Роль игры в психическом развитии ребенка курсовая
Роль игры в психическом развитии ребёнка
В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребёнка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинают развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях лабораторных опытов. Сами условия игры требуют от ребёнка сосредоточения на предметах, включённых в игровую ситуацию на содержании разыгрываемых действий и сюжета.
Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребёнка дошкольного возраста. В игре ребёнок учится действовать с заместителем предмета – он даёт заместителю новое игровое название и действует с ним в соответствии с названием.
Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребёнок научается мыслить о предметах и действовать с ними в умственном плане. Таким образом, игра в большей мере способствует тому, что ребёнок постепенно переходит к мышлению в плане представлений.
Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. В игровой деятельности ребёнок учится замещать предметы другими предметами, брать на себя различные роли. Эта способность ложится в основу воображения. Дети научаются отождествлять предметы и действия с заместителями, создавать новые ситуации в своём воображении.
Влияние игры на развитие личности ребёнка заключается в том, что через неё он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками.
Продуктивные виды деятельности – рисование, конструирование – на разных этапах дошкольного детства тесно слиты с игрой. Интерес к рисованию, конструированию первоначально возникает именно как игровой интерес, направленный на процесс создания рисунка, конструкции в соответствии с игровым замыслом.
Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Учение вводит взрослый, оно не возникает непосредственно из игры. Но дошкольник начинает учиться, играя – он к учению относится как к своеобразной ролевой игре с определёнными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребёнок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями.
Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в неё ребёнка определённого уровня развития речевого общения. Необходимость объясниться со сверстниками стимулирует развитие связной речи.
Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития знаковой функции речи ребёнка. В игре развитие знаковой функции осуществляется через замещение одних предметов другими. Предметы – заместители как знаки отсутствующих предметов. Знаком может быть любой элемент действительности, выступающий в качестве заместителя другого элемента действительности.
Кроме того, предмет-заместитель опосредствует связь отсутствующего предмета и слова и по-новому трансформирует словесное содержание.
В игре ребёнок постигает специфические знаки двоякого типа: индивидуальные условные знаки, имеющие мало общего по своей чувственной природе с обозначаемым предметом, и иконические знаки, чувственные свойства которых визуально приближены к замещаемому предмету.
Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития рефлексивного мышления.
Игра ведёт к развитию рефлексии, поскольку в игре возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения. Так, играя в больницу, ребёнок плачет и страдает, как пациент, и доволен собой как хорошо исполняющий роль.
Влияние игры на общее развитие ребенка. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях лабораторных опытов. Сознательная цель (сосредоточить внимание, шпомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая ситуация, если не запоминает условий игры, то он просто изгоняется сверстниками. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка дошкольного) возраста. В игре ребенок учится действовать с заместителем предмета,—он дает заместителю новое игровое название и действует с ним в соответствии с названием. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. На основе действий с предметами-заместителями ребенок учится мыслить о реальном предмету. Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребенок научается мыслить, о предметах и действовать с ними в умственном плане. Таким образом, игра в большой мере способствует тому, что ребенок постепенно переходит к мышлению в плане представлений.В то же время опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно-ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. В игровой деятельности ребенок учится замещать предметы другими предметами, брать на себя различные роли. Эта способность ложится в основу развития воображения. В играх детей старшего дошкольного возраста уже не обязательны предметы-заместители, так же как не обязательны и многие игровые действия. Дети научаются отождествлять предметы и действия с ними, создавать новые ситуации в своем воображении. Пера может в таком случае протекать во внутреннем плане. Шестилетняя Катюша рассматривает фотографию, где изображена девочка, которая подперла пальчиком щечку и задумчиво смотрит на куклу. Кукла посажена возле игрушечной швейной машины. Катюша говорит: «Девочка думает, как будто ее куколка шьет». Своим объяснением маленькая Катя обнаружила свойственный ей самой способ игры.
Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, содержащимся во взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.Продуктивные виды деятельности ребенка — рисование, конструирование — на разных этапах дошкольного детства тесно слиты с игрой. Так, рисуя, ребенок часто разыгрывает тот или иной сюжет. Нарисованные им звери сражаются между собой, догоняют друг друга, люди идут в гости и возвращаются домой, ветер сдувает висящие яблоки и т. д. Стройка из кубиков вплетается в ход игры. Ребенок — шофер, он везет блоки на строительство, затем он грузчик, выгружающий эти блоки, наконец, рабочий-строитель, строящий дом. В совместной игре эти функции распределяются между несколькими детьми. Интерес к рисованию, конструированию первоначально возникает именно как игровой интерес, направленный на процесс создания рисунка, конструкции в соответствии с игровым замыслом. И только в среднем и старшем дошкольном возрасте интерес переносится на результат деятельности (например, рисунок), и она освобождается от влияния игры.Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Учение вводит взрослый, оно не возникает непосредственно из игры. Но дошкольник начинает учиться играя — он к учению относится как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями. Принципиально иное отношение взрослых к учению, чем к игре, постепенно, исподволь перестраивает и отношение к нему со стороны ребенка. У него складывается желание и первоначальное умение учиться.Влияние игры на развитие функции речи. Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенного уровня развития речевого общения. Если ребенок не в состоянии внятно высказывать свои пожелания относительно хода игры, если он не способен понимать словесные инструкции своих товарищей по игре, он будет в тягость сверстникам. Необходимость объясниться со сверстниками стимулирует развитие связной речи.Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития знаковой функции речи ребенка. Знаковая функция пронизывает все стороны и проявления человеческой психики. Усвоение знаковой функции речи ведет к коренной перестройке всех психических функций ребенка. В игре развитие знаковой функции осуществляется через замещения одних’ предметов другими.
Предметы-заместители выступают как знаки отсутствующих предметов. Знаком может быть любой элемент действительности (предмет человеческой культуры, имеющий фиксированное функциональное назначение; игрушка, выступающая в качестве условной копии реального предмета; полифункциональный предмет из природных материалов или созданный человеческой культурой и др.), выступающий в качестве заместителя другого элемента действительности. Называние одним и тем же словом отсутствующего предмета и его заместителя концентрирует внимание ребенка на некоторых свойствах предмета, по-новому осмысливаемых через замещения. Тем самым открывается еще один путь познания. Кроме того, предмет-заместитель (знак отсутствующего) опосредствует связь отсутствующего предмета и слова и по-новому трансформирует словесное содержание.В игре ребенок постигает специфические знаки двоякого типа: индивидуальные условные знаки, имеющие мало общего по своей чувственной природе с обозначаемым предметом; икониче-ские знаки, чувственные свойства которых визуально приближены к замещаемому предмету.Индивидуальные условные знаки и иконические знаки в игре берут на себя функцию отсутствующего предмета, который они замещают. Разная степень приближенности предмета-знака, замещающего отсутствующий предмет, и замещаемого предмета способствует отработке знаковой функции речи: опосредствующая взаимосвязь «предмет — его знак — его наименование» обогащает смысловую сторону слова как знака.Действия замещения, кроме того, способствуют развитию у ребенка свободного обращения с предметами и использования их не только в том качестве, которое было усвоено в первые годы жизни, но и по-другому (чистый носовой платок, например, может заменить бинт или летнюю шапочку).Рефлексия. Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития рефлексивного мышления.Рефлексия — это способность человека анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками, мотивами других людей. Рефлексия способствует адекватному поведению человека в мире людей.Игра ведет к развитию рефлексии, поскольку в игре возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения. Так, играя в «больницу», ребенок плачет и страдает как пациент и доволен собой как хорошо исполняющий свою роль. Двойная позиция играющего — исполнитель и контролер — развивает способность соотносить свое поведение с поведением некоего образца. В ролевой игре возникают предпосылки к рефлексии как чисто человеческой способности осмысливать свои собственные действия, потребности и переживания с действиями, потребностями и переживаниями других людей.
Источник
Ñêà÷èâàíèå íà÷àëîñü.
