Роль экскурсии в развитии словаря ребенка
Любовь Лобачева
Экскурсионные наблюдения как средство развития речи детей
В детском саду используются разные методы для развития речевой деятельности детей, но особое место следует уделить наблюдениям в природе во время экскурсий. Вокруг села Черкасово, где расположено МОУ «Черкасовская начальная школа – детский сад», река, лес, карьеры, поля, где выращивают овощи и зерновые культуры. В разное время года воспитанники имеют возможность наблюдать: как трактористы на тракторах пашут, боронят землю, сеют зерновые; как на комбайнах комбайнёры косят и молотят созревшие злаковые культуры и как шофёры на грузовых машинах увозят зерно на зерносклад. На краю села находятся животноводческие фермы, где дети могут познакомиться с трудом доярок, пастухов.
Экскурсионные наблюдениядают детям возможность увидеть домашних животных : коз, овец, коров, лошадей и их детёнышей. Рассмотреть птиц, которые живут рядом с нами круглый год, и птиц, которые улетают на юг. Какие изменения происходят в природе, как изменяется лес в разные времена года, как меняются деревья в разные периоды осени, весны. Всё это объекты наблюдений в период экскурсий, которые проводятся с сентября по май в соответствии с планом наблюдений. Лексические темы наблюдений составляются с учётом образовательной области «Познание» общеобразовательной программы «От рождения до школы» для детей старшей группы.
За время проведения экскурсиибольшое внимание уделяется накоплению словарного запаса различных грамматических категорий: имён существительных, имён прилагательных, глаголов, наречий. Формированию фраз с правильными лексико – грамматическими конструкциями.
При встрече с новыми предметами на экскурсии неоднократно чётко проговариваем их названия.
Экскурсионные наблюдения заставляют разговориться самых молчаливых детей. Так при виде желтого осеннего леса Дима (5 лет)воскликнул: «Какая красота!». Каждая экскурсия – наблюдение позволяет детям познать что – то новое. На пшеничном поле дети рассматривали колосья и совместно с педагогами рассуждали «Откуда хлеб пришёл». На кукурузном поле увидели, как «растёт» их кукурузная каша и с большим интересом рассматривали початки. Удивлялись, что волосики у кукурузы называются «кукурузные рыльца» и считаются лекарственными. В гости к кукурузе любят ходить все дети, целый год они готовятся к этой экскурсии и с удовольствием рассказывают об этом удивительном продукте, используя накопленный речевой опыт.
За изменениями, происходящими с деревьями в разные времена года в зависимости от условий внешней среды, проводились экскурсии в лес.
Осенью педагоги обращают внимание детей на красоту осенних растений, на яркость их наряда. Знакомятся с природным явлением «листопад», расширяя словарный запас словом сложной структуры.
Весенние наблюдения на полянке с одуванчиками заставляют детей радоваться появлению первоцветов. Эмоциональный настрой детей способствует запоминанию названий весенних цветов, отвечать на вопросы одуванчику (используется игровой момент, составлять сказку об одуванчике.
. На каждой экскурсии фотографируем предметы, снимаем видео. После каждой прогулки просматриваем, что увидели. Дети с удовольствием отвечают на вопросы, стараются ничего не забыть Говорить, рассказывать, даже под контролем педагога, детям доставляет удовольствие.
Учитель – логопед Лобачева Л. А.
Источник
Экскурсия — один из видов занятий по ознакомлению детей с природой. Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им.
Преимущества экскурсий-занятий и в том, что здесь дети имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания. Экскурсия помогает формировать у ребят первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе, материалистическое миропонимание.
По содержанию экскурсии условно делят на два вида: природоведческие — в парк, в лес, на реку, на луг и т. д., а также в зоопарк, ботанический сад (они проводятся в разные сезоны); экскурсии на сельскохозяйственные объекты — в поле, на птицефабрику, в сад, огород и т. д. в целях ознакомления с трудом взрослых.
