Роль динамических игрушек в развитии ребенка

Роль динамических игрушек в развитии ребенка thumbnail

Специфические особенности динамических игрушек

В культуре разных народов во всех частях света можно встретить множество «подвижных» игрушек, которые отображают различные характерные виды движения – лазание, кувыркание, скатывание, вращение живых существ и предметов. Образ действия игрушек в разных странах схож,  а персонажи отличаются (например, медведь-верхолаз в России и тигр-верхолаз в Индии).  Поскольку данный класс игрушек отражает законы динамики, их можно назвать динамическими. Значительная  их часть – это традиционные деревянные игрушки, которые обретают новую жизнь. Некоторые российские  динамические игрушки (в основном, богородские) широко известны за рубежом. Это кузнецы, клюющие курочки и др. В наши дни появляются новые игрушки, идея или принцип действия которых основаны на традиционной народной игрушке.

Ключевая характеристика динамических игрушек – это непосредственный двигательный ответ игрушки на движение и действие самого человека.    Динамические  игрушки с одной стороны  дают возможность почувствовать ребёнку собственное движение и его результат, а с другой — отображают важнейшие физические закономерности окружающего предметного мира, что и составляет смысл экспериментирования с ними. Дети могут наблюдать и осваивать не только очевидные свойства, но также действие сил, которые в чистом виде недоступны наблюдению: силы инерции, силы трения, силы тяжести, скольжения. Кроме того, все эти явления связаны с действием гравитации, поскольку  любое движение испытывает ее действие, соотносится с ней или её преодолевает.  Естественно, дети её не видят, но по собственному опыту восприятия переживают ее действие.

Динамические игрушки следует отличать с одной стороны от механических и электронных игрушек, а с другой – от игровых материалов и оборудования для развития движений.

Сегодня на пике популярности среди родителей находятся так называемые интерактивные игрушки, которые по сути являются роботами. Например, виляющие хвостом, тявкающие, кувыркающиеся звери.  Движения этих игрушек совершенно не зависят от действий ребенка и не заданы им. Поэтому  электрические, электронные, или заводные игрушки нельзя отнести к классу динамических в силу запрограммированности и  оторванности от действий играющего.

В отличие от механизированных и роботизированных игрушек, характерной общей особенностью всех динамических игрушек является то, что ребенок сам, собственным усилием запускает процесс их движения  (раскручивает юлу, запускает катиться шарики или качает неваляшку). При этом характер и особенности движения задаются самим ребенком.

Динамические игрушки необходимо отличать также от оборудования для развития движений.  Различие заключается в мотивации действия ребенка.  Педали для  шагания, диски для вращения,  оборудование для балансирования и т.п., созданы для того, чтобы совершенствовать движения человека.  Мотив действия в данном случае направлен на развитие собственной ловкости, силы, координации движений и пр. С такими игровыми «тренажёрами» ребенок приводит в движение самого себя. В случае динамических игрушек мотив направлен на то, чтобы привести в движение игрушку, при этом,  собственное движение, его соразмерность и ловкость – это побочный результат игры. Игра осуществляется не ради собственной ловкости, а ради того, чтобы оживить игрушку, вызвать её «правильные»  движения.

Виды динамических игрушек

Большой массив динамических игрушек нуждается в систематизации для более детального анализа их развивающего значения и для определения их возрастной адресации. Классификация динамических игрушек  возможна по различным основаниям, среди которых можно выделить следующие:

  1. наличие образа;
  2. характер движения игрушки — движения персонажей и орудийные действия;
  3. сложность управления движением.

        Прежде всего,    динамические игрушки делятся по признаку наличия или отсутствия образа — персонажа, который осуществляет движение. Одни динамические игрушки несут определенный образ того или другого существа, другие его не имеют  — это просто шарик, стержень с диском, или что-то подобное.

Образные динамические  игрушки. Если это человек, то очень активный, деятельный. Он либо лазает, кувыркается, либо делает что-то узнаваемое: кузнецы и дровосеки, альпинист и трубочист, и пр. Если это животное или птица, то его можно узнать не только по внешнему облику, но и по  особенным, присущим именно этому существу движениям. Белка скачет, дятел долбит клювом «ствол», курочки клюют корм. Исключение составляют современные вариации богородских игрушек, где животные очеловечены и совершают вполне человеческие действия, например, медведь стучит лапами по клавиатуре компьютера.

