Роль игры в развитии нравственных качеств ребенка

Оксана Шеина
Роль игры в развитии у детей духовно-нравственных качеств

РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ У ДЕТЕЙ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.

Дошкольный возраст –время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В детстве происходит активное накопление нравственного опыта. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Ребёнок не рождается злым или добрым, нравственные качества ему предстоит приобрести. В возрасте от 3 до 7 лет у ребёнка начинают формироваться первые понятия и представления о том, «что такое хорошо» и «что такое плохо». У него возникают первые нравственные чувства –симпатия и сочувствие к окружающим людям: матери и отцу. На протяжении дошкольного возраста в него закладываются основы самых глубоких,сложных и важных человеческих чувств: чести, правдивости, чувства дома, любви и уважения к труду. Когда ребёнок совершает в определённой ситуации поступки, ставшие привычными, то он испытывает радостные чувства. Когда же что-либо препятствует выполнению этих поступков, ребёнок переживает беспокойство, которое в дальнейшем развивается в чувство стыда. Нравственные привычки, приобретённые ребёнком, лежат в основе нравственного поведения.

Важно сформировать у ребенка представление о принадлежности к человеческому роду; воспитывать уверенность в себе. Умение анализировать поступки, чувства, мысли; научить его бережно относится к своей семье, друзьям, другим людям, животным.

Изучив литературу о духовно-нравственном воспитании, я выбрала путь, который показался самым верным – развивать духовно-нравственные качества личности ребенка с помощью игры. Ведь игра является не только ведущей деятельностью дошкольников, но и представляет собой отражение детьми окружающей жизни. А также, игра учит ребенка размышлять над нравственной сутью каждого поступка, развивает душу и воспитывает хорошие манеры.

Поэтому в своей работе я всегда обращаюсь к игре: как к современной, так и к народной.

Важную роль для развития духовно-нравственной сферы ребенка играют фольклорные праздники и развлечения.

Праздники вносят в жизнь ребенка незабываемые эмоциональные переживания. В нашем детском саду роль фольклорных праздников сводится не только к развитию эмоциональной сферы ребенка. Это вид музыкально-педагогической деятельности создает возможность формирования основ музыкальной культуры, приобщения к истокам русского народного искусства.

В течение года мы обязательно ведём работу о народных и православных праздниках, с которыми мы знакомим детей – Рождество, Масленица, Благовещение, Пасха.

Цель фольклорного праздника – познакомить детей с историей России, народными обычаями и традициями.

В нашем детском саду фольклорные праздники являются традиционными. Уже многолетней традицией является проведение фольклорного праздника Масленица, в процессе подготовки и проведения которого дети знакомятся с произведениями устного народного творчества (пословицами поговорками, потешками, частушками, загадками, за кличками, народной музыкой, играми, персонажами фольклора (скоморохи, Весна-красна, Масленица и др.) Традиционно праздник проводится на игровых площадках с участием воспитателей, родителей. Дети и взрослые исполняют народные песни, частушки, рассказывают пословицы и поговорки о весне и солнышке, загадывают загадки. Приятным и ожидаемым завершением является угощение участников праздника пышными, душистыми, «с пылу, с жару» блинами.

В ноябре проводится праздник «Дары осени» приобщение детей к крестьянской культуре и быту.

Зимой, после новогодних каникул в детском саду весело и задорно проходят «Святки – колядки». Ребята старшего дошкольного возраста заранее вместе с родителями готовятся к празднику – разучивают колядки, мастерят костюмы.

Особенно заинтересовал детей народный обычай – святочное гадание «Кем я буду, когда вырасту». Весной, в первую неделю апреля отмечаем «День птиц». Ждем и кликаем перелетных птиц. Распеваем весенние песенки.

Особенностью проведения утренников, приуроченных к таким государственным праздникам, как день защитника Отечества (проводиться спортивный досуг совместно с родителями) и день Победы, является приглашение гостя- ветерана или военнослужащего с рассказами о нашей доблестной армии, о долге служения Отечеству. В результате таких встреч наши воспитанники знакомятся с военной формой различных родов войск, военными Наградами, важными для нашей страны историческими событиями, проникаются уважением к защитникам Родины.

