Роль игры в развитии общения ребенка

КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ

«МЕНЯЛКИ»

     Цель. Развивать коммуникативные навыки, активизировать детей.

     Игра проводится в кругу. Участники выбирают водящего – тот выносит свой стул за круг. Получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: «Меняются местами те, у кого… (светлые волосы, часы и т.п.)». После этого имеющие названный признак быстро встают и меняются местами, а водящий старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без стула, становится водящим.

                                                     «Мост дружбы»

Инструктор просит детей образовать пары, придумать и показать какой- нибудь мостик ( при помощи рук, ног, туловища). Например, соприкоснувшись головами или ладошками. Затем он спрашивает, кто из детей хотел бы построить мостик втроем, вчетвером и т. д., до тех пор, пока будут находиться желающие. Заканчивается упражнение тем, что все берутся за руки, поднимают их вверх, изображая « Мост дружбы».

«ПЕРЕДАЙ МЯЧ»

     Цель. Снять излишнюю двигательную активность.

     В кругу, сидя на стульях или стоя, играющие стараются как можно быстрее передать соседу мяч, не уронив его. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, предложив детям играть с закрытыми глазами или одновременно с несколькими мячами.

«ЗЕВАКА»

     Цель. Развивать произвольное внимание, быстроту реакции, формировать умение управлять своим телом и выполнять инструкции.

     Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего (звук колокольчика, погремушки, хлопок руками, какое-нибудь слово) останавливаются, хлопают четыре раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры. Игру можно проводить под музыку или под групповую песню. В таком случае дети должны хлопать в ладоши, услышав определенное (оговоренное заранее) слово песни.

«СЛУШАЙ КОМАНДУ»

      Цель. Развивать внимание, произвольность поведения.

      Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду ведущего (например: «Положите правую руку на плечо соседа») и тотчас же ее выполняют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии  и хорошо слушать, и выполнять задание.

Игра поможет воспитателю сменить ритм действий расшалившихся ребят, а детям – успокоиться и без труда переключиться на другой, более спокойный вид деятельности.

«ЗАПРЕЩЕНО ДВИЖЕНИЕ»

     Цель. Учить играм с четкими правилами, которые организуют, дисциплинируют, сплачивают, развивают быстроту реакции и вызывают эмоциональный подъем.

     Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается движение, которое нельзя выполнять. Тот, кто нарушит этот запрет, выходит из игры. Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хором все цифры, кроме одной запрещенной, например цифры 5. Когда дети ее услышат, они должны будут хлопнуть в ладоши (или покружиться на месте).

«СЛУШАЙ ХЛОПКИ»

     Цель. Тренировать внимание и контроль двигательной активности.

     Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу аиста (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другу позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу лягушки (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

«ДАВАЙТЕ ПОЗДОРОВАЕМСЯ»

     Цель. Снять мышечное напряжение, развивать умение переключать внимание.

     Дети по сигналу ведущего начинают хаотично передвигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути (возможно, кто-либо из детей захочет поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом: один хлопок – здороваемся за руку; два – здороваемся плечами; три хлопка – здороваемся спинами.

Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст ребенку почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре помогает избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.

«КОСТЕР»

     Дети садятся на ковер вокруг «костра» и выполняют соответствующую команду инструктора. По команде (словесной инструкции) «жарко» дети должны отодвинутся от «костра», по команде «руки замерзли» – протянуть руки к «костру», по команде «ой, какой большой костер» – встать и махать руками, по команде «искры полетели» – хлопать в ладоши, по команде «костер принес дружбу и веселье» – взяться за руки и ходить вокруг «костра». Затем игра выполняется с ведущим ребенком.

«КОМПЛИМЕНТ»

     Дети садятся в круг. Каждый участник говорит соседу справа (или слева) фразу, которая начинается со слов: «Мне нравится в тебе…».  Упражнение помогает ребенку увидеть свои положительные стороны и почувствовать, что он принимаем другими детьми.

«СОРОКОНОЖКА»

     Участники группы встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде инструктора «сороконожка» начинает двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями и т.д. Главная задача участников – не разорвать цепочку и сохранить «сороконожку».

                                                «Приветствие»

Дети разбиваются на пары и по команде инструктора быстро здороваются друг с другом разными частями тела: правая рука с правой рукой, нос с носом, пятка с пяткой, спина со спиной, ухо с ухом и т. д. Дети могут поменять несколько партнеров.

