Роль эстетического воспитания для развития личности ребенка

Роль эстетического воспитания для развития личности ребенка thumbnail

Роль эстетического воспитания в развитии личности обучающихся

Роль эстетического воспитания, художественный вкус в развитии, всестороннем формировании трудно переоценить, когда личность уже сложилась. Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. Б.Т. Лихачев пишет: «Период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни». В этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности [13; 35]. Сущностные нравственно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь.

Исключительно велико и многообразно влияние искусства как важнейшего элемента красоты и эстетического отношения к действительности на человека. Оно, прежде всего, выполняет большую познавательную функцию и тем самым способствует развитию сознания и чувства личности, ее взглядов и убеждений.

В.Г. Белинский отмечал, что в познании окружающего мира имеется два пути: путь научного познания познание средствами искусства. Он указал, что ученый говорит фактами, силлогизмами, понятиями, а писатель, художник – образами, картинами, но говорят они об одном и том же. Экономист, вооружаясь статистическими данными, доказывает, что положение того или иного класса ухудшилось или улучшилось вследствие таких-то и таких-то причин. Поэт же показывает эти изменения с помощью образного, художественного изображения действительности, воздействуя на фантазию и воображение читателей. В этой связи В.Г. Белинский подчеркивал, что искусство способствует развитию сознания и убеждений человека не меньше, чем наука.

Формирование эстетических идеалов у детей, как части их мировоззрения, сложный и длительный процесс. Это отмечают все педагоги и психологи, философы упомянутые выше. В ходе воспитания жизненные отношения, идеалы претерпевают изменения. В отдельных условиях под влиянием товарищей, взрослых, произведений искусства, жизненных потрясений идеалы могут претерпевать коренные изменения. «Педагогическая суть процесса формирования эстетических идеалов у детей с учетом их возрастных особенностей состоит в том, чтобы с самого начала, с раннего детства, формировать устойчивые содержательные идеальные представления об обществе, о человеке, об отношениях между людьми, делая это в разнообразной, изменяющейся на каждом этапе новой и увлекательной форме» [13; 55], – отмечает в своей работе Б.Т. Лихачев.

Сегодня для дошкольного и младшего школьного возраста ведущей формой знакомства с эстетическим идеалом является литература, музыка и живопись.

Большую роль играет искусство и эстетическое воспитание в формировании нравственности. Еще Аристотель писал, что музыка способна оказывать влияние на эстетическую сторону души, и поскольку она обладает таким свойством, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи.

Отмечая эту сторону воздействия искусства на личность, А.М. Горький называл эстетику этикой будущего. Это воздействие носит сложный характер и опосредуется силой и глубиной его влияния на сознание, эмоции и чувства человека.

Искусство, в особенности литература, является могучим средством духовного возвышения человека. Чем больше я читаю, писал А.М. Горький, тем больше книги роднят меня с миром, тем ярче и значительнее становится для меня жизнь. А.М. Герцен отмечал, что без чтения нет и не может быть ни вкуса, ни стиля, многосторонней шири понимания.

Благодаря чтению человек переживает века. Книги оказывают влияние на глубинные сферы человеческой психики. Недаром Э. Хемингуэй сравнивал книги с айсбергом, большая часть которого находится под водой. Искусство развивает эстетическую культуру человека, учит его понимать прекрасное и строить, как уже отмечалось, жизнь «по законам красоты».

С младшего школьного возраста происходят изменения в мотивационной сфере. Мотивы отношения детей к искусству, красоте действительности осознаются и дифференцируются. Д.Б. Лихачев отмечает в своей работе, что к познавательному стимулу в этом возрасте добавляется новый, осознанный мотив. Это проявляется в том, что «…одни ребята относятся к искусству и действительности именно эстетически. Они получают удовольствие от чтения книг, слушания музыки, рисования просмотра фильма. Они еще не знают, что это и есть эстетическое отношение. Но в них сформировалось эстетическое отношение к искусству и жизни. Необходимо, чтобы тяга к духовному общению с искусством постепенно превращалась для них в потребность».

