Роль искусства в развитии речи ребенка
РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА.
Наверное, каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок вырос неординарной, яркой личностью, творцом своей жизни. Но для того, чтобы этим мечтам было суждено осуществиться не достаточно лишь “не мешать” – родители должны принимать активное участие в творческом развитии своего ребенка. И пройдет немало времени, прежде чем бутон раскроется и задатки превратятся в способности и таланты.
Можно с уверенностью сказать, что художественно-творческая деятельность имеет огромное значение для развития и формирования личности ребенка, ее истоки лежат в раннем детстве.
Для детей с речевым недоразвитием характерны: недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения; недостаточный объем сведений об окружающем, о свойствах и функциях предметов действительности; отставание в развитии словесно-логического мышления; недостаточная подвижность, инертность, быстрая истощаемость процессов воображения; общая психофизиологическая расторможенность; недоразвитие общей и мелкой моторики.
Перед логопедом, воспитателями, родителями остро встает вопрос не только о преодолении и устранении речевого нарушения и связанных с ним различных отклонений в психофизиологической сфере, но и создание оптимальных условий, позволяющих всесторонне воздействовать на «нарушенное» развитие ребенка. Продуктивные виды деятельности (изобразительная, трудовая, музыкальная и др.) имеют большой потенциал в преодолении общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.
Развитие творчества у детей с нарушениями речи в процессе изобразительной деятельности приводит к позитивным изменениям всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
Ребенок-дошкольник не все передает изобразительными средствами, многое остается за пределами рисунка, лепки. Следует тактично относиться к его замыслу попытаться помочь ему выразить содержимое. Необходимо рассматривать рисунок, лепку совместно с ребенком, при этом не анализировать, то есть не делать критических замечаний («Что за мазню ты нарисовал»), дать ребенку возможность получить удовольствие и от процесса рисования, лепки, и от того, что получилось, при этом спрашивать («Куда едет машина?», «А кому ты подаришь красивые цветы?»).
Всем уже хорошо известно, что художественная деятельность и изобразительное творчество является мощным инструментом гармоничного развития личности ребенка, начиная с момента появления на свет.
В сегодняшнем обществе отношение к общему развитию детей дошкольного возраста, и главное, к их возможностям, резко изменилось. Уже не нужно никому доказывать, что с ребенком нужно активно разговаривать и заниматься еще задолго до того, как он сможет выговорить свои первые слова и начнет самостоятельно передвигаться. Художественная деятельность неотделима в дошкольном возрасте от познавательной. Исследуя различные материалы, ребенок знакомится с их свойствами и качествами, расширяя свой сенсорный и эмоциональный опыт, что в свою очередь оказывает влияние на общее развитие в целом. К тому же, развитие мелкой моторики работа с различными материалами и инструментами в свою очередь стимулируют развитие речи.
Кроме того, совместное художественное игротворчество – это еще один способ общения взрослого с ребенком и другими детьми. Процесс сочувствования, совместного эстетического переживания в играх заполнит эмоциональный резервуар малыша и сделает ваши взаимоотношения с ребенком более значимыми в дальнейшей жизни.
Поэтому творческое развитие – это не столько приобретение каких-либо определенных технических навыков, а в первую очередь создание условий, в которых ребенок может совершать эти качественные переходы в своем сознании, развивать речь, окунаться в неизведанное, творить.
Чувства, возникающие при восприятии работ по рисованию, лепке, пока еще весьма просты по форме выражения: дети радуются своему произведению. Но этот процесс важен: ребенка все больше интересует содержание изобразительной деятельности, он обращает внимание на выразительность цветовых сочетаний, расположение линий, персонажа. Кроме того, ребенку интересны не только игрушки и предметы быта, но и материалы из которых можно что – то сделать, пластилин, краски, тесто, кубики и коробки и т.д. Он с удовольствием исследует, изучает их. Но этот спонтанный интерес может вскоре угаснуть. Только взрослый способен поддержать интерес ребёнка и научить его рисовать, лепить, конструировать. А значит, общаясь с ним, и развивает речь ребенка.
Чрезвычайно высока роль рисования, лепки, конструирования и другой деятельности в интеллектуальном развитии ребенка – способствует развитию воображения, памяти, внимания, формирует эмоциональный и речевой контакт со взрослым, активизирует мелкую моторику рук, приучает ребенка к аккуратной работе за столом.
Художественная деятельность и изобразительное творчество является мощным инструментом гармоничного развития личности ребенка.
