Роль игры в развитии ребенка шорникова

«Психология и социология»

Шорникова О.В.

Костанайский государственный университет имени А.Байтурсынова,
Казахстан

Влияние игры на развитие ребенка

Сегодня, как никогда, широко осознается
ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Преобразование
общеобразовательной и профессиональной школы нацеливает на использование всех
возможностей и ресурсов для повышения эффективности учебно-воспитательного
процесса. Далеко не все педагогические ресурсы используются в сфере воспитания
и развития ребенка. К таким мало используемым средствам воспитания относится
игра.

Игра относится к косвенному методу
воздействия: ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, а является
полноправным субъектом деятельности.

Игра – первая деятельность, которой
принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании
свойств и обогащении его внутреннего содержания.

Игра – это такое средство, где воспитание
переходит в самовоспитание.

Игра теснейшим образом связана с развитием
личности,  и именно в период ее особенно
интенсивного развития в детстве, она приобретает особое значение.

Л.С.Выготский дает такое определение игре:
«Игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения
между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности».

В ранние, дошкольные годы жизни ребенка
игра является тем видом деятельности, в котором формируется его личность. Игра
как бы создает «зону ближайшего развития ребенка». Л.С.Выготский писал: «В игре
ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного
повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в
конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все
тенденции развития; ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем
своего обычного поведения». Войдя в игру, раз за разом ребенок закрепляет
соответствующие действия; играя, он все лучше овладевает ими: игра становится
для него своеобразной школой жизни. Ребенок играет не для того, чтобы
приобрести подготовку к жизни, а приобретает подготовку к жизни, играя, потому
что у него закономерно появляется потребность разыгрывать именно те действия,
которые являются для него новоприобретенными, еще не ставшими привычками. В
результате он в процессе игры развивается и получает подготовку к дальнейшей
деятельности.

Он играет, потому что развивается и
развивается, потому что играет [5].

В игре у ребенка формируется воображение,
которое заключает в себе и отлет от действительности, и проникновение в нее.
Способности к преобразованию действительности в образе и преобразованию ее в
действии, ее изменению закладываются и подготавливаются в игровом действии, и в
игре прокладывается путь от чувства к организованному действию и от действия к
чувству. Словом, в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через
нее формируются все стороны психической жизни личности в ролях, которые
ребенок, играя, принимает на себя; расширяется, обогащается и углубляется сама
личность ребенка [4].

Ценность игровой деятельности заключается
в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования детского
общества. Она как никакая другая деятельность позволяет детям самостоятельно
создавать те или иные формы общения.

Участвуя в развитии ребенка, игра сама
развивается.

В игровой деятельности складываются
благоприятные условия для развития интеллекта ребенка, для перехода от
наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно-логического
мышления. Именно в игре развивается способность ребенка создавать обобщенные
типичные образы, мысленно преобразовывать их.

На разных этапах развития детям
свойственны разные игры в закономерном соответствии с общим характером данного
этапа.

По содержанию, игры детей третьего и
четвертого года жизни, разнообразны. Большое место занимают игры подвижные
(догонялки, прятки), манипулятивные с предметами (двигающимися предметами,
игрушками для катания). Очень любят дети игры с песком и водой. К четвертому
году жизни дети производят не только неосмысленные движения со строительным
материалом, но и пытаются что-то конструировать.

Возникая на границе раннего детства и
дошкольного возраста, ролевая игра интенсивно развивается и достигает во второй
его половине своего высшего уровня. В игре в качестве опосредующего звена между
ребенком и правилом стоит роль. Принятие роли существенно облегчает ребенку
выполнение правил.

Являясь ведущей деятельностью ребенка
дошкольного возраста, игра способствует познанию ребенком вещей, их свойств и
связей. В среднем и старшем дошкольном возрасте в процессе ролевых игр ребенок
уже поглощен познанием отношений окружающих людей, что формирует новые
потребности.

В возрасте 6 – 7 лет у ребенка наступает
период смены ведущего типа деятельности – переход от игры к направленному
учению (у Д.Б.Эльконина – «кризис 7 лет»). Поэтому при организации режима дня и
учебной деятельности младших школьников необходимо создать условия,
способствующие гибкому переходу от одного ведущего типа деятельности к другому.
Решая эту проблему, можно прибегнуть к широкому использованию игры в учебном процессе
(познавательные и дидактические игры) и во время отдыха. В этом возрасте
благодаря накоплению жизненного опыта, развитию новых и относительно более
устойчивых интересов, воображения и мышления, игры детей становятся более
содержательными и усложняются по своей форме. Часто сюжетами для детей служат
события школьной жизни, то есть игра «в школу» является наиболее близкой
перспективой старших дошкольников.

