Роль игры в развитии внимания ребенка

«РОЛЬ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В  РАЗВИТИИ ВНИМАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Игровая деятельность – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Как отмечает Е.В. Гаспарова, не умаляет своего значение игра и в старшем дошкольном возрасте.

По мнению А. К. Бондаренко игра – особый вид деятельности человека. Она возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических функций. Так, в игре у старших дошкольников продолжают активно развиваться произвольное внимание. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются. Сознательная цель (сосредоточить внимание) выделяется для ребенка в игре раньше и легче всего.

Сами условия игры требуют от старшего дошкольника сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает дошкольника к целенаправленному сосредоточению. Если ребенок невнимателен к тому, что требует от него игровая ситуация, если не запоминает условий игры, то он просто изгоняется сверстниками.

Игровая ситуация и действия с ней оказывают постоянное влияние на умственное развитие ребенка дошкольного возраста.

Н. Я. Михайленко отмечает то, что используемые в работе с детьми элементы игры, продуктивные виды деятельности, частая смена форм деятельности позволяют поддерживать внимание старших дошкольников на достаточно высоком уровне.

Для поддержания устойчивого внимания старшего дошкольника необходимы следующие условия:

– отчетливое понимание ребенком конкретной задачи выполняемой деятельности;

– привычные условия для игровой деятельности. Если ребенок выполняет деятельность в постоянном месте, в определенное время, если сам процесс игры ребѐнку интересен, то это создает установку и условия для развития и концентрации внимания;

– существование устойчивого интереса к процессу и результату игровой деятельности;

– создание благоприятных условий для деятельности, т.е. исключение отрицательно действующих посторонних раздражителей (шум, громкая музыка, резкие звуки, запахи и т.д.). Легкая, негромко звучащая музыка, слабые звуки не только не нарушают внимания при выполнении игровых действий, но даже и усиливают его;

– тренировка внимания (путем повторений и упражнений) для того, чтобы воспитывать наблюдательность у детей.

Под влиянием игры внимание ребенка старшего дошкольного возраста достигает достаточно высокой степени развития. На развитие произвольного внимания в игре влияет формирование речи и способности выполнять указания взрослых и правила игры. Большое значение для развития целенаправленного внимания в этом возрасте имеет обучающая игра, так как она всегда имеет задачу, правила, действия и требует сосредоточенности. Чтобы своевременно развивать у детей определенные качества внимания (целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность) и способность управлять ими, необходимы специально организованные игры и упражнения. В одних играх надо учитывать разные требования задачи, в других – уметь выделять и помнить цель действия, в третьих – вовремя переключать внимание, в четвертых – сосредоточенность и устойчивость внимания, поскольку необходимо заметить и осознать происшедшие изменения.

К факторам привлечения внимания относят:

– структура организации деятельности (объединение воспринимаемых объектов способствует их более легкому восприятию);

– организация игры (четкое начало и окончание; наличие необходимых атрибутов для игры);

– последовательность и систематичность требований взрослого;

– смена видов деятельности (слуховое сосредоточение сменяется зрительным и моторным) является необходимым условием, так как постоянная поддержка внимания с помощью волевых усилий связана с большим напряжением и очень утомительна;

– учет возрастных и индивидуальных особенностей внимания ребенка и др.

Внимание – это специфическая функция сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.

Хочется отметить, что внимание обладает разными свойствами, может быть произвольным непроизвольным. В старшем дошкольном возрасте сформированы процессы непроизвольного внимания, все усилия должны быть направлены на развитие и совершенствование произвольного внимания.

Произвольное внимание тесно связано с речью. В дошкольном возрасте произвольное внимание формируется в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка. Слово в виде инструкции и требования взрослого выступает как фактор, помогающий ребенку овладеть своим вниманием. Чем лучше развита речь у ребенка старшего дошкольного возраста, тем выше уровень развития восприятия и тем активнее формируется произвольное внимание.

Е. Н. Тверитина говорит о том, что на развитие внимания в игре влияет способность выполнять указания взрослых. Для детей с невнимательностью характерно то, что они постоянно отвлекаются от выполнения основного игрового сюжета.

Мимика и поза очень ярко свидетельствуют о невнимательности детей, главным показателем которой являются низкая продуктивность и большое количество ошибок в игровой деятельности. Необходимо учитывать особенности, которые у разных детей в старшем школьном возрасте проявляются в преобладании тех или иных свойств внимания.

