Роль игры в развитии ребенка младшего школьного возраста
Анжелика Зинченко
Роль игры для развития младших школьников
«Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением»
Г. К. Селевко
С самого раннего детства игра играла и занимала большую и значимую потребность в жизни каждого ребенка. Она наполняла развитие ребенка новыми красками и впечатлениями,помогала посмотреть на окружающий мир глазами сказочных героев: где добро побеждает зло, где весело и увлекательно.
На всех этапах жизни ребенка, начиная с самого рождения и до начальной школы игра преподносила своим ученикам все новые и новые знания.
Многие ученые давали оценку значению и роли игре. Наиболее важное определение по моему мнению дает немецкий психолог К Гроос.
По теории К. Грооса,который придавал детской игре исключительно большое значение: «…у ребенка она составляет главное содержание его жизни». К. Гроос развивал свою теорию как теорию упражнений, считая, что у высших живых существ, особенно у человека, прирожденные реакции являются недостаточно развитыми, поэтому человеку дано особенно длинное детство для подготовки к жизни с помощью подражания привычкам, способностям старшего поколения.
Игра – важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в школе и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлений, их значение становится для него более понятным.
Игра развивает многие творческие начала ребенка, находит его открытые интересы и заставляет его переносить с помощью игрыразличные важные чувства: искренность, сострадание, доброту, уважение и честность.
Она помогает не только ребенку, но его родителям, которые порой не знают, как преподнести ребенку что то новое, а именно с помощью игры они воспитывают свое чадо и открывают перед ним новый мир знаний и возможностей
Например, Крупская Н. К. характеризовала и описывала значение игры. «…Самодеятельная подражательная игра, которая помогает осваивать полученные впечатления, имеет громадное значение. Гораздо большее, чем что-либо другое». Также высказывается и Горький А. М.в своих научных трудах: «Игра – детское познание мира, в котором они живут и который требуется изменить».
Большую роль игровая деятельность приобретает в учебной деятельности, особенно у младших школьников. Это связанно с новыми впечатлениями в начальной школе и особенностями их психики. Ведь порой педагогам и воспитателям трудно заставить ребенка учиться и при этом думать умственно, что не мало важно для развития многих процессов.
В процессе учебной деятельности младший школьник остро нуждается в организации его умственной активности, он еще не обладает произвольностью в такой мере, чтобы самостоятельно заниматься учебной деятельностью. Младшим школьникам трудно понять приказы, запрещения, призывы к долгу ученика, они не могут долго задерживаться на учебных задачах, им быстро надоедает однообразие. Они стремятся к игровой деятельности, игра для них – смысл жизни, они не могут жить без активности. Именно в младшем возрасте возрасте проявляется гиперактивность ребенка, которую не так просто остановить.
В то же время игра развиваетв ребенке следующие качества:
1) сообразительность,
2) внимание,
3) терпение,
4) вырабатывает умение быстро ориентироваться и находить правильное решение, что характеризует умственную деятельность
Принуждение младшего школьникак учебной деятельности может повлечь за собой одно: он невзлюбит школу, учение, книгу, самого педагога. А главная задача учителя начальных классов в том, чтобы пробудить в каждом ребенке тягу к познанию, сформировать нравственно – волевую готовность к учебной деятельности, которая предполагает усвоение правил общения в коллективе, умение подчиняться требованиям взрослого, сознательное принятие норм поведения. И этого учитель может добиться в игровой деятельности с детьми на уроке. Учитель, обеспечивая непосредственный обучающий эффект игры,должен регулярно демонстрировать маленьким учащимся их достижения: они должны систематически убеждаться в том, что до начала игры в классе они чего-то не умели, а к концу ее этому научились. Школьник осознает, что учитель хвалит его не только за хорошее участие в общей игре, но и за результат – за приобретенное знание и умение. И маленький ученик проникает гордостью оттого, что он настоящий школьник, потому что он не просто играет, а учится!
