Роль изобразительной деятельности в развитии творческих способностей ребенка

Роль изобразительной деятельности в развитии творческих способностей ребенка thumbnail

Статья. Роль изобразительной деятельности в развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в рамках ФГОС

Одним из способов развития творческих способностей дошкольников является изобразительная деятельность, рассмотрим роль изобразительной деятельности в развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех детей, т.е. увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем у него воображение и способности. В отечественной психологии рассмотрение воображения как самостоятельного психического процесса было предложено Л.С. Выготским. Выготский показал, что воображение получает наибольшее развитие в дошкольном возрасте, начиная складываться в игровой деятельности и получая свое дальнейшее развитие в самых различных видах деятельности (изобразительной, музыкальной). Сегодня приоритетной задачей российского образования является развитие творческих способностей детей.

В рамках исследования для нас представляет интерес точка зрения П. Г. Василенко, который рассматривает творческие способности в изобразительной деятельности. По мнению данного автора, творческие способности представлены как интегративное качество личности, проявляющееся в ценностном отношении к творчеству в изобразительной деятельности, в способности самостоятельно создавать продукты творчества, которые развиваются в поисково-исследовательской, творческой деятельности и находит выражение в творческих результатах [1].

Как известно, развитие способностей человека, в том числе и творческих, происходит в различных видах деятельности. Однако недостаточно изученным остаётся вопрос, рассматривающий этот процесс в условиях изобразительной деятельности.

Вопросами психологии изобразительной деятельности и её взаимосвязи с творчеством занимались Л. С. Выготский, С. Н. Данилушкина, В. С. Мухина, Л. Н. Шутарёва и др. Остановимся на некоторых точках зрения.

Так, Л. С. Выготский выдвинул концептуальные идеи о специфике изобразительной деятельности ребёнка [3].

Творческие способности в рамках композиционной деятельности исследовала С. Н. Данилушкина. Под композиционно-творческими способностями она понимает комплекс индивидуально-психологических свойств личности, отвечающий требованиям композиционной деятельности и оказывающий влияние на качество протекания процесса и практическое исполнение творческой композиции [4].

Технологию развития художественно-творческих способностей у детей рассматривала Л. В. Петухова. Данный автор предполагает постепенное освоение нетрадиционных техник изобразительной деятельности, что способствует пониманию выразительных средств каждой, освоению особенностей создания целостного образа путем сочетания их в разных вариантах, обогащает художественный опыт, используя при этом средства искусства, игру, опорные карточки, индивидуальное и коллективное творчество, что ведет к формированию потребности в творческой активности [5].

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы показал взаимосвязь изобразительной деятельности и творческих способностей.

В рамках нашего исследования особую актуальность приобрели идеи развитие творческих способностей через нетрадиционные техники изобразительной деятельности.

Остановимся подробнее на аспекте развития творческих способностей в изобразительной деятельности.

Занимаясь изобразительной деятельностью, дети имеют возможность выражать свои впечатления, своё понимание и эмоциональное отношение в художественном творчестве: рисовании, лепке, аппликации.

Приобщая детей к художественному творчеству, педагог воспитывает у детей старшего дошкольного возраста эстетическое отношение к изобразительному искусству, формирует индивидуальные интересы, склонности, развивает творческие способности.

Рассмотрим, что такое рисование, лепка, аппликация в описании Ветлугиной Н.А.

Рисование- графически-живописный способ изображения предметов и явлений, основой которого является колорит, форма, композиция; лепка-способ пластического изображения предметов и явлений с помощью глины, пластилина, солёного теста и другого материала, который позволяет изменять внешний облик персонажей, их движения, позы, добиваясь желаемой выразительности; аппликация-декоративно-силуэтный способ изобразительной деятельности [2]. В творческом процессе часто происходит смешивание изобразительных видов деятельности, использования материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепризнанными, традиционными, широко известными.

Так, использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности, художественного искусства в развитии творческих способностей старших дошкольников заключается в ситуации специально организованного восприятия картин, последующего активного включения ребёнка в разнообразные формы ИЗО, использования материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепризнанными, традиционными, широко известными.

Другими словами, нетрадиционные техники изобразительной деятельности представляют собой способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались Р.Г. Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова, В.Ю. Слепцова, Т.В. Смагина, О.В. Недорезова, В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова, И.А. Лыкова и др.