Однако влияние искусства на воспитание человека в определяющей мере зависит от его художественно – эстетического развития. В восточных странах говорят: «Нет красоты в песках пустыни, есть красота араба». Без знания законов художественного отражения действительности, без понимания языка и художественных средств искусство не возбуждает ни мыслей, ни глубоких чувств. Оно приносит удовольствие и наслаждение только человеку, который имеет соответствующую подготовку и в достаточной степени эстетически образован. Чтобы воспринимать красоту оперного искусства, например, необходимо знать его особенности, понимать язык музыки и вокала, с помощью которых композитор и певцы передают все оттенки жизни и чувств и воздействуют на мысли и эмоции слушателей. Восприятие поэзии и изобразительного искусства также требует определенной подготовки и соответствующего понимания.

Даже интересный рассказ не будет захватывать читателя, если у него не выработана техника выразительного чтения, если всю свою энергию он будет затрачивать на составление слов из произносимых звуков и не будет испытывать художественно-эстетического воздействия. Задача школы – обеспечить необходимую эстетическую подготовку учащихся, ввести их в большой мир искусства, сделать его действительным средством познания окружающей действительности, развития мышления и нравственного совершенствования.

Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, мышление, память. В раннем детстве ребята живут непосредственной, глубоко эмоциональной жизнью. Сильные эмоциональные переживания надолго сохраняются в памяти, нередко превращаются в мотивы и стимулы поведения, облегчают процесс выработки убеждений, навыков и привычек поведения. В работе Н.И. Киященко довольно четко подчеркивается, что «педагогическое использование эмоционального отношения ребенка к миру – один из важнейших путей проникновения в детское сознание, его расширения, углубления, укрепления, конструирования». Он также отмечает, что эмоциональные реакции и состояния ребенка являются критерием действенности эстетического воспитания. «В эмоциональном отношении человека к тому или иному явлению выражается степень и характер развитости его чувств, вкусов, взглядов, убеждений и воли» [10; 29].

Таким образом, младший школьный возраст-это особенный возраст для эстетического воспитания, где главную роль в жизни школьника играет учитель. Пользуясь этим, умелые педагоги способны не только основать прочный фундамент эстетически развитой личности, но и посредством эстетического воспитания заложить подлинное мировоззрение человека, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности. Именно педагог несет ответственность за дальнейшее развитие ребенка не только в интеллектуальном развитии, но и эстетическом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Афонина Г.Н. Уроки развития речи: Пособие для учителей 1–4 классы. – М.: Рольф, 2001. – 176 с.

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1986. – С 38–93.

  1. Бабанский Ю.К. Педагогика. – М., 1988. – 523 с.

Борев Ю. Эстетики. – М., 1981. – 387 с.

  1. Буданова И.В. Воспитание в детях чувства прекрасного/Начальная школа. – 1999. – № 6. – С.17–21.

Витковская Н.С. Формирование эстетической культуры младших школьников – Киев, 1985. – 134 с.

Источник

  «Роль эстетического воспитания в развитии личности»  

Только то, в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его, в его первую пору жизни.

Коменский Я.

 Эстетическое воспитание – это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребёнка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее.                                                                            

Формирование эстетических чувств начинается с раннего детства. Художественная литература играет особую роль в воспитании детей, расширяя их представления о живой реальности, помогая ребенку познавать жизнь, формируя его отношение к окружающему, воспитывая духовно и нравственно. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих их людей, что пробуждает у них гуманные чувства – способность проявить участие, доброту, милосердие, чувство справедливости.

Мы должны понять потребности ребенка, его ближний путь к успеху через художественно-нравственное воспитание. А оно у каждого свое. Только тогда среда может претендовать на звание «развивающей». Когда она содержит материал, посильный каждому ребенку, когда она обеспечивает ступеньки того самого продвижения, о котором мы говорим, подразумевая развитие.

В «книжном уголке» мы имеем возможность привить навыки культуры обращения с книгой:

– закреплять основные умения самостоятельно и аккуратно рассматривать книги. Эти умения должны стать привычкой!

–  обращать внимание детей на то, что книги легко мнутся и рвутся, показывает способы ухода за ними, привлекать к наблюдениям за ремонтом книги и участию в нем;

– во время рассматривания картинок в книге обращать внимание детей не только на героев и их действия, но и на выразительные подробности (костюм героя, своеобразные предметы обстановки, некоторые детали пейзажа и пр.).