Âçàìåí îòïðàâüòå íà ñàéò îäíó èç âàøèõ õîðîøèõ ðàáîò
Ïîæàëóéñòà, íå çàãðóæàéòå ðàáîòû, òîëüêî-÷òî ñêà÷àííûå èç Èíòåðíåòà. Ïîäáåðèòå ðàáîòó, â êîòîðóþ âëîæåíû âàøè çíàíèÿ è òðóä – ðàáîòó, êîòîðîé âû õîòåëè áû ïîäåëèòüñÿ ñ äðóãèìè ñòóäåíòàìè. Îíè áóäóò ïðèçíàòåëüíû âàì.
Åñëè âàñ ïîäæèìàþò ñðîêè, ðåêîìåíäóåì îáðàòèòüñÿ â êîìïàíèþ Multiwork. Ïåðåéäèòå ïî ññûëêå, ÷òîáû óçíàòü ñòîèìîñòü óíèêàëüíîé ðàáîòû è ñäåëàòü çàêàç ó ïðîôåññèîíàëîâ.
Èãðà êàê âåäóùàÿ äåÿòåëüíîñòü â äîøêîëüíîì âîçðàñòå. Ñòðóêòóðà èãðîâîé äåÿòåëüíîñòè è ýòàïû ðàçâèòèÿ èãðû â äîøêîëüíîì âîçðàñòå. Ðîëü èãðû â ïñèõè÷åñêîì ðàçâèòèè ðåáåíêà. Ñîâðåìåííûå äåòè è ñîâðåìåííûå èãðû â çåðêàëå ïñèõîëîãèè. Õàðàêòåðèñòèêà âèäîâ èãð.
Íàæàâ íà êíîïêó “Ñêà÷àòü àðõèâ”, âû ñêà÷àåòå íóæíûé âàì ôàéë ñîâåðøåííî áåñïëàòíî.
Ïåðåä ñêà÷èâàíèåì äàííîãî ôàéëà âñïîìíèòå î òåõ õîðîøèõ ðåôåðàòàõ, êîíòðîëüíûõ, êóðñîâûõ, äèïëîìíûõ ðàáîòàõ, ñòàòüÿõ è äðóãèõ äîêóìåíòàõ, êîòîðûå ëåæàò íåâîñòðåáîâàííûìè â âàøåì êîìïüþòåðå. Ýòî âàø òðóä, îí äîëæåí ó÷àñòâîâàòü â ðàçâèòèè îáùåñòâà è ïðèíîñèòü ïîëüçó ëþäÿì. Íàéäèòå ýòè ðàáîòû è îòïðàâüòå â áàçó çíàíèé.
Ìû è âñå ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäåì âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
×òîáû ñêà÷àòü àðõèâ ñ äîêóìåíòîì, â ïîëå, ðàñïîëîæåííîå íèæå, âïèøèòå ïÿòèçíà÷íîå ÷èñëî è íàæìèòå êíîïêó “Ñêà÷àòü àðõèâ”
Ðóáðèêà | Ïñèõîëîãèÿ |
Âèä | êóðñîâàÿ ðàáîòà |
ßçûê | ðóññêèé |
Äàòà äîáàâëåíèÿ | 24.07.2010 |
Ðàçìåð ôàéëà | 50,2 K |
Ïîäîáíûå äîêóìåíòû
Ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå ðåáåíêà â äîøêîëüíîì âîçðàñòå. Ñàìîñîçíàíèå. Çíà÷åíèå èãðû äëÿ ðàçâèòèÿ ïñèõèêè äîøêîëüíèêà. Ñîöèàëüíàÿ ïðèðîäà Åäèíèöû àíàëèçà è ïñèõîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè ðîëåâîé èãðû. Ðàçâèòèå ðîëåâîé èãðû â äîøêîëüíîì âîçðàñòå. Âèäû èãð.
