Роль игрушки в развитии общения ребенка в раннем возрасте
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида
№11 «Алёнушка»
Консультация для воспитателей
групп раннего возраста
на тему:
«Игрушка как средство общения и психического развития
ребёнка раннего возраста»
Воспитатель: Унусян Ксения Игоревна
г. Воскресенск
2016 г.
Игрушка как средство общения и психического развития
ребёнка раннего возраста
Ребёнок раннего возраста при виде незнакомой игрушки всегда стремится обследовать её. Иногда новизна настораживает его: он внимательно вглядывается в изображение, подолгу рассматривает, протягивает руку. Всё это говорит о том, что у ребёнка уже на первом году жизни возникают ориентировочные реакции, направленные на восприятие окружающей действительности.
Игрушка является главной частью окружающей действительности, когда у малыша ещё не достаточно развита речь, он пользуется взглядом, мимикой, жестом указывая на заинтересовавшую его игрушку. Во взгляде малыша при этом можно прочитать вопрос, разрешение к действию, желание привлечь внимание взрослого к себе, эмоционально откликнуться на происходящее. Игрушка становится средством для формирования ориентировочной деятельности только при условии общения с воспитателем. Именно он развивает познавательную активность ребёнка, побуждая его к действиям.
Огромна роль дидактической игрушки в психическом развитии детей раннего возраста. Дидактические игрушки представляют собой специально составленный набор предметов с запрограммированными свойствами. Задача взрослого – с их помощью обратить внимание ребёнка на различные свойства предметов, научить выполнять задания на подбор по сходству или различию (соотнесение, группировка, сортировка). Занимаясь, например, с пирамидкой, ребёнок в одних случаях обратить внимание на размер колец, в других – на их цвет.
Трудно переоценить значение первых предметных игр малыша с матрёшками, пирамидками, кольцами, втулками, шариками и т.п. важно учитывать, что дидактические игрушки не только обогащают сенсорный опыт ребёнка, но и учат мыслить. В процессе таких практических действий как соединение, разъединение, нанизывание предметов, развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
Дидактические игрушки выполняют ещё одну важнейшую задачу. Они способствуют развитию действий руки, формируют ручную умелость, совершенствуют мелкую моторику пальцев.
Занятия с игрушками развивают познавательную активность детей. Например, открывая и закрывая коробку, собирая и раскладывая шарики, малыш осваивает прямые и обратные действия.
Игры с предметами ставят ребёнка перед необходимостью запоминать и воспроизводить способы действий, которые были показаны воспитателем. Это развивает память – запоминание, узнавание, воспроизведение.
Практический результат действий с дидактической игрушкой, оценка педагога развивают эмоционально – волевую сферу, учат целенаправленности и осознанности в достижении поставленной задачи, доведению начатого дела до конца.
Игрушка как средство общения и психического развития
ребёнка до года
игрушка должна быть подобрана (цвет, форма, звучание, эстетика, гигиена)
– для манипулирования
– для общения
В 2-3 месяца ребёнок смотрит на яркую игрушку, слышит звуки игрушки – погремушки, следит за игрушкой, фиксирует её взглядом, учится смотреть и видеть.
Действия взрослого – игрушкой привлекает внимание ребёнка, учит следить взором, вызывает положительные эмоции.
В 3-12 месяцев малыш учится манипулировать (без учёта свойств предмета), следит за действиями взрослого, пытается повторять действия.
Взрослый организует общение, манипулируя игрушкой.
С 6-7 месяцев разнообразные манипулирования с разными игрушками. Взрослый в общении учит принимать участие в игре: «Где мишка? – вот он!»
С 6-10 месяцев малышу дают книжки – раскладушки (создаётся запас представлений, находит изображённые предметы).
Взрослый, в общении рассказывая, показывает и спрашивает.
Игрушка как средство общения и психического развития
ребёнка до трёх лет
В связи с ведущей деятельностью – предметной – очень важны для психического развития ребёнка соотносящиеся и орудийные действия.
- Соотносящиеся действия:
Цель: приведение предметов (их частей) в определённые пространственные отношения.
Игрушки: сборно-разборные (пирамидки, вкладыши) подбираются у учётом формы, величины, цвета.
