Роль досуга в развитии ребенка
Александра Кононович
Досуговая деятельность и ее значение в дошкольной педагогике
Слово «досуг» появилось в древности, о нем упоминал еще Аристотель. В России этот термин появился в xv в. Досуг это свободное время, а свободное времяпровождение с пользой для души и тела называется досуговой деятельностью.
Досуг происходит от слова «достигать». Главное направление досуга, это восстановление духовных и развитие физических сил человека. Еще в древности свободному времяпровождению уделялось большое значение. Организации праздников, театру, искусству, уделялось большое внимание.
Досуг это – свободное время человека от своей основной занятости. Человек своим свободным временем может распоряжаться самостоятельно по своему усмотрению. Ведь досуг это развитие личности человека. Досуг и свободное время это слова синонимы. Свободное время направленное на обогащение культурных ценностей человека является деятельностью. Деятельность в свободное время является досуговой деятельностью.
Досуговая деятельность это свободное время проведенное активно и направлена на удовлетворение потребностей человека. В досуговой деятельности происходит познание собственной личности и окружающего мира.
Досуговая деятельность – осознанная и направленная активность человека,в которой он удовлетворяет потребности в познании собственной личности и окружающего мира, в результате которого он может выразить себя, собственный интересы.
К. Д.Ушинский писал:«Если человек не знает что ему делать в часы досуга, то тогда портится его голова и сердце и нравственность.» Неумение организовывать досуги для себя и особенно для окружающих, говорит о низкой культуре человека.
В своих работах великие педагоги, такие как Я. А. Каменский, Ж. Ж. Руссо и др., описывают рекомендации, как нужно организовать свободное время ребенка, чтоб он раскрыл свои скрытые таланты. Как приобщиться к культуре своего народа, а так же почитать и уважать традиции своей семьи, используя для этого свободное время.
Только в шестидесятые годы, в педагогике, начинает уделять внимание досугу. Появляются первые работы по организации досуговой деятельности (Н. А. Ахметова, Н. А. Запорожец, С. А. Шмаков). В педагогике начинают разрабатываться новые направления – организация досуга. Перед педагогическим составом встает задача организация досуга с целью формирования личностный рост ребенка. Такая задача может быть решена только в совместной и взаимной деятельности.
В научных трудах Т. С. Комаровой, Г. П. Орлова, Н. А. Ветлугиной, Б. А. Титов, Э. В. Соколова, В. А. Сухомлинского описывается свободное время ребенка и его организация. Они придают большое значение правильно продуманной организации свободного времени ребенка. И свидетельствуют о том, что таким образом у ребенка в процессе разнообразных игр происходит всестороннее развитие личности. У детей формируются интересы, развиваются навыки, способности и закрепляются знания полученные на занятиях. Досуг описывают как совокупность занятий человека в свободное время, с помощью которого удовлетворяются
связывает прошлое и будущее,
– творчество, которое способствует самовыражению,
– просвещение, которое служит развитию ума и т. д.
Б. А. Титов пишет, что досуг, это позитивное явление и его можно рассматривать как творческое поведение в свободное время.
Досуговая деятельность оказывает огромное влияние на воспитание, развитие детей. На физические, психические, и духовные потребности. И дальнейшее развитие человеческих сил.
Э. В. Соколов рассматривает досуг, как свободное время, когда можно сделать выбор занятий, где используется и физическая и умственная активность.
Э. В. Соколов предлагает несколько видов досуга:
– отдых, служит для восстановления сил,
– праздник, который сегодняшний день досуг рассматривается как приоритетное направление в дошкольной организации и он является основой формирования культуры ребенка. Досуговые мероприятия для детей, это сфера, в которой ребенок себя может раскрыть, показать и выявить свои таланты, умения и знания. Раскрываются его истинные потребности. Развивается его правильное общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми. В сфере досуга дети более открыты, более взаимодейственны друг с другом, более дружелюбны. Детский досуг социализирует, развивает и готовит детей к взрослой жизни. В условиях досуга происходит контакт человека с миром, а так же развиваются его духовно – культурные ценности. В организации досуговой деятельности принимают участие музыкальный руководитель, воспитатель, старший воспитатель, педагоги дошкольной организации и родители.
Одна из самых главных и основных задач досуга, является условием для эмоционального отдыха детей. Н. А Ветлина и Н. Б. Зацепина в своих работах показывает, что досуг организуется взрослыми для того, чтобы создать комфортные условия и снять психическое и физическое напряжение дома в семье и в группе, а так же для создания комфортных условий, особенно в дошкольной организации. А на сегодняшний день, в дошкольной организации, досуг рассматривается как развлечение и проведение праздников и утренников, ребенка не учат правильно и с пользой занимать свое свободное время.
