Роль игры в эмоциональном развитии ребенка
Роль игры в процессе развития эмоциональной сферы дошкольников.
Игра – особая форма деятельности, отличительными чертами которой являются выполнение действий и переживание чувств в воображаемом плане.
Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально-закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и искусства. В ней как в особом виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной действительности, а также интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.
Значение игры для периода дошкольного детства рассматривалось в работах многих психологов и педагогов. Так Е.А. Аркин, Л.С. Выготский, С.Л. Новоселова, С.Н. Карпова и др. рассматривали игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте и определяли ее значение в процессе развития ребенка; особенности проведения игр и их видовое разнообразие рассматривается в работах А.К. Бондаренко, А.В. Запорожец. Е.Е. Кравцовой, В.С. Мухиной; деятельность педагога по руководству игрой в дошкольном возрасте характеризовали Л.Н. Барсукова, М.А. Васильева, Л.Н. Венгер, Я.Л. Коломенский, И.Ю. Кулагина, М.А. Михайленко и др..
Основное развитие дошкольника происходит в деятельности, которая интересна и доступна ребенку. Особой деятельностью в этом виде выступает игровая деятельность, которая в дошкольном возрасте является ведущей.
Игры детей развиваются в общении с взрослыми. В играх дети легко воспринимают черты быта семьи, впитывают богатства родной речи.
Игры детей дошкольного возраста богаты и разнообразны по содержанию и со временем всё больше приобретают коллективный характер. Дети трёх – шести лет играют много и дома, и в детском саду, и во дворе, и на улице.
Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов. Игра требует от ребёнка включённости в свои правила: он должен быть внимательным к развивающемуся сюжету в совместной игре со сверстниками; он должен запоминать, какой камешек (щепочка, кусочек бумаги и пр.) что обозначает; он должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации; он должен представить себе отсутствующий предмет или соображаемую ситуацию и действовать так, чтобы остальные участники игры его поняли и были удовлетворены его выдумкой. Таким образом, в игровой деятельности формируется произвольность психических процессов, когда ребёнок может следовать сознательной цели.
В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях, когда им предлагают просто запомнить. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребёнка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от него сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжетов. Игра не бесцельная забава. Многочасовые, часто изнурительные упражнения детей, осваивающих игру в классы, прыжки через верёвочку, набрасывание лассо, движения с мячами, дают свой позитивный результат. Играя,дети всегда выполняют задачу освоения действий именно с этим предметом,следуя определённым правилам. Воспитание через эмоциональное воздействие – очень тонкий процесс. Основная задача заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять.
Эмоциональные воспитательные воздействия призваны вызывать и поддерживать у воспитуемого определенные аффективные состояли, облегчающие или затрудняющие принятие им других психологических влияний. Положительные эмоции делают воспитуемого открытым по отношению к субъекту воспитательных воздействий, отрицательные эмоции, напротив, отгораживают воспитателя от воспитуемого, блокируют оказание на него воспитательного воздействия.
Игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями, удивлением, волнением, радостью и восторгом. Это даёт возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребёнка, но и для профилактики и коррекции его психических состояний.
На существовании особого, эмоционального плана игры обращали внимание многие советские психологи. Они подчёркивали, что основной смысл игры заключается в многообразных переживаниях, значимых для ребёнка, что в процессе игры происходит глубокие преобразования первоначальных, аффективных тенденций и замыслов, сложившихся в его жизненном опыте. Взаимосвязь между игрой и эмоциональным состоянием детей выступает в двух планах, становление и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение и развития эмоций, сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игры определённого содержания.
Различный характер переживаний, возникающих по ходу игры, позволяет выделить два типа эмоционального поведения детей раннего возраста.
У эмоционально активных детей, ярко выражен интерес к игре в целом и к действиям с одним или несколькими предметами. Они играют в течении длительного времени. Совершают с игрушками большое количество действий, многие из которых завершаются непосредственными, ярко выраженными реакциями: смехом, удивлением, восторгом.
У эмоционально пассивных детей игра носит характер беглого, поверхностного ознакомления с игрушками. Общее время их деятельности непродолжительно. Эмоциональные проявления крайне бедны. Не наблюдается ярко выраженной радости или удивления.