Взрослый руководит в процессе действий игрушками: показывает и объясняет действия, побуждает к действиям, вселяет уверенность, создаёт положительные эмоции, оценивает.
- Орудийные действия:
Цель: употребление одних предметов (орудий) для воздействия на другие предметы (ложкой едят, лопаткой копают).
Взрослый в общении знакомит с миром простых вещей: каждый предмет для чего-то существует, и использовать его надо по назначению.
- С полуфункциональными предметами:
Цель: ими (палочки, шишки, камешки) можно замещать отсутствующий предмет.
Взрослый в общении развивает воображение, развивает знаковую функцию сознания.
- С сюжетными игрушками (куклами, зайцами, мишками и т.п.):
Ребёнок учится подражательным действиям (качать, купать куклу…), идентифицировать себя с куклой, проявлять заботу о кукле, сопереживать игрушке, любить игрушку.
Взрослый в общении создаёт игровые ситуации, в которых надо: проявлять заботу, сопереживать игрушке (например, куклу вдвоём обнимают и укладывают спать).
С ребёнком 2-3лет можно разыгрывать сюжеты с машинками, кубиками, конструкторами. Каждое стихотворение можно превратить в игру – драматизацию с игрушками, организуя общение через игру, взрослый помогает выбрать нужные игрушки, учит действовать вместе, поощряет успехи ребёнка. Постепенно снижая свою активность, взрослый увеличивает свободу действий ребёнка, который начинает играть самостоятельно с игрушками, ищет себе партнёра – сверстника для игры. Но на протяжении всего раннего возраста взрослый организует общение, а игрушка является средством для этого.
Источник
Роль игрушки в психическом развитии ребенка раннего возраста
Игрушка должна быть наделена физическими, художественно-образными и динамическими качествами. Игрушка должна быть удобна ребенку, но вместе с тем понятие функционального комфорта ее сугубо относительное. Допустим, бледно-розовые и бледно-голубые подвески и погремушки с мягким контуром белого орнамента вызывают у взрослых, покупающих эти игрушки ребенку, чувство нежности и умиления. Игрушки имеют спокойный цвет, к ним ребенок быстро привыкает и перестает их замечать. Это вполне понятно: игрушки сливаются с гаммой белых или розовых пеленок, они не заметны на фоне белого потолка. Так же игрушки не побуждают ребенка к сенсорной активности, его рука к ним не тянется вслед за взором. Рядовые игрушки вполне «удобны», комфортны – они успокаивают, не беспокоят – и только…
Для формирования различных видов деятельности, сенсорных процессов и действий, для психического и физического развития ребенка необходимы игрушки, которые создали условия для постоянного стимула детской активности. Такие игрушки, предназначенные для каждого из периодов раннего детства, должны несколько опережать по своим функциональным возможностям уже достигнутый ребенком уровень развития, т.е. веси его через трудности освоения игрушки к следующему уровню развития.
Игрушка, несмотря на свои высокие дидактические свойства и художественно – образные достоинства, сама по себе, без активного участия взрослого, не может воспитывать ребенка. Благодаря воспитанию, в частности средствами игрушек, у ребенка формируются способы действий с предметами, знание назначения этих предметов. Игрушка в этом процессе приобретает огромное педагогическое значение.
В младенческом возрасте современный ребенок получает игрушки, которые способствуют развитию ориентировочного поведения. В первые два-три месяца ребенок уже может следить за игрушками, которыми манипулирует взрослый. Ребенок взирает на яркую игрушку, слышит присущие ей звуки (погремушка – гремит, колокольчик – звенит) и получает от склонившегося над ним взрослого положительные эмоции. Мать учит ребенка следить за игрушкой: она так организует восприятие ребенка, что он волей-неволей фиксирует взглядом игрушку, которая находится непосредственно в поле его зрения; затем мать побуждает малыша следить за движениями игрушки влево и вправо от его взора. Ребенок напрягается и поворачивает головку вслед за ускользающей из поля зрения игрушкой. Так ребенок учится смотреть и видеть. Звучание игрушки придает ей дополнительную привлекательность – ориентировочное прослушивание доставляет ребенку еще большее удовлетворение и развивает его восприятие.
