Роль эмпатии в воспитании и развитии ребенка
ОПЫТ РАБОТЫ.
ТЕМА:
«Роль эмпатии в воспитании дошкольника».
А. П. Чехов писал
«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли… Часто я вижу прекрасное лицо и такую одежду, что кружится голова от восторга, но душа и мысли – боже мой! В красивой оболочке прячется иногда душа такая черная, что не затрешь никакими белилами».
Великий русский просветитель В.А.Жуковский, много лет воспитывающий бывшего царя Александра Второго, ставил на первое место, среди других образовательных дисциплин «…науки нравственные, изящные искусства и гимнастику».
В.А. Сухомлинский говорил : «Ввести ребенка в сложный мир человеческих отношений – одна из важных задач в воспитании личности ребенка дошкольного возраста».
Как часто в наше время звучат такие слова как «русская душа», «феномен русской души». Но не менее часто мы слышим «падение нравственности», «деградация общества». Поэтому сегодня как никогда актуальны вопросы нравственного воспитания. Замечательный человек и актер Евгений Леонов говорил: каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни. В том, что он постепенно теряет запас доброты, виноваты и детский сад и школа и конечно же семья, из которой ушли юмор, шутка, игра».
Когда мы наблюдаем примеры детской жестокости, то понимаем, что духовный мир ребенка нуждается в развитии. Вот поэтому в дошкольных учреждениях необходимы занятия, на которых дети учились бы размышлять над нравственной сутью каждого поступка, иначе говоря, занятия развивающие душу ребенка.
Одним из важнейших условий нравственного развития личности является воспитание в ребенке эмпатии.
Эмпатия – это способность сопереживать, отзываться на чувства другого человека, “умение распознать эмоциональное состояние человека по мимике и выразительным движениям, ставить себя на его место в различных ситуациях. Очень важно научить детей любить жизнь, мир, всех людей и, прежде всего – самого себя. Любить себя – это способность принять себя таким, какой ты есть, со всеми проблемами, основывающаяся на уважении к себе, как к личности.
В последние годы эмоциональной сфере ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от интеллектуального развития.
Л.С. Выготский и А.В. Запорожец указывали: только согласованное функционирование этих двух систем, их единство могут обеспечить успешность выполнения любых форм деятельности. Ходить, говорить, читать, писать ребенок обязательно научится, а вот чувствовать, сопереживать, общаться и любить — этому научить сложно.
Работу по данной теме я считаю актуальной на сегодняшний день, так как в паше время в общении детей преобладает негативный характер, агрессия: частые конфликты из-за игрушек, распределения ролей в игре, неуступчивость, игнорирование отрицательного эмоционального состояния сверстников. Наблюдая за детьми я увидела, что играя, одни часто делают нарушения а другие перенимают такой опыт общения, считая его единственно возможным в достижении своих целей, например, получить главную роль, игрушку и т.д. Говорить ребенку « – Не играй с Андреем, потому что од драчун» – малоэффективно, потому что Андрей ему нравится, и ребенок все равно будет тянуться к нему, не смотря ни на какие запреты.
Очень часто я замечала, что одни дети конфликтуют часто, а другие редко. Бурно реагируют на недоразумения, возникающие в совместной деятельности. Эти дети приносят массу проблем не только окружающим, но и, что немаловажно, самим себе. Дети очень быстро усваивают правила поведения, родители эти правила знают тоже, но выполняют их далеко не все. Вот здесь и встает вопрос о том, как же сделать так, чтобы общение на самом деле было приятным и полезным, а поведение детей не вызывало отрицательных эмоций?
Прежде всего, я сделала вывод, что детям свойственно общее правило поведения – невнимание к сверстникам, неспособность видеть и понимать их, нежелание бескорыстно поделиться своей радостью.
Замыкаясь на телевизоре, компьютере, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь именно общение обогащает чувственную среду. В результате дети практически разучились чувствовать эмоциональное состояние и настроение другого человека, реагировать на них. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, представляется мне наиболее актуальной.
