Роль эмоций в развитии ребенка

                            « Роль эмоций в и жизни ребёнка»  

                 Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Страх, испытываемый ребенком, например, при виде большой собаки, побуждает его предпринять определенные действия, чтобы избежать опасности. Ребенок грустен или разгневан — значит, у него что-то не в порядке. Ребенок радуется, выглядит счастливым — значит, в его мире все хорошо. Эмоции ребенка — это «послание» окружающим его взрослым о его состоянии.  Дети 3—5 лет уже в состоянии распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние сверстников и выразить свое отношение к ним, т. е. ребенок-дошкольник отлично понимает, что его друг расстроен, обижен или испуган, а его соперник, например, разгневан. Благодаря этому эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей.   Детские эмоции влияют и на будущее поведение человека. Например, мальчик начинает испытывать неприязнь ко всем женщинам только потому, что его воспитала жестокая, нечувствительная к его переживаниям мать. Эмоции способствуют также социальному и нравственному развитию, которое начинается с известных большинству родителей и воспитателей вопросов «Что такое хорошо? Что такое плохо?» Так, если с точки зрения норм данного общества или сообщества ребенок поступает плохо, ему становится стыдно, он испытывает эмоциональный дискомфорт. Кроме того, эмоции являются источником радости и страдания, а жизнь без эмоций — как положительных, отрицательных   —   пресна   и бесцветна.  Психологи попытались определить и классифицировать эмоции. Оказалось, что люди различают шесть основных эмоций — радость, грусть, гнев, удивление, отвращение и страх. Исследования показали, что каждая эмоция имеет свое мимическое выражение, однако одни распознаются легче, другие — труднее. Так, например радость легче узнается по выражению лица, чем гнев и страх. Способность или умение правильно распознавать эмоциональное состояние другого    человека    —    важный фактор в формировании отношений с людьми. Эта способность, укрепляясь на протяжении детства,  приводит в дальнейшем   к   адекватному   восприятию другого человека.  В младшем и среднем дошкольном возрасте   дети   очень   эмоциональны. Эмоции   у   них   выражаются    более бурно и непосредственно по сравнению   со    взрослыми,    придавая    их ни особую выразительность. Одна причин   возникновения   тех  или к   переживаний   ребенка   —   его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми. Когда взрослые ласково относятся к ребенку, признают его права, а сверстники хотят с ним дружить, он испытывает эмоциональное   благополучие,   чувство   уверенности,   защищенности.   Обычно   в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение.

        Эмоции выполняют оценочную роль, побуждают  человека   к  деятельности, влияют на накопление и актуализацию его  опыта.

При изучении эмоциональных явлений психологи разделяют их в зависимости от того, какое место занимают они в регуляции поведения и деятельности.   К   первой   группе   относятся настроения —  более  или менее длительные эмоциональные состояния, обязующие   исходный   фон   жизнедеятельности.    Ко    второй    —    чувства: устойчивые эмоциональные отношения к определенному человеку или предмету. К третьей — собственно эмоции, реализующие психическое отражение и состояние   организма.   Так,   ребенок старшего дошкольного возраста, ощущая   потребность   в   положительной оценке окружающих его взрослых и сверстников, стремится к общению с ними, раскрытию своих способностей. У получившего признание  окружающих   ребенка   преобладает   радостное настроение.    Если   же    со    стороны близких  людей   ребенок  не   находит отклика, то настроение у него портится,    он    становится    раздраженным, печальным или назойливым, с частыми вспышками гнева или приступами страха. Это свидетельствует о том, что его потребность не удовлетворена. И тогда можно говорить об эмоциональном    неблагополучии    ребенка,    под которым   понимается   отрицательное эмоциональное самочувствие. Эмоциональное неблагополучие может возникать в разных ситуациях, например при переживании неуспеха в каком-либо виде деятельности,  особенно в спортивных и других соревнованиях, на занятиях или в ситуациях жесткой регламентации жизни в детском саду.

