Роль игры в развитии ребенка с нарушениями слуха

Роль игры в развитии ребенка с нарушениями слуха thumbnail

ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

В жизни ребенка с нарушенным слухом роль игры не менее важна, чем для слышащего дошкольника, для которого она является основой для развития воображения, образного мышления, речевого общения.

При правильном и последовательном руководстве взрослых игра становится важным средством нравственного, умственного и речевого развития глухих и слабослышащих детей. Через формирование и обогащение предметной и игровой деятельности можно влиять на те стороны развития неслышащего ребенка, которые страдают из-за снижения слуха.

Для детей с нарушенным слухом отношения людей, некоторые нормы поведения оказываются скрыты, а нередко понимаются ими неверно. Отрицательную роль здесь играет недостаточность общения с детьми и взрослыми, что связано с длительным пребыванием в круглосуточных дошкольных учреждениях. Моделируя взаимоотношения людей, их поступки, перенося в игры нормы поведения, можно влиять на усвоение детьми в игровой форме простейших нравственных правил, что в других видах деятельности постигается преимущественно через речь в более поздние сроки и с большим трудом.

Подбор тематики, определение содержания игр расширяют представления детей об окружающем мире и тех сторонах действительности, которые малодоступны в повседневной жизни. В процессе действий с предметами и игрушками наиболее полно познаются их назначение, свойства и отношения. В этом плане велика роль дидактической игры, которой уделяется значительное внимание в процессе воспитания и обучения.

Игра как ведущая линия развития в дошкольном возрасте обладает важнейшей особенностью, отличающей ее от других видов деятельности,— в ней ребенок овладевает механизмом замещения. В игре «смысловая сторона слова является господствующей, определяющей его поведение» (Л. С. Выготский), в игре происходит отрыв значения от реальной вещи. Этот процесс очень важен для практического овладения ребенком знаковой функцией слова. У слышащего ребенка этот процесс протекает спонтанно, предметно-действенное замещение связано с речью, так как взрослый всегда называет выполняемые действия с игрушкой. Для детей с нарушениями слуха овладение замещением требует специального методического руководства со стороны взрослых.

В игре детьми могут быть наиболее естественно усвоены значения слов и фраз, сформирована предметная отнесенность, что позволит в дальнейшем, в процессе систематического развития речи, повысить уровень отработки значений. В процессе игры дети вступают в контакт по поводу игрушек, поэтому здесь наиболее мотивированно и естественно может быть организовано их общение.

Как показывают наблюдения, несмотря на важную роль игры для обогащения развития детей с нарушенным слухом, она не занимает надлежащего места в дошкольных учреждениях. Возможно, что причины кроются в следующем: а) незнание воспитателями особенностей игровой деятельности глухих и слабослышащих дошкольников; перенесение в детские сады для детей с нарушениями слуха способов руководства игрой, характерных для массовых учреждений; б) трудности общения в процессе игр с детьми с низким уровнем речевого развития; в) отношение к игре со стороны сурдопедагогов как к второстепенной деятельности по сравнению с формированием речи, развитием слухового восприятия.

Снижение слуха и связанная с ним задержка речевого развития, низкие потребности в общении отрицательно сказываются на становлении предметной и игровой деятельности (А. А. Катаева, Г. Л. Выгодская). Более поздние сроки формирования действий с предметами обусловливают своеобразие и низкий уровень игры, запаздывание ее сроков по сравнению с играми слышащих детей. Несмотря на то, что глухие дети испытывают интерес к игре и охотно играют, их игры дольше, чем у слышащих, задерживаются на предметно-процессуальном уровне. Они значительно беднее по содержанию и отражают преимущественно хорошо знакомые бытовые действия.

