Роль изо в развитии творческих способностей ребенка
Роль предмета ИЗО в развитии творческих способностей учащихся
Автор – учитель ИЗО высшей категории
г. Санкт-Петербург
Столярчук Елена Николаевна
Современный мир сложен и многообразен. Его разноцветные краски влекут и дают надежду на самореализацию. Чтобы комфортно чувствовать себя в этом мире, быть конкурентоспособным, самодостаточным, уверенным в себе молодым человеком, нужно обладать большим багажом знаний и умений, основную часть из которых дает школа. Какой путь выберет в дальнейшем выпускник: учеба в высшем учебном заведении, приобретение профессии в средне специальном училище, или предпочтет искать работу? Но большой багаж знаний и умений еще не гарантия того, что тебя везде ждут. Бывает так, что на одно и то же место претендуют несколько человек с одинаковым количеством баллов или одинаковыми дипломами. Как правило, место достается тому, у кого выше творческие способности. Как человек ведет себя в беседе, как он одет, как может себя подать, чем он обладает еще, кроме профессиональных навыков… Это еще один важный момент, которому должна учить школа.
Творческие способности сейчас играют немаловажную роль. Сегодня в современных условиях жизни человек должен быть конкурентно способен. Любая работа, казалось бы на первый взгляд далёкая от творчества, требует самостоятельного и качественного выполнения. Порой, приходится проявлять чудеса творчества и изобретательности сантехнику, строителю, не говоря уже о поваре, швее и т.д.
Задумываясь о дальнейших перспективах развития человека, психологи все больше размышляют о выявлении и активизации его творческих потенциальных возможностей. Нахождение путей формирования личности, способной творчески подходить к делу в любой отрасли человеческой деятельности – важнейшая задача, которая стоит перед учителем. Выявить эти творческие способности, создать условия для их реализации, поддержать и направить талант в нужное русло – обязанность каждого учителя. Творческий потенциал – это фактически не истраченные ресурсы человека, использование которых может способствовать решению обширного спектра его деятельности. Используя эти ресурсы на уроках изобразительного искусства, я стараюсь дать детям возможность проявить себя, выразить свое мироощущение, показать свои эмоции и отношение к объекту изображения.
Каждый ребенок имеет свои индивидуальные способности. У каждого есть свои склонности и таланты. Не для кого не секрет, что есть дети, которым легче даются точные науки, такие как математика, а есть другая категория учеников. Таким ученикам ближе языки, история, биология… Однако, развиваться и расти нужно в различных сферах. Это необходимо, чтобы быть разносторонней развитой современной личностью, а не однобоким представителем общества.
В формировании личности школа играет огромную роль. Школа стала тоже более современной. Высококвалифицированные кадры, материальная учебная база, новые современные технологии, в том числе и в обучении, несомненно, играют большую роль. Но личность учителя, его умение подать свой предмет, заинтересовать учащихся, общечеловеческие качества учителя играют, бесспорно, важную, а порой решающую роль в становлении учащегося. Учитель в школе – это творческая личность, осознающая место своего предмета в целом образовательном процессе, направленном на воссоздание мира и человека в нем.
Каждый предмет в школе играет свою положительную роль в развитии ребёнка. Несомненно, русский язык и математика – это главные предметы в общеобразовательной школе. Но я считаю, что не надо уменьшать значение других предметов. Сегодня много говорят о том, что может нужно отказаться от «второстепенных» предметов, дать возможность детям и родителям выбрать самые для них необходимые. Такие уроки посещать, а остальные – не нужно. Но я не представляю, например, молодого современного человека, который понятия не имеет о том, где находится Австралия или город Владивосток, или кто такой Менделеев и чем мы ему обязаны. Хотя география и химия никогда не считались главными предметами в школе.
Велико значение уроков изобразительного искусства в развитии творческих способностей ребёнка, в становлении его как личности. Знания и умения, приобретённые на этих занятиях, обогащают внутренний мир учащихся, расширяют кругозор детей, способствуют их общекультурному развитию. Кроме того, такие уроки способствуют формированию интересов, развитию эмоциональной сферы учащихся, умению взаимодействовать в коллективе.
