Роль игры в коррекции развития ребенка

Информационно-методическая статья для педагогов

дошкольного образования.

ИГРА КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
ДОШКОЛЬНИКОВ.

                                                                      Автор: Демина Марина Николаевна

                                                                                   ГБДОУ детский сад №31

2014 г.

Санкт-Петербург

    Игра как средство личностного развития, коррекции проблем поведения имеет не только педагогические цели, но и оказывает терапевтическое влияние на ребенка. Психологи указывают, что одна из функций состоит в том, чтобы проблемы и конфликты, разрешение которых зависит от ребенка, превращать в ситуации, поддающиеся контро-лю. Именно в игре у ребенка есть возможность «отыграть» свой негативный опыт, т.е. «отреагировать» на ситуации, которые в реальной жизни слишком сложны, запутаны, неприятны. С этой точки зрения игра для дошкольников наиболее естественная оздоровляющая деятельность, которой они могут заняться.

 и   Кроме того, в игре дети удовлетворяют свою потребность в состязательности и учатся взаимодействовать с другими людьми. Таким образом, именно игровая деятельность помогает детям раскрепоститься, научиться сопереживать окружающим и выработать определенные навыки социального поведения. Поэтому вопросы использования игры как средства преодоления поведенческих и личностных проблем ребенка широко изучались в отечественной и зарубежной психологии и психотерапии многими исследователями: М.Клейном, Г.Л.Лэндретом, А.И.Захаровым, А.С.Спиваковской, М.А.Чистяковой и др.

    Анализ психотерапевтической, психологической, психолого-педагогической литературы позволяет определить игры, специально направленные на преодоление проблем в поведении ребенка, как коррекционные. При этом можно выделить два основных направления практического использования коррекционных игр в работе с дошкольниками.

    Первое направление предполагает использование свободных и самостоятельных игр детей, и получило название «недирективной игровой терапии». Недирективная игровая терапия основывается на том, что поведение ребенка направляется стремлением к наиболее полной самореализации, следовательно, цели такой игровой коррекции состоит в помощи ребенку в самопознании и развитии самоуправления. Основная задача данного направления игровой терапии состоит в создании или восстановлении отношений между ребенком и взрослыми.

    В ходе проведения недирективной игровой терапии ребенок приглашается в хорошо оснащенную игровую комнату и получает возможность играть в ней так, как ему захочется Во время игровой деятельности взрослый демонстрирует ребенку его безусловное приятие – не требует никаких изменений, создает чувство безопасности и вседозволен-    ности, веру в возможности ребенка, позволяет ему всегда быть лидером и самому решать свои проблемы (избегать директив, указаний, оценок). Вместе с тем, игровой терапевт демонстрирует ребенку сочувствие, отражая его чувства в речи таким образом, что ребенок постепенно приходит к осознанию своих переживаний. Такая позиция взрослого приводит к возрастанию социальной компетентности ребенка и дает ему возможность самому справляться со своими проблемами.

    Второе направление в практике использования коррекционных игр предполагает создание взрослым (психологом, социальным педагогом) и проигрывание вместе с детьми специальных игр и упражнений, помогающих преодолеть различные трудности в поведении, развить эмоциональную сферу ребенка, обучить его адекватным способам реагирования на проблемную ситуацию.

     Под коррекционными играми, в которых смоделированы определенные особенности поведения ребенка, игры, специально направленные на развитие положительных черт и преодоление отрицательных стереотипов поведения.

      Одним из первых отечественных исследователей, предложивших использование игр  для коррекции поведения дошкольников, преодоления у них повышенной тревожности страхов, является А.И.Захаров. Его игры строятся по типу игр-драматизаций, отличаются от них более свободным построением сюжета, отсутствием большого количества декораций, специально разучиваемых слов. А.И.Захаров подчеркивает, что поскольку правила коррекционной игры накладывают определенные ограничения, даже дети с психоподобным поведением, нередко претендующие на ведущие роли, вынуждены как-то соизмерять свои действия, подстраиваться под общую тональность игры там, где они раньше действовали напрямик – «хочу и все».

      В исследования А.И.Захарова и А.С.Спиваковской были разработаны принципы проведения и организации коррекционных игр, которые имеют большое значение не только для психотерапевтической практики, но и для психолого-педагогической работы с поведенческими проблемами старших дошкольников. По мнению исследователей, коррекционные игры позволяют преодолеть многие проблемы взаимоотношений в детском коллективе; они также эффективны в коррекции страхов, неуверенности, застенчивости у отдельных детей, смягчение проявлений расторможено-агрессивной форм поведения.

