Роль интеграции в развитии личности ребенка

В центре внимания сегодня должен быть Человек, личность с развитым чувством собственного достоинства и самоуважения, имеющая доступ к разнообразным формам проявления культуры.

Георгий Александрович Струве в своей статье «Духовность – это бескорыстие» рассматривает культуру как способ жизнетворчества народа, он подчёркивает, что нельзя осваивать культуру формально, отстранённо, как это сегодня происходит на уроках литературы, мировой художественной культуры, музыки в школе. Освоение молодыми поколениями нашей национальной культуры должно соответствовать самой её природе: это должна быть деятельно-созидательная жизнь в культуре, живое, творческое погружение в неё. Только тогда её традиции и ценности не будут восприниматься как музейное достояние, а будут поняты и приняты как идеалы созидательной деятельности. Только тогда возможно будет воспитать человека-творца».

Подлинное освоение культуры всегда предполагает погружение в неё с самого раннего детства. По-настоящему цельной можно назвать такую личность, у которой в полной мере развито эмоциональное и интеллектуальное начало. Воспитать такую цельную личность – нелёгкая для педагога задача. Для этого необходимы два условия: наличие педагога-мастера, педагога-психолога и создание среды, вызывающей положительный эмоциональный отклик у ребёнка. Ребёнок па занятиях не должен просто сидеть, слушать и послушно выполнять задания педагога. Радость творчества, активное взаимодействие педагога и ребёнка (педагогика сотрудничества) уводит детей с позиции пассивного усвоения знаний, умений, навыков на позицию творческой активности, инициативы и самостоятельности. Только такой принцип в педагогике поможет развить творческое начало в каждом ребёнке.

Интегрированные занятия способствуют успешному решению этой задачи. Механизмом интеграции является образ, создаваемый разными видами детской деятельности и искусства с помощью различных средств художественной выразительности. Такое занятие соответствует определению: использование данных разных областей знания для формирования целостного, единого взгляда на предмет, явление, процесс.

Интеграция предполагает создание условий для двигательной активности детей, эмоционального, интеллектуального, социально-нравственного здоровья ребёнка. Для интегрированных занятий характерен выход на творчески продуктивную деятельность детей: рисование разными материалами (при этом дошкольники опираются на полученные ими ранее впечатления), ручной труд: изготовление игрушек, плетение, работа с тестом, посев семян (цветочных, злаковых), сочинение песен, маленьких историй, рассказов на заданную тему, танцевальные, музыкально-игровые, инструментальные импровизации, творческое экспериментирование. Без механического заучивания, стимулируя самостоятельность и инициативность детей, педагог уточняет знания каждого ребёнка, дополняет знания детей новой информацией, знакомит со средствами художественной выразительности в музыке, живописи, изыскивает приёмы, выводящие детей к творческой позиции в практической деятельности.

Итерированные занятия могут иметь широкий тематический диапазон. Тема природы включает не только знакомство с временами года, но и с конкретными природными явлениями. Например, «Серебряные росы», «Восходы и закаты», «Люблю грозу в начале мая», «Радуга», «Зимние узоры» и др. Могут быть выбраны отдельные темы, посвящённые растительному или животному миру. Например, «Погляди, подсолнушки!», «На грядке вырос удалец…», «Лён кудрявый, зеленой», «Возле изгороди тыква», «Петушок», «Лебеди» и т. п. Тематика интегрированных занятий может носить и социальный характер: «Москва златоглавая», «Москва гостеприимная», «Книга о Красной площади», «Моя малая родина Калтан» (о месте проживания), «Художник-сказочник» (о творчестве В. Васнецова), «Болдинская осень» (о творчестве А. С. Пушкина), «Музыкальная гостиная» (о творчестве П. И. Чайковского) и т. п. В основе интегрированных занятий – не только синтез искусств, но и различные виды деятельности: игровая, трудовая, познавательная (развитие речи, ознакомление с окружающим, формирование элементарных математических представлений, экспериментирование), решаются задачи и по физической культуре. Приоритеты каждый раз могут быть разные. Интеграция может быть и внутри одного вида деятельности. Например, пять видов музыкальной деятельности (восприятие, пение, музыка и движение, элементарное музицирование, детское музыкальное творчество) помогут ребёнку осознать такие средства музыкальной выразительности, как ритм и мелодия. Темы таких занятий: «Метр и ритм – сердце музыки», «Мелодия – душа музыки», «Музыка и настроение», «Громко – тихо», «Вальс в музыке, в песне, в движении, в сказке» и др. Такой подход может быть и в других видах детской деятельности: изобразительной, театрализованной.

