Роль игры в развитии ребенка младенческого возраста
Казённое учреждение ХМАО-Югра «Урайский специализированный Дом ребёнка»
Значение игры в воспитании и развитие детей младенческого возраста.
Подготовила: воспитатель
Второй категории
Лебедева Лидия Александровна.
Урай 2013г.
Значение игры в воспитании и развитие детей младенческого возраста.
Как добиться того, чтобы ваш малыш с первых дней жизни рос здоровым, крепким, жизнерадостным; как построить общение с ним, еще не умеющим ни говорить, ни ходить; установить и поддерживать доверительное отношения, научить воспринимать окружающий мир, одним словом; как добиться того, чтобы между вами и вашим ребенком сохранился единственно верный диалог – диалог любви? Разобраться во всех этих вопросах вам поможет игра.
Игра – вот самый эффективный способ воспитания и обучения любого маленького ребенка. Игра – веселая и забавная, занимательная и познавательная – поможет вам в этом.
Игра способствуют развитию взаимодействия между взрослым и ребенком:
Каждый раз, беря малыша на руки и разговаривая с ним, вы устанавливаете доверительную связь между ним и собой. Вы помогаете малышу осознать себя полноправным партнером по общению. Окружая малыша любовью и нежностью, создавая «атмосферу» эмоционального общения, вы стимулируете в дальнейшем познавательную активность малыша, направленные на окружающие предметы и игрушки.
Игра развивает зрительное восприятие:
– Младенцы, прежде всего, предпочитают лицо матери. Поэтому всегда смотрите на малыша, когда вы с ним разговариваете, кормите, переодеваете, купаете, успокаиваете и баюкаете его.
– Младенцы предпочитают различные четко очерченные и яркие предметы. Подберите для показа малышу не только различные погремушки, шары, кубики и кольца, но и сюжетные игрушки с глазками, носиком и ртом. Это могут быть игрушечный мишка, неваляшка, кукла, игрушечный зайчик и т.п. Используйте различные предметы обихода: мотки ниток, разноцветные большие катушки, ленты, лоскутки ткани, пакеты, коробочки, подносы, платки, шарфики и прочее.
– Младенцы любят рассматривать движущие предметы. Сделайте перекладину над кроваткой малыша для того, чтобы повесить на нее различные предметы. Подвешенные предметы должны легко двигаться в потоках воздуха. Меняйте их через каждые 3 – 4 дня.
– Развивая зрительное восприятие малыша, не забывайте, что важно развивать и другие ощущения. Поэтому показывайте малышу предметы, издающие звуки; побуждайте его ощупывать предметы, разные по текстуре – жесткие и мягкие, колючие и шелковистые, разные по температуре – теплые и холодные.
Игра способствует развитию слухового восприятия:
– При овладении малыша предметными действиями побуждаете его извлекать звуки из игрушек и предметов.
– Побуждайте малыша подражать вам при произнесении слогов лепета и первых лепетных слов. Устраивайте «переклички» с малышом, когда вы готовите или стираете, и вас нет рядом с ним.
Игра стимулирует и развивает звуковую активность и предпосылки понимание речи:
– Повторяйте звуки малыша, разговаривайте с ним на его языке.
– «Заражайте» своими положительными эмоциями, ритмом песенок, потешек, пестушек; играйте на музыкальных инструментах и приглашайте его подражать вашим движениям в такт музыке.
– Используйте зеркало, чтобы помочь малышу осознать свои движения.
– Используйте подражание, чтобы научить малыша новым звукам и лепетным словам; показывайте малышу разнообразные игрушки и предметы, разучивайте самые простые игровые действия.
– Играйте в веселые, забавные подвижные игры, помня, что звуки появляются у малыша в момент радостного возбуждения и двигательной активности.
– Во время бодрствования малыша, его купания, кормления, переодевания, укладывания на сон объясняйте все, что с ним вместе делаете.
Игра способствует развитию движения и нормализует двигательную активность:
– Правильно носите и держите малыша на руках.
– Позаботьтесь о том, чтобы во время бодрствования малыш находился в удобном и полезном для его развития положении.