Для того, чтобы ребенок развивался, не следует его бодрствующего оставлять в кроватке без игрушки. Трехмесячный ребенок уже не только смотрит на подвешенные игрушки, но и тянется к ним, иногда схватывает. Все эти действия формируют координацию, совершенствуют движения и развлекают ребенка.
Родителям следует тщательно подбирать игрушки для своего малыша. В наборе для младенца должны быть, прежде всего, легкие, пластмассовые, разноцветные, звучащие погремушки. Их можно постоянно мыть, они легкие и красочные. В качестве предметов для игры можно дать младенцу бумагу (с мягким краем, чтобы не было пореза). Бумага шуршит, меняет под детскими пальчиками форму, что вызывает у малыша ориентировочное поведение. Специальные книжки-игрушки доставляют подросшему малышу четырех-пяти месяцев большую радость – он складывает и раскладывает развороты, вместе со взрослым смотрит на рисунки и тычет пальчиком в разноцветные картинки. Если он при этом стремится взять книжку в рот, взрослый должен переключить его внимание.
Ребенок направлен на взрослого: пристально смотрит, как мать действует с игрушками. Теперь и он сможет повторить вслед за ней некоторые действия. Именно в присутствии взрослого малыш наиболее активно манипулирует своими игрушками.
Манипулирование с погремушкой дает возможность ребенку уловить результат предпринятых действий; она как бы провоцирует ребенка воспроизведению одних и тех же действий, что и приводит к их освоению. Таким образом, погремушки способствуют развитию зрения, двигательной координации.
Помимо действий, функционально заложенных в погремушке, ребенок шести-семи месяцев начинает производить с ней все действия, которые он усвоил в манипулировании многими предметами: он размахивает, стучит, лижет, трогает пальчиком отдельные детали погремушки или элементы рисунков в книжке. От месяца к месяцу манипулирование с погремушкой усложняется. В семь – восемь месяцев ребенок уже по – разному манипулирует разными игрушками.
Ребенок раннего возраста при виде незнакомого предмета стремится обследовать его. Так же он ведет себя и тогда, когда в знакомой игрушке появляется что-то новое: например на знакомую куклу надели другое платье или повязали новый бант. Малыш тянется к этой игрушке, хочет взять ее в руки, рассмотреть. Иногда новизна настораживает его: он внимательно вглядывается в изображение нового персонажа, подолгу рассматривает его, прежде чем протягивает к нему руку. Все это говорит о том, что у ребенка уже на первом году жизни возникают ориентировочные реакции, направленные на восприятие окружающей действительности. Он собирает информацию о ней доступными для него средствами. Как правило, ребенок не проявляет особой робости при виде незнакомого предмета: взяв его в руки, действует решительно – стучит им, переворачивает его, ударяет ладонью по поверхности, тянет в рот.
Основополагающую роль в познании окружающей среды играют действия, связанные с обследованием, рассматриванием нового предмета (игрушки).
Первые действия можно назвать пробующими, малыш еще не знает всех свойств незнакомого предмета и готов даже отказаться от него, если он вызывает неприятные эмоции. Если первичное обследование проходит успешно и у ребенка не возникает отрицательной реакции, то он переходит к более активным действиям – уже познавательного характера.
Развитие познавательной активности ребенка раннего возраста во многом зависит от рационального подбора игрушек, стимулирующих поиск информации о предмете и его свойствах. Информация, получаемая в результате обследования и преобразования предмета, используется для развития последующих игровых действий с ним.
Взрослые должны помнить, что знакомство с окружающим миром для ребенка раннего возраста – это труд, который закладывает основу первых знаний, а сам малыш – не пассивный созерцатель, а труженник, потому, что он прикладывает собственные активные усилия к освоению действительности.
Между одним и полуторами годами ребенок с увлечением засовывает один предмет в другой и толкает или тащит его по комнате. Сначала дети научатся толкать предметы перед собой, а потом уже тащить их за собой. Ребенок с большим увлечением играет кастрюлями и прочей домашней утварью. Или кубиками и блоками. Мать годовалого ребенка жалуется, что он не хочет играть с кубиками, а хочет кастрюльки и сковородки одна в другую. Ребенок видит, что его мать «играет» с кастрюлями, а не с кубиками, поэтому и его больше привлекают кастрюли.
