Роль дополнительного образования в развитии ребенка

Роль дополнительного образования в развитии ребенка thumbnail

Частное общеобразовательное учреждение

«Школа – интернат №33 среднего общего образования

открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»

ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ:

«РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА»

Воспитатель: Сусликова О.А.

с.Толбага

2015 г.

РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА

 Становление информационного общества, часто именуемого «обществом знаний», неразрывно связано с возрастанием потребности каждого гражданина в постоянном обновлении знаний, повышении квалификации, освоении новых видов деятельности. Эта тенденция обусловила постановку вопроса об изменении парадигмы образования.

Качественно новыми чертами, характеризующими инновационную парадигму образования, являются ориентация на развивающуюся личность, переход от репродуктивной модели образования к продуктивной, многоукладность и вариативность, деятельностный характер образования. Эти критерии формируют понятие непрерывного образования.

Неотъемлемой частью непрерывного вариативного образования является система дополнительного образования.

Универсальными системообразующими компонентами системы дополнительного образования являются: цели дополнительного образования; субъекты процесса дополнительного образования; содержание дополнительного образования; система учреждений дополнительного образования.

Взаимодействие выделенных компонентов обеспечивает становление дополнительного образования как системы динамической и целостной.

Дополнительное образование – особая сфера образования, официально обозначенная в Законе РФ «Об образовании». Дополнительное образование осуществляется вне рамок основных образовательных программ.

К дополнительным образовательным программам относятся те программы различной направленности, которые реализуются:

  • в общеобразовательных учреждениях и учреждениях профессионального образования, находящихся за пределами основных образовательных программ;

  • в учреждениях дополнительного образования, имеющих соответствующие лицензии;

  • посредством индивидуальной педагогической деятельности.

В зависимости от цели дополнительное образование может быть общеобразовательным и профессиональным. Общее дополнительное образование направлено на развитие личности, способствует повышению культурного и интеллектуального уровня человека, его профессиональной ориентации в соответствии с дополнительными общеобразовательными программами. Профессиональное дополнительное образование в соответствии с дополнительными  профессиональными образовательными программами направленно на непрерывное повышение  квалификации и профессиональную переподготовку лиц, которые уже имеют  профессиональное образование, и способствует развитию их деловых и творческих способностей.

Дополнительное образование детей – «неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и реализуется посредством дополнительных образовательных программ и услуг как в учреждениях дополнительного образования детей, так и в общеобразовательных учреждениях».

При этом дополнительное образование нельзя рассматривать лишь как механическую надстройку базового образования, призванную усилить его компенсаторные и адаптационные функции с учетом социально-экономических и учебно-технологических потребностей. Система дополнительного образования является важным условием для развития личности с учетом ее индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций.

Дополнительное образование детей как педагогическое явление обладает целым рядом преимуществ по сравнению с основным.

1. Быстрое реагирование на изменение спроса в образовательных услугах, удовлетворение потребностей общества, родителей и детей.

2. Гибкий (творческий) подход к формированию содержания образования. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» дополнительное образование детей не является действующим в рамках стандартов, оно разнонаправлено и определятся лишь интересами ребенка, его потребностями.

3. Глубокая реализация уровневой и профильной дифференциации содержания образования.

4. Глубокая реализация индивидуального похода в обучении. В группах 10 – 12 учащихся – это позволяет персонифицировать темпы и объемы усвоения программ дополнительного образования.

5. Глубокая реализация деятельностного подхода в обучении.

Основное содержание дополнительного образования детей – практико-ориентированное: ребенок действует в ситуации поиска, получает знания из взаимодействия с объектами труда, природы, с культурными памятниками и т. д. Целью обучения при таком подходе является не вооружение детей конкретными знаниями, не их накопление, а формирование умения использовать эти знания.

6. Возможность организации психологического сопровождения в развитии личности ребенка. Психологическая помощь ребенку в процессе социализации обеспечивает гармонизацию отношений ребенка и общества.

7. Возможность допрофессиональной и профессиональной подготовки детей. По данным специалистов, более 60 % детей не имеют ярко выраженных склонностей, интересов к профессиональной деятельности. Только раскрыв свои потенциальные способности и попробовав реализовать их еще в школьные годы, выпускник будет лучше подготовлен к реальной жизни в обществе, научится добиваться поставленной цели, выбирая цивилизованные, нравственные средства ее достижения.

8. Возможность обучения, допрофессиональной и профессиональной подготовки детей с ограниченными возможностями.

9. Возможность свободного выбора ребенком видов и сфер деятельности. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижения успехов в соответствии с собственными способностями и безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам.

