Роль экологического воспитания в речевом развитии ребенка

Марина Витальевна Гайнутдинова

воспитатель, 1 квалификационная категория

МБДОУ Детский сад № 30, г.Красноуральск

Экологическое воспитание

как средство  развития речи дошкольников.

«Природа – это самая лучшая из книг,

написанная на особом языке.

Этот язык надо изучать»

Н.Г. Гарин-Михайловский

Ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Именно в этом возрасте накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем.

Как писал А.В. Луначарский «маленького ребенка можно лепить, старшего приходится уже гнуть, взрослого – ломать». Уважение к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и в детском саду.

Так как же экологическое образование влияет на развитие речи детей? В условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт становятся актуальными проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает речь, их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие природы, замечать большие и маленькие изменения в окружающем мире.

При общении с природой ребенок раскрывается, у него развивается наблюдательность, внимание, зрительная память, обогащается словарный запас, формируется умение отвечать на вопросы и пересказывать услышанное.

Готовясь к проведению наблюдения, экскурсии, прогулки,  намечаю для себя вопросы, слова, которые будут для детей новыми или выступят в новом значении, а также определяю приемы активизации речи детей. Каждое слово четко проговариваю, причем акцентирую внимание детей на том, что слово является для них новым. Во время наблюдения неоднократно повторяю новое слово и стараюсь так поставить вопросы, чтобы ответы на них  детей требовали обязательного употребления данного слова. Новые слова закрепляются в процессе беседы, при рассматривании картин.

Стараюсь научить детей правильно пользоваться, словом в соответствии с ситуацией. Достаточно богатый и разнообразный словарь – основа развития связной речи, состоящей из правильно составленных предложений,  причем предложений разных типов. Чтобы ребенок составил сложное предложение, он должен понимать связь, закономерность, которую хочет передать в речи, например:

– «Когда снег мокрый, из него можно лепить»,

-«Когда мороз, снег сухой и скрипит»,

-«Зимой, если тепло, снег идет хлопьями»,

-«Когда на улице сильный мороз, снег как колючие иголочки»,

-«Когда наступает осень, птицы улетают в теплые края, где тепло»,

-«Когда наступает осень, листья опадают, это – листопад».

Все эти предложения составлены детьми, и они постепенно переходят в их активную самостоятельную речь. Так разнообразные наблюдения за явлениями природы создают возможность для совершенствования детской речи, и чем больше я использую эту возможность, тем богаче и разнообразнее по форме и содержанию становится речь детей.

С помощью дидактических игр экологического содержания закрепляю представления детей о предметах и явлениях природы, упражняя их в умении анализировать, сравнивать, обобщать, решать логические задачи. Используемые мною приемы обогащения и активизации словаря, целенаправленные беседы о природе, использование произведений искусства (живопись, художественная литература) оказывают серьезное влияние при составлении детьми сюжетных и описательных рассказов. Для продуктивности своей работы,   оформила картотеку с играми и упражнениями.

Основная цель дидактических речевых игр экологического характера состоит в том, чтобы формировать у дошкольников мотивацию к природоохранной деятельности: вызвать у них интерес и желание ухаживать за природными объектами, эмоционально настроить детей на тот или иной вид труда, активизировать их в процессе выполнения поручений.  

Для повышения эффективности развития словаря и грамматического строя речи у дошкольников большое значение уделяю  дидактическим эколого-речевым играм: «Нужно – не нужно», «Съедобное – несъедобное», «Кто, где живёт?»,

«Отгадай, что за растение», «Узнай на вкус», «Подбери листок», «Что за птица?», «Узнай по голосу животного», «Угадай, про кого расскажу», «Что сначала, что потом», «Что опасно для природы», «Угадай, что в мешочке»

«Когда это бывает?», «Чей хвост?»

         Отдельно хочется сказать о значении экологических сказок в развитии речи дошкольников. Эти сказки развивают умение детей мыслить системно, с

пониманием происходящих закономерностей.

Чтение сказок перекликается с наблюдениями в уголке природы, на участке детского сада, беседами, рассматриванием картин, заучиванием стихов.

