется умение не только повторять слова вслед за воспитателем, но и самостоятельно высказывать свои суждения.

Важное значение имеет чтение книг с иллюстрациями. Взрослый привлекает внимание детей к картинке и читает текст или ведёт рассказ своими словами.

При рассматривании иллюстраций ребёнок сам может рассказать что написано в книге. Он может так же помочь детям вспомнить свой рассказ, по поводу той или иной иллюстрации.

Воспитание высокообразованных людей включает в себя овладении всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главных задач Д. О. У. – формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературного языка.

Источник

Особую роль картинки в развитии ребенка и в развитии речи детей дошкольного возраста отводила Е.И. Тихеева. [12] Она описала что картинам как фактору умственного развития ребенка должно быть отведено почетное место с первых лет его жизни. Мы знаем, какое громадное значение имеют опыт и личное наблюдение ребенка для развития его и мыслительной способности и речи. Картины раздвигают поле непосредственного наблюдения. Образы, представления, ими называемые, конечно, менее ярки, чем те, которые дает реальная жизнь, но во всяком случае они несравненно более ярки и определенны, чем образы, называемые голым словом. Видеть жизнь во всех ее проявлениях собственными глазами нет никакой возможности. Поэтому-то картины так ценны и значение их так велико. Рассматривание картины в раннем детстве преследует тронную цель:

1) Упражнение способности к наблюдению;

2) Поощрение сопутствующих наблюдению интеллектуальных процессов (мышления, воображения, логического суждения).

3) Развитие языка ребенка.

Большинство восприятий ребенка становится его достоянием, пройдя через его моторную сферу, его деятельность. Одни лишь картины специально предназначены для того, чтобы поощрять развитие спокойного, немоторного созерцания.

Большая радость, которую доставляют ребенку, начинания со второго года, картинки, доказывает, что наряду с сенсорно-моторным способом восприятия у него проявляются уже начатки функций высшей формы – чисто созерцательной. Развивать способность рассматривать картинку, разбираться при участии языка в ее подробностях – основная цель при занятиях с детьми дошкольного возраста. Занятиям с детьми по картинкам принадлежит методике развития речи детей первенствующее место. Свои переживания ребенок охотно претворяет в речь. Эта потребность является пособником для развития его языка. Молчаливое рассматривание картины составляет исключение. Рассматривая картинку, маленький ребенок все время говорит. Педагог должен поддерживать этот детский разговор, должен сам говорить с детьми, путем наводящих вопросов руководить их вниманием и языком.

При выборе картин в целях обогащения представлений, понятий и развития языка следует соблюдать строгую постепенность, переходя от доступных, простых сюжетов к более трудным и сюжетным. По своему содержанию картина должна соответствовать возрасту детей и уровню их развития, но она достигает своего назначения только тогда, когда предоставляет простор для расширения их умственного кругозора и для увеличения запаса слов. Дети проявляют исключительную любовь к картинам: они напоминают им виденное, ими лично пережитое, возбуждают их воображение. Этой любовью следует широко пользоваться для развития наблюдательности, ясности мышления и языка детей. Содержание картин постепенно усложняется: Деям дошкольникам от одного до трех лет, мы предлагаем картины с изображением одного хорошо им известного предмета (собаки, кошки, яблока и т.п.). Трехлеткам можно предложить два – три предмета в логическом соотношении. Для детей 6-7 лет на картинах могут быть представлены сложные ситуации. Для них картины являются не только средством для закрепления представлений о знакомых предметах и явлениях, но и для ознакомления с новыми, добытыми путем жизненных наблюдений.

Ведя с детьми занятия по картинкам, следует руководствоваться следующими основными положениями.

1. Картина должна быть графически грамотной и не одной из своих деталей не искажать действительности.

2. Своим содержанием картина должна психологически соответствовать возрасту ребенка, а потому картины должны предлагаться детям в соответствующей последовательности.