Ближе к 2-м годам ребенку становится все интереснее подражать взрослым и старшим. Дети сначала подражают тому, что делают мама и папа, например, подметает пол, моет посуду или бреется.
После 2 лет воображение ребенка становится более творческим. В этом возрасте дети играют куклами и игрушечной мебелью. С грузовиками и особенно охотно с кубиками. Кубики, поставленные один за другим – это поезд. Кубиками можно наметить очертания лодки или дома. И так до бесконечности.
Образные игрушки изображают людей, животных, разные предметы и тем расширяют и уточняют представления детей, развивают их воображение, дают идею игры, помогают развивать задуманную тему. Игрушечный самолет вызывает у детей желание стать летчиком, куклы в костюмах наводят на мысль играть в «школу».
Среди образных игрушек особое место занимает кукла – самая древняя и популярная игрушка. Поскольку кукла изображает человека, она выполняет разные роли и является как бы партнером ребенка. Он действует с ней так, как ему захочется, заставляя ее осуществлять все свои мысли и желания.
Мальчики и девочки 2-3 лет отражают и закрепляют в игре простейшие жизненные навыки: заставляют куклу ходить, сажают ее, укладывают спать, кормят.
Кукла помогает ориентироваться в форме, величине, материале, цвете, движениях и т.д. Она подвижна, ярка, и этого вполне достаточно, чтобы поглотить внимание малыша и стать одной из любимых игрушек.
Наблюдения психолога Мухиной В.С. показали, что трехлетний малыш не использует по назначению, а обращает всех кукол в воспитанников детского, девочек, «голышей», целесообразно также ввести куклу – маму, папу, воспитательницу. Ее исследованиями установлено, что фактура материала из которого сделана кукла или зверюшка, играет значительную роль. Мелкие, пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулируют ребенка на игру. Шершавые, холодящие материалы не всякий ребенок готов принять. С помощью правильно подобранной фактуры игрушки у ребенка легче вызвать к игрушечной зверюшке положительные эмоции: доброжелательность, сочувствие и радость. Важное значение имеет соотношение размеров головы и тела игрушки. Установлено, что определенная пропорция фигуры вызывает покровительственное отношение. Укороченный овал лица куклы или мордочки зверюшки, пухлые щеки, маленький нос и большие глаза – такие признаки облика игрушки рождают у ребенка прилив нежных чувств.
Играя с куклой или игрушечной зверушкой, ребенок учится эмоциональному отождествлению. В последующие годы эта игрушка может стать настоящим доверительным другом ребенка.
Хочется напомнить еще и о том, что ребенок обычно не просто играет с игрушками, куклами, мишками, зайцами, а живет с ними одной жизнью, любит их. Многие из игрушек входят в жизнь ребенка как близкие друзья.
Поэтому, чтобы ребенок полюбил игрушку, она должна быть эстетически приемлемой.
Список литературы
Воспитание в игре / под ред. Менджерицкой Д.В. – М.: Просвещение, 1979.
Игрушка в жизни ребенка /под ред. Коссаковсой Е.А. – М.: Просвещение, 1980.
Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития ребенка /Вопросы психологии, 1988.
Источник
Консультация для воспитателей
тема: «Роль игрушки в развитии и воспитании детей раннего возраста»
Подготовила воспитатель:
Коробкова Э. Т.
Ребёнок учится в процессе самостоятельной
деятельности с материалами и постепенно
проходит путь от хватания к пониманию,
т. е. от манипуляции руками
к пониманию сути предмета.
МАРИЯ МОНТЕССОРИ
Роль игрушки в жизни ребёнка очень разнообразна. Игрушка есть неисчерпаемым источник радости, с помощью игрушки можно наиболее интересней организовать игру и устроить весёлое развлечение. Большую роль она играет и в воспитании детей. Игрушка помогает формировать у детей понятия об окружающих предметах, умение разнопланово с ними действовать, способствует обучению детей правилам поведения, взаимодействия с близкими людьми.
