Роль игры в коммуникативном развитии ребенка
Роль игры в формировании коммуникативных навыков
у детей старшего дошкольного возраста
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально – волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир.
Игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива.
В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в старшем дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.
Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.
В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Творческая коллективная игра является школой воспитания чувств дошкольников. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни, в то же время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом и со взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре.
Игра для детей – способ научиться тому, чему их никто не может научить. Это способ исследования и ориентации в реальном мире, пространстве и времени, вещах, животных, людях, включаясь в процесс игры, дети научаются жить в нашем символичном мире – мире смыслов и ценностей, в то же время исследуя, экспериментируя, обучаясь.
Главная функция игры состоит в том, чтобы превращать нечто, невообразимое в реальной жизни, в поддающиеся контролю ситуации. Это делается через символическую репрезентацию, которая дает детям возможность научиться справляться с трудностями, погружаясь в самоисследование.
Игра – это специфический язык самовыражения. Психоаналитики утверждают, что ребенок, который проиграл про себя страшную, неприятную ситуацию, который выместил через игру свои негативные эмоции, как бы самоочищается.
Часто детям трудно рассказать, что они чувствуют или как на них повлияло то, что они пережили, но они могут выразить все это посредством игры, чем помогут взрослому приблизиться к своим мыслям и тем самым позволить помочь себе.
Игрушки для детей – это слова, а игра – это речь.
Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении.
И именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.
Очень большое влияние оказывает игра на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенной способности к коммуникации. Если ребенок не в состоянии внятно высказать свои пожелания относительно хода игры, если он не способен понимать словесные инструкции товарищей по игре, то им будут тяготиться сверстники. На наш взгляд, эмоциональное неблагополучия ребенка в этом случае стимулирует развитие речи у ребенка.
Игра влияет на интеллектуальное развитие, в игре ребенок научается обобщать предметы и действия, использовать обобщенное значение слова. Вхождение в игровую ситуацию является условием разных форм умственной деятельности ребенка. Игра имеет важное значение и для развития других форм психической деятельности. Так, воображение начинает развиваться лишь в условиях игры и под ее влиянием.
Кроме того, игра помогает не только копировать сценки из жизни, но и учит детей коммуникабельности и установлению общения друг с другом. Ведь игры обычно передаются от старшего поколения детей более младшему – и общение в такой разновозрастной компании положительно сказывается на развитии и социализации малыша.
Любая игра подчиняется каким-то правилам – поэтому игровая деятельность еще и помогает детям учиться придерживаться каких-то правил.
Игра прививает навыки эффективного общения, развивает чувство общности, внимательность, учит правильно выражать свои мысли и строить диалоги, развивает речь. Ребенок учится выражать свои мысли, чувства, стремления, учится подчинять свою деятельность, мысли строгим правилам игры, учится быть целенаправленным.
Так как отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в группе сверстников, во многом зависит его следующий путь личностного и социального развития.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абраменкова В.В мире детских игр // Воспитание школьников. – 2000 г. – №7. – М. – С.16 – 19.
2. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. Психологическая наука школе. М., 1997.
3. Жичкина А. Значимость игры в развитии человека // Дошкольное воспитание. – 2002. – №4. – М. – С.2 – 7.
4. Ховрина Г. Игра как средство коррекционной работы с детьми, не готовыми к обучению в школе // Школьный психолог. – 2005. – №21. – М. – С. 41 – 44.
Источник
Маляева Наталья Михайловна
Методическая разработка «Коммуникативные игры, значение и роль в развитии общения дошкольников со сверстниками»
Социальная уверенность как качество личности проявляется в сфере взаимодействия ребёнка с другими людьми. Эффективность такого взаимодействия зависит от социальных способностей и навыков, которые дают ребёнку возможность выбрать свой способ самоутверждения и самовыражения. Для их развития, несомненно, необходимо использовать игру. Во-первых, игра – ведущая деятельность дошкольника. Во-вторых, она является коллективной деятельностью, предполагающей необходимость общаться со сверстниками или взрослыми.В играх ребенок учится: 1) воспринимать и передавать информацию; 2)следить за реакцией собеседников: 3)учитывать их в своих собственных действиях: 4) решать возникшие проблемы словами, а не кулаками (Ермолаева М. Г., 2005).
