Роль игры в развитии ребенка младшего дошкольного возраста диплом

Роль игры в развитии самых маленьких детей

Для детей в 1-3 года игра представляет простое манипулирование предметами. Играя с ними, малыш познаёт окружающий мир предметов. Мама готовит на кухне, а ребёнок, играя рядом с ней, узнаёт, для чего нужна та или иная утварь, и как называется вкусная и не очень еда. Играя со взрослым в развивающие игры (кубики, пирамидки, вкладыши), малыш развивает у себя мелкую моторику, внимание, память и мышление. Кроме того, с ними он учится общаться по поводу выполняемого занятия, упорно добиваться результата, радоваться успехам, не просто выполнять указания старших, но и соотносить свои и их действия.

Роль игры в формировании дошкольника

В дошкольный период игра остаётся важнейшим видом деятельности детей, они словно живут в ней. Поэтому игра становится важнейшей сферой их самовыражения. Но в полной мере свои развивающие функции игра выполняет, только когда является самостоятельной деятельностью. 
Помимо игры с предметами, в этот период возникает и более сложная сюжетно-ролевая игра. Дети очень любят такие игры, которые готовят их к будущей жизни. В этих играх присутствует игровой замысел, проработанный сюжет (сценарий), выбор или распределение ролей и сами игровые действия. Это вид творческой игры, создаваемой самими детьми, которые вольны придумывать для неё правила. Для ребёнка эта игра предоставляет хороший способ самореализоваться, стать тем, кем он хотел бы стать, когда повзрослеет: водителем, врачом, летчиком. Это известные игры в «дочки-матери», «больницу», «магазин», «школу». Главная задача таких игр – правильно исполнять свою роль, копируя поведение взрослых. Такие игры являются прямым отражением того, что в своей жизни видят дети. Поэтому одна девочка перед сном нежно поглаживает куклу, а другая ругает её за испачканное платье. 
С помощью игры дети могут входить в эмоционально насыщенную взрослую жизнь, имитируя их социальные отношения. Игры также способствуют повышению самооценки и самоутверждению малышей. Ребёнок именно в сюжетно-ролевых играх может развивать важные способности управления своей памятью и вниманием, усвоения правил и действия по ним, планирования деятельности и прогнозирования результата, воображения и наблюдательности. Кроме того, сюжетно-ролевые игры дают возможность дошкольнику ярко проявить свои эмоции, взглянуть на жизнь глазами другого человека, что помогает ему преодолеть в себе детский эгоцентризм.
В игре ребёнок чувствует себя членом коллектива, здесь формируется понятие «мы» и возникает чувство единения. Поскольку дети оценивают друг друга, то возникает общественное мнение. То есть, в процессе игры вся детская группа, как коллектив, также развивается. В игре оттачивается способность прислушиваться к чужой точке зрения, ставить себя на место другого. Это уже означает переход на более высокую ступень интеллектуального развития.
Поняв, что роль игры в развитии ребёнка невозможно переоценить, многие родители перестанут смотреть на неё, как на пустое времяпрепровождение или забаву. Со стороны родителей в жизни детей игра является главным инструментом воспитания и развития, а со стороны самих малышей – основой, почвой, тканью самой жизни. 
Чтобы в игре происходило развитие ребёнка, с него нужно снять чрезмерную опеку, оставляя за ним больше самостоятельности и пространства. У детей с недостаточно развитой самостоятельностью, нет особого желания, да и умения играть.

Источник

Создание предметно-развивающей игровой среды и организация развивающих игр. Опытно-экспериментальная работа по применению игры в работе с дошкольниками. Компьютерные игры как индивидуальный подход и метод коррекции личности отстающих в развитии детей.

  • Педагогическое значение дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста. Понятие дидактической игры, её структура, особенности и место в педагогическом процессе дошкольного учреждения. Использование дидактических игр в разных возрастных группах.

    контрольная работа, добавлен 12.08.2013

  • Значение термина “развивающая среда” в работах педагогов и психологов. Роль предметной развивающей среды в формировании детей раннего дошкольного возраста, условия и принципы, учет которых необходим при ее построении дошкольном образовательном учреждении.

