Роль игры в развитии ребенка школьника

Роль игры в развитии ребенка школьника thumbnail

Анжелика Зинченко
Роль игры для развития младших школьников

«Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением»

Г. К. Селевко

С самого раннего детства игра играла и занимала большую и значимую потребность в жизни каждого ребенка. Она наполняла развитие ребенка новыми красками и впечатлениями,помогала посмотреть на окружающий мир глазами сказочных героев: где добро побеждает зло, где весело и увлекательно.

На всех этапах жизни ребенка, начиная с самого рождения и до начальной школы игра преподносила своим ученикам все новые и новые знания.

Многие ученые давали оценку значению и роли игре. Наиболее важное определение по моему мнению дает немецкий психолог К Гроос.

По теории К. Грооса,который придавал детской игре исключительно большое значение: «…у ребенка она составляет главное содержание его жизни». К. Гроос развивал свою теорию как теорию упражнений, считая, что у высших живых существ, особенно у человека, прирожденные реакции являются недостаточно развитыми, поэтому человеку дано особенно длинное детство для подготовки к жизни с помощью подражания привычкам, способностям старшего поколения.

Игра – важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в школе и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлений, их значение становится для него более понятным.

Игра развивает многие творческие начала ребенка, находит его открытые интересы и заставляет его переносить с помощью игрыразличные важные чувства: искренность, сострадание, доброту, уважение и честность.

Она помогает не только ребенку, но его родителям, которые порой не знают, как преподнести ребенку что то новое, а именно с помощью игры они воспитывают свое чадо и открывают перед ним новый мир знаний и возможностей

Например, Крупская Н. К. характеризовала и описывала значение игры. «…Самодеятельная подражательная игра, которая помогает осваивать полученные впечатления, имеет громадное значение. Гораздо большее, чем что-либо другое». Также высказывается и Горький А. М.в своих научных трудах: «Игра – детское познание мира, в котором они живут и который требуется изменить».

Большую роль игровая деятельность приобретает в учебной деятельности, особенно у младших школьников. Это связанно с новыми впечатлениями в начальной школе и особенностями их психики. Ведь порой педагогам и воспитателям трудно заставить ребенка учиться и при этом думать умственно, что не мало важно для развития многих процессов.

В процессе учебной деятельности младший школьник остро нуждается в организации его умственной активности, он еще не обладает произвольностью в такой мере, чтобы самостоятельно заниматься учебной деятельностью. Младшим школьникам трудно понять приказы, запрещения, призывы к долгу ученика, они не могут долго задерживаться на учебных задачах, им быстро надоедает однообразие. Они стремятся к игровой деятельности, игра для них – смысл жизни, они не могут жить без активности. Именно в младшем возрасте возрасте проявляется гиперактивность ребенка, которую не так просто остановить.

В то же время игра развиваетв ребенке следующие качества:

1) сообразительность,

2) внимание,

3) терпение,

4) вырабатывает умение быстро ориентироваться и находить правильное решение, что характеризует умственную деятельность

Принуждение младшего школьникак учебной деятельности может повлечь за собой одно: он невзлюбит школу, учение, книгу, самого педагога. А главная задача учителя начальных классов в том, чтобы пробудить в каждом ребенке тягу к познанию, сформировать нравственно – волевую готовность к учебной деятельности, которая предполагает усвоение правил общения в коллективе, умение подчиняться требованиям взрослого, сознательное принятие норм поведения. И этого учитель может добиться в игровой деятельности с детьми на уроке. Учитель, обеспечивая непосредственный обучающий эффект игры,должен регулярно демонстрировать маленьким учащимся их достижения: они должны систематически убеждаться в том, что до начала игры в классе они чего-то не умели, а к концу ее этому научились. Школьник осознает, что учитель хвалит его не только за хорошее участие в общей игре, но и за результат – за приобретенное знание и умение. И маленький ученик проникает гордостью оттого, что он настоящий школьник, потому что он не просто играет, а учится!

Чтобы учебная деятельность приносила ребенку только радость и новые впечатления, необходимо не только полное выполнение рекомендаций педагога, но и умение правильно понимать и слушать информацию, которая несет в себе знания, умения и необходимые навыки. Именно тогда школьник испытает полное удовлетворение собой и радость преодоления умственных трудностей, которые возникли у него в следствие учебной деятельности, выраженной в игровой форме. Именно в этом случае игра служит незаменимым помощником педагогам, которая помогает найти правильный подход к каждому ребенку.