Последнее формируется благодаря тому, что взрослые включают старшего дошкольника в новые виды деятельности и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание. Само по себе развитие непроизвольного внимания не приводит к возникновению произвольного внимания.

А. К. Бондаренко пишет, что, руководя вниманием ребенка, взрослые дают ему те же средства, с помощью которых он впоследствии начинает сам управлять вниманием. В одном эксперименте с детьми проводили игру в вопросы и ответы по типу игры в фанты с запретами: «Да» и «Нет» не говорите, белого и черного не берите». По ходу игры ребенку задавали ряд вопросов. Ребенок должен был отвечать как можно быстрее и при этом выполнять инструкцию:

а) не называть запрещенных цветов, например, черного и белого; б) не называть дважды один и тот же цвет.

Эксперимент был построен так, что ребенок мог выполнить все условия игры, но это требовало от него постоянного напряжения внимания, и в большинстве случаев дошкольники не справлялись с заданием.

Иной результат получался тогда, когда взрослый предлагал ребенку в помощь набор цветных карточек, которые становились внешними вспомогательными средствами для успешного сосредоточения внимания на условиях игры.

Наиболее догадливые дети самостоятельно начинали использовать эти вспомогательные средства. Они выделяли запрещенные цвета, белый и черный, откладывали в сторону соответствующие карточки и в процессе игры пользовались теми карточками, которые лежали перед ними.

На всем протяжении дошкольного возраста ребѐнка притягивает эмоционально насыщенный материал. Игры и упражнения, включающие умственную и двигательную активность, требуют от старшего дошкольника переключения, распределения и сосредоточенности внимания.

Если для младших школьников обычно необходимо, чтобы взрослый организовал его деятельность и чѐтко определил стоящее перед ним игровое задание (лишь при этих условиях малыши могут на первых порах обнаружить произвольное внимание), то старшие дошкольники могут делать это самостоятельно.

  • Н. Тверитина подчеркивает, что, организовывая соответствующим образом деятельность детей, мы побуждаем старших дошкольников намеренно обратить внимание на некоторые особенности окружающей обстановки.
Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития ребенка с овз

Так, намеренно изменили обычное расположение игрушек и мебели в одной из комнат детского сада, поместили на витрину новую книгу, но дети не обратили на это никакого внимания. Тогда экспериментаторы намеренно поставили перед ними специальное задание: отмечать каждый раз, приходя утром в группу, какие изменения произошли в их комнате, придав этому заданию характер игры-соревнования (кто точнее и лучше заметит произошедшие перемены).

После этого дети, приходя утром в группу, сосредоточенно рассматривали окружающую обстановку, отмечая малейшие изменения, произошедшие в ней со вчерашнего дня [4, с.102].

Таким образом, дошкольное детство, основным видом деятельности которого является игра, является наиболее плодотворным периодом в плане формирования умственных качеств. С помощью специально организованной деятельности возможно формирование отдельных форм внимания, при этом содержание должно быть адекватно формируемому свойству внимания.

Литература:

  1. Бондаренко, А. К. Воспитание детей в игре / А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. – М.: Просвещение, 2012. – 196 с.
  1. Гаспарова, Е. В. Ведущая деятельность дошкольного возраста / Е. В. Гаспарова // Дошкольное воспитание. – 2012. – №7. – С.45.
  1. Михайленко, Н. Я. Взаимодействие взрослого с детьми в игре / Н. Я. Михайленко // Дошкольное воспитание. – 2015. – №3. – С.15.
  1. Тверитина, Е. Н. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Е. Н. Тверитина, Л. С. Барсукова. – М.: Педагогика, 2014. – 112 с.

Источник

Роль дидактической игры в

развитии внимания у детей дошкольного возраста

в соответствии с ФГОС ДО.

 Непременным условием развития детского внимания является детская, обогащенная предметно-пространственная среда. Это, прежде всего наличие интересных развивающих игр, игровых дидактических материалов, разной степени сложности приобретенных и сделанных своими руками. Предоставление детям самостоятельности в играх – одного из условий положительного отношения к ним со стороны играющих, продвижение и совершенствования. Взрослый направляет игру, включается  в совместную с ребенком  деятельность, поясняет лишь то, что ребенок не может понять самостоятельно: уточняет правила, характер преобразований, помогает проанализировать образец в соответствии с набором элементов игры. Игровые действия, ведущие  к результату, ребенок осуществляет сам. Игровая задача стимулирует активность. Сегодня всеми педагогами признаются уникальные возможности игры. И самоорганизация, и производительность, и добровольное подчинение правилам и умение управлять своими страстями и желаниями, опыт сотрудничества с другими детьми, то есть все, что дается в сухой учебной работе просто, беседе воспитателя, уже существует и развито у ребенка на уровне игры. Поэтому грех не воспользоваться уже имеющимися, ведь в игре ребенку становиться доступным и желанным, то, что у учебной ситуации является скучным и неинтересным.