    реферат, добавлен 22.04.2011

  • Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых детей. Разработка проблемы игровой деятельности у детей дошкольного возраста, современных подход к ней в отношении умственно отсталых детей. Работа с детьми старшего дошкольного возраста.

    Читайте также:  Специфические закономерности развития умственно отсталого ребенка

    дипломная работа, добавлен 24.12.2011

  • Теоретические основы развития креативности детей старшего дошкольного возраста в игре. Проблемы развития креативности детей. Особенности развития творческих способностей дошкольников. Роль педагога в развитии креативности дошкольников в игре.

    дипломная работа, добавлен 14.02.2007

  • Характеристика формирования сенсорных представлений детей раннего возраста. Дидактическая игра. Организация занятий и предметно-игровой среды для сенсорного развития детей раннего возраста. Экспериментальная работа по развитию сенсорных представлений.

    курсовая работа, добавлен 31.10.2017

  • Специфика развития скоростно-силовых способностей детей старшего дошкольного возраста. Роль подвижных игр в формировании этих качеств. Основы коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими отклонение в поведении, методика применения подвижных игр.

    дипломная работа, добавлен 21.10.2013

  • Исследование особенностей психического и физического развития ребёнка 3 года жизни. Изучение игровых методов и приемов воспитания звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста. Разработка плана по обогащению речевого опыта ребёнка с помощью игры.

    дипломная работа, добавлен 31.05.2014

  • Особенности произвольного поведения у детей шестилетнего и семилетнего возраста. Психологические компоненты готовности к школе. Эмпирическое исследование проблемы игры как инструмента формирования произвольности у детей старшего дошкольного возраста.

    диссертация, добавлен 24.12.2017

  • Проблема сюжетно-ролевой игры в исследованиях отечественных психологов и педагогов. Проблема развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста. Экспериментальное исследование особенностей реализации процесса средствами сюжетно-ролевой игры.

    курсовая работа, добавлен 10.12.2013

  • Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии детей дошкольного возраста. Исследование уровня развития игровых умений дошкольников в театрально-игровой деятельности, влияющих на процесс понимания литературного произведения дошкольниками.

    дипломная работа, добавлен 02.06.2014

  • Источник

    Роль игры в развитии личности ребенка дошкольного возраста

    ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.

    Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремиться и к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

    Вся жизнь дошкольника связана с игрой. Освоение окружающих его вещей, отношений между людьми, понимание тех значений, которые несет общественная жизнь, труд и обязанности взрослых, – со всем этим он знакомится, играя, воображая себя в роли мамы, папы и так далее.

    Роль игры в психическом развитии ребенка.

    Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка.

    В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение.

    Игра влияет на все стороны психического развития, что неоднократно подчеркивали как педагоги, так и психологи. Так, А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание происходит, прежде всего в игре.

    Вся история отдельного человека как деятеля или работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу.

    Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у ребенка начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше. Сознательная цель выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая ситуация, если не запоминает условия игры, то он просто изгоняется сверстниками.

    В тоже время опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно – ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяет стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.

    Читайте также:  Антропометрические измерения и оценка развития ребенка

    Ролевая игра имеет определенное значение для развития воображения.

    Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретаются основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками.

    Продуктивные виды деятельности ребенка – рисование, конструирование – на разных этапах дошкольного детства тесно сливаются с игрой. Интерес к рисованию, конструированию первоначально возникает как игровой интерес, направленный на процесс создания рисунка, конструкции в соответствии с игровым замыслом. И только в среднем и старшем дошкольном возрасте интерес переносится на результат деятельности и свободен от влияния игры.

    Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Учение вводит взрослый, оно не возникает непосредственно из игры. Но дошкольник начинает учиться, играя – он к учению относится как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями.

    Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в него ребенка определенного уровня развития речевого общения. Необходимость объясняться со сверстниками стимулирует развитие связной речи. В игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Младшие дошкольники еще не умеют по – настоящему общаться со сверстниками.

