Роль движения в развитии ребенка дошкольного возраста

Роль двигательной активности в развитии ребенка

    Трудно переоценить роль движений, которую они играют в повседневной жизни человека и особенно в развитии детей. Как раз посредством движений ребенок уже с самого раннего возраста начинает познавать окружающий его мир, взаимодействует с ним, выражает свое отношение к нему. Движения входят составным компонентом в различные виды человеческой  деятельности, являются внешним выразителем и характеристикой поведения человека. Двигательные возможности могут достигать высокого уровня совершенства: человеку доступны такие тонкие и точные движения (двигательные действия), как письмо, рисование, игра на музыкальных инструментах и многое другое.

    От состояния двигательной сферы и соответственно возможностей в овладении теми или иными движениями, моторными актами, двигательной деятельностью в целом очень многое зависит в жизни человека: от развития жизненно необходимых способов передвижения (лазанье, ходьба, бег и др.) и формирования элементарных навыков самообслуживания в раннем и дошкольном детстве до овладения учебно-трудовой деятельностью в школьном возрасте и, наконец, выбора в будущем желаемой профессии, требующей высокого уровня координации движений.

    Двигательная функциональная система оказывает благотворное влияние на весь организм и особенно на деятельность мозга. Доказано, что двигательная активность способствует повышению умственной работоспособности, речевому развитию, полноценному формированию произвольных движений и действий, лежащих в основе двигательного поведения человека. Как свидетельствуют специальные исследования в этой области, именно прогресс в развитии движений (двигательного анализатора) в большой мере определяет прогресс развития функций мозга человека.

О значении двигательной активности в жизнедеятельности человека есть немало высказываний разных специалистов: физиологов, врачей, психологов, педагогов и др.

    Физиологи считают движение врожденной жизненно необходимой потребностью человека. Занимаясь изучением развития мозга и его функций, объективно доказали, что при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг. Полное удовлетворение потребности в движениях, по их мнению, особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Поэтому они рекомендуют педагогам использовать движения как важнейшее средство умственного развития детей.

    Врачи утверждают, что без движений ребенок не может вырасти здоровым. Движение, по их определению, может выступать в роли профилактирующего средства, когда активный двигательный режим способствует предупреждению различных заболеваний, особенно таких, которые связаны с сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системами. Кроме того движение широко используется и как эффективнейшее лечебное и коррекционное средство.

    По мнению психологов, развитие личности осуществляется в деятельности. Ведущей деятельностью ребенка является игра. А его игровая деятельность выражается прежде всего в движениях: в манипуляциях игрушками, во взаимодействии со взрослыми, детьми, с окружающими предметами.[10,c.56] Первые представления о мире, его предметах и явлениях приходят к ребенку через движения его глаз, языка, рук, через перемещения в пространстве. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в его мозг, тем интенсивнее идет психическое развитие. Познание окружающего посредством движений более всего характеризует психологические и возрастные особенности детей первых трех лет жизни. Вот почему детям этого возраста особенно необходима двигательная активность. Соответствие показателей развития основных движений возрастным нормам — одно из свидетельств правильного нервно-психического развития ребенка в раннем возрасте.

    Таким образом, движения, двигательная активность, как это явствует из высказываний специалистов разного профиля, являются не только фундаментом настоящего и будущего здоровья и физического развития ребенка, но и представляют собой условие и средство его общего и психического развития, формирования его как личности.

    Развитие движений у ребенка начинается с первых дней его жизни и происходит на протяжении многих лет. Учеными установлено, что многие движения сначала проявляются как врожденные и лишь в ходе развития ребенка становятся результатом научения. Врожденными оказываются не только простые движения, но и некоторые сложные двигательные акты такие, как ходьба, плавание и др. Так, например, с первых дней жизни у ребенка имеется врожденный хватательный рефлекс, который к концу первого месяца постепенно угасает. Хватательное движение появляется вновь к четырем месяцам, когда ребенок начинает тянуться к ярким предметам и схватывать их. Теперь то же самое хватательное движение является результатом научения. В первые недели жизни распеленанный ребенок проделывает шагательные движения, а в положении на животе в воде — плавательные. К трехмесячному возрасту врожденные шагательные, и плавательные движения исчезают и как выработанные могут появиться в более старшем возрасте. Эти факты говорят о том, что движениями разной степени сложности ребенок овладевает постепенно благодаря научению. Только при непосредственной помощи взрослого у ребенка первого года жизни начинают формироваться умения удерживать позу (сидеть, стоять и др.), навыки перемещения (переворачивание, ползание, ходьба и др.).

