Роль фантазии в развитии личности ребенка

Роль фантазии в развитии личности ребенка thumbnail

Ваш малыш видит облака и через несколько секунд придумывает историю об облачных жителях? А может, наоборот, не способен придумать сюжет игры с куклами? Как много фантазии в жизни и играх ваших детей? Как не перейти грань между воображением и реальностью? Давайте поговорим об этом.

Значение фантазии для ребенка

Взрослые часто воспринимают детские фантазии как пустое занятие. Гораздо лучше, если ребенок практичный. Это не так. Детские фантазии – это результат работы воображения, а этот психический процесс очень важен для человека. Не случайно еще Альберт Эйнштейн говорил, что «Воображение важнее, чем знания. Ведь знание ограничено тем, что мы понимаем и знаем, в той момент, как воображение охватывает весь мир».

Без фантазии не было бы развития, потому что воображение не страшится ошибок и противоречий, оно способно усматривать возможности там, где никто их не видит.

В жизни ребенка фантазия играет ключевую роль. Достаточно сказать, что на воображении полностью построена детская игра, а это — ведущий вид деятельности дошкольника. В игре ребенок учится, через игру получает основы взаимодействия, познает окружающий мир.

Для игры детям нужно много всего, но на помощь приходит воображение. И вот листочки с деревьев превратились в деньги, стулья – в машину, пенек – в стол, палочки – в расчески, ложки и много чего еще. Дети разыгрывают балы, оставаясь в прогулочных шортах, при этом аккуратно приподнимая шлейф воображаемого платья.

А какие игры они порой придумывают: сказочные приключения, военные битвы, семейные истории. И все это при минимальной затрате сил и средств.

Воображение помогает детям играть, рисовать и конструировать. У одних из кубиков получаются сказочные замки и города, а у других – банальные простые домики. У одних на листе бумаги необыкновенные узоры и целые сказки, а других – простейшие изображения. И дело не в художественных навыках, а в полете фантазии.

Хорошо развитое воображение помогает изучать школьные науки, создавать цельный образ о предметах и явлениях, представлять действие при решении задач, при выполнении творческих заданий, таких как сочинения и проекты.

Как развивается воображение

Детское воображение развивается и изменяется. Младенец ощущает единство с мамой, а уже с 5-6 месяцев он начинает воспринимать внешнюю реальность. При этом до 3 лет дети осознают себя центром вселенной, искренне удивляясь, что какие-то желания не выполняются мгновенно. После 4 лет дети начинают осознавать границы реальности и фантазии. Каждый ребенок точно знает, где «понарошку», а где «взаправду». Играют они «взаправду», а кашу из песка едят «понарошку». И никто из детей с нормальной психикой не путает эти ситуации.

Развитие воображения зависит от многих факторов. Конечно, большую роль играют наследственные факторы, но важное место занимает среда и воспитание. К сожалению, обилие игрушек и разных технологий лишает детей необходимости фантазировать. Пистолет уже мигает разными цветами и воспроизводит определенный звук, а когда-то наши «палки-стрелялки» работали совершенно по-разному. Дети не используют предметы-заместители для игры в больницу или парикмахерскую, все уже есть в готовых наборах. А в компьютерных играх уже есть готовый сюжет. Фантазировать просто не имеет смысла.

Творческая деятельность перестает быть творческой. Домики из кубиков дети строят по образцу, вместо рисунков – раскраски, а аппликации и поделки у всех, как у педагога. В результате мы получаем детей, не способных моделировать ситуацию, предвидеть разные варианты развития событий. Они не способны самостоятельно мыслить, теряются в сложных ситуациях.
Функции фантазии

Фантазия – это не только проявление творчества. Детские фантазии выполняют реальные функции:

  • Ребенок осознает свои чувства. Во время игр или в рисунках он может наказать своего обидчика, понимая реальную ситуацию. Так он избавляется от своих негативных эмоций.
  • Фантазии выводят на поверхность страхи ребенка. Придуманные персонажи или истории могут быть плодом детских страхов, помноженных на воображение. Например, «ночью приходит бабайка» – это просто страх темноты.
  • Фантазии помогают пережить стресс. Например, в трудных ситуациях ребенок начинает о чем-то мечтать, и это помогает ему справиться с проблемой.
  • Фантазии учат правильному поведению. В определенных ситуациях ребенок может представить себя в роли мамы, воспитателя, другого человека. А как бы поступила мама? Что скажет воспитательница? Это помогает усваивать нормы и понимать чувства других людей.
  • Фантазии – источник творчества. Творческий процесс основан на нестандартном мышлении, самостоятельной деятельности, умении слушать себя.

