Роль игровых технологий в развитии личности ребенка

Роль игровых технологий в формировании личности дошкольника

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем.

Актуальность темы определяется необходимостью игровых технологий в формировании личности дошкольника. Они играют огромную роль в становлении и развитии личности на самых ранних этапах формирования, так как игра является ведущим видом деятельности в этот период.

Основная проблема, рассматриваемая в работе: в какой мере игровые технологии способствуют развитию и становлению личности и игровых умений у дошкольников.

Целью работы является: изучение влияния игровых технологий на развитие личности дошкольников. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

• Изучить психолого-педагогическую литературу по развитию личности дошкольника.

• Раскрыть особенности и своеобразие игровых технологий.

• Доказать влияние игровых технологий на формирование личности дошкольника.

В дошкольные годы формируются психологические механизмы личности, новые психологические качества и формы поведения, система качеств, обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе, закладываются основы нравственного развития с помощью игры.

1. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ.

В дошкольном возрасте происходит постепенный переход

от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно, но этому необходимо учить детей, используя игровые приемы. Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка.

Решая игровые задачи, дети проявляют максимальную компетенцию, они действуют уверенно, не задавая вопросов взрослому и не спрашивая у него разрешения. Игра – это арена детских успехов и достижений. Задача взрослых – закрепить у ребенка уверенность в себе, проявляя положительный интерес к его игровой деятельности. Кроме того, каждый из детей в любой момент своей жизни должен быть уверен в том, что родители и воспитатели любят и уважают его, несмотря на его неудачи и плохое поведение. Это важнейшее условие развития.

Игра предоставляет детям возможность ставить и решать собственные задачи. Это способствует мобилизации сил, творческой энергии, раньше не находившей выхода. Дети, имеющие большую игровую практику, легче справляются с реальными жизненными проблемами, чем мало играющие.

Часто дети, стремясь угодить родителям или воспитателю, стараются не обнаружить чувства, желания, к которым отрицательно относится взрослый. Это самым пагубным образом отражается на игре.

В свободных играх детей страх, агрессия и напряжение находят выход и ослабевают, что значительно облегчает реальные взаимоотношения между детьми.

1.1. Понятие и особенности игровых технологий.

Развитие современного общества требует обобщения

и систематизации опыта педагогических инноваций, результатов психолого-педагогических исследований.

Одним из способов решения этой проблемы является технологический подход к организации образовательной работы с детьми. Так, реализация функции средства воспитания происходит, если педагог в нужном ему направлении влияет на содержание, организацию и структуры игры, отношение детей в процессе игры, развитие уровня детских игр и т. д. Игра в этом случае решает и задачи воспитания и задачи детского развития.

Игровые технологии – вот фундамент всего дошкольного образования. В свете ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов) личность ребенка выводится на первый план, и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре.

Главная цель игровой технологии – создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.

Игровая педагогическая технология – организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по: отбору, разработке, подготовке игр; включению детей в игровую деятельность; осуществление самой игры; подведению итогов, результатов игровой деятельности.

Главный компонент игровой технологии – непосредственное и систематическое общение педагога и детей. Позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счет усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала. Игра, как правило, собственная инициатива детей, поэтому руководства педагога при организации игровой технологии должно соответствовать требованиям.

Читайте также:  Центр развития ребенка в минске октябрьский район

Требования при организации игровых технологий

Выбор игры зависит от воспитательных задач, требующих своего разрешения, но должен выступать средством удовлетворения интересов и потребностям детей.

Предложение игры создается игровая проблема, для решения которой предлагаются различные игровые задачи.

Объяснения игры кратко, четко, только после возникновения интереса детей к игре.

Игровое оборудование соответствовать содержанию игры и всем требованиям к предметно-игровой среде по ФГОС

Организация игрового коллектива Игровые задачи формируются таким образом, чтобы каждый ребенок мог проявить свою активность.

Развитие игровой ситуации отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру.

Окончание игры анализ результатов.

Актуализация интеллектуального развития дошкольника помимо вышеназванных факторов определяется его психофизиологическими особенностями и возможностями, состоянием здоровья, мотивационностью, эмоциогенностью, предметно-развивающим игровым социумом, в который он погружен.

Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.

Особенности игровых технологий:

• Игровая форма совместной деятельности с детьми создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребенка к деятельности.

• Реализация педагогической игры осуществляется в определенной последовательности.