– Тренируйте координацию движений и функцию равновесия у малыша.
– Помогайте малышу осваивать движения, начиная с движений головы и заканчивая самостоятельной ходьбой.
Игра способствует развитию и нормализует движения руки и пальцев руки:
– Приступая к играм с ручками и пальчиками малыша, ПОМНИТЕ, что, прежде чем вы начнете развивать и корригировать эти движения, ваш малыш должен овладеть движениями головы и туловища. А пока вы можете играть, поглаживая ручки малыша, перебирая и целуя его пальчики, добиваясь схватывания различных по форме, цвету и текстуре предметов.
– Побуждайте малыша захватывать различные по текстуре предметы, развивая его ощущения. – Подбирайте для игр такие игрушки и предметы, которые сами бы диктовали способы их захвата: ладошкой, всеми пальчиками или только двумя – тремя.
Игра способствует развитию первых предметных действий:
– Переходить к предметным действиям необходимо только тогда, когда ваш малыш научился захватывать игрушки, подвешенные над рукой и грудью или протянутые ему взрослым.
– Обеспечьте малыша разнообразными предметами, которые можно ронять, выбрасывать, высыпать, перекладывать или доставать и т.п. Позвольте ему стучать, нажимать, трясти, барабанить.
– Побуждайте малыша подражать вам в действиях с игрушками и предметами.
– Каждый раз, играя с малышом, не забывайте называть те действия, которые вы выполняете с предметами или игрушками.
– Побуждайте малыша выполнять разученные вместе с вами действия, ориентируясь на ваши слова.
– Помогите малышу научиться переносить уже освоенные действия на другие предметы и игрушки.
В заключение хочется вспомнить слова Дональда Вудса Винникотта – крупнейшего английского психоаналитика: «Взаимная игра матери и ребенка открывает область, которую можно назвать «общей землей» … это место, способное стать…символом доверия и союза. Поэтому не забывайте про игру, в которой рождаются приятные волнения и радость».
Лебедева Л.А.
Воспитатель «Специализированного окружного Дом ребенка» г. Урая.
Источник
Значение игры для развития и воспитания ребенка раннего возраста.
Игра – один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Детей нужно приобщать к игре. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению.
В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи – тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности.
Ребенок приобретает опыт в собственной деятельности, многое узнаёт от воспитателей, родителей. Разнообразные знания, впечатления обогащают его духовный мир, и всё это находит отражение в игре.
Развитие ребёнка в игре происходит, прежде всего, за счёт разнообразной направленности её содержания.
Есть игры, прямо нацеленные на физическое воспитание (подвижные), эстетическое (музыкальные), умственное (дидактические и сюжетные). Многие из них в то же время способствуют нравственному воспитанию (сюжетно-ролевые, игры-драматизации ,подвижные и др.)
Развитие сюжетно ролевой игры в раннем возрасте.
Игра является деятельностью, мотив которой лежит в ней самой. Это означает, что ребёнок играет по тому, что ему хочется играть, а не и ради получения какого-то конкретного результата.
Игра, с одной стороны, создаёт зону ближайшего развития ребёнка, а потому является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это связанно с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности и формирование умения действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением. С другой стороны, её содержание питает постоянно расширяющиеся жизненный опыт детей.
Первым этапом развития игровой деятельности является Ознакомительная игра.
По мотиву, заданному ребёнку взрослым с помощью предмета игрушки, она представляет собой предметно-игровую деятельность. Её содержание составляют действия манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предмета. Эта деятельность младенца весьма скоро меняет своё содержание: обследование направленно на выявление особенностей предмета-игрушки и потому перерастает в ориентированные действия- операции.
Следующий этап Отобразительная игра, в которой отдельные предметно- специфические операции переходят в ранг действии, направленных на выявление специфических свойств предмета и на достижение с помощью данного предмета определённого эффекта. Это кульминационный момент развития психологического содержание игры в раннем детстве. Именно он создаёт необходимую почву для формирования у ребёнка соответствующей предметной деятельности.
