Роль игры в развитии ребенка фгос

Роль игры в жизни ребенка в контексте ФГОС ДО

        Этап дошкольного детства играет значительную роль в проявлении творческих возможностей малыша, пробуждении самостоятельности, становлении и развитии личности человека в целом. Решающим условием формирования индивидуальности ребёнка становится вхождение его в особое измерение детской деятельности. Ведущей моделью поведения и освоения мира для ребёнка, безусловно, является игра. Во время игры малыш знакомится и общается с другими детьми, учится дружить и выстраивать отношения, подражает взрослым, осваивает неизвестное, познаёт, что такое хорошо и что такое плохо. Ниже разберём, какие условия предписывает ФГОС при формировании игровой деятельности дошкольников.

Содержание

 1 Современная игровая деятельность для дошкольников по ФГОС

 1.1 Значение, цели и задачи игры

 1.2 Принципы организации

2 Типология игровой активности дошкольников

2.1 Виды

 2.2 Самостоятельная игра

3 Развитие в условиях ФГОС

3.1 Основные требования к эффективной организации и проведению игры

3.2 Игровые образовательные ситуации

 3.3 Игровые обучающие ситуации:

3.4 Социо-игровая технология для дошкольников по ФГОС

3.5 Организация игрового пространства на основе требований ФГОС ДО 3.6 Компьюторно-игровой комплекс

4 Проведение анализа

5 Картотека игр для дошкольников Современная игровая деятельность для дошкольников по ФГОС

        Игры детей — вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста. Мишель де Монтень Значение, цели и задачи игры

          Игра — основная форма проявления активности дошкольника, обогащающая его воображение и эмоциональный мир, пробуждающая творческие силы, развивающая навыки общения с окружающими людьми.

 В пункте 2.7 Стандарта дошкольного образования игра определяется как инструмент для организации деятельности ребёнка, его многогранного развития в социально-коммуникативной, речевой, познавательной, художественно-эстетической и физической образовательных областях. Персональные психоэмоциональные особенности малыша, его возраст, способности и наклонности определят содержательный контекст игрового процесса.

Игра является ведущей деятельностью в развитии ребенка не только по времени, но и по силе влияния, которое она оказывает на формирующуюся личность ФГОС ДО указывает на конкретные особенности игрового процесса дошкольника в зависимости от возрастной категории: младенческий этап (два месяца — один год) – предметная игра, знакомство с предметным миром, приобретение элементарных навыков манипуляции с предметами, близкий эмоциональный контакт с родными; раннее детство (один-три года) – игра с комбинированными и динамическими игрушками, общение и игры с другими детьми под наблюдение взрослых; дошкольный период (три — восемь лет) – более сложный сюжетно-ролевой формат игровой активности, коммуникативная игра с соблюдением определённых правил. В раннем возрасте — игра предметная, когда ребенка увлекает перенос действия с предметом в новые условия. Ложкой кормят и кукол, и мишек, и лошадку, и машину

Цели и задачи игры Пункт 4.6 ФГОС ДО оговаривает важность развития игровой деятельности в становлении социально-нормативных основ поведения ребёнка, а также в повышении эффективности образовательного процесса: Пробуждение интереса — процесс обучения в игровой форме развлекает, доставляет удовольствие и радость, нейтрализует стрессовое напряжение, превращает познание окружающего мира и освоение новых практических навыков в увлекательное путешествие. Самопознание и самореализация — малыш познаёт свой внутренний мир, учится проявлять инициативность, высказывать своё мнение в общении, опираться на самостоятельность в конструировании, делать осознанный выбор рода занятий и партнёров по игре; Формирование культуры сотрудничества — совместная игра помогает развить психологические навыки солидарности, обучает коллективной деятельности, умению слышать не только самого себя, но и партнёров по игре, является прекрасным практическим тренингом по искусству разрешения конфликтов и умению находить компромисс, воспитывает уважение к другим людям, формирует чувство справедливости и собственного достоинства; Социализация — ребёнок учится различать реальную действительность и условную («понарошку»), развивает волевые качества самодисциплины и понимает необходимость следовать нормам и правилам; Развитие коммуникативных навыков — малыш осваивает такой инструмент, как речь для решения проблемы взаимопонимания и передачи информации. Игровая терапия — помогает в преодолении трудностей, возникших в какой-либо сфере деятельности ребёнка