Известно, |что нередко ребенок дошкольного возраста игнорирует требования педагога не потому, что не хочет их выполнить, а потому что не ориентируется на состояние окружающих людей, не учитывает их интересов. Напротив, установление в группе жестких правил поведения и формирования их выполнения является лишь внешним фактором поведения, и ребенок не понимает их ценности. Только постепенное осознание ребенком значимости поступков способствует формированию нравственных качеств.
Наблюдая за детьми, я сделала вывод, что дети не способны видеть и понимать сверстников. Они не желают бескорыстно делиться тем, что имеют сами, помогать. Например, Дима, принеся машинку, не дает поиграть Саше
просто так, а спрашивает: – А что ты мне дашь? В результате такого диалога создается конфликтная ситуация, проявляется неадекватная реакция на успехи других детей, злорадство при неудаче (У Оли не получается нарисовать матрешку, а Андрей смеется над ней, называет неумехой). У Оли проявляется протест против достижений Андрея, нежелание продолжать работу, что проявляется в обидчивости, нежелании играть больше в эту игру, нежелание играть с этим ребенком. Результатом этого становится внутренняя изоляция ребенка от других детей, фиксирование на себе, ожидание враждебности со стороны окружающих, все это не позволяет пережить чувство связи и общности с ними.
Поэтому таким детям как Андрей, Дима, на данном этапе недоступны такие качества характера, как сочувствие, сопереживание. Очень часто с этими детьми не желают играть другие дети. Например, ребята жалуются: – А Андрей нам мешает, даже если только он просто подходит к ним.
Я поставила перед собой цель выявить и развить у детей чувство эмпатии, как фундамент, на котором строится нравственное отношение к партнеру, умение распознавать эмоциональное состояние других людей.
Наметив для работы задачи попытаться сформировать у детей чувство общности с другими, желание видеть в ровеснике не противника или конкурента, а интересного и самоценного человека, партнера по общению и совместной деятельности. Научить сочувствовать, сопереживать, отзываться на чувства другого человека. Ставить себя на его место в различных ситуациях, распознавать по мимике и жестам его эмоциональное состояние.
Я приступила к работе. Пробуя в своей работе традиционные методы воздействия – убеждение, объяснение, призывы не обижать других оказались малоэффективными. Также не принесло успеха и соревновательное начало в ходе игр, занятий. Например, кто будет лучше отвечать на вопросы, тот получит приз или у кого лучший рисунок, тот самый хороший. Все это направляло внимание ребенка лишь только на собственные успехи и противопоставленность себя другим. Понаблюдав за детьми в конфликтных ситуациях который часто возникают между сверстниками, я решила поработать над данным вопросом.
Изучив литературу по эмоциональному воспитанию дошкольников, основываясь на статьях таких авторов как А.Д. Комелева, Н.А. Кряжева, статьи из журнала «Дошкольное воспитание» №10 2004 «Радость каждый день» Н.Головкина, №5 2004 «Духовно-нравственное воспитание», №6 2006 «Ребенок в детском саду» «Формирование доброжелательных отношений между дошкольниками». О.В. Солнцева РГПУ им А.И. Герцена, С-Петербург «Использование игры – фантазирования для развития эмпатии старших дошкольников», мной была сделана кукла-игрушка, у которой глаза, брови и рот двигались, что обеспечивало возможность показывать основные эмоциональные состояния человека (радость, удивление, грусть, злость, страх.)
Эту куклу я использую как учебное пособие на занятиях, прогулках и т.д. Например, на прогулке Зарина захотела поиграть с мячом, а Настя забрала его.
Незаметно я поменяла выражение лица у игрушки, как будто она обиделась. Придя с прогулки, дети заметили изменившееся настроение куклы. Вместе с ними мы решили разобраться, что могло расстроить или чье поведение могло ей не понравиться. Я подключила детей к обсуждению того, что переживает наш герой, как он выглядит в этот момент, как помочь в трудной ситуации. Все это оказало большое влияние на развитие эмпатии у детей. Во время беседы с детьми, я предлагала найти выход из различных ситуаций: (.. .Наш герой отправился в гости к бабушке в другой город, но его никто не встретил. Давайте подумаем, что он почувствовал в этот момент, ведь он оказался совсем один.) Дети, поставив себя на его место, почувствовали, что может пережить каждый из них, оказавшись в данной ситуации. С помощью данного пособия серьезный и сложный материал становится понятным детям. Широко в работе использую пословицы и поговорки: «Одно хорошее слово – лучше тысячи слов ругани»,
«Худой мир лучше доброй ссоры»,
«Язык дин – ухо два, раз скажи – два раза послушай»,
Стараясь научить детей отождествлять себя с кем-то, или чем-то, я использовала такие приемы, как групповой диалог, в котором дети, беря на себя разные роли, «описывали» свое состояние. Например, прогулка по лесу. Представьте, что вы и есть все эти деревья, птицы, насекомые и т.д. Расскажите, как вы себя чувствуете, что видите.