Особенно следует подчеркнуть, что уровень эмоциональной ориентации ребенка на сверстника, характер эмоциональной отзывчивости обнаруживает тесную связь с уровнем развития игры. Отрицательные эмоции процветают чаще всего тогда, когда дети не умеют организовать и развернуть игру.
Дети старшего дошкольного возраста должны научиться так же справляться с агрессивностью. Есть определенная закономерность в развитии детской агрессивности. До 3 лет отмечаются обычные проявления темперамента с короткими вспышками гнева, но настоящая агрессивность для детей не характерна. Пик ее приходится на 4,5 года, а затем постепенно убывает, пока не сходит на нет. К началу школьного возраста дети усваивают нормы поведения, которые способствуют ослаблению агрессивности. Родители могут ускорить этот процесс, прививая детям навыки социального общения и стимулируя чувствительность к переживаниям других. Кроме игры помогают овладеть социальными техниками чувствования сказки.
Таким образом, можно сделать вывод, что последние годы становится все больше детей с нарушением эмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Соответствующим образом организованная работа (занятия, совместная деятельность, самостоятельная деятельность) по эмоциональному развитию детей способна не только обогатить эмоциональный опыт ребенка, но и смягчить и даже полностью устранить отмеченные выше проблемы.
Н.К. Крупская предъявила к педагогике высокие требования. «Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, гибче тело вернее глаз, развиваются сообразительность находчивость инициатива. Игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания» – писала она.
Искусство воспитания – это творческие технологии педагога, фундаментальная основа которых – наука. Игра в качестве эмоционального стимула рассматривается ни как самостоятельная деятельность, как средство, включающие другие виды деятельности. Отсюда – педагогически целесообразные комплексы типа труд и игра; художественная деятельность и игра; познавательная деятельность и игра. Игра – это не только показ, переживание конкретного поступка, это еще и мысль-действие, мысль-образ. И в этом ее воспитывающая сила.
Источник
Бобина Татьяна
Влияние игровой деятельности на формирование эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
Среди глобальных проблем человечества, наиболее остро заявляющих о себе в XXI веке, особое место занимает психическое здоровье детей. Дошкольное детство – это время, когда эмоции господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, управляют и регулируют все остальные его психические функции.
Исключительное значение эмоций в развитии личности ребенка отмечали П. К. Анохин, З. М. Богуславская, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, К. Э. Изард, А. Д. Кошелева, Я. З. Неверович, С. Л. Рубинштейн и др., которые подчеркивали, что эмоциональная сфера ребенка, является одной из базовых предпосылок общего психического развития, фундаментальным внутренним фактором, определяющим психическое здоровье ребенка и становление его исходно благополучной психики.
Однако, по данным института возрастной физиологии РАО, примерно 20% дошкольников отличаются эмоциональной неустойчивостью, а к концу первого класса их количество увеличивается до 60-70%. Следовательно, развитие эмоциональной сферы ребенка способствует процессу его социализации, становлению отношений во взрослом и детском сообществах, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным,если его участники не способны: во-первых, понимать эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями.
Игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста и самый лучший способ решения вопросов воспитания и развития ребенка. Слово «играть» применительно к ребенку в давние времена означало «жить» и «дружить».Не случайно современный ребенок обычно говорит: «Я хочу с тобой играть» или «Я с тобой больше не играю». Это, в сущности, означает «Я хочу с тобой дружить» или «Я с тобой больше не дружу!»
Игра является отражением социальной жизни, оказывает существенное воздействие на всестороннее развитие ребенка. Игровой коллектив – это социальный организм с отношениями сотрудничества, навыками общения. В
игре ребенок всегда выше своего среднего повседневного поведения: он в игре как бы на голову выше самого себя. Ирга в концентрированном виде содержит в себе как в фокусе увеличительного стекла все тенденции развития.
Игра в дошкольном возрасте – это деятельность, эмоционально насыщенная, требующая от ребенка определенного настроя и вдохновения. В игре, с одной стороны, обнаруживаются уже сложившиеся у детей способы и привычки эмоционального реагирования, с другой, формируются новые качества поведения ребенка, развивается и обогащается его эмоциональный опыт.
