Роль движений в физическом и психическом развитии ребенка
Опорно-двигательный аппарат человека включает в себя костную и мышечную системы. С его деятельностью связана одна из ведущих функций всего живого —движение. Нет ни одной формы человеческой деятельности, которая протекала бы без движений. «Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности,— писал создатель русской физиологии И.М. Сеченов, — сводится окончательно к одному лишь явлению — мышечному движению». Скелет выполняет также опорную функцию для тела и защищает от повреждения нервную систему и внутренние органы.
РОЛЬ ДВИЖЕНИЙ В ФИЗИЧЕСКОМ И ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Движения являются важнейшим фактором нормального развития ребенка. Согласно данным известного советского физиолога И.А. Аршавского уже в эмбриональном периоде двигательная активность в значительной степени определяет темпы общего развития организма. Еще большее значение она приобретает в постнатальном развитии. Около 50% своего времени младенец проводит в движении. Ограничивать его двигательную активность —значит тормозить развитие ребенка. Постоянные мышечные нагрузки благоприятным образом сказываются на развитии головного мозга, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улучшают их функциональное состояние.
Особенно важную роль играют движения в психическом развитии ребенка. По мнению М.М. Кольцовой, существуют два вида влияния движений на функции мозга: специфическое и неспецифическое. Первый связан с тем, что двигательные области головного мозга являются необходимым элементом его деятельности как целого (И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев, Э.Ш. Айрапетьянц, А.С. Батуев). Второй вид связан с влиянием движений на работоспособность корковых клеток, повышение которой способствует формированию новых условно-рефлекторных связей и функционированию старых. Согласно данным автора ведущее значение имеют движения рук, особенно мелкие движения пальцев. Оказалось, что дети в результате тренировки мелких движений пальцев очень быстро овладевают речью, значительно опережая группу детей, в которой эти упражнения не проводились.
Таким образом, движения ребенка представляют собой не только важный фактор физического развития, но и основу для развития сугубо человеческих функций: речи, трудовой деятельности и мышления, т.е. являются необходимым условием нормального психического развития ребенка.
Совершенствование обучения, физического воспитания и военно-патриотической подготовки учащихся требует от педагогов знания анатомо-физиологических особенностей опорно-двигательной системы детей и подростков. И это не случайно. Организм человека на любом возрастном этапе представляет собой единое целое. Все его физиологические системы —опорно-двигательная, нервная, сердечно-сосудистая и т.д. — тесно взаимосвязаны, функциональные изменения в одной физиологической системе приводят к изменению деятельности другой. Так, например, нервная система управляет работой опорно-двигательной системы, нервные импульсы вызывают мышечные сокращения, обеспечивая их согласованность между собой, и меняют в мышцах интенсивность обменных реакций. Мышечная деятельность в разумных пределах, в свою очередь, оказывает тонизирующее влияние на функциональное состояние всех отделов нервной системы, активизирует вегетативные функции организма, стимулируя дыхание, работу сердечно-сосудистой системы (ССС), процессы обмена веществ, выделения и т.д., в любом возрасте.
Особое значение мышечная деятельность имеет для развивающегося организма ребенка. Ограничение подвижности или мышечные перегрузки нарушают гармоничность развития и являются важным фактором в развитии многих заболеваний. Вот почему обучение и воспитание предполагают не только развитие умственных способностей обучающихся, но и их физическое совершенствование. Вполне естественно, что эта задача является первостепенной для каждого учителя и воспитателя, а не только преподавателей физического воспитания и труда.
Источник
Дария Ульбекова
Влияние движений на психическое и умственное развитие ребенка
Статья на тему: «Влияние движений на психическое и умственное развитие ребенка»
Роль движений для психического и умственного развития чрезвычайно велика.
От работающих мышц импульсы постоянно поступают в мозг, стимулируя центральную нервную систему и, тем самым, способствуя ее развитию. Чем более тонкие движения приходится осуществлять ребенку и чем более высокого уровня координации движений достигает он, тем успешнее идет процесс его психического развития. Двигательная активность ребенка не только способствует развитию мышечной силы как таковой, но и увеличивает энергетические резервы организма.
Работа скелетной мускулатуры имеет огромное значение для раз-вития физиологических систем ребенка. У растущего организма восста-новление израсходованной энергии идет со значительным превышением, т. е. создается некоторый ее «избыток». Именно поэтому в результате движений развивается мышечная масса, обеспечивающая рост организма. Но это не просто прирост массы, это предпосылка (структурно-энергетическое обеспечение) к выполнению еще больших по объему и интенсивности нагрузок.
Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Под действием физических упражнений, двигательной активности в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность,позволяет дошкольнику:
– активно участвовать в занятиях;
– чувствовать себя свободно, не бояться затруднений, не испытывать замешательства и неловкости;
– активно познавать окружающий мир;
– реализовать свои потенциальные возможности, личностные резервы, обеспечивающие развитие двигательной активности.
Одними из первых основных движений у ребенка являются схватывание, хватание, бросание, позднее перерастающие в различные манипуляции с мячом, метанием и ловлей. Манипуляции с погремушкой, мячом в значительной степени влияют на развитие психики, моторики ребенка.
А. В. Запорожец писал, что особое значение для развития психики ребенка имеет овладение движениями рук — от самых примитивных и до наиболее сложных, так как именно руки реализуют намерения человека. Трудясь или просто манипулируя, он приобретает, проверяет и уточняет свои знания о мире. Движения и вызываемые ими ощущения представляют для ребенка большую ценность, и сами по себе являются для него, по свидетельству многих специалистов, непрерывным источником радости, особенно на ранних ступенях онтогенеза, причем развитие кисти руки в этом процессе чрезвычайно важно для нормальной его психической де-ятельности. Появление комплекса оживления является первым ясным свидетельством общения ребенка со взрослым. На этой основе в дальнейшем формируются хватательные движения рук, речь и эмоциональные реакции. Настоящая реакция хватания впервые проявляется лишь в 4-5 месяцев. Многие авторы, исследующие эту проблему, характеризуют хватание как сенсомоторную, а не предметную реакцию.
Развитие движений рук чрезвычайно важно для общего психи-ческого развития ребенка, так как позволяет ему перейти от чисто созерцательного, зрительного восприятия мира к активному, дей-ственному и потому неизмеримо более полному и точному его познанию. Движение пальцев и кистей рук имеют развивающее воздействие.
Известно, что у новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки. Если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Однако эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, его действия еще не достигли высокого мозгового контроля, который впоследствии позволит выполнять движения сознательно.
Двигательная активность – это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка.Она подчинена основному закону здоровья: приобретаем, расходуя. Теория индивидуального развития ребенка основана на энергетическом правиле двигательной активности. Согласно этой теории, особенности энергетики на уровне целостного организма и его клеточных элементов находятся в прямой зависимости от характера функционирования скелетных мышц в разные возрастные периоды. Двигательная активность является фактором функциональной индукции воспитательных процессов (анаболизма). Особенность последних заключается не просто в восстановлении исходного состояния в связи с имеющей место очередной деятельностью развивающегося организма, а в обязательном избыточном восстановлении, т. е. необходимо постоянно обогащать наследственно предопределенный энергетический фонд. Благодаря двигательной активности ребенок обеспечивает себе физиологически полноценное индивидуальное развитие.
В научной литературе существует понятие биологической достаточности движений. Условно говоря, это то количество движений, которое необходимо для нормального развития малыша. Естественно,в зависимости от возраста это количество меняется: чем старше ребенок, тем большее число движений он должен совершать для нормального развития.
Таким образом, двигательной активностью ребенка следует управлять, создавая мотивацию к движениям. Это не только прогулки за пределами дошкольного учреждения, но и соревнования. «Кто быстрей?», «Кто сильней?», «Кто больше?», «Кто точней?». Ребенок по своей природе готов постоянно двигаться, в движении он познает мир. Задача родителей и, конечно, воспитателей – исподволь прививать любовь к ак-тивности, всячески ее поощрять, добиваться высокой культуры движений, т. е. координации, скорости, силы, выносливости.
Источник
Движения являются важнейшим фактором нормального развития ребенка. Согласно данным известного советского физиолога И. А. Аршавского, уже в эмбриональном периоде двигательная активность в значительной степени определяет темпы общего развития организма. Еще большее значение она приобретает в постнатальном развитии.
Около 50% своего времени младенец проводит в движении. Ограничивать его двигательную активность – значит тормозить развитие ребенка. Постоянные мышечные нагрузки благоприятным образом сказываются на развитии: улучшается состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем, увеличивается масса головного мозга, улучшается его функциональное состояние.