Поэтому педагоги берут на вооружение дидактические игры по разным предметам. Дидактические значит обучающие игры, или по-другому – ‘Игровые обучения. Игры должны быть целенаправленными. Педагог тщательно готовит игру, наглядность к ней  и решает в какой момент ее использовать лучше.

         Игра является источником развития сознания ребёнка, произвольности его поведения, особой формой моделирования отношений между ребёнком и взрослым.

         Игровая среда создаёт обстановку, когда дети хотят и могут проявлять свою самостоятельность. Игровые действия ребёнка, сопровождающиеся высоким эмоциональным подъёмом, устойчивым познавательным интересом, являются наиболее мощным стимулом его активности в познании.

Выделяют четыре принципа игровой деятельности:

1.эмоциональной комфортности;

2.активности;

3.открытости;

4 индивидуализированности

 (дидактическая игра делает учебную деятельность субъективно – значимой, где каждый ребёнок находит свою «нишу», получает возможность максимально реализовать себя и продемонстрировать свой успех в деятельности)

Т.о. дидактические игры направлены на – формирование познавательной активности и интересах детей;

– желание сформировать адекватные взаимоотношения в коллективе, помочь освоить социальные роли;

– развитие умений преодолевать трудности, анализировать свою деятельность, оценивать свои поступки и возможности.

Характеристика дидактических игр.

         Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других иные. Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. В этой классификации можно представить следующие типы игр: – игры  по сенсорному воспитанию, – словесные игры, – игры по ознакомлению с природой, – по оформлению математических представлений и др.                  

  Иногда игры соотносятся с материалом игры с дидактическими игрушками, настольно-печатные игры, словесные игры, псевдосюжетные игры.  

Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность детей, но не раскрывает в достаточной мере основы дидактической игры особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий и правил, организацию жизни детей, руководство воспитателя. Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности.

Игры путешествия, Игры – путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра- путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое через загадочное, трудное через преодолимое, необходимое  через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры- путешествия усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность,  обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры – путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха. Игры – путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научится. Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно.

– Игры- беседы (диалоги). В основе игры беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Игра беседа воспитывает умение слушать и слушать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредотачивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Основным средством игры-беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чем-то. Результатом игры является удовольствие, полученное детьми.

Читайте также:  Психическое развитие ребенка от рождения до трех лет

-Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры – путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.

-Игры – предложения «Что было бы…?»или «Чтобы я сделал …?» и другие. Иногда началом такой игры может послужить картинка. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставиться задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами. Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщенно – доказательные. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится соревновательный элемент: «Кто быстрее сообразит?».

-Игры-загадки. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок, как умного развлечения. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.

-Развивающие игры. В основе системы развивающих игр лежат следующие принципы: совмещение в деятельности ребенка элементов игры и учения и постепенной переход от игр забав – к играм задачам постепенное усложнение обучающей задачи и усложнений игры, повышение умственной активности ребенка в решении предполагаемых задач, а также единство обучающих и воспитательных воздействий.

Цель развивающей игры имеет 2 аспекта:

1. Познавательный – это то чему мы должны научить ребенка, какие способы ему передать. Интерес к решению задач требующих напряженной мысли появляется не всегда и не у всех детей. И поэтому предлагать такие игры, следует постепенно, не оказывая давление на детей. Игрой можно увлечь, заставить играть нельзя. Трудные непосильные задачи могут ребенка отпугнуть. Здесь необходимо соблюдать принцип  от простого к сложному. Но зато когда ребенку  удается осилить задание преодолеть первые трудности, он испытывает бурную радость и готов перейти к более сложной игре. У него появляется вера в собственные силы, развивается «умственный аппетит», а это значит, что цель таких игр достигнута.

2 . Воспитательный, то есть те способы сотрудничества формы общения и отношений к другим людям, которые следует прививать детям.

     В обоих случаях цель игры должна формироваться не как передача конкретных знаний, умений, навыков, а как развитие определенных психических процессов способностей ребенка.