Читайте также:  Какие игрушки нужны ребенку по месяцам развития

«ЛАДОНЬ В ЛАДОНЬ»

     Дети разбиваются на пары, прижимают ладошки друг к другу и таким образом двигаются по комнате, в которой можно установить различные препятствия. Каждая пара должна их преодолеть, не разъединяя ладошек.

«Волшебная палочка»

    Игра проводится стоя в кругу. Ведущий просит назвать дни недели по порядку. Ребенку дается палочка и задание: «Называй, начиная со среды».

Валеологические     игры

 «СКАЖИ ЛАСКОВО»

     Цель. Учить детей использовать слова в уменьшительно-ласкательной форме.

Рука – ручка, нога – ножка, плечо – плечико, нос – носик, волос – волосик и т.п.

«ДОСКАЖИ СЛОВО»

     Цель. Уточнить, для чего нужны разные части тела.

Ведущий начинает предложение, дети заканчивают.

                                 «Головой мы что делаем? (Думаем!)

                                 Ушами мы что делаем? (Слушаем!)

                                 Глазами…, носом…, ртом…, руками…,

                                 Пальцами…, ногами…» и т.п.

«НЕ ПЕРЕПУТАЙ»

     Цель. Игра развивает быстроту реакции, внимание. Закрепляет название различных частей тела, лица, головы.

     Ведущий объясняет участникам правила игры – при слове «нос» нужно дотронуться до носа, при слове «лоб» – до лба и т.п. Второй вариант игры усложнен запутыванием.

«ОДИН – МНОГО»

     Цель. Закрепить умение детей называть части тела во множественном числе.

Ведущий:               «У меня один, у вас (много)

                                У меня рука, у вас (руки),

                                У меня нога, у вас (ноги),

                                У меня плечо, у вас (плечи),

                                У меня нос, у вас (носы),

                                У меня волос, у вас (волосы),

                                У меня палец, у вас (пальцы)» и т.п.

«ЗНАЮ ЛИ Я ЧАСТИ СВОЕГО ТЕЛА?»

     Цель. Уточнить знают ли дети части своего тела и где они находятся. Определяют ли количество частей тела.

  1. Ведущий предлагает детям показать на себе те части тела, которые он назовет.
  2. Ведущий молча дотрагивается до каких-либо частей тела, дети должны их назвать.
  3. Определение количества частей тела: глаз (два глаза), ухо (два уха), нога (две ноги), нос, губа, затылок.

«НАЙДИ СЕБЕ ПАРУ»

     Цель. Игра развивает быстроту реакции, внимание, умение держать информацию в памяти и правильно выполнять задания.

     Играющие становятся попарно в круг, ведущий находится в его середине. По команде ведущего «лицом к лицу» игроки в каждой паре поворачиваются лицом друг к другу. По команде «спиной к спине» – становятся спиной друг к другу. По команде «меняйтесь в парах» – каждый ищет себе другого партнера. В это время ведущий старается встать с кем-нибудь в пару. Тот, кто останется без пары, становится ведущим.

«ПЕСЕНКА СТРЕКОЗЫ»

     Цель. Развитие координации движений.

Дети становятся в круг, произносят хором стихотворение, сопровождая слова движениями:

«Я летала, я летала,

Устали не знала

(дети плавно взмахивают руками)

Села, посидела,

Опять полетела.

(опускаются на одно колено)

Я подруг себе нашла,

Весело нам было.

(вновь делают летательные движения руками)

Хоровод кругом вела,

Солнышко светило»

(берутся за руки и водят хоровод)

«ОТГАДАЙ, ЧЕЙ  ГОЛОСОК?»

     Все играющие, кроме одного, образуют круг. Водящий становится в центр круга. Дети идут по кругу вправо, влево.

«Вот построили мы круг,

Повернемся разом вдруг.

А как скажем: «Скок, скок, скок!»

Отгадай, чей голосок?

Говорит один ребенок, после этого водящий открывает глаза и отгадывает, кто сказал слова. Если отгадывает, то тот, кто говорил, становится водящим.

«ТИШИНА»

Дети идут в обход площадки в колонне по одному и говорят:

«Тишина у пруда.

Не колышется вода,

Не шумят камыши,

Засыпайте, малыши».