« – Я не Юля, а березка, у меня белый наряд с желтыми листьями. Скоро будет холодно, и я сброшу листья».
«- Я не Дима, а сломанная ветка, сейчас кто-нибудь будет идти и наступит на меня. Мне будет очень больно». Даже простая посадка лука стала опытом положительных переживаний если посадка «прожита» ребенком.
У его луковички есть имя, настроение, а если он общается, заботится о ней, то она дарит ему свою косичку, ей не больно и не жалко.
Чтобы решить поставленные задачи, во время работы я использую миниспектакли, где дети являются актерами. Например, подготавливаю заранее ребенка, который достает из кармана фантики от конфет и бросает их на пол. После чего мыс детьми обсуждаем поступок и исправляем ошибку.
На начальном этапе использовала упражнения-игры типа «Оживлялки» – сценическое проживание художественного образа, проблемные и жизненные ситуации эмоциональной направленности. Например, использование художественных образов в эмпатийном варианте. Дети читают по очереди «Зайку бросила хозяйка…» от лица зайки, хозяйки, тучки, дождика, скамейки и т.д. Создавая благоприятную атмосферу непосредственного свободного общения, эмоциональной близости и взаимопомощи, проявления сопереживания и сочувствия, в режимных моментах я использую игры:
«Гномики», «Закончи рисунок», «Заблудившийся ребенок». Чтобы дети умели согласовать свои действия с действиями своих сверстников, применяю такие игры: «Работаем вместе», «Продолжи движение», «Кто смешнее засмеется», «Актеры».
Для того, что бы дети обращали внимание на своих друзей, такие игры: «Испорченный телефон», «Кто сказал», «Из семечка – в дерево», «Разговор сквозь стекло». «Игра – подарок» – ребенок учится прислушиваться к эмоциональному состоянию и самостоятельно приходит к выводу: «Отдавая другому – приобретаешь сам»
В нашей группе, для развития эмпатии существует такая традиция, начинать каждый день со своеобразного тренинга.
«Повернувшись, друг к другу лицом, соприкоснувшись ладонями, посмотрим друг другу в глаза и скажем добрые слова: ты добрый, ты красивый, ты милый, ты внимательный и т.д.» Как много прекрасных слов мы можем сказать друг другу. Важно установить душевный контакт основываясь на эмпатии и включает в себя: «присоединение» к душе ребенка, психологическое поглаживание «Ты хороший». Мощным стимулом является имя собственное «Ласковушки», «Комплимент».
Благодаря проводимой работе, изменился характер общения между детьми: дети стали более внимательными к сверстникам, при разговоре обращают внимание на его лицо, на эмоции партнера, научились уступать желаниям друг друга. У них чаще стали наблюдаться эмпатийные проявления к окружающим, то есть умение выражать сочувствие тому, кто в нем нуждается. Теперь дети знают, что нужно делать, что бы улучшить настроение другому, что при этом надо говорить и делать.
Дети стали самостоятельно, без вмешательства взрослых, разрешать многие конфликты, уменьшилось количество демонстративных реакций. Проведенная работа показала, что хорошо усваиваются только те знания, которые «добыты» самостоятельно, то есть то, до чего ребенок додумался сам остается навсегда Наша мимика, наши жесты, наша речь, все наше поведение и общение – не всегда на высоте, над многим предстоит работать и дается это трудом. Отсюда напрашивается вывод: без развития у детей эмпатии невозможно воспитать нравственную личность.