В свободное время, дети должны заниматься интересной по их мнению и содержанию деятельностью, которая вызывает в них чувство уверенности, радости, формирует новые способности, уверенности в своих силах. Расширяет круг общения с взрослыми и сверстниками. Насыщенная и интересная деятельность детей, насыщает их положительными эмоциями, тем самым благоприятно влияет на физическое и духовное воспитание, что позволяет детям восстанавливать свои физические и духовные силы.
Досуговая деятельность, при известных обстоятельствах, становится важным фактором общего развития детей. Любимые занятия, интересное время провождение для детей, является важным фактором и поддерживает эмоциональное здоровье в каждом ребенке.
Досуговая деятельность способствует комфортному выходу из стрессов, каких- то мелких беспокойств. Ценность такой деятельности, заключается в том, что досуг помогает ребенку реализовать и выявить все то лучшее, что имеется в нем. Таким образом, задача и цель педагога в дошкольной организации досуговой деятельности – научить детей полезно и творчески проводить свое свободное время. И создавать при этом благоприятные условия для формирования и развития целостной личности ребенка.
С. А. Шматков подразделяет досуг на группы:
Первая группа досугасвязана с функцией восстановление сил ребенка: прогулка, спорт, игры, забавы.
Вторая группа досугасвязана с развитием духовных ценностей: чтение книг, рассказывание сказок, просмотр телепередач, фильмов, посещение выставок, музеев, путешествии.
Третья группа досуга связана с развитием духовных потребностей и с трудовой деятельностью: спортивно-игровая, художественно-театральная, и научно- исследовательская досуговая деятельность.
Четвертая группа досуга учебная: конкурсы, походы, лагеря.
С. А. Шматков говорит, что детский досуг и его интересы постоянно меняются, в зависимости от ценностей семьи и меняются интересы детей и целенаправленность досуга.
М. Б. Зацепина [19] выделяет три типа отношений к организации досуга:
Первая – полное безразличие т. е педагогическая безнадзорность.
Вторая – излишняя заорганизованность, когда ребенок не имеет право выбора, а взрослые настаивают.
Третий – поиск путей форм и средств, методов которые соединяют в единое целое познание и развлечение.
В третьем случае взрослый сосредотачивает свое внимание на формирование у детей интереса к данному мероприятию и положительного эмоционального результата.
Важным качеством любой досуговой деятельности, которая совершается в свободное время, является то, что она должна быть интересной, прежде всего ребенку для максимального и активного участия с его стороны.
В досуговой деятельности, в большей степени удовлетворяются личные потребности ребенка, которые отражаются в дальнейшем в первую очередь в духовности. Деятельность, которая протекает в свободное время на основе интереса и желания участия в ней, непосредственно связана с учебной деятельностью, в ней удовлетворяются познавательные потребности. Но конечно главное, что в досуговой деятельности имеет место быть удовлетворение духовных потребностей. [36]
В связи с этим, необходимо помнить и знать, что интерес является стимулом в досуговой деятельности. Поэтому, при проведении и организации досуга для детей в дошкольной образовательной организации, должны учитываться интересы детей. Интерес является неотъемлемым условием в организации досуга. Если какая либо деятельность перестает вызывать интерес у ребенка, то ребенок просто отказывается участвовать в ней. Необходимо постоянно стимулировать, активизировать проявление интереса и создавать постоянно новый интерес досуговой деятельности.
Жизнь ребенка очень насыщенна, столько новой для него информации вокруг, поэтому ребенок тратит очень много физических, психических и интеллектуальных сил. На этом фоне, детская досуговая деятельность, осуществляется только на основании детских игр, что помогает снять дневное напряжение. Именно во время досуговой деятельности и происходит восстановление утраченных физических и психологических сил. Во время досуга, дети получают огромное удовольствие от участия в нем. Участвуя в играх и развлечениях, дети реализуют потребность в движении, могут проявлять инициативу легкость, активность, сообразительность и все это происходит во время досуговой деятельности.
Система образования в России, на сегодняшний день терпит очень большие изменения. И конечно же, это коснулось и системы дошкольного образования. На этапе современного развития, в дошкольном образовании одним из важных вопросов является поиск более новых методов форм образования и воспитания детей дошкольного возраста. Сегодня, очень большое внимание уделяют формированию и воспитанию личности ребенка. Личностные качества человек приобретает в следствии обучения и воспитания т. е формируются и развиваются. Личность ребенка развивается в обучении, приобретении знаний, умении и навыков. Большое значение в формировании личности ребенка имеет творческая деятельность, она формирует эмоциональное отношение к миру. Огромный вклад в формировании личности ребенка и его творческой деятельности вносит дошкольная образовательная организация. И немаловажную роль в дошкольной образовательной организации имеет досуговая деятельность.