Особенно важную роль играют движения в психическом развитии ребенка. В лаборатории проф. М. М. Кольцовой были получены интереснейшие данные о влиянии двигательной активности на развитие функций мозга ребенка. По мнению М. М. Кольцовой, существуют две формы влияния движений на функции мозга: специфическая и неспецифическая. Первая связана с тем, что двигательные области головного мозга являются необходимым элементом его деятельности как целого (И. М. Сеченов, В. М. Бехтерев, Э. Ш. Айрапетьянц, А. С. Батуев). Вторая форма связана с влиянием движений на работоспособность корковых клеток, повышение которой способствует формированию новых условнорефлекторных связей и функционированию старых (М. М. Кольцова, 1973). Согласно данным М. М. Кольцовой, ведущее значение имеют движения рук, особенно тонкие движения пальцев. Оказалось, что дети в результате тренировки тонких движений пальцев очень быстро овладевают речью, значительно опережая группу детей, в которой эти упражнения не проводились.
Таким образом, движения ребенка представляют собой не только важный фактор физического развития, но и требуются для развития сугубо человеческих функций: речи и мышления, т. е. являются необходимым фактором нормального психического развития ребенка.
К опорпо-двигательному аппарату относятся скелет и мышцы, объединенные в единую костно-мышечную систему. Функциональное значение этой системы заложено в самом ее названии. С помощью опорно-двигательного аппарата осуществляется одна из важнейших функций организма – движение. Движение – основное внешнее проявление деятельности организма и вместе с тем необходимый фактор его развития. В условиях ограничения движений резко замедляется как физическое, так и психическое развитие. Двигательная активность, в особенности движения рук, является одним из необходимых условий нормального развития мозга, его речевой функции и мышления. Двигательная активность играет также важнейшую роль в обменных процессах, положительно влияет на работу всех внутренних органов.
Одна из функций человеческого организма – изменение положения частей тела, передвижение в пространстве. Движения происходят при участии костей, выполняющих функции рычагов, и скелетных мышц, которые вместе с костями и их соединениями образуют опорно-двигательный аппарат. Кости и соединения костей составляют пассивную часть опорно-двигательного аппарата, а мышцы, выполняющие функции сокращаться и изменять положение костей, – активную часть.
Особенности аппарата опоры и движений человека связаны с вертикальным положением его тела, прямохождением и трудовой деятельностью. Вертикальное положение тела определяет строение всех отделов скелета: позвоночника, черепа и конечностей. Чем ближе к крестцу, тем массивнее и крупнее поясничные позвонки, что вызвано большой нагрузкой на них. Там, где позвоночник принимает на себя тяжесть головы, туловища и верхних конечностей и опирается на тазовые кости, позвонки (крестцовые) срослись в одну массивную кость – крестец. Изгибы позвоночника создают наиболее благоприятные условия для поддержания вертикального положения тела, а также для выполнения рессорных, пружинящих функций при ходьбе и беге.
Молодые кости растут в длину за счет хрящей, расположенных между их концами и телом. К моменту окончания роста костей хрящи замещаются костной тканью. За период роста в костях ребенка количество воды сокращается, а количество минеральных веществ увеличивается. Содержание органических веществ при этом уменьшается. Развитие скелета у мужчин заканчивается к 20-24 годам. При этом прекращается рост костей в длину, а их хрящевые части заменяются костной тканью. Развитие скелета у женщин заканчивается на 2-3 года раньше.
Физическое развитие
К показателям физического развития относят рост, массу, окружность головы, окружность грудной клетки. Их называют антропометрическими показателями.
Рост – это количественное увеличение биомассы организма за счет увеличения геометрических размеров и массы отдельных его клеток или увеличения числа клеток благодаря их делению.
Развитие – это качественные преобразования в многоклеточном организме, которые протекают за счет дифференцировочных процессов (увеличения разнообразия клеточных структур) и приводят к качественным и количественным изменениям функций организма.
Рост организма определяется генотипом (полигенное наследование) и факторами внешней среды. Процесс роста человека протекает неравномерно, периоды быстрого роста сменятся периодами его замедления. Самый интенсивный рост наблюдается на первом году жизни, когда длина тела ребенка увеличивается примерно на 25 см. Далее темпы роста замедляются: за второй год жизни ребенок вырастает на 10-11 см, за третий – на 8 см, от 4 до 7 лет – на 5-7 см ежегодно. Во втором периоде детства (младший школьный возраст) темпы роста замедляются до 4-5 см в год. В подростковом возрасте (период полового созревания) наблюдается пубертатный скачок роста (7-8 см в год). Аналогично нарастает и масса тела. Примерно до 10 лет темпы роста и нарастание массы тела у мальчиков и девочек одинаковы, а с 11-12 лет у девочек они ускоряются. После 15 лет мальчики уже опережают девочек по этим показателям, и это превышение величины роста и массы тела в дальнейшем сохраняется. Таким образом, наибольшая интенсивность роста наблюдается на первом году жизни и в период полового созревания.