Еще одной многолетней традицией нашего коллектива являются целевые экскурсии к памятнику воинам – интернационалистам. Такие мероприятия сопровождаются литературно-музыкальными композициями с участием наших воспитанников, а также ветеранов. Целью таких мероприятий является ознакомление дошкольников с ритуалами возложения цветов и «минуты молчания», а также воспитание чувства гордости за Россию, за народ, выстоявший в столь тяжелые годы.

Поддерживая интерес детей, насыщаем народные праздники творческими импровизациями, сюрпризными моментами, обеспечивая естественное приобщение детей к национальным традициям.

На каждом фольклорном празднике используем кладези народной мудрости – приметы, пословицы и поговорки о сезоне года, труде людей.

Главной целью в своей работе по данной теме ставлю создание условий для приобщения детей старшего дошкольного возраста к духовно–нравственным ценностям, а также воспитание готовности следовать им.

Особое внимание уделяю привлечению родителей к праздничной народной культуре.

Одобряя опыт детского сада по приобщению детей к истокам народной культуры, родители стали активнее принимать участие в подготовке и проведению праздников.

Таким образом, совместными усилиями коллектива детского сада и родителей осуществляется приобщение детей к народной праздничной культуре, национальным традициям, утверждаются в их сознании фундаментальные духовные и эстетические ценности.

Данный вид деятельности благополучно сказывается на взаимоотношениях детей в коллективе. В результате проведенной работы подтвердилось то, что игры благополучно влияют на взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками при косвенном и прямом участии педагога.

Читайте также:  Социальная ситуация развития ребенка с овз это

Источник

Шеина О.А. воспитатель

ГБДОУ детский сад №25 Калининского района

Санкт-Петербурга

РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ У ДЕТЕЙ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.

Дошкольный возраст –время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В детстве происходит активное накопление нравственного опыта. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

             Ребёнок не рождается злым или добрым, нравственные качества ему предстоит приобрести. В возрасте от 3 до 7 лет у ребёнка начинают формироваться первые понятия и представления о том, «что такое хорошо» и «что такое плохо». У него возникают первые нравственные чувства – симпатия и сочувствие к окружающим людям: матери и отцу. На протяжении дошкольного возраста в него закладываются основы самых глубоких, сложных и важных человеческих чувств: чести, правдивости, чувства дома, любви и уважения к труду. Когда ребёнок совершает в определённой ситуации поступки, ставшие привычными, то он испытывает радостные чувства. Когда же что-либо препятствует выполнению этих поступков, ребёнок переживает беспокойство, которое в дальнейшем развивается в чувство стыда. Нравственные привычки, приобретённые ребёнком, лежат в основе нравственного поведения.

Важно сформировать у ребенка представление о принадлежности к человеческому роду; воспитывать уверенность в себе. Умение анализировать поступки, чувства, мысли; научить его бережно относится к своей семье, друзьям, другим людям, животным.

     Изучив литературу о духовно-нравственном воспитании, я выбрала путь, который   показался самым верным – развивать духовно-нравственные качества личности ребенка с помощью игры. Ведь игра является не только ведущей деятельностью дошкольников, но и представляет собой отражение детьми окружающей жизни. А также, игра учит ребенка размышлять над нравственной сутью каждого поступка, развивает душу и воспитывает хорошие манеры.        
             Поэтому в своей работе я всегда обращаюсь к игре: как к современной, так и к народной.

Важную роль для развития духовно-нравственной сферы ребенка играют фольклорные праздники и развлечения.

Праздники вносят в жизнь ребенка незабываемые эмоциональные переживания.  В нашем детском саду   роль фольклорных праздников сводится не только к развитию эмоциональной сферы ребенка.  Это вид музыкально-педагогической деятельности создает возможность формирования основ музыкальной культуры, приобщения к истокам русского народного искусства.

В течение года мы обязательно ведём работу о народных и православных праздниках, с которыми мы знакомим детей – Рождество, Масленица, Благовещение, Пасха.

         Цель фольклорного праздника – познакомить детей с историей России, народными обычаями и традициями.