Жизнь ребенка в ДОО невозможно представить без веселых досугов без развлечения и праздников. Досуговая деятельность осуществляется в дошкольной организации через дополнительное образование. В организации и проведении досуговых мероприятий реализуются множество поставленных педагогических задач, таких как образовательные, воспитательные, познавательные.
Существуют множество форм организации детских досуговых мероприятий в дошкольной образовательной организации.Такие как: спортивные, музыкальные, фольклорные, театральные, речевые досуги и т. д.
Досуги в детском саду очень разнообразны по форме содержанию и эмоциональной насыщенности. В процессе досуговых мероприятий,решаются задачи важных направлений: нравственного, эстетического, физического, трудового и интеллектуального воспитания.
В работе по организации досуговых мероприятий для дошкольников необходимо придерживаться некоторым принципам.
-принцип позитивности (создания дружелюбной атмосферы сотрудничества, доброжелательности, взаимопомощи);
-принцип саморазвития (реализация творческих возможностей, способностей каждого участника мероприятия);
-принцип комплексности (формирование всех компонентов здорового образа жизни);
-принцип целостности (развитие самосознания личности каждого ребенка);
-принцип духовности (установление взаимосвязи и понимание высших ценностей,приобретении своего духовного мира: здоровье, добро, счастье, развитие внутреннего мира ребенка);
-принцип индивидуальности (индивидуальное, физическое и психическое развития, ребенка). [22 c-8]
Досуговая деятельность ребенка связана с развитием познавательных потребностей. Освоением его реального мира. В процессе участия в досуговой деятельности от ребенка требуется активность, и напряжение, при этом выявляется и формируются способности к саморазвитию и самовыражению. [22 c- 91]
На сегодняшний день многие дети дошкольного и школьного возраста не умеют пользоваться своим свободным временем и проводят его пассивно. Многие не умеют самостоятельно воспользоваться имеющимся свободным временем для проведения интересного и содержательного досуга. Все дети в основном, в свободное время, стремятся получить развлечения, а не знания. Самая основная проблема в том, что взрослые не приучают ребенка с детства относится к досугу как к источнику удовлетворения своих познавательных потребностей и стремлений. В основном, это неправильное отношение взрослых к организации свободного времени детей.
Проведение досуговых мероприятий, способствуют укреплению детского организма в целом, создают положительный и эмоциональный настрой в детском коллективе. Досуг является важной составляющей деятельностью, которая помогает формировать характер и личность ребенка. [16]
Каждый ребенок обладает своей собственной индивидуальностью, имеет свои собственные интересы, привычки, свой маленький собственный внутренний мир. Задача ДОО и педагога, организовать оптимальную для возраста ребенка, состояния его здоровья и для эмоционального комфорта, досуговое мероприятие.
Итак: проблема свободного времени и его организация является предметом изучения многих авторов. Досуг занимает свободное время, которое является личной сферой человека. Досуг, это способ к совершенствованию и самореализации. Использование досуга как средство развитие детей в период дошкольного детства, является актуальной проблемой дошкольной педагогики. Решением вопроса, является организация и взаимодействия педагога и родителей.
Источник
Учебно-методическая разработка.
Содержательный досуг как показатель качества воспитания личности ребенка.
Автор: Непсо Елена Игоревна, педагог- организатор МБОУ ДОД «Центр детского творчества» п. Уральский Нытвенского района, Пермского края.
Описание материала: материал может быть использован классными руководителями или педагогами-организаторами для ознакомления и использования в работе новых форм и методов организации содержательного досуга в образовательном учреждении.
Слово «досуг» появилось в глубокой древности, о нем упоминается еще в трудах Аристотеля. В России этот термин известен с XV в., слово «досуг» происходит от слова «достигать», а «досужий» понимается как умелый, искусный.
Главное назначение досуга – в восстановлении и развитии физических и духовных сил человека.
Существуют более 500 видов досуга, которые условно можно поделить на 4 группы: создание культурных ценностей, потребление духовных ценностей, отдых и развлечение, самообразование. Плодотворное использование досуга – задача общества, именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни.