Развивающая игра является также эффективным средством формирования таких качеств, как организованность самоконтроль. Особенно интересна игра для ребенка, если она оснащена дидактическим материалом, игрушкой, яркой наглядностью.

Игры обязательно должны быть доступны детям. Индивидуальные различия между детьми, их способности и уровень развития бывают часто значительно большими, чем различия возрастные. Подбирать игры нужно применительно к каждому ребенку индивидуально. Однако это относится не ко всем играм, только к тем, которые основаны на наблюдательности, памяти пространственном воображении. В играх развивающих, где на первый план выступает наличие знаний, знаний, навыков все обстоит иначе. Игра должна соответствовать знаниям, которыми располагает ребенок, и в этом случае легко определить детям какого возраста адресовать ту или другую игру.

На практике наиболее часто используются указанные игры, либо в «чистом» виде, либо в сочетании с другими видами игр: подвижными, сюжетно – ролевыми и др.

Источник

Федеральное
агентство по образованию

Ставропольский 
Государственный университет

Кафедра
клинической психологии 
 
 
 

РЕФЕРАТ
НА ТЕМУ: 

«Детские 
игры и их роль в развитии внимания» 
 
 
 
 

Ставрополь,
2008 г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

  1. Введение
  2. Развитие
    внимания у детей
  3. Классификация
    игр
  4. Роль игры
    в развитии внимания детей дошкольного
    возраста
  5. Заключение
  6. Список литературы

     Введение 

     Сегодня,
как никогда  широко осознается ответственность
общества за воспитание подрастающего
поколения. Преобразование общеобразовательной
и профессиональной школы нацеливает
на использование всех возможностей, ресурсов 
для повышения эффективности учебно-воспитательного
процесса. Далеко не все педагогические
ресурсы используются  в сфере воспитания
и развития ребенка. К таким мало используемым
средствам воспитания относится игра.

     А
между тем, педагогика и психология 
видят в игре  такие важные
особенности как:

– Полифункциональность
– возможность предоставить личности
позицию субъекта деятельности вместо
пассивного «потребителя» информации,
крайне важные для эффективности учебно-воспитательного
процесса.

– Игра относится
к косвенному методу воздействия: ребенок
не ощущает себя  объектом воздействия
взрослого, является полноправным субъектом
деятельности.

– Игра – это такое
средство, где воспитание  переходит
в самовоспитание.

– Игра теснейшим
образом связана с развитием личности,
а именно в период её особенно интенсивного
развития в детстве, оно приобретает особое
значение.

– Игра – первая
деятельность, которой принадлежит особенно
значительная роль в развитии личности,
в формировании свойств и обогащении его
внутреннего содержания.

     В
ранние, дошкольные годы жизни ребенка 
игра является тем видом деятельности,
в котором формируется  его личность.

     Войдя
в игру, раз за разом закрепляются
соответствующие действия; играя, ребенок 
все лучше овладевает ими: игра становится 
для него своеобразной школой жизни.
Ребенок играет не для того, чтобы 
приобрести подготовку к жизни, а приобретает
подготовку к жизни, играя, потому что
у него закономерно появляется потребность
разыгрывать именно те действия, которые
являются для него новоприобретенными,
еще не ставшими привычками. В результате
он в процессе игры развивается и получает
подготовку к дальнейшей деятельности.

     Он 
играет, потому что развивается и 
развивается, потому что играет. Игра-практика
развития.

     Игра 
подготавливает детей к продолжению 
дела старшего поколения, формируя, развивая 
в нем способности и качества,
необходимые для той деятельности, которую
им в будущем предстоит выполнить.

     В
игре у ребенка формируется воображение,
которое заключает в себе и 
отлет от действительности, и проникновение 
в неё. Способности к преобразованию
действительности  в образе и 
преобразованию её в действии, её изменению
закладываются и подготавливаются в игровом
действии, и в игре прокладывается 
путь от чувства  к организованному
действию и от действия к чувству. Словом,
в игре, как в фокусе, собираются, в ней
проявляются и через неё формируются все
стороны психической жизни личности в
ролях, которые ребенок, играя, принимает
на себя, расширяется, обогащается, углубляется
сама личность ребенка.

     В
игре в той или иной мере формируется 
свойства, необходимые для учения
в школе, обуславливающие готовность
к обучению.

     На 
разных этапах развития детям свойственны 
разные игры в закономерном соответствии
с общим характером данного этапа.
Участвуя в развитии ребенка, игра сама
развивается. 
 