Игровая деятельность детей может быть использована в целях выявления некоторых особенностей эмоционального неблагополучия дошкольника. Игра служит эффективным средством для выявления тех объективных отношений,в которых живет ребенок: вступая в игре в реальные отношения со своими партнерами, он проявляет присуще ему личностные качества и обнажает эмоциональные переживания. В то же время внесение в игру нового эмоционального опыта (переживание радости от общения со сверстниками или от перевоплощения роли и т. д.) способствует нейтрализации отрицательных эмоциональных проявлений у детей, приводит к формированию у них новых положительных качеств и стремлений, новых побуждений и потребностей.
Наиболее важными для развития социально – эмоциональной сферы дошкольников является сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные и театрализованные игры.
Сюжетно-ролевые игры являются источником формирования социального сознания ребенка и возможности развития его эмоциональной сферы. В игре, созданной под руководством воспитателя, создается новая жизненная ситуация, в которой ребенок стремится полнее реализовать формирующуюся с возрастом потребность в общении с другими детьми.
Постепенно в результате воспитательного воздействия у детей формируется умение распределять роли с учетом интересов и желаний каждого из участников. Педагог использует различные игровые приемы для формирования у детей общительности, чуткости, отзывчивости, доброты, взаимопомощи – всего того, что требуется для жизни в коллективе. Игра служит и средством воздействия на тех детей, у кого появляются эгоизм, агрессивность, замкнутость. В процессе развития игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманным, охватывающим практически все сферы деятельности. Он учится играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, обходится без многочисленных игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им, какими бы сложными они ни были.
Педагогическая работа по руководству игройотражается в перспективных планах в некоторых аспектах:
• приемы педагогического влияния на содержание игр;
• помощь детям при реализации сюжета игры;
• развитие сюжета;
• формирование взаимоотношений между участниками игры;
• создание предметно-игровой среды.
Перед знакомством с новой игроймы проводим предварительную работу:
• чтение с обсуждением;
• экскурсии;
• показ наглядного материала;
• изготовление атрибутов к игре.
Особое значение в планировании игры мы уделяем постоянному анализу и оценке своих действий и действий детей в игре.
В ролевых играх дети вступают в разнообразные контакты между собой и по собственной инициативе имеют возможность строить свои взаимоотношения в значительной мере самостоятельно, сталкиваясь с интересами своих партнеров и приучаясь считаться с ними в совместной деятельности.
В нашем дошкольном образовательном учреждении каждая групповая комната разделена на игровые зоны, с учетом возраста и интересов детей. Мы практикуем взаимопосещения педагогов с целью просмотра игр с последующим анализом, так воспитатели получают возможность поделиться опытом.
Таким образом, роль сюжетно-ролевой игры в формировании и развитии социальной сферы чрезвычайно велика. При организации и проведении коллективных сюжетно-ролевых игр особое значение уделяем индивидуальному подходу к каждому ребенку, в зависимости от его интересов и способностей. Поэтому необходимым условием является поддержка и развитие всего лучшего, что может быть в ребенке.
От успешной игры ребенок получает большое удовольствие, он самоутверждается в своей роли, испытывает неподдельную гордость.
Реализация в игре творческих возможностей, импровизация, осуществление замыслов вызывают эмоциональное вдохновение детей, их бурную радость, требование повторение игры, обрастающей все новыми подробностями.
Эмоциональный подъем в игре помогает дошкольнику преодолевать негативизм по отношению к другим детям, принятие их как партнеров.
Театрализованная игра тоже является эффективным средством для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. Вместе с тем, сегодня в дошкольных учреждениях развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно.
Театрализованные игры применяются главным образом в качестве некоего «зрелища» на праздниках.
С развитием ребенка развивается и усложняется игра: в ясельной группе используются малые этюдные формы (игры – имитации животных, птиц, затем игры – импровизации, инсценировки, драматизации и режиссерская игра. Дети старших групп с удовольствием показывают театрализованные представления своим младшим друзьям.
Театрализованные игры делают возможным обогатить эмоциональную сферу дошкольников через образы, краски звуки. Зрелищность вызывает радость, а сказочность образов усиливает привлекательность игры.