         Наиболее острые и устойчивые отрицательные эмоции ребенок испытывает при   негативном   отношении   к   нему окружающих людей, особенно воспитателя и сверстников.  На занятиях по развитию речи  Вова стремился правильно ответить на вопрос воспитателя,  назвать предметы из стекла.  Он назвал бутылку, что вызвало смущение   воспитателя,   и   он   не   отметил правильный   ответ   Вовы,   Затем   он назвал    чашку,    которая    уже    была названа Катей. Воспитатель это подчеркнул.  Когда же  Вова сказал, что тарелка  тоже   стеклянная,   его   ответ был назван неправильным. На следующем    занятии    Вова    не    старался ответить быстрее всех, не тянул руку, был   молчалив   и   печален.   На   этом примере   можно   проследить,    каким образом действия воспитателя привели   к   негативному   эмоциональному ребенка. Во-первых, Вова не получил положительного подкрепления своей познавательной активности и ощутил неудачу своей деятельности, а во-вторых, не нашел понимания в общении с воспитателем. Кроме того, мог понизиться и его социальный статус в группе, поскольку ситуация происходила на глазах у сверстников.        
     Другой случай. На прогулке Виталик замахнулся на Колю лопаткой, хотя никаких видимых причин для этого не было. При наблюдении за поведением этого ребенка в свободной игре выявилось, что другие детине хотят с ним играть, избегают его, хотя он пытался вовлечь в игру то одного ребенка, то другого. В ситуации наблюдения один воспитатель читал группе детей книгу, другой организовал игру в кубики. Некоторые дети играли самостоятельно. Именно с ними и пытался установить контакт Виталик. Оказалось, что он новичок и еще не адаптировался к новым условиям. Однако воспитатели не обратили внимание на то, что у ребенка не складываются отношения со сверстниками, он становится изгоем. Они не попытались помочь ему войти в группу сверстников.

Отрицательные эмоции, вызванные взаимоотношениями с окружающими, выступают в виде различных переживаний: разочарования, обиды, гнева или страха. Они могут проявляться ярко и непосредственно в речи, мимике, позе, движениях или иначе—в особой избирательности действий, поступков, отношения к другим людям. Из двух приведенных примеров видно, что у Вовы эмоциональное неблагополучие проявляется в виде обиды, которое в дальнейшем может привести к застенчивости и замкнутости, а у Виталика преобладают раздражительность и гнев, которые усиливают его агрессивность. Реагировать   на   слова   и   поступки людей,  проявляя различные эмоции, ребенок   научается    в   общении   со взрослым.    В   младенчестве   впервые , возникает такое эмоциональное образование, как привязанность к близкому  человеку,   которая  в дальнейшем приводит к возникновению нравственных чувств. Ребенок приучается радоваться и печалиться вместе со взрослым в середине второго года жизни.   Большое влияние на эмоции и чувства детей оказывает игра. Игра представляет интерес для детей только тогда, когда она реализуется в эмоционально насыщенной форме.

          Наблюдая определенные игровые ситуации, воспитатель может понять, какие эмоции испытывает ребенок и какое влияние могут иметь обнаруженные эмоциональные состояния на развитие его личности. В процессе наблюдения за детской игрой воспитателям необходимо обращать внимание на следующее. Хотят ли дети поиграть вместе или стараются избегать друг друга? Как включаются в игровое обучение? Принимают ли чужую инициативу или сопротивляются ей? Кто всегда находится в центре игры, а кто молча наблюдает издали? Какие отношения преобладают в игре — доброжелательные или конфликтные? Какие эмоции преобладают — положительные или отрицательные?  Положение ребенка в группе, характер его взаимоотношений со сверстниками существенно влияют на его эмоциональное состояние и психическое развитие в целом. От этого зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, находится в состоянии эмоционального комфорта. Известные детские психологи предлагают следующие типы детей в зависимости от их положения в группе сверстников.

Читайте также:  Упражнения для развития речи 2 летнего ребенка

«Предпочитаемые» дети находятся в группе в атмосфере любви и поклонения. Их ценят за красоту, обаяние; за способность быстро реагировать в разных ситуациях и быть лояльным; за уверенность в себе; за способность не колеблясь брать на себя ответственность, не бояться риска и пр. Однако дети с особенно высокой популярностью могут стать лишне самоуверенными, «заразиться звездной болезнью».