Читайте также:  Речевое развитие ребенка с открытой ринолалией

    Многие авторы подчеркивают необходимую потребность ребенка в движении с первых месяцев жизни. Ограничение движений (спеленывание) вызывает беспокойство у детей, плач. И наоборот, освобождение от пеленок, появление возможности движений успокаивает их. У более старших детей каждое выполнение движений (ползание, хождение, подпрыгивание и др.) сопровождается яркими эмоциональными реакциями. Замечено, что дети, лишенные возможности свободных движений, менее развиты, обычно вялы, не эмоциональны. Все это говорит о том, что для укрепления здоровья, нормального физического и психического развития ребенка ему с самого раннего возраста жизненно необходима двигательная активность.

   Достаточный уровень двигательной активности ребенка, удовлетворение его потребности в движениях можно обеспечить за счет правильной организации двигательного режима в детском саду, в школе и дома. В детских учреждениях такой режим обеспечивается особым распорядком дня, в котором предусматривается время для разнообразных видов занятий по развитию двигательной сферы детей. К сожалению, не всегда, особенно в условиях школы, дети имеют возможность получить достаточный уровень двигательной (моторной) нагрузки. Это не позволяет им в полной мере удовлетворять свои физиологические потребности в движении. Следовательно, в вопросах оздоровления детей рука об руку должны идти медики, педагоги и другие специалисты, и конечно огромную роль в этом процессе играют родители.   Здоровье подрастающего человека – это проблема не только социальная, но и нравственная.

Список литературы

  1. Григорьева Г. Г., Кочетова Н. П., Сергеева Д. В. Кроха. Просвещение,2006.
  2. Григорьева Г. Г. , Груба Г. В., Зворыгина Е. В. Педагогика раннего возраста (по программе «Кроха»). Академия, 1998.
  3. Дудьев В. П. Психомоторика: словарь – справочник.  Владос, 2008.
  4. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. Академия, 2006.
  5. Тарасова Т. А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста. ТЦ Сфера, 2005.

Источник

Анна
Консультация для родителей «Роль движений в жизни ребенка»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

НОД

по Теме:

«Роль движений в жизни ребенка дошкольного возраста»

Выполнил:

Инструктор по ФЗК

Кияшова А. В.

Цель:

Рассказать родителям о формах двигательной активности и их влиянии на развитие дошкольника.

Задачи:

• повышение игрового интереса младших дошкольников к сюжетно-ролевой игре посредством игрового общения воспитателя с детьми;

• развитие игровых умений (распределение ролей, ролевое взаимодействие) младших дошкольников;

• развитие умений совместно с партнерами по игре и помощью воспитателя создавать игровую обстановку, распределять игровых персонажей, управлять игрушкой, озвучивать персонажей игры.

• обогащение предметно-развивающей среды группы по игровым зонам настольно-печатными играми, продуктами детского творчества, модульные предметы для придания динамичности среды.

Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста очень велика. Ограничение активности в этот период может привести к задержке психического и речевого развития ребёнка.Важно поощрять различные формы двигательной активности: подвижные и спортивные игры, упражнения на развитие жизненно важных движений (ходьба, бег, ползанье, лазанье, упражнения в равновесии).

Основными средствами развития двигательных навыков в ДОУ являются физкультурные занятия. Целесообразно организовывать традиционные физкультурные занятия смешанного характера, сочетающие двигательные упражнения и подвижные игры. Физкультурное занятие, как правило,разделено на следующие части:

*вводно-подготовительная: упражнения, направленные на формирование правильной осанки, профилактику плоскостопия; упражнения на построение и перестроение, ходьба и бег с различными заданиями; упражнения в перестроении; общеразвивающие упражнения и т. п.

*основная: выполнение различных заданий, проведение подвижных игр;

*заключительная: малоподвижная игра или ходьба с постепенным замедлением темпа.

Кроме традиционных, в детском саду используются игровые, оздоровительные, тренирующие и поло-ролевые виды физкультурных занятий. В неделю обычно проводится 2 физкультурных занятия, но для ребёнка среднего или старшего дошкольного возраста, то повышаются требования к качеству исполнения движений, к знанию и соблюдению правил в подвижных и спортивных играх.

Помимо физкультурных занятий в ДОУ двигательную активность детей необходимо развивать за счёт увеличения динамического компонента различных видов деятельности: введение физкультурных пауз во время занятий, сопровождение бытовых моментов различными потешками и движениями, двигательных разрядок во время игр, динамических пауз между занятиями и т. д.

Во время прогулок (утром и /или вечером) необходимо проводить с детьми подвижные игры различной интенсивности продолжительностью по 10-20 минут. При выборе упражнений и игр необходимо учитывать их сложность, а также соотносить их с возможностями (возрастными, физиологическими) детей; важно учитывать время года, погоду. Занятия на воздухе должны проводиться в любое время года, но при температуре не ниже -12 °C.