С помощью фантазии ребенок раскрывает себя. Поэтому важно развивать детское воображение.

Грань фантазии и реальности. Защитное фантазирование

Иногда у детей наблюдается защитное фантазирование. Оно, как правило, указывает на проблему, с которой ребенку трудно справиться, и он это делает с помощью создания другой реальности.

Воображаемый друг. Иногда ребенок придумывает друга, которого у него на самом деле нет. Ему можно рассказать все, поделиться секретами. Он поможет и подскажет, и ребенку невдомек, что это он сам себе помогает. Одно осознание того, что кто-то еще в такой же ситуации, помогает ребенку пережить свою.

Жизнь в мечтах. Не все желания ребенка выполняются, но где-то появляется жизнь, где все мечты становятся реальностью. Фантазирование может возникать как реакция ребёнка на ситуацию, на чувства и переживания, и он может придумать себе другого папу или маму, другую семью. Сначала это просто мечты, и в них нет ничего плохого. Но потом ребенок начинает увлекаться придуманной жизнью: он там ходит в школу, его там все любят, он лучший ученик и дружит с самой красивой девочкой. Опасно то, что реальная жизнь уходит на второй план. Ребенок замыкается в себе и теряет интерес к реальности.

Придуманные страхи. Детская фантазия может быть небезобидной. Можно придумывать сказочные дворцы, а можно страшных колдунов и монстров. При этом дети настолько реалистично все это придумывают, что начинают бояться. Это усугубляет и психологический интерес детей к страшным историям.

Чрезмерные фантазии ребенка опасны для его дальнейшего психического развития. Этому подвержены робкие, неуверенные люди, а вот общительные и активные детишки редко уходят с головой в мир фантазий.

Причины излишнего воображения:

  • появляются потребности, удовлетворение которых крайне важно для ребенка, но они остаются незамеченными;
  • ребенок не чувствует себя защищенным в собственной семье, испытывает эмоциональный голод, насилие, частые наказания, неприятие;
  • ребенок переживает сильный стресс, и психика сама защищает себя;
  • ребенку одиноко, не хватает общения;
  • нет контроля над получаемой ребенком информацией: он смотрит взрослые передачи, сайты, слушает страшные истории,
  • в семье не поддерживаются и запрещаются фантазии, и ребенок особенно бережно относиться к своим выдумкам, тщательно пряча их от других и глубоко в них погружаясь.

Родителям следует наблюдать за играми малыша, чтобы вовремя понять, не много ли фантазирует ребёнок, и разнообразить его общение. Какие-то моменты надо обсудить, чтобы понять, почему дети прячутся в вымышленном мире от реальности. Пусть сын или дочка объяснят свои фантазии.

Творчество, как и детство, невозможно без фантазии, но и её по возможности надо контролировать.

Светлана Садовникова

Фото с сайта srazu.pro

Источник

  • Теги:
  • Рекомендации специалистов
  • дошкольники
  • фантазии
  • приемы воспитания
  • семейное воспитание

Роль фантазии в развитии личности ребенка

Ваш малыш видит облака и через несколько секунд придумывает историю об облачных жителях? А может, наоборот, не способен придумать сюжет игры с куклами? Как много фантазии в жизни и играх ваших детей? Как не перейти грань между воображением и реальностью? Давайте поговорим об этом.

Значение фантазии для ребенка

Взрослые часто воспринимают детские фантазии как пустое занятие. Гораздо лучше, если ребенок практичный. Это не так. Детские фантазии – это результат работы воображения, а этот психический процесс очень важен для человека. Не случайно еще Альберт Эйнштейн говорил, что «Воображение важнее, чем знания. Ведь знание ограничено тем, что мы понимаем и знаем, в той момент, как воображение охватывает весь мир».

