Роль города в развитии ребенка

Роль города в развитии ребенка thumbnail
Подробности

Категория: События

Опубликовано: 29 июля 2019

Роль города в развитии ребенка
На фото: г. Сатка

Малые города сегодня не являются предметом повышенного общественного внимания. Основные тренды городского развития задаются крупнейшими российскими городскими центрами.
Большие города и городские агломерации все чаще рассматриваются как основные зоны экономического роста и общественного благополучия в современной России.

Именно главные федеральные и региональные городские центры являются точками притяжения для потоков внешней миграции и внутренней мобильности – особенно для российской молодёжи. Однако такое стягивание страны в редкие узловые центры безусловно не соответствует пространственному масштабу и реальным экономическим и географическим особенностям России, равно как и историческим особенностям её развития.

Именно малые города представляют собой ту базовую сеть, которая формирует пространственное, экономическое и социокультурное единство страны. Существующие государственные программы
поддержки малых и прежде всего моногородов учитывают эту их роль в жизни России. Эта поддержка является совершенно необходимой в современных условиях. Но тем выше становятся и требования к самим малым городам с точки зрения собственной активности и поиска новых ориентиров и ресурсов развития. Основываясь на многолетнем опыте города Сатки и Саткинского района Челябинской
области, хотел бы рассказать о нашей работе в этом направлении.

Старая, советская модель развития малых городов определялась исключительно промышленно-экономической целесообразностью. Городское поселение представляло собой приложение к промышленному предприятию, которое, в свою очередь, брало на себя базовые социальные и культурные задачи по обслуживанию населения. Эта ситуация сформировала чрезвычайно устойчивую патерналистскую модель поведения, преодоление которой – одна из важных задач современного городского развития в малых городах.

Роль города в развитии ребенка
Город Сатка. Промышленность

Однако это не означает, что предприятие сегодня может полностью выключиться из жизни моногорода или что малые города способны существовать без устойчивого производственного ядра. Деиндустриализация не обеспечивает в условиях российского малого города переход к волшебной постиндустриальной экономике. Устойчивый промышленно-индустриальный сектор – залог жизнеспособности и устойчивого развития. При этом именно местный бизнес во всех своих видах является важнейшим агентом изменений и диверсификации экономики. Реструктуризация прежних комплексных предприятий позволяет возникнуть новым точкам предпринимательской деятельности и придать импульс новым видам экономической активности. Предприятия сохраняют свою социальную ответственность, но меняют её форму. Не всесторонняя патерналистская опека населения, а открытие новых горизонтов возможностей и формирование среды для устойчивого роста – такова новая миссия современного предприятия в малом городе. Эту миссию оно выполняет в партнёрстве с муниципальными и государственными органами власти, повышая вовлечённость населения и гражданского общества в общее дело по развитию города.

Роль города в развитии ребенка
Дворец спорта города Сатка

В современных условиях повышенной мобильности населения решающую роль в сохранении и развитии малого города играют комфортная городская среда и создание пространства возможностей
и перспектив для его жителей. Понятие городской среды имеет комплексный, но при этом совершено конкретный характер. Укажем некоторые её ключевые элементы.

Во-первых, комфортные публичные городские пространства. Малый город может сохранять притягательность как место проживания и семейного укоренения в том случае, если образ жизни человека не
замкнут его работой, квартирой и «окном в мир» в виде телевизора. Требуется создание устойчивых культурно-досуговых практик, реализующихся в спроектированных для этого общественных пространствах. Всё большую помощь здесь оказывают современные технологии «умного города», позволяющие эффективно формировать комфортную инфраструктуру. Городские общественные пространства не только подстраиваются под интересы горожан, но и сами формируют новые модели их поведения: сначала мы формируем городскую среду, а затем эта среда формирует нас.

Роль города в развитии ребенка
Развлекательный комплекс «Сонькина Лагуна»

Во-вторых, интенсивность и плотность культурной жизни. В современных условиях деление на центр и периферию постепенно утрачивает своё значение. И решающую роль здесь играет не доступ к базовым цивилизационным благам, которые выравниваются очень быстро, но доступ к культурным ценностям, а также возможности реализации творческих активностей. При этом речь идёт
не только о том, чтобы насытить жизнь города культурными мероприятиями и событиями, что является чрезвычайно важным в условиях малого города. Всё большую роль играет также вовлечённость
жителей в разные формы самостоятельной культурной и творческой деятельности – в самом широком смысле слова. Например, в Саткинском районе на протяжении многих лет идёт целенаправленная работа по развитию шахматной культуры. Предпосылки для этого закладываются на самом раннем этапе в форме школьного шахматного всеобуча в начальной школе. То же самое касается развития
других интеллектуальных и творческих компетенций, а также создания условий для массовых занятий физкультурой и спортом для всех возрастов. Это помимо прочего закладывает предпосылки и
для активного вовлечения населения в деятельность по сохранению историко-культурной идентичности, исторического наследия своей малой родины, ведёт к формированию молодёжного патриотизма.