Дети с нарушением слуха нередко воспроизводят в играх второстепенные, преимущественно предметные детали, не отражая существенные элементы, не постигая внутренние смысловые отношения. Наблюдается тенденция к однообразному, механическому повтору знакомых игр. Наиболее характерны для детей со сниженным слухом трудности игрового замещения, когда осуществляется перенос игровых действий на предметы, выполняющие в быту другие функции. Отвлечься от данного предмета, перенести слово в новую ситуацию, нетипичную для употребления (например, использовать палочку в качестве термометра), очень сложно, так как слово длительное время было закреплено за одним предметом. Полноценная сюжетно-ролевая игра, предполагающая построение и варьирование сюжета, усвоение ролевого поведения и ролевых отношений, использование предметов-заместителей, у большинства детей с нарушениями слуха не появляется и в старшем дошкольном возрасте. Для большинства необученных глухих детей типичными оказываются игры, включающие элементы сюжета. У части слабослышащих детей с развернутой речью к концу дошкольного периода появляется сюжетная игра.

Трудности спонтанного развития игровой деятельности обусловливают необходимость специального методического руководства.

Источник

Игровая деятельность детей с нарушением слуха (особенности игр  детей с нарушением слуха)

          Развитие ребенка раннего и дошкольного возраста связано с формированием предметной, игровой, изобразительной, конструктивной, трудовой деятельности, в процессе которых происходит познание предметов и явлений окружающего мира, отношений людей, развиваются речь и навыки общения, происходит зарождение личности человека. Полноценное формирование этих видов деятельности у детей с нарушением слуха происходит в процессе целенаправленного воздействия на них.

Читайте также:  Книга дневник развития ребенка до года

Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игровая вследствие ее неоспоримого значения для психического развития ребенка. Возникновение игры у ребенка связано с развитием предметной деятельности, которая формируется у нормально слышащих детей на втором году жизни. У детей с нарушением слуха предметная деятельность формируется преимущественно в дошкольный период детства . Более позднее формирование предметной деятельности обуславливает запаздывание сроков формирования игры. Особенности формирования игры у  детей с нарушением слуха  связаны также с задержкой в развитии восприятия и мышления, недостаточным уровнем воображения. Недоразвитие речи и ограниченность речевого общения негативно влияют на становление сюжетно-ролевой игры. Особенности игровой деятельности глухих дошкольников были подробно исследованы Г. Л. Выгодской .

Дошкольники с нарушением слуха, как и слышащие дети, любят играть. Они стремятся в играх отразить те впечатления, которые получают благодаря наблюдениям за окружающей жизнью и участию в ней. Однако тематика их игр значительно беднее, с преобладанием в основном бытовых игр. Эти игры в случае отсутствия специального обучения длительное время носят предметно-процессуальный характер, и даже в старшем дошкольном возрасте не становятся подлинной сюжетно-ролевой игрой.

Играм  детей  с нарушением слуха присуще педантичное отражение предметных действий: вместо развертывания сюжета дети воспроизводят детализированные предметные действия. Не умея самостоятельно вычленить существенное, передать отношения людей, они воспроизводят элементы ситуации, не являющиеся основными для данной игры. Многократно повторяются одни те же игровые действия, особенно если они раньше были продемонстрированы взрослым. Подражание близким взрослым (маме, педагогу) часто становится целью действий ребенка при вхождении его в роль. Однако они копируют в игре лишь внешнюю сторону поведения, не вникая в его суть. Элемент подражания остается характерным для игр детей длительное время: они стараются точно, с подробнейшими деталями воспроизводить игры, продемонстрированные педагогом, в то время как слышащие дети тяготеют к внесению изменений, развитию сюжета, фантазированию.

Наиболее характерными для игр детей с нарушением слуха являются трудности игрового замещения, т. е. возможности использования в игре предметов, которые в быту имеют другое назначение. Игровое замещение помогает ребенку осознать смысловое значение слова, отойти от конкретного значения. Введение предметов-заменителей связано с развитием знакового символического способа мышления, опосредовано развитием воображения, мышления, речи. В самостоятельных играх глухие дети редко прибегают к использованию предметов в несвойственных им функциях.

Полноценная сюжетно-ролевая игра без специального обучения не формируется, и в старшем дошкольном возрасте у большинства детей наблюдаются процессуальные действия или игры, включающие элементы сюжета. У слабослышащих детей, пользующихся фразовой речью, как правило, уровень игры выше: в старшем дошкольном возрасте у них появляется сюжетно-ролевая игра, однако она не достигает уровня игры нормально слышащих сверстников.

