Роль игры в развитии ребенка с зпр
ГБОУ «Белгородская общеобразовательная школа-инернат №23»
“Роль игровой деятельности в учебно-воспитательном процессе с детьми, имеющими ЗПР”.
Воспитатель: Белоконь Н.А.
Игра – наиболее доступный вид деятельности для детей, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении.
А.С. Макаренко писал ”Игра имеет важное значение в жизни ребенка. Каков ребенок в игре, таким он будет в работе, когда вырастет”
Игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальной проблемой является использование игры в целях всестороннего воспитания и в первую очередь формирования нравственной стороны личности. Игра, в которой дети воспроизводят в наглядно-образной, действенной форме труд и взаимоотношения людей, не только позволяет лучше понять и глубже пережить эту действительность, но и является мощным фактором развития мышления и творческого воображения, воспитания высоких человеческих качеств.
В процессе сюжетно-ролевой игры неслышащие учащиеся могут приобрести знания о многих профессиях, познать особенности каждой работы, научиться ориентироваться в сфере производства и обслуживания. Сюжетно-ролевая игра – это воспроизведение действительности. Ребенок переживает в игре действительность, обдумывает свои действия, как бы решая свои задачи.
Игровой процесс, важный в познавательном плане, приобретает особое значение для детей с отклонением в развитии. Становление игровой деятельности у детей с ЗПР подчиняется тем же общим закономерностям, что и у нормально развивающихся детей, но идет значительно медленнее и имеет ряд специфических значений. Дети с ЗПР испытывают большие трудности при переносе знаний, получаемых на занятиях, в самостоятельную деятельность у таких детей снижена потребность в игре. Игровая деятельность для детей с ЗПР способствует приобретению умений и навыков, необходимых в самообслуживании, поможет уточнить и закрепить знания, полученные на предыдущих уроках. Все это происходит в непринужденной обстановке, постепенно, с расчетом вызвать живой интерес у детей, увлечь их. В качестве основной задачи, перед педагогом стоит задача формулирования положительного эмоционального отношения к игровой деятельности.
Игровая деятельность имеет многопрофильный характер для детей с отклонениями в развитии: она может служить разрядкой, снимать напряжение после трудных уроков, организовать и направить деятельность ребенка в плане формирования моторных функций. Для детей с ЗПР в каждой игре необходимо активное участие педагога, объяснение правил игры, показ действий, совместные действия с ребенком, наблюдение за выполнением игровых заданий.
Продолжительность игры определяется активностью ребенка. При первых признаках утомления, следует переключить ребенка на другой вид деятельности.
Игровые задания должны быть посильными, понятными, но, в то же время содержать элементы трудности.
Педагог должен использовать игры в воспитательных целях: учить детей быть доброжелательными, оказывать помощь друг другу, приучать к бережному отношению с игровым материалом.
Значительное место в процессе обучения и воспитания детей с ЗПР имеют дидактические игры. Дидактические игры активизируют умственную деятельность, развивают ум, закрепляют полученные знания и умения. Основное назначение дидактических игр заключается в обеспечении упражняемости детей в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел. Дидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включается во все системы школьного воспитания. Как правило, дети с ЗПР не проявляют желания играть, неэмоциональны. Поэтому необходимы такие приемы, которые могли бы привлечь внимание детей.
Дидактическая игра имеет 2 цели: одна обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребенок. Важно чтобы эти цели дополняли друг – друга.
Детям с ЗПР для понимания того или иного действия требуется гораздо больше повторений, чем нормально развивающемуся ребенку. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений при сохранении эмоционально-положительного отношения к заданию.
Игры и упражнения, в которых дети действуют путем проб и наблюдений, развивают у них внимание к свойствам и отношению предметов. Такие игры имеют больше значения для развития слухового восприятия, которое помогает ребенку ориентироваться в окружающем его пространстве, способствует развитию речи. Успешному проведению всех игр способствует умелое педагогическое руководство ими.
Для детей с ЗПР эмоциональная сторона организации игры – важное условие. Взрослый своим поведением, эмоциональным настроением, должен вызывать у ребенка положительное отношение к игре. Эмоциональное общение взрослого и ребенка возникает на основе совместных действий, которые должны сопровождаться приветливой улыбкой и ласковым голосом, прикосновениям к ребенку.
Необходима также доброжелательность взрослого, благодаря которой и проявляется сотрудничество, обеспечивающее желание ребенка действовать вместе со взрослым.