Читайте также:  Влияние компьютерных игр на развитие ребенка курсовая работа

Роль города в развитии ребенка
На улицах города Сатка

Наконец, для малых городов с богатой индустриальной историей, к каковым относится и Сатка, находящаяся в центре горнопромышленной зоны Южного Урала, остро стоят вопросы экологии. И речь
идёт не только о совершенно необходимой модернизации предприятий в соответствии с современными высокими стандартами охраны окружающей среды. Человечество в целом меняет своё отношение к природе – идея её покорения и бездумная эксплуатация природных ресурсов сменяются пониманием нашей ответственности за сохранение окружающей среды. В индустриальных районах экологическое сознание развито необычайно, экология становится важнейшим фактором привлекательности территории. Речь, таким образом, идёт уже о создании экологической среды не только в самом городе, но и за его пределами.

Роль города в развитии ребенка
Развлекательный комплекс «Сонькина Лагуна»

Перечисленные направления развития малого города, последовательно реализующиеся в Сатке, создают предпосылки для устойчивого развития малого города. Также постепенно создаются условия для появления новых форм экономической активности, в частности, в сфере культурных индустрий, культурного и экологического туризма. Важнейшую роль в реализации этих направлений играет ответственная, конструктивная и активная позиция всех заинтересованных сторон – органов власти, бизнеса и общества. В условиях ограниченных человеческих ресурсов чрезвычайно важно целенаправленно выявлять, поддерживать и привлекать творческие и заинтересованные кадры. Для реализации долгосрочной программы развития требуется также учёт местных особенностей, что может быть обеспечено научно-исследовательской экспертизой по всем основным направлениям развития и мониторингом достигнутых результатов. Опыт уральской Сатки не является универсальным рецептом, но, на наш взгляд, может быть сегодня полезен и для других малых городов России.

Текст: Василий Никифоров

ВОЗМОЖНО ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:

Мал городок, да старше Москвы на годок… Туристический потенциал российской глубинки

Хранитель живого наследства. К 150-летию со дня рождения Михаила Гершензона

Верстовой столб на земле Дениса Давыдова установили в Верхней Мазе

Охота к перемене мест. О русской традиции путешествий

Неутомимый путешественник: к 185-летию со дня рождения художника Павла Черкасова

Подробности

Просмотров: 6122

Источник

Роль экскурсии в развитии личности ребёнка

Прищепенок Наталья Сергеевна, методист

муниципального образовательного

автономного учреждения дополнительного образования детей

«Центр развития творчества детей и юношества города Кирова»

г. Киров

Если открыть любую образовательную программу или методические рекомендации — не важно по какому предмету и для какого возраста —  среди форм и методов обучения и воспитания на первом месте в большинстве случаев стоит экскурсия.

История не сохранила воспоминаний о том, когда и кем была проведена самая первая экскурсия вообще, но мы точно знаем, что в качестве учебного метода экскурсии стали внедряться в образовательный процесс педагогами Западной Европы и России в конце 18 – начале 19 вв. Само название этого интереснейшего способа обучения происходит от латинского «экскурсио». В русском языке оно первоначально означало «выбегание, военный набег».

Экскурсия как метод диагностики личности

Правильно организованная и проведённая экскурсия — уже сама по себе такой волшебный способ и диагностики, и воспитания, с помощью которого можно очень хорошо рассмотреть и скорректировать проблемы поведения детей, которые, возможно, не всегда видны во время обычных занятий. Это замечательный повод использовать метод включённого наблюдения. Во время экскурсии видны особенности и каждого ребёнка, и детского коллектива в целом. Именно во время экскурсии, когда дети находятся не в привычной обстановке, можно увидеть недочёты профессиональной деятельности воспитателя. Кстати, как показывает практика, они, по большому счёту, одни и те же во всех детских коллективах. Дети часто не способны видеть людей вокруг себя, у них нет навыка предоставления другим жизненного пространства  (попросту, они не понимают, когда надо подвинуться, чтобы коллега по экскурсии мог тоже подойти поближе к осматриваемому объекту, дабы лучше всё увидеть. Они и попросить-то других об этом не умеют — просто стоят и не двигаются).  Кстати, опыт и практика проведения многочисленных экскурсий показывают, что эта проблема отсутствует в группах детей, занимающихся дополнительным образованием: хореографических и театральных коллективах, гимнастических и футбольных секциях — везде, где детей учат чувствовать партнёра по сцене, спортивному залу, игровому полю. Вывод — дополнительное образование, в тех моментах, которые касаются развития личности, пожалуй, должно быть основным.