  В нашем детском саду фольклорные праздники являются традиционными.  Уже многолетней традицией является проведение фольклорного праздника Масленица, в процессе подготовки и проведения которого дети знакомятся с произведениями устного народного творчества (пословицами поговорками, потешками, частушками, загадками, за кличками), народной музыкой, играми, персонажами фольклора (скоморохи, Весна-красна, Масленица и др.) Традиционно праздник проводится на игровых площадках с участием воспитателей, родителей. Дети и взрослые исполняют народные песни, частушки, рассказывают пословицы и поговорки о весне и солнышке, загадывают загадки. Приятным и ожидаемым завершением является угощение участников праздника пышными, душистыми, «с пылу, с жару» блинами.

В    ноябре   проводится праздник «Дары осени» приобщение детей к крестьянской культуре и быту.

      Зимой, после новогодних каникул в   детском саду весело и задорно проходят «Святки –  колядки».  Ребята старшего дошкольного возраста заранее вместе с родителями готовятся к празднику – разучивают колядки, мастерят костюмы.

            Особенно заинтересовал детей     народный обычай –  святочное гадание «Кем я буду, когда вырасту».    Весной, в первую неделю апреля отмечаем «День птиц».  Ждем и   кликаем     перелетных птиц.   Распеваем весенние           песенки.

              Особенностью проведения утренников, приуроченных к таким государственным праздникам, как день защитника Отечества (проводиться спортивный досуг совместно с родителями) и день Победы, является приглашение гостя- ветерана или военнослужащего с рассказами о нашей доблестной армии, о долге служения Отечеству. В результате таких встреч наши воспитанники знакомятся с военной формой различных родов войск, военными Наградами, важными для нашей страны историческими событиями, проникаются уважением к защитникам Родины.

Еще одной многолетней традицией нашего коллектива являются целевые экскурсии к памятнику воинам – интернационалистам. Такие мероприятия сопровождаются литературно-музыкальными композициями с участием наших воспитанников, а также ветеранов. Целью таких мероприятий является ознакомление дошкольников с ритуалами возложения цветов и «минуты молчания», а также воспитание чувства гордости за Россию, за народ, выстоявший в столь тяжелые годы.

Поддерживая интерес детей, насыщаем народные праздники   творческими импровизациями, сюрпризными моментами, обеспечивая естественное приобщение детей к национальным традициям.

На каждом фольклорном празднике используем кладези народной мудрости –  приметы, пословицы и поговорки о сезоне года, труде людей.

 Главной целью в своей работе по данной теме ставлю создание условий для приобщения детей старшего дошкольного возраста к духовно–нравственным ценностям, а также воспитание готовности следовать им.

      Особое внимание уделяю привлечению родителей к праздничной народной культуре.  

       Одобряя опыт детского сада по приобщению детей к истокам народной культуры, родители стали активнее принимать участие в подготовке и проведению праздников.

Читайте также:  Программа развития ребенка 3 года в домашних условиях

               Таким образом, совместными усилиями   коллектива детского сада и родителей   осуществляется приобщение детей   к народной праздничной культуре, национальным традициям, утверждаются в их сознании фундаментальные   духовные и эстетические ценности.

Данный вид деятельности благополучно сказывается на взаимоотношениях детей в коллективе. В результате проведенной работы подтвердилось то, что игры благополучно влияют на взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками при косвенном и прямом участии педагога.

Источник

Ребёнок до 10-летнего возраста требует игр, забав, и

Требование его биологически оправданно и законно.

Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий

Мир, прежде всего, и легче всего  в игре, игрой.

                                                           А.М.Горький.

       Дошкольный возраст – яркая, непревзойденно благодатная пора, когда под влиянием окружающего общества ребенок активно формируется как личность с проявлением собственной воли, мировоззрения, способностью понимать и принимать нравственные основы жизни.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Сейчас материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности. Сложившееся положение требует формирования основ моральных качеств уже в дошкольном детстве. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности.

Цели воспитания — развитие нравственных качеств личности ребенка (слайд 3).

Основные задачи воспитания — формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей; формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей (к сверстникам, их родителям, соседям и другим людям) (слайд 4).

Принципы воспитания: (слайд 5)

Ø Принцип культуросообразности в воспитании согласно современной трактовке предполагает, что «воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащими общечеловеческим ценностям.

Ø Принцип расширения связей ребенка с окружающим миром предполагает преодоление имеющейся в дошкольных образовательных учреждениях замкнутость системы воспитательной работы, обогащение общения детей с окружающим социумом и природой, проникновение в мир других людей, приобщение к культуре родного края.