Для формирования положительных взаимоотношений между старшими дошкольниками, целесообразнее использовать коммуникативные игры.
Коммуникативная игра – это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга.
Коммуникативные игры направлены на формирование коммуникативных качеств и позитивное отношение к другим людям, развитие умения владеть своими чувствами, сопереживать партнерам по общению, конструктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Благодаря таким играм ребенок учится выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных (словесном, интонационном выражении) и невербальных средств (мимики, жестов, поз, движений, тактильных контактов) и приобретает знания норм и правил поведения.
Цель коммуникативных игр:
– развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;
– развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;
– развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.
Задачи коммуникативных игр:
– Создать положительный эмоциональный настрой;
– Вовлечь дошкольников в игровое общение со сверстниками;
– Способствовать сплочению детского коллектива;
Формировать положительное отношение к сверстнику.
Значение коммуникативных игр:
– Помогают адаптироваться к условиям ДОУ;
– Снимают телесные зажимы;
– Способствуют эмоциональной разрядке;
– Развивают воображение;
– Развивают мимику и жесты;
– Активизируют внимание;
– Учат соблюдать правила;
– Знакомят с чувствами и учат их распознавать.
Коммуникативная игра для детей предполагает совместную деятельность, самовыражение и взаимное сотрудничество, развитие навыков общения и формирование доброжелательных отношений. В процессе этих игр ребенок переживает неподдельную радость вместе с другими детьми, что в дальнейшем обращается в жизнерадостность, оптимизм, умение ладить с другими людьми, способность преодолевать жизненные трудности и добиваться поставленных целей.
Отсутствие же коммуникативных навыков приводит к задержке психического развития ребенка, а в будущем – к формированию негативной жизненной позиции.
С помощью этих игр у детей:
Снимаются телесные зажимы;
Происходит эмоциональная разрядка;
Развиваются воображение, мимика и жестикуляция;
Активизируется внимание;
Проявляются навыки правил поведения;
Повышается самооценка.
Таким образом, коммуникативные игры необходимы для развития навыков общения дошкольников со сверстниками.
Организация работы по развитию общения дошкольников со сверстниками с помощью коммуникативных игр
Нами был проведён теоретический анализ научной литературы по исследованию уровня общения дошкольников со сверстниками и результаты, полученные в ходе проведения констатирующего эксперимента, позволили нам сформулировать цель и задачи формирующего эксперимента.
Цель – организовать работу на развитие общения старших дошкольников со сверстниками в ДОУ с использованием коммуникативных игр.
Задачи исследования:
1. Разработать и провести комплексную работу с детьми старшего дошкольного возраста по развитию общения со сверстниками с использованием коммуникативных игр.
2. Провести повторно диагностические методики и проверить экспериментально эффективность предложенной работы. Провести сравнительный анализ результатов уровня развития общения у детей на начальном и контрольном этапе эксперимента.
3. Сформулировать выводы, доказать гипотезу исследования, что коммуникативные игры окажут положительное воздействие на развитие общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.
Данная работа опиралась на использование программы по развитию навыков общения у дошкольников со сверстниками с применением коммуникативных игр.
Цели:
1. Развитие навыков общения, обеспечение чувства психологической защищенности, доверия к миру;
2. Развитие умения общаться друг с другом, со взрослыми, развитие умения получать радость от общения.
Форма проведения занятия: занятия проводятся с подгруппой из 6 человек. Число должно быть четным, чтобы работать в парах.
Программа носит как профилактический, так и коррекционный характер.
Работа проводится в форме группового тренинга, включающего 30 занятий. Занятия разделены на 4 блока, каждый имеет свои цели и задачи. Работа с родителями проводится один раз в месяц.
Время работы: Программа рассчитана на 30 занятий, проводимые 1 раз в неделю, продолжительностью 30-35 минут.
Принципы проведения занятий:
– системность подачи материала
– наглядность обучения
– цикличность построения занятия
– доступность
– проблемность
Методические приемы:
– беседа
– коммуникативные игры
– рисование – инсценировка, проигрывание и анализ различных психологических игр и упражнений
Структура занятия:
1. Вводная часть. Приветствие
Цель: знакомство, настрой на совместную деятельность, создание положительного эмоционального настроя в группе.
2. Основная часть
Цель: формирование чувства принадлежности к группе, сплоченности, общности, обучение навыкам общения
3. Заключительная часть. Ритуал прощания.
