Роль игры в развитии ребенка средняя группа

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №68»

Родительское собрание

«Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»

Подготовила                                                                    воспитатель:                                                Ежикова Н.Б.

Саранск, 2015

Тема: «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»

                                                             Время проведения: декабрь 2015г.

                                                             Форма проведения: круглый стол 

                                                             Место проведения: музыкальный зал.

Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности у детей дошкольного возраста

Задачи:

1. Формировать понятие родителей о возможности игры как средства для развития интеллектуально-познавательной деятельности.

2. Стимулировать интерес родителей для совместной игровой деятельности с собственным ребенком.

3. Обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях детского сада и семьи; о достоинствах и недостатках игрушек.

Участники: воспитатели, родители

Подготовительная работа:

памятка по игре (приложение 1)

советы (приложение 2)

материалы для творческой работы (приложение 3)

Оборудование:

– столы расставлены по кругу;

– подборка дидактических игр,

– на отдельном столе – карточки и оборудование для творческой работы родителей;

Повестка дня:

1. Вступительная часть. Игра с мячом.

2. Просмотр презентации «А у нас в детском саду мы играем».

3. Упражнение «Я начну, а вы продолжите».

4. «Игры на кухне».

5. Творческая работа родителей.

6. Заключительная часть.

7. Разное.

Ход мероприятия:

1. Вступительная часть

– Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с Вами за нашим круглым столом. Сегодня мы поговорим с Вами о детских играх, игрушках, о значении их в познании окружающего мира, о их влиянии на развитие наших детей. Многие из нас до сих пор помнят свои любимые игрушки, игры. Они сохранили воспоминая о наших детских играх и забавах, мы «возвращаемся» на много лет назад, в свое детство. Во многих семьях игрушки переходят из поколения в поколение, эти игрушки имеют определенную ценность- приятные, добрые детские воспоминания.

– Для того чтобы наш разговор был задушевным и откровенным, предлагаю вам заполнить визитную карточку. На визитной карточке напишите своё имя, отчество и нарисуйте картинку, соответствующую вашему настроению (солнышко, тучка и т. д.)

Психологическая разминка «Улыбка»

– Хочу узнать: у Вас хорошее настроение? Как без слов подарить его другим людям при встрече? Как без слов сообщить о своем хорошем настроении? Конечно, улыбкой. Улыбнулись соседу справа, улыбнулись соседу слева. Улыбка может согреть своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить настроение.

1. Игра с мячом.

Отвечайте на вопросы, пожалуйста, честно и откровенно.

1. В какую игру играли недавно с ребенком?

2. Если ребенок попросит поиграть с ним, ваши действия.

3. Какие игры чаще играет ваш ребенок?

4. При выборе новой игрушки что учитываете, чем руководствуетесь?

5. Какие игры играли в детстве, рассказываете ли ребенку?

6. Если сломалась игрушка, как вы поступаете в таких случаях?

7. Где играет Ваш ребёнок дома. Какие условия созданы?

8. Какие игрушки любимые у ребенка?

9. Кто чаще играет с ребенком: мама или папа?

Эта тема «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста» выбрана не случайно, ведь каждый из Вас мечтает о том, чтобы ребёнок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем сумел занять достойное место в жизни общества. Дети воспитываются в играх так же, как и в других видах деятельности. Выполняя ту или иную игровую роль, они как бы готовят себя к будущему, к серьёзной жизни взрослых. Можно сказать, что игра для малыша – машина времени: она даёт ему возможность пожить той жизнью, которая ему предстоит через много лет. Значение игры, её влияние на развитие личности ребёнка трудно переоценить. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей ко всему. Игра может сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых, воспитать в игре сознательную дисциплину.

2. «А у нас, в детском саду, мы играем» (Просмотр презентации) 

1. Дидактические игры – специально разрабатываемые для детей, например, лото для обогащения знаний и для развития наблюдательности, памяти, внимания, логического мышления.

