Роль эмоционального развития в формировании личности ребенка

Галина Федяева
Роль социально-эмоционального воспитания в развитии личности дошкольника

«Воспитание не сводится к обучению ребенка совокупности известных знаний и умений, а необходимо предполагает формирование эмоционального отношения к окружающему в соответствии с ценностями, идеалами, нормами.»

А. В. Запорожец

Многие годы дошкольное воспитание детей в нашей стране в большей мере было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Однако особенность дошкольного возраста заключается не только в овладении ребенком знаниями, умениями и навыками, но и в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «я», нравственных ценностей и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.

Важно не только научить бегло читать, верно считать, грамотно писать, но и осуществлять его социально-эмоциональное развитие: умение ребенка общаться, устанавливать дружеские отношения с другими детьми, разрешать конфликтные ситуации.

С самого раннего возраста ребенок включается в систему взаимосвязей с другими людьми. Однако даже непосредственное общение людей на самом деле является сложным и многогранным процессом. В нем осуществляется коммуникативное взаимодействие, происходит обмен информацией. Основными средствами общения людей являются речь, жесты, мимика, пантомима. Еще не владея разговорной речью, ребенок точно реагирует на улыбку, тон, интонацию голоса.

Общение предполагает понимание людьми друг друга. Но маленькие дети эгоцентричны. Они считают, что другие думают, чувствуют, видят ситуацию так же, как он и, поэтому им трудно войти в положение другого человека, поставить себя на его место. Этим объясняются и столь частые ссоры, споры и даже драки между детьми.

Еще сложнее не просто понять другого человека, представить себе его переживания, но и эмоционально откликнуться на них. Тем более это сложно для маленького ребенка.

Постепенно, на основе опыта общения, у детей развивается социальная восприимчивость, то есть способность учитывать чувства, желания других, причины их поступков.

Характер общения во многом зависит от социальной позиции человека‚ его социальной роли. Каждая социальная роль имеет собственные правила, которые могут меняться, и различны для каждой субкультуры принятых в данном обществе системы ценностей, норм, традиций. И ребенку предстоит этому научиться.

В первую очередь необходимо научить ребенка любить.Любить людей: всех вместе и каждого отдельного человека. Видеть в любом, даже не в очень хорошем человеке, его светлые качества. Научить любить самого себя, осознавая свое несовершенство. Уметь не загонять вглубь себя свои чувства, а понимать и выражать их. Помочь научиться управлять гневом, страхом, робостью и другими эмоциями.

Ценность эмоциональной составляющее как базисной составляющей человеческой жизни не вызывает сомнений. Эмоции (от лат. еmovere – потрясаю, волную) – это часть психической жизни личности, определяющая отношение человека к окружающей действительности и самому себе. Эмоции сопровождают все происходящие в жизни события,направляют активность всех психических процессов: мышления, памяти, внимания, речи. Именно поэтому многие психологи (Л. И. Божович, В. К. Вилюнас, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко) утверждают, что формирование эмоций является важнейшим условием развития его как личности.

Л. С.Высотский отмечал: «Именно эмоциональные реакции должны составлять основу воспитательного процесса».

К. Э. Изард, настаивая на том, что эмоции, переживаемые человеком, оказывают непосредственное влияние на качество выполняемой им деятельности – работы, учебы, игры,приводит следующий факт: «Благотворное влияние положительных эмоций на процессы мышления, памяти и на уровень выполнения заданий было выявлено в ряде исследований, проведенных с детьми дошкольного возраста».

Для ребенка-дошкольника наиболее характерны эмоциональная неустойчивость, яркость, импульсивность проявления эмоций.

Все это определяет основную направленность педагогической работы с дошкольником — эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в осознании эмоций и их регуляции.

Важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние, является окружающая среда. Как правило, под средой развития в дошкольном образовательном учреждении понимается организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в целях безопасности, психологического благополучия ребенка, его развития.