Интегрированные занятия – действенное средство духовного развития ребёнка. На них успешно решаются задачи и воспитания, и образования; определяются духовные ценности, отношение к самому себе и людям, к обществу, в котором он развивается, к природе, формируются особенности поведения и сознания.

Такая форма и есть творческое, живое погружение в Культуру, в самом широком понимании этого слова. У детей воспитывается устойчивый интерес к искусству, расширяются и углубляются знания об окружающем мире, формируется опыт нравственного поведения, опыт общения, развивается эмоционально-волевая сфера, создаются условия для творческих проявлений, для эмоционального и социального развития.

Читайте также:  Психологическое развития ребенка в 1 года до 3 лет

Интегрированная непосредственно образовательная деятельность – это специально организованная деятельность, цель которой может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных направлений художественно-эстетического развития. Интеграция музыкальной и изобразительной деятельности способствует приобщению детей к музыкальному и изобразительному искусству.

В современной педагогике довольно широко применяется рисование под музыку, как один из приёмов арт-терапии. Такой вид самовыражения позволяет детям ощутить и передать своё внутреннее эмоциональное состояние, которое появилось в результате наблюдения явлений природы, слушания литературных, музыкальных произведений. Ведь даже, по мнению К.Д.Ушинского «Ребенок мыслит красками, звуками, ощущениями вообще». Поэтому слушание музыки и рисование музыкальных образов влияет на развитие эмоциональных качеств детей, что и позволяет сделать следующие выводы: 1) арт-терапия позволяет детям рассказать о своих эмоциях и чувствах; 2) обогащает способы регуляции собственных эмоций и чувств; 3) позволяет погашать негативные эмоции и учит реагировать на них адекватно.

Большое значение имеет предварительная работа, связанная с накоплением сенсорного опыта: наблюдения на прогулке, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание картин и репродукций известных художников, слушание и сравнивание музыкальных произведений, выполнение творческих заданий в музыкально-ритмических движениях. Для более проникновенного понимания образа было использовано художественное слово.

При сочетании разных видов детской деятельности на интегрированном занятии включаются все системы восприятия детей: зрительная, слуховая, двигательная, что способствует повышению качества продуктивного результата.

На таких занятиях важно, чтобы тема изобразительной и музыкальной деятельности сочетались одна с другой, и между ними был связующий элемент -образ. Образ является объединяющим элементом. Яркие музыкальные и художественные образы производят неизгладимое впечатление на ребёнка. При создании этих образов должна быть подобрана соответствующая музыка. Дети предварительно слушают музыку, беседуют о композиторе, произведении, которое прослушали и о музыкальном образе и только после этого приступают к рисованию.

Таким образом интегрированные занятия способствуют развитию творческого мышления, обогащают знания детей об окружающем мире, формируют у них яркие положительные эмоции в процессе их творческого взаимодействия и деятельного общения со взрослыми.

Источник

Тамара Кобякова
Интегрированное влияние социальных факторов на формирование личности ребенка

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности. Формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка.

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло

в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». В. А. Сухомлинский

Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их нам поможет интегрированная образовательная деятельность.

Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральным государственным образовательным стандартом – принцип интеграции образовательных областей. Данный принцип является инновационным для дошкольного образования и обязывает дошкольные образовательные учреждения коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения, взаимопроникновения образовательных областей. Что же такое интеграция?

Интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса. Она должна охватывать все виды деятельности. Интеграция содержания позволяет создать модель организации педагогического процесса, где ребенок постигает базовые категории (часть, целое и др.) с различных точек зрения, в различных образовательных сферах.

Сейчас в соответствии с требованиями ФГОС определены виды детской деятельности и области интеграции. Одной из таких областей выступает “Социализация»

С самого начала своей жизни ребенок включен в социальное взаимодействие. Первый опыт общения человек приобретает еще до того, как научится говорить.

Человек – существо социальное, его прогресс зависит не только от биологических, а, прежде всего, от социальных законов. Поэтому он формируется только при наличии общественных условий жизни.