Общество становится образованнее, эрудированнее. В распоряжении подрастающего поколения библиотеки, интернет-ресурсы, различные новые технологии. Но означает ли это, что наши дети становятся добрее? Не всегда. Бурное развитие современных технологий предполагает прогресс общества. Сейчас уже очень сложно представить семью, в которой никогда не было компьютера или мобильного телефона. Вся жизнь общества тоже предполагает использование различных гаджетов. Мы вносим различные платежи (квартплата, пополнение счета на мобильном телефоне, оплата обучения и многое другое) через терминалы. Банки, кафе, магазины – всё это уже немыслимо без компьютеров. Дома у нас, порой, не один, а несколько компьютеров, ноутбуков или нетбуков. Мы производим оплаты, перевод денежных средств, покупку авиа и железнодорожных билетов, даже покупки в интернет-магазинах мы совершаем не выходя из дома. Конечно, это во многом удобно. Особенно популярны сегодня различные электронные приспособления у подрастающего поколения. Общения в скайпе с другими регионами не только нашей страны, но и всего мира. Учебные работы, презентации…Это несомненный плюс. Но…игрушки, электронные игры, насилие, убийства, экстремизм, порно – информация доступная всем, к сожалению, и нашим детям. В силу своего возраста, зачастую, они не могут «отфильтровать», вредную для их еще пока не до конца сформировавшихся личностей. Порой «опасную» информацию наши дети (подрастающее поколение) могут расценить как «новую, интересную для себя». Поэтому, мы, взрослые, должны быть помощниками нашим детям. Родители и учителя в сотрудничестве, не перекладывая своей ответственности с одних плеч на другие, должны объяснять нашим детям, «что такое хорошо и что такое плохо». Дома об этом должны заботиться родители, а в школе – учителя. Только совместная работа, постоянное сотрудничество, взаимопонимание и взаимоуважение между родителями, учителями и детьми могут создать условия для максимального благоприятного развития подрастающей личности. В итоге мы получим не только воспитанных и любящих сыновей и дочерей, но и образованных и воспитанных граждан нашего общества. Общества, в котором мы с вами живём.
Предмет изобразительное искусство играет свою положительную роль в развитии подрастающего поколения, в том числе и его духовном развитии. Через рисунок, декоративно-прикладное творчество, народные традиции происходит передача всех земных ценностей. При этом не столь важно, насколько хорошо ребёнок рисует. Ведь красиво рисовать дано не каждому ребёнку. Это талант, который дается человеку свыше. Ведь порой одинаковые по возрасту дети, рисуя одну и ту же тему на уроке или дома, получают совершенно разные результаты. Почему? Потому что другой меньше старался или он хуже? Конечно, можно много говорить об этом. Но мое глубокое убеждение как учителя-предметника с 28-летним стажем работы – изобразительные способности ребёнку даны от природы. И неважно при этом, как учится ребёнок. В моей практике были дети, которые совершенно не хотели (или не могли) учиться, они в школу ходили чуть ли не ради того, чтобы порисовать. Причём не только на уроке ИЗО, но и на других уроках тоже. К стати, рисовали очень прилично, даже побеждали в конкурсах рисунков различного уровня. Помню и другие случаи. Мальчик-отличник в 6-м классе на моих уроках… Всегда опрятный, готов к уроку, принадлежности всегда есть… Урок ИЗО для него был целым испытанием. При всем его старании, щепетильности и усидчивости на его рисунки, как говорится, «без слёз не взглянешь». Однажды при очередной сдаче своей работы на оценку он мне сказал такую фразу: «Я не художник, я поэт…» Действительно, у него были значительные успехи по многим предметам, в том числе и по литературе. Он участвовал в различных конкурсах чтецов, предметных олимпиадах, сам писал стихи. Разве можно оценить его труд по ИЗО ниже, чем труд ребёнка с ярко выраженными способностями в области рисования. Я не могла, не имела морального права ставить ему низкие оценки. Правда, это не всегда были максимально высокие баллы.
Конечно, даже со скромными изобразительными способностями можно научиться рисовать в определённой степени. Как и в других науках, здесь есть свои правила, законы, хитрости. Применяя теоретические знания и навыки, полученные при выполнении практических упражнений, знакомясь с различными техниками можно улучшить свои способности, но не до бесконечности. Но хочу сказать другое. Очень многое зависит не оттого, насколько качественно ты нарисовал, а оттого, как ты это сделал, насколько творчески ты это сделал, какой смысл ты в это вложил.