На рубеже первого и второго года жизни ребёнка развитие игры и предметной деятельности смыкается и одновременно расходится. Теперь же различия начинают проявляться и в способах действий, наступает следующий этап в развитии игры:
она становится сюжетно – отобразительной. Меняется и ее психологическое содержание: действия ребенка, оставаясь предметно опосредованными, имитируют в условной форме использование предмета по назначению. Так постепенно заражаются предпосылки сюжетно-ролевой игры.
Решение игровых задач с помощью предметных действий приобретает форму применения всё более обобщённых игровых способов познания действительности. Ребенок поит куклу из чашки, затем заменяет ее кубиком и после просто подносит руку ко рту куклы. Это означает, что игровые задачи ребенок решает на более высоком интеллектуальном уровне.
На данном этапе развития игры слово и дело смыкаются, а ролевое поведение становится моделью осмысленных детьми отношений между людьми. Наступает этап собственно-ролевой игры, в которой играющие моделируют знакомые им трудовые и общественные отношения людей.
Игра динамична там, где руководство направлено на поэтапное её формирование, с учётом тех факторов, которые обеспечивают своевременное развитие игровой деятельности на всех возрастных ступенях. Здесь очень важно опираться на личный опыт ребёнка. Сформированные на его основе игровые действия приобретают особую эмоциональную окраску. В противном случае обучение игре становится механическим.
Дидактические игры в раннем возрасте
Содержание и правила дидактических игр во многом зависит от воспитательных задач, которые ставятся перед детьми различных возрастных групп в процессе их обучения и воспитания.
В дидактических играх младших дошкольников большое значение имеет: Слово, наглядность, сюжет.
Раннее детство от 1 года до 3 лет – это период энергичного освоения детьми различных общественно – выработанных действий.
В этом возрасте дидактические игры учат детей, совершенствовать умение сравнивать предметы по внешним признакам группировать их; составлять из части целое, закреплять представление о свойствах предметов.
Совершенствуются тактильные, слуховые, вкусовые ощущения детей. Развивается наблюдательность и внимание.
Задачи дидактических игр по развитию предметной деятельности:
– сенсорное развитие (различие формы, величины предмета, их окраска, пространственного расположения);
– развитие способности обобщения и элементарного конструктивного мышления;
– развитие речи (умение понимать и самому называть предметы, качества, действия);
– развивать умения учиться у взрослого: воспринимать наглядно – действенный показ взрослого и следовать ему;
– развитие сосредоточенности, целенаправленности, активности, бережного пользования игрушками, аккуратности.
Основная цель игр – воспитывать у детей с помощью взрослого качества, которые не могут быть сформированы в процессе самостоятельной игры. С помощью слова воспитательница направляет, регулирует внимание детей: она указывает на такие качества, свойства наблюдаемого предмета или явления, которые доступны детскому пониманию на данном этапе и которые она считает соответствующими решению поставленных дидактических задач. Предположим, детей учат на занятии использовать красный и синий шарики. Им дают сначала шарики одного цвета. Берут какой-то один и говорят: «Шарик, красный шарик. Покатай красный шарик». Или: «Дай красный шарик». Также говорят о синих шариках. Путем неоднократного повторения «красный» или «синий» поддерживается внимание детей к цвету, предупреждается возможное отвлечение на что-либо другое, в данном случае второстепенное. Без направляющего слова воспитателя восприятие детей рассеивается.
На занятии с детьми проводилась дидактическая игра «Чудесный мешочек» с целью научить детей называть предметы или игрушки и действия. Воспитательница, вынимая из мешочка, например, игрушечную машину, называла ее, затем возила по столу и говорила: «Машина едет». Следовательно, дети получили наглядное словесное обозначение – «Машина», «Машина едет». Их ответные реакции выразились в том, что они называли игрушку. Однако движения ее не назвал никто. И только после того, как на занятии детям была предоставлена возможность возить машину, играть с нею, многие из них стали обозначать словами и предмет, и действие. Благодаря тому, что дети не только смотрели, слушали, но и действовали, между тем, что они наблюдали, и словом образовалась прочная связь.
