Роль изобразительного искусства в эстетическом развитии ребенка
Роль изобразительного искусства в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста
Сегодня современные педагоги большое внимание уделяют вопросам эффективного использования изобразительного искусства как средства эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Многие ученые, исследователи, педагоги, искусствоведы говорят об активизации педагогического процесса средствами изобразительного искусства и доказывают необходимость активного использования разных видов и жанров живописи в работе с детьми.
Так, Е.А. Дубровская, С.А. Козлова отметили, что в процессе приобщения детей к разным видам изобразительного искусства происходит развитие познавательных способностей, уточняются и совершенствуются знания об окружающем, общественных явлениях, природе и т.д.
Исследования педагогов и искусствоведов В.А. Разумного, М.Ф. Овсянникова, И.Б. Астахова, Н.А. Дмитриева, М.А. Когана свидетельствуют о том, что изобразительные искусства обращаются к действительности как к источнику формирования внутреннего духовного мира человека.
Философы, педагоги и психологи Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, А.В. Запорожец, В.А. Сухомлинский, Ю.Б. Борев, В.А. Разумный, Н.А. Ветлугина, Р.М. Чумичева, Т.С. Комарова и др. доказали влияние искусства на формирование личности, которое связано с внутренним миром ребенка и осуществляется в эстетическом воспитании, способствуя формированию чувственного восприятия жизни. Развивая эту способность, искусство учит правильно подходить к эстетической оценке действительности, реализуя потребности в творчестве.
Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, В.С. Мухина отметили, что, обучая детей восприятию произведений живописи, мы тем самым делаем выразительнее их изобразительную деятельность, хотя очевидно, что в этом процессе нет механического переноса способов деятельности .
Такие исследователи, как Н.М. Сокольникова, Л.Г. Савенкова, Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, Р.М. Чумичева, А.А. Грибовская указывают на развитие восприятия и наблюдения объектов как на один из важнейших методов обучения детей дошкольного возраста художественному видению мира и утверждают, что познание эстетического в воспринимаемых объектах невозможно без знания красоты конкретных качеств, таких как цвет, форма, строение и др. Педагоги рассматривают эстетические объекты окружающего мира с позиции развития восприятия, формирующего отношение детей к красоте окружающего. А благодаря красоте окружающего мира, изобразительному искусству у детей появляется интерес, потребность к образному познанию действительности.
В исследованиях Н.А. Курочкиной, Т.С. Комаровой, Н.Б. Халезовой доказано, что художественное восприятие наиболее полно формируется в старшем дошкольном возрасте, когда дети могут самостоятельно передавать живописный образ, давать оценки, высказывать эстетические суждения о нем.
Таким образом, можно сделать вывод, что ознакомление детей дошкольного возраста с изобразительным искусством создает условие для их дальнейшего психического, нравственно-эстетического развития и формирует начало художественного творчества.
Изобразительное искусство – особенно сильное и незаменимое средство эстетического воспитания. Волнуя и радуя ребенка, оно заставляет его пристально всматриваться во все окружающее, внимательнее, ярче и полнее откликаться на прекрасное в жизни. Рисунки детей в старшем дошкольном возрасте становятся все ближе к реальности, то есть рисуют предметы те, которые видели в окружающем мире, а не рисунки с натуры.
Изобразительное творчество – это процесс создания рисунка, скульптуры, аппликации и т.д. Детское изобразительное творчество – это отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке или аппликации. Рисование – это естественная потребность ребенка.
Старший дошкольный возраст благоприятен для развития изобразительного творчества, так как именно в этом возрасте у ребенка формируются и развиваются творческие способности. Изобразительная творческая деятельность имеет большое значение для всестороннего развития личности ребенка и является одной из самых интересных для детей старшего дошкольного возраста, вызывает положительные эмоции.
Детское изобразительное творчество является формой развития художественной культуры и способствует социализации личности в определенной среде, поэтому так важна деятельность в сфере искусства. Благодаря общению с искусством ребенок узнает о разнообразии художественных материалов, однако ребенок ограничен в их выборе: дети не пишут картины масляными красками на холсте, не создают скульптуры на камне и многое другое. Посещая музеи и выставки, дети видят многообразие произведений изобразительного искусства .
Изобразительная деятельность дошкольников играет ключевую роль в развитии детской личности, поскольку для ребенка это радость познания и творчества. Необходимым условием умения изображать является зрительное восприятие окружающего мира. Чтобы вылепить или нарисовать какой-нибудь объект, с ним необходимо познакомиться, запомнить его величину, цвет и форму. Так, А.В. Запорожец отводил большую роль занятиям художественной деятельностью, а также всей воспитательной работе с детьми по развитию у них восприятия красоты в окружающей жизни и в произведениях искусства, играющего большую роль в общем и творческом развитии ребёнка.