Такие, прочитанные мною детям, экологические сказки «Какое бывает солнышко», «Кто вырастил ягодку», «Почему на крыше сосульки», «Почему льдинка исчезла», помогают обрести реалистические представления об окружающем мире, способствуют движению мысли, развивают словарный запас детей.

Из экологических сказок ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.

Особую роль в развитии речи детей отвожу экспериментально-познавательной деятельности. Во время наблюдений и экспериментов обогащается память, речь, активизируются мыслительные процессы. Нужно помнить, что проводимые эксперименты должны быть просты в использовании и безопасны.

Чтобы достичь хороших результатов, в группе создана предметно-развивающая среда для экспериментов. Во время экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме этого, дети знакомятся с этимологией слов (словообразование: сахарница-хлебница), с омонимами (слова разные по значению, но одинаковые по звучанию, например, коса), многозначностью слова (ключ), синонимами (красивый, прекрасный, чудесный), антонимами (легкий – тяжелый), а также фразеологизмами (лошадь в яблоках).

            Рассматривание картин также помогает развивать речь детей.

 Моя работа по развитию монологической речи детей на основе ознакомления с природой строиться как обучение их следующим видам рассказов:

– сюжетный рассказ на основе непосредственного восприятия или труда в природе («Как мы устроили цветник», «Как мы кормили птиц», «Как мы убирали участок»);

– сюжетный и описательный рассказ на основе обобщения знаний, полученных в результате бесед, чтения книг, рассматривания картин («Как звери живут зимой», «Что случилось на реке весной»);

– описательный рассказ, построенный на сравнении разных времен года («Наш участок зимой и летом», «Береза весной и осенью»);

– описательный рассказ о сезоне в целом («Расскажи о весне», «Мое любимое время года», «Что ты знаешь об осени?»);

– описательный рассказ об отдельном предмете или явлении природы («Анютины глазки», «Ветка рябины», «Осенний букет»),

Экологическое воспитание во 2 младшей  группе часто переплетены с изучением определенной лексической темы, поэтому они приобретают важное  значение не только в  формировании экологической культуры, но и в обогащении, расширении лексического запаса слов детей, в развитии правильной, грамотной и связной речи. Дети учатся задавать вопросы, отвечать на них: «Кто живет в воде?», «Кому нужна вода?» и т.д. Образовательная деятельность проходит в виде рассказов, бесед, наблюдений, практической деятельности в уголке живой  природы. Во время непосредственной деятельности провожу с детьми физкультминутки экологического содержания, для снятия утомления, напряжения.

Близость с природой возбуждает эмоции, улучшает речевую активность. В зависимости от содержания, наблюдения использую во время  разных режимных моментов: в утренний отрезок времени, на прогулке, в вечернее время.

 Самое главное – это задавать детям четкие, конкретные вопросы, выслушать их ответы и доброжелательно реагировать на каждое сообщение, похвалой стимулировать детей на дальнейший поиск информации.

Особое место  в своей работе уделяю совместной деятельности детей и их родителей:

-тематические выставки поделок из природного материала, рисунков о природе, сделанных совместно родителями с детьми (выставки «Осенние фантазии», «Зимушка – зима»)

–  экологические акции, например «Делаем кормушки и подкармливаем птиц».

–  Консультация для родителей:  «Давайте задумаемся о речи», «Речевые дидактические игры экологического содержания» (Были предложены родителям такие игры, как «Цепочка», «Береги природу»)

Такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей. Показывает  родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры.

Реализация системы экологического воспитания во второй младшей группе обеспечивает всестороннее развитие детей. У них совершенствуется интеллект, расширяется кругозор, развиваются сенсорные способности, моторика, наблюдательность, речь. Дети учатся устанавливать связи, зависимости, обнаруживать причины и следствия. Повышается культура поведения детей в природе и окружающей среде.

Литература

1. Лопатина А. Скребцова М. Экологическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий, сказки, стихи, игры и задания. Издательство: Амрита-Русь, 2010

2. Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы. — М.: АРКТИ, 2004.