Любые игровые взаимоотношения помогают установить контакт, сближают, открывают педагогу доступ к самым глубинным тайнам детской души.
“Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества”.
В.А. Сухомлинский.
Используемая литература:
- Е.С. Слепович “Игровая деятельность детей с ЗПР”.
- А.А. Катаева и Е.А. Стребелева “Дидактические игры и упражнения в обучении умственно-отсталых детей”.
- Д.В. Менджерицкая “Воспитателю о детской игре”.
- Е.Т. Речицкая “Развитие глухих школьников в процессе внеклассной работы”.
Источник
Ирина Принцева
Роль дидактической игры для детей с задержкой психического развития
Игра – это специфический вид деятельности, который отличается по целям, мотивам и результатам от других видов деятельности. Игра относиться к символико-моделирующему типу деятельности, в котором сокращены операции и условны предметы. Игру называют «гигантской кладовой настоящей творческой мысли будущего человека».
Для дошкольников игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания, необходимые для всесторонней подготовки к жизни.
Особенность дидактической игры заключается в том, что цель её проведения скрыта от ребёнка. Ребёнок не понимает, что он не просто играет, а участвует в процессе непроизвольного, неосознанного, обучения. При этом активное влияние на ребёнка обучающее воздействие взрослого осуществляется косвенно, с помощью подбора дидактических игр, через их правила и действия.
Такая форма обучения опирается и на развитие, и на опыт дошкольников, обеспечивает активность познания и не вступает в противоречие с требованием системного усвоения знаний, которое выполняется с помощью постепенного усвоения содержания игры.
В дидактической игре развиваются и перестраиваются все познавательные процессы, поскольку именно этот вид игры прямо направлен на развитие умственной сферы.
Сущность и своеобразие дидактической игры, заключается в единстве игровой и дидактической задачи.
Одним из эффективных средств пробуждения живого интереса к обучающему процессу является дидактическая игра. Дидактическая игра – это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.
Дидактическая игра – это одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. В тоже время игра является ведущей деятельностью ребёнка дошкольного возраста. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребёнок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоения учебного материала.
В игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности.
У детей с ЗПР в развитии потребность в игре возникает гораздо позже, чем у нормально развивающихся детей. Дети с ЗПР играют на занятиях, используя дидактический материал и учебные пособия в качестве игрушек, не понимая их учебное значение.
Желание играть, потребность в игре необходимо использовать и направлять в целях решения определённых учебных и воспитательных задачах. В игре удаётся приковать внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях не интересуют их и на которых сосредоточить внимание не удаётся. Дидактическая игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной.
Ценность дидактических игр в процессе обучения заключается в том, что они создаются в обучающих целях, служат обучению, воспитанию и развитию детей. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребёнок получает возможности самостоятельно действовать в определённой ситуации или с определёнными предметами, приобретая собственные действенный и чувственный опыт. Это особо важно для детей с отклонениями в развитии.
Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале, решая учебные задачи и цели, при сохранении положительного отношения к заданию.
Особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем что, игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребёнку получить собственный опыт.
Источник
Особенности игровой деятельности у детей с ЗПР
1. Своеобразие игры детей с ЗПР
Становление игры детей с ЗПР подчиняется общим закономерностям, но идет значительно медленнее и имеет ряд специфических особенностей. Если у детей без отклонений в развитии к шести годам сформировано сюжетно-ролевая игра, то у детей с ЗПР к шести годам игра на уровне развития младшего дошкольного возраста.
У детей с ЗПР отмечаются трудности в формировании мотивационно-целевого компонента игры:
– Трудности на этапе возникновения замысла, ограниченность плана – замысла.
– Узкая вариативность при поиске путей его реализации.
– Отсутствие потребности в совершенствовании своих действий.
– Направленность на осуществление каких-либо действий, а не реализацию замысла игры.
Операционально-техническая сторона игры так же имеет свои особенности:
– Недостаточно используют предметы – заместители, чаще всего за конкретным предметом закрепляется конкретный заместитель.
– При овладении ролью одна роль закрепляется за ребенком и используется им постоянно.
Для игры дошкольников с ЗПР характерен предметно-действенный способ ее построения игровое поведение недостаточно эмоционально, часто игра, не сопровождается речью, мир отношений моделируется поверхностно. Игровые правила, в основном, распределяются на моделируемый детьми предметно-практический мир, но не на мир социально-практических отношений, так как логика реальных действий более доступна, чем логика социальных отношений.