Читайте также:  Развитие ребенка большая книга тестов росмэн

В процессе взаимодействия с другими людьми он получает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности.

Личность развивается и совершенствуется под влиянием других людей, приспосабливается к выполнению в обществе конкретных обязанностей, несёт за своё поведение, действия и поступки определённую ответственность. Этот процесс получил название социализации, основным содержанием которого является передача обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения, ценностных ориентаций, кроме того, усвоение их индивидом.

Социализация ребенка — явление многогранное, происходящее под влиянием разных факторов: наследственности, атмосферы, в которой ребенок воспитывается, среды, окружающей его, самопознания и саморазвития.

Основные задачи по социализации дошкольников:

• развитие игровой деятельности;

• приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам (в том числе моральным) взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

формирование первичных личностных представлений (о себе, собственных особенностях, возможностях, проявлениях и др.);

формирование первичных представлений о семье (ее составе, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, традициях и др.);

формирование первичных представлений об обществе (ближайший социум и место в нем);

формирование первичных представлений о государстве (в том числе его символах, малой и большой Родине, ее природе) и чувства принадлежности к нему;

формирование первичных представлений о мире (планета Земля, многообразие стран и государств, население, природа и др.).

В процессе общественной жизни ребенка осуществляется смысл социального развития — от самооценки, самовосприятия, самоутверждения до самосознания, социальной ответственности, потребности в самореализации своих возможностей, осознания себя самостоятельным членом общества, понимания своего места и назначения в нем.

Социальное развитие личности осуществляется в деятельности,которую грамотно организуют педагоги:совместная деятельность воспитателя и детей:(-непосредственно образовательная деятельность; игра; проектирование) и Самостоятельную деятельность детей

В нашем детском саду педагогами созданы условия для успешной социализации, непрерывного социально-личностного развития, т. е. включения во все моменты образовательного процесса.

Именно социально-личностное развитие, целенаправленное, систематическое, помогает сформировать высокие нравственные личностные качества.

От успешной социализации в дошкольном возрасте зависит дальнейшее развитие индивида, раскрытие его способностей, становление личности, поэтому задача педагогов направить свои усилия на создание в ДОУ условий для успешной социализации воспитанников.

Эмоциональное благополучие ребенка – это прежде всего комфорт в душе ребенка. (высокая самооценка, ориентация на успех в достижении целей, наличие положительных эмоций,.) Создание атмосферы, комфортной для каждого ребенка, способствующей развитию его индивидуальности, творчества, навыков созидательной деятельности и достижения жизненного успеха.

Положительное отношение ребенка к окружающим людям, воспитание уважения и терпимости.

Развитие коммуникативной компетентности ребенка – способность устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми, сотрудничать, слушать и слышать, распознавать эмоциональные переживания и состояния других людей, выражать собственные эмоции.

Развитие социальных навыков детей. Социальные навыки помогают установить доброжелательные отношения, чувствовать себя комфортно в любой обстановке, готовность общаться с другими людьми, способность адаптироваться.

Обогащение предметно-пространственной среды, наполнение которой представляет ребёнку возможность для саморазвития.

Ещё одним важным условием является профессионализм воспитателей, специалистов дошкольного учреждения, способных оказывать влияние на развитие личности дошкольника:

– обогащение внутреннего мира ребенка впечатлениями;

– грамотное и педагогически целесообразное построение воспитательно-образовательного процесса;

– создание и обеспечение условий социально-личностного развития ребёнка дошкольника

Воспитывает только тот, кому дети доверяют, кого уважают, образу которого бессознательно стараются подражать.

Воспитывает только тот, кому дети доверяют, кого уважают, образу которого бессознательно стараются подражать.

В детском возрасте агентами социализации являются:

– семья (родители или лица, постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком, братья или сестры);

– детский сад (в первую очередь воспитатели);

– общество (сверстники, друзья).

Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны дошкольного учреждения

Вот почему одной из главных задач деятельности является создание полноценного социального сотрудничества в триаде “педагог-дети-родители”.

Сотрудничество – общение “на равных”, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Родители активные участники образовательного процесса.