    В работах М.А Чистяковой, Н.В.Самоукиной и др. разработаны системы коррекционных занятий для дошкольников, когда игра входит в систему коррекционных мероприятий как один из методов наряду с арт-терапией и другими методами. Так, М.А. Чистякова в процессе игровой коррекции особое внимание уделяет этюдам, направленным на развитие эмоциональной сферы дошкольников.  В них дошкольники учатся правильно передавать воспринимать различные эмоциональные состояния и черты характера героев (этюды «Чуня-задавака», «Смелый заяц», «Ябеда»).

     Игровая коррекция продолжается в сюжетных этюдах, специально направленных на преодоление негативных черт поведения детей – ревности, жадности, упрямства (этюды «Мальчик-наоборот», «Сердитая Маша», «Так будет справедливо» и др.). После разыгрывания этих этюдов предполагается совместное обсуждение с детьми поведения героев, выбор оптимального способа поведения героев и проигрывания этюдов с позитивным поведением героев и благополучным финалом. Особое внимание М.А.Чистякова уделяет индивидуальным этюдам, подчеркивая, что многие из них должны создаваться исходя из конкретных негативных особенностей черт характера и поведения ребенка. В этих этюдах специально моделируются проблемы, характерные для отдельного ребенка, но в другой ситуации.

    Таким образом, анализ проблемы использования коррекционных игр показывает, что в отечественной психологической и психотерапевтической практике широко используются разные виды коррекционных игр и упражнений. Предлагаются системы коррекционных игр для преодоления трудностей поведения дошкольников (непоседливость, вспыльчивость, агрессивность, замкнутость), развития эмоциональной сферы ребенка (умение правильно передавать и понимать эмоции других, адекватно эмоционально реагировать в проблемных ситуациях) и социальных навыков поведения. В работах психологов и психотерапевтов последнего десятилетия отмечается не только возможность, но и необходимость использования коррекционных игр в традиционном образовательном процессе дошкольного учреждения. Это обусловлено большим количеством поведенчиских  ожелательностью, агрессивностью, или, наоборот, чрезмерной застенчивостью, неуверенностью детей; необходимостью профилактики поведенчиских и личностных проблем детей, начиная с дошкольного возраста.

Читайте также:  Критерии психического развития ребенка выготского

    Анализ теории и практики использования коррекционных игр позволяет выделить ряд особенностей этих игр, способствующих преодолению поведенческих и личностных проблем дошкольников в условиях группы дошкольного учреждения. Во-первых, в коррекционных играх возможна поэтапная отработка и усвоение детьми с поведенчески-ми проблемами новых, адекватных способов поведения в проблемных ситуациях. Кроме того, коррекционные игры предполагают развитие как игровых, так и реальных партнерских отношений, поэтому детям с различными проблемами поведения легче принять в таких играх позицию субъекта деятельности. Подобные игры эмоционально насыщены, поэтому они обеспечивают эмоциональную разрядку, в которой так нуждаются современные дошкольники, и могут способствовать  развитию основ их эмоциональной культуры.

    Еще одной особенностью коррекционных игр является их разнообразие и многофункциональность. Поэтому в педагогическом процессе детского сада возможно использование как отдельных коррекционных игр (драматизации, коммуникативных игр, этюдов), включаемых в повседневную деятельность группы, так и проведение педагогом систем коррекционных занятий с подгруппами детей или всей группой.

    Таким образом, на основе анализа психологической и психолого-педагогической литературы коррекционные игры могут являться эффективным средством психолого-педагогической коррекции и профилактики таких поведенческих проблем старших дошкольников, как импульсивность, агрессивность, нерешительность, а также средством развития у них навыков и умений социального поведения. Это может быть достигнуто, если:

     – игровая коррекция будет осуществляться на основе диагностики негативных особенностей поведения дошкольников и причин их возникновения;

   – использование коррекционных игр будет носить поэтапный характер, предполагающий постепенное обеспечение субъектной позиции «проблемных» детей в общении и игре;

    – коррекционные игры будут входить в общую систему психолого- педагогической коррекции, предполагающую оптимизацию внешней и внутренней ситуации развития детей с поведенческими проблемами.

Литература.