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №102
«Детский сад присмотра и оздоровления»
г. Кемерово
Тема: «Роль изобразительного искусства в развитии речи детей дошкольного возраста»
Педагог дополнительного образования Шведкова Людмила Александровна
Кемерово, 2018
Для умственного развития детей дошкольного возраста имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний. Оно влияет на формирование связной речи у ребенка, а также обогащает их словарный запас. Разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений, лишь способствует обогащению словаря малыша. Каждый ребенок – это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. Чем богаче и разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче его неординарное воображение, тем вероятнее, что тяга к искусству станет со временем осмысленнее. Давно отмечено, что рисунки оказывают сильное стимулирующее влияние на развитие речевой деятельности детей. Поэтому, без развитой речи, без настоящего общения, нет подлинных успехов в изобразительной деятельности. Таким образом, определение направлений и условий развития речи детей в рисовании, педагоги относят к числу важнейших педагогических задач.
Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребенка. Для того, чтобы развивать творческое воображение детей, необходима организация изобразительной искусства. Это в первую очередь подразумевает создание условий в группе. В доступном для детей месте, нужно разместить краски – гуашь, кисти различных размеров, подставки, палитры на каждого ребенка, а также для воплощения различных творческих идей, пробки, тычки, стеки. Для лепки – доски, пластилин, глина, различные мелкие предметы для процарапывания вылепленных изделий.
Работу по развитию связной речи через изобразительное искусство необходимо начинать, прежде всего, с наблюдения и экскурсий. На таких прогулках нужно акцентировали внимание детей на разнообразие форм, строение, цвета деревьев и кустарников. Предлагать сравнивать природу в разное время года. Например: летом березка стоит одетая в красивое зеленное платье. Затем детям предложить описать березку осенью, зимой, весной. В таких беседах дети учатся сравнивать, проводить аналогию, употреблять эпитеты, что значительно обогащает их словарный запас, развивает эстетический вкус. Также в наблюдениях за природой, рассказывать детям о том, как изменяется цвет листвы в зависимости от состояния погоды. Если светит – солнце, то листья яркие, красочные, в пасмурный день – светлеет, как бы теряется на фоне осеннего пейзажа. Осень – прекрасная пора. В яркие, красочные цвета окрашивается боярышник, рябина, цветут астры, георгины. На экскурсиях стараться обратить внимание детей на изящество этой красоты. Задавать вопросы детям, сравнивать, играть в различные игры. Такая работа создает условия для разнообразной умственной деятельности, что обеспечивает речевую активность детей. Впоследствии на занятиях по изобразительному искусству применять все полученные знания на практике. Например, на рисовании клумбы с цветами сначала вспомнить форму, цвет различных цветов. Необходимо развивали у детей способность самостоятельно выбирать способы изображения цветов различными приемами (примакивание, вращение вокруг своей оси клеевой кисточкой, нанесение точек, пятен). Учить смешивать краски. На занятиях такого рода у детей развивается мелкая моторика, внимание, мышление, ассоциативное восприятие окружающей действительности, речь. Немаловажное значение для речи детей имеет привлечение стихотворного текста, что значительно усиливает эстетическое впечатление и образное восприятие у ребят.
Еще одним направлением в развитии речи у детей является рассматривание картин, рисунков, иллюстраций к сказкам. При рассматривании большую роль играют наводящие вопросы:
• Что вы видите на картине?
• Кто изображен?
• Что он делает?
• Как одет?
• Какое время года изображено?
Такие вопросы развивают творческие способности детей, воображение, что в последствии помогает детям выразительно и с фантазией отображать это в своих работах.
Лепка также тесно связана с развитием речи у детей. Во время занятий лепкой нужно учить детей лепить всей кистью руки и пальцами. Уточнять форму предметов, их строение, пропорции. Например, при лепке моркови, дети пальцами помогают, чтобы получить овальную форму, совершают вращательные движения между ладонями для получения круглой формы. Огромное значение для детей имеет свободная деятельность. Дети импровизируют, фантазируют. В свободной деятельности дети любят экспериментировать с цветами, что значительно развивает диалогическую и монологическую речь. Чтобы дошкольникам стало интересней, можно включить в свободную деятельность нетрадиционные техники рисования.
