Роль игры в развитии мышления ребенка

Серебренникова Т.Г., учитель – логопед

ГБДОУ детский сад № 79 Красносельского района

г. Санкт-Петербурга

Семинар ИГРА

Роль развивающих игр в развитии мышления дошкольников.

Еще Фридрих Шиллер когда-то писал о том, что человек является таковым, только когда играет, и наоборот – только играющий человек может называться им в полном смысле слова. Жан-Жак Руссо также в свое время делал акцент на том, что понаблюдав, как маленький ребенок играет, можно узнать о нем если не все, то очень многое. А вот знаменитый психоаналитик Зигмунд Фрейд был уверен, что через игровую деятельность дети пытаются найти способ поскорее стать взрослыми.

В дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности ребенка. Психическое развитие дошкольника происходит в игре и в продуктивных видах деятельности, в которых формируются элементы учебной и трудовой деятельности. Как верно заметил Рубинштейн: «Игра – практика развития». Так, ей принадлежит существенная роль в умственном воспитании детей. В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи – тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности.

Игра способствует когнитивному развитию во многих направлениях: символической функции сознания, умственных действий, децентрации. Игру связывали с развитием мышления в своих работах начала XX в. еще Дж. Дьюи за рубежом и А. И. Сикорский в России. Они видели в игре результат развития мышления ребенка, который позволяет использовать новый способ освоения реальности.

        Мышление – это процесс познания человеком  действительности с помощью мыслительных процессов анализа, синтеза, рассуждений.

К основным мыслительным операциям учёные относят:
1. Анализ. При анализе происходит мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений.

2. Синтез. Это обратный анализу процесс. При синтезе происходит мысленное объединение частей, свойств, действий в единое целое. Синтезу всегда предшествует 
анализ. В мыслительной деятельности синтез и анализ тесно взаимосвязаны. 

Игры для развития анализа и синтеза

– игра «Найди картинку»

– игра «Парные картинки»

– игра «Что здесь лишнее?»
3. Сравнение – это установление сходства или различия между предметами и явлениями или их отдельными признаками. 

Игры на развитие сравнения

– игра «Чем они похожи?»

-игра «Найди отличия»
4. Абстракция. Заключается в выделении каких-либо свойств, признаков изучаемого объекта и представление этих признаков, свойств в виде самостоятельного объекта мышления.

5. Конкретизация. При конкретизации происходит возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания

Игры на развитие абстракции, конкретизации

– игра «Отвечай быстро»

– интеллектуальное упражнение «На качелях абстракции-конкретизации»

6. Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. 

Игры на развитие обобщения

– игра «Назови одним словом»

– игра «Найди лишнюю картинку»

– игра «Выделение закономерностей». (Б. И. Пинский)

Выделяют три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

Мышление ребенка развивается по мере его роста от наглядно- действенного (связанного с практическими действиями над предметами) к наглядно- образному (характеризующемуся опорой на представления  и образы ситуаций и изменений в них), а  затем к словесно- логическому или абстрактному.

1. Игры на развитие наглядно-действенного мышления (опора на реальные действия с объектами).

 – игра «Покорми зайку»

 – игра «Покатай мишку»

2. Игры на развитие словесно-логического мышления (использование понятий, логических конструкций и схем).

– игра «Кто самый большой»

– игра «Разложи предметы»

– игра «Летает – не летает»

По выражению С. Л. Рубинштейна, «в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности».
Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами и средствами общения.

Развивающие игры –  это те игры, которые способствуют развитию ребенка.

Суть развивающей игры – необходимо выполнить какое-то задание, а для того чтобы его выполнить, – необходимо  подумать. Такие игры развивают у ребенка речь, мышление, логику, моторику, творческие способности.  Отличительная особенность развивающих игр – обучение от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям ребенка.

Концепция развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, педагогические эксперименты психологов и педагогов убедительно продемонстрировали огромный потенциал детских способностей и доказали, что основным условием развития мышления детей является их целенаправленное воспитание и обучение посредством игровой деятельности.

Специально подобранные игры помогают развивать различные виды мышления и мыслительные операции.

Игры и упражнения, способствующие развитию мышления:

  • «Разложи картинки» (учить учитывать последовательность событий).
  • «Доскажи словечко» (учить заканчивать слово по начальному слогу).
  • «Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигуру» (учить классифицировать предметы по признакам и назначению).
  • «Творческий подход» (ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет).
  • «Антонимы» (ребенку называется слово, а он должен назвать противоположное по смыслу слово, например: «тяжелый – легкий», «сильный – слабый», «легкий – тяжелый» и др.).
  • «Уникуб», «Лото».
  • «Домино», пазлы, конструкторы.
  • Загадки.