3. Молодова Л. Методика работы с детьми по экологическому воспитанию: Пос. для воспитателей ДОУ и учителей нач. шк. Издательство: Интерпрессервис, 200

4. Павлова Л. «Игры как средство эколого-эстетического воспитания» ж// Дошкольное воспитание, 2002 г. № 10

5. Соломенкова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Издательство: Мозаика-Синтез, 2009

Источник

Надежда Грачёва
Развитие речи дошкольника в процессе экологического воспитания

«Необходимо открыть ребенку книгу природы как можно раньше, чтобы каждый день приносил что-то новое, чтобы каждый шаг был путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы» В. А. Сухомлинский.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей.

Речь – это инструмент развития высших отделов психики. С развитием речи связано формирование всех основных психических процессов и личности в целом. Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни, игры.

Природа окружает ребенка с ранних лет. К. Д. Ушинский считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Именно непосредственное наблюдение окружающей природы «…составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, т. е. истина самого слова, и из которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических законов».

Познание природы будит «ребячью мысль», способствует развитию творчества и самостоятельности, учит «вдумчивее» относиться к природе.

Ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, т. е. учится элементарно сопоставлять, сравнивать, делать выводы.

В своей работе по развитию речидетей мы выделяем несколько моментов: обогащение и активизация словаря; развитие диалогической речи; развитие монологической речи; индивидуальная работа с детьми.

Готовясь к проведению наблюдения, экскурсии, прогулки, воспитатель намечает для себя слова, которые будут для детей новыми или выступят в новом значении, а также определяет приемы активизации речи детей. Каждое слово четко проговаривается педагогом и затем повторяется детьми, причем воспитатель акцентирует внимание детей на том, что слово является для них новым.

Во время наблюдения воспитатель неоднократно повторяет новое слово и старается так поставить вопросы, чтобы ответы на них детей требовали обязательного употребления данного слова.

Новые слова закрепляются в процессе беседы, при рассматривании картин и на других занятиях. Воспитатель должен научить детей правильно пользоваться словом в соответствии с ситуацией. Например, дети при рассматривании шмеля обратили внимание, что на нем полоски синие и желтые – вводим в словарь детей слово полосатый. Затем закрепляем слово, вспоминая других полосатых животных – тигр, зебра.

Начиная со средней группы можно давать детям специальные грамматические и лексические упражнения, где словарная работа и формирование умения строить предложения является главной целью.Задания постепенно усложняются: подбор к существительным прилагательных и глаголов, синонимов и антонимов, обобщающих слов, придумывание конца предложения, составление предложений с сочинением и подчинением.

Достаточно богатый и разнообразный словарь – основа развития связной речи, состоящей из правильно составленных предложений, и причем предложений разных типов. Чтобы ребенок составил сложное предложение, он должен понимать связь, закономерность, которую хочет передать в речи,например: «Когда снег мокрый, из него можно лепить», «Когда мороз, снег сухой и скрипит», «Зимой, если тепло, снег идет хлопьями», «Когда на улице сильный мороз, снег как колючие иголочки», «Когда наступает осень, птицы улетают в теплые края, где тепло», «Когда наступает осень, листья опадают, это – листопад». Все эти предложения составлены детьми, и они постепенно переходят в их активную самостоятельную речь.

Диалогическая речь детей развивается при проведении бесед, рассматривании картин о природе, чтении художественной литературы, театрализованной деятельности.

В беседах о природе воспитатель использует в основном вопросы, выясняющие знания детей об определенных предметах и явлениях природы, и вопросы, требующие обобщения фактического материала, установления связей и зависимостей в природе. Кроме того, в старшем дошкольном возрасте можно использовать альтернативные вопросы, требующие выбора ответа из двух или нескольких возможных.

Для развития связной речи детей особенно ценны вопросы, способствующие раскрытию причин явлений, установлению связей между ними, установлению закономерностей в сезонных изменениях природы. Отвечая, дети стараются возможно полнее охарактеризовать явление, назвать словом установленную связь, обозначить в соей речи последовательность развития. Чтобы вызвать интерес у детей и повысить их активность во время беседы, лучше начинать беседу рассказом из собственных наблюдений воспитателя, а в процессе ее использовать загадки, речевые логические задачи.