Читайте также:  План логопеда индивидуального развития ребенка

Чтобы игра обеспечивала решение этой стратегической задачи, она должна не предшествовать обучению «поиграем, а потом начнём учиться», не чередоваться с ней «поиграли – поучились», а формой организации коллективной, руководимой учителем учебной деятельности класса. При таком использовании игра может формировать у детей качества,необходимые для становления учебной деятельности:

А) общее положительное отношение к школе, учебному предмету;

Б) желание постоянно расширять свои возможности, развивать способности, «строить» себя в сотворчестве с учителем и одноклассниками;

В) осознание способов, направленных на расширение своих возможностей, т. е учебных действий, в том числе способов самоконтроля и самооценки.

Одним из ведущих методов у детей младшего школьного возраста являются дидактические игры, сюжетно – ролевые и творческие игры.

Таким образом, игра способна сформировать у детей качества,необходимые для становления учебной деятельности:

1. общее положительное отношение к учебному труду, к школе, к учебному предмету, уважение к одноклассникам;

2. умение включаться в коллективную деятельность;

3. готовность слушать друг друга;

4. желание постоянно расширять свои возможности, развивать способности творить вместе с учителем;

5. расширение своих творческих способностей, самовыражения, самопознания, самоутверждения, инициативы и находчивости.

В игре формируются, перестраиваются и частные психологические процессы. Значительно повышается в условиях игровой деятельности пестрота зрения. В игре ребёнок раньше и легче удерживает сознательную цель запоминать большое количество слов, чем в лабораторных условиях. В игровой деятельности складываются благоприятные условия для развития интеллекта ученика, для перехода от наглядно- действенного мышления к образному мышлению и к элементам словесно- логического мышления.

Ценность игровой деятельности заключается в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования школьного общества. Она, как никакая другая деятельность, позволяет ученикам создавать те или иные формы общения. В играх дети развивают свою инициативу и находчивость, приучается к труду, точности, аккуратности. В играх развивается и укрепляется чувство товарищества, честности, правдивости

Таким образом, игра нужна детям младшего школьного возраста. Она помогает развиваться ребенку и вырасти в дальнейшем настоящим вежливым и добрым индивидом общества.

Источник

Игры для школьниковВсе дети любят играть. Но при всей кажущейся несерьёзности, игра – неотъемлемая часть детства, оказывающая колоссальное влияние на различные аспекты развития человека. Фактически, в игре дети обучаются навыкам социализации и самостоятельности, раскрывают свой творческий потенциал и находят варианты решения многих проблем, с которыми им только предстоит столкнуться во взрослой жизни.

Дети школьного возраста нуждаются в играх, позволяющих расходовать физическую энергию и развивать умственные способности. В ходе игры детей легко обучить новым понятиям, которые при обычном обучении в классе, вероятно, навеяли бы только скуку. Наиболее интересны в этом возрасте игры, представляющие собой дружественное соревнование. Такие игры для школьников, могут представлять собой, как физические и спортивные состязания, так и интеллектуальные поединки.

Как игры для школьников влияют на физическое развитие?

Без сомнения, физическая активность во время спортивных и иных игр, приносит пользу развивающемуся организму. Во время подвижных игр, в особенности, если они проходят на свежем воздухе, увеличивается насыщение крови кислородом, ускоряется обмен веществ, что в свою очередь является профилактикой лишнего веса у детей – актуальной проблемы современности. Физическая активность на свежем воздухе помогает укрепить иммунитет и способствует расходованию излишней энергии, что благотворно влияет на усидчивость и внимание детей во время уроков.

Как игры для школьников влияют на социальное развитие?

Когда дети достигают возраста шести лет, основной их деятельностью становятся игры с другими ребятами. В процессе совместных игр дети учатся слушать, сопереживать, поддерживать. Эти навыки они будут использовать в общении с людьми в течение всей жизни.

В ходе игры школьники так же учатся навыкам урегулирования конфликтов и переговорам. Игровая деятельность помогает развивать социальные навыки уже с раннего возраста и гарантирует, что дети будут стремиться найти точки соприкосновения друг с другом и чувство принадлежности к обществу.

Как игры для школьников влияют на поведение детей в классе?

Исследование, проведенное в 2011 году в Университете Дикина в Австралии, продемонстрировало, что игра не только влияет на всестороннее развитие, но и оказывает благотворное влияние на поведение. Дети, участвовавшие в эксперименте и игравшие в подвижные командные игры, проявляли значительно меньшую агрессию по отношению к сверстникам (толчки, пинки, шлепки, словесные перепалки), нежели ребята из контрольной группы, физическая активность которых во время исследования была минимальна.

Читайте также:  Центр развития ребенка в минске заводской район

Подвижные игры для школьников вызывают выброс в кровь эндорфинов – гормонов, вызывающих чувство умеренной эйфории. Это способствует улучшению настроения детей в течение дня и, как следствие, более благоприятному психологическому климату в классе.