На каждом возрастном этапе развития детей игрушка играет свою основную роль. Так, на первом месяце жизни ребёнка игрушка является внешним раздражителем, стимулирует деятельность анализаторов – слуха, зрения, прикосновения – и влияет развитию и усовершенствованию этих функций.
С возрастом роль игрушки возрастает. Она влияет на развитие движений ребёнка – сначала головы, а затем и более сложных – движение рук, движений, связанных с перемещением ребёнка в пространстве (переворачиванием, лазанием, хождением с опорой, самостоятельное хождение).
Кроме этого на первом году жизни детей игрушка влияет на возникновение у детей эмоционально-позитивного настроения, голосовых реакций, которые влияют сначала во взгляде частичных радостных звуков, а затем переходят в длительное их проговаривание–гуление, а после 7-8 месяцев и в лепете.
На втором и третьем году жизни ребёнка игрушка в ещё большей мере влияет на всестороннее его развитие. Игры с игрушками положительно влияют не только на развитие движения, а и внимания, памяти, помогают формировать у детей положительные черты – умение доводить начатое дело до конца. Например, ребёнок прилагает большие усилия, чтобы построить из кубиков башенку, которая была бы устойчивой, не падала, или нанизать кольца на стержень пирамидки или попасть мячом в цель и др.
Для того чтобы игрушка играла значительную роль в том или ином периоде развития ребёнка, нужно тщательно подбирать их. А правильно подобрать игрушки воспитатель может только тогда, когда знает не только программные задачи, а и то, как происходит развитие игры у детей первого, второго и третьего года жизни.
Давайте более подробно рассмотрим вопрос развития действий с предметами на первом году жизни. Как свидетельствует педагогическая литература, игра возникает в конце первого года жизни ребёнка. До этого периода ребёнок овладевает умениями действовать разными предметами. Эти умения ещё очень примитивные, но они необходимы для дальнейшего развития игры.
Развитие умений действовать с предметами тесно связано с развитием органов чувств и осуществляется поэтапно. Так, на первом месяце жизни под влиянием внешних раздражителей (лицо и голос взрослого, яркая игрушка), которые вызывают деятельность анализаторов, у ребёнка возникает активное бодрствование. Оно выявляется в коротком осторожном её взгляде.
Для периода от 1 до 2,5 месяцев характерно активное восприятие слуховых и зрительных впечатлений, в результате чего у детей возникают первые движения в виде активных поворотов головы в сторону раздражителей.
На этом этапе возникает эмоционально – позитивные отношения к внешнего раздражения, оно проявляется в том, что малыш быстро подводит ручки, перебирает ножками, выговаривает звуки, радуется. Это качественно новое явление в психологической жизни ребёнка, оно даёт право назвать период жизни от 1 до 2,5 месяцев особенным этапом в развитии его отношения к предметному миру, этапом зарождения активного отношения к внешним раздражителям. Однако, основным содержанием активности малыша в этом возрастном периоде есть рассматривание какого–нибудь: яркого предмета, лица взрослого.
Далее в возрасте от 2,5 до 4-4,5 месяцев меняется характер движения руки: движение непроизвольные, импульсивные, переходят в первые произвольные движения. Произвольные эти движения называются условно, потому что они есть сознательными, как в старшем возрасте.
Процесс развития движений рук произвольного характера – важный этап для будущего развития игры, хотя содержание этих движений произвольного характера очень прост – наталкиваясь на предмет, ребёнок ощупывает его руками и разглядывает свои руки, повторно размахивает рукой без контроля за этим движением и проявляет первые пробы протянуть руки к предмету. Активное ощупывание предмета свидетельствует о появлении у ребёнка осязательного стремления.
В возрасте от 4-4,5 до 7 месяцев происходит формирование первых действий с предметами. В этом возрасте действие выполняется с основной целью – увидел ребёнок предмет, сразу протягивает руку и пытается его достать; захватывать игрушку ребёнок начинает с 5-5,5 месяцев.