Ø Принцип приоритетности регионального культурного наследия означает воспитание патриотизма на местном материале с целью формирования уважения к своему дому (семье, соседям, друзьям), бережного отношения к природе родного края; приобщение ребенка к национальному культурному наследию, образцам национального, в том числе местного, фольклора, народным художественным промыслам, национально-культурным традициям, произведениям местных писателей, поэтов, композиторов, художников.

Ø Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка требует создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредоточивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.

        Одно из самых сложных и ответственных направлений работы образовательного учреждения – духовно-нравственное воспитание детей. Еще более сложная задача – создание веры в душе ребенка растущего в современном, агрессивном мире.

(слайд 6) Какие игрушки, сказочные герои, иллюстрации, костюмы  привлекают современных детей?

(слайд 7) Что мы можем предложить из традиционного, народного?

(слайд 8) Какими куклами играют современные дети и часто ли мы имеем возможность предложить им что-то другое.

(слайд 9,10)  Человек-паук и робокопы заменили былинных рыцарей.

(слайд 11) В какие костюмы сейчас предпочитают наряжаться наши дети.

(слайд 12) И часто ли мы сами покупаем им русскую игрушку или идём у них на поводу, беря низкого качества, но модную, как у других, игрушку.

        Познакомившись с литературой о духовно-нравственном воспитании, я выбрала путь, который мне показался самым верным – развивать духовно-нравственные качества личности ребенка с помощью игры. Ведь игра является не только ведущей деятельностью дошкольников, но и представляет собой отражение детьми окружающей жизни. А также, игра учит ребенка размышлять над нравственной сутью каждого поступка, развивает душу и воспитывает хорошие манеры.

      Для формирования духовно-нравственных качеств детей, используются игры, которые учат умению общаться, устанавливать контакт, получать удовольствие от общения с партнером; воспитывают любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям; помогают ребенку в накоплении социального опыта.

   Широко применяю игры, целью которых является воспитание нравственных качеств личности ребенка.  Они способствуют адаптации ребенка в социальном мире, формируют умение оценивать других с позиции доброжелательности и являются важной частью духовно-нравственного воспитания.

«Поводырь» (слайд 13).

 Цель: развивать чувство ответственности за другого человека. Воспитывать доверительное отношение.

 Ход игры: В комнате разложены предметы – «препятствия» (стулья, кубики, обручи и т.д.). Дети распределяются по парам: ведущий и ведомый. Ведомый надевает на глаза повязку, ведущий ведет его, рассказывая, как двигаться, например: «Здесь стул. Обойдем его». Затем дети меняются ролями.

«Подарок» (слайд 14)

 Цель: воспитывать доброжелательное отношение к друзьям.

 Ход игры: Дети образуют круг. Выбирается «именинник». Он встает в центр круга. Остальные дети «дарители». Каждый из дарителей придумывает воображаемый подарок и с помощью мимики, жестов «преподносит» его имениннику. Можно подарить реальные предметы (конфета, шарик), а можно подарить дружбу, хорошее настроение и т.д. Именинник должен догадаться, что ему подарили, и поблагодарить. Затем выбирается новый «именинник».

«Передай хорошее настроение» (слайд 15)

Читайте также:  Упражнения на развитие мимики ребенка

 Цель: формировать доброжелательное отношение к близким людям.

 Ход игры: Играющие, образуя круг, закрывают глаза. Ведущий «будит» своего соседа и показывает ему какое-либо настроение (грустное, веселое, тоскливое). Дети, передав настроение ведущего по кругу, обсуждают, что он загадал. Затем ведущим становится любой желающий.

«Волшебные очки» (слайд 16)

 Цель: помочь ребенку увидеть в каждом человеке положительные черты характера.

Ход игры: воспитатель говорит, что у него есть волшебные очки, глядя в которые можно разглядеть то хорошее, что есть в каждом человеке. Он предлагает «примерить» очки: посмотреть внимательно на товарищей, постараться увидеть в каждом как можно больше хорошего и рассказать об этом.

      Игра  имеет большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников (слайд 17).