Читайте также:  Оптимальное гармоничное развитие ребенка в семье

Примеров тому, увы, сотни. Экскурсия — это, в первую очередь, информация. Но: дети очень часто не воспринимают смысл слов, просто пропуская их мимо ушей. Получается бессмысленность проведения данной формы работы, так как они не способны воспринимать вербальную информацию. Так называемое клиповое восприятие должно рано или поздно заставить-таки педагогов переписать всевозможные методики обучения.

Ещё одна часто встречающаяся проблема, созданная педагогами: многие детские группы не совсем понимают, что на свете есть места, где надо вести себя тихо, культурно и интеллигентно. Такие дети кричат всегда и везде, мешая окружающим. Возможно, это недоработка взрослых? Поняв своё бессилие в данном вопросе, они он уже просто не замечают хаоса вокруг себя. Хочется порекомендовать педагогам, которые узнали в описании этих детей своих. Не отчаивайтесь! Всё можно скорректировать. Например, используя игровые технологии. Играйте с детьми! Несмотря на загруженность учебным материалом, несмотря на новые ФГОСы, несмотря ни на что! Так вы поможете детям стать немного более воспитанными. Да и самим будет гораздо легче работать не в хаосе и постоянном шуме, а в нормальном воспитанном и интеллигентном детском коллективе. Поверьте, всё это вполне реально. Тогда мы перестанем говорить о так называемом профессиональном выгорании педагога. Работа будет нравиться и приносить удовольствие. Поверьте, вы даже перестанете уставать!

Экскурсия для педагога: отдых или работа?

Но — вернёмся к нашей любимой форме работы, которую многие педагоги, к сожалению, часто воспринимают как возможность отдохнуть вместе с детьми, ничего не делая. Очень рекомендую ни на минуту не забывать, что это тоже часть образовательного процесса, так как экскурсиям просто можно писать оды, настолько полно они охватывают развитие разных сторон личности человека. Наверняка, в жизни любого человека есть воспоминания о таких экскурсиях, которые многое перевернули в его жизни…

Грех не использовать гигантский потенциал экскурсии. Ведь она может применяться и как самостоятельная форма воспитания и обучения, и как составная часть других форм, и в качестве формы организации культурного досуга, воспитательной работы.

Методика требует, чтобы интерес к экскурсии, её теме и содержанию формировался педагогом, собирающимся использовать эту великолепную форму работы в своей практике, заранее, перед мероприятием. Роль педагога в том, что он должен создать у группы детей интерес к ожидающему их  экскурсионному материалу, обеспечить организацию внимания и направление психической деятельности экскурсантов. Любая экскурсия предполагает  усилия её участников для сохранения внимания, работы памяти.

Важно, чтобы педагог и все участники экскурсии уже перед её началом понимали: то, как она пройдёт, понравится ли им, зависит не только от выбора объекта осмотра, уровня профессионального мастерства экскурсовода, но и от того, какой вид поведения группа и отдельные её члены выберут для данного мероприятия. Дети (и воспитатели!) должны понимать: если экскурсовод будет большую часть своих усилий прикладывать к тому, чтобы сохранить дисциплину в рядах группы экскурсантов (особенно соблюдение техники безопасности важно на экскурсиях по производству), он будет вынужден делать это за счёт информационной части экскурсии.

К сожалению, иногда педагоги забывают о том, что это мероприятие — не развлекательная прогулка для взрослого, что в первую очередь, они должны заботиться о дисциплине во вверенном ему коллективе детей. Особенно, если группа не без проблем. Рекомендация: не забывать в ходе экскурсии о детях с девиантным поведением и во избежание эксцессов держать их под своим строгим контролем. Бывает очень жаль детей, которые из-за неадекватного поведения своих товарищей не могут в полной мере насладиться содержанием предлагаемого им материала.

Для чего ходить на фабрику?