2. Подвижные игры – разнообразные по замыслу, правилам, характеру выполняемых движений. Они способствуют укреплению здоровья детей, развивают движения. Дети любят подвижные игры, с удовольствием слушают музыку и умеют ритмично двигаться под неё.

3. Строительные игры – с песком, кубиками, специальными строительными материалами, развивают у детей конструктивные способности, служат своего рода, подготовкой к овладению в дальнейшем трудовыми умениями и навыками;

4. Сюжетно-ролевые игры – игры, в которых дети подражают бытовой, трудовой и общественной деятельности взрослых, например, игры детский сад, больницу, дочки-матери, магазин, железную дорогу. Сюжетные игры, помимо познавательного назначения, развивают детскую инициативу, творчество, наблюдательность.

5. Музыкальные игрушки – погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, металлофоны, игрушки, изображающие пианино, балалайки и др. музыкальные инструменты.

– Что могут развивать у ребенка музыкальные игрушки? Музыкальные игрушки способствуют развитию речевого дыхания, слуха.

6. Театральные игрушки – куклы би- ба- бо, пальчиковый театр, настольный театр.

– Нужны ли эти игрушки детям? (ответы родителей)

– Эти игрушки развивают речь, воображение, приучают ребенка брать на себя роль.

В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма. Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.

Взрослые, играя вместе с детьми, сами получают удовольствие и ребятам доставляют огромную радость.

3. Упражнение «Я начну, а вы продолжите» – «Игра – это… »

Игра – это (весело, интересно, увлекательно) .

Для того чтобы игра была интересной, развивающей и т. д

Любая игрушка должна быть какой (ответы родителей) 

1. эстетичной;

2. безопасной (в плане краски, качества материала) ;

3. развивать;

4. развлекать ребенка.

4. Игры на кухне

– А сейчас мы ещё немного поиграем. Прошу всех принять участие. Для вас мы приготовили вопросы. (В вазе находятся листочки с вопросами.)

– Очень много времени вся семья проводит на кухне, а особенно женщины. Как вы думаете, можно ли там ребёнку найти занятие? Чем может занять себя ребёнок, используя следующие материалы? (родители вытягивают записки из вазы)

(Звучит музыка, ваза движется по кругу. Музыка останавливается, отвечает тот, в чьих руках оказалась ваза. Желающие могут дополнить ответ.)

1. «Скорлупа от яиц»

Раскрошить скорлупу на кусочки, которые ребенок легко может брать пальцами. Нанесите на картон тонкий слой пластилина – это фон, а затем предложите ребенку выложить узор или рисунок из скорлупы.

2. «Тесто»

Лепите все, что захочется.

3. «Макаронные изделия»

Выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.

4. «Манка и фасоль»

Смешать некоторое количество, предложить выбрать фасоль из манки.

5. «Горох»

Пересыпать горох из одного стаканчика в другой. Сортировать: горох, фасоль

6. «Геркулес»

Насыпать крупу в миску и зарыть в ней мелкие игрушки. Пусть найдёт.

7. «Различные мелкие крупы»

Предложить ребёнку нарисовать крупой картинки. Для совсем маленьких – пересыпать крупу из миски в миску ложкой.

9. «Одноразовые стаканчики»

Можно вставлять один в другой, делать пирамиды различной высоты.

10. «Сухие завтраки- колечки»

Предложить выкладывать из них рисунки или нанизывать на шнурочки – бусы и браслеты.

5. Творческая работа родителей (приложение 2) .

– Мы сейчас убедились, что и на кухне можно с ребёнком поиграть. Я предлагаю вам самим изготовить художественную аппликацию из пластилина и различных круп, чтобы дома вы смогли это сделать со своими малышами. Подойдите к столу и возьмите все необходимые вам материалы для работы (под музыку родители выполняют аппликацию) .

– Обязательно покажите дома детишкам свои работы и сделайте ещё лучше вместе с ними!

6. Заключительная часть.