Читайте также:  Создание адекватных условий обучения воспитания и развития ребенка

Сущность игры, как ведущей деятельности,
состоит в том, что дети отражают в игре различные стороны жизни, особенности
деятельности и взаимоотношений взрослых, приобретают и уточняют свои знания об
окружающей действительности.

В игровом коллективе у детей появляется
потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, складываются нормы
нравственного поведения. В игре дети активны, они творчески преобразуют то, что
ими было воспринято ранее, свободнее и лучше управляют своим поведением.

В младшем школьном  возрасте большое место продолжают занимать
ролевые игры. Они характеризуются тем, что, играя, школьник берет на себя
определенную роль и выполняет действия в воображаемой ситуации, воссоздавая
поступки конкретного человека. Играя, дети стремятся овладеть теми качествами
личности, которые их привлекают в реальной жизни. Поэтому детям нравятся такие
роли, которые связаны с проявлением смелости, благородства. В ролевой игре они
начинают изображать и самих себя, стремясь при этом к позиции, которая не
удается в действительности.

Так ролевая игра выступает как средство
самовоспитания ребенка. В процессе совместной деятельности во время ролевой
игры дети вырабатывают способы взаимоотношений друг с другом. По сравнению с
дошкольниками младшие школьники больше времени затрачивают на обсуждение сюжета
и распределение ролей, более целенаправленно выбирают их.

Н.П.Аникеева указывает на то, что «особое
внимание следует обращать на организацию игр, направленных на формирование
умений общаться друг с другом и с другими людьми». При этом педагогу необходимо
использовать индивидуально-личностный подход к ребенку. Характерно, что очень
стеснительные дети, которые сами не могут играть в сценах из-за своей
стеснительности, довольно легко разыгрывают импровизированные сюжеты на куклах
[1].

Воспитательное значение сюжетных игр у
младших школьников закрепляется в том, что они служат средством познания
действительности, создания коллектива, воспитывают любознательность и формируют
волевые чувства личности. Младшие школьники понимают условность игры и поэтому
допускают в играх известную снисходительность в отношении к себе и к своим
товарищам.

Принимая во внимание положительное
значение игры для всестороннего развития младшего школьника, следует при
выработке его режима дня оставлять достаточно времени для игровой деятельности,
дающей так много радости ребенку. Регулируя игры школьников, предупреждая в них
случаи озорства, непосильной физической нагрузки, эгоцентризма (желание играть
всегда главные роли), педагоги вместе с тем не должны излишне подавлять детскую
инициативу и творчество. Педагогически правильно организованная игра мобилизует
умственные возможности детей, развивает организаторские способности, прививает
навыки самодисциплины, доставляет радость от совместных действий.

В подростковом возрасте у ребенка
происходит демонстративное отмежевание от детства, постоянное и активное
самоутверждение на позиции «я – взрослый». Явно претендуя на позицию взрослого,
старшие подростки 13 – 14 лет редко затевают творческие ролевые игры. Они хотят
все желаемое осуществлять реально, а не условно в игре. Но это часто не
осуществимо. И, как показывает опыт, подростки стремятся участвовать в
сюжетно-ролевых играх, организованных в коллективе, в рамках которых они, как
правило, осуществляют серьезную, часто трудовую деятельность.

Очень долгое время роль творческой игры в
воспитании подростков недооценивалась, так как психологи и педагоги считали,
что творческие игры к школьному возрасту уступают место играм с правилами и
спортивным играм, что творческая ролевая игра вообще перестает занимать
сколько-нибудь значимое место в жизни школьника. Но, как замечено на практике,
в целях постепенного перехода от детства к взрослости необходима особая
переходная форма жизнедеятельности подростков. В качестве таковой может
выступать ролевая игра, так как в игровой роли играющий воспроизводит не
содержание социальной роли, а «усвоение общественного опыта» и реализация
собственной сущности производится человеком посредством выполнения той или иной
социальной роли в процессе деятельности. Лишь «выполняя» роль, он включается в
систему общественных отношений. Ведь несмотря ни на что игра для подростка
является привычным способом действия. Игра приобщает «играющих» к реальному
миру в индивидуализированной форме [2].

