Роль изобразительного искусства в развитии личности ребенка
Роль изобразительного искусства в развитии личности ребёнка
Наступает такая пора, когда ребенка необходимо социализировать. Лучший способ сделать это – определить малыша в детский сад. В группе он будет учиться вместе с другими детьми и дальше познавать этот удивительный мир, которые окружает его. И помогать теперь в этом важном деле ему будут не только родители, но и воспитатели. Поскольку понятия о явлениях, предметах и образах становятся более детализированными к моменту поступления в детское дошкольное учреждение, то необходимо определенное выражение и закрепление этого навыка. А развитие сенсомоторного опыта необходимо осуществлять посредством определенных занятий в группе с воспитателями. Прекрасным способом является привлечение детей к занятиям ИЗО. Детская изобразительная деятельность в детском саду поможет ребенку научиться лучше выражать свое «я» в рукотворных творческих заданиях. Личность будет развиваться всесторонне, ведь задача перед воспитателем – не столько сделать из малыша второго Малевича или Церетели, сколько помочь ему лучше понять мир, приобрести полезные навыки и умения, позволить проявиться во всей широте фантазии, а также научиться сосредотачиваться на конкретном деле.
Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. Педагог должен создавать для этого все условия: он прежде всего должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения.
Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства.
В детском саду рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству и включает три вида: предметное, сюжетное и декоративное.
Предметное:
Основная задача обучения рисованию изобразительной деятельности – формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами.
Общими задачами обучения рисованию отдельных предметов, для всех возрастных групп являются следующие:
- Научить изображению формы и строения предмета, передаче пропорциональных соотношений частей, изменений в связи с несложным движением;
- Научить изображению некоторых характерных деталей, делающих изображение выразительным, образным;
- Передавать цвет предмета в соответствии с его содержанием и характером образа;
- Развивать технические навыки в рисовании карандашами, красками и другими материалами.
Сюжетное рисование:
Основная цель сюжетного рисования – научить ребенка передавать свои впечатления от окружающей действительности
Задачи и содержание обучения сюжетному рисованию.
Общими задачами обучения сюжетному рисованию в детском саду являются следующие:
- Научить передаче содержания темы, выделению в ней главного;
- Научить передавать взаимодействия между объектами;
- Научить правильно передавать пропорциональные соотношения между объектами и показывать их расположение в пространстве.
Декоративное рисование
Задачи обучения декоративному рисованию в детском саду. Декоративное рисование, как и все виды изобразительного искусства, развивает у ребенка чувство прекрасного. Произведения народного декоративного искусства близки детям красочностью, простотой композиции.
Знакомя детей с произведениями декоративного искусства различных областей и народностей нашей страны, педагог должен воспитывать в ребятах любовь к Родине, уважение к труду людей, создающих эту красоту.
Задачи:
- Развивать чувство композиции в связи с построением узора на различных формах;
- Развивать чувство цвета;
- Развивать способности различать стили в декоративном искусстве и использовать их отдельные элементы в своем творчестве;
- Совершенствовать технические навыки в рисовании кистью и карандашом.
Дети, знакомясь с декоративным рисованием, должны научиться ясно представлять себе, что такое ритм и симметрия, без чего декоративное искусство не может существовать.
В настоящее время приоритетное направление в методике обучения изобразительной деятельности – развитие самостоятельности, инициативы и активности, которые должны повышать у детей интерес к творчеству, к процессу овладения средствами и способами создания художественных образов. Эти задачи воспитатель должен осуществлять на каждом этапе: 1 этап – возникновение замысла; 2 этап – процесс создания художественного образа 3 этап – анализ результатов творчества взрослым и детьми.
На 1 этапе для возникновения замысла – наблюдения окружающего, использование произведений изобразительного искусства разных видов и жанров, эстетическое восприятие художественного образа с целью установления взаимосвязи внешних изобразительных средств с внутренним характером образа в картине, скульптуре, графике.