Изобразительная деятельность ребенка дошкольного возраста – это развитие мысли, анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Она способствует овладению связной речью, обогащению словарного запаса и сенсорному развитию. Расширение запасов познания, наблюдения и сравнения положительно сказывается на общем интеллектуальном развитии ребенка.
В процессе занятий изобразительной деятельностью у дошкольников формируются нравственно-волевые качества. Дети учатся сосредотачиваться, доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности и поддерживать сверстников.
Эстетическое воспитание дошкольников происходит посредством развития у них чувства красоты, формы, цвета, яркости и насыщенности красок. Движущей силой такого многостороннего развития является детский интерес.
Заботясь о развитии у ребят художественных способностей, педагог должен знать моменты, являющиеся первыми побудительными факторами привлечения внимания, интереса детей к рисованию, лепке и т.п.
Одним из таких факторов нередко служит глубокое эмоциональное переживание ребенка при восприятии предмета или явления – яркой картинки, книжки, игрушки, праздничного пейзажа. Эмоциональное переживание вызовет у ребенка потребность рассказать окружающим о том или ином явлении и показать это изобразительными средствами .
Создавая рисунок, ребенок еще раз переживает тот эмоциональный подъем, который присутствовал во время наблюдения. Он испытывает огромное удовольствие от процесса рисования. У ребенка возникает желание рисовать каждый день и изображать в рисунке все то, что видит вокруг.
Изобразительная деятельность играет большую роль в воспитании эстетических чувств дошкольника. Специфика занятий рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Изобразительное искусство показывает человеку мир реально существующей красоты, формирует его убеждения, влияет на поведение.
Для успешного развития у дошкольников эстетических чувств необходимо, чтобы педагог при подготовке к занятию учитывал, в какой степени задание отвечает интересам детей, их склонностям, захватывает их эмоционально.
Изобразительная деятельность содействует развитию творческих способностей детей, которое возможно лишь в процессе усвоения и практического применения знаний, умений и навыков.
Основными видами изобразительной деятельности дошкольников являются рисование, аппликация, конструирование, лепка и различный ручной труд. Такие занятия регулярно проводятся в современных дошкольных организациях. Благодаря им дети получают возможность приобрести свой первый художественный опыт.
Таким образом, сегодня детский сад решает общую задачу всестороннего развития дошкольника через приобщение к искусству и посредством художественно-эстетического развития и изобразительной деятельности, в частности.
Э.Ф. Алиева, например, указывает на зависимость нравственного воспитания от содержания изобразительной деятельностью. Эта связь осуществляется через содержание детских работ, закрепляющих определенное отношение к окружающей действительности, и воспитание у детей наблюдательности, настойчивости, активности, самостоятельности, инициативы, умения выслушивать и выполнять задание, доводить начатую работу до конца. Окружающая жизнь дает детям богатые впечатления, которые потом отражаются в их рисунках, аппликациях и т.п. В процессе изображения закрепляется отношение к изображаемому, так как ребенок вновь переживает те чувства, которые испытывал при восприятии этого явления. Поэтому большое влияние на формирование личности ребенка оказывает содержание работы.
Это ведёт к выводу о том, что изобразительная деятельность содействует и познавательному развитию детей, т.к. тесно связана с познанием окружающей жизни. Непосредственное знакомство со свойствами материалов (бумаги, карандашей, красок, глины и т.д.), познание связи действий с полученным результатом, приобретать знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании, однако его интерес к материалу будет обусловлен стремлением передать в изобразительной форме свои мысли, впечатления от окружающего мира.
Изобразительная деятельность также содействует личностному воспитанию ребёнка. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Именно, в процессе рисования, лепки, конструирования формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива.
Отметим также возможности изобразительной деятельности в социально-коммуникативном развитии. Так, в процессе изобразительной деятельности воспитывается у дошкольников чувство товарищества, взаимопомощи. Работая над изображением, дети нередко обращаются друг к другу за советом, помощью. В конце занятия проводится коллективный анализ детских работ, который способствует формированию объективных оценок своих рисунков и рисунков товарищей.
Обобщая изложенное, ещё раз отметим изобразительная деятельность – важнейшее условие художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, условие гармоничного воспитания ребенка.