ðåôåðàò [31,1 K], äîáàâëåí 03.02.2009
Âûÿâëåíèå îñîáåííîñòåé èãðîâîé äåÿòåëüíîñòè ñòàðøèõ äîøêîëüíèêîâ. Èçó÷åíèå ñòðóêòóðíûõ êîìïîíåíòîâ ñþæåòíî-ðîëåâîé èãðû. Âèäû è ôîðìû èãðû â äîøêîëüíîì âîçðàñòå. Óðîâíè ðàçâèòèÿ ñþæåòíî-îòîáðàçèòåëüíîé è ñþæåòíî-ðîëåâîé èãðû â ñòàðøåì äîøêîëüíîì âîçðàñòå.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [101,9 K], äîáàâëåí 30.01.2015
Îïðåäåëåíèå èãðîâîé äåÿòåëüíîñòè, ïñèõîëîãè÷åñêàÿ õàðàêòåðèñòèêà èãðû äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. Ðàçâèòèå èãðû â äîøêîëüíîì âîçðàñòå, ñòðóêòóðíûå êîìïîíåíòû èãðû. Ãåíåçèñ èãðîâîé äåÿòåëüíîñòè, ñþæåòíîðîëåâàÿ èãðà êàê âèä äåÿòåëüíîñòè äîøêîëüíèêà.
ðåôåðàò [38,4 K], äîáàâëåí 01.04.2014
Ïñèõîëîãè÷åñêèé àíàëèç èãðû êàê âåäóùåé äåÿòåëüíîñòè ðåáåíêà â äîøêîëüíîì âîçðàñòå. Èññëåäîâàíèå âèäîâ è ñòðóêòóðû èãð íà ðàçíûõ óðîâíÿõ ðàçâèòèÿ äîøêîëüíèêîâ. Îïðåäåëåíèå çíà÷åíèÿ èãðû â îñâîåíèè ðåáåíêîì ñîáñòâåííîãî ïñèõîëîãè÷åñêîãî ïðîñòðàíñòâà.
êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà [19,1 K], äîáàâëåí 05.03.2011
Ïðåäñòàâëåíèÿ î ïðèðîäå ðîëåâîé èãðû â îòå÷åñòâåííîé ïñèõîëîãèè. Ðîëü èãðû â ïñèõè÷åñêîì ðàçâèòèè ðåá¸íêà, å¸ ïîëüçà. Ýêñïåðèìåíòàëüíîå èçó÷åíèå ïîâåäåíèÿ äåòåé-äîøêîëüíèêîâ âî âðåìÿ ïîâåäåíèÿ ñþæåòíî-ðîëåâîé èãðû, àíàëèç è èíòåðïðåòàöèÿ åãî ðåçóëüòàòîâ.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [43,7 K], äîáàâëåí 15.02.2015
Êàê ïîÿâëÿåòñÿ èãðà? Ïñèõîëîãè÷åñêîå çíà÷åíèå èãðû. Ïñèõîëîãè÷åñêèå âîïðîñû äîøêîëüíîé èãðû. Èãðà êàê âåäóùàÿ äåÿòåëüíîñòü ó äîøêîëüíèêà. Ãëàâíûé âîñïèòàòåëü äîøêîëüíèêà – èãðà. Èãðà ó÷èò, ôîðìèðóåò, èçìåíÿåò, âîñïèòûâàåò.
êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà [22,5 K], äîáàâëåí 27.09.2006
Ñóùíîñòü è âèäû èãðîâîé äåÿòåëüíîñòè, åå ýòàïû â äîøêîëüíîì âîçðàñòå. Îñîáåííîñòè è óðîâíè ñþæåòíî-ðîëåâîé èãðû. Âçàèìîñâÿçü ìåæäó èãðóøêàìè, â êîòîðûå èãðàåò ðåáåíîê è èõ ðîëüþ â ïðîöåññå ðàçâèòèÿ äâèãàòåëüíûõ ñïîñîáíîñòåé è ïñèõîëîãè÷åñêèõ êà÷åñòâ.