Дидактические игры применяются в педагогическом процессе. Они имеют определенную цель, то есть эта игра направлена на получение конкретного результата.Цель имеет два аспекта:
• познавательный, то есть то, чему мы должны научить ребенка;
• воспитательный, то есть те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.
Важной особенностью дидактической игры являются игровые правила, которые помогают детям понять ее замысел, игровые действия и обучающую задачу. Взрослый организует игру и направляет ее – он помогает преодолевать затруднения, оценивает действия ребенка. Дидактические игры являются осмысленной деятельностью для ребенка, в которую он охотно включается, а полученный в игре социальный опыт становится его личным достоянием, так как его можно применить и в других условиях. Игра должна давать ребенку возможность применять на практике то, что ему знакомо и побуждать к усвоению нового.
Подвижные игры, прежде всего, направлены на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворении их биологической потребности в движениях. Но социально-эмоциональная направленность должна быть неотъемлемой чертой подвижных игр (нельзя допускать монотонность). Подвижные игры должны содержать интересные двигательные задания, игровые образы, неожиданные ситуации.
К сожалению, необходимо отметить, что воспитанники дошкольных образовательных учреждений стали меньше играть. Поэтому мы играем не только в совместной деятельности, но и занятия выстраиваем в форме игровых ситуаций, побуждающих детей к сближению друг с другом, с педагогом на основе сопереживания самой ситуации. Такие занятия – игры предусматривают формирование у детей знаний и умений, необходимых для доброжелательного общения, воспитания хороших манер, что и называется культурой общения. Игровые задания подбирают по принципу от простого к сложному, которые доступные по содержанию. В качестве своеобразного отдыха предлагаются игры малой подвижности, игры-этюды, хороводные игры, позволяющие детям расслабиться. Занятия – игры помогут сформировать у детей: умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами, позитивное отношение к другим людям, умение сопереживать – радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений, умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств, умение взаимодействовать и сотрудничать.
Важно помнить, что каждый ребенок индивидуален, неповторим, надо научиться не сравнивать одного ребенка с другим, поэтому в ходе занятий – игр мы даем детям не только новые знания, но и решаем их эмоциональные проблемы, развиваем воображение, уверенность в себе, но главное – мы получаем огромную радость от общения с ними, завоевываем их доверие и дружбу. Игра меняет реальные отношения детей и взрослых, они становятся теплее, ближе, появляется общее дело, тем самым устанавливаются взаимоотношения, взаимопонимание.
Источник
Ребенок, играя, все время стремиться вперед, а не назад. В играх дети все как бы делают втроем: их подсознание, их разум, их фантазии «работают» синхронно, участвуют в осмыслении и отражении мира постоянно.
Игра мощнейшая сфера «шалости»:самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации, самоосуществление. Благодаря играм дети учатся доверять самим себе и всем людям, распознавать, что следует принять, а что отвернуть в окружающем мире.
Форма игры должна отвечать цели. Действия в игре должны соответствовать умением ребенка управлять самим собой и вызывать возвышающее чувство удовлетворения: движения используемые в игре, предварительно усваиваются ребенком в систематических упражнениях.
Игра – деятельность, направленная на удовлетворение потребностей в
развлечении, удовольствии, снятия напряжения, а также на развитие определенных навыков и умений. Игра – форма свободного самовыражения человека, не связанная с достижением утилитарной цели, доставляющая радость сама по себе.
О роли игры в воспитании детей говорят многие специалисты. Но необходимо отметить, что сама по себе игра не даёт большого положительного эффекта, так как игрой, особенно когда речь идёт о воспитании ребёнка, необходимо управлять. Именно поэтому, когда говорят о применении игры в формировании каких-либо качеств личности ребёнка, в том числе и в эмоциональном развитии, подразумевают применение определённых методик, содержащих набор игр и игровых ситуаций,
которые в совокупности воздействуют на воспитание ребёнка.
Игра – это то главное, чем всегда занят ребёнок. Именно поэтому важно направить игру ребёнка в нужное «русло». П.Ф. Лесгафт относился к игре не просто как к детской забаве, а видел в ней своеобразную форму деятельности, при посредстве которой они готовятся к жизни, приобретают определенные навыки и привычки, усваивают социальный опыт, формируют в себе черты будущего характера. Детская игра – это не бесполезное препровождение времени, а «умный педагогический прием воспитания
юной личности».