10. Возможность развития дистанционной формы обучения.

11. Современная техническая база учреждения дополнительного образования детей.

Основные функции системы дополнительного образования:

  • образовательная (получение новых знаний);

  • воспитательная (приобщение к культуре, формирование нравственных ориентиров);

  • развивающая (развитие познавательной сферы);

  • функция психологического сопровождения (создание условий для личностного роста ребенка);

  • функция социализации (освоение социального опыта);

  • функция самореализации (самоопределение и саморазвитие);

  • креативная (раскрытие творческих способностей);

  • компенсационная (углубление и дополнение основного образования);

  • профориентационная (предпрофессиональное самоопределение);

  • рекреационная (организация досуга);

  • интегрирующая (объединение всех указанных характеристик с целью обеспечения комплексного становления личности).

Дополнительное образование детей разнонаправлено и вариативно. К числу наиболее перспективных направлений дополнительного образования детей относятся следующие: научно-техническое, естественнонаучное, эколого-биологическое, социально-педагогическое, культурологическое,

художественно-эстетическое, военно-патриотическое, физкультурно-спортивное, туристско-краеведческое.

Дополнительное образование – это условие для личностного роста ребенка в условиях непрерывного образования, которое формирует систему знаний, конструирует более полную картину мира и помогает реализовать собственные способности и склонности ребенка, обеспечивает органичное сочетание досуга с различными формами образовательной деятельности, формирует  ключевые компетентности:

  • в сфере познавательной деятельности;

  • в сфере социально-трудовой деятельности;

  • в сфере гражданско-правовой деятельности;

  • в сфере культурно-досуговой деятельности.

В условиях становления информационного общества доминируют следующие компетентности:

  • компетентности познавательной деятельности (постановка и решение познавательных задач, принятие нестандартных решений в проблемных ситуациях);

  • компетентности практической деятельности (умение наблюдать, рефлексировать, навыки опытно-исследовательской деятельности, проектирование, моделирование);

  • компетентности владения информационными технологиями (преобразование информации, информационная культура).

Таким образом, дополнительное образование – это гибкая, динамичная, многоуровневая система, основанная на индивидуальном подходе к обучаемому. Система дополнительного образования детей, в силу своей личностной ориентированности на каждого ребенка, может успешно решать задачу подготовки поколений для жизни в информационном обществе.

Библиографический список

1. Закон  РФ «О дополнительном образовании» // https://www.ubo.ru/normative/1

2. Березина В. А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: учеб. пособие. – М.: Диалог культур, 2007. – 512 с.

3. Щетинская А. И. Совершенствование процесса дополнительного образования в современных условиях: науч.-метод. пособие. – Оренбург: ОЦДЮТ, 1997. – 100 с.

Источник

РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ                          В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ

Никто не будет спорить, что родители хотят для детей самого лучшего. Мы хотим, чтобы дети получили от жизни максимум удовольствия. А для этого необходимо несколько жизненных факторов: здоровье, знание, умение. С самого младенчества родители обучают и развивают детей, сначала самостоятельно, затем в детском саду и школе с помощью педагогов. Давайте побеседуем о том, как детские школьные кружки могут нам помочь в развитии наших детей.

Школьные кружки разделяются на несколько категорий и задействуют разные области развития:

  1. Спортивные секции.
  2. Кружки, где делают поделки.
  3. Интеллектуальные.

В зависимости от потребностей и интересов, как школьников, так и их родителей, выбор падает на любую из них.  

Спортивное направление развития

Футбол, баскетбол, волейбол, теннис – эти виды спорта увлекают многих детей и взрослых. Организуются школьные команды, устраиваются турниры, происходит череда побед и поражений, хвалят победителей. Эти занятия укрепляют физическое состояние школьников, учат дружить, развивать командный дух, уважать соперников. Тренировки помогают развивать терпение, выносливость, закаливают характер. Стремление к победе активизирует настойчивость, формирует лидерские задатки, развивает любовь к школе (команде), своему городу. Народные игры напоминают школьникам о том далёком времени, когда такие же девчонки и мальчишки, но много лет назад играли в эти же самые игры. Туристическая секция обучает детей ориентироваться на местности, прививает любовь к природе, учит выживать практически в любых условиях и ценить жизнь. Также эти секции возвращают нас в историю своего края, усваиваются древние ценности. Секции разных видов борьбы (каратэ, бокс, самбо, дзюдо) способствует развитию чувства самосохранения и долга, то есть желания защищать себя и других. Часто преподаватели прививают своим воспитанникам ответственность и смелость, отвагу и справедливость. Танцевальный кружок отлично развивает физические данные. Школьников, которые занимаются танцами можно узнать по гордой осанке и стройной фигуре. Они начинают разбираться в музыке, одежде и причёсках.  