В возрасте от 7-10 месяцев формируется манипулирование ребёнком двумя предметами одновременно, что означает становление нового отношения детей к предмету. В этом периоде ребёнок начинает отделять основное место в пространстве, с которым он соотносит предметы, например, ползёт до барьера, чтоб скинуть с него игрушку).
Период от 10 месяцев до 1 года характеризуется развитием функциональных действий. На этом этапе дети учатся совершеннее выполнять те действия, которым ребёнок научился раньше: класть, вкладывать, нанизывать, открывать и т. д. Вместе с этим ребёнок пытается осуществить основные действия не только на одном предмете, на котором его учили этим действиям раньше, а на всех возможных объектах. Например, все продолговатые предметы он вкладывает в какие–нибудь отверстия, складывает мелкие предметы не только в мисочку, как его учили, а и во все предметы: коробочку, ведёрко и т. д.
Суть игровых действий в этом возрасте основывается на разносторонних изменениях положений и форм предметов: ребёнок бросает всё подряд – мяч, бумагу, кофточку; устанавливает все предметы в ряд, производит разные действия с одним и тем же предметом – бросает его, достаёт, вкладывает и вынимает и т. д. Так появляется в действиях ребёнка обобщения. Эти обобщения действий есть подготовительный этап к обобщению слов, например, слово «бах» ребёнок обозначает падение какого-нибудь предмета, а не только мяча, словом «оп-а-а» – все шаровидные предметы и т. д.
Обобщение или перенос действий на новые объекты – это новая особенность в действиях ребёнка. Выделяя функцию предмета, ребёнок обобщает его значение, применяя такие же действия и к другим предметам.
Таким образом, на протяжении первого года жизни происходит поступательное развитие ребёнка. Игра младенцев с предметами представляет собой не врождённые действия, они развиваются в процессе общения со взрослым на основе активного познания окружающего мира, который возникает как следствие сенсорной активности под влиянием воспитания.
Как же происходит развитие игровых действий на втором году жизни? На втором году жизни происходит дальнейшее развитие игровых действий, постепенно развивается игра. Основным видом самостоятельной детской деятельности этого периода есть действия с предметами. Зависимо от возраста ребёнка эти действия имеют разный характер.
В начале второго года жизни ребёнок совершенствует простые манипуляции с предметами. Эти манипуляции были усвоены им в предыдущем возрастном этапе: он открывает и закрывает коробочку, вкладывает в неё и достаёт предметы, накладывает кубик на кубик и ставит их в ряд, снимает кольца со стержня и нанизывает их, конструирует из кубиков башенку. Эти действия дают детям возможность практически знакомиться с особенностями разных предметов.
Дети второго года жизни, как и дети возрастом 11-12 месяцев, играют уже и с сюжетными игрушками. Содержание игр детей вначале второго года жизни очень примитивные. Играют, они ещё не используя специальные действия, а постукивают одной игрушкой об другую, просто носят её, кидают, прижимают и т. д.
В возрасте 1год 3-5 месяцев дети могут выполнять 2-3 специфических действия, «Кормят» куклу или игрушечных животных, укладывают их «спать», «водят» куклу, «едят» из пустой чашки и т. д. В этих играх дети ещё не отображают моменты из своей жизни, а повторяют те действия, которые выполняют взрослые, когда «кормят» куклу или «укладывают» её «спать».
У детей в возрасте до 1 года 5-6 месяцев происходит усложнение игры, которое проявляется в том, что ребёнок переносит усвоенные раньше действия на другие предметы, то есть начинает обобщать действия («кормит» не только куклу, а и котика, собачку).
Усложнение игры состоит ещё и в том, что теперь в играх отображаются не только действия взрослых, которые специально и неоднократно показывали в повседневной жизни. Воспроизведение того, что ребёнок сам видит, есть начало сюжетной игры.
После 1года 5-6 месяцев действия с предметами начинают приобретать целостность характера – ребёнок пытается нанизать все кольца на стержень, сложить все кубики в ящик.
Обогащается содержание и тех игр, в которых действующим лицом есть сам ребёнок: кроме представления того, как она «ест», она ещё может и «писать», «носить воду» в ведре, «поливать» с леечки, «варить кашу» и др.