Самостоятельная деятельность: детям предоставляются только те игрушки, которыми они научились действовать во время занятий.
Приобщение детей раннего возраста к театрализованной деятельности
Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию. С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано в процессе разнообразных игр-забав, хороводов. При прослушивании выразительного чтения стихов и сказок взрослыми. Должны использоваться разные возможности для того, чтобы обыграть какой – либо предмет или событие, пробуждая фантазию ребёнка. Например, на прогулке, увидев ворону: “Посмотрите, какая красивая и любопытная ворона прилетела. Она сидит на ветке и каркает, это она с вами здоровается. Давайте мы ей улыбнёмся и тоже поздороваемся. А теперь полетаем и покаркаем, как ворона”.
В повседневной жизни я использую разнообразные кукольные театры (бибабо, теневой, пальчиковый, настольный), а также обычные игрушки для инсценировки знакомых детям стихов и сказок (“Репка”, “Теремок”, “Колобок”, “Курочка Ряба” и др.). Привлекаю детей к участию в инсценировках, обсуждаю с ними увиденное.
Детям раннего возраста сложно произнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают некоторые фразы, изображая жестами действия персонажей. Например, при инсценировании сказки “Репка” малыши “тянут” репку, при разыгрывании сказки “Курочка Ряба” изображают плач деда и бабы, показывают, как мышка хвостиком махнула и пищат за неё. Малыши могут не только сами исполнять некоторые роли, но и действовать кукольными персонажами. В процессе таких игр-инсценировок, действуя вместе со взрослым и подражая ему, малыши учатся понимать и использовать язык мимики и жестов, совершенствуют свою речь, в которой важными составляющими являются эмоциональная окраска и интонация. Очень важно само желание ребёнка участвовать в игре-инсценировке, его эмоциональное состояние. Стремление детей показать, что испытывает персонаж, помогает им осваивать азбуку взаимоотношений. Сопереживание героям инсценировок развивает чувства ребёнка, представления о плохих и хороших человеческих качествах.
Взрослый призван помогать ребёнку, открывать черты прекрасного в окружающем мире, приобщать его к доступным видам художественно-эстетической деятельности.
Значение подвижной игры во всестороннем развитии ребенка
Подвижная игра – сложная эмоциональная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач, основанная на движении и наличии правил. (Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А.)
В первой младшей группе подвижные игры рекомендуется проводить ежедневно. Продолжительность их в среднем 6–8 минут. Она зависит от характера игровых действий, количества играющих, их настроения, условий проведения игры.
Наиболее целесообразно проводить подвижные игры на свежем воздухе в разное время прогулки. Формы включения в подвижную игру очень различны. Некоторые дети испытывают полное удовлетворение от наблюдения за игрой, оставаясь лишь косвенным соучастником. Они эмоционально переживают ход игры, пританцовывают, хлопают в ладоши, взмахивают руками, выражая свое соучастие.
Кругозор детей этого возраста мал, внимание неустойчиво, поэтому для них рекомендуются игры с простым и доступным сюжетом, со знакомыми действующими лицами из повседневной жизни (кот, птички) или с которым легко познакомить малышей, используя игрушку, сказку (медведь, лиса, заяц). Правила в этих играх очень просты и тесно связаны с сюжетом. Большое место в этой группе занимают игровые упражнения. Такие игры не имеют сюжета, в них включаются простые двигательные задания: принести флажок, позвонить в колокольчик, догнать мяч ит.д.
В играх с пением и небольшим художественным текстом слова и ритм речи подсказывают детям движения и заменяют правила игры («Зайка беленький сидит»,«Мой веселый звонкий мяч»). Для проведения игры воспитатель должен подобрать пособия и мелкие предметы, расположить «домики», «гнездышки», кого из детей привлечь на ведущую роль и пр.
Маленькие дети довольно долго усваивают все тонкости игры и овладевают необходимыми навыками. Поэтому воспитатель может часто повторять с ними одну и ту же игру. При повторении подвижных игр с малышами, важно следить, чтобы дети чрезмерно не утомились, не возбуждались
Источник