Два примера. Ученик 5 класса, очень старательный, педантично относится к любой работе. Затрачивает массу времени на выполнения задания, скрупулёзно выполняет указания учителя. Все работы «вылизанные» в хорошем смысле слова. Всегда принимал участие в конкурсах по ИЗО, ни разу не получал призовое место. Он сам удивлялся: «Даже странно, почему я никогда не побеждаю?»
Другая история. Ребёнок 1-й класс. Рисует смело, не задумывается. Тема «Север», краевой конкурс, юбилей Красноярского края. Чукча с весёлой не очень ровной улыбкой ловит разноцветную рыбу возле своего слегка перекошенного чума… Результат – Победитель краевого конкурса, множество различных подарков, среди них – компьютер. Всё это одному ребёнку да еще под Новый год. Более того, его рисунок был напечатан в каталоге конкурса, на календарях наступающего года, а самое главное – единственный рисунок из нескольких тысяч, который использовали для издания Новогодних пригласительных на торжества в Законодательное собрание края. Что это? Фортуна? Несомненно. Но почему именно этот рисунок, со всеми его недочетами и неровностями? Конечно же ребёнок старался, но разве больше, чем первый?
Я думаю, что ответ прост. Творческое начало всему причина. Если первый ученик чётко следовал указаниям учителя, он выполнял задание чисто механически, «чтобы было красиво и правильно», то второй – услышав тему, решил выполнять работу сам, как подсказывает сердце. Итог очевиден.
Это бесценный опыт самостоятельной, творческой работы, который позволяет отличить творца от исполнителя. У ребенка формируется понимание того, что мир познаваем и его необходимо исследовать.
Таким образом, можно сделать вывод, что уроки изобразительного искусства играют огромную роль в становлении личности ребенка, его духовном развитии и формировании его творческих способностей. Знания и умения, приобретенные на этих уроках, помогут сегодняшним ученикам быть конкурентоспособными, грамотными, самодостаточными членами нашего общества.
Источник
Статья. Роль изобразительной деятельности в развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в рамках ФГОС
Одним из способов развития творческих способностей дошкольников является изобразительная деятельность, рассмотрим роль изобразительной деятельности в развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех детей, т.е. увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем у него воображение и способности. В отечественной психологии рассмотрение воображения как самостоятельного психического процесса было предложено Л.С. Выготским. Выготский показал, что воображение получает наибольшее развитие в дошкольном возрасте, начиная складываться в игровой деятельности и получая свое дальнейшее развитие в самых различных видах деятельности (изобразительной, музыкальной). Сегодня приоритетной задачей российского образования является развитие творческих способностей детей.
В рамках исследования для нас представляет интерес точка зрения П. Г. Василенко, который рассматривает творческие способности в изобразительной деятельности. По мнению данного автора, творческие способности представлены как интегративное качество личности, проявляющееся в ценностном отношении к творчеству в изобразительной деятельности, в способности самостоятельно создавать продукты творчества, которые развиваются в поисково-исследовательской, творческой деятельности и находит выражение в творческих результатах [1].
Как известно, развитие способностей человека, в том числе и творческих, происходит в различных видах деятельности. Однако недостаточно изученным остаётся вопрос, рассматривающий этот процесс в условиях изобразительной деятельности.
Вопросами психологии изобразительной деятельности и её взаимосвязи с творчеством занимались Л. С. Выготский, С. Н. Данилушкина, В. С. Мухина, Л. Н. Шутарёва и др. Остановимся на некоторых точках зрения.
Так, Л. С. Выготский выдвинул концептуальные идеи о специфике изобразительной деятельности ребёнка [3].
Творческие способности в рамках композиционной деятельности исследовала С. Н. Данилушкина. Под композиционно-творческими способностями она понимает комплекс индивидуально-психологических свойств личности, отвечающий требованиям композиционной деятельности и оказывающий влияние на качество протекания процесса и практическое исполнение творческой композиции [4].
Технологию развития художественно-творческих способностей у детей рассматривала Л. В. Петухова. Данный автор предполагает постепенное освоение нетрадиционных техник изобразительной деятельности, что способствует пониманию выразительных средств каждой, освоению особенностей создания целостного образа путем сочетания их в разных вариантах, обогащает художественный опыт, используя при этом средства искусства, игру, опорные карточки, индивидуальное и коллективное творчество, что ведет к формированию потребности в творческой активности [5].
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы показал взаимосвязь изобразительной деятельности и творческих способностей.