Как говорил С.Я.Маршак в стихотворении «Пожелание друзьям»:
– Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я
Друзья, всего хорошего.
А все хорошее, друзья,
Дается нам не дешево.
Источник
Огромное влияние на развитие человека оказывают родители, семья, детство. В семье обычно проходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций. В семье закладываются нравственные, социальные качества.
В основе развития эмпатии, усвоения нравственных норм лежит формирующаяся направленность ребенка на окружающих, обусловленная особенностями общения детей со взрослыми и, прежде всего, с родителями.
В области возрастной психологии А. Бек и В. Штерн положили начало изучению эмпатии и ее проявлений у детей. Проблема эмпатии рассматривается в связи с формированием личности ребенка, развитием форм поведения, социальной адаптацией.
В дальнейшем А. Валлона (1967) привлекает эта проблема в аспекте развития эмоциональной сферы ребенка, и он намечает эволюцию эмоциональной отзывчивости ребенка на чувства взрослых и детей. Валлон отмечает, что ребенок на первых этапах жизни связан с миром через аффективную сферу, и его эмоциональные контакты устанавливаются по типу эмоционального заражения.
По А. Валлону, на втором году жизни ребенок вступает в «ситуацию симпатии». На этой стадии ребенок как бы слит с конкретной ситуацией общения и с партнером, чьи переживания он разделяет. «Ситуация симпатии» подготавливает его к «ситуации альтруизма». На стадии альтруизма (4-5 лет) ребенок научается соотносить себя и другого, осознавать переживания других людей, предвидеть последствия своего поведения.
Так по мере психического развития ребенок переходит от низших форм эмоционального реагирования к высшим нравственным формам отзывчивости.
Л.Б. Мерфи определяет эмпатию как способность к эмоциональной отзывчивости на неблагополучие другого, стремление облегчить или разделить его состояние. Эмпатия проявляется в адекватных формах у адаптированных к социальной жизни детей, получивших в семье максимум доверия, любви, тепла.
Х.Л. Рош и Е.С. Бордин считают эмпатию одним из важнейших источников развития личности ребенка. По их мнению, эмпатия — сочетания теплоты, внимания и воздействия. Авторы опираются на идею о развитии ребенка как процессе установления баланса между потребностями родителей и ребенка. Соблюдение баланса потребностей делает воспитание эффективным, если эмпатия определяет психологический климат обучения ребенка взаимоотношениям с людьми.
Эмпатия в отношениях родителей и детей возможна только в том случае, когда родители понимают чувства детей, принимают участие в их делах и разрешают им некоторую самостоятельность. Эмпатийные отношения родителей облегчают процесс адаптации подростка. В отношениях со взрослыми эмпатия выступает как мотивация поведения, изменяющаяся по мере эмоционального и интеллектуального развития ребенка.
Сочувствие у детей, особенно у подростков, сопровождается актом альтруизма. Тот, кто наиболее чуток к эмоциональному состоянию другого, охотно помогает и наименее склонен к агрессии. Сочувствие и альтруистическое поведение свойственны детям, родители которых разъяснили им нравственные нормы, а не прививали их строгими мерами (2).
Развитие эмпатии — это процесс формирования непроизвольно действующих нравственных мотивов, мотиваций в пользу другого. С помощью эмпатии происходит приобщение ребенка к миру переживаний других людей, формируется представление о ценности другого, развивается и закрепляется потребность в благополучии других людей. По мере психического развития ребенка и структурирования его личности эмпатия становится источником нравственного развития (3).
П.А. Сорокин особое внимание в своих исследованиях уделил роли любви в воспитании детей. И сегодня актуальным является его учение о методе любви, которая должна присутствовать «… в любой приносящей успех методике нравственного и социального воспитания нормального ребенка» [6, 280]. Любовь, считал П.А. Сорокин, проявляется как решающий фактор жизненного, ментального, морального и социального благополучия и развития индивида. П.А.
Сорокиным установлено, что «нелюбимые и нелюбящие дети дают более высокую долю извращенных, враждебно настроенных и неуравновешенных взрослых, чем дети, выросшие под сенью благотворящей любви». Исследовав биографии великих альтруистов, выросших в апостолов любви, он пришел к выводу о том, что почти все они вышли из гармоничных семей, где были желанными и любимыми.
