Роль художественного слова в развитии ребенка

Роль художественного слова в развитии ребенка thumbnail

Валентина Беляева
Роль художественного слова в эстетическом развитии дошкольников

Период дошкольного детства – очень важный этап в воспитании человека, именно в это время закладываются черты его характера и начинается становление личности. В наше время дошкольномудетству уделяется большое внимание: внедряют разнообразные программы, проводят научные исследования, в детских садах работает психологическая служба, детей водят в музеи. Но, процесс формирования культурного человека не может быть только публичным.

Наоборот, чем более он интимный, личностный, тем более он значим для ребёнка и тем больший след оставляет в его душе. Всем нам давно известна постоянная потребность ребёнка в общении.Ему важно знать: где и у кого он найдёт ответы на все свои «почему?», «что такое хорошо?» и «что такое плохо?». Постоянный неторопливый поиск ответов на эти вопросы, раздумье над ними, пусть детское, даже парадоксальное, формируют в ребенке нравственно-волевые качества, помогают развивать чувства и эмоции.

Особую роль в этом процессе играет художественное слово. Именно книга вводит ребёнка в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей и поступков. Прочитанная в детстве, она оставляет более сильный след, чем прочитанная в зрелом возрасте. Всем известно, что у ребёнка – память сердца. Если он не научится сопереживать в детстве, то, став старше, он может остаться равнодушным ко всем проблемам – нравственного, эстетического, экологического и социального характера. Нет ничего хуже, чем холодное равнодушие человека.

Художественная литература обладает рядом особенностей,которые делают ее незаменимым средством нравственного воспитания: во-первых, она близка к житейскому опыту детей, так как рассказывает о поступках литературных героев, которые неоднократно совершал и сам ребенок. Во-вторых, в произведении воссоздается конкретная, образная ситуация, что сближает ее с детским мышлением, которое тоже носит конкретный, наглядно-образный характер. В-третьих, художественное слово вызывает у ребенка яркий эмоциональный отклик и чувство сопричастности к тому, о чем рассказывает стихотворение. Малыш искренне переживает за героев, оценивает их поступки и действия. Он как бы присваивает их опыт, делает его своим. И этот опыт начинает влиять на поступки и действия его самого. Кроме того, художественное произведение создает условия для обобщениям и в итоге — отрыва от конкретной ситуации.

Таким образом, художественное слово не только регулирует поведение ребенка, но и обеспечивает взаимосвязь нравственного сознания и нравственного поведения. Оно помогает ему осознать свое поведение и строить его на качественно новой основе — понимании правил и норм морали.

При использовании художественной литературы необходимо опираться на принцип вариативности. Он предполагает учет возрастных особенностей, когда, например, маленькому ребенку только читают произведение, чтобы вызвать интерес к бытовому процессу, а более старший, выучив его наизусть, применяет в игре или рисовании. Кроме того, чтобы усвоить содержание литературного произведения (а оно рассказывает о нормах поведения художественно, образно,его нужно использовать неоднократно: как материал для чтения, этической беседы, игры, инсценировки, рисования, то есть включать в различные ситуации и виды деятельности ребенка.

Стихотворения помогают установить с малышом тесный эмоциональный контакт, доверительные, доброжелательные отношения через ласковые обращения,которые в них содержатся: “Теплую водичку льем на нашу птичку”, “Сердце бьется шибко. Ах ты, моя рыбка! До чего же дорога мне твоя улыбка!” (Благинина “Аленушка”).

Ребенок понимает, что стихотворения обращены непосредственно к нему, что речь идет именно о нем. Он чувствует, что его любят, о нем заботятся, хотят его порадовать. И тогда ему легче выполнить требование взрослого — умыться, одеться, выпить молоко, съесть кашу. Он делает это с удовольствием и радостью. И в более старшем возрасте ласковые обращения, создавая эмоциональный настрой, помогают ребенку преодолеть трудности. С помощью стихов в бытовые процессы вводятся персонажи, создается воображаемая ситуация и умывание, одевание,прием пищи приобретают сходство с игрой: воду для купания принес Егорка (И. Токмакова “Тили- тили”); помогают одеваться бычок, сверчок, собачка, козленок, синичка (В. Бардадым “Как Галю одевали”); собачка ест в плошке, а дочурка с ложки (Г. Лагздынь “Ешь, собачка!”).