Есть противопоказания. Посоветуйтесь с врачом. Игрушки в такой игре уже начинают выражать особенности реального поведения людей. Ребенок показывает, как они капризничают, спорят, боятся, просят сладости, игра все полнее передает отношения. Принципы организации свободная форма деятельности ребёнка, исключающая принуждение, совершаемая ради получения положительных эмоций от самого процесса, а не только от конечного результата такой деятельности; творческий характер, построенный на принципе инициативности, самобытной импровизации и неординарности; эмоциональный азарт, проявляющийся в духе соперничества и конкуренции; следование правилам, которые прямо или косвенно отражают логическую последовательность и содержательный рисунок игры. Типология игровой активности дошкольников Виды Игры, инициаторами которых становятся сами дети (самостоятельные игры): сюжетно-отобразительная; сюжетно-ролевая игра; режиссёрская постановка; театрализованная импровизация. Игры, рождающиеся по инициативе взрослых. Игры с ярко выраженным обучающим характером: дидактические игры с сюжетным рисунком; игра-эксперимент, игра-путешествие с поисковыми элементами; подвижные разного уровня интенсивности; дидактические игры с музыкальным сопровождением. Образовательный проект для детей младшего дошкольного возраста «Шаги к математике» Игры, являющиеся формой отдыха или смены деятельности: развлекающие игры; интеллектуальные головоломки и состязания; календарные и тематические праздники, карнавальные представления; театрально-костюмированные; народные игры и фольклорные традиции, пришедшие в современный мир из исторического прошлого. Самостоятельная игра В возрасте от трёх до пяти лет ребёнок начинает открывать для себя удивительный мир сюжетно-ролевой игры, осваивая азы ролевого перевоплощения, имитации поведения какого-либо персонажа из внешнего мира. Базовой основой такой игры является сюжет, в этом возрасте излюбленными становятся бытовые сцены из семейной жизни. Осваивая сначала простейшие манипуляции с предметами, позже с их символическими заместителями, затем подражая социальным ролям взрослых, ребёнок совершенствует механизмы абстрактного мышления и проходит игровую практику изучения различных моделей поведения в обществе.