Творческие занятия имеют большое значение для всестороннего развития личности ребёнка. Они способствуют умственному развитию детей благодаря тому, что в основе создаваемого ими изображения лежат впечатления, полученные детьми из окружающей жизни непосредственным путём, через восприятие предметов и явлений, выделение их свойств и качеств (формы, величины, строения, цвета, фактуры и др.).  На ИЗО решаются не только традиционные задачи по формированию изобразительных умений и навыков, но и специфические задачи по коррекции и развитию эмоциональной и познавательной сферы ребёнка, задачи по речевому развитию и развитию мелкой моторики ребёнка.

Ребенок легко переключается с одного вида деятельности на другой, активно общается и быстро вступает в игру, увлекаясь придуманным образом, действием. Поэтому любой вид творческой работы детей целесообразно подкреплять другими видами деятельности (словом, жестом, песней, игровой ситуацией, игрой-драматизацией).  

В дошкольном возрасте широко применяются игровые методические приемы. Ребенок успешнее усваивает разнообразную деятельность, если  воспитатель и родитель создает игровые ситуации, если художественный материал представлен в увлекательной форме, если между детьми возникают игровые соревнования.

Источник

Людмила Горшкова

Влияние эстетического воспитания на формирование личности ребенка

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда, откладывает в его душе отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, их настроение, слова, взгляды, жесты, мимика – все это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании. Так каким же должно быть эстетическое воспитание, чтобы в полной мере повлиять на полноценное формирование личности, и от каких критериев оно зависит?

В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями об их характере и назначении. В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание путем интериоризации. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.

Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру. По-видимому, в той мере, в какой красота совпадает с добром, можно говорить о морально-нравственной функции эстетического воспитания.

Весьма заметна роль эстетического воспитания в развитии познавательной способности личности. Исследователи отмечают, что, формируя «эстетическое мышление», воспитание способствует целостному охвату на индивидуальном уровне особенностей культуры данной эпохи, пониманию ее единства и стилистического родства, что, по мнению польского ученого И. Войнара, является необходимой предпосылкой ее теоретического познания.

Вместе с тем, отдавая дань эстетическому воспитанию как специфическому способу развития «интеллектуальной ориентации», нельзя абсолютизировать гносеологический подход, что на практике может выразиться в сугубо просветительском понимании сущности и задач эстетического воспитания, к сведению последнего к художественному образованию, обучению. Научить индивида воспринимать уже готовые продукты эстетической деятельности – это важное, но отнюдь не исчерпывающее всего комплекса задач в качестве специфической стороны любого вида творческой деятельности, поскольку именно развитие творческих способностей личности и следует считать в качестве главной задачи эстетического воспитания.

Эстетическое образование, приобщение детей к сокровищнице мировой культуры и искусства – музыке, живописи, хореографии – все это лишь необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспитания – формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты.

Хореографическое искусство одно из самых древнейших на земле. Еще за несколько тысячелетий до новой эры существовали трудовые, магические, охотничьи, воинственные танцы… Правда, многие из них (как позже игрища и хороводы, а в 16-17 веках даже балеты) представлялись в синтетическом виде, т.е. в союзе со словом и вокалом. Этот факт мы не можем оставить без внимания при составлении учебной программы хореографического образования будущего.

В качестве учебной дисциплины танец занимал большое место в культуре древних греческих городов-государств в 6-3 веках до нашей эры, а позже и в Римской империи. Однако здесь его этико-эстетическое значение стояло на втором месте, а на первом – физическое совершенствование тела.

Наша задача – уравновесить эти составляющие и, кроме того, достичь гармонии между внутренним микрокосмосом отдельного человека и микрокосмом Вселенной. Ведь танец – действенный инструмент пробуждения и активизации тонких энергий жизни. Это внешнее выражение внутреннего духа. Танец и движение присущи Вселенной. В связи с этим предполагается рассмотреть следующие аспекты темы:

1. Воспитание на основе ритма или вернее воспитание ритмически организованного человека.