Конечно, нельзя превращать прием пищи, умывание, одевание в игру, которая вызывает слишком бурную эмоциональную реакцию, отвлекая малыша от бытового процесса. Этого можно избежать, помня, что стихотворение должно не противоречить действиям, которые совершает ребенок, а органично включаться в контекст режимной процедуры. Например, во время еды не просто “превратить” пирожок в румяный теплоход, а заставить его действовать соответствующим образом — он плывет прямо в рот. (Р. Куликова “Румяный теплоход”). Укладывая спать, рассказать малышу в стихотворной форме про усни-траву (И. Токмакова “Усни-трава”, серого сонного слона, который заслоняет ночью окно (И. Токмакова “Сонный слон”). Тогда ребенок настраивается именно на то действие, которое ждет от него взрослый.

Пусть с помощью художественного слова малыш каждый день делает небольшие, но очень важные для него открытия. Тогда каждый день будет приносить ему что-то новое, а малыш с радостью и нетерпением будет его ждать. Стихи помогут ребенку по-другому взглянуть на мир, увидеть его многообразие и красоту, заметить необычное в повседневном. Так постепенно формируется поэтически внимательный взгляд на мир и на такие обыденные бытовые процессы, появляется чувство сопричастности ко всему происходящему вокруг. Интерес ребенка к этим режимным процессам, которые повторяются ежедневно и по нескольку раз в день, поддерживаются через открытие в них нового содержания с помощью стихотворений. Так, они привлекают внимание малыша к частям его тела,уточняя и расширяя тем самым его представление о самом себе: “Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки” (Г, Лагздынь “Ладушки”); “Носик, носик! Где ты, носик? Ротик, ротик! Где ты, ротик?. ” (Г, Лагздынь “Умываемся”).

С помощью художественного слова расширяются знания детей о предметах, их свойствах, профессиях людей, которые их создают. Например, малышу трех лет, конечно, интересно будет узнать, что каша “сделана” из гречки, которая варилась в печке (3. Александрова “Вкусная каша”). Художественное слово помогает удовлетворять растущую познавательную потребность ребенка, устанавливать причинно-следственные связи, выделять свойства предметов. Причем стихотворения рассказывают об этом легко, непринужденно, создавая игровую воображаемую ситуацию, что близко малышу и поэтому легко запоминается. Здесь же расширяются представления ребенка о предметах. Они выступают в многообразии своих свойств, качеств и признаков, Например, “мыло душистое, белое, мылкое” (Я. Аким “Мыло”); водичка булькает и пенится (С. Капутикян”Хлюп-хлюп”). Стихотворное описание бытового процесса может содержать логическую задачу, решение которой вызывает интерес. Например, почему быстро “худеет” мыло, если каждый день мыть руки (Р. Сеф “Мыло”). Таким образом, художественная литература уточняет, обогащает, систематизирует элементарные знания, получаемые ребенком при взаимодействии с миром вещей, природы, с социальным окружением.

С ее помощью решается и другая задача — выдвижение требований и их обоснование. С опорой на художественное слово ребенку легче принять и выполнить требование взрослого, например “вымой руки”, подчинить ему свое поведение, так как стихотворение снимает открытый дидактизм этого требования. Произведение создает у малыша установку на предстоящее действие, то есть готовность его выполнить. Вот Жучка тявкает во сне — ей, наверное, что-то снится, — у ножки стула спит серенький котенок, бабушка заснула в мягком кресле, зевает мишка. И на ласковый вопрос взрослого, содержащий в себе скрытое, косвенное требование, которое является как бы итогом,выводом из ситуации: “Не пора ли Маше спать?” (С. Капутикян “Все спят”, ребенок отвечает утвердительно. Таким образом, с помощью стихотворения можно создать не только эмоциональный настрой, но и вызвать само предстоящее действие. И делает это художественное слово тактично, ненавязчиво, не подавляя самостоятельность ребенка, а открывая простор для его собственной инициативы. Так стихотворение внушает малышу скрытое требование. А он выполняет его, как ему кажется, по собственному желанию.

Впечатления, полученные детьми во время чтения художественных произведений, находят отражение в творческой, продуктивной деятельности детей – в рисунках, лепке, играх-драматизациях.

Один из любимых видов детской деятельности – рисование. Рисунки детей ярко и многосторонне отражают окружающий их мир. Дети любят рисовать положительных персонажей, вызвавших их симпатии. Этим они выявляют свои положительные эмоции, правильно оценивают поступки героев. Также дети с увлечением лепят по мотивам любимых произведений.