     «Пренебрегаемые,  изолированные» дети часто чувствуют по отношению к себе равнодушие сверстников или их снисходительность.  Их принимают в игру   на   роли,   которые   другие   не хотели  играть.   Они  обидчивы,   зачастую   восстают   против   навязанных условий жизни в группе,  становятся агрессивными    или    идут    по    пути беспрекословного подчинения лидеру, превращаются   в  его  тень  и,  таким образом, получают его защиту, купался  в  отблесках его  славы.  Таким детям постоянно не хватает общения о  сверстниками. Чувства их остры: они могут испытывать привязанность к кому-то из группы или ненавидеть их пренебрежение к себе. «Пренебрегаемыми, изолированными» дети становятся по разным причинам.  Один редко  ходит  в  детский  сад,   и  дети практически  мало  его  знают.  Другой только начал посещать данную группу.  Третий  имеет  физические  недостатки, например, толстый и неуклюжий   не  может   на  равных  играть   в подвижные   игры   и   т.   п.   В   то   же время у детей свои критерии оценки членов коллектива, и они не всегда и не   во   всем   совпадают   с   мнением взрослых.   Таким   образом,    эмоциональное   благополучие   детей   зависит не только от того, как их оценивают взрослые, но и от мнения сверстников.

       Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении, может приводить к различным типам поведения.

• Первый — это неуравновешенное, импульсивное поведение, характерное для быстро возбудимых детей. При возникновении конфликтов со сверстниками эмоции этих детей проявляются во вспышках гнева, громком плаче, отчаянной обиде. Негативные эмоции в этом случае могут быть вызваны как серьезными причинами, так и самыми незначительными. Быстро вспыхивая, они также быстро угасают. Их эмоциональная несдержанность и импульсивность приводят к разрушению игры, к конфликтам и дракам. Однако эти проявления ситуативны, представления о других детях остаются положительными и не препятствуют общению. •  Второй тип поведения характеризуется устойчивым негативным отношением к общению. Обида, недовольство, неприязнь надолго задерживаются в памяти, но они более сдержанны,   чем   дети   первого   типа.    Они избегают общения и как будто равнодушны к окружающим.  Однако  они пристально,  но  незаметно  следят за событиями в группе и за отношениями   воспитателей   и   детей.   Эмоциональное   неблагополучие   этих   детей связано с неудовлетворенностью отношением к ним воспитателя, недовольством  детьми,   нежеланием  посещать детский сад.• Основной чертой поведения детей    третьего типа является наличие у них многочисленных страхов. Следует отличать нормальные проявления страха у детей от страха как свидетельства эмоционального      неблагополучия. Страхи детей, за исключением боязни громких звуков и падения, не являются врожденными.  Однако  начиная с первого   года   жизни   у   них   можетразвиться множество страхов. Некоторые  возникают в ответ на реальные  обстоятельства,      например,      боязнь собак вообще зачастую вызвана ситуацией, в которой ребенок был напуган конкретной собакой. В других случаях виноваты    сами    взрослые,    которые пугают детей возможным наказанием типа:   «Если  ты   будешь   плохо   себя вести,  я  отдам тебя  плохому дяде». Один мальчик отказывался ложиться спать   в   кровать,   плакал,   в   конце концов засыпал в кресле одетый. Как выяснилось   потом,   мать  наказывала его за то, что он во сне мочился в кровать.  Мальчик вынужденно  бодрствовал из-за боязни повторения этой ситуации и последующего наказания. Часто старшие дети пугают младшихразными ужасами, монстрами и т. п. Таким,  образом,     при    нормальном эмоциональном развитии страх бывает связан    с    какими-либо    пугающими предметами, животными, иногда с неопределенностью ситуации. В этом случае страх является необходимым эмоциональным звеном в поведении, мобилизующим действия, направленные на самосохранение или преодоление опасности.