3. Рассматривание картины может продолжаться лишь до тех пор, пока ребенок проявляет интерес и внимание.

4. Число картин, вводимых в детскую жизнь, должно быть педагогически обосновано.

5. Воспитание наблюдательности и сознательного созерцания отнюдь не должно ограничиваться использованием одних картин.

6. Занятия по картинам достигают всех связанных с ними целей только при активном пользовании воспитателем и детьми речевого общения.

7. Картина, показывается детям, выставляется на доске или мольберте против света. Дети усаживаются против нее полукругом. Для показа необходима специальная полочка. Показывать пальцем не дозволяется.

8. Участвуя в игре или занятии, педагог своим примером, показом стимулирует детей к желательным речевым реакциям.

Виды работы по картинам многочисленны. Одна и та же картина может служить материалом для ряда разнообразнейших видов занятий. Не надоедать одними и теми же впечатлениями и образцами – одно из педагогически правил. Надо стремиться, чтобы рассматриваемые картины способствовали развитию в детях эстетического чувства.

Детский сад должен позаботиться о том, чтобы у него был подбор картин, могущий удовлетворять все запросы текущей работы. Помимо картин, назначенных для вывешивания на стене, дожжен быть подбор картин, классифицированных по темам, назначение которых – служить материалом для проведения определенных методических занятий. Для этих целей могут служить открытки, картинки, вырезанные из пришедших в негодность книжек, журналов, даже газет, и наклеенные на картон, монтированные из частей плакатов. Воспитательницы владеющие графической грамотностью, могут простенькие, несложные картинки рисовать сами. Ради удобства пользования картинами надо основательно подумать технику их хранения. Для каждой темы должно быть свое место: конверт, ящик, место в шкафу и т.п. Только в том случае педагог сможет в любой момент найти нужную картину. Содержание картин, вывешиваемых на стене обусловлено запросами текущей педагогической работы. Требованиями и условиями момента, а потому они должны соответственно меняться. Дети любят рассматривать картины индивидуально, руководствуясь собственным интересами и выбором, а потому должны быть картины и для свободного пользования детей. Содержание их должно быть по возможности разнообразно и доступно пониманию детей. Картинки для свободного пользования детей выкладываются в сменном порядке на определенный срок в местах, откуда дети берут по своему усмотрению: в коробках и т.п. Большое внимание должно быть обращено на то, чтобы и эти картинки сортировались и хранились так, чтобы пользование ими не вызывало у детей никаких затруднений. Картинки играют огромную значительную роль в развитии речи детей, поэтому необходимо как можно шире использовать их в практике.

Источник

Роль картинки в развитии речи ребёнка

Сиротюк Н. И.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 96 «Детский сад комбинированного вида «Капельки», г. Норильск, Красноярский край, Россия

В статье описывается игровая методика рассматривания картинок с детьми дошкольного возраста для активизации их чувств, внимания, наблюдательности и развития речи.

В развитии ребенка наиболее действенными являются те средства, которые влияют на его чувства. Маленькие дети значительно легче и глубже усваивают знания, приобретают те или иные навыки, если объяснение взрослого сопровождается показом. Хорошая картинка доставляет радость ребенку, активизирует его чувства и мысли, расширяет кругозор, способствует усвоению родного языка.

Великий русский педагог писал: «Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он долго и напрасно будет мучиться над ними, но свяжите с картинками 20 таких слов – и ребенок усвоит их на лету» [1].

Из всех видов изобразительного искусства картины наиболее понятны и доступны детям, так как в них есть сюжет. Картины, показываемые детям, должны быть художественны, разнообразны и понятны. Очень близки и понятны дошкольникам картинки, на которых переданы эпизоды из детской жизни.