Таким образом, педагогическая целесообразность включения в непосредственную образовательную деятельность изобразительной деятельности объясняется её широкими возможностями в содействии творческому, познавательному и духовно-нравственному воспитанию детей.
Познавательное развитие детей обеспечивается расширением и углублением знаний в области изобразительного искусства, что обеспечивает необходимую базу для освоения в будущем (в условиях начального общего образования и далее) всей отечественной и мировой культуры. Освоение знаний об изобразительном искусстве и различных изотехник и направлений в живописи выступает основой общекультурного и духовно-нравственного развития, стимулирует развитие художественно-творческих способностей, воображения, памяти и мышления.
Духовно-нравственное воспитание осуществляется через приобщение детей к достижениям искусства, что обеспечивает художественно-творческое осмысление окружающего мира и внутреннего духовного содержания человека.
Здоровьесбережение детей достигается благодаря оздоровительно-коррекционной функции изобразительной деятельности, которая выступает эффективным средством снятия психологического напряжения и инструментом разрешения межличностных конфликтов, осознания своего внутреннего мира. Цвет помогает ребенку выразить свое настроение печаль и страх, удивление и восторг.
Итак, в изобразительной деятельности детей развиваются их творческие способности, что является одной из важных задач художественно-эстетического воспитания. Занятия изобразительным искусством являются важным средством эстетического и всестороннего развития детей.
Обобщая материал данного части исследования считаем возможным заключить, что:
– проблема художественно-эстетического развития и воспитания как условия формирования общей культуры личности дошкольника одна их важных задач, которая ставится сегодня перед дошкольной образовательной организацией;
– художественно-эстетическое воспитание представляет собой целенаправленный, управляемый и поэтапный процесс формирования у ребёнка художественной и эстетической культуры, через развитие эстетических чувств, вкуса, эстетического отношения к окружающей действительности, формирование эстетических представлений и знаний, освоение детьми способов художественно-предметной деятельности, развития творческой активности;
– большое значение в решении задач эстетического и художественного воспитания играет изобразительная деятельность.
Источник
Елена Баранова
Роль изобразительного искусства в художественно-эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста
Формирование гармоничной личности – непреходящая проблема педагогики. Истоки проблемы уходят далеко вглубь истории, но актуальность ее не исчезает в связи с изменением мира в целом, развитием цивилизации, сменой общечеловеческих ценностей в различные исторические эпохи и в различных социально-политических системах. На сегодняшний день проблема гуманизации образования с целью детерминации гармоничного развития каждого имеет всеохватывающий характер. Человечество столкнулось с тяжелыми проблемами межнациональных разногласий, с утратой ценности общечеловеческих отношений, надвигающейся экологической катастрофой, пренебрежением к огромным пластам человеческой культуры, обострившимися особенно к концу 20 века в нашей стране. Последние два десятилетия психологи и педагоги активно ищут выход из сложившейся ситуации, проводя исследования с целью поиска новых методологических подходов к проблеме становления индивида как личности и творческой индивидуальности в современных условиях. Активно ведутся разработки новых образовательных программ и педагогических технологий, обеспечивающих оптимальные пути гармонизации личности с окружающим миром [2, с. 23].
Эстетическое отношение как стратегическая цель эстетического воспитания предполагает освоение модели созидательного, художественно-творческого отношения к миру, которое может быть выражено уже в дошкольном возрасте средствами художественно-творческих видов деятельности. В этом плане изобразительная деятельность может быть выделена как наиболее эффективная, так как, приобретая способность и имея возможность выразить авторское отношение к миру средствами художественных образов, ребенок гармонизирует себя и создает свой неповторимо-индивидуальный мир, реализуясь и актуализируясь как полноправная личность. Наиболее яркой, доступной моделью эстетического отношения к миру является искусство, где органично связаны процессы познания мира, его эстетического осмысления и художественно-авторского выражения своего к нему отношения.
Уже в дошкольном возрасте дети способны реагировать на красивое в окружающей их обстановке, музыку, поэзию, предметы изобразительного искусства, природу, сами стремятся рисовать, лепить, петь, танцевать, сочинять стихи. Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями [2, с. 27].
По моему мнению, художественно-эстетическое воспитание имеет деятельную и созидательную направленность, которое не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически и художественно развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, а без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах.