На 2 этапе – выбор материалов, изобразительных средств, способов «вживления в образ» для передачи настроения, характера персонажа, животного или человека; синтез искусств для создания атмосферы творчества, эмоционального обогащения образа; создание поисковых ситуаций; использование игровых приёмов, диалоговой формы общения с целью развития творческой деятельности ребёнка.
На 3 этапе – восприятие детьми результатов творчества; анализ и оценка работ с учётом мнений каждого «автора»
Любой вид изобразительной деятельности положительно влияет на развитие восприятия, пространственного мышления, художественного вкуса дошкольника. На основе перечисленного формируются способности к творчеству. Поэтому изобразительная деятельность как средство развития творческих способностей считается одной из самых результативных.
Изобразительное искусство способствует развитию творческого потенциала благодаря обучению видеть прекрасное, умению самостоятельно создавать красивые объекты. Улучшается эстетическое и зрительное восприятие.
Рисование является синтетической деятельностью, способствующей развитию пространственных представлений и мышления дошкольника. Ребенок учится соотносить размеры и формы реальных предметов и создавать их проекции на листе. Рисование опирается не только и не столько на восприятие, как на мыслительные операции, требуя анализа и выявления характерных признаков того объекта, который послужит моделью изображения.
Лепка и аппликация, как уже было замечено, развивает мелкую моторику и умелость рук. Создание творческих изделий невозможно без предварительного продумывания хотя бы нескольких шагов, поэтому у детей формируются навыки планирования.
В процессе изобразительной деятельности закладываются навыки самоконтроля. Рисуя или изготавливая модель из пластилина, дошкольник постоянно сверяет свой результат с тем, как он представляет образ. Это существенное достижение становления личности и непременное качество в организации самостоятельной деятельности в дальнейшем.
Изобразительное искусство играет важную роль в развитии личности ребенка, поскольку:
- Вырабатывается эстетический вкус малыша;
- Улучшается мелкая моторика рук;
- Ребенок становится более внимательным к деталям, учится из всего потока зрительной информации выбирать главные и второстепенные вещи;
- Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста больше напоминает игру, где каждый хочет быть первым, нарисовать лучше, разукрасить ярче. Такие безобидные, но очень интересные игры воспитывают в ребенке стремление к первенству, к желанию сделать рисунок лучше, чем у других. А когда детей хвалят за их успехи, в следующий раз они будут стараться еще больше;
- Маленькие художники учатся таким понятиям, как свето-тени, сочетание цветов, холодные и теплые цвета, оттенки, основные правила перспективы, оптические законы (удаление предмета к горизонту), идеальные пропорции тел и предметов. Как это может пригодиться в жизни? Во-первых, малыш будет еще на капельку умнее своих сверстников, что возвысит его на ступеньку вверх по образовательной лестнице. А во-вторых, применение этих законов в жизни будет весьма кстати в том возрасте, когда наши дети становятся самостоятельными и начинают подбирать себе одежду, правильно сочетая цвета и оттенки;
- Рисунок — это дело не 5 минут, для него нужна усидчивость, терпение, стремление, настойчивость и желание довести дело до конца. А эти качества личности являются очень важными в последующей жизни;
- Возможно, именно изобразительное искусство станет для ребенка главенствующим родом занятий во взрослой жизни. Кто знает? Может, именно ваш малыш станет именитым художником или реставратором, всемирно любимым скульптором или простым учителем рисования, который будет получать массу удовольствия от своей работы. Учите детей рисованию, и даже если вы не увидите шедевральных результатов, не опускайте руки, ведь изобразительное искусство для детей, как и для взрослых, полезно, прежде всего, для души и для морального удовлетворения, а удовлетворенная своими успехами личность априори не может быть несчастливой.