 Сюжетно-отобразительная игра появляется с трёх лет и предваряет более сложную сюжетно-ролевую. Особенностью этой игры является то, что ребёнок играет один, игровые действия сосредотачивает на игрушке, но одухотворённо отображает мир человеческих отношений, эмоции радости или разочарования, реплики спора или одобрения, поведение послушания или бунта. Таким образом, малыш не берёт на себя роль в полном объёме, но в игровых действиях по отношению к игрушке воспроизводит модель поведения, свойственную конкретному человеку. В возрасте четырёх-пяти лет в игре по-прежнему главными персонажами остаются игрушки, но появляется более яркое эмоциональное воплощение в жестах и мимике, динамических позах самого ребёнка или предмета. Большое значение начинают приобретать так называемые игровые атрибуты, например, машина для водителя, указка для учителя, медицинский халат врача, фуражка военного и т. д. Все дети, играя с куклами, мечтают о том, чтобы его любимые куклы, мишки и зайчики ожили на самом деле. Механические куклы на это не способны, у них есть ограниченный набор действий. А вот куклы для кукольного театра дают ребенку огромные возможности для развития целого ряда навыков и способностей. Режиссёрская игра наименее изученный феномен, она обладает исключительно индивидуальным характером, когда малыш, выступая в роли режиссёра и сценариста одновременно, придумывает слова для героев и сам же исполняет их роли, являясь автором и актёром в одном лице. Часто можно наблюдать как ребёнок, всецело поглощённый строительством дома или игрой с любимой куклой, разыгрывает сценки между вымышленными персонажами и, проговаривая их слова, как будто не замечает окружающих. Виды режиссёрской театральной игры: настольный театр картинок или устойчивых игрушек; театр теней, когда изображения персонажей передаются с помощью подачи света на экран и тёмных фигурок; игры с пальчиковыми картинками, которые ребёнок надевает на кончики пальцев; импровизации с куклами бибабо, состоящими из головы и платья стенд-книжка с переворачивающимися иллюстрациями сюжета Театральные игры помогают развить у детей выразительность интонации, мимики, движений, воспитать чувство коллективизма, взаимопомощи Театрализованная игра  На основе литературного сюжета дети разыгрывают в лицах какую-либо сценку с использованием костюмов или персонажей кукольного театра (напольные или куклы бибабо), может подключаться музыкальное сопровождение или пантомима, хореография, но тогда необходима помощь взрослых. Такие игры учат детей читать настроение или эмоциональное состояние другого человека по его мимике и жестам, развивают чувство эмпатии, учат понимать и чувствовать окружающих людей, следовательно, выстраивать адекватное поведение. Кроме того, герои обычно являются сказочным воплощением добра и зла, светлых и тёмных сил, а как известно, добро всегда побеждает зло в финале сказки. Такая безоговорочная победа добра привлекает детей и становится основой жизненного оптимизма, стимулирует желание подражать положительным персонажам, которые являются воплощением чести и благородства. Видео: игра «Театр юного зрителя» Сюжетно-ролевая игра Для старших дошкольников (6–7 лет) важным будет не обращение к игрушке, а общение с детьми, которые выполняют роли героев игрового сюжета. В этом возрасте ребёнок выходит за пределы бытовых сюжетов, его вдохновляют более широкомасштабные, «глобальные» проекты, например, полёт в космос или кругосветное путешествие, строительство железнодорожной магистрали и т. д. Классификация сюжетно-ролевых игр: игры на бытовые сцены из реальной жизни («дочки-матери», «поход в гости», «домашние хлопоты»), в которых основным героем является кукла; игры на воспроизведение профессиональной деятельности людей — воспитатель, продавец, водитель, лётчик, магазин, школа и т. д.; игры, сюжетом которых становится военная тематика исторического прошлого; игры на тему популярных сюжетов литературных произведений, кинематографа или мультипликационных фильмов. Видео: сюжетно — ролевая игра в старшей группе «Строительство спортивного стадиона» В начале игры нужно проявить изобретательность, придумав идею вокруг которой будут выстраиваться сюжетная канва игры с конкретными сценами и эпизодами. По мере обогащения жизненного опыта ребёнка замысел игры становится более сложным и самостоятельным, но поначалу дети младшего дошкольного возраста часто обращаются за помощью к взрослым. Сюжетно-ролевая игра — самая сложная форма игры. Она сложна тем, что играют несколько детей, каждый в своей роли. Отношения между играющими развертываются как в сюжетном, воображаемом, так и в реальном плане Развитие в условиях ФГОС  Усложнение игрового мастерства ребёнка проходит три фазы: сначала взрослые являются инициаторами игры и авторами сюжетного замысла, затем требуется только их подсказка, наконец, ребёнок совершенствует свои игровые навыки до уровня полной самостоятельности. Богатая фантазия ребёнка и творческая импровизация сделают игру оригинальной и разнообразной по своему замыслу, следовательно, более интересной и увлекательной. Для того чтобы игры были действительно интересными и разнообразными требуется проведение серьёзной работы со стороны взрослых по вовлечению ребёнка в познавательную деятельность (пункт 2.6 ФГОС ДО). Эрудированный ребёнок с развитым для своего возраста пониманием окружающего мира, фонтанирует новыми идеями, вовлекая в игру новых участников и наполняя её глубоким содержанием. Средства педагогической поддержки самостоятельных игр в соответствии с возрастом детей: Первая младшая группа — предметная игра, построенная вокруг незамысловатого сюжета, постепенное введение ребёнка в осмысленную игру в контексте конкретной ситуации. Вторая младшая группа — понимание условного характера игры, развитие индивидуальных умений, обучение игровому взаимодействию в малых группах. Средняя группа — расширение диапазона игр, поддержка понимания необходимости соблюдения правил, поощрение самостоятельных действий, обогащение игрового опыта посредством усложнения сюжета. Старшая группа — дальнейшее усложнение разнонаправленных игр в совместной с воспитателем деятельности. Подготовительная группа — построение детского коллектива на принципах игрового сотрудничества и солидарности, поддержка инициативности и самоорганизации, включение элементов ролевого диалога, творческого фантазирования в условиях самодеятельной игровой среды. Основные требования к эффективной организации и проведению игры Две модели поведения взрослого: взрослый является вдохновителем, организатором и координатором игры на основе заранее подготовленного сюжета и подручных средств; взрослый включается в спонтанную инициативу детей, занимая равную позицию с остальными игроками, и может оказывать воздействие на ход игры общими для всех способами. Он может предложить новый персонаж, придумать поворот сюжета и т. д. Большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиональной деятельности взрослых имеют сюжетно-ролевые игры Задачи руководства игровой деятельностью детей: Стимулировать игровое воспроизведение событий повседневной жизни, таким образом, добиваться знакомства с назначением предметов и освоения навыков их практического применения. Помогать освоить умение видеть, понимать и формулировать задачу игры. Обучать поиску разнообразных вариантов использования игрушек процессе игры. Побуждать использование символических предметов, подменяющих объекты из реальной жизни. Придумывать игровые ситуации с вымышленными предметами. Формировать опыт замены некоторых игровых действий образами словесной формы выражения. Пробуждать у детей желание находить различные варианты решения игровой задачи, используя новые комбинации с предметами. Развивать самостоятельность в принятии решения и поиске разнообразных задач и целей игры. Прививать игровую культуру, т. е. учить признавать право каждого участника на своё игровое пространство и уважать интересы всех игроков. Стимулировать проявление живого интереса к играм сверстников. Учить ставить игровую задачу самому и принимать задачу, поставленную другими. Поощрять изобретение интересных и необычных игровых задумок. Обучать умению договариваться. Однако целенаправленно натаскивать детей на шаблонные игровые действия не желательно, поскольку это может губительно сказаться на проявлении свободного творчества.