Организовывая среду дошкольного учреждения необходимо создание не столько предметно-развивающей сколько эмоционально развивающей среды, т. е. такой среды, которая способствует разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной среды ребенка от раннего возраста, как условие его дальнейшего успешного и гармоничного развития. Для выполнения этой задачи необходимо определить условия, влияющие на эмоциональную атмосферу дошкольного образовательного учреждения.К ним относятся:

Читайте также:  Внутренние причины психического развития ребенка

1) Профессиональная установка педагога на организацию эмоционально-развивающей среды в группе, или эмоционально-поддерживающий компонент среды. Воспитание через эмоциональное воздействие – тонкий процесс. Невозможно произвольно, по заказу, вызвать у себя то или иное чувство, как невозможно ждать от ребенка, чтобы он переживал то, что он не переживает, не чувствует, или переживал и демонстрировал только позитивно-окрашенные эмоции. Задача состоит не в том, чтобы подавлять или нивелировать эмоции, а в том, чтобы уметь их прямым или косвенным образом направлять, организовывая деятельность ребенка. Для создания оптимальной эмоциональной атмосферы в группе детей младшего возраста необходимо научиться соотносить цель и задачи своих педагогических действий с установкой на эмоциональное развитие.

2) Внешняя обстановка (цветовое решение, удобство мебели, или эмоционально-настраивающий компонент среды. Эмоционально-настраивающая среда побуждает у ребенка разнообразные эмоции, способствует снятию эмоционального напряжения, поскольку сам ребенок практически не контролирует свое состояние. Но не менее важно, чтобы среда давала ребенку ощущение стабильной безопасности.

3) Режимные моменты, определяющие процесс пребывания ребенка в группе детского сада, или эмоционально-стабилизирующий компонент среды.

Режим дня – это определенная продолжительность и чередование различных занятий, сна, отдыха, питания, выполнения правил личной гигиены. Систематическое выполнение необходимых условий для правильной организации режима дня способствует хорошему самочувствию детей, поддержанию на высоком уровне функционально состояния нервной системы, положительно влияет на процессы роста и развитие организма. Если режим дня и дисциплина отсутствует в окружение ребенка, то он не чувствует себя защищенным от внешней среды и начинает искать более стабильные жизненные территории.

4) Разнообразие занятости детей — игры, занятия, сюрпризные моменты, праздники, или эмоционально-активизирующий компонент среды.

Активизация эмоциональных состояний происходит или при «радости узнавания» или при встрече с чем-то новым, необычным, но не пугающим. Чаще всего эмоциональная активация переживаний ребенка происходит в игровой деятельности. В игре закладывается база для других видов деятельности.

5) Проведение психогимнастических упражнений с детьми, или эмоционально—тренирующий компонент среды.

Психогимнастика представляет собой специальные занятия, этюды, игры, упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, его познавательной и эмоционально-личностной сферы. Особенно эти занятия нужны детям с чрезмерной утомляемостью, непоседливостью, обладающим вспыльчивым или замкнутым характером. Не менее важно проигрывать эти комплексы упражнений и со здоровыми детьми в качестве психо-физической разрядки и профилактики. Также нужно включать психогимнастический комплекс в дни, когда запланированы занятия с высокими интеллектуальными или психоэмоциональными нагрузками. Основная цель занятий по психогимнастике –овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать.

Источник

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЧАСТЬ ГАРМОНИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Н.Н. Маркова

ГБДОУ №27 Невский район, Санкт – Петербург, Россия

Аннотация: В статье раскрыто значение эмоционального развития в контексте полноценного развития личности дошкольника; представлены исторические аспекты данной проблемы и ее актуальность; раскрыты основные направления педагогической работы по эмоциональному развитию дошкольников.

Ключевые слова: эмоциональное развитие, эмоциональный опыт, взаимодействие педагога с родителями.

Дошкольное детство – период, когда чувства, эмоции господствуют над всеми другими сторонами жизни ребенка. Эмоции помогают воспринимать окружающий мир и реагировать на него. Они определяют поведение детей – дошкольников. Развитие эмоциональной сферы – первая ступень формирования коммуникативных способностей. Дошкольники непосредственны и импульсивны. Эмоции, которые испытывает ребенок, хорошо заметны во всем его поведении и легко прочитываются на лице, в позе, жестах.[1]

История изучения эмоций в российской психологии, хорошо описана в трудах А.Д. Кошелевой. Вопросу эмоционального развития отводится большое место в работах психолога и педагога В.В. Зеньковского, который говорил о том, что изучение эмоциональной сферы ребенка в течение раннего детства имеет центральное значение.

Запорожец А.В.подчеркивал важность роли эмоций в структурировании деятельности ребенка, в образовании новых мотивов и выделении целей. Он рассматривал эмоциональную сферу, как одну из базовых предпосылок общего психического развития, как ядро становления личности ребенка, как один из фундаментальных внутренних факторов, определяющих психическое здоровье ребенка и становление его исходно благополучной психики.