Родителям рекомендуется вместе с детьми выполнять упражнения утренней гимнастики. Уже со второго года жизни утренняя гимнастика должна стать ежедневной процедурой (продолжительностью 10 минут для младшего, 15 минут для среднего, 20 минут для старшего дошкольного возраста). В зарядку необходимо включать разные виды движений: ходьбу, бег, прыжки на месте и с продвижением, танцевальные движения, упражнения на внимание и на произвольность, упражнения на развитие чувства равновесия, гибкости, общей выносливости и силы. Не стоит забывать об упражнениях для укрепления свода стопы и формирования осанки. Комплекс утренней гимнастики должен состоять из 5–6 упражнений. Повторять их надо 5-6 раз. Родителям лучше делать упражнения вместе с ребёнком, показывая ему последовательность и способ выполнения движений: как нужно ходить и бегать на носках, на пятках, высоко поднимая колени, вперёд спиной и т. п. Вы можете чередовать ходьбу с бегом, прыжками с изменением ритма, направления и темпа движения.

Читайте также:  Кукла в воспитании и развитие ребенка

Очень полезны игры с детьми на развитие восприятия ритмов окружающей жизни и ощущений собственного тела. В процессе их нормализуется эмоциональная сфера, укрепляются семейные взаимоотношения и реализуются задачи, связанные с общим развитием движений.

Кроме того, современные психологи говорят о важности для формирования здоровой психики ребёнка и для общего укрепления семьи использования семейных «ритуалов». В качестве таковых могут выступать «Игры в кругу» или «ласкательные игры»(Рельсы, рельсы», «Ласковая цепочка»). Часть из них может проводиться в выходные дни, когда вы только встаёте с постели.

Очень полезно устраивать детские праздники дома. Здесь вам также помогут игры («Черепаха», «Лохматый пёс», «Ладушки», «Хомячок», «Каравай»). Формировать круг общения для своего ребёнка, помогать ему выстраивать отношения и развивать умение общаться со сверстниками – всё это задачи, которые вы сможете решать во время домашних детских праздников.

Также особенно интересной для родителей может стать подборка пальчиковых игр. Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте – это основная задача развивающей работы с детьми, и в этом вам помогут пальчиковые игры. Они очень эмоциональны, увлекательны и способствуют развитию речи и творческой активности. Пальчиковые игры как бы отображают реалии окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети совершают движения руками, совершенствуя моторику. Тем самым развивается умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт детям возможность развивать межполушарное взаимодействие, а так же пространственные представления (ориентироваться в понятиях «ближе- дальше», «вверх- вниз», «вправо- влево», «между», «над- под» и т. п.).Очень важны эти игры для развития творческих способностей детей: если ребёнок осваивает какую-нибудь пальчиковую игру – инсценировку, он обязательно будет стараться придумывать новую для других стишков и песенок.

Источник

Ксения Шерина
Роль подвижных игр в развитии основных движений и воспитании дошкольников

Роль подвижных игр в развитии основных движений и воспитании дошкольников.

Цель: Объединить усилия коллектива ДОУ для повышения уровня организации игровой деятельности.

Задачи:

1. Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей.

2. Повышать методический уровень педагогов по организации различных видов игры.

3. Способствовать творческому поиску.

Ход мероприятия:

Игра – это ведущий вид деятельности дошкольника. Она формирует всё то, что необходимо для полноценного развития личности дошкольника. Именно в игре ребёнок действует, как активный деятель, он вникает в смысл (замысел) игрового сюжета и реализует его в процессе игры. В игре у ребёнка реализуется творческий потенциал.

Очень важный аспект процесса игровой деятельности: это то,что ребёнок в игре практически не утомляется, поскольку это вид деятельности для него наиболее интересный, эмоционально значимый.

Детям дошкольного возраста выполнение игровых заданий доставляет большое удовольствие. Играя, ребенок упражняется в различных действиях. С помощью взрослых он овладевает новыми, более сложными движениями.

Подвижные игры в основном — коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить свое место в колонне, в кругу, не мешая другим, по сигналу быстро убегать или менять место на игровой площадке или в зале и т. п.

Совместные действия детей создают условия для общих радостных переживаний, общей активной деятельности. В коллективных подвижных играх дети приучаются играть дружно, уступать и помогать друг другу. Игра помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость. Часто бывает трудно заставить малыша выполнять какое-либо движение на глазах у всех. В игре же, подражая действиям своих товарищей, он естественно и непринужденно выполняет самые различные движения. Совместные действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.

Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, товариществу.

Читайте также:  Развитие ребенка первый год жизни видео

Сюжетные подвижныеигры благодаря многообразию их содержания помогают детям закреплять свои знания и представления о предметах и явлениях окружающего их мира: о повадках и особенностях движений различных животных и птиц, их криках; о звуках, издаваемых машинами; о средствах передвижения и правилах движения поезда, автомобиля, самолета.

Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей. Подвижные игры создают дополнительную возможность общения воспитателя с детьми. Воспитатель рассказывает, объясняет детям содержание игр, их правила. Дети запоминают новые слова, их значение, приучаются действовать в соответствии с указаниями.

Таким образом, в дошкольном возрасте подвижные игры являются средством не только для развития движений, но и основным видом деятельности ребенка.

А сейчас, мы с вами немного поиграем.Делимся на команды: ВЫДАЮ ФИШКИ

Вопросы для педагогов

1. Отец и мать ребенка (Родители)

2. Какие наказания недопустимы (телесные)

3. Должностное лицо, руководящее детским садом (заведующий)

4. Руки, ноги, голова, туловище – это… (тело)

5. Коньки на лето (ролики)

6. Сбор родителей для решения педагогических проблем (родительское собрание)

7. Дорожка лыжника (лыжня)

8. Распорядок жизнедеятельности ребенка на протяжении суток (режим дня)

9. Орган, участвующий в артикуляции звуков (язык)

10. Мать отца и матери по отношению к ребенку (бабушка)

11. Игра с ракетками и воланом (бадминтон).

12. Как называются игры, в которых дети максимально используют свой запас знаний, мыслительные способности (Интеллектуальные игры.)

13. Назовите любую подвижную игру с мячом. (Ловишка за кругом.)

14. Как называется любимое занятие детей с игрушками? (Игра.)

Дополнить пословицу

1. В здоровом теле здоровый… (дух)

2. Еле-еле душа… (в теле)

3. Если хочешь быть здоров – (закаляйся)

Вопросы для второй команды:

1. Мужчина по отношению к своему ребенку (отец)

2. Детский неясный разговор (лепет)

3. Специалист по методике дошкольного образования (методист)

4. Привычное положение тела человека в покое и при движении (осанка)

5. Детский зимний транспорт (санки)

6. На основе культурно-гигиенических навыков у детей формируются… (привычки)

7. Цель обливания холодной водой (закаливание)

8. Главная артерия (аорта)

9. Спортивная кулачная игра (бокс)

10. Глава спортивной команды (капитан)

11. Заминка в речи из-за судорожного сокращения мышц (заикание)

12. Назовите любую экологическую игру. (С какого дерева какой листочек)

13. Как называются предметы, которые заменяют ребенку игрушку? (Предметы-заместители.)»

14. В какой сюжетно-ролевой игре задействованы визажист, мастер по прическам, клиент, кассир. (Парикмахерская.)

Дополнить пословицу

1. С курами ложись, с петухами… (вставай)

2. У кого что болит, тот о том и… (говорит)

3. Здоровье дороже… (богатства)

Сейчас мы проведём блиц – опрос по теме «Русские народные игры». Я задаю вам вопросы, вы отвечаете на них в быстром темпе по очереди.

1.Викторина:

– Какие атрибуты используются в русских народных играх? (палочка, платочек, мяч, игрушка)

– Главная роль в народной игре? (водящий)

– Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение детей? (правила игры)

– Для чего нужна считалка в игре? (чтобы выбрать водящего)

– Где используются русские народные игры? (в организации праздников, утренников, развлечений, прогулок)

– Какие физические качества воспитываются в русских народных играх? (смелость, ловкость, выносливость)

– Откуда берётся речевой материал для народных игр? (из народного фольклора)

ПОДСЧИТЫВАЕМ КОЛИЧЕСТВО ФИШЕК.

А сейчас мы с вами, закрепим какие бывают игры, и поиграем в игру которая называется “Угадай, какая игра?”.

1. Разновидность творческих игр, в которых дети отображают окружающий предметный мир, самостоятельно возводят сооружения и оберегают их.

(Строительные игры)

2. Деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними.

(Сюжетно-ролевая игра)

3. Это игра, в которой происходит развитие сюжета со многими ролями, передаваемые ребенком игрушкам.

(Режиссерская игра)

4. Данная игра представляет собой намеренное, произвольное воспроизведение определенного сюжета в соответствии с заданным образцом — сценарием игры.

(Игра-драматизация)

5. Игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей

(Дидактическая игра)

6. Это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

(Подвижная игра)

Подсчитываем фишки, выбираем самую умную и быструю команду

Спасибо за внимание

Источник