Источник

Ермолова Ольга Георгиевна
Роль игры в развитии дошкольника в условиях реализации ФГОС

Роль игры в развитии дошкольника в условиях реализации ФГОС

Слайд 2

Игра – это подлинно «путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить»

М. Горький.

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире»

В. А. Сухомлинский.

Слайд 3

Дошкольный возраст – это пора, когда ребёнок особенно отзывчив и восприимчив к творческой, игровой, познавательной деятельности. Игра – один из тех видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способами и средствами общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельность, его отношения с людьми. Поэтому основным видом деятельности этого периода является игра.

Слайд 4

Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Игра является основой для формирования познания о взаимоотношениях между людьми. Кроме того,она учит детей коммуникабельности и установлению общения друг с другом:

доверять друг другу;

предвидеть стратегию ролевого поведения;

контролировать свои действия, свои желания, свои чувства;

преодолевать стремление доминировать;

учитывать желания и действия другого;

отстаивать свою точку зрения;

строить и реализовывать совместные планы.

Слайд 5

Игра влияет на развитиевсех познавательных психических процессов: мышления, внимания, памяти, воображения. Игра организует чувства ребёнка и влияет на его поступки. В игре воспроизводятся нормы жизни в обществе и правила поведения в нём. Именно в игре развивается воля ребёнка, так как овладевая в ходе игровой деятельности каким-либо новым для него способом действия, учится преодолевать трудности.

Слайд 6

В ходе игры развивается умственная деятельность ребёнка. Игра требует решения новых, постоянно усложняющихся задач.