ðåôåðàò [57,1 K], äîáàâëåí 16.02.2015
Òåîðèè ñòàíîâëåíèÿ èãðîâîé äåÿòåëüíîñòè, åå âàæíîñòü äëÿ ðåáåíêà. Óñëîâèÿ âîçíèêíîâåíèÿ ôîðì èãðû. Îñíîâíàÿ åäèíèöà èãðû, åå âíóòðåííÿÿ ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ñòðóêòóðà. ×åëîâåê, åãî äåÿòåëüíîñòü è îòíîøåíèå âçðîñëûõ äðóã ê äðóãó, êàê îñíîâíîå ñîäåðæàíèå èãðû.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [47,3 K], äîáàâëåí 05.09.2010
Èãðà êàê âåäóùåå óñëîâèå ðàçâèòèÿ äîøêîëüíèêà. Çàâèñèìîñòü ðàçâèòèÿ ðåáåíêà â äîøêîëüíîì ïåðèîäå îò àêòèâíîé è ðàçíîîáðàçíîé äåÿòåëüíîñòè. Ðîëü èãðû â ôîðìèðîâàíèè ïñèõîñîöèàëüíîé çðåëîñòè è ãîòîâíîñòè ê øêîëå, â óëó÷øåíèè îáùåíèÿ äåòåé ñî ñâåðñòíèêàìè.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [272,2 K], äîáàâëåí 05.01.2012
Òåîðåòè÷åñêèå è ìåòîäè÷åñêèå àñïåêòû ðàçâèòèÿ ïîçíàâàòåëüíûõ ïðîöåññîâ ó äåòåé ñ ïîìîùüþ èãðû. Îïðåäåëåíèå èãðû è åå ðîëü â ðàçâèòèè ïîçíàâàòåëüíûõ ïðîöåññîâ ðåáåíêà â äîøêîëüíîì è ìëàäøåì øêîëüíîì âîçðàñòå. Óðîâíè ðàçâèòèÿ ïîçíàâàòåëüíûõ ïðîöåññîâ.
ðåôåðàò [43,5 K], äîáàâëåí 27.04.2009
- ãëàâíàÿ
- ðóáðèêè
- ïî àëôàâèòó
- âåðíóòüñÿ â íà÷àëî ñòðàíèöû
- âåðíóòüñÿ ê ïîäîáíûì ðàáîòàì
Источник
«Игра и ее роль
в психическом развитии ребенка»
Игру традиционносвязывают с детством иописывают ее как деятельность в условной, воображаемой ситуации. Игру можно рассматривать в самом широком контексте – от игр животных через игры детей к играм взрослых. Ее можно определять и как исследовательскую деятельность, которая, однако, не направлена на достижение целесообразного результата; как активность, в которой нет никакой функциональной необходимости. В этой связи невольно возникает вопрос, для чего же играют люди – дети и взрослые? Ответ будет звучать так: для удовольствия, которое человек получает благодаря собственной деятельности. Игра, как отмечает Й. Хейзинга, не диктуется физической необходимостью: она лежит за рамками процесса непосредственного удовлетворения нужд и страстей.
Однако нецелесообразность игры вовсе не исключает ее полезного результата, как и то, что она перестает быть игрой, если приносит некий полезный результат. С помощью игры человек имеет возможность развивать в себе те или иные качества (силу, ум, координацию движений, внимание и т.п.), получать новые знания о мире, испытывать переживания, которые по тем или иным причинам недостижимы в обычной жизни.
Первая функция игры – развивающая – описана наиболее полно, особенно в контексте ее значимости для становления личности ребенка. Одни игры развивают силу, выносливость; другие – ум; третьи – ряд взаимосвязанных качеств. При этом в каждой игре своя иерархия. Так, интеллект необходимо проявлять в любой игре, но в одних он будет второстепенным фактором, в других – главным условием успеха.
Вторая функция – компенсаторная – основана на том, что игра предстает как иная реальность, выступающая рукотворным оазисом в хаосе реальной жизни. Ребенка она привлекает возможностью раскрыть способности, которые сложно реализовать во взрослом мире. Игра – это действия в альтернативной реальности. Или действия, направленные на создание альтернативной реальности в той или иной мере похожей на мир, который мы привыкли видеть вокруг себя, но в значительной степени от него отличающейся.