Чтобы учебная деятельность приносила ребенку только радость и новые впечатления, необходимо не только полное выполнение рекомендаций педагога, но и умение правильно понимать и слушать информацию, которая несет в себе знания, умения и необходимые навыки. Именно тогда школьник испытает полное удовлетворение собой и радость преодоления умственных трудностей, которые возникли у него в следствие учебной деятельности, выраженной в игровой форме. Именно в этом случае игра служит незаменимым помощником педагогам, которая помогает найти правильный подход к каждому ребенку.
Чтобы игра обеспечивала решение этой стратегической задачи, она должна не предшествовать обучению «поиграем, а потом начнём учиться», не чередоваться с ней «поиграли – поучились», а формой организации коллективной, руководимой учителем учебной деятельности класса. При таком использовании игра может формировать у детей качества,необходимые для становления учебной деятельности:
А) общее положительное отношение к школе, учебному предмету;
Б) желание постоянно расширять свои возможности, развивать способности, «строить» себя в сотворчестве с учителем и одноклассниками;
В) осознание способов, направленных на расширение своих возможностей, т. е учебных действий, в том числе способов самоконтроля и самооценки.
Одним из ведущих методов у детей младшего школьного возраста являются дидактические игры, сюжетно – ролевые и творческие игры.
Таким образом, игра способна сформировать у детей качества,необходимые для становления учебной деятельности:
1. общее положительное отношение к учебному труду, к школе, к учебному предмету, уважение к одноклассникам;
2. умение включаться в коллективную деятельность;
3. готовность слушать друг друга;
4. желание постоянно расширять свои возможности, развивать способности творить вместе с учителем;
5. расширение своих творческих способностей, самовыражения, самопознания, самоутверждения, инициативы и находчивости.
В игре формируются, перестраиваются и частные психологические процессы. Значительно повышается в условиях игровой деятельности пестрота зрения. В игре ребёнок раньше и легче удерживает сознательную цель запоминать большое количество слов, чем в лабораторных условиях. В игровой деятельности складываются благоприятные условия для развития интеллекта ученика, для перехода от наглядно- действенного мышления к образному мышлению и к элементам словесно- логического мышления.
Ценность игровой деятельности заключается в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования школьного общества. Она, как никакая другая деятельность, позволяет ученикам создавать те или иные формы общения. В играх дети развивают свою инициативу и находчивость, приучается к труду, точности, аккуратности. В играх развивается и укрепляется чувство товарищества, честности, правдивости
Таким образом, игра нужна детям младшего школьного возраста. Она помогает развиваться ребенку и вырасти в дальнейшем настоящим вежливым и добрым индивидом общества.
Источник
Роль игры в воспитании детей младшего школьного возраста
Одна из ведущих ролей в воспитании и развитии детей младшего школьного возраста принадлежит игре – основному и естественному виду детской деятельности. Именно это любимое каждым ребенком занятие считается эффективнейшим средством становления личности, характера, формирования морально-волевых качеств, выработки хороших привычек и манер. Игра помогает школьникам реализовать свою потребность в воздействии на окружающую их действительность и находящихся рядом людей.
В этой связи представляется уместным вспомнить высказывание великого советского педагога В.И. Сухомлинского, который считал, что игра — это большое окно, через которое духовный мир малыша обогащается живительным потоком понятий и представлений об окружающем мире во всех его проявлениях. Игра — это искра, которая зажигает в детях огонек любознательности и пытливости.
Именно поэтому обучение и воспитание школьников младшего возраста посредством игры заслуживает особого внимания и отдельного разговора. Тем более, что современное поколение педагогов отдает предпочтение преимущественно игровой форме ведения своей профессиональной деятельности. Этот факт достаточно часто вызывает у родителей ряд вопросов, связанных с эффективностью такой формы обучения в школе. И сегодня мы постараемся ответить на эти вопросы.
Особенности игровой формы обучения
Специфической особенностью организации игр для детей дошкольного и младшего школьного возраста является непосредственное участие в этом процессе взрослого, который не только помогает его разнообразить, но и наполняет игру новым содержанием и смыслом. Доказано, что ученики более эффективно усваивают нормы и правила поведения в обществе, глядя на положительный пример со стороны старшего поколения, в данном случае – педагога, главной задачей которого становится “внедрение” в детский коллектив изнутри.