На последние слова останавливаются, приседают, наклоняют голову и закрывают глаза на 10 секунд. Присев, нужно не шевелиться и соблюдать тишину. Нарушивший это правило становится в конец колонны.

«УГАДАЙ СЛОВО»

      Игра проводится с мячом, который предается друг другу. Ведущий называет первый слог, ребенок должен продолжить: «Ка (-пуста), кар (-тофель), чес (-нок)»

«ВЕСЕЛАЯ ПЧЕЛКА»

     Цель. Научить детей «направлять» дыхание на определенный участок тела.

Вдох свободный, на выдохе произносим звук «з-з-з». Представим, что пчелка села на нос, руку, ногу и т.п.

«Я -РЕБЕНОК»

Я – ребенок, ты – ребенок.

У меня – нос, у тебя – нос

(каждый указывает сначала, на свой нос, затем на нос партнера)

У меня гладкие, у тебя гладкие

(указывают на щеки)

У меня сладкие, у тебя сладкие

(указывают на губы)

Я твой друг и ты мой друг

(показывают на себя, потом на партнера)

Мы любим друг друга!

(обнимаются)

Источник

Алла Ефимова
Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками»

Статья на педагогическую тематику.

Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками»

Автор: Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт – Петербург

Читайте также:  Общее и своеобразное в психическом развитии нормального ребенка

Описание: Данная статья будет полезна воспитателям, педагогам дополнительного образования, учителям младших классов.

Цель: развитие навыков общения.

Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда бы не стал цивилизованным, культурно и нравственно развитым. Умение общаться формируется прижизненно и является результатом социального опыта. Навыки общения у детей дошкольного возраста формируются и развиваются, прежде всего, в игре.

Игра – ведущая деятельность, определяет психическое развитие ребенка, а общение становится частью и условием её. В игре возникают основные новообразования данного возраста. Подчеркивается, что для развития игровой деятельности ребенку нужны контакты с взрослыми и другими детьми, в процессе которых он приобретает способы и навыки совместной игры. В играх со сверстниками, дети учатся сообща, творчески и произвольно управлять своим поведением, что, в свою очередь, является необходимым условием любой деятельности. Игровое общение очень важно для ребенка, посредством игрового общения дети легче обучаются, игра раскрепощает ребенка, раскрывает его как самостоятельную личность. Поэтому очень важно использовать в дошкольных учреждениях именно игровые методики для более интенсивного развития ребенка, нежели просто обучающие методы.

Что касается взаимосвязи игры и общения, то именно в игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других. Дошкольник, не умеющий играть, не может содержательно общаться, не способен к совместной деятельности, не интересуется проблемами сверстников.

Большое значение для развития навыков общения имеют сюжетно-ролевые игры. В сюжетно-ролевой игре ребенок копирует способы обращения людей с предметами и способы общения друг с другом в различных социальных ситуациях. Тем самым ребенок лучше усваивает предметные действия, формы и нормы общения, ролевое поведение. Когда ребенок играет ту или иную роль, он не просто входит в образ другой личности, – он расширяет, обогащает, свою собственную личность, обогащает свой мир новыми идеями, чувствами, представлениями. В процессе игрового общения со сверстниками дошкольники открывают новые возможности для самовыражения, коммуникации и ценностного ориентирования.

Отсутствие такого опыта и опыта совместной игры со сверстниками приводит к тому, что в другом ребенке малыш видит главным образом претендента на привлекательную игрушку, а не доброго и желательного партнера.

Однако формирование навыков общения дошкольников происходит не только в сюжетно-ролевой игре. Вот почему с первых дней посещения детского сада большое значение для жизнерадостного настроения детей и их хорошего отношения друг к другу имеют совместные подвижные игры, где дети действуют одновременно и одинаково. Подвижные игры помогают воспитателю сблизить детей, объединить их общей, интересной для всех деятельностью. Регулярное проведение подобных совместных игр не только обогащает детей новыми впечатлениями, но и дает им новый социальный опыт, который так важен для развития их личности, при общении со сверстниками и межличностных отношений.

«Центром притяжения» в игре является педагог. Он не только вносит новую игру в жизнь детей или предлагает новый этюд, но и служит для них своеобразным образцом. Специальные игры и игровые упражнения позволяют воспитателю проводить обучение навыкам общения в интересной для детей, личностно значимой деятельности, что обеспечивает их активность и, в конечном счете, эффективность такого обучения.