• Игровая технология охватывает определенную часть образовательного процесса, объединенную общим содержанием, сюжетом, персонажем.

• В игровую технологию включается последовательно игры и упражнения, формирующего одно из интегративных качеств или знание из образовательной области.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что игровые технологии являются основой дошкольного образования. Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Главная концепция игровой технологии – общение педагога и детей.

2. Роль игровых технологий в жизни дошкольника.

Своеобразие игры ребенка заключается в целостности игровой деятельности и неразложимости ее на отдельные компоненты как с точки зрения развития самой игры (нельзя отдельно рассматривать вклад мышления, речи, памяти и других функций в развитии игры) так и по характеру влияния игры на формирование конкретных навыков и умений.

Современные игровые технологии в ДОУ отводят ребенку роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей, анализ результатов деятельности. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности. Игровые технологии в ДОУ позволяют воспитателю развивать самостоятельность, привести в движение внутренние процессы психических новообразований. Используя игровые технологии в образовательном процессе, воспитатель должен обладать доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Игра полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.

Важной особенностью современных игровых технологий, которые воспитатель использует в своей работе, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра. Игровые технологии, направленные на развитие восприятия заключаются в том, что воспитатель организуют, к примеру, игровую ситуацию и использует ее в образовательной деятельности.

2.1. Формирование личности дошкольника.

Личность — это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих. Если у ребенка-дошкольника развиваются социально обусловленные психологические характеристики, то о нем можно говорить, как о личности.

Проблемой развития личности детей дошкольного возраста занимались многие выдающиеся детские психологи — Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин, В. С. Мухина. Д. Б. Эльконин указывал, что в дошкольном возрасте формируются первичные этические инстанции и моральные чувства.

Читайте также:  Общая характеристика развития ребенка в дошкольном возрасте

К базисным характеристикам личности дошкольника относятся:

• Произвольность. Рассматривается как одна из форм волевого поведения, возможность управления своим поведением в соответствии с нормами и правилами.

• Самостоятельность. Обеспечивает возможность постановки и решения жизненных проблем без помощи взрослого.

• Инициативность. Это один из показателей развития детского интеллекта, познавательной деятельности.

• Креативность. Непосредственно связана с уровнем развития ребенка.

• Свобода поведения. Ребенок, уверенный в своих силах, способен самостоятельно сделать выбор средств и способов достижения определенной цели. Свобода, понимаемая в позитивном аспекте, позволяет ребенку уважать себя и других, считаться с их мнением.

• Безопасность поведения. Основывается на понимании причинно-следственных связей и усвоении социально обусловленных запретов как охраняющих жизнь и здоровье ребенка.

• Ответственность. Связана с развитием эмоционально-волевой сферы ребенка. Развитию ответственности ребенка за свои действия способствует, прежде всего, переживание им последствий своих действий по отношению к другим людям.

• Самосознание.

Базисные характеристики личности динамичны и специфичны для каждого возрастного этапа развития. Их своевременное возникновение является залогом успешного развития ребенка. В дошкольном возрасте мотивы и желания ребенка начинают образовывать иерархию, появляется произвольность, на смену импульсивным действиям приходит поведение, опосредствованное нормами, правилами и самооценкой. К концу дошкольного возраста у ребенка формируется более реалистическая самооценка и сознание своего места в системе социальных отношений.

Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Изменяется в этот период и структура самих эмоциональных процессов. Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что ему неинтересно. Мотивы дошкольника приобретают разную силу и значимость. Для этого периода характерна половая идентификация, ребенок осознает себя как мальчика или девочку. Дети приобретают представления о соответствующих стилях поведения. Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Изменяется структура эмоциональных процессов. Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов.

2.2. Значение игровых технологий в формировании личности дошкольника.

Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов – забота каждого воспитателя. Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным.

Основа игровой технологии – взаимодействие педагога и детей.

Её значение:

• активизирует воспитанников;

• повышает познавательный интерес;

• вызывает эмоциональный подъём;

• способствует развитию творчества;

• максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;

• позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.

Воспитательное и обучающее значение игры зависит от: знания методики игровой деятельности; профессионального мастерства педагога при организации и руководства различными видами игр; учёта возрастных и индивидуальных возможностей.

Значение игровых технологий в формировании личности дошкольника очень огромно. Игра понимается как особое культурное образование, созданное обществом в ходе его исторического развития.

Применительно к дошкольному возрасту, игра рассматривается в качестве ведущей деятельности, определяющей психическое развитие ребенка. Развивающий потенциал игры заложен в самой ее природе.