      Страхи условно можно разделить на ситуационные и личностно обусловленные. Ситуационный страх возникает в необычной, крайне опасной или шокирующей ребенка обстановке. Личностно обусловленный страх предопределен характером человека, например его склонностью к переживанию тревоги, и может появляться в новой обстановке или при контактах с незнакомыми людьми. И в страхе, и в тревоге есть общий эмоциональный компонент в виде чувства волнения и беспокойства, т. е. в них отражается восприятие угрозы или отсутствие чувства безопасности. Тревога — это состояние беспокойства в предчувствии реальной или воображаемой опасности. Наиболее часто тревога проявляется в ожидании какого-либо события, которое трудно предугадать и которое может угрожать неприятными последствиями. Страх, возникающий из-за серьезного эмоционального неблагополучия, может иметь крайние формы выражения (ужас, эмоциональный шок, потрясение), затяжное, трудно преодолимое течение, полное отсутствие контроля со стороны сознания, неблагоприятное воздействие на формирование характера, на отношения с окружающими и приспособление к внешнему миру.

      Большинство детей начиная с 3-летнего возраста боятся: оставаться одни в комнате, квартире; нападения бандитов; заболеть, заразиться; умереть; смерти родителей; каких-то людей; папу или маму, наказания; сказочных персонажей (Баба Яга, Кощей и т. п.), опоздания в детский сад; страшных снов; некоторых животных (волк, собака, змея, паук и т. п.); транспорта (машина, поезд); стихийного бедствия; высоты; глубины; замкнутого пространства; воды; огня; пожара; крови; уколов; врачей; боли; неожиданных резких звуков. Среднее число страхов у девочек выше, чем у мальчиков. Наиболее чувствительны к страхам дети 6—7-летнего возраста.  Иначе обстоит дело у детей с эмоциональным неблагополучием. Их страх, как правило, не связан с какими-то предметами или ситуациями и проявляется в форме тревоги, беспричинного, беспредметного страха. Если пугливый ребенок попадает в трудную ситуацию, он начинает вести себя непредсказуемым образом. В этом случае самые незначительные предметы и ситуации фиксируются ребенком, и именно их впоследствии он начинает бояться. Чем сильнее эмоциональное неблагополучие ребенка, тем больше возможность возникновения ситуаций, вызывающих трудности взаимодействия ребенка с внешним миром. Ребенок становится малокон -тактен, тревожен, испытывает разнообразные стойкие страхи; у него неадекватная самооценка. Другие дети, наоборот, начинают проявлять агрессивное поведение, однако сила и форма их действий могут быть совершенно неадекватной реакцией на ситуацию.   В ряде случаев возникшая реакция на травмирующую ситуацию может закрепляться и формировать устойчивое агрессивное поведение, что приводит к серьезным нарушениям во взаимодействиях ребенка с окружающим. Это вызывает отрицательное отношение со стороны окружающих его взрослых и сверстников, что еще больше усиливает травмирующую ситуацию и провоцирует вновь и вновь агрессию ребенка. В более легких случаях агрессия выражается в словесной форме, в более тяжелых — это физическая агрессия (драка, разрушение, нанесение повреждений себе или другим), что представляет опасность, как для самого ребенка, так и для окружающих. В более легких случаях агрессия выполняет преимущественно защитную функцию и может снижаться благодаря воспитательным воздействиям, направленным на ее преодоление, на преобразование в социально более приемлемые формы взаимодействия ребенка с окружающим миром. В более сложных случаях агрессивные действия возникают импульсивно, в меньшей степени связаны с реальной ситуацией. Ребенок в них особенно напряжен, не получает облегчающей эмоциональной разрядки в результате своих агрессивных проявлений.

                          Консультация для родителей

                На тему: « Роль эмоций в жизни ребёнка»

Источник

Роль эмоций в жизни ребенка

«Ребенок – зеркало семьи;

 как в капле воды отражается солнце,

так в детях отражается нравственная

 чистота матери и отца».
Сухомлинский  В.А.

Форма проведения: семинар-практикум.

Читайте также:  Психолог в центре развития ребенка

Характеристика контингента участников: Родители (законные представители) детей дошкольного возраста.

Цели: Знакомство родителей с формированием эмоций у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Совместно с родителями обсудить проблему значения в жизни ребенка развития эмоциональной сферы, положительных эмоций.
  2. Способствовать приобретению родителями практических знаний по развитию эмоций у детей.
  3. Ознакомить родителей с ролью семейных отношений в развитии эмоциональной сферы ребенка.
  4. Ознакомить родителей с конструктивными способами выражения эмоций;

Продолжительность: 1 час.