 
 
 
 
 

Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам с рождения мальчика

Развитие
внимания у детей
 

     Первоначально
у ребёнка имеет место только непроизвольное
внимание. В первые месяцы жизни внимание
ребёнка привлекают различные сильные
раздражители (например, громкие звуки,
яркий свет), резкие изменения внешней
обстановки (например, переход от темноты
к свету), движущиеся объекты (например,
блестящий шарик, который передвигают
в поле его зрения).

     Особое 
значение в организации внимания
младенца имеют те объекты и те
их свойства, которые непосредственно 
связаны с удовлетворением его 
органических потребностей. Так, различного
рода звуковые, световые, механические
раздражители, сопровождающие кормление
ребёнка, рано начинают привлекать его
внимание и вызывать соответствующие
ответные реакции.

     В
результате накопления соответствующего
опыта, образования временных связей
в головном мозгу ребёнка, всё большее
число предметов, окружающих ребёнка,
начинают привлекать его внимание. Если
раньше, для того чтобы заставить ребёнка
«сосредоточиться» и прекратить посторонние
движения, необходимо было, чтобы пища
попала ему в рот, то позднее для этого
часто бывает достаточно, чтобы мать приблизилась
к его постельке, чтобы он увидел рожок
с молоком или чтобы его взяли на руки
перед кормлением.

     Дальнейшее 
развитие непроизвольного внимания
тесно связано с формированием 
детских интересов.

     По 
мере того как ребёнок начинает интересоваться
всё более широким кругом окружающих предметов
и явлений, сложнее и многообразнее становится
проявление его внимания.

     Так,
преддошкольник может уже довольно
долго возиться с каким-нибудь предметом,
внимательно рассматривать какую-либо
игрушку, сосредоточенно следить за речью
и поступками окружающих людей.

     Высокого 
развития достигает непроизвольное
внимание в дошкольном возрасте. Появление 
новых интересов, участие в новых 
видах деятельности заставляют ребёнка 
сосредоточиваться на таких сторонах
действительности, которые раньше оставались
незамеченными.

     У
дошкольника возрастает устойчивость
внимания, способность длительно 
заниматься определённым делом или 
определённым предметом. Дошкольники 
могут часами играть в какую-нибудь
интересную игру, рисовать или конструировать.

     Решающее 
значение в развитии непроизвольного 
внимания имеет организация воспитательной
работы. Знакомя дошкольника с 
окружающей действительностью, побуждая
его активно отображать эту действительность
в своих играх, занятиях, изобразительной
деятельности, воспитатель вызывает интерес
к новым предметам и явлениям, заставляет
ребёнка непроизвольно сосредоточить
на них своё внимание.

     Если 
непроизвольное внимание достигает 
у детей дошкольного возраста
высокой ступени развития, то внимание
произвольное начинает у них ещё только
формироваться.

     Выполняя
поручения взрослых, исполняя некоторые
обязанности в детском саду и дома, принимая
участие в коллективных играх, дошкольник
всё чаще сталкивается с такими условиями,
где приходится обращать внимание на то,
что необходимо для осуществления намеченного
задания, что соответствует словесным
указаниям взрослого или требованиям
детского коллектива. Таким образом, новые
жизненные условия, специально организуемые
родителями и воспитателями, приводят
к формированию произвольного внимания.

     Первоначально
произвольное внимание у дошкольника 
очень неустойчиво. Обычно необходимо,
чтобы взрослый организовал его 
деятельность и чётко определил 
стоящее перед ним задание. Лишь
при этих условиях дошкольники могут
на первых порах обнаружить произвольное
внимание.

     Одна 
воспитательница рассказывает, что 
она как-то изменила обычное расположение
игрушек и мебели в одной из
комнат детского сада, поместила на
витрину новую книгу, но дети не обратили
на это никакого внимания. Тогда она поставила
перед ними специальное задание: отмечать
каждый раз, приходя утром в группу, какие
изменения произошли в их комнате, придав
этому заданию характер игры-соревнования
(кто точнее и лучше заметит произошедшие
перемены).

     После
этого дети, приходя утром в 
группу, сосредоточенно рассматривали 
окружающую обстановку, отмечая малейшие
изменения, произошедшие в ней со
вчерашнего дня.

Так, организовав 
соответствующим образом деятельность
детей, воспитатель заставил их намеренно
обратить внимание на некоторые особенности
окружающей обстановки.