Источник

ирина чернышенко
Особенности игры у детей с нарушением слуха

Данные общепедагогических исследований (Г. Л. Выготской, А. А. Катаевой, Т. И. Обуховой, С. Н. Феклистовой) подчеркивают необходимость и важность игры как одной из форм организации жизни детей с нарушенным слухом, эффективным средством их общего и речевого развития, а также воспитания положительных качеств личности. Еще, организатор первого в России и Европе детского сада для детей с нарушенным слухом Н. А.Рау писала: «Своей конкретностью, действенностью, эмоциональной насыщенностью игра представляет лучшие предпосылки для глубокого воспитательного воздействия на маленького глухонемого, живущего в большей мере, чем слышащий, реальной жизнью, зрительными, осязательными, вибрационными впечатлениями». Впервые изучение особенностей игры глухих детей было осуществлено Г. Л. Выготской. Основное содержание исследования было направлено на выявление особенностей формирования сюжетно-ролевой игры детей дошкольников с нарушенным слухом. На основании полученных результатов ею были разработаны методические рекомендации, включающие несколько направлений формирования умения детей разыгрывать ролевые сюжеты.

Проблема игровой деятельности младших школьников с нарушением слуха в сурдопедагогике в должной мере не изучена. Однако нельзя отрицать важности и необходимости проведения игры у младших школьников с нарушением слуха. Они, как никакие другие дети, требует к себе особого внимания. Специальными задачами, стоящими перед педагогом, являются развитие и обогащение игровой деятельности детей; расширение круга знакомых им игр; использование игры как коррекционного средства в общем и речевом развитии.

Игра решает следующие коррекционно-развивающие,коррекционно-воспитательные и образовательные задачи:

Развитие познавательной деятельности ребёнка ;

Развитие эмоционально- волевой сферы;

Обогащение представлений об окружающем мире;

Формирование коммуникативных навыков;

Формирование культурного поведения;

Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики;

Пропедевтика страхов и отрицательных эмоций.

Какие же своеобразия имеет игра детей с нарушением слуха, отличающие ее от игры слышащих детей. Следует отметить, что дети с нарушенным слухом играют, не менее охотно, чем слышащие. Дети неизменно получают большое удовлетворение от игр. Игры эмоционально обогащают их. Сама же сюжетно-ролевая игра формирует у детей с недостатками слуха воображение, служит средством овладения нормами и правилами социального поведения.

Читайте также:  Психологическое развитие ребенка в три года

Со стороны содержания игры младших школьников с нарушенным слухом обнаруживают известное сходство с играми слышащих детей. Если в дошкольном возрасте у детей с нарушением слуха преобладают игры сюжетно-отобразительные, то в младшем школьном- непосредственно сюжетно-ролевая игра. Содержание игр детей со слуховой депривацией, как и слышащих, является окружающая детей действительность: в играх отражается деятельность людей и их взаимоотношения. Дети с нарушенным слухом играют, используя круг впечатлений, получаемых ими из окружающей жизни. Но поскольку восприятие мира ими осуществляется в условиях ограниченного речевого общения, при минимальной познавательной роли речи, нельзя ожидать полного сходства в содержании игр детей с нарушенным слухом и слышащих детей. Сюжеты игр слышащих детей значительно многообразнее, в них шире отражается не только непосредственный, но и опосредованный опыт детей (то, что они узнают из общения с окружающими, из рассказов, сказок, бесед и т. п.). Игры младших школьников с нарушенным слухом дольше, чем у слышащих, задерживаются на уровне предметно- процессуальных, а их сюжетные игры однообразнее и проще, чем у слышащих сверстников.

Вне специального обучения, без специальной работы, направленной на расширение опыта детей с нарушенным слухом, у них задерживается общественно-мотивационный план игры, преобладают бытовые игры с ограниченным кругом отношений и очень редко наблюдается выход в более широкий план общественных отношений. Кроме того, наблюдается задержка развития игровой деятельности детей с нарушенным слухом в сравнении с играми слышащих школьников.