Очень важно заранее продумать задачи и приемы воспитания детей в игре: как способствовать объединению детей, считаться с товарищами, доводить начатую игру до конца. При этом ставится задача по отношению ко всему детскому коллективу и к отдельному ребенку.

Для реализации игр – этюдов в работе с детьми старшего дошкольного возраста требуется организация игровой пространственно – развивающей среды. Поскольку разнообразие содержания игр – этюдов достигается посредством игровых атрибутов, в группе необходимо подобрать игрушки для настольного театра, плоскостные предметы – заместители, театральные куклы (различные животные, люди, предметы быта и гигиены). А также воспитателю необходимо подобрать библиотечку произведений для драматизации, наборы сюжетных картинок и фотографий.

Игры – этюды, также как и другие специальные игры и игровые упражнения, предлагаются и разучиваются с детьми в порядке возрастания требований к поведению ребенка в группе. Взрослый не только вносит новую игру, но и служит для детей образцом выполнения игровых действий и движений. Держась свободно и артистично, он заражает детей своей увлеченностью, весельем, создает эмоциональный настрой. Постепенно при неоднократном проведении игр дети начинают выполнять движения самостоятельно и сами придумывать подобные игры и упражнения.

Специальные игры, игровые упражнения составляют основу игровой терапии. Цель – не менять и не переделывать ребенка, не учить его специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Психотерапевтические функции игры заключаются в том, что она может изменить отношение ребенка к себе и к другим: изменить психическое самочувствие, социальный статус, способы общения в коллективе.

Ребёнок – дошкольник, входя в коллектив сверстников, уже имеет определённый запас правил, образцов поведения, каких-то моральных ценностей, которые сложились у него, благодаря влиянию взрослых, родителей. Дошкольник подражает близким взрослым, перенимая их манеры, заимствует у них оценку людей, событий, вещей. И всё это переносится на игровую деятельность, на общение со сверстниками, формулирует личные качества ребёнка.

Содержание, сюжеты игр, предпочитаемые ребёнком, особенности его речи позволяют предположительно установить тип общения дошкольника в семье, внутрисемейные интересы и отношения. Поощрительное отношение к игровой деятельности со стороны родителей имеет большое позитивное значение для развития личности ребёнка. Заинтересовать родителей данной проблемой, наладить совместную работу с ними – также является задачей педагогов.

Каждый ребенок уникален, неповторим и способы взаимодействия с ним, его общение со сверстниками не может быть универсальным. Организуемая взрослыми практика общения с детьми, свободное общение самих детей между собой обогащает и преобразует их коммуникативные потребности. То, что взрослые могут заложить в душу каждого ребенка сейчас, не останется незамеченным.

