Роль игры в развитии ребенка с онр
Шолупова Т.А., логопед
СПб ГКУЗ Центр восстановительного лечения
«Детская психиатрия» имени С.С. Мнухина,
Петроградского района Санкт-Петербурга
РОЛЬ ИГРЫ В ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОНР
Необходимость организации специальных логопедических занятий в группах для детей с ОНР приводит к увеличению общей нагрузки, что может негативно сказываться на физическом и психическом состоянии детей. В связи этим особенно важным является применение в работе с дошкольниками игровых технологий. Являясь по определению ведущей, игровая деятельность, организованная на логопедическом занятии, не только способствует решению коррекционных и общедидактических задач, но и создает ситуацию, когда этот процесс протекает в условиях, наиболее естественных и благоприятных для дошкольников. Поэтому игровые технологии можно отнести к разновидности здоровьесберегающих педагогических технологий.
Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Выдающиеся исследователи в области психологии ( Л.С.Выготский, А.В. Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.А.Люблинская, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин) подчеркивали неповторимую специфику дошкольной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Такое добровольное подчинение правилам происходит в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть.
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Именно в игре наиболее активно происходит развитие ребенка – его речи, мышления, произвольной памяти, самостоятельности, активности, моторики, формируется умение управлять своим поведением. В игре дети осваивают социальный опыт человеческих отношений. Любая игра есть деятельность. При таком ее понимании открываются широкие возможности применения игры в коррекционных целях. И здесь важную роль приобретает дидактическая игра. Она, как игровой метод обучения, рассматривается в двух видах: игры – занятия и собственно дидактические игры. В первом случае ведущая роль принадлежит логопеду, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом. С помощью игр – занятий логопед не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей играть. Игры – занятия поэтому относятся к прямому обучению детей с использованием разнообразных игровых приемов.
Дидактическая (обучающая) игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Логопед одновременно является и учителем и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Таким образом, у дидактической игры две цели: одна из них – обучающая, которую преследует логопед, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Необходимо, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала и речевых навыков ребенка.
Использование дидактических игр в коррекционной работе с детьми с ОНР основано на следующих принципах: деятельности, системности, последовательности, учета возраста, индивидуальных особенностей ребенка и структуры его речевого дефекта.
Содержание логопедических занятий с детьми с ОНР в зависимости от уровня речевого развития имеют свои особенности.
Логопедические занятия с детьми I уровня развития речи включают несколько направлений работы:
– развитие понимания речи;
– развитие активной подражательной речевой деятельности;
– развитие внимания, памяти, мышления детей
На логопедических занятиях с детьми II уровня развития речи проводится работа по:
– развитию понимания речи;
– активизации речевой деятельности и развитию лесико-грамматических средств языка;
– развитию произносительной стороны речи;
– развитию самостоятельной фразовой речи.
Основными задачами логопедических занятий с детьми III уровня развития речи является продолжение работы по развитию:
– понимания речи и лексико-грамматических средств языка;
– произносительной стороны речи;
– самостоятельной развернутой фразовой речи;
– подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.
Дидактическая игра должна:
– опираться на программный материал;
– способствовать вовлечению в коррекционный процесс в первую очередь более сохранных анализаторов (зрительного и тактильного);
– назначения предметов, картинок, пособий, смысл вопросов, условия игр должны быть ясны и понятны детям;
-условия игры и количество пособий, используемых в ней должны обеспечить вовлечение всех детей в коррекционный процесс.
Необходимо помнить, что игры проводятся в спокойной и доброжелательной атмосфере. Количество предлагаемых ребенку заданий должно соответствовать его индивидуальным возможностям. Ни в коем случае не нужно форсировать выполнение работы, упрекать детей в том, что они чего-либо не умеют. Ведь важно не только научить ребенка, но и вселить в него уверенность в себе.
Логопедическая коррекция становится более эффективной при использовании дидактических игр с привлечением различного наглядного материала. Учитывая структуру речевого дефекта у детей с ОНР, на коррекционных занятиях используются настольно – печатные игры, игры с дидактическими игрушками, с предметами, с мячом, сюжетно – дидактические игры и игры – инсценировки, словесные игры. Эти игры способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности, наблюдательности, внимания, усидчивости, расширению запаса общих сведений и представлений, развитию общей, пальчиковой и артикуляционной моторики. У детей при целом ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. А так как движение пальцев рук тесно связано с речевой функцией, то, в связи с этим, в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются коррекционно – развивающие мероприятия. Они помогают детям в освоении нового материала и в его закреплении.
С помощью игр, у детей с ОНР разного уровня речевого развития, развиваются общие речевые навыки, происходит:
– расширение объем понимания обращенной речи,
– активизируется подражательная моторная и речевая деятельность,
– расширяется пассивный и активный словарь,
– формируются обобщающие понятия,
– развиваются навыки словоизменения и словообразования,
-формируется слоговая структура слов,
– грамматические категории рода и числа,
– грамматическое оформление речевого высказывания,
– проводится развитие звуковой стороны речи,
– развиваются фонематические процессы,
– проводится обучение начальным навыкам чтения,
– развивается связная речь.