Перечень необходимого оборудования, краткое содержание предварительной работы: Конспект мероприятия, презентация, листы, ручки, маски с эмоциями и карточки с вопросами к упражнению «Передай эмоцию», фотографии с эмоциями детей (проектор для показа фото), заготовки с перечислением эмоций к упражнению «Пирог счастья», раздаточный материал (Рекомендации для родителей)

Мини-лекция

Ведущий: «Сегодня мы поговорим о мире эмоций и чувств»

Вопросы к родителям: «Как вы думаете, какова роль эмоций в нашей жизни? И почему стоит об этом говорить сегодня?»

Ответы родителей (дискуссия)…

Вывод ведущего: «Эмоции существенным образом влияют на здоровье и жизнь человека. И от того, каким качеством обладают наши эмоции (позитивные они или негативные) зависит качество нашей жизни».

Эмоции – это реакция человека на воздействия внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску

Новый термин, который привнес ФГОС ДО — эмоциональный интеллект. Что это такое? Ребенок так же, как и взрослый, обладает эмоциями, проявляет их, но еще не может эти эмоции контролировать. Смешно, но даже взрослые тети и дяди не всегда следят за тем, что и как говорят, в какой ситуации, в какое время, с какой интонацией голоса, как проявляют свое отношение к другим. Есть и люди, которые могут хорошо общаться с другими, проницательны, предвидят реакцию человека на фразу, событие, даже тон голоса, осознают свои переживания и переживания других людей и т. д. Конечно, таким людям проще живется, они могут избегать «острых углов», с ними приятно, потому что проявляют сочувствие, доброту, внимание. Этой категории людей легче взаимодействовать с окружающими, добиваясь поставленной цели. Таким образом, эмоциональный интеллект определяется, как способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. В отношении дошкольников эмоциональный интеллект может быть представлен как основа развития положительной адаптации и социализации в человеческом обществе. Чтобы у ребенка не было больших проблем с социализацией, оценкой окружающей действительности, его необходимо учить узнавать, проявлять эмоции (желательно положительные). В развитии эмоционального интеллекта у детей акцент необходимо делать на способности понимать чувства другого ребенка, взрослого, ставя себя на его место и чувствуя его переживания и эмоции. В первую очередь речь идет о развитии эмпатии, осознанного противостояния злу и проявлению радости за другого.

Для того чтобы оказать детям помощь в развитии их эмоциональной сферы, целесообразно познакомиться с особенностями развитий эмоций у детей дошкольного возраста.

Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста:

  • ребенок осваивает социальные формы выражения чувств;
  • ребенок начинает понимать эмоцию и соотносить ее со словом и поведением;
  • формируется эмоциональное предвосхищение;
  • формируются высшие чувства: нравственные, интеллектуальные, эстетические;
  • чувства становятся разумными, осознанными, обобщенными, произвольными.

Зная эти важные особенности в развитии эмоций, будет интересно понаблюдать за детьми в различных видах деятельности, и увидеть, как дети воспринимают друг друга, как меняется проявление эмоциональной составляющей личности ребенка в различном возрасте.

Таблица 1

Как ребенок воспринимает другого ребенка (в онтогенезе развития эмоций)

по Л.Ю. Борохович

Возраст ребенка

Характеристика проявлений эмоций

3–4 года

Безразличен к действиям сверстника и его оценки взрослым. Легко решает проблемные ситуации: уступает, делится.

ВЫВОД: сверстник еще не играет существенной роли в жизни ребенка.

4–5 лет

Происходит перелом в отношении к сверстнику. Наблюдается напряженное внимание к сверстнику: радуется за неудачи, соперничество, конфликтность, конкуренция, хвастовство. Наблюдает за действиями сверстника, оценивает их, бурно реагирует на оценку его действий взрослым. Завышена самооценка, склонен преувеличивать свои достоинства.

ВЫВОД: сверстник выступает для ребенка предметом сравнения и противопоставления с собой.

6–7 лет

Усиливается эмоциональная вовлеченность в действия и переживания сверстника. Сопереживание другому становится выраженным и адекватным. Появляется стремление не только отозваться на переживание, но и понять их (почему Боре грустно? Почему он плачет? Что его так расстроило?). Появляется бескорыстное желание помочь другому, уступить.