Обучение детей рисованию не может быть в полной мере осуществлено без взаимодействия с семьей. В помощь родителям можно выпускать информационные листы, листы-памятки, папки-передвижки. Проводить консультации подгрупповые и индивидуальные. Задача воспитателей приобщить родителей к творческому процессу, заинтересовать их, чтобы они поняли всю значимость развития речи их детей. Например: выпустить информационный листок на тему «Как организовать занятия по ИЗО и лепке дома», где дать советы, что можно слепить из пластилина и глины, как лучше изобразить животных, деревья, и какими доступными средствами. Организация ИЗО, лепки в домашних условиях очень благотворно влияет на мыслительную, речевую, творческую деятельность детей в детском саду.
Таким образом, подводя итог, мы пришли к выводу, что развитие творческих способностей у детей невозможно без развития речи. Следовательно, педагогам в дошкольных учреждениях необходимо развивать умение детей передавать характерные признаки и пропорции предметов, явлений, поощрять эксперименты с цветом, знакомить с различными средствами воплощения художественного замысла. А также предоставить дошкольникам возможность осваивать различные пластические материалы, помогая при этом овладевать разносторонними приемами лепки. Все это поможет детям обогатить свой словарный запас, научит их выражать свои мысли точно, последовательно, улучшит общение с окружающими людьми и сверстниками.
Использование сюжетной картины в развитии повествовательной речи у детей дошкольного возраста.
Работа по картине Дубовской «Осень в парке»
Прочесть отрывок из стихотворения Бунина «Листопад».
«Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной…»
Спрашивает, может ли эта картина служить иллюстрацией к этому стихотворению.
Просит детей объяснить, с чем сравнил лес Бунин и почему.
(Показывает изображение терема).
Спрашивает, какими цветами расцвечен лес в стихотворении и на картине.
Просит детей объяснить, как художник изобразил лес на картине и что значит «стеной».
Просит детей высказать свою оценку картине (нравится, не нравится, какое настроение в картине и почему).
Слушают стихотворение.
Высказывают свое мнение.
Объясняют почему лес сравнивают с теремом.
Вспоминают цвета осенней листвы, объясняют какие это краски «лиловый», «золотой», «багряный».
Рассматривают репродукцию картины.
Высказывают свое мнение о значении выражения.
Дают оценку картине, объясняют свои ответы.
Источник
Автор: Никонорова Ирина Васильевна
Организация: Детский сад «Колокольчик» №72
Населенный пункт: Смоленская область, г. Смоленск
Общепринятое мнение – ребенок в дошкольном учреждении обязан, научится писать. Читать, считать, логически мыслить. Но совершенно не страшно, если он не умеет рисовать деревья, не может представить себе оттенки весеннего неба или рассказать об узорах и цветах народных росписей в костюмах.
Дома ребёнка ждёт телевизор и компьютер. Частые просмотры мультфильмов и телепередач порождают поверхностное восприятие информации. в результате утрачивается способность к длительному сосредоточению, так необходимому при обучении. Телевидение приучает употреблять готовые схемы и образы: дети, которые много смотря телевизор и играют в компьютерные игры, у них отмечается резкое снижение фантазии и творческой активности. Им скучно рисовать, конструировать, нелегко придумывать новые сюжеты в игровой и продуктивной деятельности.
Окружающая нас действительность остаётся для детей не замечена, если вовремя не остановится и не всмотреться, не вслушаться, а затем почувствовать и понять прекрасное. Можно сколько угодно стоять перед прекрасной картиной или находиться среди красот природы и при этом не почувствовать красоту, не восхититься, не обрадоваться. Необходимо научить детей воспринимать мир, осознавать, претворять в жизнь.
Последнее время значительно возросло количество детей, имеющих определенные трудности в речевом развитии. Такие дети с трудом составляют описательные рассказы, с трудом составляют пересказ по картинке или по серии сюжетных картинок, не могут самостоятельно составить творческие рассказы. Монологическая речь для них практически не возможна. У таких детей бедный пассивный и активный словарь.
Огромную помощь в развитии речи детей оказывает изобразительная деятельность.
Для многих своих мыслей и предложений ребенок не находит подходящих слов и выражает их другими способами – через рисование, лепку, аппликацию, конструирование. Очень важно, чтобы эти виды деятельности пришли на помощь в речевом развитии ребенка, так как в них развиваются и лингвистические способности, и сенсорные способности, имеющие особое значение в формировании мыслительной и речевой деятельности.
Ребенок фиксирует свои мысли с помощью зарисовки. Известный психолог Лев Семенович Выготский назвал Детское рисование “графической речью” и наша задача – облечь мысль ребенка в слово.
Почему я выбрала изобразительную деятельность:
- Рисование оказывает влияние на мыслительную деятельность: рисунок, по сути, представляет собой рассказ, но не словами, а изобразительными средствами.