Ведь в сущности абсолютное чувство ритма существует также, как и абсолютный слух. Ритму можно научить, как учат, скажем, классическому или народно-сценическому танцу, хореографии в стиле «модерн».

В ряде наших школ ритмика номинально предполагается, где чаще заменяется обыкновенной хореографией. Конечно, в основе танца лежит ритм, однако ритмика и хореография не совсем одно и то же. Танцевальные этюды, на мой взгляд, являются лишь одной из составляющих элементов урока ритмики, причем с использованием этой части в финале урока. В целом же урок ритмики должен состоять из следующих компонентов и выстраиваться в последовательности:

– разминка (марши, упражнения на стопы, колени, бедра, поясницу, шею);

– хлопки, притопы с постепенным усложнением ритмической структуры;

– основы дирижирования с последующим «угадыванием»музыкального размера;

– этюды на развитие фантазии учащихся, в основе которых лежит учение А. Дельсарта о выразительном человеке и о естественной его пластике, а также система ритмического воспитания Э. Жака-Далькроза (прежде, чем ученик сядет за инструмент и будет играть ту или иную музыкальную вещь, он должен изобразить, а лучше выразить эту музыку телом);

– хореографические этюды на 2/4, 3/4, 4/4, 6/8 и пр.

2. Развитие пластических способностей и исправление физических недостатков ребенка.

Опыт показал, что большинство современных детей плохо гнутся (факт преждевременного старения организма), не могут сесть в «шпагат» и пр. Для исправления такой ситуации существует система тренажа английского хореографа Бориса Князева (эмигрант первой волны), состоящая из 30 упражнений, которую я активно использую. Каждое рассчитано на 16 или 32 такта музыкального сопровождения. Большинство упражнений выполняется лежа на спине, а затем – лежа на животе. Следуя этой системе можно:

– достичь правильной подготовки к танцам;

– исправить физические недостатки (полнота, сутулость, искривление позвоночника, рахит, кривые ноги, плоскостопие);

– приобрести упругость, эластичность всего тела, необходимые не только тем, кто собирается стать танцовщиком, но и всем, кто хочет иметь здоровое, правильно сформированное тело.

3. Путь к духовному развитию ребенка через танец, стимулирование жизненной силы, восстановление жизненной энергии, пробуждение творческого начала.

Тело человека создано для движения, которое также естественно и необходимо для жизни, как и дыхание. Как и дыхание, движение дает нам энергию, позволяет выйти за пределы обыденного восприятия. Движение уравновешивает, исцеляет, пробуждает энергию, необходимую для обретения силы, духовного совершенствования, для жизни и даже для смерти.

Танец – это движения тела, которые индивидуальны для каждого из нас. Они характеризуют нас, подчеркивают индивидуальные черты. Движения тела как бы соединяют внешний мир человека с внутренним и служат мостиком между ним и его божественной сущностью. Для того, чтобы движения тела обладали силой, ими нужно научиться управлять. Именно для этого и существует система известнейшего американского исследователя, преподавателя и писателя Теда Эндрю под экстравагантным названием «Магия танца». Это целый каскад отдельных движений, естественных и знакомых, связанных с какими-либо образами и основанных на подражании живой природе. Здесь существует методика, в которой используются свои позиции, ракурсы и позы. Если же чуть пристальней присмотреться к системе, то на занятиях 1-3 года обучения:

– физическими элементами здесь являются шаги или движения и те формы или образы, которые мы принимаем. В большинстве же случаев это подскоки, прыжки, подпрыгивания на одной ноге, бег вприпрыжку и галопом, кружение, шаг и скольжение;

– в основе музыкального сопровождения – классическая музыка (желательно медленная и тихая);

– частая смена ритмов, свобода во всем теле, минимум одежды;

– мелодии должны соответствовать  настроению; можно выразить музыку в движении, дать волю фантазии.

Все это вместе – основа участия человека в ритуале танца.

Все эти вышеописанные аспекты темы «Хореографическое искусство в системе дополнительного образования ХХI века» являются обязательными для всех детей и подкрепляются беседами по хореографии, музыке и изобразительному искусству. Это своеобразная первая ступень в системе дополнительного образования.