Также часть беседы можно посвятить пословицам и поговорка о данном времени года, предмете или явлении природы.

Рассматривание картин помогает развивать речь детей. Даже в младшем дошкольном возрасте рекомендуется в первую очередь рассматривать не предметные, а сюжетные картины, так как они дают возможность больше заметить, о большем сказать.

Учить детей рассказывать – это значит развивать у них монологическую форму речи.

Работа воспитателя по развитию монологической речидетей на основе ознакомления с природой может строиться как обучение их следующим видам рассказов:

1. сюжетный рассказ на основе непосредственного восприятия или труда в природе; сюжетный и описательный рассказ на основе обобщения знаний, полученных в результате бесед, чтения книг, рассматривания картин;

2. описательный рассказ, построенный на сравнении разных времен года и описание пейзажной картины;

3. описательный рассказ о сезоне в целом, описательный рассказ об отдельном предмете или явлении природы.

Указанная последовательность видов рассказов идет по типу «от простого к сложному».

Для развития умения детей самостоятельно составить четкий и последовательный сюжетный рассказ можно использовать такой прием, как анализ образца педагога, заключающийся в том,что после прослушивания рассказа-образца ребята должны ответить на такого типа вопросы педагога: «О чем я сначала рассказала?», «Чем закончила рассказ?», «О чем рассказала больше?».

В заключении необходимо сказать, что развитие речи, и особенно связной речи – это самый сложный момент в воспитании дошкольников. И проводить его надо постоянно, во всех видах деятельности, в течение всего педагогического процесса. Это требует от воспитателя огромных знаний, умений, усилий, терпения. Результаты не заставят себя ждать. Но какая бы работа не проводилась, надо всегда помнить, что многое еще зависит и от генетически заложенных в ребенка данных. Всегда надо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и развивать их в зависимости от его способностей

Источник

МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ №11 «ЧЕБУРАШКА»  

Из опыта работы

«Развитие речи в процессе экологического воспитания»

                                                                                    Воспитатель:  Пономаренко Т. В.

        Г.Моршанск

                                                                        2016 г.

Свою работу по развитию речи детей  посредством экологического воспитания  я начала с сентября 2015 г. .

Так как заметила, что речь детей односложная, состоящая лишь из простых предложений ; недостаточный словарный запас.  Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно    сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый    ответ, плохая дикция.

Поэтому  в  своей работе по развитию речи детей я выделила несколько моментов:

  • обогащение и активизация словаря;
  • развитие диалогической речи;
  • развитие монологической речи;
  • индивидуальная работа с детьми.

 Обогащение и активизация словаря.

Прежде чем говорить о путях развития связной речи детей на основе ознакомления с природой, я  остановилась на работе по обогащению и активизации их словаря.

В этой работе обратила  внимание на следующее:

  • отбор необходимого словарного материала;
  • правильность собственной речи;
  • создание речевых ситуаций, побуждающих детей употреблять определенное слово или предложение.

Готовясь к проведению наблюдения, экскурсии, прогулки, намечаю для себя слова, которые будут для детей новыми или выступят в новом значении, а также определяю приемы активизации речи детей. Каждое слово четко проговариваю и затем повторяю с  детьми, причем акцентирую внимание детей на том, что слово является для них новым. Во время наблюдения неоднократно повторяю новое слово и стараюсь так поставить вопросы, чтобы ответы на них детей требовали обязательного употребления данного слова. Новые слова закрепляю в процессе беседы, при рассматривании картин и на других занятиях. учу детей правильно пользоваться словом в соответствии с ситуацией.

Например, дети при рассматривании шмеля обратили внимание, что на нем полоски синие и желтые – ввожу  в словарь детей слово полосатый. Затем закрепляем слово, вспоминая других полосатых животных – тигр, зебра.