В рамках нашего исследования особую актуальность приобрели идеи развитие творческих способностей через нетрадиционные техники изобразительной деятельности.
Остановимся подробнее на аспекте развития творческих способностей в изобразительной деятельности.
Занимаясь изобразительной деятельностью, дети имеют возможность выражать свои впечатления, своё понимание и эмоциональное отношение в художественном творчестве: рисовании, лепке, аппликации.
Приобщая детей к художественному творчеству, педагог воспитывает у детей старшего дошкольного возраста эстетическое отношение к изобразительному искусству, формирует индивидуальные интересы, склонности, развивает творческие способности.
Рассмотрим, что такое рисование, лепка, аппликация в описании Ветлугиной Н.А.
Рисование- графически-живописный способ изображения предметов и явлений, основой которого является колорит, форма, композиция; лепка-способ пластического изображения предметов и явлений с помощью глины, пластилина, солёного теста и другого материала, который позволяет изменять внешний облик персонажей, их движения, позы, добиваясь желаемой выразительности; аппликация-декоративно-силуэтный способ изобразительной деятельности [2]. В творческом процессе часто происходит смешивание изобразительных видов деятельности, использования материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепризнанными, традиционными, широко известными.
Так, использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности, художественного искусства в развитии творческих способностей старших дошкольников заключается в ситуации специально организованного восприятия картин, последующего активного включения ребёнка в разнообразные формы ИЗО, использования материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепризнанными, традиционными, широко известными.
Другими словами, нетрадиционные техники изобразительной деятельности представляют собой способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались Р.Г. Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова, В.Ю. Слепцова, Т.В. Смагина, О.В. Недорезова, В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова, И.А. Лыкова и др.
К нетрадиционным техникам рисования можно отнести следующие: тычок жёсткой полусухой кистью, сжатой бумагой, рисование пальчиками, всей ладошкой, восковой свечой, рисование цветными карандашами на наждачной бумаге, рисование пальцем по мучной или песочной поверхности оттиск пробкой, сочетание восковых мелков и акварели. Кроме того, к ним относятся также кляксография обычная и кляксография с трубочкой, кляксография с ниточкой, набрызг, тычкование, рисование по сырой или по мятой бумаге, граттаж (рисование по восковой прокладке), смешивание разных техник рисования и материалов в одной работе и др.
Рассмотрим, некоторые наиболее интересные на наш взгляд нетрадиционные техники изодеятельности. Например, создание «Мраморной бумаги». Для детей в творчестве больше важен сам процесс, чем полученный результат. Равномерным толстым слоем нанести пену для бритья на тарелку. Смешать краски или пищевые красители разных цветов с небольшим количеством воды, чтобы получился насыщенный раствор. С помощью кисточки или пипетки накапать краску разных цветов на поверхность пены в произвольном порядке. Теперь все той же кисточкой или палочкой красиво размазать краску по поверхности, чтобы она образовывала причудливые зигзаги, волнистые линии и т.п. Это самый творческий этап всей работы, который доставит удовольствие детям. Теперь взять лист бумаги и аккуратно прижать его к поверхности получившейся узорчатой пены. Положить лист на стол до полного высыхания. Осталось только соскрести всю пену с листа бумаги. Для этих целей можно использовать кусок картона или пластиковую карту. Просто удивительно! Под слоем пены для бритья обнаружатся потрясающие мраморные узоры. Краска успела быстро впитаться в бумагу, надо только дать ей высохнуть в течение нескольких часов
Один из самых волшебных жанров рисования, монотипия – нечто среднее между живописью и графикой, между сказкой и фокусом. Монотипия дает ребенку уникальную возможность свободы самовыражения, это проекция его внутреннего, скрытого от взрослых мира. Доступность техники монотипия для ребенка бесспорна. Для занятий монотипией нужны совсем небольшие приготовления, все это не требует много времени, а удовольствие, получаемое ребенком просто огромно. Существует несколько способов монотипии, например, пейзажная. Ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии, также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается.
Представим кляксография как одну из вышеназванных нетрадиционных техник. Игры с кляксами помогают развить глазомер, координацию и силу движений, фантазию и воображение. На листе бумаги ставится большая яркая клякса. Через трубочку для коктейля осторожно подуть на каплю. Капля бежит вверх, оставляя за собой след. Лист поворачивается и снова нужно подуть. Можно сделать еще одну кляксу другого цвета.