Профессиональная компетенция педагога во многом определяет конкретное воспитательное значение используемой игры. Педагог должен не только учитывать индивидуальные и возрастные особенности участников, уметь организовать процесс и управлять им, но и обладать необходимым объемом знаний из области психологии, дидактики, социологии и методики, чтобы четко руководить взаимоотношениями детей во время проведения различных игр.
При этом родителям не стоит беспокоиться о том, что в ходе игрового обучения будет стерта граница соблюдения субординации, и отношения учитель-ученик уйдут в небытие, уступив место дружеским отношениям. Как показывает практика, ролевые игры с участием взрослых не только не подрывают их авторитета в глазах учеников, но и способствуют росту уважения и доверия к ним. Главное, чтобы педагог руководствовался индивидуальными особенностями каждого ребенка и учитывал психологию младших школьников, и тогда дети с помощью игры будут развивать внимательность, учиться быть самостоятельными, стремиться к самосовершенствованию.
Для детей – увлекательная игра, для педагогов – сложная работа
Необходимо отметить, что если для детей игра – это веселое развлечение, то для педагогов данная форма обучения – сложная работа, которая требует порой немалой предварительной подготовки, выполнения ряда упражнений и огромного стремления сделать процесс обучения веселым, увлекательным и эффективным.
А чтобы добиться этого учителям младших классов приходится учитывать не только личностные и психологические, но и физиологические особенности детей, проявляющиеся во время игры и непосредственно влияющие на ее ход и результаты. Это делается для того, чтобы ученики могли с максимальной пользой использовать в реальной жизни полученный в процессе игры опыт. Ведь физическое и умственное развитие ребенка тесно взаимосвязаны, и учитывая этот факт, педагог-профессионал может при помощи активных занятий одновременно воздействовать как на внешне проявляющиеся качества ребенка (сила, ловкость, подтянутость), так и на внутренние его особенности (ум, воспитание).
Наиболее распространенные игровые формы обучения
Существует три группы игр, на которые сегодня опираются педагоги в воспитании детей младшего школьного возраста:
- игры, связанные с функционированием абстрактного мышления,
- игры, направленные на формирование, закрепление и развитие «образа я»,
- игры, рассчитанные на управление собственной памятью.
Итак, первая и наибольшая группа детских игр связана с развитием у школьников абстрактного мышления, которое можно наблюдать даже у младенцев на первом году жизни (отметим, что абстрактное мышление развивается задолго до появления речи как способа выражения своих мыслей). Такие игры основаны на предоставлении ученикам определенных наглядных пособий для их дальнейшего логического анализа, определения их основных свойств и качеств, изучения форм и последующего представления этих предметов в пространстве.
Вторая группа игр, направленная на формирование у детей «образа я», служит для укрепления чувства собственной идентичности и самосознания. Известно, что дети раннего возраста не проводят границ между собой и окружающим миром. Они ощущают себя единой его составляющей, зависят от него, а потому абсолютно не боятся потерять самого себя и свою индивидуальность. На этом факте и основаны игры, формирующие индивидуальные качества личности, развивающие присущие конкретному ученику способности до тех пор, пока маленький человек не осознает свое отличие и идентичность.
Третья группа воспитательных игр служит для развития памяти ребенка. А если быть точнее, то такие игры прививают навыки воспроизведения впечатлений и способствуют их репродукции. Данные игры считаются особенно необходимыми именно для дошкольников и детей младшего школьного возраста, так как эта категория ребят еще не научилась контролировать свою память и постоянно освежать в ней те или иные впечатления. Память, как известно, необходимо тренировать. Ролевые игры, постановочные игры, соревнования, конкурсы, игры на внимание и память помогают педагогам сформировать у учеников важный навык репродукции моментов и впечатлений, который пригодится им в будущем.
Еще один значимый момент в игре – ее коллективный характер. Пожалуй, нет ни одной по-настоящему интересной и полезной игры, рассчитанной на одного человека. А это значит, что в игре дети учатся общаться, уступать, отстаивать свое мнение, проявлять заботу о других, демонстрировать свои знания и умения, позиционировать себя в обществе и многому другому.