Состоявшаяся семья — это семья, где психологический климат характеризуется взаимной доверительностью, а несостоявшаяся — семья, где нет такой доверительности. Согласно мнению А.В. Петровского: «Семья, три—четыре человека, соединенных родственными связями, могут стать, а могут и не стать коллективом в зависимости того, какой характер приобретут межличностные взаимоотношения» [3, 62]. Семьям, которым присущи отношения сотрудничества, характерны единство или близость взглядов, устремлений, интересов, сочувствие, взаимопомощь, сплоченность, соучастие.
К сожаленью, многие семьи не выполняют такую важную функцию, как эмоциональная поддержка своих членов, формирование чувства психологического комфорта и защищенности. А взаимодействие детей с родителями не носит направленного на конкретную деятельность характера, детей и родителей не связывают общее любимое дело, родители редко обсуждают проблемы своих детей, редко радуются их успехам, родители реже делятся своими переживаниями даже между собой.
Нарушение эмоционального контакта с родителями, отсутствие эмоционального принятия и эмпатического понимания тяжело травмирует психику ребенка, оказывает отрицательное влияние на развитие детей, формирование личности ребенка.
«Трудные» дети — это результат семейных травм: конфликтов в семье, недостатка родительской любви, родительской жестокости, непоследовательности в воспитании. Дети нередко усваивают не только положительные, но и отрицательные образцы поведения родителей, если старшие в семье призывают к честности, а сами лгут, к сдержанности, а сами вспыльчивы и агрессивны, то ребенку предстоит сделать выбор, и он всегда в этих условиях будет протестовать против требований вести себя образцово, если родители сами этого не делают (4).
Стиль отношений родителей к детям, их позиции и установки по отношению к ним влияют на формирование эмпатии. Неблагополучие взаимоотношений с родителями создает опасность нарушения последующего хода формирования эмпатии у ребенка как личностного образования и может привести к тому, что он может оказаться нечувствительным к проблемам другого человека, равнодушным к его радостям и печалям. Очень важным является стиль родительского отношения к детям, в котором проявляются эмоциональное принятие или отвержение ребенка, воспитательные воздействия, понимание мира ребенка, прогнозирование его поведения в той или иной ситуации.
Очень важным для ребенка является то, что он растет и даже «расцветает» в атмосфере благожелательности и доброты. Воспитание должно быть окрылением, окрылять ребенка нужно признанием, симпатией и сопереживанием, сочувствием, улыбкой, восхищение и поощрением, одобрением и похвалой (1).
Смысл эмпатических отношений между людьми открывается ребенку прежде всего воспитывающими его взрослыми.
Воздействия родителей должны быть ориентированы на развитие у ребенка доброты, соучастия к другим людям, принятие самого себя как нужного, любимого и значимого для них человека.
Эмпатия возникает и формируется во взаимодействии, в общении.
От воспитательного воздействия семьи, от того, какие качества будут развиты, сформированы, зависит будущее ребенка. Будущее — как эмпатичной личности, умеющей слышать другого, понимать его внутренний мир, тонко реагирующей на настроение собеседника, сочувствовать, помогать ему, или неэмпатичной личности — эгоцентричной, склонной к конфликтам, не умеющей устанавливать доброжелательные отношения с людьми.
Родителям можно рекомендовать следующее: разбирать с детьми случившиеся нравственные, конфликтные коллизии, ведь часто в таких ситуациях дети слышат только себя, они направлены исключительно на себя, нужно помочь им услышать своего партнера, понять его эмоциональное состояние, научить вставать на позицию другого, представить себя на его месте. В процессе общения происходит совместное восприятие сложившейся ситуации, понимание собственного поведения. Только заинтересованное, доброжелательное отношение к ребенку поможет (позволит) ему полностью проявиться, что даст наилучшую возможность для взаимопонимания и успешного общения.
Ребенок — отражение семейных отношений, воспитывать его надо личным примером, стать для него образцом, поддерживать и направлять усилия ребенка.