Ни для кого не секрет, что русские народные игры, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации  (слайд 18). Поэтому русские народные игры  используются во всех видах деятельности с дошкольниками. Они позволяют детям не только почувствовать себя частью русского народа, но и способствуют утверждению добрых отношений в детском коллективе, дают ребенку защиту от негативного влияния агрессивной среды.  При этом имеются в виду не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники, и др.) (слайд  19). Народный праздник является большой яркой и глубоко содержательной игрой (слайд 20).

 Игры, которые мы разучиваем вместе с детьми, помогают нам в проведении обрядовых праздников (Колядки, Масленица, Пасха, Троица, День Ивана Купала), которые мы отмечаем всем детским садом (слайд 21-23). Проживая с детьми, любимые в народе праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след (слайд 24).  

    В игровой форме можно знакомить детей с различными бытовыми ситуациями в традиционной русской семье (слайд 25). Так, вместе с ребятами можно изготовить кукол и построить сюжетные игры: “Дочки – матери”, “Хозяюшки” и т.д. В играх продолжается работа по закреплению темы месяца. Они являются существенным дополнением к познавательным занятиям (слайд 26).  Дидактические игры также планируются как дополнительная работа по освоению ведущей темы. Именно от неё зависит выбор конкретных сюжетов (слайд 27).  Подвижные народные игры должны проводиться чаще, чем обычно. Перечень игр для удобства “разбивают” поквартально соответственно возрастным особенностям детей, сезону (слайд 28, 29).

Предметом познания народной культуры является и архитектура как часть народного искусства, связанная с традиционной народной культурой и природной средой.

Дети до 5 лет получают представление о деревянном доме с резными наличниками и о современном кирпичном доме. Они сравнивают дом прабабушки и дом, в котором они живут. Находят общее между ними и различия.

Дети старшего дошкольного возраста получают новые знания: об архитектуре древнего и современного города(села); о сельском рубленом доме, тереме расписном; городском доме; деревянной резьбе; культовых сооружениях (соборах, церквях), их внешнем виде и украшениях и др. Знакомятся с пословицей «Хорошая работа два века живет». Человек умирает, а дело его, выполненное с любовью, остается долго жить, его берегут внуки, правнуки.  В строительно-конструктивных играх детям легко закреплять знания о  родном городе, посёлке (слайд 30).

      Игра – это ведущий вид деятельности детей, а театр – один из самых доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности.

     Театрализованная деятельность – это источник развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщения его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, любимые герои становятся образцами для подражания.

    Ребенок, проигрывая сюжеты из сказок, размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили. Смысл многих явлений ему становится более понятным, т.к. после чтения сказки, совместно с ребенком мы размышляем о прочитанном, даём оценку поступкам героев.

 Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа, что способствует преодолению робости, неуверенности в себе, застенчивости.

    Нужно планировать не только театрализацию по сказкам, но и учить детей обыгрывать потешки, небылицы, разыгрывать сценки с куклами. Каждый месяц дети старшего возраста показывают малышам любимую сказку  (слайд 31).

     В режимные моменты активизируется работа по привитию навыков традиционной культуры поведения.

 (слайд 32) Дети очень любят играть! Но, чтобы игра помогла заложить основы нравственного воспитания, мы должны играть вместе – воспитатели, родители, дети.

(слайд 33)Игра изменяет реальные отношения детей и взрослых, они становятся теплее, ближе, появляется общее дело, тем самым устанавливаются взаимоотношения, взаимопонимание. Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.

     Содержание духовно-нравственного воспитания детей и родителей ориентируется на сферу православной культуры. Поэтому нужно постоянно помнить о той личной и профессиональной ответственности, которая ложится на педагогов, инициирующих процессы духовно-нравственного воспитания детей и родителей. Педагог, имея  дело с детскими душами, должен постоянно совершенствовать собственный духовный мир, чтобы всегда и во всем быть идеалом “человечности” для своих воспитанников, созидателем важнейших ценностей жизни: Истины, Добра, Красоты. Один из талантливых и глубоких педагогов, представителей педагогики Русского Зарубежья священник Александр Ельчанинов писал: (слайд 34) “Нельзя врачевать чужие души (“помогать людям”), не излечив себя, приводить в порядок чужое душевное хозяйство с хаосом в собственной душе, нести мир другим, не имея его в себе.

Источник