Сегодня дети отдают предпочтение домашнему досугу, большую часть свободного времени они проводят за компьютером. Век компьютеризации и быстрых инновационных технологий оказывает большое влияние на развитие личности ребенка. Количество зависимых от компьютера детей, которым не хватает родительского внимания, живого общения, творческой деятельности растет с каждым днем. Сейчас почти в каждом доме стоит компьютер, дети часами просиживают за ним, уходя от реальности общения и познания мира. Они не желают что-либо менять в своей жизни, да и не умеют. Давно забыты общешкольный сбор макулатуры и металлолома, массовые игры во дворе, которые делали детский коллектив сплоченным и дружным. Дети стали меньше заниматься спортом и творчеством. Все это привело к слабому физическому и творческому развитию личности, к малому духовному росту. Дети все меньше и меньше читают, общаясь виртуально, у них плохо развиваются коммуникативные навыки общения.
С целью формирования здорового образа жизни детей и профилактики девиантного поведения, необходимо проводить активную работу по привлечению их в разные формы досуга. Через различные направления досуга осуществляется непрерывный процесс воспитательной рабо¬ты, необходимый для достижения определенных результатов развития личности и адаптации в обществе.
Только в процессе творческой деятельности можно создать «ситуацию успеха» для каждого ребенка, что благотворно скажется на его воспитании. Участие детей в различных мероприятиях, конкурсах, выставках поднимает самооценку, расширяет культурное пространство, стимулирует к творчеству.
С этой целью образовательные учреждения проводится ряд культурно-досуговых мероприятий, где обучающиеся познают разные виды творчества, проявляют свои способности, учатся общаться друг с другом.
Приоритетными направлениями досуговой деятельности являются:
-гражданско-патриотическое воспитание;
-работа по гармонизации межэтнических отношений и воспитанию толерантности;
-духовно-нравственное и эстетическое воспитание;
– формирование здорового образа жизни.
Рассмотрим направления более подробно.
Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения в последние годы приобретает особую значимость. У России богатая история. Она значительная и яркая. Она идет от Победы к Победе. Ни одна страна в мире не будет сильной, если ее жители не будут знать своей истории, чтить заслуги Отечества. Особую значимость в этом направлении приобретает воспитательная и просветительная деятельность, осуществляемая в образовательных учреждениях.
Приближается знаменательная дата – 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. В связи с этим событием наиболее значимыми становятся мероприятия посвященные Победе в Великой Отечественной войне. В образовательных учреждениях можно подготовить акцию “70 добрых дел к 70 – летию Победы”. В которую будут включены “Уроки мужества” по темам: «Подвиг тружеников тыла», «Дети – герои Великой Отечественной войны», «Сталинградская битва», “Битва под Москвой”, «Блокада Ленинграда» и другие. В память о героическом прошлом нашей Родины и празднования памятных дат по классам можно провести беседы: “День неизвестного солдата”- эту дату впервые наша страна отметила 3 декабря 2014 года. “День героев Отечества” – 9 декабря 2014 года.
В День Защитника Отечества в феврале популярны среди школьников спортивные и развлекательные программы «Будем Родине служить!», “Зарница”, литературно-музыкальные и театрализованные композиции.
Приветствуется добровольческая деятельность. Добровольцы с удовольствие помогают ветеранам Великой Отечественной войны в повседневной жизни, облагораживают памятники или мемориалы, находящиеся на территории города, ведут поисковую работу о погибших солдатах в годы войны.
В образовательном учреждении проводятся фестивали военной песни, конкурс чтецов, фестиваль военно-строевой подготовки, патриотические акции на тему “Сын. Отец. Семья. Отечество” цель мероприятия пропаганда среди молодежи патриотического наследия наших предков. и т.д.
Гармонизация межэтнических отношений и воспитание толерантности.
В наши дни, в связи с тем, что ситуация в мире неспокойная, очень много людей – мирных жителей оказались беженцами, вынужденными переселенцами, жертвами национальных конфликтов. Нарушены основные идеалы человечества: межнациональная гармония мира, уважение людей друг к другу. Особенно беспокоит распространение национализма среди молодежи. Сегодня важно донести до ребят мысль, что все люди равны и имеют право на существование, независимо от цвета кожи, вероисповедания и национальности. Необходимо воспитывать детей на принципах солидарности и взаимного уважения. С этой целью в образовательных учреждениях раз в месяц должны проходить мероприятия по гармонизации межэтнических отношений и воспитанию толерантности. Формы и методы проведения могут быть разными, например: выставки ИЗО и ДПИ направленные на пропаганду народные календарных праздников “Пасха”, “Масленица”, “Троица” и т.д. Последние годы популярными становятся национальные праздники: татар, башкир, коми и т.д. Интересными могут стать форумы национальных культур, фестивали ремесел, фестивали национальных культур, русские обрядовые праздники “Семенов день” и “Капустник”, “Аграфена – купальница”, “Колядки” и т.д. Дети с удовольствием готовят театрализованные представления на праздник Масленицы и Рождества, Покров день и Осенины, Кузьма Демьян и Благовещение. У каждого из праздников свои традиции и история, которые необходимо чтить и помнить.