Дата добавления: 2017-03-11; просмотров: 2564 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2021 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление
Источник
Тамара Яковлева
Двигательная активность как средство физического и психического развития детей
Двигательная активность – средство физического и психического развития детей.
Трудно переоценить роль движений, которую они играют в повседневной жизни человека и особенно в развитии детей. Как раз посредством движений ребенок уже с самого раннего возраста начинает познавать окружающий его мир, взаимодействует с ним, выражает свое отношение к нему. Движения входят составным компонентом в различные виды человеческой деятельности, являются внешним выразителем и характеристикой поведения человека.
Физиологи считают движение врожденной жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение потребности в движениях, по их мнению, особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.
Врачи утверждают, что без движений ребенок не может вырасти здоровым. Движение, по их определению, может выступать в роли профилактирующего средства, когда активный двигательный режим способствует предупреждению различных заболеваний, особенно таких, которые связаны с сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системами. Кроме того движение широко используется и как эффективнейшее лечебное и коррекционное средство.
По мнению психологов, развитие личности осуществляется в деятельности. Ведущей деятельностью ребенка является игра.А его игровая деятельность выражается прежде всего в движениях: в манипуляциях игрушками, во взаимодействии со взрослыми, детьми, с окружающими предметами. Первые представления о мире, его предметах и явлениях приходят к ребенку через движения его глаз, языка, рук, через перемещения в пространстве. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в его мозг, тем интенсивнее идет психическое развитие.
Многие известные педагоги отмечают, что движения являются важным средством не только развития, но и воспитания ребенка, способствуя формированию его как личности. С помощью собственных движений, сопровождаемых соответствующими словами взрослых, ребенок познает окружающий его предметный мир, выражает свое отношение к нему, учится целенаправленно действовать в нем. Именно в движениях начинают просматриваться первые ростки смелости, решительности, выносливости, настойчивости маленького ребенка, которые в будущем станут формой проявления этих и других важных качеств личности. В играх с движениями и правилами ребенок приобретает навыки человеческого общения, осваивает опыт социального поведения.
Таким образом, движения, двигательная активность, как это явствует из высказываний специалистов разного профиля, являются не только фундаментом настоящего и будущего здоровья и физического развития ребенка, но и представляют собой условие и средство его общего и психического развития, формирования его как личности.
В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Здоровье является базовой ценностью и необходимым условием для полноценного физического, психического и социального развития ребенка.
Исследования отечественных и зарубежных ученых доказали, что период дошкольного детства – критический период в жизни ребенка. Ведь именно в этом возрасте формируется фундамент здоровья человека.
«Двигательная активность — естественная физическая и специально организованная двигательная деятельность человека, обеспечивающая его успешное физическое и психическое развитие».
Двигательная активностьобусловлена многими факторами:
– социальными (режим дошкольного учреждения, профессиональная
подготовленность воспитателя, постановка физического воспитания).
– природными (климат, сезоны года).
– биологическими (состояние здоровья, возраст, половые различия,
функциональные особенности центральной нервной системы и высшей
нервной деятельности).
В дошкольном возрасте не установлено существенных различий в двигательной активности мальчиков и девочек. Также установлено, что весной и летом дети двигаются больше, чем осенью и зимой. И все-таки большая или меньшая двигательная активность детей определяется, главным образом, предложенным двигательным режимом. На повышение двигательной активности оказывают влияние: достаточная площадь для игр, правильное размещение оборудования и игрушек, новизна игровых и физкультурных пособий.
Все виды движения — одно из важнейших потребностей растущего организма. Двигательная деятельность тонизирует ЦНС детей, во время движения происходит активизация нервных клеток всех областей коры головного мозга, повышается обмен веществ, усиливается выделение гипофизом гормона роста. Следует отметить, что двигательная активность оказывает положительное влияние не только на здоровье детей, но и на их общее развитие. Под влиянием движений развивается эмоциональная, волевая, познавательная сфера ребенка.
Потребность детей дошкольного возраста в двигательной активности очень высока, но не всегда она реализуется на должном уровне. Сегодня дети все больше времени проводят в статическом положении (за столом, экраном телевизора, компьютерными играми). Это увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития координации движений, быстроты и т. д.
Таким образом, интенсивность физического развития детей, их здоровье напрямую зависит от двигательной активности. Так Ж.Тиссо говорил: «Движение составляет главный источник здоровья».