Изучению роли эмоций не только в педагогическом, но и более широком – в жизненном контексте посвящены работы В.В. Лебединского и его сотрудников. В.В. Лебединский считает, что эмоции в процессе развития ребенка образуют сложную систему эмоциональной регуляции, имеющую многоуровневое строение. Эта система быстрее всего реагирует на любые внешние воздействия среды и внутренние сигналы организма ребенка. Она также ответственна за тонизирование всех психических процессов, т.е. за поддержание определенного уровня энергетической активности, сигнализирует об удовлетворении самых фундаментальных потребностей ребенка.

Читайте также:  Нервно психическое развитие ребенка старше года

Однако на более поздних этапах развития у ребенка складываются более сложные формы эмоционально-смысловой ориентировки и оценивания, осуществляемые уже не только в плане непосредственного восприятия, но и в представлениях, а также в плане воображения (А. В. Запорожец, Я.З.Неверович и др.).

Поэтому личностная функция эмоций заключается не только в оценке реальных действий и событий, но и в предвосхищении результатов их развития: не только ближайшего будущего, но и отдаленных последствий своего поведения, а также поведения других людей, персонажей фильмов, героев художественных произведений.

Конечно, проявления у дошкольников сопереживания и сочувствия имеют специфические особенности по сравнению с аналогичными чувствами у взрослых людей. Эта специфика обнаруживает себя прежде всего в тесной взаимосвязи возникновения этих эмоций с воздействиями взрослого, с особенностями приобретаемого ребенком опыта общения, взаимодействия и деятельности (А.В.Запорожец, Я.З.Неверович).[2]

В настоящее время в ФГОС дошкольного образования не раз звучат фразы: «эмоциональное благополучие», «развитие эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания».

В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования говорится о способностях: учитывать чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя.

Это позволяет сделать вывод о необходимости эмоционального развития дошкольников как составляющей части полноценного развития детей.

Формирование чувства личной и культурной идентичности, происходящие между двумя и шестью годами, сопровождается разнообразными сильными эмоциями и переживаниями, которые ребенок должен научиться интегрировать в структуру собственной личности.

В работах Данилиной Т.А. говорится о том, что наиболее сильные эмоциональные переживания вызывают у ребенка его взаимоотношения с другими людьми – взрослыми и детьми. Поведение взрослого постоянно обуславливает активность поведения и деятельности ребенка. Ласковое отношение к ребенку, признание его прав, проявление внимания являются основой эмоционального благополучия и вызывают у него чувство уверенности, защищенности, что способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке положительных качеств.

Во взаимоотношениях с ребенком взрослый должен тонко подбирать эмоциональные формы воздействия. Постепенно должна сформироваться своеобразная техника общения, где основной фон составляют положительные эмоции, а отчуждение используется как форма порицания ребенка за серьезный поступок.

Потребность в общении со сверстниками развивается на основе совместной деятельности детей – в играх, при выполнении трудовых поручений и т.д. Первая и наиболее важная черта общения состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. При общении со сверстником ребенок совершает множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми. Он спорит со сверстниками, настаивает, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и прочее.[3]

Педагогически организованное расширение эмоционального опыта детей важно осуществлять, учитывая выделенные в психологии механизмы воздействия на эмоциональную сферу личности дошкольников. К ним относятся краткие эмоциональные реакции, эмоциональная дифференциация, эмоциональная идентификация и эмоциональное обособление (А.В. Запорожец, И.П. Воропаева, В.С. Мухина, Л.П. Стрелкова и др.). На основе этого предлагаются четыре основных направления в педагогической работе по эмоциональному развитию дошкольников.

Первое направление – развитие опыта эмоционального реагирования. Это базовый механизм эмоциональной регуляции действий, деятельности детей, субъективной поведенческой адаптации поведения. Именно с него начинается процесс социализации, интеллектуализации эмоций, становления эмоционально чувственного опыта. Именно в нем заложена динамика сложного процесса эмоционального развития в целом.

В дошкольном возрасте эмоциональные реакции сопровождают ребенка в его восприятии окружающего мира, в его общении, служат откликом на поступки и действия людей. Это начальный этап в развитии эмоциональной отзывчивости, выразительности экспрессивных действий детей.