Цель: рефлексия занятия, подведение итогов, повышение уверенности в себе.
Ожидаемые результаты: повышение уровня коммуникативных навыков, взаимопонимание детей и взрослых, развитие личностного потенциала детей, индивидуальности.
I блок «В мире эмоций» Развитие эмоциональной сферы
Состоит из 9 занятий
Цель: развитие эмоциональной сферы
Задачи:
– познакомить детей с основными эмоциями: робость, грусть, страх, удивление, злость, стыд, вина, брезгливость, отвращение;
– учить распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам: мимика, пантомимика, интонация;
– сформировать чувство принадлежности к группе, помочь ребенку почувствовать себя более защищенным.
Проводились коммуникативные игры, направленные на развитие у детей эмоций:
– Игры,вызывающие общие положительные эмоции: «Колечки», «Зайка», «Гномик»;
– Телесные игры: «Дотронься», «Это я», «Покажи»;
– Игры, позволяющие познакомиться, узнать друг друга по имени «Назови себя», «Позови ласково», «Кто у нас хороший».
II блок «Я и другие» Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми
Состоит из 8 занятий.
Цель: развитие навыков общения со сверстниками
Задачи:
– развивать эмпатию, желание помогать друг другу;
– умение находить общие решения в конфликтных ситуациях;
– установление атмосферы доверия друг к другу, сплоченности группы.
В данном блоке проводились коммуникативные игры:
– Игры,позволяющие действовать в паре и подгруппой: «Хор животных», «Добрые эльфы», «Послушный мячик»;
– Игры в кругу: «Бабушка Маланья», «Пазлы», «Раздувайся пузырь», «Зевака»;
– Игры с передачей игрушек: «Передай мяч», «Охота на тигров», «Шапочка».
III блок «Игротерапия общения»
Состоит из 7 занятий.
Цель: развитие навыков общения со сверстниками в процессе игры
Задачи:
– объединение детей, создание доброй безопасной ситуации, взаимопонимание;
– закрепление полученных навыков форм общения в совместных играх.
Проводились коммуникативные игры,объединяющие детей общим действием: «Сосны, елочки, пенечки», «Передай сигнал»;способствующие овладению простых правил поведения: «Солнышко», «Колпачки», «Щенок Митрошка». Игры, знакомящие со способами невербального общения: «Кто к нам в гости пришел», «Кого укусил комарик», «Все наоборот»
IV блок «Ребенок и родители» Взаимоотношения с родителями
Состоит из 7 занятий.
Цель: актуализация проблем детско – родительских отношений
Задачи:
– психологическое просвещение родителей по проблеме воспитания детей;
– обучение родителей самостоятельно конструировать собственное поведение при взаимодействии с ребенком.
Источник
Осадчева Карина
Роль игры в социально-коммуникативном развитии дошкольника
СОЦИАЛЬНОЕ развитие это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором он живет. Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, он учиться жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе, то есть становится социально компетентными.
Несомненно, этот процесс происходит, прежде всего в семье. Ведь семья является основ-ным транслятором знаний, ценностей, отношений, традиций от поколения к поколению. Атмосфера семьи, теплые взаимоотношения ребенка и родителей, стиль воспитания, которой определяется нормами и правилами, принятыми в семье и которые родители передают своим детям, – все это оказывает огромное влияние на социальное развитие малыша.
Но,если ребенок посещает дошкольное учреждение, то большую роль часть времен он проводит в детском саду, и тогда в процесс его социализации включается воспитатель.
«Социальная роль» – это система норм и правил поведения, ожидаемого от человека, за-нимающего в обществе или социальной группе определённое положение (Р. С. Немов). Ов-ладение социальной ролью является одним из основных компонентов процесса становле-ния социального опыта. Рассуждать об овладении на этапе дошкольного детства детьми социальными ролями на первый взгляд, кажется, несвоевременно. В то же время общеизве-стно, что игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста. Именно в процессе игровой деятельности дошкольники приобретают первоначальный опыт выполнения элементарных игровых действий и принятия игровой роли социальной направленности.