Дети, имеющие близкие теплые эмоциональные отношения с родителями, чаще могут делиться с ними своими проблемами (рассказывать ситуации, связанные с проявлением определенных эмоций, переживаний), и также чаще слышат о чувствах и эмоциональных состояниях родителей.
Успешное воспитание эмпатии и эмпатийного поведения (сопереживание, сочувствие и содействия к другим) возможно на базе развития творческого воображения при сочетании детских деятельностей (восприятия художественной литературы, игры, рисования и т.д.), опосредствующих общение и взаимодействие взрослого и ребенка: сопереживание персонажам художественного произведения, особенно сказки, представляет собой комплекс чувств, в который входят такие эмоции: сострадание, осуждение, гнев, удивление. Эти социально ценные эмоции должны еще закрепиться, актуализироваться, привести к результату (помогающее поведение, содействие) в соответствующем контексте, который может и должен создавать взрослый. Также могут быть использованы такие формы: творческий кукольный спектакль, игра-беседа с персонажами, творческая ролевая игра по сюжету сказки (7).
Эмпатия оказывает значительное влияние на характер отношения личности к внешнему миру, к себе, к другим людям, регулирует процесс вхождения личности в социум.
В своем исследовании Кузьмина В.П. делает вывод о том, что «…эмпатия является связующим звеном в отношениях между взрослым и ребенком, определяющих вхождение последнего в сообщество сверстников. Сформированная эмпатия оптимизирует процесс социализации ребенка, придавая ему гуманистическую, духовную направленность. Форма и устойчивость проявления эмпатии ребенка к сверстникам зависит от особенностей детско-родительских отношений в семье. Эта зависимость определяется понятием «социальной связности», представленной следующей цепочкой: эмпатийное отношение к ребенку в семье (формирование эмпатии у ребенка как личностной характеристики по законам интериоризации-экстериоризации (эмпатийное отношение ребенка к родителям (обратная связь) и сверстнику (прямая связь)) [5, 9].
Эмпатия первична по отношению к поведению и посредством ин-териоризации и последующей экстериоризации «вбирается» личностью в себя, а затем направляется на других людей (Кузьмина В.П.).
Эмпатийное, доверительное взаимодействие членов семьи друг с другом во многом определяет гармоничное развитие личности. Для полноценного развития способности сопереживать, сочувствовать, помогать другому человеку, необходима атмосфера семейных, дружественных отношений.
ЛИТЕРАТУРА
Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. — М.. Аст-Пресс, 1999.
Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1975. № 2. С. 147-156.
Гаврилова Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста: Автореф. дис. … канд. психол. наук. — М., 1997.
Зубова Л.В. Роль семейной педагогики в становлении личности ребенка // Вестник ОГУ. 2002. № 7. С. 54-65.
Кузьмина В.П. Формирование эмпатии у младших школьников к сверстникам в зависимости от детско-родительских отношений в семье. Автореф. дис… канд. психол. наук. — Нижний Новгород, 1999.
Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. — М., 1997.
Стрелкова Л.И. Творческое воображение: эмоции и ребенок: Методические рекомендации // Обруч. 1996. № 4. С. 24—27.
Смотрите также:
Статьи
- Взаимосвязь родительских установок и выбора детьми круга референтных лиц
М.: МГППУ, 2006. – 320с. - Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери
Журнал практической психологии и психоанализа – № 3. сентябрь 2002 - Влияние семейного конфликта на психомоторное развитие ребенка первых полутора лет жизни
Вопросы психологии, 2004, №5. - Влияние семьи на интеллектуальное развитие социально-педагогически запущенных детей
2 часть, М., 2005. – 560 с. - Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников
Вопросы психологии, 2001, №4. - Воспитание и развитие личности ребенка в семье
2 часть, М., 2005. – 560 с. - Роль родителей в оказании психологической помощи детям с низким социометрическим статусом
2 часть, М., 2005. – 560 с. - Роль родительской семьи в формировании представлений подростков о будущей семье
2 часть, М., 2005. – 560 с. - Роль семьи в развитии детской тревожности: психосоматический аспект
3 часть, М., 2005. – 560 с. - Развитие эмпатии у старших дошкольников через оптимизацию детско-родительских отношений
3 часть М., 2005. – 560 с.
Источник