        Дошкольный возраст является крайне благоприятным для развития логического мышления, при условии, что этот процесс построен на использовании возможностей наглядно-образного мышления, присущего ребенку в данном возрасте.
       Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. 

        Развивающие игры очень разнообразны по своему содержанию, они создают атмосферу свободного и радостного творчества, приучают ребенка размышлять и принимать решения.

Список литературы

1. Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников.”– М.: Академия, 2000. – 159 с.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология – М.: Педагогика, 1991.

3. Мухина В.С. Детская психология. – М.: Апрель-пресс, 2004. – 315 с.

4. Основные этапы нормального речевого развития ребенка// Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ.ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., исп. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб: Издательство «Питер», 2000 – 712 с.

6. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы дошкольной игры // Психологическая наука и образование. – 2000. – №3. – С. 5-19.

7. Светлова И.Е. Большая книга заданий и упражнений на развитие логики малыша. М.: Изд-во Эксмо, 2006.

Источник

Проблема развития, коррекции и совершенствования мышления — одна из сложнейших в психолого-педагогической практике. Справедливо считается, что главный способ се решения заключается в рациональной организации всего учебного процесса (включая логико-содержательное построение курсов, создание проблемных ситуаций в обучении, соблюдение принципа диалогичности при проведении занятий и др.). В качестве же дополнительного, вспомогательного пути может рассматриваться специально организуемый игровой тренинг мышления.

Такой тренинг полезен всем дошкольникам, а также младшим школьникам независимо от их успеваемости. Особенно он необходим тем, кто испытывает заметные трудности в выполнении различных видов учебной работы, таких как: понимание и осмысление нового материала, его запоминание и усвоение, установление связей между различными явлениями, решение теоретических и практических задач, формулирование и выражение своих мыслей как в устной, так и в письменной речи.

Есть основания полагать, что общим базисом, или «стартовой площадкой», для полноценного протекания любого мыслительного процесса, направленного как на понимание усваиваемого материала, так и на порождение принципиально нового, является наличие как минимум трех универсальных (т.е. общих, не зависящих от предметного содержания) «составляющих» мышления, а именно:

1) высокий уровень сформированности элементарных мыслительных операций – анализа, синтеза, сравнения, выделения существенного и др., – выступающих в качестве наиболее «дробных» элементов мышления, образующих его «ткань»;

2) активность, раскованность и плюралистичность мышления, проявляющиеся в продуцировании большого количества различных гипотез, установке на множественность вариантов решения, свободе выдвижения нестандартных идей и гибкости переходов от одной к другой:

3) организованность и целенаправленность мышления, выражающиеся в четкой ориентации на выделение существенного в явлениях, использовании обобщенных схем анализа явления, обозначении собственных способов мышления и контроля за ними.

Высокое качество развития этих трех «составляющих» мышления и значительная степень их автоматизации совершенно очевидно создают более благоприятные условия для эффективного протекания мыслительного процесса в целом. Недостаточная же степень их сформированности приведет к общему негативному влиянию на мышление.

Важно подчеркнуть, что одним из основных факторов успешности игрового тренинга мышления является использование на занятиях хорошо знакомого, привычного для ребят материала. Связано это с тем, что на обычных учебных занятиях дошкольники и младшие школьник зачастую испытывают одновременные трудности двоякого рода: с одной стороны, для них сложен сам изучаемый материал (незнаком, непривычен), а с другой — для ребенка оказываются тяжелыми или даже непосильными те способы переработки и усвоения материала, которые он пытается применить в процессе его изучения (они протекают медленно, неустойчиво, не автоматизированы, несовершенны). В результате материал не усваивается, из-за того, что способы его усвоения слишком несовершенны, а способы его усвоения, в свою очередь, не могут усовершенствоваться, поскольку изучаемый материал продолжает оставаться недоступным и, следовательно, этим способам негде и не на чем упражняться, совершенствоваться. Так формируется лежащий в основе, хронической неуспеваемости многих детей замкнутый круг, из которого ребенок самостоятельно выбраться уже не может.

Источник

                                                         Ландграф Анастасия Игоревна, воспитатель

 «Роль развивающих игр в развитии мышления дошкольников»

Цель: обучить педагогов способам развития мышления у детей дошкольного возраста. План работы:

1.Особенности мышления

2. Мыслительные операции и их роль в развитии мышления у дошкольников.

3. Игры, способствующие развитию мышления. (Давайте поиграем!)

особенности мышления Мышление – это процесс, во время выполнения которого человек решает поставленную перед ним задачу. В результате мышления появляется мысль, выраженная в словах.