- Волшебное возникновение продукта художественной деятельности (пейзаж, натюрморт, портрет, выполненный в красках или карандаше) все это доставляет удовольствие, вызывает положительные эмоции, развивает речь, вносит во внутренний мир ребенка радость и бодрость.
- Очень важно, что ребенок видит результаты своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение.
- Детский рисунок может стать своеобразным психологическим тестом, отражающим многие черты характера ребенка.
Цель: развитие речи детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности.
Задачи:
- Развитие у детей умения на основе эмоционально-чувствительного восприятия окружающей действительности.
- Развитие творческого воображения.
- Формирование новых эмоциональных отношений к ранее известным предметам и явлениям окружающей действительности, на основе интеграции произведений искусств, музыки и художественной литературы.
Учитывая психологические особенности каждой возрастной группы под влиянием целенаправленного показа и описания произведений изобразительного искусства, и слушания художественной литературы, музыкальных произведений в сочетании с предшествующим наблюдением, я активирую речь детей и развиваю воображение.
На основе этого я выстроила следующую систему занятий:
- Интеграция разных видов искусства имеет своей целью «оживить речь детей», «сделать яркими впечатления» и «эмоционально-окрашенными» наблюдения о природе;
- Уделить большое внимание предварительной работе, результаты которой используются на занятиях, как базис для мотивации дальнейшей творческой деятельности;
- Использование коллективных работ формирует навыки общения и сотрудничества, учит детей строить композицию, развивая тем самым сюжет, замысел в работе и целенаправленность;
- Более тесно соединить развитие творческих способностей у детей с развитием речи, познавательной деятельностью и другими видами деятельности.
В интеграции не все содержание включается в процессе художественного творчества на равных основаниях: что-то всегда выступает в роли своеобразного стержня.
Это игра, художественное произведение или природа.
Свои занятия я строю обязательно учитывая следующие принципы интеграции:
- Интегрированное занятие способствует более глубокому проникновению детей в смысл слова, мир красок и звуков.
- Помогают формированию грамотной устной речи, развитию и обогащению.
- Развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведение искусства.
- Воздействуют на психические процессы, которые являются основой формирования речи, художественно-творческих и музыкальных способностей ребенка.
Интегрирование занятия ведется по трем направлениям: музыке, рисованию, развитию речи.
Интегрированное занятие:
- Музыка – рисование
- Развитие речи – рисование
- Музыка – развитие речи – рисование
Воплощение собственных замыслов в изодеятельности и развитии речи часто происходит путём взаимодействия разных видов деятельности: рисования, игры, драматизации, рассказывания, пения, движения. Прочитанное художественное произведение и изображение услышанного в рисунке, лепке персонажей связано с процессами сопереживания, сочувствия, эмоционального отношения к образу. При этом личный опыт каждого ребёнка помогает показать характерные черты персонажей (он может быть весёлый, добрый, а может быть сердитый, злой и т.д.). Важно, что ребёнок как бы строит композицию, располагая все детали, предметы, внося своё понимание сюжета, места действия. Поэтому нельзя говорить, что он просто отображает в творчестве окружающий мир, он его трансформирует, строит, используя разные способы, сочетая их между собой.
Музыка и ритмические удары – античные формы коммуникации и самовыражения. Музыка играет важную и своеобразную роль: она создаёт атмосферу происходящих сообщений. Если мы, по замыслу занятия, отправляемся в ночь, то мелодия погружает нас в её таинство, полное предчувствий и самых неожиданных встреч.
Действенная природа ребёнка моментально отзывается на импульсы, идущие от неё. Она захватывает его целиком, передавая ему свои движении, энергетику, активизируя его жизненный ритм. Музыка помогает ребёнку сориентироваться в мире своих эмоций и усиливая их, порой способствует тому, что они выходят из подсознания ребёнка и оформляется в процессе рисования в образ в дальнейшем получившем своё выражение в речи.
Пакет | Музыкальные произведения | Воздействие на человека |
№1 | Бах «Кантата»№2, Бетховен «Лунная соната», Прокофьев «Соната «Ре». | Уменьшает раздражительность и разочарование, повышает чувство своей принадлежности к природе. |
№2 | Шопен «Мазурка, Штраус (Вальсы),Рубинштейн «Мелодия» | Уменьшает чувство тревоги. |
№3 | Бах «Прелюдия» и фуга «Минор», Чайковский «Шестая симфония» ч.3 | Поднимает общий жизненный тонус; улучшает самочувствие; повышается активность; улучшается настроение. |
Интегрирование занятия, проводимые мной в группе, дали высокую результативность по следующим направлениям:
- Рассказы детей стали более интересными и содержательными, получила развитие связная речь.