Также можно развивать творческое воображение и фантазию через другой вид кляксография. Например, на лист бумаги, сложенный пополам, а затем развёрнутый, наносится на внутреннюю линию сгиба красочное пятно одним цветом или несколькими цветами, затем лист складывается, так чтобы красочное пятно было внутри и растирается ладонью или кулачков. После этого лист разворачиваем и смотрим, что получилось. Дорисовываем кистью изображение. Даём название.
Ещё одна нетрадиционная техника изодеятельности, коллективная работа по созданию мозаичного рисования: большой лист ватмана разрезается и отдельные листы раздаются детям, сообщается тема рисования (море; луг; лес и т.д.). Затем все рисунки складываются в определённую картину. Аналогично проводится мозаичное рисование по мокрому.
Интересно проходят занятия по технике граттаж. Слово “граттаж” произошло от французского gratter – скрести, царапать, поэтому другое название техники – техника царапанья. Для занятий граттажем необходимо специальным образом подготовить лист бумаги. Для этого покроем воском и черной краской лист раскрашенной технике в разные цвета плотной бумаги. Ну а потом самое интересное! Процарапываем любым острым предметом (например, зубочисткой или вязальной спицей) рисунок. Образуется на черном фоне картинка из цветных штрихов.
Нетрадиционные техники изобразительной деятельности предполагают
использовать разнообразные материалы, техники и способы не только в рисовании, но других видах изобразительной деятельности. Например, создание коллажей из бумаги; природного материала: сухих листьев, цветов, ракушек, семян и т.д.; с использование ниток, ленточек, блесток, пайеток, бусин, бисера и т. д. Удачно получались и вызывали большой интерес у детей и родителей работы, где изображение на плоскости сочеталось с рельефным изображением из круп, фасоли, гороха, чечевицы, бисера, пуговиц. А также, где комбинировали рисование и аппликацию нетрадиционными способами в работе «Берёзовая роща». Оформление цветов мимозы или ветки вербы манкой или окрашенным песком, выкладывание изображения на бархатной бумаге тополиным пухом или ватой.
Интересные аппликационные работы с использованием гофрированной или теснённой бумаги, так же дети с удовольствием выполняют пластилиновые аппликации в разных техниках (способом налепа, способом растирания «закрашивания» изображения). Успешно прошла апробацию техника квиллинга. Изображение дублируется аппликацией полосками бумаги, свёрнутой в различные фигуры. Также используется аппликация из ткани, ниток, шерсти, пуговиц и т.д.
Для красивого оформления детских работ можно использовать паспарту. С помощью этой нетрадиционной техники рисования можно превратить детские рисунки в настоящее произведение, в буквальном смысле придав им форму. Вообще, паспарту – это кусок картона или бумаги с вырезанным в его середине четырёхугольным, овальным или круглым отверстием, под рамку, в которую вставляют рисунок или гравюру так, что их легко заменять другими.
Все указанные нетрадиционные техники изобразительной деятельности способствуют развитию творческих способностей старших дошкольников, поскольку развивают воображение, творческое мышление, повышают их творческую мотивацию к созданию собственного творческого продукта.
Использование нетрадиционных техник позволяет детям думать, пробовать, искать, экспериментировать, создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, стимулируют инициативность, самостоятельность детей и создают эмоционально – положительное отношение к деятельности.
Таким образом, организация занятий по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, выступает необходимым условием развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Литература:
1. Василенко П. Г. Педагогические условия развития творческих способностей учащихся к изобразительной деятельности // Теория и практика общественного развития. – №8. – 2012. – С. 148-151.
2. Ветлугина Т.Г. Нравственно-эстетическое воспитание ребёнка в детском саду/ H.А. Ветлугина Т.Г. Казакова, Г.Н. Пантелеев и др.: Под редакцией Н.А. Ветлугиной. -М.: Просвещение,1989. -79с.
3. Выготский Л. C. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский: Психологический очерк: М.: Просвещение, 1991. 93с.
4. Данилушкина, С. Н. Развитие творческих способностей студентов художественных факультетов педагогических вузов на занятиях по композиции: дисс…канд. педагог. наук: / С.Н. Данилушкина. – Алматы, 1999. – 216 с.
5. Петухова Л.В. Педагогическая технология развития художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности // Вестник нижневартовского государственного гуманитарного университета. – № 2. – 2012. – С.33-38.
Источник