Занятия по картинкам имеют большое значение для развития речи детей. У ребенка имеется в запасе много слов, но он не связывает слова с предметами. При помощи картинки или книжки-картинки взрослые помогают детям узнавать и называть предметы, уточняя и обогащая словарь ребенка. Постепенно взрослые учат ребёнка не ограничиваться перечислением указанных на картине предметов, а рассказывать о её содержании. Очень важно использовать эти занятия для преодоления у некоторых детей неразговорчивости, застенчивости, так как молчаливость мешает им дружить со сверстниками, что создаёт впоследствии большие трудности в учёбе.

Приёмы руководства рассматриванием картин многообразны: вопросы, советы, объяснения, рассказ, игровые приёмы. Выбор того или иного приёма зависит от содержания картины, т. е. от того, насколько это содержание близко, понятно детям; от того, насколько оно впечатляюще действует на ребенка; от умственного развития и индивидуальных особенностей детей, а главное − от тех задач, которые решают взрослые показом данной картины.

Вопросы, как средство обучения ребенка умению правильно воспринимать картинку и рассказывать о ней, необходимо использовать умело. Вопрос должен, прежде всего, привлечь внимание к картине. Есть вопросы, помогающие восприятию общего смысла картины, или вопросы, помогающие узнавать изображенные предметы, их качества, характерные признаки, действия; вопросы, помогающие устанавливать связи между двумя или всеми частями картинки; вопросы, стимулирующие активность воображения, выход за пределы картинки, придумывание начала и конца. Например: «Расскажи, про что нарисовано?», «Скажи, что нарисовано?», «Кто нарисован?», «Что делает?» – побуждают ребенка к углублённому восприятию картины и более подробным рассказам.

Иногда бывает недостаточно вопроса, чтобы привлечь внимание к картинке; нужен совет взрослых, подсказка, помогающая уточнить название, состояние, качество того предмета, который нарисован. Взрослые должны подсказать или помочь ребёнку вспомнить слово, которого ему не хватает для того, чтобы передать то, что он видит. Точные слова, которыми ребёнок обозначает изображение, существенно влияют на осмысливание картинки и развитие детской речи.

При обобщении в небольшом рассказе содержания картинки дети нуждаются в образце. Описание картинки, данное взрослым, служит таким образцом. Рассказы взрослых по картинке помогают ребёнку целеустремлённо рассматривать картинку, глубже понимать её содержание, лучше чувствовать художественные особенности и правильно описывать свои впечатления.

Одним из приёмов, используемых мной в работе с картиной, является её «обживание». Так, например, предложив ребенку рассмотреть иллюстрацию Ю. Васнецова к русской народной сказке «Заячьи слёзы», вначале предоставьте ему возможность просто «войти» в картинку. «Идёшь ты по осеннему лесу листья с деревьев уже осыпались, и только ягоды рябины манят яркими огоньками, и вдруг видишь – избушка стоит, а в окошечко выглядывают её хозяева, ты хотел бы зайти к ним в гости?». После можно поговорить о том, как зайчик и петушок встретят его, покажут ему свой домик, поиграют с ним.

Также можно предложить найти предметы заданного цвета; найти то, что можно разделить пополам; найти чего по два, чего много, чего по одному, что может летать, что съедобное, что твёрдое, что лёгкое, что мягкое; кто больше увидит признаков времени года; кто найдёт слова, в которых слышится звук «у», «о»… Можно искать странности в содержании картинки. Можно предложить выбрать самый яркий признак (что больше всего понравилось) и ассоциировать с чувствами (о чём напоминает, какое настроение вызывает).

Активизировать и поддерживать интерес к картине мне помогают игры: «Красный, желтый и зеленый», «Салочки», «Прятки», «Жмурки», «Посмотри, запомни, назови», «Знатоки», «Запомни картинку и расскажи» [2].