В этом возрасте новую за содержанием игру можно вызвать советом, однако это при условии, когда ответные действия известны ребёнку из опыта (например, «покажи кукле картинку» или «покатай куклу» и др.). В игре ребёнок много раз повторяет одно и то же действие, использует несколько предметов, в тои числе и игрушки, используемые предметы в употреблении (мебель, посуда). Это есть результат того, что ребёнок начинает отображать в игре эпизоды своей жизни. Как и в повседневной жизни, игра ребёнка практически овладевает действиями с предметами с их предназначением, учится пользоваться ими («пьёт» из чашки, хотя она и пустая, садится на кукольный стульчик, хоть он и маленький).
Итак, начало сюжетной игры – на втором году жизни ребёнка – характеризуется специфическим манипулированием предметами с воспроизведением движений взрослого, на основе чего развивается отображений в игре действий, знакомых ребёнку из личного опыта.
Содержание сюжетной игры на третьем году жизни изменяется, усложняется. Рядом с отображением отдельных действий, дети разворачивают в игре последовательные, взаимосвязанные между собой действия. Например, перед тем как «накормить» куклу, ей «моют» и «вытирают» руки, садят её за стол; перед тем, как «положить спать», её раздевают, готовят кровать и др.
Дальнейшее развитие игры основывается на том, что дети поэтапно учатся сложнее и разнообразнее действовать с игрушками, их игры становятся более разнообразными за сюжетом. Ребёнок играет не только реальными предметами, как раньше, а и дополняет их воображаемыми («яблочки» в пустом ведёрке, «конфетка» в руке). Иногда дети называют и мнимые качества предметов (яблоки «вкусные», кукла «больная»), что свидетельствует о возникновении у детей представления.
Дети в этом возрасте начинают использовать в игре предметы-заменители, например, палочки, камешки, кубики, листочки, травку и др., что используют его как «градусник» для заболевшей куклы или «мыло», когда купают куклу, как «ягодки», «котлетки», «тарелочки» и др.
В конце 3-го года появляются ролевые игры, что свидетельствует о новой ступени в развитии детей – о наличии первого опыта, ориентировки в окружающей жизни, способность устанавливать связи между разными, отдельным, особенностями предметов, явлениями социального окружения, обобщение их, то есть формирование первых элементарных понятий.
В играх детей начинают отображаться и социальные отношения, например, ребята «ходят на работу», как папа, как мама; ласково, внимательно обходятся с куклой или сердятся на неё, делают ей замечание.
Перед возникновением ролевой игры у детей есть изображение действий конкретных взрослых, что их окружает: воспитатели, младшие воспитатели, у нас в доме ребёнка – это врачи, медицинская сестра, музыкальный руководитель, инструктор ЛФК, массажисты, повара, швея и т.д. Ребёнок, например, не просто показывает картинки кукле, а показывает их точно так, как показывает воспитатель детям. При этом ребёнок ещё не выступает в роли воспитателя. Ф. И. Фрадкина назвала такие действия детей «роль в действии». «Роль в действии» характеризуется тем, что дети изображают действия конкретных взрослых, но при этом ещё не берут на себя их роль.
Позднее, выполняя роль, ребёнок замечает сходство своих действий в игре с действиями взрослого, осознаёт свою роль после фактического выполнения её, то есть ребёнок сначала играет, а потом называет себе (Таня – «тётя Маруся»).
Однако не взятая на себя роль обозначает её действие, а действие напоминает ребёнку про подобные действия взрослого. Роль, как один из компонентов данной ситуации, возникает из действий, что их совершает малыш в игре.
Разница в выполнении ролей детьми раннего и дошкольного возраста состоит в том, что у дошкольника роль всегда обобщена: взявши на себя роль воспитателя, ребёнок изображает не конкретного воспитателя, которую она знает, видела, а воспитателя вообще – человека, что находится в определённых отношениях к другим людям. В играх дошкольника-наоборот: подражая действиям конкретного взрослого (тёти Марусе, а не просто няне). На этом уровне игра детей третьего года жизни является предпосылкой для перехода к творческой ролевой игре.
Вместе с этим ролевая игра на третьем году жизни не основной вид игры, дети часто забывают про роль, которую они берут на себя.