Достаточный уровень двигательной активности ребенка, удовлетворение его потребности в движениях можно обеспечить за счет правильной организации двигательного режима в детском саду, в школе и дома. В детских учреждениях такой режим обеспечивается особым распорядком дня, в котором предусматривается время для разнообразных видов занятий по развитию двигательной сферы детей.
Двигательная активность должна занимать 50-60 % времени всего периода бодрствования ребенка. Однако следует отметить, что потребность в движении у всех детей разная, что объясняется их индивидуальными особенностями. В связи с этим родителям и педагогам ДОУ важно создать все необходимые условия для реализации потребности детей в двигательной активности и её разнообразии.
В зависимости от степени подвижности детей целесообразно распределить их на три основные подгруппы (высокая, средняя и низкая подвижность). Каждая подгруппа детей характеризуется определенными сочетаниями уровней объема, продолжительности и интенсивности двигательной активности.
К первой подгруппе относятся дети с высокой интенсивностью двигательной активности независимо от объема и продолжительности двигательной активности. Для них характерны высокая подвижность, хороший уровень развития основных видов движений, достаточно богатый двигательный опыт, позволяющий обогащать свою самостоятельную деятельность. В то же время эти дети не отличаются достаточной ловкостью и координацией движений и часто бывают невнимательны при объяснении и выполнении заданий.
Вторую подгруппу составляют дети со средним уровнем всех трех показателей двигательной активности. Как правило, дети этой группы имеют высокие и средние показатели физической подготовленности и хороший уровень развития двигательных качеств. Они отличаются уравновешенным поведением, преимущественно хорошим настроением, положительными эмоциями. Им свойственна самостоятельность в выборе игр, они являются инициаторами коллективных игр.
Дети третьей подгруппы имеют низкий объем двигательной активности в сочетании с низкими и средними показателями продолжительности и интенсивности. У них отмечено отставание показателей развития основных видов движений и физических качеств от возрастных нормативов. Чаще всего они бывают не уверены в своих возможностях и отказываются выполнять трудные задания и участвовать в играх-соревнованиях. При возникновении сложности в выполнении задания они пассивно ждут помощи со стороны взрослого, проявляя медлительность, нерешительность и обидчивость.
Двигательный режим в дошкольном учреждении включает всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную.
При разработке рационального двигательного режима важно не только обеспечить удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности, но и предусмотреть рациональное содержание двигательной активности, основанное на оптимальном соотношении разных видов занятий, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Задачами развития двигательной активностиу ребенка дошкольного возраста является:
– выявление интересов, способностей детей в двигательной деятельности и
реализация их через систему физкультурно- оздоровительной работы;
– формирование необходимых двигательных умений и навыков в соответствии с индивидуальными особенностями и состоянием здоровья ребенка;
– развитие интереса к физическим упражнениям и подвижным играм;
– формирование моральных качеств (силы воли, выносливости);
– профилактика простудных заболеваний;
– воспитание уважения к собственному здоровью и обязанности беречь
его.
В системе физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ используются
следующие организованные формы двигательной деятельности детей:
– физкультурные занятия;
– утренняя гимнастика;
– физкультминутки;
– подвижные игры и физические упражнения на улице;
– физкультурные досуги, праздники;
– дни здоровья;
– закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями;
– самостоятельная двигательная активность;
– работа с родителями.
Данные виды двигательной деятельности дополняют и обогащают друг друга и тем самым, обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребенка в течение всего времени пребывания его в ДОУ.
Решающая же роль по формированию личностного потенциала и пропаганде здорового образа жизни принадлежит семье. Дети, как известно, продукт своей среды — она формирует их сознание, привычки. Природой предусмотрено, что дети изучают мир, прежде всего через опыт и поведение своих родителей. Поэтому вопросы воспитания здорового ребенка должны решаться в тесном контакте ДОУ с семьей.
Детям необходимо объяснять не только значимость тех или иных действий и привычек, но и подавать собственный пример. Так, если взрослые регулярно занимаются физкультурой и спортом, соблюдают режим дня, правила гигиены, закаливания, то дети, глядя на них, систематически будут делать утреннюю гимнастику, заниматься физическими упражнениями и спортивными играми.
Выдающийся польский педагог Януш Корчак писал: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье. Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься».
Таким образом, правильная организация двигательной активности, как в семье, так и в дошкольном учреждении является залогом успешного оздоровления детей. Содействует улучшению эмоционального состояния, полноценному физическому и психическому развитию, укреплению здоровья подрастающего поколения.
Источник