1.Игра и дошкольники: Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Сборник/Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой. – СПб. « Детство-Пресс»,2004.

2.Каабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. – М., 1997

3.Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб., 2002.

4.Мустакас К. Игровая терапия. – СПб., 2000.

5.Романов А.А. Направленная игротерапия нарушений поведения и эмоциональных расстройств у детей. – М.,2000.

6.Самоукина Н.В. Игра в школе и дома .Психологические упражнения и коррекционные программы. – М., 1993.

Источник

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР.

ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ

 «ИГРАЙТЕ СО СВОИМИ ДЕТЬМИ!»

 «У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять» (А.С.Макаренко).

Что даёт игра детям? Игра дает свободу. Ведь игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей. Игра дает порядок. Правила в игре абсолютны и несомненны. Невозможно нарушить правила и остаться  в игре. Игра дает увлеченность. Она интенсивно вовлекает ребенка, активизирует его способности. Игра возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск необходимых решений. Игра дает физическое совершенствование, так как активные виды игр предполагают физическое развитие и упражнение двигательных навыков- точность, координацию, быстроту реакции. Игра дает возможность проявить творческие навыки. Игра  развивает воображение. Игра дает возможность развить свой ум. Игра дарит радость общения. Игра дает психологическую устойчивость, снимает уровень тревожности. Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.

У детей с задержкой психического развития в большинстве случаев, потребности в игре у них такие же, как и у сверстников с нормативным развитием. Но, при более глубоком обследовании, отмечается, что у большинства из них нарушены память, внимание и фонематический слух. Зачастую, они неправильно понимают обращенную к ним речь, не делают выводов. Нередко теряют возможность совместной игровой деятельности со сверстниками из-за несовершенства умения выразить свою мысль, боязни показаться смешными, хотя правила и содержание игры им доступны. У таких детей нарушение общей и тонкой моторики вызывает быстрое утомление. Неуравновешенность, двигательное беспокойство, суетливость в поведении, речевая утомляемость затрудняют включение в коллективную игру.

Часто, действия с игрушками не носят развернутого игрового характера, не имеют замысла и целенаправленных действий. Игра у них носит однообразный, подражательный характер. Также наблюдается робость, дети затрудняются включиться в игру из-за страха за свою неправильную речь. Чаще они выступают зрителями или берут на себя подчиненные роли. Чаще всего просто отказываются от игры. Детям сложно сконцентрироваться на восприятии и переработке  инструкций.  Нередко наблюдается немотивированное упрямство, эмоциональные вспышки, некритичность.

 Таким образом, следует сформулировать задачи, стоящие перед специалистом и родителями:

в коррекционно-развивающей работе необходимо широко использовать игры, как средство умственного, физического,  нравственно-эстетического воспитания детей;

игра должна стимулировать накопление и развитие у детей речевых умений и навыков;

при организации игры необходимо учитывать возраст и психо-физиологические особенности детей;

выполнение рекомендаций специалистов ДОО должно носить характер учебно-игровой деятельности, быть эмоционально окрашено и привлекать внимание ребенка, вызывать интерес, мотивировать на  радостное ожидание новых заданий;

примеры игр, используемых для формирования

лексико-грамматических представлений:

«Викторина»

 Цель: развивать речевое внимание и память детей, учить подбирать к предмету или объекту точное определение, строить полные и четкие предложения при ответе на вопрос.

Лексическая тема: «Домашние птицы».

Гусь выше петуха. Кто выше? Кто ниже?

Индюк толще утки. Кто тоньше? Кто толще?

Сколько ног у двух кур?

Сколько голов у трех уток?

Утята идут за уткой. Кто идет первый? Кто идет последний? Кто за кем идет?

Лексичесая тема: «Дикие животные».

 Слон выше бегемота, но ниже жирафа. Кто самый высокий? Кто самый низкий? А кто ниже жирафа?

Чего больше – медведей или медвежьих ушей?

У кого больше лап – у зайца или у волка?

Читайте также:  Родителям об интеллектуальном развитии ребенка

Волк догоняет зайца. Кто впереди? Кто сзади? Кто за кем?

 Кто больше – лиса или заяц? А у кого больше ушей?

Нора справа от дерева. Что слева?

Сколько ушей у двух зайцев? А ног?

«Загадки – добавлялки»

Цель: активизировать словарь, развивать внимание, мышление. Автоматизация звуков.