Без фантазии не было бы развития, потому что воображение не страшится ошибок и противоречий, оно способно усматривать возможности там, где никто их не видит.

В жизни ребенка фантазия играет ключевую роль. Достаточно сказать, что на воображении полностью построена детская игра, а это — ведущий вид деятельности дошкольника. В игре ребенок учится, через игру получает основы взаимодействия, познает окружающий мир.

Для игры детям нужно много всего, но на помощь приходит воображение. И вот листочки с деревьев превратились в деньги, стулья – в машину, пенек – в стол, палочки – в расчески, ложки и много чего еще. Дети разыгрывают балы, оставаясь в прогулочных шортах, при этом аккуратно приподнимая шлейф воображаемого платья.

А какие игры они порой придумывают: сказочные приключения, военные битвы, семейные истории. И все это при минимальной затрате сил и средств.

Воображение помогает детям играть, рисовать и конструировать. У одних из кубиков получаются сказочные замки и города, а у других – банальные простые домики. У одних на листе бумаги необыкновенные узоры и целые сказки, а других – простейшие изображения. И дело не в художественных навыках, а в полете фантазии.

Хорошо развитое воображение помогает изучать школьные науки, создавать цельный образ о предметах и явлениях, представлять действие при решении задач, при выполнении творческих заданий, таких как сочинения и проекты.

Как развивается воображение

Детское воображение развивается и изменяется. Младенец ощущает единство с мамой, а уже с 5-6 месяцев он начинает воспринимать внешнюю реальность. При этом до 3 лет дети осознают себя центром вселенной, искренне удивляясь, что какие-то желания не выполняются мгновенно. После 4 лет дети начинают осознавать границы реальности и фантазии. Каждый ребенок точно знает, где «понарошку», а где «взаправду». Играют они «взаправду», а кашу из песка едят «понарошку». И никто из детей с нормальной психикой не путает эти ситуации.

Развитие воображения зависит от многих факторов. Конечно, большую роль играют наследственные факторы, но важное место занимает среда и воспитание. К сожалению, обилие игрушек и разных технологий лишает детей необходимости фантазировать. Пистолет уже мигает разными цветами и воспроизводит определенный звук, а когда-то наши «палки-стрелялки» работали совершенно по-разному. Дети не используют предметы-заместители для игры в больницу или парикмахерскую, все уже есть в готовых наборах. А в компьютерных играх уже есть готовый сюжет. Фантазировать просто не имеет смысла.

Творческая деятельность перестает быть творческой. Домики из кубиков дети строят по образцу, вместо рисунков – раскраски, а аппликации и поделки у всех, как у педагога. В результате мы получаем детей, не способных моделировать ситуацию, предвидеть разные варианты развития событий. Они не способны самостоятельно мыслить, теряются в сложных ситуациях.

Функции фантазии

Фантазия – это не только проявление творчества. Детские фантазии выполняют реальные функции:

  • Ребенок осознает свои чувства. Во время игр или в рисунках он может наказать своего обидчика, понимая реальную ситуацию. Так он избавляется от своих негативных эмоций.
  • Фантазии выводят на поверхность страхи ребенка. Придуманные персонажи или истории могут быть плодом детских страхов, помноженных на воображение. Например, «ночью приходит бабайка» – это просто страх темноты.
  • Фантазии помогают пережить стресс. Например, в трудных ситуациях ребенок начинает о чем-то мечтать, и это помогает ему справиться с проблемой.
  • Фантазии учат правильному поведению. В определенных ситуациях ребенок может представить себя в роли мамы, воспитателя, другого человека. А как бы поступила мама? Что скажет воспитательница? Это помогает усваивать нормы и понимать чувства других людей.
  • Фантазии – источник творчества. Творческий процесс основан на нестандартном мышлении, самостоятельной деятельности, умении слушать себя.

С помощью фантазии ребенок раскрывает себя. Поэтому важно развивать детское воображение.

Грань фантазии и реальности. Защитное фантазирование

Иногда у детей наблюдается защитное фантазирование. Оно, как правило, указывает на проблему, с которой ребенку трудно справиться, и он это делает с помощью создания другой реальности.