Как игры для школьников влияют на умственное развитие и творческий потенциал?

В настоящее время в учебный план вносятся не только классические занятия, но и игровые. Игры для школьников становятся регулярной обучающей деятельностью, и её влияние на всестороннее развитие уже доказано многочисленными исследованиями. Во время игрового процесса школьники развивают навык исполнительности, который включает в себя запрещающий контроль (способность работать, не отвлекаясь), память и познавательную гибкость (способность приспосабливаться к изменяющимся условиям труда). Навык исполнительности крайне важен для достижения успеха в учёбе и карьерного роста.

Игры для школьников – незаменимое условие развития творческого потенциала и стремления к познанию нового. Когда во время игр стимулируется детское воображение, ребята изучают разнообразные способы выхода из критических ситуаций и проблем. Игра так же даёт детям навык риска и настойчивости, что сослужит хорошую службу в карьере и взрослой жизни в целом.

Игры для школьников в классе

Проводя игры для школьников в классе, необходимо выбирать такие, которые позволят детям весело и занятно тренировать основные умения и навыки, такие как правописание и математические действия. К примеру, игра «Категории».

Дети делятся на 2 команды и выбирают капитанов. Каждой команде учитель назначает категорию (например, животные или продукты) и включает таймер. За отведенное время (скажем, 2 минуты) капитан должен записать от каждого члена команды по слову, соответствующему категории. После команды по очереди произносят свои слова по буквам. Побеждают ребята, произнесшие наибольшее количество слов без ошибок.

Подвижные игры для школьников

Подвижные игры для школьников, организуемые во время перемен позволяет детям расходовать энергию, социализироваться, учиться сотрудничеству и просто хорошо и с пользой проводить время. Популярные игры для школьников на свежем воздухе, знакомы многим с детства: «Море волнуется – раз!», «Жмурки», «Салочки». Для координации и спортивного мастерства хороши такие командные игры для школьников, как футбол, баскетбол, «Вышибалы».

Автор статьи: Брисс Анна Сергеевна

  • Материалы по теме:

    … loading images

Источник

Роль игры в обучении и воспитании учащихся начальных классов.

Классификация игр.

«Вся жизнь – игра, театр, а люди в ней актеры» – заметил В. Шекспир.

С раннего детства мы играем разные роли. Следовательно игра сопровождает нас всю жизнь. Игра для ребенка – важнейшая социальная составляющая его жизнедеятельности, которая служит важным компонентом формирования личности, как общественного существа, направленная на овладение правилами поведения в обществе.

В дидактике начальной школы игра занимает особую роль. Одним из основных принципов технологии игровой деятельности учащихся является принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм, так, чтобы они позволяли опираясь на ранее сформированные понятия, знания, овладевать новыми.

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчевые люди, которые смогут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, чувствовали ответственность за данные поручения, отличались бы мобильностью и конструктивностью.

Встает вопрос – как процесс обучения сделать ярким и увлекательным? Как побудить ребенка учиться без принуждения?

А чтобы училось весело и интересно, серьезное обучение надо сделать занимательным и интересным. И помогает в этом – игра. Существуют различные игровые технологии, которые могут использоваться не только в учебной деятельности, но и на внеклассных занятиях, классных часах и занятиях в группах продленного дня. Каждая игра должна способствовать не только лучшему усвоению учебного материала, но должна вести к мотивации обучения, повышению уровня воспитанности учащихся, повышению их нравственного и эстетического уровня.

Также игра имеет огромное значение для формирования сплоченного коллектива, для формирования самостоятельности, коммуникативности личности, положительного отношения к труду, для исправления отклонений в поведении. Игра оказывает влияние на психическое развитие ребенка, на становление его как личности.

Таким образом можно сказать, что:

– игра дает свободу в развитии ребенка. По приказу играть невозможно, только добровольно.

– игра дает перерыв в повседневности, снимает напряженность.

– игра побуждает к романтизму и мечтательности.

– игра учит порядку, сосредоточенности, ответственности. Невозможно нарушать правила и быть в игре.

– игра создает гармонию и побуждает личность к совершенству.

– игра побуждает к овладению новыми знаниями, навыками, умениям.

– игра дает возможность создать и сплотить коллектив.

– игра формирует понятие чести. (Не важно кто победит, важно, чтобы победа была одержана по всем правилам).

Читайте также:  Развитие ребенка математика в картинках

– игра дает понятие о самоограничении и самопожертвовании в пользу коллектива или своего товарища.

– подвижная игра дает физическое совершенствование.

– игра развивает воображение.

– игра побуждает интерес к литературе.

– игра развивает ум и смекалку, помогает приобрести коммуникативные навыки.

– игра развивает остроумие детей.