В процессе социального развития у ребенка- дошкольника развивается эмоциональ-но-положительное отношение к себе и окружающему миру, взрослым и сверстникам, фор-мируется система внутренних и внешних мотивов, потребностей, элементар-ные социальные навыки Процесс формирования у дошкольников социальных навыков требует создания в ДОУ специальных психолого-педагогических условий и, в первую оче-редь, организации образовательной деятельности для детей дошкольного возраста, направ-ленной на достижение совместного результата детской деятельности. Такой образовательной деятельностью педагога с детьми, обеспечивающей достижение совместного результата является ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста – игровая.
Социально-коммуникативное развитие дошкольника происходит через игру, как ве-дущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры.
Во время игры происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ре-бенка. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в вообра-жаемой социальной жизни. Дети учатся решать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. Игра порождает у ребенка чувство свободы, радости, позволяет проявить собственную активность, полнее реализовать себя в повседневной жиз-ни. Игра позволяет ребёнку проявить собственную активность, полнее реализовать себя в повседневной жизни.
Игра – первая деятельность,которой принадлежит особенно значительная роль в разви-тии личности, в формировании ее свойств и обогащении ее внутреннего содержания. подготовку к дальнейшей деятельности. Ребенок «играет потому, что развивается, и развивается потому, что играет. Игра – практика развития». Выдающийся психолог Л. С. Выготский акцентирует внимание на том, что в игре ребенок не только свободен, т. е. он самостоятельно определяет собственные поступки, исходя из своего «Я», но и подчиняет свои действия определенному смыслу, он действует, исходя из значения вещи. Именно в процессе игры, по мнению Л. С. Выготского, ребенок приучается осознавать свои собственные действия, поступки, соотносить собственное поведение с поведением окружающих. Д. Б. Эльконин утверждает, что игра ребенка дошкольного возраста это своеобразная форма деятельности детей, предметом которой является взрослый человек его деятельность и система его взаимоотношений с другими людьми.
Благодаря игровой ситуации, возникающей в игре, у ребенка постепенно в благоприят-ных условиях формируются навыки подчинения игровым установкам и правилам, он при-учается понимать и принимать мнения и поступки других участников игры, проявлять кним навыки доброжелательного и терпимого поведения.
Дети постепенно начинают демонстрировать в игре элементы и модели социального по-ведения, совместно переживают различные эмоциональные состояния, приучаются дости-гать общий результат, оценивать.
В процессе игровой деятельности у дошкольников формируются навыки и умения всту-пать в игровое взаимодействие со сверстниками.
Дети упражняются в умении выбирать и согласовывать со сверстниками тему игры, вы-слушивать мнения участников по поводу игрового сюжета, высказывать и корректировать собственное
мнение, распределять игровые роли с учетом индивидуальных потребностей и интересов партнеров, планировать развитие игрового сюжета, отбирать необходимые атрибуты и подготавливать недостающие.
У детей развивается умение самостоятельно соблюдать игровые правила, вноситьизме-нения в существующие правила, устанавливать новые, разрешать конфликтные ситуации самостоятельно или с небольшой помощью педагога, справедливо оценивать результаты собственной деятельности и деятельности сверстников и отношениедетей к порученному делу.
Условия для развития сотрудничества между детьми создаются в разных видах детской деятельности, но приоритет игровой деятельности безусловен, ибо разнообразное содержа-ние игр, интеграция разных видов деятельности в игре, яркое проявление детьми эмоций позволяют им успешно накапливать опыт сотрудничества.
Характер игровой ситуации ставит ребенка в положение, которое требует высокого уровня сформированности у него социальных навыков по выбору способов и форм взаимодействия, согласования целей, совместного планирования, распределения ролей, достижения общего результата.
Формирование у детей дошкольного возраста социальных навыков посредством ре-сурсов игровой деятельности осуществляется с младшего дошкольного возраста. В млад-шем возрасте комплекс включает разнообразные игровые упражнения, занимательных зада-ния, серии дидактических игр с предметами и настольно-печатные социальной направлен-ности. Комплекс содействует формированию у малышей элементар-ных социальных навыков –здороваться при встрече, благодарить, играть дружно, не отни-мать игрушки, не обижать сверстников и т. п. – и развитию ценностных личностных качеств активности, настойчивости, любознательности, самостоятельности, воспитанности.
Таким образом, игра является тем видом деятельности, в которой формируется личность, общительность, умение контактировать с окружающими людьми – необходимая составляю-щая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, располо-женности и любви к нему окружающих людей.
Источник