Такие особенности игры у детей с ЗПР связаны с:
– Трудностью формирования представлений.
– Недостаточностью регуляции деятельности.
– Недостатком общения по линиям: «взрослый ребенок; ребенок взрослый».
– Трудностью осмысления мира человеческих отношений.
2.Формирование игры у детей с ЗПР в условиях коррекционного обучения
1-ый этап – создание у детей положительного отношения к игрушкам, привлечения внимания к различным способам действий с игрушкой.
2-ой этап – формирование специфических игровых действий:
– Совместно с взрослым: «взрослый берет ложку, вкладывает в руку ребенка, кормит куклу».
– По подражанию «корми как я».
– Самостоятельно.
– Обучение развернутым игровым действиям, которые состоят из ряда игровых операций (покормить куклу, уложить спать).
3-ий этап: – обучение планированию игры.
Взрослый сначала вместе с ребенком формирует цель игрового действия. Такое словесное комментирование способствует дальнейшему возникновению замысла игры и ее реализации.
4-ый этап: – формирование способности создавать воображаемую ситуацию. На этом этапе происходит обучение использованию предметов-заместителей (что на что похоже?). Кубик на мыло, грибок на зонтик, палочка на ножик и т.д. Так же на этом этапе детей учат умению выступать в качестве заместителя реального действенного лица. Здесь используют игры драматизации, в которых дети играют не сложные роли. Под руководством взрослого дети учатся сочетать свои поступки в игре с ролевой речью и воспроизводить простые моно и диалоги.
Решение дидактических задач всегда требуют соблюдение правил, выдержки,
Так же игры оказывают большое влияние на формирование целостного восприятия. Условно игры можно распределить на два этапа развития целостного восприятия:
1.Узнавание, здесь дети с ЗПР испытывают трудности;
2.Создание полноценного образа, учитывающего все свойства предметов (форму, цвет, величину, наличие и соотношение частей и др.).
У детей с ЗПР наглядно-действенное мышление без коррекционного воздействия развивается очень медленно, они слабо обобщают общественный опыт, плохо ориентируются в условиях практической задачи, а проблемные задачи вообще не в состоянии решить. Благодаря дидактическим играм можно так организовать деятельность ребенка с ЗПР, что она будет способствовать формированию у него умения решать не только доступные практические, но и не сложные задачи. А полученный при этом опыт даст возможность понимать и решать знакомые задачи в наглядно-образном и даже словесном плане.
3.Тактильно-двигательная функция:
У ребенка с ЗПР нет стремления к тактильному обследованию предметов, он самостоятельно не овладевает ощупывающими движениями. Получив задание опознать предмет на ощупь, ребенок неподвижно держит его в руке, не производя никаких движений, а потому и не может выделить форму, величину, расположение частей, что препятствует развитию зрительно-двигательной координации. Таким образом, игры на развитие тактильно-двигательной (координации) восприятия должны помочь коррекция указанных дефектов.
Не меньшее значение имеет и проведение дидактических игр, способствующих развитию слухового восприятия, которое помогает ребенку ориентироваться в окружающем его пространстве, создает возможность действовать по звуковому сигналу, различать многие важные объекты.
Успешному проведению дидактических игр способствует умелое педагогическое руководство ими. Для детей с ЗПР эмоциональная сторона организации игры – важное условие. Взрослый своим поведением, эмоциональным настроением должен вызывать у ребенка положительное отношение к игре. Необходимо доброжелательность взрослого благодаря которой и появляется сотрудничество, обеспечивающее желание ребенка действовать вместе со взрослым и добиться положительного результата. Важное условие результативного использования дидактических игр в обучении – это соблюдение последовательности в подборе игр прежде всего должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.
Дидактические игры могут служить как для развития познавательной деятельности, так и для формирования собственной игры, поведения в коллективе (умение действовать сообща, наблюдать за действиями товарища, умение ждать, стремиться к совместной цели, соотносить свои действия с действиями товарищей).
Выводы
Все качества, свойства личности формируются в активной деятельности в тех ее различных видах, которые составляют жизнь личности, ее общественное бытие.
Игра, как вид деятельности, направлена на познание ребенком окружающего мира, путем активного соучастия в труде и повседневной жизнедеятельности людей.