В этом возрасте преобладают отображающие игры, остаются игры и без определённого сюжета, в которые играют дети на втором году жизни: расставляют мелкие игрушки, складывают их в коробки, катают шарики, складывают в коробку и вынимают из неё кубики, много раз заводят ключом заводные игрушки и др. Но делают это дети не ради самого процесса действий, их интересует и результат: пытаются поставить игрушки так, чтобы они стояли не далеко, чтобы все кубики поместились в ящик и др.
В процессе такой деятельности дети знакомятся с особенностями и назначением вещей, у них развиваются разные умения: заводить ключом игрушечную машину, крутить волчок, аккуратно складывать кубики и др.
Для того, чтобы дети научились играть, чтоб их игра развивалась соответственно их возраста, следует обеспечить необходимые условия и правильное руководство со стороны взрослого. Одним из таких условий это необходимый набор игрушек, который осуществляется на основании заданий, определённых программой.
Библиография
Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы / под ред. Запорожца А.В. и Давыдова В.В. М., Просвещение, 1967.
Аркин Е.А. Из истории игрушки // Дошкольное воспитание, 1995, №3.
Батурина Е. Игрушки в семье // Дошкольное воспитание, 1974, №9.
Бениаминова М.В. Воспитание детей. – М.: Медицина, 1981.
Воспитание детей в игре / под ред. Менджерицкой Д.В. – М.: Просвещение, 1979.
Горностаева Л. Игрушки в детском саду // Дошкольное воспитание, 1973, №2.
Дошкольная педагогика / под ред. Логиновой В.И., Саморуковой П.Г. – М.: Просвещение, 1983.
Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей: Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1988.
«Игра дошкольника» (под редакцией С.Л. Новосёловой) Москва
«Просвещение» 1989.
Игра дошкольника. Абрамян Л.А. Антонова Т.В. Артемова Л.В.М.: Просвещение, 1989. – 286 с.: ил.
Игрушки и пособия для детского сада / под ред. Изгаршевой В.М. – М.: Просвещение, 1987.
Игрушка в жизни ребенка / под ред. Коссаковской Е.А. – М.: Просвещение, 1980.
Крупская Н.К. Об игрушках для дошколят. – Пед. соч., т. 6.
Линькова Н.П. Игры, игрушки и воспитание способностей. – М.: Просвещение, 1969.
Локуциевская Г. Техническая игрушка // Дошкольное воспитание, 1972. №5.
Материалы и оборудование для детского сада: Пособие для воспитателей и заведующих / Под ред. Т.Н. Дороновой и Н.А. Коротковой. М., ЗАО «Элти-Кудиц»,
Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя детского сада / под ред. Марковой Т.А. – М.: Просвещение, 1982.
Менджерицкая Д.В. «Воспитателю о детской игре» /Под ред. Т.А. Марковой Москва «Просвещение» 1982.
Менджерицкая Д.В. Флёрина об игре и игрушке // Дошкольное воспитание, 1969, №3.
Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития ребенка // Вопросы психологии, 1988, №2.
Новоселова С., Локуциевская Г., Кожухова Н. Для самых маленьких // Дошкольное воспитание, 1978, №6.
Павлова Л. Какие игрушки предпочитают малыши // Дошкольное воспитание, 1997, №12.
Педагогические требования к игрушкам. С.Л. Новоселова, Г.Г. Локуциевская, Е.В. Зворыгина.
Урунтаева Г.А. Роль игрушки в психическом развитии ребенка. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. – 2-е изд. М.: Академия, 1997.
Усова А.П. «Роль игры в воспитании детей» Под редакцией А.В. Запорожца. Москва «Просвещение» 1976.
Флерина Е.А. Игра и игрушка. М., 1973.
1 Крупская Н. К. Об игрушках для дошколят. – Пед. соч., т. 6.
2 Аркин Е. А. Из истории игрушки. // Дошкольное воспитание, 1995, № 3.
3 Мухина В. С. Игрушка как средство психического развития ребенка // Вопросы психологии, 1988, № 2.
4 Менджерицкая Д. В. Флёрина об игре и игрушке // Дошкольное воспитание, 1969, № 3.
Источник