Многие исследователи называют игру воображением в действии. Общеизвестно, что воображение развивается лишь с развитием речи, в единстве с ней. В случаях недоразвития речи задерживается и развитие воображения, необходимое для развития игровой деятельности детей. Если в дальнейшем сама игровая деятельность становится прекрасной школой для развития воображения, то для возникновения этой деятельности необходим известный уровень развития воображения. Задержка в развитии воображения не может не сказаться на игровой деятельности детей, обедняя и упрощая ее. Наглядное мышление детей с нарушенным слухом тоже отстает в своем развитии. Несмотря на неоднократно отмечавшуюся в литературе их наблюдательность, специально проведенные исследования обнаружили неполноценность их наглядного мышления по сравнению со слышащими детьми. Стало быть, наглядное мышление тоже не может быть полноценной базой и опорой для развития игровой деятельности.

Одна из причин, вызывающих задержку развития игровой деятельности, заключается в трудности руководства этим видом деятельности. И действительно, слышащий ребенок к приходу в школу уже имеет в своем «репертуаре» целый ряд игр. Основная линия руководства играми в этом случае направлена на их обогащение и развитие; основная формула руководства – слово педагога.

У детей с нарушенным слухом дело обстоит по-иному. Сложность обучения и руководства игрой состоит в том, что возможность обогащения её с помощью речи ограничена. Все обучение этому виду деятельности осуществляется на основе показа и совместного с ребенком действия, и только потом уже слова.

Слышащий ребенок совершает первые шаги в социализации через общение со взрослыми с детьми, через восприятие информации с помощью радио, телевизора, компьютера, посещение кино, театра и т. д. Выдающийся представители отечественной психологии отмечают, что при общении ребенка к духовной и материальной культуре создаваемой обществам происходит не пассивно, а активно, в процессе деятельности. Самостоятельно постичь суть окружающего мира – задача, непосильная и для слышащего ребенка, тем более для ребенка с нарушением слуха. У глухого ребенка отсутствует слуховое восприятие нет речи, нет общения. Первые шаги его социализации совершаются при помощи взрослого, а вторые шаги при помощи общения со сверстниками. Именно так глухой ребенок сможет воспринимать и усваивать социальный опыт. Где? И как? Это может происходить?

Это может происходить во время временной интеграции, когда дети с нарушением слуха интегрируется в группы детей общего развития они вместе проводят спортивные и музыкальные развлечения, занятия, прогулки, совместные праздники. И во время встречной интеграции, когда в группу детей с нарушением слуха приходят слышащие дети и они вместе играют в сюжетно ролевые игры.

Удовлетворяя желание быть похожим на взрослых, дети в играх реализуют свое стремление к активности, самостоятельности, проявляют инициативу, действуют творчески. Игры наполняют жизнь детей радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают бодрое настроение.

Глухие дети играют не менее охотно, чем их слышащие сверстники. Игры доставляют глухим детям большое удовольствие, обогащают их в умственном, нравственном и других отношениях. Но игры других детей несколько беднее по содержанию. Это связано с тем, что восприятие мира глухими детьми осуществляется в условиях ограниченного речевого общения, при минимальной познавательной роли речи. Игры глухих дошкольников однообразнее и проще, чем у их слышащих сверстников.

Читайте также:  Развитие ребенка в полтора годика

Используя апробированные виды интеграции в работе с детьми с нарушением слуха мы преодолеваем не только негативное отношение к детям с ООП,но и развиваем разговорную речь, организуем слухо-речевую среду, развиваем творческий потенциал детей с ООП, передаем социальный опыт.

Игра – это воспроизведение детьми при помощи взятой на себя роль и использования различных игровых предметов деятельности взрослых людей и их взаимоотношение. В ходе игр «какие – либо реальные действия, которые совершаются взрослыми в одних условиях, воспроизводится ребенком в других, игровых обстоятельств».