К нетрадиционным техникам рисования можно отнести следующие: тычок жёсткой полусухой кистью, сжатой бумагой, рисование пальчиками, всей ладошкой, восковой свечой, рисование цветными карандашами на наждачной бумаге, рисование пальцем по мучной или песочной поверхности оттиск пробкой, сочетание восковых мелков и акварели. Кроме того, к ним относятся также кляксография обычная и кляксография с трубочкой, кляксография с ниточкой, набрызг, тычкование, рисование по сырой или по мятой бумаге, граттаж (рисование по восковой прокладке), смешивание разных техник рисования и материалов в одной работе и др.

Читайте также:  Развитие ребенка v 3 goda

Рассмотрим, некоторые наиболее интересные на наш взгляд нетрадиционные техники изодеятельности. Например, создание «Мраморной бумаги».  Для детей в творчестве больше важен сам процесс, чем полученный результат. Равномерным толстым слоем нанести пену для бритья на тарелку. Смешать краски или пищевые красители разных цветов с небольшим количеством воды, чтобы получился насыщенный раствор. С помощью кисточки или пипетки накапать краску разных цветов на поверхность пены в произвольном порядке. Теперь все той же кисточкой или палочкой красиво размазать краску по поверхности, чтобы она образовывала причудливые зигзаги, волнистые линии и т.п. Это самый творческий этап всей работы, который доставит удовольствие детям. Теперь взять лист бумаги и аккуратно прижать его к поверхности получившейся узорчатой пены. Положить лист на стол до полного высыхания. Осталось только соскрести всю пену с листа бумаги. Для этих целей можно использовать кусок картона или пластиковую карту. Просто удивительно! Под слоем пены для бритья обнаружатся потрясающие мраморные узоры. Краска успела быстро впитаться в бумагу, надо только дать ей высохнуть в течение нескольких часов

Один из самых волшебных жанров рисования, монотипия – нечто среднее между живописью и графикой, между сказкой и фокусом. Монотипия дает ребенку уникальную возможность свободы самовыражения, это проекция его внутреннего, скрытого от взрослых мира. Доступность техники монотипия для ребенка бесспорна. Для занятий монотипией нужны совсем небольшие приготовления, все это не требует много времени, а удовольствие, получаемое ребенком просто огромно. Существует несколько способов монотипии, например, пейзажная. Ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии, также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается.

Представим кляксография как одну из вышеназванных нетрадиционных техник. Игры с кляксами помогают развить глазомер, координацию и силу движений, фантазию и воображение. На листе бумаги ставится большая яркая клякса. Через трубочку для коктейля осторожно подуть на каплю. Капля бежит вверх, оставляя за собой след. Лист поворачивается и снова нужно подуть. Можно сделать еще одну кляксу другого цвета.

Также можно развивать творческое воображение и фантазию через другой вид кляксография. Например, на лист бумаги, сложенный пополам, а затем развёрнутый, наносится на внутреннюю линию сгиба красочное пятно одним цветом или несколькими цветами, затем лист складывается, так чтобы красочное пятно было внутри и растирается ладонью или кулачков. После этого лист разворачиваем и смотрим, что получилось. Дорисовываем кистью изображение. Даём название.

Ещё одна нетрадиционная техника изодеятельности, коллективная работа по созданию мозаичного рисования: большой лист ватмана разрезается и отдельные листы раздаются детям, сообщается тема рисования (море; луг; лес и т.д.). Затем все рисунки складываются в определённую картину. Аналогично проводится мозаичное рисование по мокрому.

Интересно проходят занятия по технике граттаж. Слово “граттаж” произошло от французского gratter – скрести, царапать, поэтому другое название техники – техника царапанья. Для занятий граттажем необходимо специальным образом подготовить лист бумаги. Для этого покроем воском и черной краской лист раскрашенной технике в разные цвета плотной бумаги. Ну а потом самое интересное! Процарапываем любым острым предметом (например, зубочисткой или вязальной спицей) рисунок. Образуется на черном фоне картинка из цветных штрихов.

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности предполагают

использовать разнообразные материалы, техники и способы не только в рисовании, но других видах изобразительной деятельности. Например, создание коллажей из бумаги; природного материала: сухих листьев, цветов, ракушек, семян и т.д.; с использование ниток, ленточек, блесток, пайеток, бусин, бисера и т. д. Удачно получались и вызывали большой интерес у детей и родителей работы, где изображение на плоскости сочеталось с рельефным изображением из круп, фасоли, гороха, чечевицы, бисера, пуговиц. А также, где комбинировали рисование и аппликацию нетрадиционными способами в работе «Берёзовая роща». Оформление цветов мимозы или ветки вербы манкой или окрашенным песком, выкладывание изображения на бархатной бумаге тополиным пухом или ватой.