Таким образом, можно сделать вывод, что игра, как один из излюбленных видов деятельности детей, помогает педагогу-профессионалу не только наладить контакт с учениками, но и эффективно организовать воспитательный процесс. Своевременное внедрение той или иной игры значительно облегчает обучение, развитие и воспитание детей младшего школьного возраста.
Источник
В последнее время в педагогике, так же как и во
многих других областях науки, происходит
перестройка практики и методов работы, в
частности все более широкое распространение
получают различного рода игры.
Внедрение в практику игровых методик напрямую
связано с рядом общих социокультурных процессов,
направленных на поиск новых форм социальной
организованности и культуры взаимоотношений
между учителем и учащимися.
Необходимость повышение уровня культуры
общения учащихся в дидактическом процессе
диктуется необходимостью повышения
познавательной активности школьников,
стимулирования их интереса к изучаемым
предметам.
Не секрет, что в наш быстро переменчивый век,
живущий в невероятном темпе, важным звеном
общественного развития является система
образования в целом, и начальное образование как
этап обучения подрастающих членов общества, на
котором формируются основные умения и навыки,
необходимые в дальнейшем обучении. Темпы роста
объемов учебного материала диктуют свои условия
к применению методов обучения младших
школьников. И методы эти зачастую направлены на
количество усваиваемого материала, а отнюдь не
на его качество.
Такой подход, естественно, не способствует
успешному усвоению программного материала и
повышению уровня количества знаний. Наоборот,
материал, плохо усвоенный учащимися, не может
являться надежной опорой для усвоения новых
знаний.
Решение этой проблемы кроется в использовании
методов обучения младших школьников,
базирующихся на передовых представлениях
детской психологии. И здесь на помощь учителям
должна прийти игра – один из древнейших, и, тем не
менее, актуальных методов обучения. Задолго до
того как игра стала предметом научных
исследований, она широко использовалась в
качестве одного из важных средств воспитания и
обучения детей.
В самых различных системах обучения игре
отводится особое место. И определяется это тем,
что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок
от рождения и до наступления зрелости уделяет
огромное внимание играм. Игра для ребенка – не
просто интересное времяпрепровождение, но
способ моделирования внешнего, взрослого мира,
способ моделирования его взаимоотношений, в
процессе которого, ребенок вырабатывает схему
взаимоотношений со сверстниками. Дети с
удовольствием сами придумывают игры, с помощью
которых самые банальные, бытовые вещи
переносятся в особый интересный мир приключений.
“Игра, есть потребность растущего детского
организма. В игре развиваются физические силы
ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз,
развиваются сообразительность, находчивость,
инициатива. В игре вырабатываются у ребят
организационные навыки, развиваются выдержка,
умение взвешивать обстоятельства и пр.”, –
писала Н.К. Крупская.
Там же она указывала на возможность расширения
впечатлений, представлений в игре, вхождения
детей в жизнь, о связи игр с действительностью, с
жизнью.
Для ребят дошкольного и младшего школьного
возраста игра имеет исключительное значение:
игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для
них – серьезная форма воспитания.
В настоящее время появилось целое
направление в педагогической науке – игровая
педагогика, которая считает игру ведущим методом
воспитания и обучения детей дошкольного и
младшего школьного возраста и поэтому упор на
игру (игровую деятельность, игровые формы,
приемы) – это важнейший путь включения детей в
учебную работу, способ обеспечения
эмоционального отклика на воспитательные
воздействия и нормальных условий
жизнедеятельности. В последние годы вопросы
теории и практики дидактической игры
разрабатывались и разрабатываются многими
исследователями: А.П.Усовой, Е.И.Радиной,
Ф.Н.Блехер, Б.И.Хачапуридзе, З.М.Богуславской,
Е.Ф.Иваницкой, А.И.Сорокиной, Е.И.Удальцовой,
В.Н.Аванесовой, А.К.Бондаренко, Л.А.Венгером. Во
всех исследованиях утвердилась взаимосвязь
обучения и игры, определилась структура игрового
процесса, основные формы и методы руководства
дидактическими играми.
Эта работа представляет собой анализ
психолого-педагогического материала по проблеме
игровых методов обучения.