Второе направление – развитие эмоциональной экспрессии. Эмоциональная экспрессия является не только инструментом, обеспечивающим выживание и благополучие малыша. Она служит и своеобразным каналом связи, по которому ребенок транслирует сигналы, привлекающие к нему внимание взрослых, мобилизующие их проявить заботу о нем и организовать социальное взаимодействие с ним. В становлении и развитии экспрессивной стороны эмоций важную роль играет социальная среда, когнитивный уровень развития ребенка.

Читайте также:  Диагностический журнал комплексная оценка развития ребенка

Третье направление – развитие у детей представлений об эмоциях. Педагогическое управление этой стороной эмоционального развития детей осуществляется в единстве с развитием познавательных процессов личности – восприятия, мышления, памяти и направлено на осознание детьми факта возникновения эмоций; понимание эмоциональной жизни других, смысла эмоциональных проявлений (причинно-следственные связи); осмысление внешних признаков выражения положительных и отрицательных эмоций, границ их адекватного проявления; обогащение детей «проективным материалом» (термин В. В. Зеньковского), что открывает ребенку нравственный смысл представлений об эмоциях и побуждает к самостоятельным этическим размышлениям.

Четвертое направление – овладение словесными обозначениями эмоций. Активизация словаря эмоциональной лексики. Это направление эмоционального развития детей предусматривает овладение словесными обозначениями эмоций, или «языком чувств» и решает комплекс задач:

• Освоение понятийного содержания слов, обозначающих эмоции, различные переживания, оттенки настроений, и соотнесенности их с определенным состоянием человека или сказочного персонажа.

• Постижение смысловой стороны речи, что позволяет детям объяснять причину той или иной эмоции, настроения, способа поведения и раскрывать смысл обобщенных эмоциональных характеристик (Маша растеряша, Царевна Несмеяна, заяц хвастун и т. д.).

• Активизация речевого поведения, что позволяет детям разрешать конфликтные ситуации, делать комплименты, содействовать изменению негативного настроения и т. д. [4]

В процессе эмоционального развития дошкольников особая роль принадлежит семье. Так А. Д. Кошелева отмечает, что в условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт; убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям. Предпочитая ту или иную систему оценок и эталонов ценностей (материальных и духовных), семья в значительной степени определяет уровень и содержание эмоционального развития ребенка. Опыт дошкольника может быть разным. А. Д. Кошелева пишет, что опыт полный и разносторонний — у ребенка из большой и дружной семьи, где родителей и детей связывают глубокие отношения ответственности и взаимной зависимости. В этих семьях, по утверждению автора, диапазон утверждаемых ценностей достаточно широк, но ключевое место в них занимает человек и отношение к нему.

Приобретаемый опыт в семье может быть не только ограниченным, но и односторонним. Такая односторонность, по мнению А. Д. Кошелевой, складывается обычно в тех условиях, когда члены семьи озабочены развитием в ребенке отдельных качеств, кажущихся исключительно значимыми, например, развитие интеллекта, и при этом не уделяется сколько-нибудь существенного внимания другим качествам, необходимых ребенку. Наконец, эмоциональный опыт может быть неоднородным и даже противоречивым (например, у родителей возможны разные представления о воспитании ребенка).

А. Д. Кошелева также говорит о том, что взаимосвязь правильно организованного воспитательного процесса в семье и в детском саду является условием воспитания и развития у ребенка эмоциональной отзывчивости.[2]

Все выделенные направления в педагогической работе по эмоциональному развитию дошкольников тесно взаимосвязаны и составляют единую программу эмоционального развития детей. При выборе средств и методов образовательной работы необходимо учитывать последовательность в усложнении форм эмоционального реагирования.

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие эмоциональной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и детьми, от правильно организованной педагогической работы по данному направлению.

Взрослые (родители и воспитатели) должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник формирования чувств дошкольника. Для понимания детских эмоций взрослым необходимо знать их происхождение, а так же стремиться помочь ребенку глубже понять те или иные факты действительности и сформировать правильное отношение к ним.

Литература

  1. Коршунова С.Ф. Развитие эмоциональной сферы дошкольника. Система занятий по развитию эмоциональной сферы детей 4-7 лет: пособие для педагогов и психологов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования. М., 2007. 22 с.
  2. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М., 2003. 176 с.
  3. Данилина Т.А. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ. М., 2004. 160 с.
  4. Ежкова Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста: часть 1: в 2 ч. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М., 2012. 127 с.
  5. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Я., 1996. 208 с.

Источник