Все это необходимо как для общего психического развития ребенка, так и для его последующего обучения в школе.
На логопедических занятиях логопед создает различные игровые ситуации таким образом, чтобы реализовать поставленные цели каждого этапа коррекционной работы.
Литература
1.Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии. -1996. – № 6.
2.Газман О.С. О понятии детской игры. Игра в педагогическом процессе. – Новосибирск. 1989.
3.Уварова Т.Б. Наглядно – игровые средства в логопедической работе с дошкольниками. – М., 2009.
Источник
«РОЛЬ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОНР»
В развитии речи дошкольников с ОНР дидактические игры играют важную роль. Дидактическая игра является наиболее приемлемой формой обучающего воздействия взрослого на ребёнка, и одновременно это – основной вид деятельности дошкольника. Основная особенность дидактических игр в том, что это игры обучающие. Созданные взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение игра не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые правила и действия. Ребёнок познаёт окружающий мир, усваивает нужные знания, умения и навыки не в форме урока, а играя. Это очень важно для дошкольников с ОНР, у которых снижена познавательная активность и не сформировано произвольное внимание. Ребёнку не нужно ничего механически заучивать. Играя, ребёнок будет усваивать программный материал, развивать внимание, память, логическое мышление и при этом получать удовольствие от процесса познания. С учётом структуры дефекта детей с ОНР, развитие высших психических функций очень важно для них. В игре ребёнок становится активным участником процесса обучения. Он сам пытается рассуждать, обобщать, делать самостоятельные выводы.
Дидактические игры, направленные на развитие речи детей с ОНР, должны основываться на следующих принципах: дидактическая игра должна опираться на программный материал; назначение предметов, картинок, пособий, смысл вопросов должны быть понятны детям; условия игры, количество пособий, используемых в ней, должны обеспечить вовлечение всех детей в образовательный процесс. Требования у дидактическим играм: каждая игра должна быть стимулом для умственного развития детей; в дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия; дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью. Для речевого развития детей чаще используют следующие виды игр: игры с предметами (игрушки, реальные предметы и т.д.); настольно-печатные игры (парные картинки, домино и т.д.); словесные игры. В ходе дидактических игр происходит развитие всех компонентов речи: пополняется словарь, формируется правильное произношение, развивается фонематический слух, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.
Понятие «игровые технологии» включает обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных дидактических игр. По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы: обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие; репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, психотехнические и др. Целью игровых технологий является решение ряда задач: дидактических, развивающих, воспитывающих, социализирующих. Главными педагогическими задачами при работе с детьми с ОНР являются следующие: развитие мелкой моторики, развитие координационных способностей; совершенствование функции дыхания в процессе выполнения игр и игровых упражнений, формирование фонематического слуха, развитие устной речи; формирование чёткости артикуляции.
В систему коррекционной работы с детьми с ОНР следует включать игры, игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, способствующие развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность детей. Дидактические игры воспитывают у детей неторопливый темп речи, совершенствуют звукопроизношение, увеличивают словарный запас, развивают связную речь. дети учатся фиксировать своё внимание на правильной речи (своей и собеседника). Подвижные игры призваны укреплять физическое здоровье детей с ОНР. Оречевлённые подвижные игры способствуют развитию у детей правильного дыхания и голоса, звукопроизношения, координированности темпа движения с речью. Творческие игры и инсценировки позволяют максимально выразить свои замыслы, фантазии. Игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры должны проходить под руководством педагога, должны быть тщательно продуманы. Детям с речевой патологией предлагаются игры на развитие общей и мелкой моторики, оречевлённые, имеющие сюжетную линию. Для детей с ОНР немалую сложность представляют движения пальцев рук, мелкая моторики кисти рук. Дидактические игры дают возможность сочетать развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, конструирование из мелких деталей, мозаики) с различными речевыми заданиями повышают эффективность коррекционного воздействия. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Дети с ОНР могут иметь неречевые недостатки, в том числе и недоразвитие внимания, словесно-логического мышления. Улучшить состояние внимания, памяти, мышления помогут правильно подобранные дидактические игры. Для детей с ОНР игровая деятельность сохраняет своё значение, как условие развития интеллекта, речи, психических процессов, эмоциональной устойчивости. Особая роль в коррекции этих процессов отводится театральным играм. Участвуя в них, дети познают мир, познают себя в этом мире. Исходя из особенностей развития этих детей, все театральные игры строятся на материале сказок. В театрализованной деятельности дети учатся внимательно слушать речь других и свою собственную (развивается слуховое внимание), если используется музыкальное сопровождение, дети подстраиваются под ритм, тема (развивается мелодико-интонационная выразительность, плавность речи), развивается координированность движений, обогащается словарный запас. Театрализованные и сюжетно-ролевые игры – один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребёнка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения дошкольников: учить играя.