Ассортимент динамических игрушек без одушевленного образа, на первый взгляд, существенно меньше. Зато возможности вариаций и усложнения движения здесь безграничны. Волчки, кугельбаны, балансиры чрезвычайно разнообразны  как по своему устройству, так и по сложности движений.

     По характеру движения динамические игрушки можно условно разделить на следующие виды: колесные каталки, шагающие и скачущие фигурки,  кувыркающиеся и лазающие фигурки, качающиеся и парящие в воздухе (лошадка-качалка, парящая в воздухе птица,  вращающиеся игрушки (волчки, вертушки). Катящиеся по желобкам предметы  на кугельбане — дорожке для шариков, дисков и пр. И, конечно, традиционные богородские игрушки — кузнецы, дровосеки, барабанщик, рыбак и т.п.

Мы упомянули лишь наиболее типичные виды динамических игрушек. Существуют еще и другие, но охватить их все не представляется возможным.

Динамические игрушки  существенно различаются по сложности управления.    Очевидно, что возрастная адресация игрушки определяется сложностью действия с ней. В отношении нормативно развивающихся детей можно наметить определенные ориентиры. Уже годовалый может положить шарик в желобок небольшого по размеру кугельбана  и наблюдать за его путешествием. В полтора-два года ребенок может поставить бычка на дощечку и, если тот случайно покачнулся в нужном направлении, с восторгом наблюдать за его спуском. Но, если бычок остановился, целенаправленно качнуть его должным образом сможет ребенок только около 2,5 лет. Волчки осваивают дети в 3-4года, а поднимать верхолаза, действуя попеременно и ритмично обеими руками  – около 5 лет. Игрушки-балансиры, где надо закатить шарик в лунку,  становятся посильны детям в шести-семи-летнем возрасте.

Есть ряд игрушек, возрастной диапазон которых достаточно широк, причем, на каждом этапе решаются все новые задачи. Сооружение кугельбанов из предполагает использование сначала малого количества деталей и опорных кубиков, затем все большее, расчет траектории движения и объемное планирование – от 4 до 8-10 лет.

Развивающее значение динамических игрушек

Что же дают динамические игрушки для детского развития?   На первый взгляд они достаточно просты. Педагоги часто относят  игры с данными игрушками к забавам.  Однако, помимо удовольствия, данный вид игрушек вносит значительный вклад в развитие, в особенности в младшем возрасте.

У маленьких детей  при игре с динамическими игрушками можно наблюдать интересный феномен:  они как бы уподобляются движущемуся предмету, воспроизводят  его движения. Например, взяв в руки клюющих курочек, девочка  2 лет, еще не улавливая связь между качанием шарика и движением курочек, «помогает» курочке «найти корм» — склоняет свою голову книзу и, вытягивая шею, как бы показывает, как нужно клевать. Наблюдая вращение волчка, двухлетний  малыш в такт  с его движением заворожено покачивается  вместе с ним. Трехлетний ребёнок, увлекшись запуском волчков,  играет в юлу своим телом – раскручивается вокруг себя и, замедляясь, падает на бок. Так же телесно переживает ребёнок  и движения кувыркающегося человечка.  Малыш неустанно запускает в движение его фигурку, а спустя какое-то время,  подражая, буквально учится  у игрушки кувыркаться, вставая в перевернутое положение. В этих примерах можно заметить своеобразную идентификацию с подвижной игрушкой, которая выражается в подражательных действиях.

Важнейшая особенность  детского восприятия состоит в том, что ребенок более остро, чем взрослый, переживает связь с внешним миром.  Ребенок впитывает впечатления, и  отождествляет себя с окружающими событиями, что выражается в склонности к подражанию. У детей при активном наблюдении движений происходит их внутреннее  телесно-чувственное  проигрывание и последующее воспроизведение. Многие специалисты высказывают мысль о подражании как ведущем  механизме развития в младшем возрасте. На эту особенность детей дошкольного возраста  указывали многие учёные и педагоги [1; 2], об этом, как важном и необходимом этапе развития, свидетельствуют нейропсихологи и коррекционные педагоги [3; 4]. Современные исследования «зеркальных нейронов» подтверждают это свойство на физиологическом уровне.