- Рисунки детей получаются интересными, содержательными, богатыми по замыслу и возрос интерес к занятиям.
- Дети научились внимательно слушать музыку и свое видение музыкальных произведений выражать в рисунках.
По мнению В. Штерна, рисунок ребенка – отнюдь не изображение конкретно воспринимаемого предмета, а изображение того, что он знает о нем. Детское искусство, считают психологи Лейпцигской школы комплексных переживаний, носит экспрессивный характер – ребенок изображает не то, что он видит, а то, что он чувствует. Поэтому рисунок ребенка субъективен и часто не понятен постороннему человеку.
Для понимания детского рисунка очень важно исследовать не только продукт. Результат рисования, но и сам процесс создания рисунка. Н. М. Рыбников отмечал, что для ребенка продукт изобразительной деятельности играет второстепенную роль. На первый план для него выступает сам процесс создания рисунка. Поэтому дети рисуют с большим увлечением.
Маленькие дети изображают на бумаге мало. Но при этом много говорят, жестикулируют. Только к концу дошкольного возраста ребенок начинает обращать внимание на рисунок как на продукт изобразительной деятельности.
По мнению Л. С. Выготского, мы должны рассматривать рисунок с психологической точки зрения, как своеобразную детскую речь и предварительную стадию письменной речи.
Особо важно отметить экспрессивную функцию рисунка: в нем ребенок не только выражает свое отношение к действительности, которую он наблюдает, но и указывает, что для него является главным, а что второстепенным. В рисунке всегда присутствуют эмоциональный и смысловой центры, благодаря чему можно управлять эмоционально-смысловым восприятием ребенка.
Если говорить о пластике, то я считаю, что нудно делать упор на развитие движений рук у ребенка, а именно пальцев кисти (во время рисования, лепки, упражнений).
В связи с необходимостью развития у детей выполнять тонкие манипуляции нужно отметить одно интересное обстоятельство– существование тесной взаимосвязи между координацией тонких легких движений и речью.
Исследования профессора М. Кольцовой показали, что речевая деятельность у детей частично развивается и под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. То же подтверждают и многочисленные исследования других специалистов: уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития движения пальцев рук.
Чтобы развить ручную умелость, а следовательно, и речевую активность ребенка можно:
- Разминать пальцами пластилин, глину соленое тесто, в изодеятельности
- Скульптура
- Создание рельефов и барельефов
- Пластилиновая живопись
- Рвать на мелкие куски бумагу
- Создание рваных аппликаций
- Катать шарики из салфеток
- Объемная аппликация
- Нанизывать бусинки, шарики, ягодки
- Работа с природным материалом
- Рисовать рукой и пальцами в воздухе и на листе бумаги. Нетрадиционная техника рисования:
Кляксография
Рисование кусочками паралона
Рисование щёткой
Отпечатывание
- Постройки из песка и игра с ними
- Рисование мелом, восковыми мелками, гуашью, углем
Вспомним сказанное И.П. Павловым: ” … развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых “центров” в обоих полушариях даёт человеку преимущество и в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением.” Развивая функции обеих рук, мы повышаем уровень организации функций и распределение их между полушариями мозга, левым и правым.
Левое полушарие ответственно за формально-логическое (понятийное) мышление и речь, которые и достигли максимального развития.
Правое полушарие, освобождаемое от этой задачи, получило возможность целиком переключится на развитие художественного мышления, свойственного только человеку, на отрицание мира в формах искусства.
Для формирования всесторонне развитого человека эти способности не менее важны, чем способности к речевому общению.
Для творческого развития нужна дополнительная мозговая активизация, раскрепощающая образное мышление.
Такая “межполушарная специализация” – явление не врождённое, а выработанное.
Интеграция в изобразительной деятельности и обучение различным видам техники рисования, предполагает развитие и совершенствование у детей:
- мелкой моторики рук (гимнастическое развитие-импровизация, зрительно-моторная координация, развитие техники рисунка, овладение штриховкой);
- пространственных и временных представлений (ориентация на листе, в пространстве – на примере собственного тела, ориентация во времени);
- активной речи, словарного запаса;
- мышления, памяти, внимания зрительного и слухового восприятия
- навыков учебной деятельности (умение слушать, понимать и выполнять словесные установки, действовать по образцу и правилу).
Опубликовано: 17.10.2019
Источник