– Собрание подходит к концу. Хочется выразить вам благодарность за участие, за то, что вы нашли время прийти на нашу встречу за круглым столом. Думаю, что теперь каждый из вас сможет ответить на вопрос нашего собрания: «Роль игры в жизни ребенка».

Рефлексия:

1. Впечатление от родительского собрания.

2. Какие выводы вы сделали (высказывания родителей) .

– Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребёнка. Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития. Игра радует детей, делает их весёлыми и жизнерадостными. Играя, дети много двигаются: бегают, прыгают, делают постройки. Благодаря этому дети растут крепкими, сильными, ловкими и здоровыми. Игра развивает у детей сообразительность, фантазию. Играя вместе, дети приучаются дружно жить, уступать друг другу, заботиться о товарищах.

И в заключении хочу вам сказать: Давайте же будем играть вместе со своими детьми как можно чаще. Помните, игра – прекрасный источник укрепления физического, духовного и эмоционального самочувствия ребёнка. Открывайте мир вместе с ребёнком! До новых встреч!

                                                                                                       Приложение 1.

Советы взрослым

1. Для игры важна практика. Играйте с детьми как можно чаще!

2. Приветствуйте проявление любых чувств, но не любое поведение.

3. Поддерживайте усилия детей сохранить хорошие отношения со сверстниками.

4. Обратите особое внимание на неиграющих детей.

Игра с ребёнком научит нас:

• Говорить с ребёнком на его языке;

• Преодолевать чувство превосходства над ребёнком, свою авторитарную позицию (а значит, и эгоцентризм) ;

• Оживлять в себе детские черты: непосредственность, искренность, свежесть эмоций;

• Открывать для себя способ обучения через подражание образцам, через эмоциональное чувствование, переживание;

• Любить детей такими, какие они есть!

                                                                                                     Приложение 2.

Материалы для творческой работы родителей.

1. Скорлупа от яиц.

2. Макаронные изделия.

3. Манка и фасоль.

4. Горох.

5. Геркулес.

6. Различные мелкие крупы.

7. Сухие завтраки «Колечки» и т. п.

8. Пластилин.

9. Картонные заготовки (круг, овал, квадрат)

Источник

Родительское собрание в средней группе

«Роль игры в развитии и воспитании ребенка»

Форма: круглый стол

Цель: дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка;

заинтересовать проблемой приобщения ребенка к игре в условиях семьи и детского сада;

выслушать суждения родителей по проблеме, помочь выйти из спорных ситуаций.

Материалы: презентация по теме собрания, видеоролик «Мои любимые игры» (мнения детей группы), буклет для родителей «Поиграйте со мной», подборка дидактических игр для демонстрации.

Ход собрания:

I. Вступление.

Воспитатель: Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности (слайд 2,3).  

   Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» (слайд 4).

   В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребёнка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, лёгкость и т. д. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

   Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность к активной деятельности. Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребёнок будет плохо развиваться, станет вялым, если он лишён увлекательной игры. Задача взрослого – помочь ребёнку организовать игру, сделать её увлекательной.

II. Проблемный вопрос.

Воспитатель: Так в какие игры играют наши дети? (слайд 5) Предлагаю каждому высказаться на эту тему.

Ответы родителей.

Воспитатель: Не секрет, что многие современные родители зачастую предпочитают играм с ребенком просмотр телевизора, компьютерные игры. А между тем это не заменит полноценную игру.

III. Психологический аспект игры (слайд 6).

Воспитатель: Психика и мышление ребенка кардинальным образом отличаются от взрослого человека. Ребенку нужно учиться естественной для нас способности к воображению. В то время как взрослый постоянно мысленно  создает какие-то ситуации, малыш постепенно учится фантазировать. Без фантазии мы не можем не только мечтать, но и совершить в уме простейшую операцию, например, сложить один и два. Игра в этом – главный помощник. Поэтому, чтобы в 7 лет ребенок нормально учился, в 4 года он должен полноценно играть (слайд 7).