Благодаря своей альтернативной реальности игра обладает терапевтическим потенциалом. Ребенок «отыгрывает» страхи, переживает запретные для реального взаимодействия эмоции, порой ведет себя агрессивно, хотя в иной обстановке не осмелится на такое поведение. В игре опасные или слишком трудоемкие действия обычно замещаются действиями по правилам, что делает их безопаснее. Поэтому у играющего есть возможность развивать в себе определенные качества, моделируя опасные действия в относительно безопасной форме. Как и многие другие модели, игра обеспечивает более экономное воспроизведение тех или иных процессов реальной жизни с точки зрения средств, времени и риска.
В понимании Зигмунда Фрейда значительная часть игры – это проекция: игрушки как бы замещают самого ребенка и его окружение; играющий приписывает им свои побуждения. В игре не он, а куклы – злые волшебники, ведьмы – ведут себя плохо. Заменяя объект или повторяя неприятные события из своей жизни, ребенок справляется с пугающими его факторами, с неприятными событиями. Например, погружая куклу в воду или бросая ее об стену, выражает чувство ревности к новорожденному брату; «угощая» кукол горьким лекарством, сопереживает игровым персонажам.
Ранний возраст.
Начало игры
Особенность раннего возраста – сильнейшая идентификация себя с одним из родителей, стремление действовать так, как он. А это уже первый шаг к ролевой игре.
Игра как деятельность в условной ситуации возникает тогда, когда ребенок начинает пользоваться предметами-заместителями, т.е. в полтора-два года. До этого времени его действия носят скорее ориентировочный характер, чем игровой, и направлены на исследование физических свойств предмета. К пониманию функций предмета ребенок приходит в возрасте одного года – полутора лет. Теперь он использует игрушку уже не как носителя определенных физических свойств, а как средство для достижения определенного результата. Понимание функций предмета дает стремление действовать так, как используют взрослые. Это понимание на третьем году жизни переходит в страстное стремление действовать предметами самостоятельно – как мама или папа. Ведь родители – это первые люди, с которыми малыш идентифицирует и сравнивает себя.
Особенность раннего возраста – сильнейшая идентификация себя с одним из родителей, стремление действовать так, как он. А это уже первый шаг к ролевой игре.
Нормальное поведение для этого возрастного периода – амбивалентное отношение к матери, т.е. сочетание агрессии (поскольку мама часто не дает возможности делать то, что хочется) с привязанностью. Агрессия – показатель того, что ребенок пытается отстоять «самость». Долгосрочные последствия этого периода в жизни ребенка – способность самостоятельно не только ставить цель, но и достигать результата. Поэтому абсолютный родительский запрет на агрессию может стать фактором риска, а следствием – неспособность ребенка проявлять инициативу.
Взрослым ребенок начинает чувствовать себя уже в два-три года. По вполне понятным причинам он не может реализовать свою социальную потребность. Однако его умение действовать с предметом-заместителем, «открытие» символической способности слова дают возможность реализовать свое желание в игре как взрослому, но в условной ситуации. Иными словами, культура «вытесняет» активность в русло игры. Первая ролевая игра – это копирование действий мамы или папы, игра, в ходе которой ребенок выступает по отношению к игрушкам как умелый и опытный взрослый: как мама или папа, кормит своих кукол, варит им кашу или суп, укладывает спать, учит умываться, застилать постель. Итог: «Я такой же, как мама (или папа), но самостоятелен». Эта первая идентификация открывает путь к самым различным идентификациям в более старшем возрасте, к разнообразным сюжетно-ролевым играм.
Дошкольный возраст.
Сюжетно-ролевая игра
Идентификация себя с окружающими взрослыми, с фольклорными и литературными персонажами, с животными, ребенок учится развивать ролевую игру.