Таким образом, литературное произведение даёт богатую пищу для мыслительной деятельности детей. В процессе мыслительной и эмоциональной деятельности у них формируется способность правильно оценивать всё то, о чём они узнали из рассказа, сказки или стихотворения. Так, через художественное слово мы осуществляем нравственное воспитание детей, которое находится в неотъемлемой связи с эстетическим воспитанием. Ведь нужно еще научить ребёнка чувствовать и понимать красоту жизни, а многогранным и неисчерпаемым средством эстетического воспитания является искусство во всех его проявлениях, в том числе и искусство художественного слова.

Во все времена известен интерес детей к сказкам. Со сказки начинается знакомство ребёнка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказка будит любознательность и воображение ребенка, развивает его интеллект, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции, а также желания и эмоции других людей. Сказка открывает слушателю мир человеческих чувств, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.

Сказки помогут показать, как дружба помогает победить зло. («Зимовье зверей»);Как добрые и миролюбивые побеждают злых и коварных. («Волк и семеро козлят»);Что зло наказуемо. («Кот, петух и лиса», Заюшкина избушка»). Сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми. Сказка «Маша и медведь»предостерегает: в лес одним нельзя ходить – можно попасть в беду. Сказка «Теремок» учит детей жить в дружбе, помогать друг другу. Наказ слушаться родителей, звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Большое значение для нравственного и эстетического воспитания детей имеет чтение рассказов. Тематика их широка и разнообразна. По праву завоевали любовь детей рассказы В. Осеевой – цикл рассказов «Волшебное слово». Эти рассказы-притчи учат детей вежливости, честности, формируют высокие моральные качества – заботливость, уважение к людям, трудолюбие. А рассказы Н. Калининой «Помощники», «Как Сашу обожгла крапива» учат детей смелости и послушанию, заботливости и внимательности, учат ребят быть честными, правдивыми, отзывчивыми и добрыми. Ее же рассказ «Разве так играют помогают воспитывать у детей умение дружно играть, быть внимательным к товарищам.

Для детей старшего дошкольного возраста характерен особый интерес к окружающему миру, поэтому именно в этот период жизни детей, необходимо воспитывать у них любовь к животному миру.Через рассказы о животных: К. Паустовского «Кот-ворюга», «Заячьи лапы» и М. Пришвина «Лисичкин хлеб», «Ребята и утята», «Золотой луг», дети проникаются любовью к родной природе, родному краю; учатся доброте, тому,что о животных нужно заботиться: кормить, беречь, ухаживать за ними. Рассказы о животных воспитывают в детях чуткость, формируют представления о добре и зле.

Конечно, ничто не сравнится с волшебным миром поэзии, которая обогащает душу ребёнка красотой и гармонией. Поэзия способствует пробуждению чувства прекрасного, радости и оптимизма. Природа – неиссякаемый и вечный источник красоты! В душе ребёнка, умеющего радоваться, наслаждаться красотой природы не остаётся места обидам, зависти, злобе. Певучие и лиричные стихотворения классиков русской литературы, воспевающие красоту природы – И. Бунина «Листопад», Ф. Тютчева «В небе тают облака», «Зима недаром злится», А. Фета «Я пришёл к тебе с приветом», А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало», «Вот север, тучи нагоняя», «Зимнее утро», учат детей любить природу, понимать её красоту и доброту, быть неравнодушным к природе; воспитывают наблюдательность, глубокую и искреннюю любовь к Родине, своей отчизне

С. Я.Маршак говорил: «Литературе нужны не только талантливые писатели, но и талантливые умные читатели». Читатель в ребенке просыпается раньше, чем он научиться читать. Дети дошкольного возраста еще не читатели, а слушатели. Слушая рассказ, стихотворение, сказку, они ясно представляют в своём воображении описываемые явления, события, людей, предметы. При этом дети испытывают разнообразные чувства, выражают своё отношение к героям, их поведению, поступкам, сочувствуют одним и осуждают других, переживают радости и неудачи.

Источник

Сообщениеизопытаработы

Роль художественного слова в воспитании детей

*Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. 