Воспитатель первой категории
Зенова Елена Николаевна
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 30 «Березка»
(МКДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 30 «Березка»)
Городского округа Луховицы Московская область
Источник
Автор: Саевская Анастасия Константиновна
Изобразительное искусство как один из учебных предметов общеобразовательной школы занимает важное место в воспитании учащихся. Действительно, внимательный анализ, обобщение лучшего педагогического опыта свидетельствуют о том, что занятия изобразительным искусством – важное средство развития личности школьника.
В процессе изобразительной деятельности учащиеся усваивают графические и живописные умения и навыки, учатся наблюдать, анализировать предметы и явления окружающего мира. Таким образом, учебный предмет изобразительное искусство служит эффективным средством познания действительности и одновременно помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Знания, умения и навыки находят широкое применение как на других уроках, так и в дальнейшей трудовой деятельности. Умение рисовать, зрительно представлять различные объекты необходимо во многих профессиях.
Как известно, в становлении и воспитании эстетических суждений и вкуса исходным моментом является развитие у ребенка эстетического восприятия окружающих предметов и явлений действительности. Вот почему одним из основных факторов эстетического восприятия учащихся средствами изобразительного искусства является развитие у них способности к эмоционально-эстетическому восприятию изображаемых в альбоме и наблюдаемых в жизни, в произведениях живописи, графики явлений, событий. Это является необходимым условием познания эстетического в окружающем мире, формирования системы нравственно-эстетических взглядов на действительность. Наблюдая яркую зелень травы, деревьев, сочные бутоны тюльпанов, роз, нежные переливы красок вечернего неба, мрачные грозовые тучи, ребенок хочет выразить свои чувства, свою радость от увиденного и услышанного, спешит рассказать о своих впечатлениях другим и для этого берет цветные карандаши и краски. С помощью линий, красок, композиции, динамики изображения ребенок удовлетворяет потребность рассказать, выразить свое отношение к увиденному. Испытываемые ребенком радость, наслаждение от встречи с прекрасным, от процесса художественного творчества, способствуют воспитанию в нем доброты, сопереживания и сочувствия окружающим, изображаемым героям.
Психологи считают, что процесс изображения представляет собой процесс отражения реальной действительности. Естественно, что это отражение в рисунках детей разного возраста различно и неповторимо. Один уровень отражения предметов и явлений окружающего мира можно видеть в рисунках четырехлетнего ребенка, другой уровень – в рисунках детей 9 лет, третий уровень – в рисунках детей 13 лет. Это отражение реального мира в рисунках детей зависит от соответствующего уровня развития восприятия, памяти, воображения, мышления, чувств, умений и навыков. Фундаментом такого развития является организованное систематическое обучение детей основам закономерностей искусства и реальной действительности. Как говорил известный русский психолог Е.И. Игнатьев, «наша конечная цель – путем разумного руководства и систематического обучения приблизить изобразительную деятельность ребенка к элементарным основам вполне грамотного реалистического изображения».
Являясь наглядным, образным отражением действительности, выражением определенной мысли, идеи художника, изобразительное искусство несет в себе огромные воспитательные функции, причем воздействие изобразительного искусства на зрителя особое, оно обусловлено эмоциональной реакцией, отзывчивостью зрителя на содержание и художественную форму изображения. Благодаря своей наглядной образности, воздействию на чувства произведения изобразительного искусства способствуют воспитанию нравственных оценок, взглядов, представлений, системы мировоззренческих понятий.
Содержание уроков изобразительного искусства отражает специфику изобразительного искусства в процессе художественного творчества, позволяет решать задачи нравственного, эстетического, трудового воспитания учащихся. Процесс формирования личности – это цельный, взаимообусловленный процесс формирования потребностей, чувств, интересов, мировоззрения, убеждений и идеалов. Все это имеет в виду учитель при организации процесса эстетического воспитания школьников средствами изобразительного искусства.