    В развитой ролевой игре с ее замысловатыми сюжетами и сложными ролями, создающими достаточно широкий простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение.

    Игра способствует становлению произвольной памяти, в ней преодолевается так называемый познавательный эгоцентризм.

    В дошкольном возрасте игра становится самостоятельной деятельностью ребенка, он осваивает разные виды игр, с помощью игр дошкольник «входит в разные сферы социальной действительности, расширяя возможности познания этих сфер».

    Таким образом, игра оказывает положительное влияние на формирование взаимодействия и взаимоотношения детей. Игры снимают психологические барьеры, вселяют уверенность в собственных силах, улучшают общение детей со сверстниками и взрослыми.

    ИГРУШКИ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ.

    На сегодняшний день игрушка для ребенка стала незаменимым и верным другом, спутников и самым главным действующим предметом в забавах и детских играх. Игрушки помогают ребенку развивать логические мысли, а также дают шанс узнать все возможности, которые существуют в окружающей среде со всей ее действительностью. Самое главное, то, что игрушки воспринимаются ребенком в первую очередь эстетически, ребенок с игрушкой воспитывает в себе добрые качества. Даже в тот момент, когда игрушка теряет у ребенка ее истинный интерес и игровое значение, у малыша все равно остается к игрушке свое отношение. Ведь не зря любимые игрушки остаются в нашей жизни надолго и украшают своим присутствием быт, пусть даже игрушка перестала быть для нас предметом своего предназначения.

    Воспитательное значение игрушек:

    – это обязательный спутник детских игр;

    – участвуют в создании игры, оказывают влияние на личность ребенка;

    – отвечают потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях,

    – помогают осуществить свой замысел, войти в роль, делают действия ребенка реальными;

    – нередко подсказывают идею игры, напоминают об увиденном или прочитанном, влияют на воображение и чувства ребенка;

    – приучают ребенка к осмысленной, целенаправленной деятельности, развивают мышление, память, воображение, внимание, вырабатывают выдержку, воспитывают волевые качества;

    – помогают воспитанию у детей интереса к труду, пытливости, любознательности;

    – способствуют воспитанию чувства патриотизма, симпатии, уважения к людям разных национальностей;

    – объединяют детей, требуя совместных усилий, согласованных действий.

    Требования к игрушкам:

    – они должны давать правильное представление о предметах, их особенностях, жизненном назначении, расширять кругозор ребенка, развивать интерес к технике, к труду;

    – содействовать воспитанию базиса личности, формировать ценности познания, преобразования;

    – иметь динамические свойства, обеспечивающие многоплановое использование их в игре: подвижность частей и деталей, механизмы звучания, дополнительные материалы для раскрытия игровых функций;

    – соответствовать возрастным особенностям восприятия детей;

    – должны быть безопасными и гигиеничными;

    – развивать познавательные интересы, активизировать общение;

    – приучать к коллективной деятельности, воспитывать организаторские способности;

    – пробуждать творческое воображение, изобретательность.

    Какие бывают игрушки.

    В современной литературе чаще встречается классификация, которая соответствует использованию игрушек в разной игровой деятельности.

    Читайте также:  Тренинги для развития мышления ребенка

    Сюжетно-образные: игрушки: куклы, игрушки-животные, предметы домашнего обихода, которые способствуют развитию сюжетно-ролевых игр.

    Технические игрушки: водный, сухопутный, воздушный и космический транспорт; игрушки, отражающие бытовую, сельскохозяйственную и военную технику, промышленное оборудование, электронные игрушки и др.

    Строительно-конструктивные игрушки: наборы геометрических тел (кубы, призмы, пирамиды, цилиндры, пластины, архитектурные или тематические наборы, включающие разные блоки (стены, колонны, арки, крыши); смешанный строительный материал.

    Дидактические игрушки: матрешки, вкладыши, яйца, башни, пирамидки; настолько-печатные игрушки (лото, парные картинки, разрезные картинки).