«Красный, жёлтый и зеленый»

Ведущий называет любой из нарисованных на картине предметов. Задача играющих − составить цепочку из предметов того же цвета. Например, ведущий говорит: «Всё зеленое! Зелёный листок». Играющие могут назвать не только те предметы, которые нарисованы, но и те, которые они вспомнят сами. Цепочка замыкается, когда предмет назовёт последний играющий. Тогда ведущий называет следующий цвет.

«Салочки»

Ведущий приглашает одного из играющих к картине и просит внимательно слушать и выполнять его команды. Ведущий называет объекты картины, а играющий должен быстро «осалить» − дотронуться палочкой-указкой до названных предметов. Как только он ошибся, ведущим становится другой. Выигравшим оказывается тот, кто будет самым внимательным.

«Прятки»

Для этой игры нужно вырезать из картона «прятку» − кружочек с ручкой. Одному из детей предлагается подойти к картине, внимательно рассмотреть и отвернуться, а ведущий закрывает «пряткой» какой-то элемент картины. Если ответ правильный, играющий получает фант.

«Жмурки»

Выбирается жмурка. Остальные участники называют героя, которого жмурка должен «поймать». Жмурка смотрит на объект, стараясь запомнить, где он расположен. Затем ему завязывают глаза, и он, вытянув руку вперёд, идёт к картине и прикасается ладонью к тому месту, где, как ему кажется, изображён объект. Остальные наблюдают. Если жмурка «поймал», то он получает фант. Выигравшим считается тот, кто получит больше фантов.

«Посмотри, запомни, назови»

Ведущий, не называя предмета, сообщает один-два или три характерных признака. Нужно отгадать − какой предмет загадан.

«Знатоки»

Дети рассматривают картину, попутно составляя вопросы. Желающий быть знатоком подходит к картине, а остальные задают вопросы. Картина не убирается, ответы знаток ищет в картине.

«Запомни картинку и расскажи»

Картинка внимательно рассматривается, подмечаются незначительные детали. Знаток отворачивается, а остальные задают вопросы по картине. Можно усложнить задание, предложив индивидуально придумать по одной картине кому сказку, кому рассказ; составить рассказ в разных стилях; изобразить сценкой.

«Дорисуй картинку»

Дети могут дорисовать недостающие структурные части к предложенной картине. Например, нарисовать начало или конец предложенного сюжета или нарисовать на четырёх маленьких листочках весь задуманный сюжет. А после этого последовательно рассказать.

Для обучения детей умению рассказывать в определённой последовательности хорошо использовать рассказы в картинках. Рассматривая эпизод за эпизодом, ребёнок, как по плану, последовательно излагает содержание каждой картинки, объединяя впоследствии содержание всех эпизодов в одном рассказе.

Составляя рассказ по серии сюжетных картинок дети составляют текст коллективно (командами). При этом каждый раз изменяются варианты показа картин. Сначала показывается только одна открытая картина, остальные закрыты. Затем, когда первая группа детей уже составила рассказ, открывается следующая картина. Рассказ составляет другая команда и, наконец, открываются все картины, и дети составляют коллективный рассказ. Варианты показа картин могут быть разными: открывается последняя картина, и дети видят, чем заканчивается сюжет, а затем открываются все остальные или открываются первая, третья и пятая картины. Распределение детей для рассказывания по первой, второй или последней картине развивает у них представление о композиции рассказа. Кроме того, такая деятельность развивает у детей умение договариваться между собой, уступать товарищам.

Развитие умения выстраивать сюжетную линию в рассказе, использовать разнообразные средства связи между смысловыми частями высказывания формирует у детей элементарное понимание структурной организации текста, влияет на развитие у них наглядно-образного и логического мышления.

Живой игровой процесс рассматривания картин поддерживает интерес, развивает внимание, наблюдательность, быстроту реакции в детской аудитории, даёт возможность всмотреться в содержание картины.

Литература

1. Жуковская  картинки в воспитании ребёнка дошкольного возраста. – М., 1954, 40 с.

2. Турглан Е. Играйте все. – М., 1988, 36 с.

Источник