На экскурсиях воспитатель организует игры с использованием естественного материала (песка, снега, воды, листьев), игрушек, приводимых в движении ветром, водой, в процессе которых дети накапливают чувственный опыт, познают различные качества предметов природы. Количество изучаемых на экскурсии объектов и явлений, должно быть небольшим (для младших групп 1-2, для средней 2-3, для старших 3- 4). Во время экскурсий воспитатель ставит вопросы, так, чтобы дети, наблюдая явления, сопоставляли их и делали некоторые самостоятельные выводы.
В средней группе дети должны знать, какие явления характерны для каждого времени года, выделять некоторые признаки сезона (осенью созревают плоды, улетают птицы, опадают листья) понимать зависимость жизни животных от сезона, а также растений.
Дети старшей группы должны самостоятельно выделять характерные признаки сезона, знать последовательность времени года, устанавливать зависимость между состоянием неживой природы, растительным миром, трудом и бытом людей.
Дети подготовительной группы могут уже объяснить некоторые причинные, последовательные, временные связи, сравнивать сезоны, давая характеристику сезона, могут выделять признаки неживой природы, растительного и животного мира, труда и быта людей.(5, 8)
Наблюдение – это целенаправленное, планомерное, более или менее длительное восприятие человеком предметов и явлений окружающего мира. Оно связано с показом изменяющихся явлений. Его цель – не только познакомить детей с предметами или явлениями, но и научить замечать изменения в окружающей обстановке. Дети наблюдают за поведением и повадками животных, изменениями в жизни растений, в неживой природе.
Воспитатель помогает детям овладеть деятельность наблюдения, ставит перед ними познавательную задачу, обучает различным способом обследования объектов, учит следовать предлагаемому плану наблюдения, а затем и самостоятельному планированию, формирует умение отбирать в соответствии с поставленными задачами характерные существенные признаки.
Наблюдение лишь тогда верно отражает изучаемые явления и процессы, когда имеется чёткий план его проведения, в котором обозначены объекты наблюдений, цели и задачи его, время наблюдения, длительность и предполагаемый результат, ожидаемое изменение. (2, 9)
Объективность выводов по данным наблюдений значительно возрастает в том случае, если воспитатели сопоставляют получаемую ими информацию с данными других коллег. Наблюдению может предшествовать беседа, во время которой выявляются знания детей о наблюдаемом объекте, даются указания, на что следует обратить особое внимание.
Содержание занятий связанных с наблюдениями, постепенно усложняются; выбираются более сложные объекты наблюдения, углубляется его план, рассматриваются новые стороны явлений, намечается переход к познанию связи между ними.
Наблюдения организуются не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Они могут быть кратковременными (наблюдение за погодой, поведением птиц, рыб, животных) и длительными (наблюдение за развитием растений, сезонными явлениями). (4, 2)
Каким образом развивать в детях драгоценную способность наблюдения, научить их пользоваться своими чувствами, своим моторным аппаратом для последовательного накопления практического опыта и обусловленных им образов, представлений и речевых умений? Путь для этого один — организованное знакомство детей с окружающей их конкретной действительностью и оказание им систематической помощи в использовании ее в интересах своего развития. Внешний мир, представленный сознательно, разумно и систематически перед детьми, является той ареной, на которой воздвигается здание их восприятий. Содействовать стройному росту этого здания — главнейшая цель занятий по наблюдению и экскурсий.
Второй, не менее важной целью их должно быть отражение этого мира восприятий в речи. Представление должно предшествовать слову, но слово должно следовать за представлением. Представление, не воплотившееся в ясное, толковое слово, теряет значительную часть своей ценности. Познаваемые нами вещи и явления носят окраску человеческой речи, человеческих понятий, выраженных словом. Человек, пребывающий с глазу на глаз сам с собой, уточняет свои мысли словом.