Общественное дошкольное воспитание, детский сад – это только помощник семьи в деле воспитания личности,

Продумывая организацию жизни и деятельности дошкольников, педагог всегда помнит о воспитательном влияниина детей запланированных им дел: какую роль они сыграют в социальном и культурном развитии детей, какой опыт отношений и чувств вынесет каждый ребенок. Задача воспитателя — акцентировать внимание детей на переживаемых ими чувствах, правилах культуры общения, проявлениях сотрудничества и взаимопонимания, которые помогают детям успешно решать общие задачи и постепенно становиться культурными людьми, с которыми охотно общаются окружающие.

Читайте также:  Музыкальная грамота и развитие ребенка

Для решения задачи было принято решение о разработке и реализации проекта «Живи село мое родное, Куртуково». Для выполнения этого проекта были интегрированыобразовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие;

Проект ориентирован на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов. Это не столько передача знаний, сколько формирование на их основе любви к родному краю, знакомству с окружающим социумом.

Знания, приобретённые детьми в ходе реализации проекта, станут достоянием их личного опыта. Они будут получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе проектной деятельности.

Для того чтобы ребёнок проявлял интерес к стране, её истории, нужно, чтобы малая Родина – ближайшее окружение стало объектом его познания. В социализации ребенка-дошкольника важно соблюдать последовательность: от близкого – к далёкому, от малого – к великому (мой дом – моя улица – моё село – мой район – моя страна – моя планета). Важно показать уникальность села, помочь увидеть его неповторимость и красоту. Что здесь в Куртуково, как и в других сёлах, городах страны трудятся люди – это их близкие и родные, они живут дружно, берегут и охраняют природу. Поставив перед собой эту задачу, мы столкнулись с серьёзной проблемой – недостатком материала для проведения систематической работы.

Так определилась общая цель – наработать и систематизировать материал, доступный для усвоения детьми дошкольного возраста.

Работа по развитию социализации более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители выступают не только как помощники детского сада, но и как участники формирования личности ребёнка. Мы педагоги, совместно с родителями должны помочь ребёнку научиться видеть и понимать красоту и величие родных мест (родного края, его малой Родины. Это даёт возможность ощутить причастность к большому и прекрасному миру, Родине-России.

Для этого проводилась работа с детьми:

Дидактические игры «Флаг России» «Кто что делает», «Собери узор»,сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Магазин», «Пожарные» «Назови деревья, нашей местности». «Наше село».

Экскурсии по селу.

Экскурсия в пожарную часть.

Экскурсия в школу

Посещение музея «Истории родного края». Экскурсия в магазин «Садовый центр».

познавательных занятий,на темы: “Куртуково – прошлое и настоящее», «Моя Родина – Кузбасс!», «Зорькин В. П – защитник своей Родины», «Куртуковцы – участники ВОВ», «О чём рассказали старые фотографии». «Путешествие по родному краю».

Знакомство с почетными гражданами села (А. М. Щербакова, Ф. Д. Разгоняев)

Лепка «Животные и птицы Кемеровской областия»

Создание папки рисунков «Вот моя улица – вот мой дом»»

Беседы с детьми «Улицы моего села», «Откуда пошло название села Куртуково», «Мы – дружная семья»

Чтение рассказов писателя Владимира Мазаева

Совместная работа с родителями:

Оформление папки-передвижки «Люби и знай свой край родной»

Субботники «Сделаем наше село чище», строительство снежного городка.

Создание фотоальбома «Куртуково – капелька России»» Консультация «Главные условия воспитания детей в семье».

Интеграция как целостное явление, объединяющее образовательные области, разные виды деятельности, приёмы и методы в единую систему на основе календарно-тематического планирования, выступает в дошкольном образовании ведущим средством организации образовательного процесса, ведущей формой которого становятся не занятия, а совместная со взрослыми и самостоятельная деятельность детей.

Интеграция позволяет раскрыться каждому ребёнку в совместной деятельности, найти применение своих способностей в создания коллективного и индивидуального творческого продукта. Важным аспектом является представление результатов этой деятельности (на мероприятиях, где воспитатели, родители, педагоги дополнительного образования являются не наблюдателями, а активными участниками).

Следует учитывать, что любая интеграция не может заменить классический образовательный процесс в ДОУ по основным разделам программы, она лишь соединяет знания. Это значит, что дети смогут, получить все новые и новые представления о понятиях, систематически дополняя и расширяя круг уж имеющихся знаний и представлений.

Источник