    Забавные игрушки: с механизмами, с сюрпризами, световыми и звуковыми эффектами.

    Моторные игрушки: мячи, обручи, кегли, серсо, скакалки.

    Музыкальные и театральные игрушки: бубен, рояль, металлофон, декорации и атрибуты для различных видов театра и самостоятельной театрально-игровой деятельности.

    Игрушки-самоделки: из дерева, ткани, бумаги, природного и бросового материала; дополняют готовые игрушки и выполняют развивающую и воспитательную функции.

    Источник

    Некоторые тезисы из работы по теме Роль игры в воспитании детей дошкольного возраста
    Введение

    Актуальность исследования обусловлена важнейшей задачей образования и общества, направленной на всестороннее развитие личности человека. Безусловен тот факт, что основа общего процесса личностного формирования закладывается в дошкольном возрасте. В этой ситуации родители и воспитатели детского сада стремятся социализировать ребенка, подвести его к началу более самостоятельной жизни. На первый план выходит проблема воспитания ребенка – его умение контролировать свое поведение и отвечать за собственные поступки, адекватное развитие в нравственном, коммуникативном и эмоциональном отношении.

    Сюжетная игра является ведущим видом деятельности дошкольника, одним из главных средств его развития, поэтому становится очевидной необходимость исследования роли игры в процессе воспитания ребенка. Каким образом под влиянием игры дошкольник пытается выстраивать отношения в группе, какие качества начинают развиваться в первую очередь, какие наблюдаются отличия в процессе воспитания дошкольника при участии в игре и при выходе из нее – на эти и подобные вопросы необходимо дать ответ в рамках данного исследования.

    Объект исследования – феномен игры.

    Предмет исследования – влияние игры на процесс воспитания дошкольника.

    Цель исследования – проанализировать роль игры в процессе воспитания дошкольников.

    Гипотеза исследования: мы полагаем, что игра может стать одним из главных способов воспитания дошкольника.

    Задачи исследования:

    1. Рассмотреть понятие игры в научно-исследовательской литературе;

    2. Охарактеризовать возрастные особенности дошкольников.

    ……….

    Глава 1. Теоретические аспекты феномена игры и роли игровой деятельности в воспитании дошкольников.

    1.1. Психолого-педагогическая характеристика дошкольного возраста.

    Период дошкольного возраста определяется в психологии и педагогике как важный этап дальнейшего личностного роста ребенка. Отечественные ученые выявляют три этапа в этом периоде: младший дошкольный возраст (2-3 года), средний (4-5 лет) и старший (5-6 лет). Все эти этапы взаимосвязаны между собой, поскольку обусловливают друг друга в сфере развития психических процессов и эмоционально-социальной адаптации к окружающему миру. Чем адекватнее движется общеличностное развитие дошкольника, тем успешнее будет осуществлен и переход к новому социальному статусу – статусу школьника. Поэтому необходимо трактовать дошкольный возраст как период значительных трансформаций в познавательной деятельности и сфере социализации ребенка. Эти области личности напрямую связаны с психическим развитием, которое в дошкольном возрасте также проходит серьезный и тонкий процесс становления. Общая психология определяет последний этап дошкольного возраста как рубежный, поскольку за ним следует смена главного вида деятельности и начало школьной жизни. Поэтому ребенок, являющийся воспитанником ДОУ, обладает несколько иными психологическими и психическими особенностями, чем ребенок, статус которого определяется как «неорганизованный». Посещение занятий в ДОУ уже перестраивает режим деятельности детей – он нередко строится подобно режиму школьных занятий, что существенным образом (особенно в старших группах) подталкивает детей к освоению нового вида деятельности – учебы. На данный момент основной деятельностью ребенка является игра: сюжетная, ролевая – именно игровое пространство позволяет дошкольнику начать процесс познания окружающего мира и себя самого, регулировать отношения с ровесниками и взрослыми. В игре, по словам Д.Б. Эльконина, дети учатся самоконтролю и начинают осознавать собственные качества характера и поведения, пытаться самостоятельно делать выбор и принимать решения. …………

    Источник