Мы многократно наблюдали очевидную связь между игрой с динамическими игрушками и двигательными пробами ребенка. Приведение игрушки в движение, наблюдение и внутреннее сопереживание, подражание ее движению переходит к следующему этапу – к целенаправленному приведению в движение собственного тела, т.е.  движение интериоризируется. В игре с динамическими игрушками требуется и одновременно развивается все более высокоорганизованная интеграция увеличивающегося числа сенсорных стимулов,  идущих от игрушки и от собственного тела.

Подражание игрушке наблюдается не всегда и проявляется более отдаленно во времени, нежели подражание человеческим действиям. Это связано с тем, что человек существенно активнее игрушки, а игрушка  при всех своих динамических характеристиках предполагает некую собственную активность со стороны ребенка.

Эмоциональная вовлеченность в движение  свидетельствует о том, что при играх с динамическими игрушками «Я» ребенка как будто соединяется с игрушкой  и выносится  вовне. Ребёнок эмоционально вовлеченный концентрируется на движении, сопровождает его напряжённым взглядом  и   удовлетворённо вздыхает, когда движущийся предмет  достигает своего финиша. Идентификация ребенка с движением игрушки  непременно сопряжена с глубокой эмоциональной вовлечённостью. Более того, согласно наблюдениям, без такой эмоциональной вовлечённости никакого подражания движениям игрушки у детей не возникает. Например, в некоторых случаях  ЗПР, или ранних проявлениях  аутизации дети отчётливо видят движения игрушек, но никаких признаков  их соучастия в движении не наблюдается.

Наши наблюдения показывают, что механическим и электронным игрушкам, дети подражают реже, и в этих случаях  движения ребенка примитивны и качественно не совершенствуются.

Динамические игрушки  как бы «заражают» ребёнка своим движением, передают ему характер  движения предмета или существа. Причём это не просто механическое воспроизведение чужих движений. В таком взаимопроникновении внутреннего и внешнего движения осуществляется связь  зарождающегося «я» ребенка с внешним миром и переживание этого мира внутри себя. Это переживание, безусловно, способствует становлению самоощущения и самосознания. Столь яркая эмоциональная вовлечённость в движения игрушки наблюдается преимущественно у младших детей –  до 4 года. После 5-6 лет ребёнок уже не так явно идентифицируется с движениями динамических игрушек, однако их развивающая роль от этого не снижается, поскольку они дают ребёнку чувство собственного движения. [6]

Это яркий пример «ощущения собой иного»,  о котором пишет Б.Д.Эльконин  [5]. Соотношение чувства себя  (внутренней перцепции, самовосприятия) и восприятия  «иного»  (в нашем случае игрушки)  сливаются и образуют основу «самообнаружения» или субъективности. Соотношение восприятия своего движения и движения игрушки (своего и иного), взаимопереход внешней и внутренней перцепции расширяют субъективное жизненное пространство и, в то же время,  задают границы своего и иного.  В таком взаимопереходе можно усмотреть начало сопереживания, «присоединения»  к  другому.

Игрушка  одновременно  дает обратную связь,  которая возникает от наглядного результата:  получилось — не получилось, как получилось. Важно, что корректирующий момент  ребёнок получает от  самой игрушке, а не от взрослого и не сравнивая  себя с другими детьми.  Ловкость, соразмерность, адекватность движений и действий ребенка  опосредовано отображается в успешном действии игрушки.  Стремясь правильно управлять игрушкой, ребёнок всё более точно чувствует и регулирует свои движения, пробует разные варианты и тем самым совершенствует их.

Кроме того, динамические игрушки предоставляют широчайшие возможности для экспериментирования, поскольку они открывают свойства и закономерности механического движения;   действуя с такими игрушками, ребенок самостоятельно осваивает их.