Поделки – как метод развития школьника

Организованы кружки, где детей обучают рисовать, лепить, шить, вязать, выжигать и многое другое. Чему учат и насколько развивают такие кружки? Очень многому. Кроме полезных практических навыков, ведь умение шить пригодится в жизни каждому человеку, такие предметы развивают мелкую моторику пальцев рук, а соответственно, мозговую деятельность. Улучшается память, увеличиваются мыслительные способности, появляется уверенность в себе. Ещё одно преимущество этих кружков – обучение хорошему вкусу и умение произвести уникальный подарок своими руками. Когда умеешь делать что-то собственноручно, появляется чувство удовлетворения и уверенности в собственных силах. Совмещается полезное с приятным, многие занятия впоследствии становятся любимым хобби.  

Интеллектуальные кружки – вклад в будущее

Это кружки, в которых приходится работать головой. Например, предметные (математика, иностранные языки), литературный, шахматы, клубы «Что? Где? Когда?», «КВН» и другие. Здесь школьники разрабатывают тактики и стратегии, учатся добиваться поставленных целей своим собственным умом. Участвуя в различных конкурсах, турнирах и других мероприятиях, учатся отстаивать свою позицию, побеждать и даже проигрывать (ведь этому тоже надо учиться). Психологические кружки помогают разобраться в себе, научиться правильно реагировать на жизненные ситуации. При посещении всех кружков, а особенно психологических, организуется помощь в выборе будущей профессии.  

Посещать или не посещать

Такой вопрос попросту не должен стоять ни перед школьниками, ни перед их родителями, ведь это великолепный способ проявить свои творческие данные и ещё больше развить их. Если есть возможность, конечно же, лучше всего посещать несколько разнонаправленных кружков. Ведь дети ещё полны сил и энергии, которую необходимо выплёскивать, и лучше это делать в правильном направлении. К тому же в этом возрасте дети хорошо обучаемы, поэтому для поднятия интеллекта и физического развития следует уже в школьном возрасте как можно большему научиться. И ещё один немаловажный факт. Практически все школьные кружки предоставляются педагогами совершенно бесплатно или за символическую плату, так что доступны всем ученикам и родителям. Стоит воспользоваться такой замечательной возможностью, чтобы приятно и легко развивать своих детей. А педагоги с удовольствием помогут обеспечить всестороннее развитие учеников. Не забудьте записаться в секции и кружки, ещё пока есть вакантные места и время для обучения.

Источник

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Дом детского творчества»

городского округа ЗАТО город Фокино

педагог дополнительного образования Ананьина Лариса Станиславовна

Воспитание детей совместными усилиями семьи и педагогов дополнительного образования

Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте родители и педагоги.

Макаренко А.С.

Система дополнительного образования играет огромную роль в воспитании, формировании и развитии успешной личности ребенка. Весь смысл уникальности данного образования скрывается в самом слове «дополнительное». Это образование дает ребенку возможность развить творческие способности, приобрести дополнительные знания, умения и навыки. Не смотря на все плюсы дополнительного образования, без тесного взаимодействия учреждений дополнительного образования и семьи, без активного участия, заинтересованности и поддержки родителей не возможно воспитание в ребенке успешной личности. Поэтому одним из направлений деятельности Дома детского творчества является работа с семьей.Поскольку, какую бы сторону развития детей мы не рассматривали, как бы ни старались погрузить ребенка в ситуацию успеха, всегда окажется, что главную роль играет семья. Основными воспитателями являются, прежде всего, родители, а задача любого образовательного учреждения – это оказание помощи и поддержки им.  Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда педагоги и родители станут союзниками.

В последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и образовательного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность. Признание приоритета семейного воспитания на современном этапе требует совершенно иных взаимоотношений семьи и образовательного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие», «социальное партнёрство».Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта в ходе, которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов, что особенно необходимо при полноценном развитии личности.