Бурное развитие воображения у подростков и
их стремление «просмотреть» и «примерить» взрослые роли и отношения, сохранив
при этом полную автономию и независимость, приводят к активному использованию
игр-фантазирования, игр-грез. Эти игры А.Н.Леонтьев относит к рубежным играм,
то есть находящимся на грани игры и неигровой творческой деятельности. В эти
игры подростки, как правило, играют по двое или в одиночестве. Одна из причин
заключена в том, что в реальных играх роли распределяют лидеры, то есть
большинство «играющих» должны просто удовлетворяться той ролью, которая
достанется. А в играх-фантазирования автор игры не только обеспечивает себе
желаемую роль, но здесь идет отождествление со всеми ролями.

Читайте также:  Развитие умственных способностей ребенка 3 лет

Большое место в подростковом возрасте
занимают и спортивные игры. Они привлекательны для учащихся данного возраста
своей остротой и боевой целенаправленностью, возможностью проявить свои
физические качества, а также силу воли. В игровой деятельности подростков на
первый план выступает смекалка, ориентировка, смелость.

Подросток предъявляет повышенные
требования к точному соблюдению правил игры и к качеству игровой деятельности,
он хочет не просто играть, а овладевать «мастерством» игры, то есть
вырабатывать в игре необходимые для него навыки, развивать определенные личные качества.

Игры подростков по сравнению с играми
младших школьников носят более устойчивый характер. Подростки нередко
организуются в более или менее постоянные игровые коллективы с распределением
ролей, с установлением некоторых традиций, с тенденцией бороться за честь этого
коллектива. В связи с этим становится более устойчивым и соревнование в игре.
Соревнования длятся иногда в течение продолжительного времени. Индивидуальные
интересы к различным играм у подростков также приобретают известную устойчивость.
В этом возрасте выделяются любители подвижных или комнатных настольных игр,
футболисты или волейболисты, шахматисты и т.д.

Итак, важная роль игры в развитии
психических процессов ребенка объясняется тем, что она вооружает ребенка
доступными для него способами активного воссоздания, моделирования с помощью
внешних, предметных действий такого содержания, которое при других условиях
было бы недосягаемым и не могло бы быть по-настоящему освоено.

На основе анализа теоретической литературы
и проведенных исследований на предмет влияния игры на развитие ребенка в  качестве принципов игрового общения,
обеспечивающих саморазвитие личности 
можно выделить следующие:

1.    
Самоцельность и
самоценность. Сущность игры в ее процессе, а не в продуктовом результате,
который если и может иметь место в игре то, как артефакт, в плане игры не
предусмотренный и необязательный.

2.    
Основной мотив
вступления в игровое общение – потребность человека не как биологического или
социального существа, а как существа культурного. Игра в этом ключе
вырабатывает механизмы саморазвития. Человек в игре постигает свои жизненные
смыслы, приобщается к высшим жизненным ценностям коллектива.

3.    
Игра всегда конкретна,
ситуативна,  уникальна, неповторима.

4.    
Трехплановость. Каждый
участник игры сочетает в себе одновременно жизненную позицию, социальную
функцию и игровую роль.

Разумеется, ни один из приведенных
принципов игрового общения не «работает» изолированно от других.

Для того чтобы игра была эффективным
средством развития и воспитания ребенка, при организации и проведении игр
необходимо выполнение следующих условий:

1. Содержание игры должно служить развитию
и воспитанию. Игры должны быть обязательно: а) эмоциональные (чтобы привлекали
ребенка, доставляли ему удовольствие, радость); б) познавательные, обучающие
(ребенок должен учиться чему-то новому, что-то узнавать, решать, мыслить); в)
игры должны быть социально ориентированные.

2. Основная цель педагога –
последовательно руководить процессом формирования самостоятельной игры у
каждого ребенка и коллектива в целом, так как только игра в форме детской
самостоятельности в наибольшей степени влияет на психическое развитие ребенка.
В этом заключается ее педагогическая ценность. Необходимо, чтобы игра не
потеряла своей ценности, свободы и непринужденности.

3. Необходим учет индивидуальных и
возрастных особенностей.

При соблюдении этих условий игра будет
служить развитию и воспитанию ребенка.

Литература:

1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя.
-М.: Просвещение, 1987.

2. Бобнева М.И. Психологические проблемы социального
развития личности.

-М.: 1979.

3. Воспитание детей в игре. Сост. Бондаренко С.М.
–М., 1983.   

4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском
возрасте. – М., 1991.

5. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом
развитии ребенка. // Вопросы                      психологии. – 1966 – № 6.

6. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. –
М., 1975.

7. Левитов Н.Д. Психологические особенности
подростков. – М.: Просвеще-ние, 1967.

8. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978.

Источник

Статья. Роль игры в развитии ребенка.

 «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».

В. А. Сухомлинский

Личные качества ребёнка формируются в активной деятельности, которая является ведущей на каждом возрастном этапе. В дошкольном возрасте такой деятельностью является игра.