- В игре ребенок делает открытия того, что давно
известно взрослому. Потребность в игре и желание
играть у школьников необходимо использовать и
направлять в целях решения определенных
образовательных задач. Игра будет являться
средством воспитания и обучения, если она будет
включаться в целостный педагогический процесс.
Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре,
педагог воздействует на все стороны развития
личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю
и на поведение в целом. - Игра имеет социальную и историческую природу, а
среда выступает как источник развития. Характер
игры, её виды и структура определяется обществом. - Дидактические игры широко используются на
различных уроках в начальной школе
Эффективность применения дидактических игр на
уроках в начальной школе была доказана опытом
многих педагогов и психологов.
Игровая деятельность – это особая сфера
человеческой активности, в которой личность не
преследует никаких других целей, кроме получения
удовольствия, удовольствия от проявления
физических и духовных сил.
Природа создала детские игры для всесторонней
подготовки к жизни. Поэтому они имеют
генетическую связь со всеми видами деятельности
человека и выступают как специфически детская
форма и познания, и труда, и общения, и искусства,
и спорта. Отсюда и названия игр: познавательные,
интеллектуальные, строительные, игра-труд,
игра-общение, музыкальные игры, художественные,
игры-драматизации, подвижные, спортивные игры.
Принято различать два основных типа игр: игры
с фиксированными, открытыми правилами и игры со
скрытыми правилами. Примером игр первого типа
является большинство дидактических,
познавательных и подвижных игр, сюда относят
также развивающие интеллектуальные,
музыкальные, игры-забавы, аттракционы. Ко второму
типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них
существуют неявно. Они — в нормах поведения
воспроизводимых героев: доктор сам себе не
ставит градусник, пассажир не летает в кабине
летчика.
Подвижные игры—важнейшее средство
физического воспитания детей, особенно в
школьном возрасте. Они всегда требуют от
играющих активных двигательных действий,
направленных на достижение условной цели,
оговоренной в правилах. Специалисты отмечают,
что основные особенности подвижных игр
школьников — их соревновательный, творческий,
коллективный характер. В них проявляется умение
действовать за команду в непрерывно меняющихся
условиях. Велико значение подвижных игр в
нравственном воспитании. Они развивают чувство
товарищеской солидарности, взаимопомощи,
ответственности за действия друг друга.
Сюжетно-ролевые игры (иногда их называют
сюжетными) занимают особое место в нравственном
воспитании ребенка. Они носят преимущественно
коллективный характер, ибо отражают существо
отношений в обществе.
Подразделяют их на ролевые,
игры-драматизации, режиссерские. Сюжет
конструкторские игры и игры с элементами труда.
Компьютерные игры имеют преимущество
перед другими формами игр: они наглядно
демонстрируют ролевые способы решения игровых
задач, например, в динамике представляют
результаты совместных действий и общения
персонажей, их эмоциональные реакции при успехе
и неудаче, что в жизни трудно уловимо. Образцом
таких игр могут стать народные сказки и
произведения фольклора. В них дети приобретают
опыт нравственного поведения в самых
разнообразных условиях жизни. Такие игры
помогают избежать штампов и стандартов в оценке
поведения разных персонажей в разных ситуациях.
Дети усваивают практически средства
коммуникации, способы общения и выражения
эмоций. Все компьютерные программы для детей
должны быть положительно нравственно
направленными, содержать элементы новизны, но ни
в коем случае не должны быть агрессивными и
жестокими.
Дидактические игры различаются по
обучающему содержанию, познавательной
деятельности детей, игровым действиям и
правилам, организации и взаимоотношениям детей,
по роли преподавателя Часто игры соотносятся с
содержанием обучения и воспитания. Игры по
сенсорному воспитанию, словесные игры, игры по
ознакомлению с природой, по формированию
математических представлений. Иногда игры
соотносятся с материалом: игры с дидактическими
игрушками, настольно-печатные игры, словесные
игры, псевдосюжетные игры.
Можно выделить несколько типов дидактических
игр, сгруппированных по виду деятельности
учащихся: Игры-путешествия, игры-поручения,
игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы
(игры-диалоги).
Источник