ВЫВОД: ровесник стал не предметом сравнения с собой, а целостной личностью. Этот факт — основа развития нравственных чувств.

Задачи родителей в развитии эмоциональной сферы детей:

I — помочь ребенку осознать чувства, понимать свое эмоциональное состояние;
2 — учить справляться с ними.

Для этого родитель должен развивать словарный запас ребенка: обращать внимание на собственные чувства и называть их, наблюдать эмоциональную жизнь малыша и обозначать переживания, вводить в его лексикон слова, обозначающие оттенки чувства (зол, сердит, раздосадован, расстроен, огорчен и т.п.).

Упражнение «Передай эмоцию»

Цель: Прочувствовать на себе эмоции переживающие ребенком в различных жизненных ситуациях.

Оборудование: Карточки с родительскими высказываниями («Убери свои игрушки», «Помой руки», «Выключай телевизор, ложись спать» и т.п.), Маски из листов бумаги формата А4, соответствующих трем выражениям лица в образе пиктограмм, которые отображают следующие чувства: 1) любовь – «улыбка», 2) безразличие (нет эмоции) – «рот в виде горизонтальной палочки», 3) не любовь злость – «улыбка вниз» (Приложение 1)

Инструкция: «Ваша задача сейчас разделиться на мини-группы. У вас на столах лежат три маски, изображающие разные эмоции, и варианты различных высказываний взрослых при общении с детьми. Каждая маска выражает следующие чувства: 1) любовь, 2) безразличие (эмоциональная холодность), 3) не любовь, а злость. Ваша задача – каждому побыть в роли родителя и в роли ребенка. Роль родителя: воспроизвести высказывание в соответствии с одетой маской. Роль ребенка: определить, что сейчас испытывает родитель по отношению к нему».

Обсуждение упражнения. Вопросы к родителям: «Что чувствует ребенок, когда вы разговариваете с ним, проецируя ту или иную маску? Как можно общаться с ребенком, чтобы он чувствовал вашу любовь? Какую эмоцию «одевать», когда ребенок вызывает раздражение или требует наказания за плохое поведение?»

Ожидаемый результат: Осознание родителями чувств детей в различных жизненных ситуациях.

Обучение распознаванию чувств и эмоций следует начинать с того, что:

  • признать, что чувства не бывают плохими, они просто есть, и ребенок имеет право на проявление чувств (вербальное, телесное); однако нужно вводить определенные правила проявления эмоций, например: «Ты вправе сердиться на сестренку, но ударить ее я тебе не разрешаю»;
  • обсуждать случаи, которые произошли с кем-то, просить определить чувства и предложить собственные варианты поступков; при этом избегать осуждения, цель такой беседы — познавательная;
  • обсуждая с ребенком его чувства, не пытаться решить за него проблему; объяснение причины чувства должно помочь ребенку самому справиться с ним;
  • предлагать ребенку различные способы, помогающие ему взять себя в руки, — вербальные, физические, зрительные, творческие и др. («Ты собираешься дальше злиться или хочешь успокоиться? Что ты можешь для этого сделать, давай подумаем вместе: может быть, обежать вокруг стола, написать открытку, почитать любимую книжку?»); часто все, что требуется ребенку — это понять охватившее его чувство.

При общении с детьми не рекомендуется употреблять следующие выражения:

При общении с детьми  рекомендуется употреблять следующие выражения:

Я тысячу раз говорил тебе, что…

Ты у меня самый умный, (красивый и т. д.).

Сколько раз надо повторять…

Как хорошо, что у меня есть ты.

О чем ты только думаешь…

Ты у меня молодец.

Неужели тебе трудно запомнить, что…

Я тебя очень люблю.

Ты становишься…

Как хорошо ты это сделал, научи и меня этому.

Ты такой же, как…

Спасибо тебе, я тебе очень благодарна.

Отстань, некогда мне…

Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился.

Почему Аня (Вася, Настя и т. д.) такая, а ты нет…

Читайте также:  Сроки развития ребенка до 3 лет

Упражнение «Узнай эмоцию»

Цель: определение связи эмоционального состояния с мимикой лица

Оборудование: Фотографии с разными эмоциями детей (Приложение2), проектор для показа фотографий.