Воображаемый друг. Иногда ребенок придумывает друга, которого у него на самом деле нет. Ему можно рассказать все, поделиться секретами. Он поможет и подскажет, и ребенку невдомек, что это он сам себе помогает. Одно осознание того, что кто-то еще в такой же ситуации, помогает ребенку пережить свою.

Жизнь в мечтах. Не все желания ребенка выполняются, но где-то появляется жизнь, где все мечты становятся реальностью. Фантазирование может возникать как реакция ребёнка на ситуацию, на чувства и переживания, и он может придумать себе другого папу или маму, другую семью. Сначала это просто мечты, и в них нет ничего плохого. Но потом ребенок начинает увлекаться придуманной жизнью: он там ходит в школу, его там все любят, он лучший ученик и дружит с самой красивой девочкой. Опасно то, что реальная жизнь уходит на второй план. Ребенок замыкается в себе и теряет интерес к реальности.

Придуманные страхи. Детская фантазия может быть небезобидной. Можно придумывать сказочные дворцы, а можно страшных колдунов и монстров. При этом дети настолько реалистично все это придумывают, что начинают бояться. Это усугубляет и психологический интерес детей к страшным историям.

Чрезмерные фантазии ребенка опасны для его дальнейшего психического развития. Этому подвержены робкие, неуверенные люди, а вот общительные и активные детишки редко уходят с головой в мир фантазий.

Причины излишнего воображения:

  • появляются потребности, удовлетворение которых крайне важно для ребенка, но они остаются незамеченными;
  • ребенок не чувствует себя защищенным в собственной семье, испытывает эмоциональный голод, насилие, частые наказания, неприятие;
  • ребенок переживает сильный стресс, и психика сама защищает себя;
  • ребенку одиноко, не хватает общения;
  • нет контроля над получаемой ребенком информацией: он смотрит взрослые передачи, сайты, слушает страшные истории,
  • в семье не поддерживаются и запрещаются фантазии, и ребенок особенно бережно относиться к своим выдумкам, тщательно пряча их от других и глубоко в них погружаясь.

Родителям следует наблюдать за играми малыша, чтобы вовремя понять, не много ли фантазирует ребёнок, и разнообразить его общение. Какие-то моменты надо обсудить, чтобы понять, почему дети прячутся в вымышленном мире от реальности. Пусть сын или дочка объяснят свои фантазии.

Творчество, как и детство, невозможно без фантазии, но и её по возможности надо контролировать.

Светлана Садовникова

Фото с сайта srazu.pro

Роль фантазии в развитии личности ребенка

Если Вы находитесь в поиске книги, которая ответит на большинство волнующих вас вопросов по воспитанию своего взрослеющего ребенка, то этот тест для вас — отвечайте на вопросы и отправляйтесь в библиотеку!

Пройти тест

Источник

Детские фантазии и их роль в развитии ребенка

С какого времени ребенок может отличать выдумку от правды?

Различия между реальным и воображаемым ребенок постигает по мере развития, постепенно.

Совсем маленькому, младенцу, кажется, будто он и его мама — одно целое, потому что мама всегда тут и всегда готова удовлетворить его малейшие потребности.

После пяти-шести месяцев младенец начинает относиться к матери как к независимому существу, и это позволяет ему воспринимать и внешнюю реальность. Он обнаруживает, что не все его желания могут исполняться мгновенно, но ему понадобится некоторое время на то, чтобы принять эту ситуацию. Хорошее тому доказательство — приступы гнева и оппозиции между двумя и тремя годами.

Слушаясь взрослых, ребенок учится дисциплине, но ощущение, что он обладает властью над миром, живет в нем по-прежнему, и именно это позволяет им говорить о «магическом мышлении»*.

В четыре года малыш еще может верить, будто все, что он подумает, сбудется на самом деле.

Хорошо освоив речь, он начинает более ясно понимать, где область воображаемого, а где — реального.

Если оставить в стороне патологии и ситуации, связанные со сновидениями, можно сказать, что у детей — особые отношения с миром фантазии.

Этим объясняется их способность к играм и удовольствие, которое они получают от игры, — для взрослых большей частью утерянное. Они прекрасно понимают, что все делают «понарошку», и уже трехлетние дети не принимают свою игру за реальность.