Реализация в условиях ДОУ педагогической технологии развивающих игр будет способствовать развитию у детей дошкольного возраста воображения и творческих способностей, формирования у них символической функции сознания, которая помогает детям переносить свойства одних вещей на другие, и умений, лежащих в основе готовности дошкольников к общественно-значимым и общественно-оцениваемым видам деятельности.

Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится: способом обучения; деятельностью для реализации творчества; методом терапии; первым шагом социализации ребёнка в обществе. На современном этапе игровая деятельность в качестве самостоятельной технологии может быть использована: для освоения темы или содержания изучаемого материала; в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как часть образовательной программы, формируемой коллективом ДОУ. В настоящее время существует большое количество инновационных игровых педагогических технологий интеллектуального развития дошкольников. В процессе применения развивающей игровой технологии необходимо создание игротеки, содержащей огромное количество развивающих игр, которые привлекательны своей разноплановостью, огромным творческим потенциалом, возможностью развивать связанную речь, память, пространственное и логическое мышление, совершенствовать личность ребенка. Сущность и особенность данной игровой технологии в том, что игра позволяет усваивать не только знания и умения в соответствии с программными требованиями, но и расширить их.

Читайте также:  Развитие ребенка с синдромом шерешевского тернера

Роль игры в воспитании состоит в том, что именно в играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества и воспитатель получает полную возможность влиять должным образом на всех вместе и на каждого в отдельности. Игровые технологии, ориентированные на личность ребенка, на развитие его способностей, помогают реализовать идеологию ФГОС. С внедрением игровых технологий происходит развитие эмоциональной сферы ребенка, возникает интерес как позитивная эмоция, и, как следствие, ребенок выполняет роль заинтересованного участника образовательного процесса, а не исполнителя указаний со стороны воспитателя, также происходит взаимодействие воспитателя с детьми. Игровые технологии как система игр используется не только в совместной и самостоятельной деятельности, но и при проведении режимных моментов, что обеспечивает более успешное усвоение детьми культурно — гигиенических навыков (соблюдение одного из ориентиров развития системы дошкольного образования, заданного ФГОС). Развлекательная функция игры связана с созданием определённого комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов, то есть стабилизации личности. В игре происходит развитие интеллектуальных, личностных качеств и психических процессов. Очень важна игротерапевтическая функция игры. Цель игровой терапии — не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого (народные игры с потешками, хороводами, играми-шутками). Психологическая и педагогическая коррекция в игре происходит естественно. В процессе игры дети приобретают способность управлять своим поведением, легче вступают в сотрудничество с взрослым, учатся преодолевать трудности, более «пристойно» выражают гнев. Игры-драматизации как составляющая часть игровых технологий обогащают детей новыми впечатлениями, развивают интерес к авторским и фольклорным произведениям, формируют диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребёнка. С использованием игровых технологийвозможна более успешная реализация метода проектов. Например, в процессе подготовки к праздникам, развлечениям (в том числе с использованием фольклорных мотивов) детям очень нравится брать на себя роль того или иного персонажа. В связи с этим вся организация работы учреждения направлена на стимулирование их развития и создание благоприятных условий для становления личности детей.

Таким образом, для сближения детей, организации их совместной деятельности, поддержки положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми воспитателям необходимо систематизировать и использовать в работе разнообразные игры. С помощью воспитателя ребенок учится включаться в воображаемый контекст и принимать новую смысловую ситуацию. Игры способствуют развитию общения детей со сверстниками и составляют неотъемлемую часть в жизни дошкольников. С использованием игровых технологий дети безболезненно привыкают жить и работать в коллективе, сочувствовать, сопереживать сверстникам. Использование игровых технологий обеспечивает более успешную реализацию личности дошкольника в будущем.

Таким образом, игровые технологии в образовательно-воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения, играют ключевую роль в формировании личности дошкольников. Результат игровой деятельности является не целью, а средством обучения и формирования личностных качеств играющих; в игре заключена возможность удовлетворения в воображаемой деятельности неосознанных или подсознательных влечений и потребностей ребенка; игра позволяет приобрести внутреннюю свободу; соотношение импровизации, свободы поведения воспитуемого и правил, регламентирующих действия участников игровой деятельности – это диалектическое единство, оно не нарушается и создает у дошкольников ощущение естественности и непринужденности своего поведения в учебных ситуациях.

Источник