Инструкция: Сейчас на экране будут появляться фотографии детей. Ваша задача посмотреть внимательно на фотографию и определить, какую эмоцию выражает ребенок, запечатленный на этой фотографии?

Обсуждение упражнения. Какая это эмоция? Как вы об этом узнали?

Ожидаемый результат: Активизировать умение родителей определять эмоции испытывающие ребенком.

Ведущий: Хочется сказать, что нет «запрещенных» и «правильных» чувств, все чувства принадлежат человеку, все важны для него. Другое дело, как он выражает их вовне.

Существует три варианта выражения чувств: подавление, агрессивное выражение, конструктивное выражение (трансформация).

Пример: «Пообещали помочь, подвели – невыполненные обещания», в результате чего возникает некое негативное чувство (например, гнев). Это чувство можно:

1) подавить,

2) агрессивно выразить,

3) трансформировать.

Каждый способ выражения собственного отрицательного чувства имеет определенные последствия.

Таблица Чувство.

Способы выражения чувств

Проявления

Последствия

Подавление

– чувство не выражается никак;

– говорю, что не испытываю обиды, гнев…

– говорю дружелюбно (хотя испытываю обиду, гнев…).

«Можно лопнуть» – плохо самому.

Сдерживание своих эмоций, их подавление не ведет к освобождению человека от этой эмоции: т. к. физиологические системы, обслуживающие эмоции, уже сработали (Артериальное давление, вегетативная нервная система, кожно-гальванические реакции и т. п.), но не до конца. Подавление эмоций ведет к заболеваниям и развитию комплексов, а также к неуверенности, заниженной самооценке, неуспешности в делах.

Агрессивное выражение

– угрозы;

-обвинения;

– оскорбления;

– ультиматумы;

– «ярлыки»;

– поспешные обобщения, обвинения («ты всегда…», «ты никогда…», «из-за тебя,..») – говорю о своем чувстве, но не обвиняю;

«Плохо мне – пусть всем станет плохо».

Когда отрицательные эмоции овладевают человеком (гнев, раздражение), человек проявляет агрессию. Он способен кричать, ругаться, а иногда даже бить других, в результате чего нарушаются отношения, в конечном итоге это отражается на авторитете человека, что снижает возможности жизненных достижений.

Конструктивное выражение (трансформация)

– предлагаю выход из ситуации, но даю свободу выбора;

– говорю дружелюбно, не ущемляю личность другого человека.

«Чтобы всем сталохорошо».

Вместо того, чтобы подвергать себя обидам или приступам раздражения (вместо того, чтобы кричать на окружающих или замыкаться в себе), нужно просто говорить им о своих чувствах. Осознав и выразив свое чувство, человек сможет испытать облегчение. Люди, умеющие выражать свои эмоции в общении конструктивным способом: более здоровы физически, более успешным в делах, менее закомплексованы, более способны радоваться жизни, пользуются большим уважением.

Упражнение  «Пирог счастья».

Цель: Актуализация положительных эмоций испытываемых человеком в повседневной  жизни.

Оборудование: Листы, ручки, заготовки с перечислением эмоций (улыбка, доверие, нежность, радость, тепло души, уважение, радуга, солнце, голубое небо, благополучие, благодарность, доброта, щебет птиц, любовь, уверенность)

Инструкция: Ваша задача разделиться на пары, тройки и написать рецепт приготовления пирога из полученных ингредиентов.

При необходимости зачитать пример: Замесите пирог на доброте. Смешайте улыбку с радостью. Влейте тонкой струйкой тепло души. В больших пропорциях добавляйте благополучие. Украсьте кусочками голубого неба. Посыпьте цветами радуги. И выпекайте в солнечных лучах до ощущения счастья. Отламывайте маленькими кусочками и раздавайте каждому. Будьте здоровы!

Обсуждение упражнения. Озвучивание своих рецептов.

Предполагаемый результат: Осознание необходимости положительных эмоций в жизни человека.