Игра – добровольная свободная деятельность, предполагающая единство мысли и действия.

Детская игра – способ воспроизведения детьми действий взрослых и отношений между ними, направленный на познание окружающей действительности.

Игра – важное средство умственного воспитания ребёнка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребёнок рассуждает над тем, что видел, о чём ему читали и говорили, смысл многих явлений, их значение становится для него более понятным.

Читайте также:  Психологическое развитие ребенка после 2 лет

Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенного уровня развития речевого общения. Необходимость объясниться со сверстниками стимулирует развитие связной речи.

Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. В игровой деятельности ребенок учится замещать предметы другими предметами, брать на себя различные роли. Эта способность ложится в основу развития воображения. В играх детей старшего дошкольного возраста уже не обязательны предметы-заместители, так же как необязательны и многие игровые действия. Дети научаются подразумевать предметы и действия с ними, создавать новые ситуации в своем воображении. Игра может в таком случае протекать во внутреннем плане.

Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, содержащимся во взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.

Н. К. Крупская писала: «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение, игра для них учёба, игра для них труд, игра для них серьёзная форма воспитания. Игра для них – способ познания окружающего. Играя, они изучают цвета, форму, пространственные отношения… ».

Подобную мысль высказывал и А. И. Горький: «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут… ».

На мой взгляд, можно выделить следующие правила игры:

1.Игра должна приносить радость и ребёнку и взрослому. Каждый успех малыша – это обоюдное достижение и ваше и его.

2. Заинтересовывайте ребёнка игрой, но не заставляйте его играть, не доводите занятие играми до пресыщения.

3. Развивающие – игры творческие. Все задания дети должны делать самостоятельно.

4. Чтобы ощутить сравнительную трудность задач, прежде чем задавать задания детям, обязательно попробуйте выполнить их сами.

5. Обязательно начинайте с посильных задач или с более простых их частей. Успех в начале – обязательное условие.

6. Если ребёнок не справляется с заданием, значит, вы переоцениваете уровень его развития. Сделайте перерыв, а через несколько дней начинайте с более лёгких заданий. Ещё лучше, если малыш сам начнёт выбирать задания с учётом своих возможностей. Не торопите его.

7. Каждому ребёнку нужно по отдельному комплекту игры.

8. В каком порядке нужно давать игры? Автор бы начал с игры «Сложи узоры», «Разноцветные кубики» или вкладыши  Монтессори, здесь ребёнку надо различать цвета и форму. А общее правило – наблюдать за развитием ребёнка, записывать его успех и определять, когда и какую из игр «включать».

9. Увлечения детей происходят «волнами», поэтому, когда у ребёнка остывает интерес к игре, забывайте об игре на месяц и даже больше, а потом «случайно» возвращайтесь к игре, часто бывает, она похожа на встречу со старым другом, которого давно не видел.

10. Берегите игры, не ставьте их по доступности вместе с остальными игрушками. Ведь запретный плод сладок, и лучше, если ребёнок просит их или сам предлагает поиграть. Пусть они стоят на видном, но не очень доступном месте.

11. Для самых маленьких оживляйте игру сказкой или рассказом, давайте «имена» узорам, модулям, рисункам, фигурам. Придумывайте, фантазируйте, пока ребёнка не начнёт увлекать сам процесс преодоления трудностей в решении задач, достижения желанной цели.

12. Сильному, хочется побороться, быстрому – побегать или поиграть в подвижные игры, а слабый это не любит. «Не интересоваться игрой» ребёнок может по двум главным причинам. У него слабо развиты те качества, которые нужны в игре, или взрослые отбили у него охоту, насильно заставляя играть.

13. Создавайте в игре непринуждённую обстановку. Не сдерживайте двигательную активность ребёнка, чтобы можно было, и попрыгать от восторга и сделать кувырок на коврике, и полетать как на самолёте.

14. Когда складывание узоров или моделей по готовым заданиям уже освоено, переходите к придумыванию новых.

15. Лучше по секундомеру, устраивать соревнования на скорость решения задач. Быстро развивающие детишки уже в 6 – 7 лет могут побеждать взрослых. В таком случае, нужно набраться мужества и по – рыцарски честно признать своё поражение.

Исходя из вышесказанного, можно отметить, что ведущее место в системе дошкольного воспитания принадлежит игре.

Проблема формирования и развития игровой деятельности широко отражается в психолого-педагогической литературе.

Игровая деятельность имеет важнейшее значение для всестороннего развития личности ребёнка, выступает связующим звеном в отношении к познаваемому.

Источник