Динамические игрушки при продуманном использовании и тщательно подобранном ассортименте могут оказать существенную помощь в коррекции различных двигательных и эмоциональных  нарушений.  Наглядное движение игрушки, необходимость выделять свойства и действовать соразмерно в каждом конкретном случае, вариативность характера и скорости действий делает динамические игрушки замечательным материалом.

Одни и те же игрушки действуют  избирательно в различных случаях. То, что одного ребенка выведет из состояния погруженности в себя,  другому поможет успокоиться и сконцентрировать внимание. Для многих  детей такие игрушки могут помочь продвинуться от ситуативного интереса к более устойчивой концентрации, целенаправленному наблюдению и действию.

В динамических игрушках  в потенциальном виде  соединяются два вектора: развитие самовосприятия и  познавательное развитие – движение вовнутрь и вовне. Это обстоятельство придает особый статус развивающему значению динамических игрушек.

Как выбирать динамические игрушки

         При выборе игрушек нужно обратить внимание на следующие существенные моменты:

  • истинность, некарикатурность образа. Маленький ребенок нуждается в правдивом, достоверном и, одновременно, художественном, образном отображении мира. Именно такая картина является основой адекватного восприятия себя и окружения в дошкольном возрасте.  Глубокое доверие к миру позднее — в школьные годы — служат отправной точкой для юмора и пародии.
  • естественность и плавность движения — двигательная природосообразность. Если у бабочки западает крылышко, то она «не может  летать». Крокодил, например, не может быть игрушкой-верхолазом, карабкающееся движение для него противоестественно.
  • соответствие звука, цвета и образа – гусеница, громко трещащая при движении, не формирует истинной картины движения насекомого. Живые, органические, природные формы и мягкие цвета и сочетания предпочтительнее для зрительного и тактильного восприятия.
  • прочность и ремонтопригодность – в этом плане несомненные преимущества имеют игрушки из дерева, они прочнее, лучше подаются ремонту.
  • возможность игрушки расти вместе с ребенком, быть включенными в сложные состязательные игры, в сюжетные игры в качестве персонажей (человечки, животные) или предметов-заместителей (мяч, волчок).

И  самое важное! динамические игрушки должны быть в открытом доступе для детей: крупные —  стоять в игровом уголке, мелкие – на полках на уровне головы ребенка, а пара «верхолазов» может висеть на своих шнурах в прихожей, чтобы те дети, которые оделись и ждут других, могли с пользой поиграть.

Литература 

  1. Айерс Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. М., «Теревинф,»2009.
  2. Кёниг К. Воспитание чувств и телесный опыт. М., «Энигма» 1999.
  3. Максимова Е.В. «Уровни общения. Причина возникновения раннего детского аутизма и его коррекция на основе теории Н.А.Бернштейна» М., 2008.
  4. Семенович А.В. Ведение в нейропсихологию детского возраста, М, «Генезис»,2005.
  5. Эльконин Б.Д. «Опосредствование, действие, развитие», ИД «ERGO», Ижевск, 2010г.
  6. Смирнова E.O., Абдулаева Е.А. Условия становления пространственного образа Я в раннем возрасте // «Культурно-историческая психология», 2009- №3.

Источник

Психологическая наука и образование - №2 (64) / 2011 | Перейти к описанию

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг
Science Index
РИНЦ 2019

1 место —
направление «Психология»
2 место — направление «Народное
образование. Педагогика»

86 место
— общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

2,540 —
показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,154 —
двухлетний импакт-фактор

 

Психологическая наука и образование
2011. Том. 16, № 2. С. 46–55
ISSN:
1814-2052 / 2311-7273 (online)

Абдулаева Е.А.
методист Московского городского центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ, Москва, Россия
e-mail: elena-abdulaeva@mail.ru

Смирнова Е.О.
доктор психологических наук, начальник отдела, отдел психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек, Центра прикладных психолого-педагогических исследований, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия
e-mail: smirneo@mail.ru