– игра учит ориентироваться в реальных жизненных ситуациях.

– игра становится основой обучения и развития младших школьников

Существуют различные виды классификации игр. Одна из них выделяет и делит игры на:

Познавательные – учебные игры – дидактические (обучающие, образовательные, воспитательные и педагогические).

Имитационные – (имитация, пантомима), проблемные, сюжетные (драматические, инсценировки), ситуативные, настольные, языковые, абстрактные.

Сюжетно – ролевые – военные, деловые, спортивные.

Мотивационные – развлекательные азартные, коллективные, соревновательные.

По организации игры делятся на индивидуальные, парные, групповые, коллективные, массовые.

По типуигры делятся на игры с фиксированными, открытыми правилами и скрытыми правилами.

К первому типу относятся игры дидактические, познавательные, подвижные, интеллектуальные, музыкальные, игры – забавы.

Ко второму типу относятся сложно-ролевые (деловые, ситуативные, спортивные).

Каждый из типов игр имеет свои особенности и характеристики:

Подвижные игры – являются важнейшим средством физического воспитания детей. Они требуют активных двигательных действий, направленных на достижение цели. Они в свою очередь делятся на командные и некомандные, где каждый игрок действует самостоятельно, подчиняясь только определенным правилам: «полоса препятствий», настольные игры, конкурсные программы («поле чудес» и др.)

Командные – это те игры, где цель ставится перед несколькими игроками и достичь ее можно только коллективными усилиями: «веселые старты», «школьные спартакиады», «эстафеты», семейные игры, КВНы

Также к подвижным играм можно отнести имитационные игры: с подражанием действий разных животных; с ориентировкой на голос: «Кто я?», «Кошки мышки»; игры – сопротивления: перетягивание каната, «Самый ловкий»; игры с предметами: мячиками, прыгалками, обручами, кеглями, подвижные настольные игры, с кубиками, конструктором.

Сюжетно – ролевые игры: занимают особое внимание в нравственном, культурном воспитании ребенка. Они носят преимущественно групповой характер т.к. отражают отношения в обществе. Они подразделяются на ролевые, игры драматизации.

К ним можно отнести детские праздники, карнавалы, игры с элементами труда.

Ситуативные игры – путешествия, где каждый из участников становится одним из героев игры и раскрывается через образ своего героя. Они учат ребенка моделировать жизненные ситуации и находить правильный выход. («Я в библиотеке», «Я в столовой», «Я пассажир», «Дорогами моего города».

Компьютерные игры: они наглядно демонстрируют ролевые способы решения задач, представляют результаты совместных действий и общения персонажей, их эмоциональные реакции при успехе и неудаче. Но надо помнить, что эти игры могут привести к заболеванию – игромании.

Дидактические игры – они преобладают в учебном процессе младших школьников. Они различаются по содержанию, по характеру познавательной деятельности, игровым действиям и направлениям.

Можно выделить среди дидактических игр – игры психолого – педагогические игры на внимание «Ладонь – кулак» ( руки сжимать – разжимать отвечая таблицу сложения, умножения), «Найди предметы одной формы», «Что изменилось?», «Запомни предметы» и т.д.

Игры на развитие памяти:

1). «Повтори за мной»

2). «Запомни движения»

3). «Художник» и т.д.

Развитие воображения:

1). «Дорисуй до …»

2). «Волшебный круг»

3). «Узнай, кто я»

Развитие мышления и логики.

Мозаика, пазлы, игры-загадки, «Угадай-ка» и т.д.

В отдельную группу игр можно выделить игры – предположения:

1). «Что было бы …?»

2). Что бы я сделал …?»

3). «Если бы я стал …?»

В этом случае перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления и последующего действия.

Игры – беседы: где в основе лежит беседа педагога с детьми. Она носит особый характер, где беседа ведется от лица персонажа. Эти игры развивают мышление и коммуникативные навыки.

И особо выделяются деловые игры. Это коллективные игры включают в себя элементы обучения. В них ярко проявляется коммуникабельность учащихся, активизируется процесс обучения.

Особую роль в обучении учащихся играют интеллектуальные игры. Они ставят перед собой цель повышения интереса к литературе, развивают творческие способности учащихся, умение работать, как индивидуально, так и в коллективе. К ним относятся игры связанные с решением кроссвордов, загадок, ребусов.

К ним можно отнести игры: «Мир пословиц», «Объясни афоризм», «Составь слово», «Исправь ошибки», «Объяснялки», «Магические квадраты» и т.д.

В заключении можно с уверенностью сказать, что все перечисленные типы игр являются неотъемлемой частью образовательного и воспитательного процесса, который помогает всесторонне развивать личность ребенка.

Источник