 Диалогическую речь детей развиваю при проведении бесед, рассматривании картин о природе, чтении художественной литературы, театрализованной деятельности.

Беседа – форма коллективного обсуждения темы, поэтому она требует умения слушать товарища, дополнять или исправлять его ответ, подать реплику, задать вопрос. А от меня  требуется умение естественно строить разговор – привлекать к участию застенчивых, останавливать не в меру активных.

В беседах о природе я использую в основном вопросы, выясняющие знания детей об определенных предметах и явлениях природы, и вопросы, требующие обобщения фактического материала, установления связей и зависимостей в природе. Во время первых бесед по новому для детей материалу предлагаю детям  повторять мой речевой образец. Например, на вопрос «Почему зимой река покрыта льдом?» дети отвечают: «Холодно», или «Потому что холодно». предлагаю им свою фразу, где есть связь явлений,  и прошу повторить ее: «Зимой река покрыта льдом, потому что холодно», «Вода от холода замерзает, и река покрывается льдом».Такое повторение не будет механическим, если строится на основе непосредственного восприятия явления.

Чтобы вызвать интерес у детей и повысить их активность во время беседы,  начинаю беседу рассказом из собственных наблюдений, а в процессе ее использую загадки, речевые логические задачи. Решение таких задач не вызывает у ребят затруднений.. Также часть беседы посвящаю пословицам и поговорка о данном времени года, предмете или явлении природы.

Рассматривание картин также помогает развивать речь детей. В первую очередь рассматриваю не предметные, а сюжетные картины, так как они дают возможность больше заметить, о большем сказать. Использую несложные сюжетные картины, написанные без излишней детализации и стилизации , они стимулируют развитие речи детей.

Также учу инсценировать и драматизировать сказки, так  на отчетном концерте для родителей дети показывают свои постановки, сказки экологического содержания, например, «Без друзей не прожить», «Мешок яблок», «Заюшкина избушка», «Рукавичка», «Под грибком».

В процессе театрализованной игры незаметно активизируется и  словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Поэтому у него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

  Развитие монологической речи

Учить детей рассказывать – это значит развивать у них монологическую форму речи. Монологическую речь характеризуют следующие особенности:

-развернутость и полнота фраз, обеспечивающие понимание слушателями предмета речи;

-активность и произвольность, выражающаяся в умении говорящего выбрать главное, о чем нужно сказать, и найти для этого соответствующую форму;

Работу в по развитию монологической речи детей на основе ознакомления с природой

  строю как обучение их следующим видам рассказов:

-сюжетный рассказ на основе непосредственного восприятия или труда в природе («Как мы устроили цветник», «Как мы кормили птиц», «Как мы убирали участок»);

-сюжетный и описательный рассказ на основе обобщения знаний, полученных в результате бесед, чтения книг, рассматривания картин («Как звери живут зимой», «Что случилось на реке весной»);

-описательный рассказ, построенный на сравнении разных времен года («Наш участок зимой и летом», «Береза весной и осенью»), и описание пейзажной картины;

-описательный рассказ о сезоне в целом («Расскажи о весне», «Мое любимое время года», «Что ты знаешь об осени?»);

-описательный рассказ об отдельном предмете или явлении природы («Анютины глазки», «Ветка сирени», «Осенний букет»),

Указанная последовательность видов рассказов идет по типу «от простого к сложному».

 В своей  работе использую различные методы:

  • наглядный (наблюдения, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций),
  • словесный  (беседы, чтение художественной литературы),
  • практический  (экологические игры, игры-драматизации, инсценировки, опыты, труд в природе).
  • интегрированный (этот метод  вариативный:

а) полная интеграция (экологическое воспитание с худ. литературой, ИЗО, муз. воспитанием, физ. развитием);

б) частичная интеграция (худ. литература и изодеятельность);                  

в) интеграция на основе единого проекта, в основе которого         лежит  проблема.)  ФГОС ДО.

 Для повышения эффективности развития словаря и грамматического строя речи у дошкольников большое значение уделяю дидактическим эколого-речевым играм:

 ∙ «Нужно – не нужно»

 ∙ «Съедобное – несъедобное»

 ∙ «Кто, где живёт?»