Многие родители допускают ошибки в воспитании, но не хотят их видеть и исправлять; другие считают, что заниматься воспитанием ребёнка должны педагоги, поскольку «это их обязанность». Поэтому задача педагогов заключается в правильной организации взаимодействия с родителями своих воспитанников. Чтобы общение педагогов с родителями не ограничивалось взаимными претензиями, необходимо взаимодействие с родителями строить на принципах доверия, диалога, партнёрства, учёта интересов родителей и, самое главное, их опыта в воспитании детей. Педагоги прошлого века – говорили о необходимости приобретения родителями педагогических знаний, о важности и целенаправленности семейного воспитания, о необходимости сочетания знаний и опыта. В этом современным родителям могут оказать помощь педагоги дополнительного образования, несмотря на то, что информация по вопросам воспитания ребёнка можно получить сейчас разными путями. Это и периодические издания, Интернет и многочисленная популярная литература для родителей.Педагоги дополнительного образования ежедневно общаются с детьми и их родителями, видят проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи. Педагоги стараются оказывать помощь родителям в разных формах.

В настоящее время педагоги используют новые нетрадиционные формы работы с родителями. Но мы прекрасно понимаем, что мероприятия, проводимые эпизодически, не могут заменить систематической работы с родителями, и не имеют положительного эффекта. Важно учитывать и тот факт, что сейчас на родителей обрушивается большой поток информации: выходит множество журналов, создаются радио- и телепрограммы, но при этом они направлены на некоего усреднённого родителя и среднестатистического ребёнка, а к воспитанию приходят мамы и папы, которым важно знать особенности развития именно их детей. Поэтому непосредственно педагоги дополнительного образования играют ведущую роль в обогащении родителей педагогическими знаниями.

Нетрадиционные формы и методы работы педагога дополнительного образования с родителями ребёнка

Нетрадиционные формы работы – новые формы работы, которые помогают лучше оказать помощь семьям в воспитании и обучении ребенка. Формирование сотрудничества детей, родителей и педагогов зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимоотношение взрослых в этом процессе.Результат воспитания может быть успешным только при условии равноправного партнерства педагогов и родителей, так как они воспитывают одних и тех же детей. В основе этого союза положено единство стремлений, взглядов на воспитательно-образовательный процесс, пути достижения намеченных результатов. Родители готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей. Но современные родители – взрослые, образованные, имеющие жизненный опыт люди, умеющие анализировать ситуацию, поэтому в решении ряда проблем педагог обязан использовать педагогические инновации, новые нетрадиционные формы работы. К ним относятся: конкурсы и проекты, мастер- классы. Проведение разнообразных мероприятий позволяет укрепить взаимодействие педагогов с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с детьми. Важным моментом проведения мероприятий является соревновательный дух, который помогает объединиться родителям, повышает инициативность неактивных родителей.

Содержание мероприятий может быть разным. Это могут быть традиционные конкурсы или соответствующие тематике плана работы. При подготовке конкурса необходимо определить цель проведения, участников, состав жюри, критерии оценки, награждение победителей. Необходимо заранее ознакомить родителей с положениями конкурса, дать достаточное количество времени на его подготовку. Итоги проведения творческих конкурсов могут быть представлены родителям в виде стенгазеты в холле, выставки и др. Эта интересная форма работы помогает родителям свободно познакомиться друг с другом, поделиться опытом семейного воспитания, активизировать творческое общение родителей с детьми. Объявление о проведении конкурса вывешивается в вестибюле заранее. Дополнительно каждая семья получает листовку с условиями конкурса.

“Круглый стол”Целью такого мероприятия в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания. На заседание “круглого стола” приглашаются родители, письменно или устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или другой темы со специалистами.

Деловая игра – простор для творчества. Она максимально приближает участников игры к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку. Нет конкретной направленной схемы проведения деловых игр. Все зависит от компетентности, способностей и выдумки руководителей. Целью деловых игр является выработка и закрепление определенных навыков, умения предупредить конфликтные ситуации. Роли в деловых играх могут распределяться по-разному. В ней могут участвовать воспитатели, заведующие, социальные педагоги, родители, члены родительского комитета. В деловой игре также принимает участие референт (их может быть несколько), который ведет наблюдение за своим объектом по специальной карточке наблюдения. Темой деловых игр могут быть разные конфликтные ситуации.

Семейные клубы – это неформальные объединения родителей, созданные для решения практических задач воспитания. Обычно они организуются группой энтузиастов: педагогов и родителей. Деятельность семейных клубов основана на добровольных началах. В семейных клубах критически настроенным родителям становятся видны не только недостатки, но и достоинства собственных детей, а восторженным родителям видны не только достоинства, но и недостатки.Дети приобретают в семейных клубах ценный опыт общения с людьми разных характеров, оказываются в разных ролевых позициях. Семейный клуб – один из действенных каналов передачи, сохранения и развития ценностей семейной культуры, а также интересная и результативная форма взаимодействия дополнительного образования с семьёй. Такие мероприятия обеспечивают живую связь поколений, передачу всего лучшего, что есть у старшего поколения. Являясь неформальным источником просвещения, клуб предъявляет лучшие образцы воспитания детей в семье и социуме. При проектировании клубных встреч важно обеспечить единство трёх взаимосвязанных моментов: сообщение определённой информации – её ценностная интерпретация – побуждение участников встречи к практическому действию.Вечера вопросов и ответов представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение. Роль вечеров вопросов и ответов в вооружении родителей педагогическими знаниями состоит не только в самих ответах, что само по себе очень важно, но также и в форме проведения этих вечеров. Они должны проходить как непринужденное, равноправное общение родителей и педагогов, как уроки педагогических раздумий.