Аннотация

В статье рассматривается особый вид игрушек, которые отражают различные характерные виды движения и поэтому получили название динамических. Такие игрушки, с одной стороны, дают возможность почувствовать ребенку собственное движение и его результат, а с другой – отображают важнейшие физические закономерности окружающего предметного мира. Представлена авторская (Е. А. Абдулаева) разработка типологии динамических игрушек по трем основаниям – по образу, характеру движения и по сложности управления движением; приводится подробная классификация динамических игрушек, рассматривается их возрастная адресация и подробно анализируется развивающее значение на разных этапах онтогенеза. Особое внимание в статье уделяется роли игрушек в становлении пространственного «образа Я», в развитии и взаимоинтеграции «Я внешнего» и «Я внутреннего», внешней и внутренней перцепции. Описываются возможности использования динамических игрушек в абилитационной и коррекционной работе.

Специфические особенности динамических игрушек

В культуре разных народов во всех частях света можно встретить множество «подвиж­ных» игрушек, которые отображают различ­ные характерные виды движения – лазание, кувыркание, скатывание, вращение – живых существ и предметов. Образ действия таких игрушек в разных странах может быть очень схож, хотя их персонажи отличаются (на­пример, медведь-верхолаз в России и тигр­верхолаз в Индии). Поскольку данный класс игрушек отражает законы динамики, их мож­но назвать динамическими. Значительная их часть – это традиционные деревянные игруш­ки, которые сегодня обретают новую жизнь. Некоторые российские динамические игруш­ки (в основном богородские) широко извест­ны за рубежом: кузнецы, клюющие курочки и др. В наши дни появляются новые игрушки, идея или принцип действия которых основаны на традиционной народной игрушке (клоун на перекладине, ныряющий кит, кугельбан подъ­емный, diabolo и многие другие).

Ключевая характеристика таких игру­шек – непосредственный двигательный от­вет игрушки на движение и действие чело­века. Динамические игрушки, с одной сторо­ны, дают возможность почувствовать ребен­ку собственное движение и его результат, а с другой – отображают важнейшие физические закономерности окружающего предметного мира. В игре с ними возможно наблюдение и восприятие различных видов движения в кон­центрированном виде. Ребенок же может на­блюдать и осваивать не только очевидные свойства, но также действие сил, которые в чистом виде недоступны наблюдению: силы инерции, силы трения, силы тяжести, сколь­жения. Кроме того, все эти явления связаны с действием гравитации, поскольку любое дви­жение испытывает ее действие, соотносится с ней или ее преодолевает. Естественно, ре­бенок ее не видит, но по собственному опы­ту восприятия переживает ее действие. Дина­мические игрушки следует отличать, с одной стороны, от механических и электронных игрушек, а с другой – от игровых материалов и оборудования для развития движений.

<…>

  1. Айерс А. Дж. Ребенок и сенсорная интегра­ция. Понимание скрытых проблем развития. М., 2009.
  2. Бернштейн Н. А. О построении движения. М., 1947.
  3. Кениг К. Воспитание чувств и телесный опыт. М., 1999.
  4. Карягина Т. Д. Философские и научные кон­тексты проблемы эмпатии // Консультативная психология и психотерапия. 2009. № 4.
  5. Косоногов В. Зеркальные нейроны: Краткий научный обзор. Ростов-н/Д, 2009.
  6. Максимова Е. В. Уровни общения. Причина возникновения раннего детского аутизма и его коррекция на основе теории Н. А. Бернштейна. М., 2008.
  7. Рамачандран Р., Оберман Л. Разбитые зерка­ла: теория аутизма // В мире науки. 2007. № 3.
  8. Семенович А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста. М., 2005.
  9. Смирнова E. O., Абдулаева Е. А. Условия ста­новления пространственного образа Я в раннем возрасте // Культурно-историческая психология. 2009. № 3.
  10. Штайнер Р. Воспитание ребенка с точки зре­ния духовной науки. М., 1993.
  11. Эльконин Б. Д. Опосредствование, действие, развитие. Ижевск, 2010.
  12. Steiger Eva, Ivan Kinderträme. Spielzeug aus zwei Jahrtausenden. München, 2004.
  13. Emmi Pickler. Lass mir Zeit: https://www.pikler­hengstenberg.at/pdf/zeit.pdf.

 

Источник