Игра как ведущая деятельность детей отличается рядом особенностей. Возникнув в раннем детстве на основе подражания и манипулятивных действий с предметами, она на протяжении дошкольного периода становится для ребёнка формой активного творческого отражения окружающей его жизни. Игра, как и всякая другая человеческая деятельность имеет общественный характер. Она осуществляется посредством комплексных действий, в которые включается речь. Воспроизводя в действиях и речи жизнь взрослых людей, ребёнок эмоционально отзывается на неё, он оперирует знаниями, уточняет и обогащает их, в силу чего игра способствует развитию познавательных и нравственных сил.
В развёрнутой форме игра – это коллективная деятельность, в которой дети осваивают социальный опыт человеческих отношений. Усвоение этого опыта происходит через развитие у них самостоятельности, активности, инициативы, организаторских навыков. Использование игры в педагогических целях лишь усиливает социальный аспект данной деятельности.
Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию его лучших качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Игровые технологии в этом процессе играют важнейшую роль.
Список использованных источников:
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста», М., 2004;
- Геллер Е.Н. «Наш друг игра», М., 1979;
- Бондаренко А.В. «Дидактические игры в детском саду», М., 1991;
- Большакова С.Е. «Работа логопеда с дошкольниками, игры и упражнения», М., 1996;
- Букатов В.М. «Педагогические таинства дидактических игр», М., 1997.
Источник
«Роль игровых технологий в развитии речи детей с ОНР» (из опыта работы)
Автор: Легкова Юлия Петровна – учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №18» г.о. Самара
В развитии речи дошкольников с ОНР дидактические игры играют важную роль. Дидактическая игра является наиболее приемлимой формой обучающего воздействия взрослого на ребёнка, и одновременно это – основной вид деятельности дошкольника. Основная особенность дидактических игр в том, что это игры обучающие, созданные взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые правила и действия. Таким образом, ребёнок познаёт окружающий мир, усваивает нужные знания, умения и навыки не в форме урока, а играя. Это очень важно для дошкольников с ОНР, у которых снижена познавательная активность и не сформировано произвольное внимание. Ребёнку не нужно ничего механически заучивать. Играя, ребёнок будет усваивать программный материал, развивать внимание, память, логическое мышление и при этом получать удовольствие от процесса познания. С учётом структуры дефекта детей с ОНР, развитие высших психических функций очень важно для них. В игре ребёнок становится активным участником процесса обучения. Он сам пытается рассуждать, обобщать, делать самостоятельные выводы. В дошкольном возрасте непосредственно учебная ситуация ещё кажется детям скучной и неинтересной. Но если тот же самый материал подаётся в форме игры, у ребёнка появляется мотив к усвоению информации. Таким образом, можно сделать вывод, что при использовании дидактических игр, логопедическая работа становится более эффективной, дети лучше усваивают программный материал, интерес к познанию окружающего мира увеличивается.
Дидактические игры, направленные развитие речи детей должны основываться на следующих принципах:
дидактическая игра должна опираться на программный материал;
назначение предметов, картинок, пособий, смысл вопросов, правила должны быть понятны детям;
пособия должны быть внешне привлекательными;
условия игры, количество пособий, используемых в ней должны обеспечить вовлечение всех детей в образовательный процесс.
Требования к дидактическим играм:
Каждая игра должна быть стимулом для умственного развития детей.
В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей.
Дидактизм в игре должен сочетаться с юмором, шуткой, занимательностью.
Для речевого развития детей используют следующие виды дидактических игр:
игры с предметами (игрушки, реальные предметы, природный материал, предметы декоративно-прикладного искусства и т.д.);
настольно-печатные (парные картинки, домино, кубики, лото);
словесные игры (без наглядного материала).
В ходе дидактических игр происходит развитие всех компонентов речи:
пополняется и активизируется словарь;
формируется правильное звукопроизношение;
развивается фонематический слух;
развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.
4. Список использованных информационных источников:
https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2013/11/24/vliyanie-didakticheskoy-igry-na-razvitie-rechi-detey-doshkolnogo
https://www.scienceforum.ru/2013/171/6070
https://interactive-plus.ru/discussion_platform.php?requestid=7895
https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=9
https://festival.1september.ru/articles/609517/
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/10/06/fonematicheskiy-slukh-kak-osnova-rechi-rebyonka
https://pedlib.ru/Books/3/0257/3_0257-1.shtml
5. Список использованной литературы:
Логопедия. Под редакцией Л. С. Волковой и С. Н. Шаховской. – Москва: Владос, 2002.
Миронова Н. М. Развиваем фонематическое восприятие. – Москва: Гном и Д, 2010.
Дурова Н. В. Фонематика. – Москава: Мозаика–Синтез, 2002.
Нищева Н. В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. – Санкт–Петербург: Детство – пресс, 2015.
Филичева Т. Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – Москва: Айрис дидактика, 2004.
Ткаченко Т. А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника. – Москва: Гном и Д, 2005.
Агранович З. Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – Санкт – Петербург: Детство-Пресс, 2015.
Источник