Тем не менее дети остаются зависимыми от взрослых и во многих обстоятельствах нуждаются в помощи с их стороны, чтобы отделить реальное от нереального.

Вот почему надо быть чрезвычайно внимательными к тому, что мы говорим детям — даже с самыми лучшими на свете намерениями или желая их защитить (см. «Детская ложь»).

Такая зависимость ребенка от слов взрослого позволяет родителям находить способ успокоить малыша во время ночных кошмаров или иррациональных страхов.

Она же позволяет на основе общих для детей и взрослых, вернее — разделенных родителями детских фантазий, сочинять сказки, но она же и порождает верования, с которыми позже приходится расстаться.

Есть ли риск, что ребенок смешает фантазии с реальностью?

Иногда родителей беспокоит слишком, на их взгляд, бурное, бьющее через край воображение подрастающего ребенка. Они опасаются, как бы он не перепутал свои фантазии с реальностью, как бы не поверил в то, что сам же и придумал.

До трех лет.

Овладевая языком, речью, дети очень рано начинают понимать разницу между «по правде» и «понарошку», но опоры у этого их понимания до поры до времени не слишком надежны: ребенок еще во власти магического мышления, которое дает любой выдумке статус реальности.

– Такое смешение понятий не должно тревожить родителей, но им нужно внимательнее относиться к тому, что они сами говорят ребенку, ибо малыш иногда вкладывает в услышанные слова свой, не похожий на настоящий смысл.

– В этом возрасте малыш еще не может критически относиться к увиденному по телевизору: смотрите передачи вместе с ним и комментируйте те кадры и эпизоды, которые в этом нуждаются.

В четыре года.

Четыре года — возраст воображаемых друзей, «проживающих» между двумя мирами: ребенок прекрасно понимает, что сам сочинил того или иного друга, но ведет себя так, как будто друг этот существует на самом деле.

В разгар эдиповой стадии четырех-пятилетние дети нередко придумывают себе семью, родителей. Некоторые могут сочинить даже длинную «семейную сагу» (см. «Усыновление/Удочерение»).

– Не слишком огорчайтесь, если ребенок дома вас не идеализирует — родители становятся необыкновенными только в разговорах с друзьями.

– Выдумки такого рода — ведут свое происхождение из нарциссической фазы развития, и это совершенно нормально.

– Ребенок «набивает себе цену» главным образом с помощью хвастовства, фанфаронства, но в глубине души сам по-настоящему в свои россказни не верит.

Если сочинительство продолжается чересчур долго, это может свидетельствовать о недостатке уверенности в себе.

Поощряйте фантазирование ребенка, играйте с ним, сочиняя разные истории вместе, но не содействуйте тому, чтобы он уходил от реальности слишком далеко.

По мере формирования структуры речи ребенку будет все легче отличать воображаемое от реального.

– Дело тут не только в умении выражать свои мысли, но еще и в том, чтобы ребенок мог играть словами.

– Хороший критерий способности не путать фантазии с реальностью — умение понимать метафоры и переносный смысл слов.

– Это дается не сразу, поначалу малышу еще трудно освоиться с многочисленными смыслами одного слова, но постепенно именно познание «многомерности» речи позволит ему приобщиться к поэтическим свойствам языка.

– Начиная с четырех лет ребенок уже способен конструировать свои выдумки, строить рассказ, и впоследствии это поможет ему критически относиться к попыткам заставить его во что-то поверить.

Выдумки отражают тревожность вашего ребенка Воображение помогает ребенку канализировать, то есть «перенаправлять», тревоги и страхи. Именно поэтому и надо рассказывать детям сказки.

С помощью волшебных сказок можно найти решение внутреннего конфликта. Здесь было бы сложно останавливаться на всех деталях, поэтому скажем только, что для этого могут использоваться истории, герои которых не всемогущи и потому, не будучи способны выйти из положения самостоятельно, принимают помощь со стороны, в случае необходимости — волшебную. В образах выручающих героя волшебника или волшебницы ребенок видит отца или мать, иными словами — родительскую фигуру, показывающую пример доброжелательного к нему отношения.

