Роль дидактической игры в развитии речи ребенка

“Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста”

Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом.

Ребенок – дошкольник большую часть времени проводит в детском саду, общается с воспитателем, учится у него многому, в том числе и культуре речи. Поэтому особо внимание педагогу следует уделять своей речи, она должна быть четкой и внятней.
Причины низкого уровня развития речи:

• Воспитатель знает методику, но не технологию. Не знает уровня развития речи.

• Речевое развитие рассматривается как изолированный психологический процесс в отрыве от мышления и эмоций, воображения.

• Обучение идёт в лингвистической форме, игнорирует коммуникативные умения, отсюда – отсутствие культуры речи и культуры общения.

• Комфортное пребывание в саду способствует успешному развитию

Что же надо помнить для успешного речевого развития ребёнка дошкольника?

Необходимо помнить следующие:

• цель обучения должна быть эмоционально значима для него – достигнув цели, ребенок ждет похвалы или удивления взрослого;

• лучше сохраняется материал, тот который поразил и увлек ребенка;

• дети очень любят соревнование и игру;

• во многом внимание дошкольника зависит от изобретательности взрослых, их фантазий.  В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками;

• обеспечить развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с возрастными особенностями;

• обеспечить условия для обогащения их словаря в соответствии с возрастными особенностями;

• создать условия для овладения детьми грамматическим строем речи;

• развивать связную речь с учётом их возрастных особенностей;

• уделить специальное внимание развитию у детей понимания речи

(упражняя в выполнении словесных инструкций);

• приобщать детей к культуре чтения худ. литературы;

К трем годам, как правило, ребенок интенсивно набирает словарь, начинает говорить фразами. Одновременно с развитием речи развивается мышление и воображение, внимание, память, мышление – основы, на которых строится речь. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи. Но это очень трудно и ответственная работа, требующих подбора наиболее действенных средств и метода обучения. Одно из таких средств – игра, которая является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Как говорил А.С.Макаренко, игра обязательно должна присутствовать в детском коллективе. Детский коллектив, не играющий, не будет детским коллективом…

Воображение, развивается только в коллективе, обязательно играющем. В процессе реализации ФГОС в ДОУ игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль. Игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает.

Таким образом, игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение.

Дидактические игры

Что представляют собой дидактические игры?

 Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

 Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.

Дидактические игры играют важную роль в развитии речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например, «назови одним словом» или «назови три предмета».

 В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. Активизируется речь при общении детей в игре, решение спорных вопросов. В игре развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы.

В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на 3 основных вида: игры с предметами (игрушками), настольно-печатные и словесные игры.

Структурой дидактической игры являются:

• Дидактическая задача (нужно знать уровень подготовленности воспитанников, т.к. они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями).

• Игровые правила (цель: организовать действия, поведение детей. Могут разрешать, запрещать, предписывать, делая игру занимательной, напряженной).

• Игровые действия или ход игры (ими направляется, контролируется выполнение правил).

Методика организации дидактических игр имеет три направления: Подготовка, проведение, анализ.

 «Подготовка»

•  отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь и др.);

• установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;

•  определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);

•  выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;

Читайте также:  Умный ребенок все для развития детей скачать видео

• определения количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);

• подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки…);

• подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;

• подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

 «Проведение»

• ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);

•  объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил;

• показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, если кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);

• определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);

•  подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, т.к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.

• В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет тоже интересной.

Дети обычно ждут этого дня.

«Анализ»

 Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать ее новым материалом в последующей работе.

В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи, например в своей работе я использую такие игры, как “Назови ласково” “Чего не хватает”;“Угостим животных”

Отсюда можно сделать вывод:

Игра – ведущий вид деятельности, а игровая деятельность – самое интересное, доступное для ребёнка занятие. Именно через игровую совместную деятельность детей и педагога возможно расширять и активизировать словарь детей, формировать грамматический строй речи.

Список использованной литературы:

1 . Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактической игре дошкольников. – М.: Просвещение, 1992 г.