К трем годам ребенок уже достаточно хорошо говорит, ходит и бегает. Это дает ему возможность открывать окружающий мир за пределами семьи. Чувствуя себя таким же «большим» существом, как и окружающие его люди, он примеряет самые разнообразные «взрослые» роли: начинает сравнивать себя с ними, проявляет неограниченную любознательность. Так, идентифицируя себя с окружающими взрослыми, с фольклорными и литературными персонажами, с животными, ребенок учится развивать ролевую игру. Своеобразный «девиз» этого возрастного периода: «Я могу быть таким же, как кто угодно другой», «Я могу быть тем, кем я могу себя вообразить». В более старшем дошкольном возрасте игра «оставляет в наследство» способность проявить инициативу, развитое творческое воображение, гибкость в принятии решений и способность брать на себя различные роли в общении с людьми. Вот почему для развития так важна именно самостоятельная, спонтанная игра. Участие взрослого уместно только в роли подсказчика. Он может предложить разыграть тот или иной сюжет, ту или иную игровую ситуацию. Никаких наставлений ведь тем самым ребенок «проигрывает» в личностном развитии, теряет способность действовать самостоятельно.
Интересно, что совершенно свободная и ничем не ограниченная ролевая игра к концу дошкольного возраста постепенно все больше и больше регламентируется: дети теперь уделяют внимание тому, насколько правильно их партнер разыгрывает ту или иную роль, поправляют друг друга. Внимание к «правильности исполнения» – зародыш будущего стремления в любой деятельности добиваться совершенства (что особенно значимо в младшем школьном возрасте). Вот почему психологи характеризуют игру прежде всего как «школу произвольности». Стремясь правильно исполнить роль, ребенок учится подчинять свое поведение образцу. Это умение особенно пригодится в школе.
Однако «перестройка» психического развития на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста глубже, чем приобретение умения действовать по образцу. Ведь перестраивается мотивационная сфера ребенка – теперь его привлекает возможность делать что-то действительно хорошо. Это обеспечивает и переход к школьному обучению, где стремление достигать совершенства частично реализуется и приводит к тому, что доминирующими становятся игры с правилами.
Младший школьный возраст.
Достижение совершенства
Учеба теперь занимает большую часть времени и – теоретически – становится ведущей деятельностью до подросткового возраста. И, тем не менее, игровая деятельность продолжается, причем ее характер таков, что позволяет решать возрастные задачи развития даже более адекватно, чем начальная школа. Младших школьников характеризует способность делать что-либо или хорошо, или даже в совершенстве. Добавим: наиболее привлекателен для них в силу возрастных особенностей (недостаточно развитое абстрактное мышление) не просто хороший результат, а наглядный, видимый и понятный окружающим. Эту наглядность достижений школа не обеспечивает. Именно поэтому детей привлекают спортивные игры, результат которых очевиден для всех (девочек – разнообразные игры с мячом; прыжки через скакалку; мальчиков -футбол, игры в войну; тех и других -прятки, салки, казаки-разбойники, настольные игры).
Нам могут возразить: «Но ведь школа высоко оценивает точное выполнение требований!» Да, это так, но абстрактный, схоластичный характер знаний детей привлекает менее. Потребность реально овладеть действительностью в процессе учебы наталкивается на значительную отсроченность результата. Происходит разрыв между целью и составом действия.
Это разрушает мотивацию учения, как ина более ранних этапах развития, «выталкивает» основное русло развития на игру, на другие занятия, более практичные и наглядные. Например, на те занятия взрослых, которые отличаются простотой и наглядностью, когда можно что-то определенное выпилить, выжечь, связать, сшить, вышить, срисовать, сконструировать.
Итог этого возрастного периода – ребенок убежден: «Я есть то, что я могу научиться делать». Приобретение упорство в достижении собственных целей, любовь ко всему, что «хорошо работает», осознание собственной способности выполнять серьезные (пусть пока только предметные) задачи, которые закладывают основу для дальнейшего участия в кооперативной взрослой жизни.
Именно ощущение ребенка, что он может принимать посильное (но для него и для других важное) участие в жизни взрослых, дает толчок к ролевым играм в предподростковом и раннем подростковом возрасте.
Игра создает зону ближайшего развития ребенка. В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, он в игре пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения.
Игра – источник развития. Действие в воображаемом поле, в мнимой ситуации, создание произвольного поведения, образование волевых мотивов – все это возникает в игре и ставит ее на высокий уровень развития. Через игровую деятельность и движется ребенок.
Источник