В процессе игры происходит овладение новыми для детей
сенсорными и моторными навыками. Игра расширяет познания ребенка о себе и о мире, дает ему ощущение господства над тем, что его окружает. Играя, ребенок накапливает знания, осваивает язык, общается и развивает воображение.
Воспитывая дошкольника важно передать детям определённые первоначальные навыки
эмоционального общения, которые необходимы ему в дальнейшем для обучения в школе и просто для жизни. Но у детей отсутствует понимание о необходимости получения этих навыков и знаний, и если взрослый человек может осознанно и целенаправленно учиться чему-либо, то у ребёнка такая целенаправленность отсутствует. Нельзя ребёнка заставить слушать наставления о правильном эмоциональном поведении, так как ему это будет не интересно. Дети с удовольствием занимаются только тем, что нравится им самим. Ребёнок не может воспринимать то, что ему не интересно. Игра, – это единственный не насильственный способ заинтересовать ребёнка в выполнении каких-либо действий, направленных на его развитие.
Применение определённых игровых методик должно сопровождаться и другими приёмами эмоционального развития ребёнка в совокупности. Среди основных методов и приёмов здесь можно посоветовать следующие:
1. Наблюдение;
2. Социометрическое исследование;
3.Наглядность;
4. Моделирование;
5. Использование произведений художественной
литературы;
6. Развитие речи;
7. Использование музыки;
8. Изобразительная деятельность.
Наблюдение позволяет понять, какие эмоции испытывает
ребенок, и какое влияние имеют на него те или иные игры. В процессе проведения игры воспитатель должен обращать внимание на следующие моменты:
– хотят ли дети поиграть вместе или стараются избегать друг друга;
– как дети включаются в игровое обучение;
– принимают чужую инициативу или сопротивляются ей;
– кто
из детей находился в центре игры, а кто молча наблюдает издали;
– какие отношения преобладают – добрые или конфликтные;
– какие эмоции преобладают –
положительные или отрицательные. Социометрические исследования (тесты) позволяют оценить эмоциональное состояние дошкольников. Они проводятся в процессе эмоционального развития и позволяют выделять эмоциональные особенности детей.
Применение наглядности в игровых методиках как метода эмоционального
развития имеет свои особенности по причине того, что эмоции беспредметны и их можно изобразить только символически. Поэтому под наглядностью здесь понимается пример эмоционального поведения воспитателя. На практике допустимо применять игры с зеркалом, в котором ребёнок может видеть как он изображает те или иные эмоции.
Интересным для эмоционального развития детей является использование
моделей. В качестве моделей эмоционального состояния в играх можно
использовать:
– пиктограммы; графические изображения лица; силуэты людей,
пантомимическое отражающие эмоции; подвижные аппликации и т.д.
Действуя с подвижной аппликацией, ребенок упражняется в моделировании эмоций, выкладывая по-разному глаза, нос, брови; ощущает динамику эмоционального состояния. Для формирования эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста большую роль играет мир словесного искусства. Здесь можно включать в элементы игры небольшие рассказы и сказки. Имея в группе специальный подбор литературных произведений, педагог может не только читать их детям, а использовать различные
задания-игры:
– выражение эмоций мимикой (жестами): «удивись, как Мишка: Кто ел
из моей миски и разбил её?», «покажи, как огорчится дед и баба когда узнают, что их колобка съели…» и т. д.
Важным является включать в методики элементы речи.
Чтение наизусть стишков, пересказ сказок, – всё это обогащает эмоциональную сферу ребёнка. При этом необходимо включать в обиход ребёнка установленные формы вежливого обращения (здороваться, благодарить, просить прощения и т. д.).
Важным элементом игр при эмоциональном развитии является музыка.
Вслушиваясь в слова и музыку песен и хороводов, ребенок приобретает
первоначальные понятия настроения музыки, приобретает опыт передачи чувств музыкальными средствами. Другим элементом игровых методик является изобразительная деятельность детей. Здесь важно использовать как можно большую цветовую гамму, создание образов, отражающих настроение и впечатления ребенка.
Источник