   Ребенок ежедневно сталкивается с непонятным. Мир, в который он попал, его волнует, захватывает, удивляет и пугает. Малыш видит, как кто-то поцеловался, кто-то поругался, кто-то улыбнулся, кто-то пошел на работу: Он находится в бесконечном потоке событий, пока лишенных для него смысла и никак от него не зависящих.

   Когда малыш играет, примеряя на себя различные роли, воспроизводя или придумывая те или иные ситуации и способы поведения в них, этот процесс проходит для него наиболее естественно и успешно. С помощью игры он может контролировать ситуацию и найти подходящие решения.

   Помните, что для развития ребенка 3-7 лет игра более полезна, чем занятия. Позаботьтесь о том, чтобы ежедневно у дошкольника было время и место для свободных игр. На игры должно уходить больше времени, чем на занятия.

   Пусть ребенок самостоятельно выберет, во что и как он будет играть. Участвуя в детских играх,  взрослый может оказывать поддержку, но не должен быть директивным – пусть ребенок проявит фантазию.

IV. Значение игры (слайд 8).

Воспитатель: О значении игры в развитии ребенка сказано очень много. Игра – потребность детского организма, средство разностороннего воспитания ребенка.

Вопросы родителям:

В чем, по вашему мнению, заключается роль игры в развитии ребенка?
Как вы думаете, обучается ли ребенок во время игры?

Ответы родителей.

(после высказываний родителей воспитатель обобщает ответы).

Воспитатель: В игре ребенок обучается:

+Эмоционально вживаться, “врастать” в сложный социальный мир взрослых людей.

+Переживать жизненные ситуации других людей как свои собственные, понимать смысл их действий и поступков.

+Осознать своё реальное место среди других людей.

+Уважать себя и верить в себя. Решая игровые задачи, дети проявляют максимальную компетенцию, они действуют уверенно, не задавая вопросов взрослому и не спрашивая у него разрешения. Игра – это арена детских успехов и достижений. Задача взрослых – закрепить у ребёнка уверенность в себе, проявляя положительное отношение к его игровой деятельности.

+Надеяться на собственные силы при столкновении с проблемой: игра предоставляет детям возможность ставить и решать собственные задачи. +Дети, имеющие большую игровую практику, легче справляются с реальными жизненными проблемами, чем мало играющие.

+Свободно выражать свои чувства. Ребёнок, живущий под постоянным неусыпным контролем взрослых, начинает вести себя неестественно. Он недостаточно смел и решителен для того, чтобы обнаруживать свои подлинные чувства, отчего его поведение становится скованным. Возникают барьеры в общении. Поэтому взрослые должны положительно относится к его неподдельным эмоциям и сами проявлять естественность и чистоту отношений.

+Переживать свой гнев, зависть, тревогу и беспокойство. В свободных играх детей страх, агрессия и напряжение находят выход и ослабевают, что значительно облегчает реальные взаимоотношения между детьми.

Вопросы родителям:

Между тем есть игрушки, которые усугубляют эти взаимоотношения, несут гнев, тревогу, беспокойство. Это так называемые «вредные игрушки». Как вы думаете, о чем идет речь? (ответы родителей).

Ваше отношение к игрушкам-монстрам (человек-паук,робот-трансформер, бэтмэн, монстер-хай)? (ответы родителей).

Воспитатель: Эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка, часто реализуемых в жизни к более слабым, программируют поведение ребенка, ведь часто эти игрушки родом из таких же агрессивных мультфильмов. Нужно стараться ограничить общение ребенка с такими играми.

Воспитатель: Сталкивались ли вы с тем, что у ребенка имеются разные игрушки, но он не играет с ними? (мнения родителей)

   Иногда взрослые расстраиваются, даже сердятся на ребенка за то, что игрушки не используются, не подозревая, что он просто не умеет во все это играть. Ребенку говорят: «Играй!» Он берет игрушки и со скучным лицом усаживает космонавта верхом на зебру, а куклу Мальвину — на носорога, потом заводит мотоциклиста, и долго смотрит, как тот кружится по полу. Сами по себе игрушки ничего для ребенка не будут значить, если он не знает, как и во что с ними играть. Мы советуем вам обыгрывать игрушки вместе с ребенком, подсказывая и показывая действия с ними.