Своеобразие эстетического восприятия определено, прежде всего тем, что оно представляет специфическую деятельность, в процессе освоения которой у детей дошкольного возраста формируется способность к познанию объектов окружающего мира с позиций их эстетического начала. Психологической основой эстетического восприятия является эмоционально-эстетическое переживание, возникающее в результате открытия субъективно-значимого смысла воспринимаемого объекта (его внешней, чувственной, или «скрытой», сущностной красоты – гармонии). Динамика становления эстетического восприятия в дошкольном возрасте определена уровнем развития способности к эмоционально-эстетическому переживанию (чувственному, рациональному, созерцательному). Эстетическое восприятие является необходимой основой формирования художественного восприятия.
Важность изобразительного искусства в эстетическом воспитании старших дошкольников не вызывает сомнения, так как оно является собственно его сутью. Особенность изобразительного искусства как средства воспитания заключается в том, что в искусстве «сгущен, сконцентрирован творческий опыт человека, духовное богатство» [1, с. 25]. Изобразительное искусство как вид деятельности объединяет познание самих художественных произведений, элементы искусствознания, теории изобразительной деятельности, освоение навыков практического изображения, изобразительной грамоты и творческого самовыражения.
Изобразительное искусство знакомит старших дошкольников не только с живописью, графикой и скульптурой, составляющими группу изобразительных искусств, но также с архитектурой и декоративным искусством
Вся моя система художественно-эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребенка как в эстетическом и художественном плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном.Это достигается путем решения следующих задач: овладения ребенком знаниями художественно-эстетической культуры, развития способности к художественно-эстетическому творчеству и развития эстетических психологических качеств человека, которые выражены эстетическим восприятием, чувством, оценкой, вкусом и другими психическими категориями эстетического воспитания [3, с. 29].
В работе со старшими дошкольниками я формирую у детей более дифференцированное отношение к цвету как к средству передачи настроения, чувств (цвет грустный, печальный, мрачный; цвет веселый, радостный, праздничный). Это представление о цвете имеет место, как в предметном, так и в сюжетном рисовании. Например, передать настроение веселого праздника елки дети могут в том случае, если они использовали яркую цветовую палитру. В каждом рисунке можно увидеть сочетание контрастных ярких, насыщенных цветов, создающих в целом праздничный колорит.
Приемы формирования художественного восприятия различны: я использую беседы об искусстве, скульптуры, игровые ситуации, в которых дети сравнивают, узнают разные по художественной выразительности образы. Так же обучаю детей рассматривать произведения разных видов изобразительного искусства, постепенно приобщает их к красоте. С другой стороны, это оказывает влияние на способы образной выразительности, которыми дети передают свои впечатления об окружающей действительности в рисунке, лепке.
При взаимосвязи обучения и творчества ребенок имеет возможность самостоятельно осваивать различные художественные материалы, экспериментировать, находить способы передачи образа в рисунке, лепке, аппликации. Это не мешает ребенку освоить те способы и приемы, которые ему были неизвестны (подвожу детей к возможности использовать вариативные приемы). При таком подходе процесс обучения теряет функцию прямого следования, навязывания способов. Ребенок имеет право выбора, поиска своего варианта. Он проявляет свое личностное отношение к тому, что предлагает воспитатель. Создание условий, при которых ребенок эмоционально реагирует на краски, цвета, формы, выбирая их по своему желанию, является необходимым в эстетическом воспитании.
Применительно к изобразительной деятельности важно выделить содержание способностей, проявляющихся и формирующихся в ней, их структуру, условия развития. Только в этом случае важна целенаправленная разработка методики эстетического воспитания старших дошкольников средствами изобразительного искусства. Изобразительная деятельность – это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых образов. Созданный образ (в частности, рисунок) может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую, так как создается с разной целью. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения. Сочетание двух функций в художественном образе – изображение и выражение – придает деятельности художественно-творческий характер, определяет специфику ориентировочных и исполнительных действий деятельности. Следовательно, определяет и специфику способностей к данному виду деятельности. Очень важны условия, при которых ребенок эмоционально реагирует на краски, цвет, формы, выбирая их по своему желанию [3, с. 62].
Благодаря воспитанию художественных образов в изобразительном искусстве ребенок имеет возможность полнее и ярче воспринимать окружающую действительность, что способствует эстетическому воспитанию.
Список использованных источников
1. Алексахин, Н. Ознакомление с культурой цвета на занятиях по изобразительному искусству / Н. Алексахин // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 3. – С. 23 – 27.
2. Руковицын, М. М. Эстетическое воспитание детей : хрестоматия / М. М. Руковицын. – М.: Знание, 2012. – 432 с.
3. Швайко, Г. С. Занятие по изобразительнойдеятельности в детском саду : методическое пособие / Г. С. Швайко. – М.: ВЛАДОС, 2012. – 212 с.
Источник