Лексическая тема: «Мебель».

 Если ты захочешь спать дома ждет тебя ….(кровать).

Чтобы ноги отдохнули, посиди-ка ты на …(стуле).

С пирогами чай попьем за обеденным …(столом).

 Вам сидеть не тесно, детки, вчетвером на …(табуретке).

Как приятно нашей Тане поваляться на …(диване).

У чистюли Любочки всегда порядок в …(тумбочке).

Свитер, кофту толстый шарф аккуратно сложим в …(шкаф).

Смастерил вчера Николка для своих игрушек …(полку).

Лексическая тема: «Продукты питания».

 Скушай, Ванечка – дружок, очень вкусный …(пирожок).

 Леша и Маша едят манную …(кашу).

Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой …(чая).

Любим пить по воскресеньям чай с малиновым …(вареньем).

Хороши в дорожку пирожки с …(горошком).

Петушок с ладошки ест зернышки и …(крошки).

Речь с движениями.

Цель. Накопление словаря, развитие координации и темпа движений, ориентация в пространстве

Это правая рука, это правая нога,

Ухо правое у нас, а вот это правый глаз.

Это левая рука, это левая нога,

Ухо левое у нас, а вот это левый глаз.

Мы руками – хлоп, хлоп, хлоп.

Мы ногами – топ, топ, топ.

Кулаками постучим,

Повернемся и молчим (рот закрыть рукой).

У детей на столах колючие мячи. Дети катают мяч между ладонями, проговаривая:

У сосны, у пихты, елки

Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник,

Нас уколет можжевельник.

«Наведи порядок»

Цель. Уточнение и формирование словарного запаса.

Вода бежит в прохладной …ПЕЧКЕ. Поленья полыхают в …РЕЧКЕ. Все уселись мы на …ПЕСЕНКУ И поем мы хором …ЛЕСЕНКУ.

На пляже тепленький …ЛЕСОК. Вдали – березовый …ПЕСОК.

Далеко идти мне …ПЕНЬ,  Лучше сяду я на …ЛЕНЬ.

Чтоб увидеть новый …ПУЛЬТИК Мы в ладошке держим …МУЛЬТИК.

Крикнул Коля: – …БАБОЧКА! Смотри, летает …ПАПОЧКА.

«Объясни словечко»

Цель. Уточнение и формирование словарного запаса.

Уточнение значения сложных слов:

– мясорубка, самовар, овощерезка, холодильник, хлеборезка, соковыжималка, сладкоежка, кофемолка, кофеварка, пароварка;

– косолапый, длинноухий, длинношеий, травоядный, земноводный, водоплавающий, насекомоядный, красногрудый, черноголовый, быстроногий;

– двуногий, широкоплечий, длинноволосый, сероглазый, пятипалый, беззубый;

– вездеход, молоковоз, бетономешалка, трубоукладчик, самолет, подземный, внедорожник.

Рассказы – шутки. Предлагаем детям послушать рассказ, ответить на вопросы, пересказать их.

«Что вкуснее?»

 Во время обеда продукты поспорили: кто из них вкуснее. Котлета сказала: – Я вкуснее всех, потому что я из мяса. Суп сказал: – Я вкуснее всех, потому что я из курицы. А салат им в ответ: – Я вкуснее всех, потому что я из овощей. – Я вкуснее всех, потому что я из фруктов, – возразил компот. – Я вкуснее всех, потому что я из творога, – вмешался в спор пирог. – Я вкуснее всех, потому что я из рыбы, – крикнула запеканка. Пюре сказало: – Я вкуснее всех, потому что я из картошки. Квас закричал: – Я вкуснее всех, потому что я хлебный. Кисель не согласился: – Нет! Я вкуснее всех, потому что я из малины. А каша ему: – Я вкуснее всех, потому что я молочная. Таня услышала спор продуктов и сказала: – Не спорьте, вы все очень вкусные. Я вас всех скушаю с удовольствием.

Материал подготовлен

учителем-дефектологом,

МБДОУ №14 детский сад «Солнышко»

Семеновой Д.А.

Источник

Елена Герасимова
Игра как средство коррекции и развития эмоционально-волевой сферы дошкольников

Игровая деятельность играет важную роль в социальном развитии дошкольников, формировании у них коммуникативных умений и навыков. В игре старшие дошкольники проявляют стремление к сопереживанию партнеру, проявлению внимания, доброжелательности, отзывчивости.