*Художественная литература рассказывает о труде и жизни людей, об их делах и подвигах, о событиях из детской жизни, об играх, забавах и труде ребят. Большое и малое, серьезное и смешное, веселое и грустное — все находит отражение в произведениях детской художественной литературы.
*Художественная литература объясняет жизнь и тем расширяет жизненный опыт ребенка. Раскрывая внутренний мир людей, показывая их характеры, чувства, мотивы поступков, а также отношение писателя к изображаемым явлениям, произведения художественной литературы заставляют ребенка волноваться, сочувствовать героям или осуждать их.
Лучшие произведения художественной литературы помогают формировать у детей нравственные оценки в доступной для них форме: хорошо — плохо, справедливо-несправедливо, честно-нечестно, хорошо-плохо.

Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи. Также фольклор обогащает словарь, развивает фонематический слух, грамматический строй речи.

Использование в своей работе художественного слова помогает детям осознать моральную норму, а педагогам воспитывать у детей положительные нравственные чувства через разные виды деятельности.

Итак, наш день должен начинаться с «Доброго утра». Нужно дарить свое хорошее настроение детям, приучать их приветствовать друг друга и взрослых, при этом можно использовать игры, которые создают положительный эмоциональный настрой: «Здравствуйте!», «Поделись улыбкой», «Какого цвета настроение» и др., а также цитаты из песен: «Рано утром детский сад малышей встречает, там игрушки ждут ребят в уголке скучают».

Есть и такие дети, которые приходят в детский сад с опозданием. Родители сетуют, встают рано, по 2 часа собираются и тогда получается, как в стихотворении И.Демьянова «Девочка –  копуша». 

«Девочка-копуша час жевала грушу,

 Два – умывалась, три – вытиралась.

Утром завтракать пошла,

Только к ужину пришла».

Чтобы дети проявляли взаимопомощь при складывании вещей в шкафу, поможет такое правило: «Каждой вещи – свое место». Это правило поможет воспитать бережное отношение к вещам, ответственность, самостоятельность.

Приговаривая: «Каждый день по утрам делаем зарядку», после ее окончания спрашивая: «Здоровье в порядке?» Дети отвечают: «Спасибо зарядке», можно организовать детей на утреннюю зарядку, физкультурную деятельность, формируя при этом –навык заботы о собственном здоровье.

В процессе умывания нужно приучать детей оказывать помощь другим детям, которые затрудняются закатать рукава одежды, повесить полотенце, передать мыло, объясняя при этом, что если недобросовестно они вымыли руки, то полотенце становиться грязным, а это неуважение к труду старших и будете похожими на героя стихотворения К. Чуковского «Ты один не умывался и грязнулею остался».

Во время приема пищи бывает, что дети и отвлекаются, и разговаривают, и неправильно держат столовые приборы, крошат хлеб на скатерть, отказываются от еды, капризничают и тогда помогут такие четверостишия, которые способствуют исправлению негативных проявлений: 

«Я напомню об одном:

Не кривляйся за столом,

Всем пора бы научиться,

Кушать вилкой, кушать,

А не делать как Антошка.

Ты не знаешь?

За столом надо есть с закрытым ртом,

Не спешить, не говорить,

Крошки на пол не сорить».

«За столом едят друзья,

Баловаться здесь нельзя!

А поели – вы свободны,

И играйте, как угодно!»

Игра – вид деятельности, где дети проявляют свое отношение к другим детям, игрушкам, взрослым. Для формирования привязанностей, заботливого отношения к игрушкам можно использовать стихи А. Барто «Игрушки» или другие стихи об игрушках.

Очень полезно напомнить детям правила: «Поиграл – убери на место», «Поиграл игрушкой сам, дай поиграть другому».

Иногда дети не хотят считаться с другими детьми, навязывают свои требования, при этом происходят конфликты, дети дразнятся, дерутся, обижают друг друга. Тогда можно использовать короткую фразу «Доброе слово – сильнее кулака».

Таким образом, воздействуя на чувства детей, можно вызывать у них стремление подражать конкретному лицу, а это ставит их перед необходимостью выполнять нравственные нормы дружной совместной игры. Они начинают понимать, что дружно играть – это значит бережно относиться к товарищам, заступаться за тех, кого обижают. Можно напомнить детям пословицу: «Один за всех – и все за одного».

Таким образом, можно сделать вывод, что используемые педагогические средства художественной литературы, помогают воспитанникам осознать человеческие взаимоотношения, сделать их доброжелательными, трудолюбивыми, самостоятельными, бережливыми. Художественное слово является богатейшим источником познавательным и нравственным источником развития детей дошкольного возраста.

Источник

Роль художественного слова в воспитании детей дошкольного возраста.

             В работе с детьми дошкольного возраста широко используется художественное слово. Дети любят слушать народные сказки, стихи, рассказы. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное действие.