Педагоги-психологи различают три вида мышления у детей:

Наглядно-действенное, когда процесс мышления у ребенка протекает с помощью действия над предметом, присуще малышам раннего возраста.

Наглядно-образное, когда процесс мышления у ребенка протекает с помощью предметов, явлений и представлений, свойственно детям дошкольного возраста.

Словесно-логическое, когда процесс мышления происходит в уме ребенка с помощью понятий, слов, рассуждений, характерно для детей старшего дошкольного возраста. В основном у детей дошкольного возраста развиты первые два вида мышления. Развитие логического мышления происходит на основе образного. Мыслительные операции  и их роль в развитии мышления у дошкольников

Сравнение Для того чтобы ребёнок полноценно умел пользоваться этой категорией, необходимо обучить его навыку видеть одинаковое в различном, и различное в одинаковом. Начиная с двухлетнего возраста, учите малыша сравнивать и анализировать предметы путём сопоставления однородных признаков, например: формы, цвета, вкуса, консистенции, набора функций и т.д. Обобщение Эта мыслительная операция становится доступна дошкольнику в возрасте 6-7 лет. Ребёнок в возрасте трёх-четырёх лет прекрасно оперирует словами «чашка», «ложка», «тарелка», «стакан», но если вы попросите его назвать всю эту группу предметов одним словом, то он не сможет это сделать. Анализ Этот способ мышления позволяет «расчленить» анализируемый предмет, явление на его составляющие его компоненты либо выявить ряд отдельных, свойственных ему признаков и черт. Синтез Мыслительная операция, обратная анализу. Если анализируя, ребёнок «расчленяет» предмет, понятие явление, то синтез, как результат анализа, позволит ему объединить полученные по отдельности признаки. Очень хорошо эту операцию иллюстрирует освоение дошкольником навыков связного чтения. Из отдельных элементов (букв и звуков) он учится складывать слоги, из слогов – слова, слова формируют предложения и  текст.

Классификация Овладение этим способом мыслительного действия, позволит ребенку выявить сходства или различие тех или иных предметов, понятий и явлений. Выделяя один, но, как правило, существенный признак малыш может классифицировать группу рассматриваемых предметов. Например, игрушки можно классифицировать по материалу, из которого они изготовлены — это игрушки, сделанные из дерева, пластика, мягкие игрушки, из природных материалов и т.д.

Игры, способствующие развитию мышления Далее мы поиграем в игры, направленные на развитие мышления у детей дошкольного возраста.

«Что лишнее?»

Вам предлагается несколько картинок, изображающие понятные вам предметы. (Можно использовать карточки детского лото, можно сделать картинки самостоятельно.)

Например, на картинках изображены следующие предметы: яблоко, конфета и книга. Вы должны проанализировать и правильно классифицировать данные предметы. Яблоко и конфету можно съесть, а книгу – нет. Значит, картинка с книгой в этом ряду будет лишней.

«Кот в мешке» (тренируем навыки анализа и синтеза)

Один из вас (в случае если ребёнок еще мал и не очень хорошо разговаривает, пусть это будет взрослый) берёт картинку из детского лото, и, описывает то, что на ней изображено, не показывая её другим. При этом сам предмет называть нельзя! Другой игрок должен угадать, исходя из описания, что изображено на картинке. (Со временем, когда ребёнок подрастет (начиная с  4-5 лет), можно меняться ролями – пусть ребёнок описывает то, что изображено на картинке, а взрослый игрок отгадывает. В этом случае тренируются не только мыслительные способности, но и навыки связной речи.)

«Подбери пару»  (тренируем анализ, сравнение)

Необходимы два набора детского лото с одинаковыми карточками. Один игрок (ребёнок) берёт карту и, не показывая её, объясняет другим игрокам, что на ней нарисовано. Другие игроки анализируя, предлагают свой вариант карточки, на котором, по их мнению, изображено то, что описывал первый игрок. Если описание и отгадка совпали, две одинаковые карты выводят из игры, а игра продолжается дальше, с оставшимися карточками.

«Что это?» (анализ, сравнение, обобщение)

Вам предлагается охарактеризовать следующие словарные ряды, использовав обобщающее слово.

  • стакан, тарелка, вилка, нож; /посуда/;
  • слива, яблоко, апельсин, банан; /фрукты/;
  • кошка, свинья, кролик, овца; /животные, домашние животные/;
  • роза, тюльпан, ландыш, мак; /цветы/.

Придумывайте словарные ряды самостоятельно, со временем усложняйте задания, переходите от простых  предметов к понятиям и явлениям (времена года, чувства человека, природные явления и т.д.).