Однако для того, чтобы одолеть все страхи, особенно — вечерние и ночные, одних только сказок недостаточно.

Родители должны научиться различать вечерние страхи, которые появляются при укладывании и отражают боязнь разлуки, и кошмары или ночные ужасы, возникающие уже во время сна.

Когда наступает вечер и пора ложиться спать, дети часто вспоминают свои страхи перед чудовищами, привидениями или ворами.

– Не нужно ловиться на удочку, вступать в игру и по-настоящему искать чудовищ под кроватью или в шкафу. Просто успокойте ребенка, посидите рядом. Не создавайте у него впечатления, будто вы и сами верите в чудовищ или в призраков.

– Полутьма, тени на стенах могут возбудить воображение малыша и усилить его тревогу. Решить проблему способен обычный ночник.

– Никогда не прибегайте к фантастическим угрозам, чтобы заставить ребенка слушаться! Никакая колдунья не придет за ним, если он отказывается есть, и никакой людоед его не сожрет, если он будет плохо себя вести в детском саду.

– Расспрашивайте его: умело поставленные вопросы помогут вам узнать, чего ваш малыш особенно боится.

Детское воображение — это воображение разделенное: в детском саду ребятишки рассказывают друг другу «страшилки», обсуждают телепередачи, хвастаются проступками.

– Следите за тем, чтобы до трех лет ваш ребенок не смотрел телевизор (см. «Телевизор и видеоигры»), а если уж тянется к голубому экрану — чтобы не смотрел пока ничего, кроме мультфильмов для своего возраста. При этом надо учитывать, что некоторые, даже предназначенные «самым маленьким» программы могут возбуждать в детях тревогу, в частности если тематика передач отражает их собственные фантазмы, мир их воображения.

– С четырех-пяти лет ребенку иногда начинают нравиться именно те истории, которые вызывают у него страх.

– Если у вашего малыша кошмары или его по вечерам одолевает тревога, нужно запретить ему «страшилки».

Если ребенок все еще верит в Деда Мороза

Вашему ребенку пять или шесть лет… Скорее всего, окажется, что веры его в Деда Мороза хватит ненадолго.

Но что вообще означает для ребенка вера?

Когда он совсем маленький, он верит всему, что говорят взрослые. Потом начинает понимать, что у других могут быть мнения, отличные от его мнения, и убеждения, не такие, как у него самого.

Если в этом возрасте он все еще верит в Деда Мороза, эта вера отражает теперь его собственное желание, но уже никак не то, что он присоединяется к верованиям взрослых.

– Если малыш задает вопросы, отвечайте на них честно, даже если вам жаль, что сын или дочка частично утеряет свою ребяческую наивность.

– Помните, что Дед Мороз приходит не затем, чтобы подкрепить ваш родительский авторитет, принося подарки одним только послушным детям.

– Дети, которые больше не верят в то, что Дед Мороз существует на самом деле, все еще верят в сказки и легенды: они продолжают рисовать Деда Мороза и даже пишут ему письма — «понарошку».

– Постепенно благодаря всему этому Дед Мороз превращается в поэтическую метафору родительской любви (и родительского авторитета).

В работе психоаналитика Октава Маннони**, посвященной вере и верованиям, показано, что мы по-настоящему верим в Деда Мороза только тогда, когда знаем, что «его не бывает».

Здесь нет парадокса: вера — это средство удержать при себе наиболее прекрасную часть реальности, зная, что ее не существует. Вероятно, поэтому родители так дорожат верой ребенка в Деда Мороза и стремятся сохранить ее надолго.

* Есть даже такое специальное понятие — «период магически-галлюцинаторного всемогущества».

**Октав Маннони (1899-1989) — французский психоаналитик и философ- культуролог, объяснял, например, популярность фильмов ужасов и других подобных жанров так: несмотря на то что основные ходы и приемы известны зрителю заранее и он прекрасно осознает нереальность происходящего на экране, подсознательно он желает вернуться на уровень «детского», магического мышления. Этот парадокс предпочтения «детского», анимистического способа восприятия мира восприятию «взрослому», научному Маннони выразил формулой: «Да, я знаю, тем не менее…»

Источник