Мотивировать детей на правильное восприятие экскурсии можно разными способами, но делать это нужно обязательно. Предупредив детей о том, что после посещения предприятия им предстоит осмыслить ещё раз все то, что они увидели и узнали на экскурсии, педагог тем самым активизирует их внимание во время процесса. В каких формам это сделать? Можно провести конкурс рисунка, рассказов, стихов по теме экскурсии. Сделать с помощью родителей компьютерную презентацию.

Читайте также:  Роль наследственности в психическом развитии ребенка

Уже в дошкольном возрасте, лет с шести, детей обязательно надо водить на производственные экскурсии. Чем раньше мы сформируем у ребёнка интерес к различным профессиям, уважение к труду работников фабрик, разных других учреждений, тем больше вероятность, что окончив основное обучение, ребёнок выберет для себя рабочую профессию.

Так, в процессе производственной экскурсии, например, на кировскую фабрику игрушек «Весна»,  дети могут запомнить названия профессий работников фабрики, уточнив, кто из них какой вклад вносит в создание кукол. Таким образом, решается задача профессиональной ориентации. Производство куклы — процесс очень сложный. Чтобы кукла принесла ребёнку радость, в создании этой радости участвуют люди 95 профессий: художники, дизайнеры, химики-технологи, литейщики, прессовщики, швеи, разрисовщики, лакировщики, оформители, сборщики, упаковщики…

Производственная экскурсия на фабрику игрушек важна не только в профориентационном, но и в эмоциональном плане, в процессе посещения фабрики у детей развивается эмпатия, формируется чувство прекрасного, уважение к труду людей, создающих красивые, яркие, качественные изделия. Дети знакомятся не только с процессом производства игрушек, но с тем, как достигается качество продукции. Рассказ экскурсовода об ответственности производителя за качество выпускаемых для маленьких потребителей изделий, о социальной ответственности бизнеса помогает формированию этого важного качества и в юных экскурсантах.  

Проведение производственных экскурсий важно и в краеведческом плане. В частности, побывав на фабрике игрушек, дети проникаются гордостью за свой город, за свою страну: фабрика начала свою работу в военном 1942 году, когда в город были эвакуированы дети из блокадного Ленинграда. В тяжелейшее время взрослые думали о детях, о том, чтобы их детство стало немного счастливее. Предприятие росло и развивалось, менялись технологии, но всегда оставалась основная идея: дарить радость детям своей качественной продукцией. Современные успехи предприятия также формируют в детях гордость за свою малую родину, желание продолжать образование и дальнейшую трудовую деятельность в родном регионе.

Помимо формирования и развития таких необходимых ребёнку качеств, экскурсия на фабрику игрушек –  ещё и пример позитивного в нашей жизни, это, по-настоящему, встреча с красотой и добром. Фабрика — уже само по себе волшебное место. В день с конвейера сходит примерно три тысячи кукол 40-50 наименований. А теперь представьте, что вы — ребёнок,  который попал в эту сказку –  в цех, где одновременно собрались все эти куклы! Одна девочка шести лет так и сказала, выйдя после экскурсии из здания фабрики: «Это — рай!».

Куклы добрые, потому что их делают позитивные люди. Одна из работниц – оформитель игрушек, проработавшая на фабрике более 45 лет, сказала: «Детство у меня было трудное, игрушек не было, зато теперь я уже вон сколько лет в куклы играю! Посмотрите, какую красоту мы создаём своими руками!». В ходе экскурсии дети могут взять у работников импровизированные мини-интервью, оформив их потом в альбомы, презентации, сочинения по теме экскурсии.

Главное, оставить след в душах

Сохранить детство в себе — наверное, это очень важно. Ещё важнее — дарить детство другим. Когда видишь, как делаются куклы, не покидает ощущение сказки. Люди, делающие кукол, напоминают волшебников — в их руках кукла становится практически живой, красивой, начинает ходить, разговаривать. Видя пример того, что труд действительно приносит радость и тем, кто трудится, и тем, для кого производится продукция предприятия, дети, прошедшие через производственную экскурсию на фабрику,  лучше начинают понимать, зачем и почему надо трудиться.

Любая экскурсия будет полезна только тогда, когда она оставит свой след в душе человека. Методически правильно организованные и проведённые производственные экскурсии на предприятия, которые интересны детям прежде всего своей продукцией — игрушками, мороженым, сладостями — могут принести  очень много пользы для развития подрастающего поколения.

Материал на конкурс «Лучшая авторская публикация»

Автор: Прищепенок Наталья Сергеевна

Методист

Муниципальное образовательное автономное учреждение дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества города Кирова»

г. Киров.

Источник