Занятия по наблюдению должны вестись так, чтобы слово сопровождало и закрепляло наблюдаемое. Это один из видов обучения. Мы знаем, какую громадную роль в развитии ребенка играет самообучение в раннюю пору его жизни. Самообучение младенца уже нуждается в помощи взрослого. По мере продвижения ребенка по возрастным ступеням роль взрослого, руководящего его обучением, становится все значительнее и сложнее. (5,3)
Существует два способа методического использования содержания окружающей среды в интересах развития детей: предмет, включаемый в педагогическую работу как образовательный материал, приближается к детям, им преподносится. Но это не всегда возможно. Есть предметы и явления, которых приблизить к детям нельзя. В таком случае неизбежен второй путь — приближения детей к предмету, к явлению. Этот второй путь претворяется в метод, известный под названием экскурсий. Экскурсии с детьми проводятся вне учреждения. Но и в самом учреждении можно провести своеобразную экскурсию-осмотр, потому что в любой квартире, даже комнате, могут быть предметы, которых приблизить к детям нельзя, но к которым должны быть приближены сами дети. (1, 4)
Источник
Экскурсия как средство познавательно – речевого развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Если ранее в дошкольном учреждении стремились к формированию у детей большего количества знаний, умений, навыков, то современные требования направлены на развитие интегративных качеств дошкольника за счёт повышения качественного уровня организации воспитательно-образовательного процесса, то есть пересмотра форм организации и методов взаимодействия с дошкольникам.
Сегодня остро стоит проблема поворота системы образования в сторону воспитания личности, способной к творческому решению жизненных задач.
Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов дошкольников особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для старшего дошкольного возраста.
У детей с системным нарушением речи снижена субъективная активность в познавательной и речевой деятельности, что ограничивает круг их общения, способствует возникновению замкнутости, безынициативности.
Создание положительной мотивации в различных видах деятельности, варьирование методов и приемов обучения с учетом индивидуальных особенностей детей с ОНР обеспечивают успешность формирования речевой и познавательной активности на этапе подготовки к школе.
Поэтому, одна из основных целей нашей деятельности, является, формирование познавательно – речевой активности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством экскурсионной деятельности.
Экскурсия – одна из форм образовательно – воспитательной работы с детьми, преимуществом которой является то, что дети могут в естественной обстановке наблюдать и изучать явления природы, сезонные изменения и т.д. В ходе проведения экскурсий осуществляется сенсорное развитие, на основе которого возникают мыслительные процессы, а это, в свою очередь, способствует развитию познавательного интереса у детей к окружающему миру. Чувственный опыт дошкольника, обогащается яркими, эмоционально насыщенными, запоминающимися образами, гораздо более впечатляющими, чем те, которые можно почерпнуть из книг.
Экскурсии эффективно решают следующие задачи: воспитание звуковой культуры речи, обогащение, закрепление и активизация словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.
Наряду с расширением представлений об окружающем мире, развитием любознательности и наблюдательности, экскурсии способствуют уточнению и обогащению активного и пассивного словарного запаса детей, развитию связной речи.
Действительно, если мы хотим, чтобы в результате нашего педагогического влияния у ребенка появились не только знания и умения, но и развились личностная и познавательная сферы; если мы хотим, чтобы дети стремились познавать мир и смогли реализовать свои природные задатки и творческий потенциал, нами была поставлена задача создания условий, способствующих развитию.
Основой модели развивающей среды послужило для нас утверждение: каждый ребенок должен находиться в среде богатой стимулами, побуждающих к действию.
Т.о. в группе была создана предметно – пространственная среда, обеспечивающая интенсивно развивающий характер педагогического процесса, организацию жизнедеятельности детей на коррекционно – развивающей основе.
Все пространство группы завязано на идеи социализации и представляет собой «город Буквоград» с улицами и переулками (уголками) оформленными в соответствии с названием (ул. Художников, проспект Математиков, площадь Театральная, и т.д.) и имеющими следующие параметры:
– проблемная насыщенность;
– многофункциональность и вариативность модели среды;
– открытость к изменению, своеобразному достраиванию среды детьми;
– психологическая комфортность (способствует мотивации успешности);
Мы стремились через оформление создать содержательно – смысловое «поле», благодаря которому можно решать и образовательные, и развивающие задачи.
По нашему мнению, работа в такой среде обеспечивает более высокий уровень познавательного развития, провоцирует речевую активность детей, является ключом к освоению рабочей лексической темы, а также является подготовительным этапом последующей экскурсионной деятельности.