Важная роль изобразительного искусства в эстетическом воспитании школьников объясняется самой спецификой изобразительного искусства, художественного творчества. Во-первых, художественное изображение (а таким изображением и является фактически любой рисунок и любая живописная работа) отражает эстетическое содержание изображаемого объекта, заключающееся в пропорциональности строения формы, соответствии всех частей объекта друг другу, изящности очертаний, гибкости их контуров, гармонии цветовых оттенков поверхности и т.п. Во-вторых, выразительные средства художественного языка – композиция, рисунок, живопись, светотень, колорит и т.д. – пронизаны по своей сути эстетическим содержанием и являются изобразительно-выразительными средствами передачи действительности в художественном творчестве ребенка. И, наконец, процесс изображения, как правило, вызывает у ребенка восхищение красотой предмета, восторг перед своим рисунком, радость возможности посредством карандаша, кисти и красок передать свое отношение, свои чувства другим людям. Все это и определяет широкие возможности в развитии у детей практически на каждом уроке изобразительного искусства эстетического восприятия, эстетического вкуса, эстетических чувств и познавательно-творческой активности. Познавательно-творческая активность школьников представляет собой успех учебно-воспитательного процесса, обуславливает уровень умственного и творческого развития личности школьника.
Широкие возможности для развития познавательно-творческой активности детей представляют уроки изобразительного искусства. Это объясняется тем, что специфика занятий изобразительным искусством требует, с одной стороны, творческой активности, постоянной работы мысли, воображения, самостоятельности, инициативности; с другой стороны, для занятий изобразительным искусством характерна ярко выраженная эстетическая направленность (как по форме, так и по содержанию). Воспитание познавательно-творческой активности у школьников означает прежде всего развитие у них потребности непрерывно познавать мир и творчески использовать полученные знания в своей деятельности. Как известно, потребности по мере их осознания выступают как силы, побуждающие к деятельности. В этом отношении развитие потребностей служит тем условием, которое обеспечивает развитие личности ученика.
Известный русский психолог Б. М. Теплов отмечал, что на основе потребностей в процессе общественной жизни воспитываются чувства, создаются интересы, складываются взгляды и убеждения, наконец, формируется мировоззрение. И чувства, и интересы, и убеждения, и мировоззрение человека, становясь источником действенных желаний, выступают как мотивы его деятельности. Изобразительное искусство, являясь образным отражением действительности, обусловливает одну из важнейших специфических закономерностей занятий школьников различными видами изобразительного искусства – постоянное и беспрерывное оперирование зрительными образами. И от того, насколько прочен, ярок и адекватен действительности тот или иной зрительный образ, зависит успех познания реальной действительности, успех художественной деятельности детей, успех их эстетического развития.
Особо важное значение в изобразительном процессе школьников имеют образы зрительной памяти и воображения. Успех рисования по памяти, развитие зрительной памяти школьников во многом зависит от неоднократного наблюдения и воспроизведения с натуры объектов изображения. В системе эстетического развития школьников большое значение имеют образы памяти, формируемые в процессе ознакомления детей с произведениями изобразительного искусства. Содержание этих образов прямо связано с уровнем развития эстетических вкусов и взглядов, с уровнем идейно-эстетического развития школьников.
В отличие от образов памяти образы творческого воображения представляют собой значительно более оригинальные, самостоятельные образы, являющиеся результатом не только наблюдений действительности и запоминания ее, но и активной мыслительной деятельности, направленной на создание нового, оригинального. Образ творческого воображения – это оригинальное сочетание, сплав наблюдаемого, закрепляемого в памяти, прочувствованного и решенного в сознании.
Таким образом, следует постоянно помнить, что успешное решение задач воспитания школьников средствами изобразительного искусства зависит от единства обучения и воспитания, от систематического вооружения учащихся специальными знаниями, умениями, навыками, доступные конкретному возрасту. И на этой основе – развитие богатства, разнообразия окружающего мира, воспитание в детях душевной красоты, развитие нравственно-эстетических, гражданских качеств и свойств личности.
comments powered by HyperComments
Источник