Слайд 7

Существует огромное количество игр: ролевые, подвижные, дидактические, конструкторские, игры с правилами и т. д. При этом каждая игра, в зависимости от своего содержания, по-своему оказывает благоприятное воздействие на формирование личности.

Слайд 8

Игры для развития у детей сенсорных, логико-математических, речевых и творческих способностей.

Слайды 9-10

Математический планшет.

Слайды 11, 13-17

В играх с математическим планшетом можно выделить два направления:

1. Работа по схеме.

2. Свободное творчество.

Развивающие возможности математического планшета.

Развитиематематических способностей:

Ориентировка в пространстве

Ориентировка во времени

Деление на части

Счёт

Геометрия

Система координат

Размер, форма.

Слайды 12, 18,19

Развитие речи:

Сказки

Загадки

Считалки

Сочинение историй

Элементы грамоты

Лексические темы

Изобразительная деятельность

Составление узоров

Композиция и цвет

Иллюстрации к стихотворениям

Иллюстрации к сказкам

Слайды 20,21

Дети с большим интересом выполняют задания на математическом планшете.

Слайды 22- 24

Игровой ландшафтный стол

Слайд 25

Используется для формирования у детей целостной картины жизни:

Формирование элементарных математических понятий.

Учит счёту.

Нравственное и экологическое воспитание.

Развивает представление о социуме.

Учит детей играть совместно, обговаривая правила.

Развивает представление о животных и растениях.

Формирует понятие-семья.

Слайд 26

Используется для формирования у детей целостной картины жизни:

Формирование элементарных математических понятий.

Учит счёту.

Нравственное и экологическое воспитание.

Развивает представление о социуме.

Учит детей играть совместно, обговаривая правила.

Развивает представление о животных и растениях.

Формирует понятие-семья.

Слайд 27

При помощи различных фигурок и шаблонов рельефов можно создавать разнообразные ландшафты: лес, водоем или городскую улицу.

Слайды 28 – 32

Стол предполагает коллективную сюжетную игру. Можно организовать различные игры: «Мой дом», «Моя семья», «Ферма», «ПДД» и др. В процессе игры дети общаются, разговаривают, а значит, развивают свою речь и коммуникативные навыки. Узнают новое о себе и других людях. Формируются и закрепляются понятия об экологических представлениях.

Так же используемые задания побуждают в ребенке способности к конструированию.

Слайд 33

С детьми можно проводить игры и упражнения, развивающие игры, обучающие зрительно-пространственной ориентировке.

1.«Расставь предметы (игрушки) правой рукой слева направо» – детей учат раскладывать предметы в заданном направлении, различать основные группы направлений на микроплоскости (вперед – назад, вверх – вниз, направо – налево)

2. «Назови соседей», «Поставь дерево на стол справа», «С какой стороны находится пруд?» – детей учат правильно определять пространственное местоположение предмета и обозначать его словами.

3. «Узнай, какой это предмет и где он находится на столе?», «Найди предметы по схеме» – умение видеть предметы сверху, правильно передавать их форму, умение передавать объемные предметы с помощью плоскостного изображения.

4. «Направо от лодки стоит человечек, а где стоит лошадка?» – определение пространственного расположения объектов относительно друг друга, т. е. пространственных отношений между ними.

5.«Какие игрушки поменялись местами?», «Что изменилось?» – определять пространственные признаки, оценивать пространственные отношения между предметами.

6.«Ближе – дальше» – умение правильно определять расстояние до предмета (определение глубины пространства).

Слайд 34

Значение игры для формирования личности трудно переоценить. Именно в игре формируются личностные черты ребёнка. С помощью игры он учится коммуникабельности, учится проявлять свои способности, начинает стремиться к успеху, учится самостоятельно получать знания и находить решения. Ребёнок, который в детстве много играл, более уверен в себе, у него хорошо развито воображение и любознательность, умение придерживаться определенных правил. Игра закладывает основу для будущей учебной деятельности.

Источник