     Ценность произведений художественного слова заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка. Реалистические рассказы, сказки, стихи являются для детей одной из форм познания мира, помогают ребенку уточнить имеющиеся у него представления об окружающей действительности, постепенно обогащают его новыми понятиями, расширяют жизненный опыт.

  Писатели – природоведы знакомят детей с жизнью животного и растительного мира. Произведения М.М.Пришвина, В.В.Бианки, Е.И.Чарушина, Н.И.Сладкова и других не только дают детям полезные знания, но и учат их тонкой наблюдательности, материалистическому пониманию явлений природы, воспитывают гуманное отношение к животным.

     Произведения детской художественной литературы помогают ребенку выработать то или иное отношение к явлениям окружающей жизни, к поступкам людей.

Маленький ребенок верит слову художника. Слушая рассказ или сказку, он живет жизнью героев, сам как бы становится участником передаваемых событий, сочувствует добру, осуждает зло. Народная сказка привлекает детей не только занимательным сюжетом, поэтической формой, но и своей идейной сущностью. Характерные для сказки торжество справедливости, победа добра над злом вызывают сочувствие ребенка. Таковы любимые детьми сказки: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-Лебеди», «Крошечка – Хаврошечка», «Царевна-лягушка» и многие другие. В сказке ребенок видит убедительные примеры подлинной дружбы («Кот, петух и лиса», «Петушок и бобовое зернышко» и др.).

     Поучительны и народные песенки, которые слышит ребенок с самых ранних лет.

     В течении многих веков сказка и песенка любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.

     Доступные детям произведения классиков пользуются любовью детей и не утратили своего большого воспитательного воздействия. Рассматривая иллюстрации к  «Сказке о рыбаке и рыбке», ребенок, увидев старуху, сидящую у разбитого корыта, говорит: «Так тебе и надо, жадная!». Рассказы Л.Н.Толстого «Лев и собачка», «Филиппок» и другие до сего времени составляют золотой фонд литературы для детей.

     Замечательная книга К.Д.Ушинского «Родное слово» воспитала не одно поколение русских людей.

     Книги советских писателей – В.В.Маяковского, К.И.Чуковского, А.П.Гайдара, С.В.Михалкова и многих других, пронизанные гуманизмом, говорят детям о любви к Родине, о честности, героизме, дружбе.

     Слушая художественные произведения, ребенок учится родному языку, запоминает постоянные эпитеты народной речи, чувствует красоту поэтической метафоры:

– Туча по небу идет… (А.С.Пушкин)

– Елка плакала сначала

  От домашнего тепла… (С.Я.Маршак)

– К нам на длинной, мокрой ножке

  Дождик скачет по дорожке… (З.Н.Александрова).

     Любовь к художественному слову нужно воспитывать в раннем детстве; с ней ребенок перейдет из детского сада в школу и в дальнейшем будет любить родную литературу.

Проблемы:

Говорите правильно.

   Для педагога выразительное чтение – это не просто умение, это мастерство, оказывающее значительное воспитательное воздействие на детей. С помощью выразительного чтения, отвечающего требованиям логической и интонационной правильности и эмоциональности, педагог не только открывает перед дошкольниками мир искусства, но и дает им образец правильной и образной художественной речи. В дошкольном возрасте ребенок старается подражать взрослым, поэтому, слушая их выразительное чтение, он «влюбляется» в художественные тексты – ему хочется воспроизвести их так же, с теми же интонациями, паузами, логическими и ритмическими ударениями.

Таким образом, дети делают важный шаг к овладению грамотной, образной, эмоциональной речью.

Вот почему будущему воспитателю необходимо овладеть искусством выразительного чтения. Это нелегкая задача. Но главная проблема в том, что не все воспитатели хотят эту проблему решать. Или считают, что проблемы вообще нет. « Как умею читать, так и читаю» – думают они. А ведь, умение выразительно читать не природное умение, его можно выработать и развить путем постоянной тренировки дикции и голоса.

В статье Н.Мироновой (кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры методики преподавания литературы, МПГУ), говорится о том, как овладеть навыком выразительного чтения и уметь применять его при работе с дошкольниками. ДВ №6,2006.

Конечно, хорошо, если воспитатель знает и любит литературу, но ему еще нужно уметь «заразить» этой любовью детей. Богатые возможности для формирования этого умения предоставляет практика. ДВ №5, 2006.

Источник