Ведущий: Эмоциональному воспитанию ребенка нужно уделять внимание не меньше, чем интеллектуальному и нравственному, а то и больше. Здоровые эмоции – это психическое и психосоматическое здоровье, адекватное восприятие мира, перспективное интеллектуальное развитие, устойчивая нравственная позиция, а также позитивное отношение к жизни и миру»

Уважаемые родители! На последок хочется сказать:

ЕСЛИ ребенок живет в терпимости

ТО он учится принимать других людей

ЕСЛИ ребенка подбадривают

ТО он верит в себя

ЕСЛИ ребенок растет в честности

ТО он учится быть откровенным

ЕСЛИ ребенка поддерживают

ТО он ценит себя

ЕСЛИ ребенок живет в понимании и дружелюбии

ТО он находит любовь в этом мире

Используемая литература

1.Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М. ACT. «Астрель» – 2006 г.

2.Гордон Т. Тренинг эффективного родителя. 1975 г.

3.Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания. 5-9 классы.

4.Рахмаштаева В.А. Психология взаимоотношений.- М.: «Просвещение», 1996 г.

5.Стишенок И.В. Тренинг уверенности в себе. – СПб: «Речь», 2006 г.

6.Холмогорова А., Гаранян Н. Эмоциональные расстройства и современная культура.

7.Щербатых Ю. Избавиться от страха. -М.: «Эксмо», 2006 г.

8.https://irinazaytseva.ru/o-detyax-v-citatax.html

9.https://nachalo4ka.ru/rekomendatsii-po-razvitiyu-polozhitelnyih-emotsiy-vashego-rebenka/

10.https://infourok.ru/iz-opita-raboti-sozdanie-usloviy-dlya-emocionalnogo-blagopoluchiya-detey-doshkolnogo-vozrasta-2012806.html

Приложение 1

Высказывание родителей

– «Убери свои игрушки»

– «Помой руки»

– «Выключай телевизор, ложись спать»

– «Разговаривай тише!»

– «Хватит уже спорить!»

– «Отстань от меня»

– «Иди играй сам»

–  «Одевайся уже быстрее!»

– «Торопись, я опаздываю из-за тебя на работу»

– «Не будешь слушаться останешься без гулянки»  

Приложение 2

  

  

 

Приложение 3

Раздаточный материал

«Рекомендации по развитию положительных эмоций»
Папы и мамы! Дедушки и бабушки! Помните!

  1. От повторяющихся знаков приветствия, одобрения, любви и принятия у ребенка складывается ощущение: «со мной все в порядке», «я – хороший», а от сигналов осуждения, неудовольствия, критики – ощущения «со мной что-то не так», «я плохой».
  2. Душевная копилка ребенка работает день и ночь. ЕЕ ценность зависит от того, что мы туда бросаем
  3. Даже требования, которые вы предъявляете должны, должны быть наполнены любовью и надеждой.
  4. Научитесь слушать своего ребенка в радости и в горести.
  5. Наказывая своего ребенка, оставайтесь рядом с ним, не избегайте общения с ним.
  6. Станьте для своего ребенка примером для подражания в проявлении положительных эмоций по отношению к членам своей семьи и к другим людям.
  7. Обнимайте и целуйте своего ребенка в любом возрасте.
  8. Не разговаривайте со своим ребенком равнодушным и безразличным лицом.
  9. Проводите со своим ребенком достаточное количество времени, и не сетуйте на то, что у вас этого времени нет.
  10. Заводите в семье свои красивые, добрые и светлые ритуалы общения, которые
    сделают вашу жизнь и жизнь вашего ребенка теплее и радостнее.

Ритуалы, которые нравятся детям:

  • перед уходом в школу / детский сад получить объятие родителей и напутственное слово или жест, в котором будет маленькая тайна взрослого и ребенка;
  • придя из школы / детского сада, рассказать о своих удачах и проблемах и получить слова поддержки и участия за чашкой чая;
  • в выходной день обсудить прожитую неделю и ее значение для детей и родителей;
  • посидеть в сумерках при свечах с мамой и папой;
  • на ночь услышать доброе пожелание;
  • в свой день рождения получать сюрпризы и устраивать их для других членов семьи;
  • вместе с мамой готовить к празднику и печь красивый торт, а с папой просто поговорить по душам;
  • посидеть с мамой и папой, взявшись за руки во время своей болезни и попросить у них любимую еду или что-то такое, что очень давно хотелось.

Источник