Читайте также:  Общение и его роль в психическом развитии ребенка курсовая

Интересные аппликационные работы с использованием гофрированной или теснённой бумаги, так же дети с удовольствием выполняют пластилиновые аппликации в разных техниках (способом налепа, способом растирания «закрашивания» изображения). Успешно прошла апробацию техника квиллинга. Изображение дублируется аппликацией полосками бумаги, свёрнутой в различные фигуры. Также используется аппликация из ткани, ниток, шерсти, пуговиц и т.д.

Для красивого оформления детских работ можно использовать паспарту.  С помощью этой нетрадиционной техники рисования можно превратить детские рисунки в настоящее произведение, в буквальном смысле придав им форму. Вообще, паспарту – это кусок картона или бумаги с вырезанным в его середине четырёхугольным, овальным или круглым отверстием, под рамку, в которую вставляют рисунок или гравюру так, что их легко заменять другими.

Все указанные нетрадиционные техники изобразительной деятельности способствуют развитию творческих способностей старших дошкольников, поскольку развивают воображение, творческое мышление, повышают их творческую мотивацию к созданию собственного творческого продукта.

Использование нетрадиционных техник позволяет детям думать, пробовать, искать, экспериментировать, создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, стимулируют инициативность, самостоятельность детей и создают эмоционально – положительное отношение к деятельности.

Таким образом, организация занятий по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, выступает необходимым условием развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. 

Литература:

1. Василенко П. Г. Педагогические условия развития творческих способностей учащихся к изобразительной деятельности // Теория и практика общественного развития. – №8. – 2012. – С. 148-151.

2. Ветлугина Т.Г. Нравственно-эстетическое воспитание ребёнка в детском саду/ H.А. Ветлугина Т.Г. Казакова, Г.Н. Пантелеев и др.: Под редакцией Н.А. Ветлугиной. -М.: Просвещение,1989. -79с.

3. Выготский Л. C. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский: Психологический очерк: М.: Просвещение, 1991. 93с.

4. Данилушкина, С. Н. Развитие творческих способностей студентов художественных факультетов педагогических вузов на занятиях по композиции: дисс…канд. педагог. наук: / С.Н. Данилушкина. – Алматы, 1999. – 216 с.

5. Петухова Л.В. Педагогическая технология развития художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности // Вестник нижневартовского государственного гуманитарного университета. – № 2. – 2012. – С.33-38.

Источник

Елена Федосенко
Изобразительная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников

Одной из задач образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» во ФГОС дошкольного образования является реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Реализация учебной программы художественно – эстетического развития дошкольников требует от воспитателей постоянного совершенствования своего педагогического мастерства. Систематизирующим методом в художественно – эстетической деятельности является выделение трех основных видов художественной деятельностидля визуальных пространственных искусств: изобразительного, декоративного и конструктивного.

Развитие творческих способностей осуществляется в рисовании, лепке, аппликации, конструировании.

Изобразительная деятельность – важнейшее средство художественно-эстетического развития, а так же специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией у детей воспитывается интерес к художественно-творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интереснее придумать его и как можно лучше выполнить. Восприятие и понимание произведений искусства,доступных детям: графики, живописи, скульптуры, архитектуры, произведений народного декоративного творчества – обогащают их представления, позволяют найти разнообразные выразительные решения.

Изобразительная деятельность это познавательная деятельность ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других.

Изобразительная деятельность является одной из самых любимых видов деятельности детьми в дошкольном возрасте.

Еще Аристотель отмечал, что занятия изобразительной деятельностью способствуют разностороннему развитию ребенка. Об этом писали и выдающиеся педагоги прошлого – А. Я Каменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель и многие отечественные исследователи.

Их работы свидетельствуют: занятия художественной деятельностью создают основу для всестороннего развития ребенка.

Изобразительная деятельность, пожалуй, единственная область, где в процессе обучения полная свобода не только допустима, но и необходима для развития творческих способностей детей.