Родителям не позднее, чем за месяц объявляется о проведении этого вечера. Методисты, педагоги, социальные педагоги должны к нему готовиться: собирать вопросы, группировать, распределять их в педагогическом коллективе для подготовки ответов. На вечере вопросов и ответов желательно присутствие большинства членов педагогического коллектива, а также специалистов – медиков, юристов, социальных педагогов, психологов и др., в зависимости от содержания вопросов. На родительских собраниях сообщают время проведения вечера вопросов и ответов, предоставляют возможность продумать вопросы и зафиксировать их на бумаге, также у родителей есть возможность продумать вопросы дома и вручить педагогу позже.

«Встречи-знакомства» – это встречи, целью которых является разностороннее знакомство семей воспитанников между собой и знакомство с педагогами. Для этого можно использовать специальные методы.

«Выбери дистанцию» – педагог объявляет какой-либо предмет символом обсуждаемой встречи с родителями и ставит его в центре комнаты. Затем предлагает родителям встать на таком расстоянии от предмета, которое могло бы лучше всего продемонстрировать их близость или отдалённость по отношению к теме встречи. Каждый из родителей одной фразой объясняет выбранное им расстояние.

«Язык фотографий»- педагог раскладывает на полу фотографии, непосредственно связанные с темой встречи. Каждый родитель выбирает одну фотографию и, назвав предварительно имя и фамилию, коротко комментирует свой выбор. При этом он высказывает возникшие у него у него в связи с фотографией ассоциации, мысли, чувства и устанавливает их связь с темой встречи.

«Зеркало » – педагоги вешают на стену заранее оформленный плакат и просят родителей по очереди представиться. Каждый родитель коротко рассказывает о себе, а педагоги в это время фиксируют его анкетные данные и увлечения на плакате.

«Фамильная символика» – педагоги предлагают каждому родителю нарисовать на визитной карточке около фамилии какой-либо рисунок, изображение или символ, с помощью которого другие участники могли бы лучше запомнить фамилию. В ходе выполнения задания родители могут советоваться и помогать друг другу при рисовании. После того, как каждый участник нарисует свой символ, он поясняет, какая связь существует между нарисованным им символом и фамилией связь.Важным фактором личностного развития ребёнка является удовлетворение его потребности в положительных эмоциональных контактах с близкими людьми, в первую очередь – с родителями. Такие контакты помогают установить семейные праздники. Семейный праздник – это день, объединяющий семьи воспитанников и педагогов, музыкальных руководителей.

Организация семейных праздников – одна из действенных форм сотрудничества детей, педагогов и родителей, направленная на решение следующих задач: преодоление препятствий в общении взрослых и детей; развитие у воспитывающих взрослых способности понимать эмоциональные состояния и чувства детей; приобретение родителями опыта проведения семейных праздников, с опорой на рекомендации педагогов специалистов.Самая эффективная форма взаимодействия всех членов воспитательного процесса, по мнению многих педагогов, мастер-класс. Основан он на совместном сотрудничестве педагогов и родителей, и сотворчестве детей и родителей. Данная форма предполагает, что дети, родители, педагоги – члены одного коллектива. Их объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых существенным образом зависит от характера их взаимодействия.Главными помощниками, главной опорой и поддержкой в любой, даже самой трудной ситуации, для каждого ребенка являются любимые и самые близкие люди – это родители. Семья – это самая важная среда формирования личности и институт воспитания, но не единственная. «Родитель – самая трудная профессия на свете, а никто к ней не готовит».

Мне очень хотелось бы, чтобы педагоги и родители всегда помнили, что семья для ребёнка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение и нравственное воспитание.

Образовательные учреждения, окружающая среда и другие факторы также оказывают влияние на становление личности. Взаимодействие общего образования, дополнительного образования и семьи – идеальная формула для развития и воспитания успешного человека.

Здоровья Вам и успехов в воспитании Ваших детей.

Источник