Удовлетворяя желание быть похожим на взрослых, дети в играх реализуют свое стремление к активности, самостоятельности, проявляют инициативу, действуют творчески. Игры наполняют жизнь детей радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают бодрое настроение.

Источник

В жизни ребенка с нарушенным слухом роль игры не менее важна, чем для слышащего, для которого она является основой развития воображения, образного мышления и речевого общения.

А.А. Катаева и Г.Л. Выгодская отмечали, что снижение слуха и связанная с ним задержка речевого развития, низкие потребности в общении отрицательно сказывается на становлении предметной и игровой деятельности [6]. Более поздние сроки формирования действий с предметами обусловливают своеобразие и низкий уровень игры, запаздывание ее сроков по сравнению с играми слышащих детей. Не смотря на то, что дети с нарушениями слуха испытывают интерес к игре и охотно играют, их игры дольше, чем у слышащих задерживаются на предметно-процессуальном уровне. Они значительно беднее по содержанию и отражают преимущественно хорошо знакомые бытовые действия.

Дети с нарушениями слуха нередко воспроизводят в играх второстепенные, преимущественно предметные действия. Не отражая существенные элементы, не постигая внутренние смысловые отношения. Наблюдается тенденция к однообразному механическому повтору знакомых игр. Наиболее характерны для детей с нарушенным слухом трудности игрового замещения, когда осуществляется перенос игровых действий на предметы, выполняющие в быту другие функции. Отвлечься от данного предмета, перенести слово в новую ситуацию, нетипичную для употребления, очень сложно, так как слово длительное время было закреплено за одним предметом.

В развитии детей с нарушениями слуха игра должна выполнять не меньшую роль, чем в развитии их слышащих сверстников.

Дети с нарушениями слуха играют не менее охотно, чем нормально слышащие дети. Игры доставляют им большое удовольствие, обогащают их умственном, нравственном и других отношениях.

Однако наряду с этим игры детей с нарушениями слуха имеют ряд особенностей отличающих их от игр, нормально слышащих детей. Игры детей с нарушениями слуха, как и игры, нормально слышащих детей, отражают реальную действительность. Без работы, направленной на расширение опыта детей с нарушениями слуха, задерживается общественно-мотивационный план игры, преобладают бытовые игры с ограниченным кругом отношений.

Дети с нарушениями слуха не могут самостоятельно осознать скрытые отношения, зато наглядно-действенные детально и педантично отражаются в их играх.

Для детей с нарушениями слуха типична склонность к педантичному буквальному отражению в игре действительности. Из-за задержки речевого развития способность к обобщению и творческому отражению действительности в игре оказывается весьма ограниченной. Поскольку у ребенка с нарушенным слухом отстают в развитии воображение, фантазия, он не может творчески войти в роль.

Для детей с нарушениями слуха характерно, что по мере овладения игровой деятельностью их игровые действия становятся более развернутыми, полными, начинают изобиловать подробностями, деталями. В то время как у нормально слышащих детей в результате развития игровой деятельности игровые действия становятся менее подробными, как бы “сворачиваются”, сокращаются.

Многие исследователи игры обращали внимание на связь игровой деятельности ребенка с речью.

Недостатки развития смысловой стороны речи детей, с нарушениями слуха обобщающей и регулирующей функции слова проявляются в том, что слово не всегда определяет выполнение игровых действий.

В результате задержанного развития речи отстают в своем развитии и воображение детей с нарушениями слуха, необходимое для игры. Задержка речевого развития ребенка с нарушенным слухом мешает отвлечься от непосредственного воспринимаемого и затрудняет создание воображаемой игровой ситуации.

Без специального обучения умению играть игры детей с нарушениями слуха развиваются медленно и носят в основном процессуальный характер.

Правильно организованные и проводимые игры обычно рождают потребность в новых словах, которую воспитатель удовлетворяет.

Необходимое условие проведения игры с детьми с нарушениями слуха является желание ребенка в нее играть. Это желание нельзя игнорировать.

То, что дети не пережили эмоционально, то что осталось ими не понятым, – или не отражается в их играх, или отражается искаженно, неадекватно.

Источник