Свою экскурсионную деятельность мы условно разделили на 3 блока:
1.Сезонные экскурсии
Цель: расширение, уточнение и систематизация знаний о сезонных изменениях. «Краски осени» (сентябрь), «Морозные кружева» (январь), «Веселая капель» (апрель).
2. Допрофориентационные
Цель: выявление и развитие у детей способности к освоению различной профессиональной деятельности. «Смелый наездник» (октябрь – ипподром), «Русский сапожок» (ноябрь – обувная фабрика), «Радость общения» (декабрь – почта), «Удивительный репортаж» (март – телевидение).
3.Культурно-исторические
Цель: формирование системы ориентации в мире духовных ценностей. Развитие эстетических способностей и потребностей, эстетического вкуса и идеала. «Разноцветная палитра» (ноябрь – художественная школа), «Тайны закулисья» (декабрь – драматический театр), «Путешествие в прошлое» (апрель – краеведческий музей им. Мартьянова).
По итогам экскурсионной деятельности дети в составе группы «Юный исследователь» посещают массовые группы детского сада с творческими отчётами (плакаты, коллажи, альбомы). Данная работа находит своё продолжение в самостоятельных семейных экскурсиях, в рамках проекта «Незнайка в гостях у детей», являющейся эффективной формой взаимодействия родителей и педагогов группы.
Таким образом: целенаправленное и систематическое осуществление процесса стимулирования познавательно – речевой активности детей посредством экскурсионной деятельности является одним из факторов эффективного речевого развития детей с общим недоразвитием речи.
Литература:
1.Годовикова Д.Б. Общение и познавательная активность у дошкольников // Вопросы психологии. 1984. № 1.
2.Войтенко Т.П. Игра как метод обучения и личностного развития.- Калуга: Изд-во «Адель», 1997.
3.Нифонтова С.Н. , Гаштова О.А., Жук Л.Н. Цикл развивающих целевых и тематических экскурсий для детей 4-7 лет. Учебно-методическое пособие – СПб.: ООО «Издательство «Детство – пресс»», 2010
Источник
Ирина Старцева
Педагогический опыт «Виртуальные экскурсии как средство речевого развития детей среднего дошкольного возраста»
«Виртуальные экскурсии, как средство речевого развития детей среднего дошкольного возраста»
Цель: знакомство педагогов с формой работы с дошкольниками – виртуальной экскурсией.
Виртуальная экскурсия – это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально – существующих объектов.
Виртуальная экскурсия – это один из методов проектной деятельности и является эффективной формой обучения дошкольников.Она представляет собой:
– способ знакомства с объектами окружающего мира, не посещая в реальности самого места;
– знакомство педагога с методами поиска, систематизации и наглядного представления информации с помощью компьютера;
– и позволяет неоднократно повторять материал, что улучшает качество образовательного процесса.
Одной из важных задач в общей системе работы по развитию речи в детском саду является воспитание правильной и чистой речи у дошкольника. Неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает неизгладимый отпечаток на его характер. Ребенок с хорошо развитойречью легко вступает в общение с окружающими: он задает вопросы, понятно выражает свои мысли и желания, договаривается со сверстниками о совместной игре. Хотелось бы повысить речевую активность, ведь на сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей — явление очень редкое. Поэтому меня как воспитателя в первую очередь волнует проблема развития речи.
Согласно ФГОС ДО, образовательная область «Речевое развитие»включает: — владение речью как средством общения и культуры; — обогащение активного словаря; — развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; — развитие речевого творчества; — развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; — знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; — формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Современное образование характеризуется тем, что впервые за всю историю развития педагогики появилось поколение средств обучения, функционирующих на базе информационных и коммуникационных технологий, которые создают предпосылки для небывалой эффективности образовательного процесса, в частности для речевого развития. В своей работе я использую различные формы, методы, приемы и средства речевого развития детей и, конечно, применяю информационные компьютерные технологии. Одной из эффективных форм работы с детьми по развитию речи является экскурсия. Для детей экскурсия — это путешествие. Оно создает своеобразный мир ощущений, эмоциональный подъем и хорошее настроение. Дети становятся веселее, раскованные, общительнее, появляются чувство свободы и желание без всякого принуждения усваивать знания.