Духовно-нравственное и эстетическое воспитание детей является первостепенной задачей дополнительного образования. Искусство, как средство эстетического воспитания, помогает прививать ребенку понимание прекрасного, закладывает потребности духовного развития личности, формирует вкус. Необходимо учить детей сохранять и уважать родной язык, самобытную культуру, развивать духовную жизнь молодого поколения, заниматься творческой деятельностью, любить и понимать искусство. Ярким показателем пропаганды декоративно-прикладного и изобразительного творчества является организация и проведение выставок, где каждый ученик может проявить свой талант и показать его публике. Выставки можно организовывать на самые разные темы, порой даже совсем необычные, например: выставка изделий из бросового материала или выставка поделок из бумаги, пластиковых бутылок, теста, канцелярских принадлежностей и т.д.
Важно развивать в образовательном учреждении социально-педагогическое направление, где обучающиеся могут научиться организаторским навыкам проведения мероприятий культурно-досуговой направленности. Они познают азы от написания сценария и постановки, до изготовления афиши и приглашения зрителей. В процессе подготовки обучающиеся также знакомятся с театральным, вокальным, хореографическим искусством. Мероприятия могут разные по направлению и сложности: викторины, игровые познавательные и развлекательные программы, концерты, театрализованные представления, вечера отдыха, молодежные акции, дискотеки.
Огромную роль играет участие в конкурсах и фестивалях разного уровня. Готовясь к таким мероприятиям обучающиеся прилагают немало сил и творчества для достойного выступления. Участие в выставках, фестивалях и конкурсах имеет огромную воспитательную значимость, так как они ориентированы на знакомство детей с мировым культурным наследием, на изучение истории и национальных традиций, на формирование умения любоваться красотой окружающего мира. Роль конкурсов в учебном и воспитательном процессе значительна, участвуя в них, каждый обучающийся получает возможность продемонстрировать свою работу и творческие достижения перед зрителями, получить оценку своих трудов.
Формирование здорового образа жизни Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности.
Здоровье человека зависит не только от наследственных факторов, условий среды, качества жизни, но и от образа жизни. Крайне важно создавать у ребенка культ здоровья, показывать всеми средствами красоту физического и психического совершенства. Сейчас жизнь ставит новую задачу – формировать у детей убежденность в необходимости ведения здорового образа жизни. Использовать свободное время с пользой для здоровья, соблюдать режим дня, вырабатывать негативное отношение к таким вредным привычкам, как курение, пьянство, наркомания. Иными словами, здоровью надо учить. Необходимо ежегодно проводится достаточно мероприятий по здоровьесбережению. Это могут быть семейные соревнования на открытом воздухе, прогулки по лесу, спортивные состязания и конкурсы. Особую роль играют профилактические мероприятия по пропаганде здорового образа жизни. Например акция “Внимание, туберкулез!” или “Курения убивает!”, “Пьянству – бой!” и т.д. Профилактика детского травматизма на дорогах “Азбука светофора” и игровая познавательная программа «Путешествие в страну безопасности!» для детей младшего школьного возраста научит детей основным правилам безопасности жизнедеятельности. Ежегодно педагоги проводят большое количество бесед о правильном питании, вреде курения и алкоголизма, пользе спорта. В работе используются самые разные формы, что позволяет заинтересовать и увлечь детей.
Прививая навыки здорового образа жизни, умело организуя досуг, мы стремимся воспитывать здоровое и цивилизованное общество. Мы говорим: “Будущее наших детей – в наших руках”. Значит, от нас зависит, каким будет здоровье наших детей.
Рекомендуем посмотреть:
Метапредметная деятельность и формирование универсальных учебных действий
Воспитание культуры безопасности жизнедеятельности у студентов
Внедрение инновационных технологий в процесс обучения и преподавания с целью повышения уровня саморе
Тьюторское сопровождение молодых специалистов
Похожие статьи:
Положение о научном обществе в школе
Положение о школьной предметной олимпиаде
Положение о школьной предметной неделе
Положение о центрах дополнительного образования в общеобразовательном учреждении
Требования к программе дополнительного образования детей
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Источник