   К 4-5 годам особое значение для детей приобретают предметы, дополняющие игры, например шапочки, сумочки с красным крестом, халатики, фуражки, бинокли и др. Спросите у ребенка, как он будет играть с игрушкой, кого он пригласит для совместной игры, что ему еще понадобится. Можно изготовить необходимый атрибут совместно своими руками. В этом возрасте развитие игры идет не от игрушки, а от мысли. Если раньше игрушка наталкивала ребенка на игру, то детям постарше по ходу игры требуется какой-либо предмет, они могут найти его заменитель или довольствоваться деталями костюмов, биноклем, шапочками и т. д.

   Для игр дети любят приспосабливать окружающие предметы, например опрокинутое кресло, может выполнять роль автомобиля, который надо ремонтировать. Детям необходимы и такие игрушки, которые можно сделать самим из природного и бытового материала, например из листьев, ракушек, катушек, соломки, ниток, всевозможных коробочек, пузырьков.  Как показывает опыт, ребенок в этом возрасте очень любит всякие «секреты», и взрослым надо помнить об этом.

V. Условия и средства для полноценных игр.

Воспитатель: Для игр ребенку необходимо время и игровое пространство. Дома – это уголок, столик с любимыми игрушками, стул, правильно подобранный игровой материал.

   В условиях детского сада мы стараемся с вашей помощью создать среду для полноценных игр  детей. Психологи и педагоги выделяют ряд «игрушечных групп»: 

1.Игрушки из реальной жизни. Это – кукольное семейство, игрушечный домик и утварь (слайд 9,10)

2.Игрушки, для выплеска агрессии. Это – солдатики, спортивный инвентарь, детские ружья (слайд 11)

3.Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения. Это – конструкторы, кубики, настольные игры, пластилин, мозаика, наборы для рукоделия (слайд 12)

4.Для развития знаний о социальных ролях будут полезны игрушки, имитирующие инструменты врача, шофера, портнихи и др. (слайд 13)

5.Крупные движущиеся игрушки (слайд 14)

6.Для развития эстетического воспитания, развития речи, воображения – служат театральные игрушки (слайд)

7.К 4-5 годам особое значение имеют предметы, дополняющие игру (шапочки, сумочки, халаты). В этом возрасте развитие игры уже идет не от игрушки, а от мысли (слайд 15)

8.Технические игрушки – транспорт, конструкторы, они развивают мелкую моторику, ориентировку в пространстве, мышление, творчество

9.Спортивно-моторные игры способствуют двигательной активности, развитию координации движений, ориентировки в пространстве  (слайд 16).

10.Музыкальные игрушки (погремушки, колокольчики, бубенцы и др.) (слайд 17)

11.Дидактические игры. Им принадлежит особое место. С помощью них дети знакомятся с цветом, формой, величиной и т.д. к ним относятся разноцветные вкладыши, матрешки, мозаики, пазлы, лото и др. Д.И. воспитывают у детей сосредоточенность, настойчивость, целеустремленность, умение доводить дело до конца, а также способствуют развитию мелкой моторики (демонстрация дидактических пособий).

VI. Заключение.  

Воспитатель: В начале нашей беседы я задала вопрос: «Во что играют наши дети?». Думаю, всем будет интересно послушать ответы наших детей и сделать для себя выводы, в ногу ли вы шагаете с вашим ребенком, знаете ли вы все о нем…

Видеоролик.

Воспитатель: Мы хотели вас убедить в том, что ребенку 4-6 лет необходима игра, что она доставляет ему массу положительных эмоций и он очень любит играть. Не лишайте его этой радости, помните, что и вы были детьми! (слайд)

Источник