Дальнейшее же обучение танцу по его видам: классический, народно-сценический, бальный, «модерн», концептуальная хореография является выборочным, т.е. по желанию и способностям учащихся.

Основой для занятий классическим танцем первого года обучения является экзерсис у станка, который включает в себя следующие упражнения:

– полуприседание и полное приседание (plie);

– упражнение на развитие подвижности стопы (battement tandu);

– маленькие броски (battement jetes);

– большие броски (grand battement jetes);

– перегибы и наклоны корпуса (port de bras);

– мягкое и резкое раскрывание ноги (battement developpe);

– собирание ног в прыжке (pas assemble);

– упражнения для рук – первое, второе, третье port de bras.

Наиболее сложной задачей для любого педагога-руководителя является постановочная работа. При создании самостоятельных постановок, новых номеров следует помнить об основных законах построения хореографического произведения. Первостепенное значение имеет музыкальный материал, образное содержание которого балетмейстер должен выразить пластинкой. Грамотно выстроенная драматургия танцевального номера предполагает наличие экспозиции, завязки, развития действия, кульминации и развязки. Логике драматургии должен соответствовать рисунок танца, его композиция и хореографический текст. Все эти слагаемые, используемые в процессе постановки танцев, в сумме приводят к наиболее точному пластическому выражению хореографического образа, смысла и содержания танца.

Репертуар коллектива соответствует исполнительским возможностям и возрастным особенностям учащихся.

В репертуар коллектива «Очарование» включаются образцы классического наследия, доступные для освоения участниками. Среди них наиболее известны куклы из балета «Щелкунчик», «Музыкальная табакерка» на музыку А. Лядова, «Вальс куклы» из балета «Коппелия», сценка «Красная Шапочка и Волк» из балета «Спящая красавица» и другие концертные номера и фрагменты балетных спектаклей.

Упражнения классического танца являются основным учебно-тренировочным материалом в течение всего периода обучения и делятся на 2 части: у станка и на середине зала. Они дают правильную постановку корпуса, головы, рук и ног. Развивают силу мышц, эластичность связок, подвижность суставов, вырабатывают законченность и форму движения, активно способствуют исправлению отдельных недостатков телосложения.

Специальное место в воспитании пластики актера отводится развитию движения рук. Выразительный свободный жест может быть выработан только упорной тренировкой. Устранение напряженности, развитие свободы и пластичности в движении рук достигается как упражнениями классического танца, так и рядом специальных упражнений и многими движениями народных танцев. Развивая суставы пальцев, кисти, локтя и плеча, эти упражнения одновременно дают возможность изучить положения и позы различных народных танцев. Поэтому рекомендуется, как можно раньше включать в тренировочные задания упражнения для рук, сочетая их с заданиями у станка и на середине.

На уроке народного танца помимо тренировочных упражнений, движений классического экзерсиса изучаются и исполняются элементы народно-сценического экзерсиса у станка и на середине зала. Помимо постановок кадрили, хоровода, перепляса и массовых плясок на разученных элементах, желательно акцентировать внимание участников на изучении самобытных особенностей русского народного танца своей области, района. Созданные на этом материале композиции будут исполняться и выглядеть более органично и художественно, чем всем известные стандартные варианты русских плясок.

Изучение народных танцев, различных по ритму, характеру и стилю исполнения, активно развивает пластику, технику и способствует раскрытию творческой индивидуальности, знакомит с обычаями и культурой различных народов.

Основными движениями народного танца являются танцевальные ходы, «веревочка», «ковырялочка», припадание, «гармошка», «моталочка», подбивка, вращения, «голубцы», «ключ», хлопки и хлопушки, прыжки, трюки.

Изучение историко-бытовых и бальных танцев – это воспитание манеры исполнения танца, умение носить костюм соответствующей эпохи и пользоваться его аксессуарами. К историко-бытовым танцам относятся танцы XVI – XIX веков, поклоны и реверансы различных эпох и современные бальные танцы. Изучение историко-бытовых танцев должно сопровождаться беседой об эпохе, стиле, танцевальной культуре, знакомством с иконографическим материалом изучаемого времени. Для постановки в детских коллективах предлагаются танцы менуэт, гавот, полонез, мазурка, вальс.

Источник