 ∙ «Отгадай, что за растение»

∙ «Узнай на вкус»

 ∙ «Подбери листок»

 ∙ «Что за птица?»

∙ «Узнай по голосу животного»

∙ «Угадай, про кого расскажу»

 ∙ «Что сначала, что потом»

∙ «Что опасно для природы»

∙ «Угадай, что в мешочке»

∙ «Когда это бывает?»

∙ «Чей хвост?»

∙ «С какой ветки детки?»

 помощью дидактических игр экологического содержания закрепляю представления детей о предметах и явлениях природы, упражняя их в умении анализировать, сравнивать, обобщать, решать логические задачи.

    В играх и на занятиях использую мною созданное дидактическое пособие: напольная ширма (универсальная, многофункциональная), которая соответствует ФГОС: Она разделена на три части: в первой части расположена магнитная доска, во второй – театр и фланелеграф, в третьей части – доска –шнуровка для развития мелкой моторики рук.

 Для правильной дикции и четкого произношения, разучиваю с детьми скороговорки, потешки, чистоговорки, так же широко использую пальчиковые игры и игры имитации, которые являются уникальным средством для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. При заучивании стихотворений использую пальчиковый, настольный театр, «театр игрушек» и фланелеграф, схемы с символами к новому стихотворению, так как считаю, что они совершенствуют звуковую культуру речи, развивают память, художественный вкус, любовь к слову и словотворчеству.

В последнее время мною стал использоваться интегрированный метод обучения. Этот метод является  инновационным. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей.  Вариативность интегрированного метода довольно многообразна:

– Полная интеграция (экологическое воспитание с худ. литературой, ИЗО, муз. воспитанием, физ. развитием);

– Частичная интеграция (худ. литература и изодеятельность)

– Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.

   Интегрированный метод включает в себя проектную деятельность.   Работая над проектом, дети получают знания, расширяют свой кругозор, пополняют пассивный и активный словари, учатся общению с взрослыми и сверстниками.

В своей работе использую приёмы: словесные, наглядные, игровые

     А вот метод наглядного моделирования помогает ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Использование символической аналогии  (схемы)облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики». Применяя графическую аналогию, дети учатся видеть главное, систематизировать полученные знания. На разных этапах и в зависимости от индивидуальных способностей детей можно использовать различные

приёмы наглядного моделирования:

–   Пиктограмма – символическое изображение, заменяющее слова, это рисунок, с помощью которого можно записать слова и выражения, это рисунок, который поможет вспомнить заданное слово.

–  Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. На каждое слово или словосочетание придумывается картинка (изображение). Таким образом, весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко запоминает информацию.

–  Замещение – это вид моделирования, при котором одни объекты замещаются другими, реально – условными. В качестве заместителей удобно использовать бумажные квадратики, кружки, овалы, различающиеся по цвету и величине.  Замещение основывается на каком – либо различие между предметами, их признаками.

Дети, владеющие средствами наглядного моделирования в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения, что и требует от воспитателя ФГОС ДО.

Планировать работу с родителями помогает анкетирование. Например, результаты анкеты показали, что 70% родителей не знают, как обучить детей рассказыванию  по опорным схемам. В связи с этим подготовила материал для родителей, сделала подборку рассказов, стихов  со  схемами, с помощью которых родители могут дома позаниматься с детьми, и провела собрание «Развиваем речь с помощью опорных схем». Подготовила консультацию «Экологические игры на развитие речи», большинство не знают какие игры можно использовать для формирования разных сторон речи, для устранения этой проблемы была организована выставка дидактических игр и литературы по развитию речи.

В заключении хочется  сказать, что развитие речи, и особенно связной речи – это самый сложный момент в воспитании дошкольников. И проводить его надо постоянно, во всех видах деятельности, в течение всего педагогического процесса. Это требует от меня огромных знаний, умений, усилий, терпения. Всегда надо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и развивать их в зависимости от его способностей. Работу в этом направление буду продолжать.

Источник