Игра дает первые возможности для самовоспитания дошкольника, развития произвольной регуляции его поведения, так как в игре ребенок должен соотносить свое поведение с требованиями принятой на себя роли. Игра оказывает терапевтическое воздействие на ребенка. Именно в игре у ребенка есть возможность «отыграть» свой негативный опыт, т. е. Отреагировать на ситуации, которые в реальной жизни слишком сложны, запутанны и неприятны. Игра для дошкольников – наиболее естественная и оздоровляющая деятельность, которой они могут заняться. Таким образом именно игра позволяет ребенку раскрепоститься, научиться сопереживать окружающим и выработать определенные навыки социального поведения. Анализ педагогической и психологической литературы позволяет определить игры, специально направленные на преодоление проблем в поведении ребенка, как коррекционные. При этом можно выделить 2 основных направления практического использования игр в работе дошкольников:

1 направление – «недирективная игровая терапия».Основная задача данного направления игровой терапии состоит в создании или восстановлении отношений между ребенком и взрослым. (Взрослый избегает директив, указаний и оценок, ребенок играет так как ему захочется.)

2 направление – использование в практике специальных игр и упражнений, помогающих преодолеть различные трудности в поведении, развивать эмоциональную сферу ребенка, обучать его адекватным способам реагирования на проблемную ситуацию.

Чтобы понять детей, найти подход к ним, мы должны взглянуть на ребенка с точки зрения развития. Не следует рассматривать их как маленьких взрослых. Их мир реально существует, и они рассказывают о нем в игре. В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, естественной средой общения для ребенка является игра и разнообразная деятельность.

Игру детей можно достаточно оценить, если признать, что она является для них средством коммуникации. Дети более полно и непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах, поскольку в игре они чувствуют себя удобнее. Для детей «отыграть» свой опыт и чувства – наиболее естественная динамическая и оздоровляющая деятельность, которой они могут заняться.

Большинство нормально развитых детей сталкиваются в жизни с проблемами, которые кажутся неразрешимыми. Но, проигрывая их так, как ему хочется, ребенок может научиться постепенно справляться с ними.

Читайте также:  Роль речи в развитии психических функций ребенка

В игре физические, умственные, эмоциональные качества ребенка включаются в творческий процесс, и ему могут потребоваться социальные взаимодействия. Детская игра полна смысла и чрезвычайно важна для ребенка, так как через игру им становятся доступными те области, где трудно найти слова.

Если же детские проблемы внешне малоизвестны, «не бросаются в глаза», то они долго остаются скрытыми и своевременно не подвергаются коррекции. Вместе с тем разрушительное, деструктивное влияние этих «незаметных факторов» на психическое развитие ребенка достаточно опасно. Без своевременной коррекции могут сформироваться стойкие отклонения, которые с началом школьного обучения нередко становятся причиной школьной дезадаптации.

Причины, порождающие такое неблагополучие в психическом развитии, могут быть разными.Одна из самых существенных – нарушение состояния здоровья ребенка: наличие легкой симптоматики, функциональных расстройств, длительных соматических заболеваний.

Однако недостаточно быть только физически здоровым. Ребенок нуждается в благоприятной социально – психологической (развивающей) среде, включающее специально организованное предметно – игровое окружение, условия для эмоционального, познавательного, коммуникативного развития, для овладения детскими видами деятельности.

Педагог должен обеспечивать эмоциональное тепло и поддержку каждому ребенку, демонстрировать только положительное эмоционально выраженное отношение к детям.

Двигательные движения способствуют удовлетворению потребностей ребенка в движении, помогают ему изменить самого себя. Выполнение физических упражнений в игровой терапии предполагает сознательную установку на достижение результата действия, которые способствуют конкретным задачам физического воспитания; при этом значительно активизируются мыслительные процессы, двигательные представления, память, внимание, воображение и т. д.

Использование движений позволяет ребенку выразить психическое состояние через выполнение упражнений с эмоциональным и мимическим отражением замысла.

Для детей, имеющих отклонение в поведении, выразительность движений имеет огромное значение, поскольку обеспечивает у них умение управлять психическими процессами; устанавливать связь между внутренними и внешними проявлениями; развивает психофизические качества.

Важными средствами формирования выразительности движений являются имитационные движения и подвижные ролевые игры.