Игровая деятельность ребенка всегда есть обобщенной, потому что мотивом есть не отражение какого-то конкретного явления, а совершение самого действия, как личного отношения.
В игровой ситуации дети с ЗПР обычно достаточно активны, самостоятельны, продуктивны. Недоразвитие их познавательной деятельности проявляется преимущественно при усвоении программного материала дошкольного образовательного учреждения.
Часто у детей с задержкой психического развития, в отличие от нормально развивающихся дошкольников, отмечаются неорганизованность, хаотичность деятельности, неуравновешенность поведения, торопливость, беспечность, отсутствие чувства ответственности и другие индивидуально-психологические черты. У таких детей наблюдаются слабость волевых усилий, незрелость эмоционально-волевой сферы, снижение работоспособности, недостаточность отдельных психических функций. Для них характерны двигательная расторможенность или, наоборот, вялость, апатичность, эмоциональная неустойчивость, импульсивность.
Недостаточная выраженность познавательных интересов детей с ЗПР сочетается с нарушениями внимания, памяти, с замедлением скорости приема и переработки сенсорной информации, плохой координацией движений. Негрубые нарушения речи проявляются в отставании в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.
Выявлены значительные различия в результатах самостоятельной работы детей с ЗПР и работы с помощью взрослых. Дети с ЗПР способны принимать помощь, усваивать принцип действия и переносить его на аналогичные задания. Потенциальные возможности детей с задержкой психического развития достаточно высокие.
У детей данной категории наблюдаются снижение потребности в общении со сверстниками, а так же низкая эффективность их общения друг с другом во всех видах деятельности.
В отличие от нормально развивающихся дошкольников, у дошкольников с ЗПР выделяется слабая эмоциональная устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу во время игры и занятий, суетливость, частую смену настроения, неуверенность, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому.
Отмечается большое количество реакций, направленных против воли родителей, частое отсутствие правильного понимания своей социальной роли и положения, недостаточную дифференциацию лиц и вещей, ярко выраженные трудности в различении важнейших черт межличностных отношений. Всё это свидетельствует о недоразвитии у детей данной категории социальной зрелости.
Одним из диагностических признаков задержки психического развития у детей рассматриваемой группы выступает несформированность игровой деятельности. У детей оказываются несформированными все компоненты сюжетно-ролевой игры: сюжет игры обычно не выходит за пределы бытовой тематики; содержание игр, способы общения и действия и сами игровые роли бедны. Диапазон нравственных норм и правил общения, отражаемый детьми в играх, очень невелик, беден по содержанию, а следовательно, недостаточен в плане подготовки их к обучению в школе.
При обследовании детей с ЗПР в комфортных для них условиях и в процессе целенаправленного воспитания и обучения дети способны к плодотворному сотрудничеству со взрослым. Они хорошо принимают помощь взрослого, и даже помощь более продвинутого сверстника. Эта поддержка еще более эффективна, если она оказывается в форме игровых заданий и ориентирована на непроизвольный интерес ребенка к осуществляемым видам деятельности.
Игровое предъявление заданий повышает продуктивность деятельности детей с ЗПР.
У детей с ЗПР имеется интерес к предметно-манипулятивной и игровой деятельности. Игровая деятельность детей с ЗПР носит эмоциональный характер. Мотивы определяются целями деятельности, правильно выбираются способы достижения цели, но содержание игры не развернуто. В ней отсутствует собственный замысел, воображение, умение представить ситуацию в умственном плане. В отличие от нормально развивающихся дошкольников дети с ЗПР не переходят без специального обучения на уровень сюжетно-ролевой игры, а «застревают» на уровне сюжетной игры.
Для детей с ЗПР характерна большая яркость эмоций, которая позволяет им более длительное время сосредоточиваться на выполнении заданий, вызывающих их непосредственный интерес. При этом, чем больше ребенок заинтересован в выполнении задания, тем выше результаты его деятельности. Большинство детей с ЗПР дошкольного возраста в различной степени владеют изобразительной деятельностью.
Игра как психологическая проблема дает еще очень много фактов для научной мысли, еще много предстоит открыть ученым в этой области. Игра как проблема воспитания требует неустанных, каждодневных раздумий родителей, требует творчества и фантазии от воспитателей. Воспитание ребенка – это большая ответственность, большой труд и огромная творческая радость, дающая сознание полезности нашего существования на земле.
Источник