     В
дальнейшем у старших дошкольников
при надлежащей организации воспитательной
работы появляется умение более самостоятельно
организовывать своё внимание, без 
ежеминутной помощи со стороны взрослого.

     Важное 
значение при этом имеет опыт, который 
ребёнок накапливает в процессе
коллективных игр с правилами, в 
ходе обязательных занятий и при 
выполнении несложных трудовых заданий.

     Необходимость
соблюдать известные правила, подчинять 
свои действия определённым требованиям
вырабатывает у ребёнка умение намеренно
сосредоточивать своё внимание на сознательно
намеченном объекте. Возрастает роль речи,
второй сигнальной системы в организации
детского внимания, что придаёт ему произвольный
характер.

     Воспитание
произвольного внимания играет важную
роль в деле подготовки ребёнка к школьному
обучению.

     Умение 
произвольно обратить внимание на то,
что само по себе не привлекательно,
но необходимо для усвоения школьных
знаний, требуется учителем, является
важнейшим условием успеха в учебной деятельности.

     На 
протяжении дошкольного возраста возникают 
лишь зачатки произвольного внимания.
Дальнейшее развитие его и усовершенствование
происходит в школьном возрасте под 
влиянием школьного обучения.

     Большое
значение для развития произвольного
внимания имеет игра. В процессе игры ребенок
учится координировать свои движения
сообразно задачам игры и направлять свои
действия в соответствии с ее правилами.
Параллельно с произвольным вниманием
на основе чувственного опыта развивается
и непроизвольное внимание. Знакомство
с все большим и большим количеством предметов
и явлений, постепенное формирование умения
разбираться в простейших отношениях,
постоянные беседы с родителями, прогулки
с ними, игры, в которых дети подражают
взрослым, манипулирование с игрушками
и другими предметами – все это обогащает
опыт ребенка, а вместе с тем развивает
его интересы и внимание. Следовательно,
игры ребенка, особенно с участием взрослого,
являются важнейшим условием развития
внимания ребенка 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Классификация
игр
 

     Принято
различать два основных типа игр:

– игры с фиксированными 
и открытыми правилами;

– игры со скрытыми 
правилами.

     Примером 
игр первого типа является большинство 
познавательных, дидактических и 
подвижных игр, а также развивающих
(интеллектуальных, музыкальных, игры-забавы,
аттракционы). 

      Ко 
второму типу относятся игры, в 
которых на основе жизненных или 
художественных впечатлений свободно
и самостоятельно воспроизводятся 
социальные отношения или материальные
объекты.

     Обычно
выделяются такие типы
игр: 

1.подвижные игры
– разнообразные по замыслу, правилам,
характеру выполняемых движений.
Они способствуют укреплению 
здоровья  детей, развивают движения.
Дети любят подвижные игры, с 
удовольствием слушают музыку 
и умеют ритмично двигаться  под
неё; 

2.строительные 
игры – с песком, кубиками, специальными 
строительными материалами, развивают 
у детей конструктивные способности, 
служат своего рода, подготовкой 
к овладению в дальнейшем трудовыми 
умениями и навыками; 

3.дидактические 
игры – специально разрабатываемые для
детей, например, лото для обогащения естественнонаучных
знаний, и для развития тех или иных психических
качеств и свойств (наблюдательности,
памяти, внимания); 

4.сюжетно-ролевые 
игры – игры, в которых дети 
подражают бытовой, трудовой и общественной
деятельности взрослых, например, игры
в школу, дочки-матери, магазин, железную
дорогу. Сюжетные игры, помимо познавательного
назначения, развивают детскую инициативу,
творчество, наблюдательность.

     Сюжетно-ролевые 
игры уже давно были выделены психологами
и педагогами из других видов игр. Это
игры, в которых дети берут на себя какие-либо
роли и разыгрывают различные события
из жизни людей, изображают их деятельность
и взаимоотношения – и тем самым творчески
отражают действительность. Творческая
ролевая игра школьников имеет свое содержание,
свои внутренние правила. Стремясь воплотить
в игре реальную жизнь, школьники действуют
по соответствующим правилам этой жизни,
которые становятся для них внутренними
правилами игры. Поэтому содержание игры
заставляет школьников стремиться максимально
приблизить её к обстоятельствам реальной
жизни, внести в неё действительные трудности,
в которых будут реально проявляться (тренироваться,
воспитываться) лучшие человеческие качества.
Среди игр, содержащих большие воспитательные
возможности, можно выделить несколько
видов:

Источник