Обучая движениям в игровой терапии, мы оказываем влияние на здоровье ребенка, общее физическое развитие, развитие познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональное состояние ребенка, т. е. на его внутренний мир.

С детьми, имеющими отклонения в эмоционально – волевой сфере, могут наблюдаться различные нарушения.Например: дети не точно воспринимают, не запоминают последовательность всех элементов движения. Присутствие торопливости, вспыльчивости, импульсивности, агрессии, застенчивости, тревожности, не умения сосредотачиваться на своем теле, расслабляться мешают ребенку.

Важная особенность игровой терапии состоит в том, что перед ребенком ставят проблему, которую он должен самостоятельно решить. Осуществляя поиск решения тех или иных двигательных задач, он сам добывает знания. Знания же, добытые собственными усилиями сознательнее усваиваются и прочнее запоминаются.

Все двигательные, сенсорные и эмоциональные реакции на внешние стимулы у детей с нарушением поведения возникают быстро, после короткого латентного периода, также быстро угасают. Такие дети с трудом расслабляются. Именно поэтому в самом начале занятий ребенку необходимо дать почувствовать его собственный тонус и показать варианты работы с ним на самых наглядных и простых игровых примерах.

Не мало важную роль в игровой терапии играют дыхательные движения, которые улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль и произвольность. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением. В таких упражнениях, где детям предлагается сидя на полу делать глубокий вдох и выдох на определенный счет. Усложняя задания, можно чередовать дыхательные упражнения со звуками. Понимание себя дает и понимание телесной экспрессии других, т. е. через выразительные движения ребенок может самовыражаться. Общение, влияет также и на его общие коммуникативные навыки, создавая дополнительные условия для его развития и, прежде всего на его готовность жить и участвовать в коллективе, его психологическую готовность к школе.

В программу коррекционных занятий важно включать перекрестные телесные упражнения.

Функциональные упражнения «Колпак мой треугольный», «Море волнуется…», «Руки – ноги», «Чайничек с крышечкой», «Черепаха», «Буратино» помогает детям развивать концентрацию внимания и двигательного контроля, а также снимать импульсивность.

Включая в занятия когнитивные упражнения, мы формируем двигательную память у детей. Например; в упражнение «Движение», предлагается детям несколько последовательных движений (танцевальных, гимнастических и т. д.). Дети должны повторять их как можно точнее и в той же последовательности.

Для эмоционального развития и развития взаимоотношения со сверстниками применяем коммуникативные упражнения.Например: «Золотая рыбка», «Маска», «Голова-мяч», «Сиамские близнецы», «Сороконожка».

Агрессивное состояние детей корректируется так же функциональными упражнениями.Например: «Рубка дров», «Танцы противоположности» в этой игре участники разбиваются на пары. Под ритмическую музыку один ребенок в паре изображает грустный танец, другой – веселый.

Использование заклинаний в игре «Тух-тиби-дух» помогает избавиться против плохого настроения, обид и разочарований.

Применение в занятиях визуализации помогает вообразить несуществующий объект, явления или событие.

«Визуализация цвета», «Визуализация человека, а также визуализация геометрических фигур, волшебника, водопада помогают развивать мозолистое тело, и следовательно интегрировать работу мозга. Используя упражнения на релаксацию, особенно если ребенок отличается повышенной эмоциональностью, агрессией появляется возможность снимать эмоциональное напряжение путем внушения. Ребенок находится в позе покоя, глаза закрыты, он внимательно слушает ведущего и выполняет особые «Команды» – специальные формулы внушения в стихотворениях. Путем внушения углубляется и закрепляется состояние спокойствия и мышечного расслабления, которое вызывается у детей по представлению.

Коррекционная работа должна включать различные игровые виды массажа. Особенно эффективным является массаж пальцев рук и ушных раковин. Так, один и тот же массаж можно использовать частично, для работы с детьми другой возрастной группы или вне занятий.

Таким образом, в процессе игровой терапии дети становятся сильнее психологически и физически, т. е. коррекционные игры и упражнения могут быть эффективным средством преодоления трудностей в поведении дошкольников и должны применяться в повседневном педагогическом процессе ДОУ. Важными составляющими этой системы должны быть признание личностных достоинств детей со стороны родителей и воспитателей, установление доброжелательных отношений с ними, обеспечение успешных результатов в различных видах деятельности, постепенное включение в общение со сверстниками, развитие умений само регуляции поведения.

Источник