Кто, что любит? Подбираются картинки с нарисованными животными и пищей, которой они питаются. Затем я разложу картинки перед вами, отдельно с изображением пищи, отдельно с животными, и предлагаю вам «накормить» животных. Назовите одним словом. (Ребенку говорят слова, объединенные общим признаком, а затем просят назвать эти слова одним словом. Например: слива, банан, яблоко, лимон – фрукты; волк, медведь, заяц, лиса – дикие животные. Когда ребенок освоит эту игру, ее можно будет немного видоизменить: взрослый говорит обобщающее слово, а малыш должен назвать предметы, которые к нему относятся. Например: птицы – воробьи, голуби, синицы.)Классификация

Есть набор картинок, на которых изображены различные предметы. Внимательно их рассмотрите и разложите на группы по какому-либо признаку.

Найди лишнее слово

Я прочитаю серию слов, а затем вы скажете, какое слово лишнее. Например: сосна, дуб, земляника, береза; секунда, лето, минута, час; отважный, смелый, злой, храбрый.

Чередование

Давайте нарисуем (можно нанизать или раскрасить) бусы. Обращаю ваше внимание на то, что бусинки должны чередоваться по цвету (или в какой-либо другой последовательности). (Используя тот же принцип можно сложить забор из разноцветных палочек.)

Слова противоположные по смыслу Я буду говорить слово, а вы должены в ответ сказать слово противоположное по значению, например: маленький – большой, глупый – умный, ленивый – трудолюбивый.

Бывает – не бывает Я называю какую-нибудь ситуацию и кидаю вам мяч. Если такая ситуация бывает, то вы ловите мяч, а если нет, то отбиваете его. Например: туфли стеклянные, кошка хочет есть, дом пошел гулять, папа ушел на работу.

Сравнение понятий и предметов Вы все знаете ответы на вопросы «Ты видел бабочку? А муху?», (после получения утвердительных ответов от ребёнка) я задам вам следующие вопросы: «Чем отличается бабочка от мухи? Чем они похожи?». (Ребенок 6-7 лет уже должен уметь сравнивать предметы: находить в них общие черты и различия по существенным признакам.) Например, пары слов для сравнения: деревня и город, драка и шалость, скрипка и пианино, молоток и топор.

Угадай по описанию Я произнесу прилагательные, которые характеризуют определенный предмет, а вы угадаете, о каком предмете я говорю. Например, сочный, круглый, красный (помидор). (Если малыш не может угадать помидор, то перед ним выкладывают несколько картинок с овощами, и предлагают найти нужную картинку.)

Источник

Оксана Петровна Кащеева
Роль игры в развитии логического мышления дошкольников

Актуальность.

Ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы (счету, вычислениям и т. п.). Не случайно в последние годы во многих школах, работающих по развивающим программам, проводится собеседование с детьми, поступающими в первый класс, основным содержанием которого являются вопросы и задания логического, а не только арифметического, характера. Закономерен ли такой подход к отбору детей для обучения? Да, закономерен, поскольку учебники математики этих систем построены таким образом, что уже на первых уроках ребенок должен использовать умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности.

Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба – решение задач, выполнение упражнений потребуют больших за-трат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

Однако не следует думать, что развитое логическое мышление – это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны). При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка.

Обучение и развитие ребёнка должны быть непринужденными, осуществляться через свойственные конкретному возрасту виды деятельности и педагогические средства. Таким развивающим средством для дошкольников выступает игра. Несмотря на то, что игра постепенно перестаёт выступать в качестве ведущего вида деятельности в старшем дошкольном возрасте, но она не теряет развивающих функций. Очень важно, что игра – это не только способ и средство обучения, это ещё и радость, и удовольствие для ребёнка. Все дети любят играть, и от взрослого зависит, насколько эти игры будут содержательными и полезными.

В процессе игры, развитие мышления и речи находится в непрерывной связи; при общении детей в игре речь активизируется, развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы.

Играя, ребёнок может не только закрепить ранее полученные знания, но и приобретать новые навыки, умения, развивать умственные способности. В этих целях используются специальные, ориентированные на умственное развитие ребёнка игры, насыщенные логическим содержанием. В процессе игры, развитие мышления и речи решается в непрерывной связи; при общении детей в игре речь активизируется, развивается способность аргументировать свои утверждения, до-воды. Развивающие способности игры велики. Посредством игры можно развивать и совершенствовать все стороны личности ребёнка. В дальнейшем я буду изучать игры, развивающие интеллектуальную сторону. Игры, которые способствуют развитию логического мышления дошкольников.

Источник