Читайте также:  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад ручеек

Источник

Статья «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками»
Автор:Вергасова Лилия Загидулловна .
Описание: Данная статья будет полезна воспитателям, педагогам дополнительного образования, учителям младших классов. 
Цель: развитие навыков общения. 
Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда бы не стал цивилизованным, культурно и нравственно развитым. Умение общаться формируется прижизненно и является результатом социального опыта. Навыки общения у детей дошкольного возраста формируются и развиваются, прежде всего, в игре. 
Игра – ведущая деятельность, определяет психическое развитие ребенка, а общение становится частью и условием её. В игре возникают основные новообразования данного возраста. Подчеркивается, что для развития игровой деятельности ребенку нужны контакты с взрослыми и другими детьми, в процессе которых он приобретает способы и навыки совместной игры. В играх со сверстниками, дети учатся сообща, творчески и произвольно управлять своим поведением, что, в свою очередь, является необходимым условием любой деятельности. Игровое общение очень важно для ребенка, посредством игрового общения дети легче обучаются, игра раскрепощает ребенка, раскрывает его как самостоятельную личность. Поэтому очень важно использовать в дошкольных учреждениях именно игровые методики для более интенсивного развития ребенка, нежели просто обучающие методы. 
Что касается взаимосвязи игры и общения, то именно в игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других. Дошкольник, не умеющий играть, не может содержательно общаться, не способен к совместной деятельности, не интересуется проблемами сверстников. 
Большое значение для развития навыков общения имеют сюжетно-ролевые игры. В сюжетно-ролевой игре ребенок копирует способы обращения людей с предметами и способы общения друг с другом в различных социальных ситуациях. Тем самым ребенок лучше усваивает предметные действия, формы и нормы общения, ролевое поведение. Когда ребенок играет ту или иную роль, он не просто входит в образ другой личности, – он расширяет, обогащает, свою собственную личность, обогащает свой мир новыми идеями, чувствами, представлениями. В процессе игрового общения со сверстниками дошкольники открывают новые возможности для самовыражения, коммуникации и ценностного ориентирования. 
Отсутствие такого опыта и опыта совместной игры со сверстниками приводит к тому, что в другом ребенке малыш видит главным образом претендента на привлекательную игрушку, а не доброго и желательного партнера. 
Однако формирование навыков общения дошкольников происходит не только в сюжетно-ролевой игре. Вот почему с первых дней посещения детского сада большое значение для жизнерадостного настроения детей и их хорошего отношения друг к другу имеют совместные подвижные игры, где дети действуют одновременно и одинаково. Подвижные игры помогают воспитателю сблизить детей, объединить их общей, интересной для всех деятельностью. Регулярное проведение подобных совместных игр не только обогащает детей новыми впечатлениями, но и дает им новый социальный опыт, который так важен для развития их личности, при общении со сверстниками и межличностных отношений. 
«Центром притяжения» в игре является педагог. Он не только вносит новую игру в жизнь детей или предлагает новый этюд, но и служит для них своеобразным образцом. Специальные игры и игровые упражнения позволяют воспитателю проводить обучение навыкам общения в интересной для детей, личностно значимой деятельности, что обеспечивает их активность и, в конечном счете, эффективность такого обучения. 
Очень важно заранее продумать задачи и приемы воспитания детей в игре: как способствовать объединению детей, считаться с товарищами, доводить начатую игру до конца. При этом ставится задача по отношению ко всему детскому коллективу и к отдельному ребенку. 
Для реализации игр – этюдов в работе с детьми старшего дошкольного возраста требуется организация игровой пространственно – развивающей среды. Поскольку разнообразие содержания игр – этюдов достигается посредством игровых атрибутов, в группе необходимо подобрать игрушки для настольного театра, плоскостные предметы – заместители, театральные куклы (различные животные, люди, предметы быта и гигиены). А также воспитателю необходимо подобрать библиотечку произведений для драматизации, наборы сюжетных картинок и фотографий. 
Игры – этюды, также как и другие специальные игры и игровые упражнения, предлагаются и разучиваются с детьми в порядке возрастания требований к поведению ребенка в группе. Взрослый не только вносит новую игру, но и служит для детей образцом выполнения игровых действий и движений. Держась свободно и артистично, он заражает детей своей увлеченностью, весельем, создает эмоциональный настрой. Постепенно при неоднократном проведении игр дети начинают выполнять движения самостоятельно и сами придумывать подобные игры и упражнения. 
Специальные игры, игровые упражнения составляют основу игровой терапии. Цель – не менять и не переделывать ребенка, не учить его специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Психотерапевтические функции игры заключаются в том, что она может изменить отношение ребенка к себе и к другим: изменить психическое самочувствие, социальный статус, способы общения в коллективе. 
Ребёнок – дошкольник, входя в коллектив сверстников, уже имеет определённый запас правил, образцов поведения, каких-то моральных ценностей, которые сложились у него, благодаря влиянию взрослых, родителей. Дошкольник подражает близким взрослым, перенимая их манеры, заимствует у них оценку людей, событий, вещей. И всё это переносится на игровую деятельность, на общение со сверстниками, формулирует личные качества ребёнка. 
Содержание, сюжеты игр, предпочитаемые ребёнком, особенности его речи позволяют предположительно установить тип общения дошкольника в семье, внутрисемейные интересы и отношения. Поощрительное отношение к игровой деятельности со стороны родителей имеет большое позитивное значение для развития личности ребёнка. Заинтересовать родителей данной проблемой, наладить совместную работу с ними – также является задачей педагогов. 
Каждый ребенок уникален, неповторим и способы взаимодействия с ним, его общение со сверстниками не может быть универсальным. Организуемая взрослыми практика общения с детьми, свободное общение самих детей между собой обогащает и преобразует их коммуникативные потребности. То, что взрослые могут заложить в душу каждого ребенка сейчас, не останется незамеченным. 

Источник