Создание и показ виртуальной экскурсии невозможен без использования ИКТ. Составляющими данной экскурсии могут выступать видео, звуковые файлы, анимация, а также репродукции картин, изображения природы, портреты, фотографии. ИКТ позволяет нам значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков. Развивает память и концентрацию, которые необходимы для успешной учебы в начальной школе, а также высшие психические функции — память, внимание, словесно-логическое мышление.
Компьютер поможет воспитателю совершить уникальные экскурсии, например в музей или заповедник. Современные технологии позволяют разрабатывать уникальные программы для совершения подобных путешествий. Например, можно посетить музеи, старинные боярские палаты, побывать в необычных местах. По картине можно щелкнуть мышкой и получить ее увеличенное изображение и даже прослушать объяснения электронного экскурсовода. Поскольку групповые экскурсии для дошкольников обычно организовать сложно, такие занятия помогут расширить у детей представления об окружающем мире. Кстати, ничто не мешает детям с родителями совершить потом экскурсию в то место, которое их заинтересовало. Дети ходят на экскурсии с удовольствием. Термин «виртуальный» происходит от английского слова «virtual» — похожий, неотличимый. Так что же такое виртуальная экскурсия? Виртуальная экскурсия — это организационная форма развития дошкольников, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Особенностями являются доступность изучения, возможность повторного просмотра, наглядность и многое другое.
Преимуществом является то, что в работе с дошкольниками она позволяет получить визуальные сведения о местах, недоступных для реального посещения, сэкономить время и средства. Использование виртуальных экскурсий для речевого развития детей помогает: — в уточнении и обогащении активного словаря детей; — развитии связной речи; — расширении представлений об окружающем мире; — развитии любознательности и наблюдательности. Создание виртуальной экскурсии требует длительной предварительной подготовки.Свою работу мы с детьми начинаем с выбора темы: беседуем о том, что они хотели бы посмотреть, где побывать.
Виртуальная экскурсияделится на три этапа: подготовительный, основной и заключительный. На подготовительном этапе выбирается тема экскурсии, подбор материала. Следующим этапом моей работы становится создание презентации в программе PowerPoint. Я включаю в нее материал, отобранный с учетом возраста детей. Одним из обязательных условий при составлении виртуальной экскурсии является представление объектов в логической последовательности.
Огромную роль в активизации речи детей во время виртуальных экскурсий играет прием постановки проблемных вопросов детям по теме и содержанию экскурсии. Например, для виртуальной экскурсии «Народная культура» будет актуален проблемный вопрос «Как отмечали праздник Масленица?» Заканчиваем экскурсию традиционно — итоговой беседой, в ходе которой вместе с детьми обобщаем, увиденное и услышанное, делимся впечатлениями.
Создание виртуальных экскурсий может осуществляться как в групповой, так и в индивидуальной работе. Возможны различные формы виртуальных экскурсий: «Музей», «Путешествие», «Приключение», «Поход», «План-схема» (так, виртуальная экскурсия «Как я провел лето» может выступать в роли схемы для составления описательного рассказа).
Проводя работу по использованию виртуальных экскурсий в развитии речи детей, я пришла к следующим заключениям.
1. Совершенствуется речь детей.
2. Повышаются речевая активность, содержательность и связность монологической речи, ее лексическая сторона при составлении высказываний.
3. Укрепляется тесная взаимосвязь между педагогом, детьми.
4. Снижаются стеснительность, зажатость, напряженность у малоактивных детей.
5. В группе создается доброжелательная обстановка, в которой дети выражают свои эмоции от увиденного своими словами, с помощью взрослого или товарищей.
В заключение мне хотелось бы сказать, что любая новая форма работы с детьми является тем самым педагогическим феноменом, который сосредоточивает в себе возможность решения многих задач, а самое существенное — может помочь в личностном совершенствовании самого педагога, воспитании в нем такого качества, как креативность.
Можно сказать, что использование виртуальной экскурсии делает образовательный процесс в детском саду более интересным, результативным. Мои воспитанники стали более самостоятельными, активными и любознательными. Именно такими мы хотим видеть их в настоящее время.
Источник