Читайте также:  Развитие личности ребенка в дошкольный период

Каждый ребенок, создавая изображение того или иного предмета, передает сюжет, включает свои чувства, понимание того, как оно должно выглядеть. В этом заключается суть детского изобразительного творчества, которое проявляется не только тогда, когда ребенок самостоятельно придумывает тему своего рисунка, лепки, аппликации, но и тогда, когда создает изображение по заданию педагога, определяя композицию, цветовое решение и другие выразительные средства, внося интересные дополнения. Взрослому важен результат деятельности, а для ребенка первостепенное значение имеет сам процесс.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно – технического прогресса во все сферы жизнедеятельности человека диктуют нам необходимость выбирать наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Применение новых форм организации изобразительной деятельности, направленно на развитие творческих способностейи решает следующие задачи:

• формирование у детей алгоритма деятельности (на примере изобразительной деятельности);

развитие основных психических процессов; удовлетворение потребности ребёнка в продуктивной творческой проектной деятельности;

• формирование и совершенствование технических умений и навыков; развитие способностей применять различные средства выразительности, дизайна продукта;

развитие эмоциональной сферы.

Все формы организации изобразительной деятельности предполагают активное использование современных аудиовизуальных средств обучения и новых информационных технологий. Работа в данном направлении реализуется, в первую очередь, через обучение педагогов, просветительскую работу с родителями, создания предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями метода проектов.

Для изобразительной деятельностидетей необходимы следующие условия:

• организация предметно-развивающей среды;

• создание ситуации успеха;

• сочетание индивидуальных и коллективных видов работы;

• выстраивание на занятии игрового сюжета;

• создание ситуации творческого поиска;

• стимулирование детского творчества занимательным содержанием;

• применение разнообразных художественных материалов и техник;

• наличие творческих заданий;

• проведение наблюдений перед рисованием с натуры;

• интеграция различных видов искусства;

• обеспечение позитивного отношения семьи к творчеству ребенка.

В работе по изобразительной деятельностииспользуются следующие методы и приемы:

Наглядный метод – использование натуры, показ репродукций картин, образцов наглядных пособий, отдельных предметов; показ различных приемов изображения; детских работ в конце занятия, при их оценке.

Словесный метод – беседа, указание педагога в начале и в процессе занятия, использование словесного художественного образа. Цель метода – вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию.

Игровой метод – для детей дошкольного возраста большее место в воспитании и обучении занимает игра. Игровые приемы обучения способствуют привлечению внимания детей к выполнению задачи, облегчают работу мышления и воображения.

Метод стимулирования занимательным содержанием — это подбор образного, яркого, занимательного материала и добавление его к ряду заданий. Метод позволяет создать атмосферу приподнятости, которая, в свою очередь, возбуждает положительное отношение к изобразительной деятельности и служит первым шагом на пути активизации творчества обучающихся через создание ситуации эмоционального переживания, а также через чувство удивления от необычности и эффектности применения художественных материалов.

Метод «оживления» детских эмоций с помощью литературных и песенных образов. Сущность данного метода состоит в том, чтобы при помощи специально подобранных литературных и музыкальных образов «оживить» эмоциональную память детей. Данный метод способствует активизации ранее пережитых эмоций.

Метод создания ситуации творческого поиска. Метод предполагает наличие задания, содержащего творческий компонент, для решения которого ребенку необходимо использовать знания, приемы или способы решения, никогда им ранее в рисовании не применяемые. Наибольший творческий потенциал содержат рисунки, выполняемые по воображению.

Технологические приемы, используемые в работе – это технологии, позволяющие сочетать различные материалы в одной творческой работе (акварель, гуашь, пастель, маркеры, цветные мелки, пластилин и глина, крупа, нитки, ткань, мех, кожа и др.). Варианты объединения материалов могут быть самые разнообразные. Важно показать детям не эталон правильного изображения предметов, а разнообразие возможностей в трактовке образов.

В результате выполнения подобных заданий ребенок воспринимает взрослого не как контролера, который будет проверять правильность выполнения рисунка, а как помощника в достижении желаемого результата. Новые технологические приемы работы позволяют развить фантазию ребенка, создать в его воображении более яркие образы, развить инициативу, эмоционально – волевую среду, позволяющую смело воплощать собственные замыслы.

Таким образом, хочется сказать, что для организации изобразительной деятельности в ДОУ необходимо выполнение специальных условий, использование разнообразных методов и приемов и форм работы.

Источник