2. Боровик О.В. Развитие ребенка в ваших руках. – М.: Новая школа, 2000 г.

3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М: Просвещение,1991г.

4. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981 г.

5. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1984г.

6. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи в детском саду. – М.: Просвещение, 1993г.

7. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Влияние словарной работы на связность речи

/Дошкольное воспитание. – 1981 г. № 2.

8. Швайко Т.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М.: Просвещение, 1983г.

Источник

Роль дидактической игры в развитии речи ребенка.

        Игра — основной род деятельности детей, поэтому и всесторонне развивать его стоит через игру. Для этого существует множество дидактических игр, направленных на разные стороны развития ребенка. Одним из таких видов являются дидактические игры для развития речи. Задача таких игр обучить ребенка новым словам, их правильному произношению, научить склонять и использовать речь связно, с помощью словотворчества. Дидактические игры помогают ребенку понять и услышать разницу между созвучными словами, узнать о разных форма слова, о применении предлогов и союзов. Детки постарше учатся с помощью дидактических игр строить сложные предложения, развивать мышление и воображение, пополнять свой словарный запас. Роль дидактических игр в развитии ребенка, в частности его речи очень большая, ведь все обучение строиться именно на них. Значение игр в воспитании детей нельзя преувеличить, так как только игровая деятельность может привлечь ребенка, а значит научить.

Развитие речи детей посредством дидактических игр.

        Каждая игра оставляет свой след в развитие малыша, использование дидактических игр способствует:

  • Обучению ребенка восприятия речи, как средства связи;
  • Пополнение словарного запаса;
  • Развития фонематического слуха;
  • Развитие речевого творчества;
  • Восприятию интонационной и звуковой культуры речи;
  • Постановке связной речи;
  • Постановке диалогической речи;
  • Умению грамотного использования речевых оборотов, предлогов.

Типы дидактических игр.

          Все игры можно условно подразделить на несколько типов. В идеале использовать каждый тип отдельно с разной игрой. Это поможет малышу не утомиться, но при этом разнообразные игры помогут тренировать память, слух, пополнять словарный запас. Сами дидактические игры делятся на три типа: настольно-печатные (книги, картинки, карточки); с игрушками и предметами; словесные. Важную роль в эффективности дидактических игр занимает проведение их верным путем. Воспитатель в дошкольных учреждениях должны выбирать игры, направленные на определенную сторону развития речи, в зависимости от возраста детей и их уровня речевого развития. Игра так же должна заинтересовать всех детей, чтобы у них был азарт выполнять поставленные задачи, совместно достигая цели. Для того, чтобы малыши с удовольствием отвечали на вопросы, угадывали слова и буквы, находили нужные карточки и собирали пазлы правильно. То есть были внимательными при выполнении упражнений.    

Читайте также:  Развитие всех сфер у ребенка

       Для этого необходимо добиться достижения нескольких пунктов одновременно:                                                                                                                                 – Дети должны четко понять, что от них требуется. Нужно просто и ясно изложить условия игры и уметь правильно поставить цели и задачи. При необходимости вы можете корректировать их по ходу игры.

– Показать свою заинтересованность. И родители, и воспитатели должны быть полностью вовлечены в процесс игры. Это поможет детям вникнуть в процесс и вести игру честно и по правилам, под присмотром взрослых. Если детки видят, что вы рассеяны и играете только потому что надо, их интерес угаснет очень быстро. Лучше в таком случае не играть, чем играть так плохо.

– Поощрять ребенка. Каждая выполненная задача должна быть отмечена родителем или воспитателем. Это необходимо для того, чтобы ребенок мог почувствовать что-то, что происходит важно и требует его внимания. Обычная похвала с указанием заслуг, что он молодец, похлопывание по плечу – морально поддержат любого ребенка и придадут ему уверенности в собственных силах.

– Игра должна быть в радость. Сложно угодить нескольким детям сразу, однако важно, чтобы все были заинтересованы. Игра не должна длиться слишком долго, иначе детки утомятся и потеряют интерес не только к происходящей игре, но и могут не захотеть играть во что-то другое. Если дети ссорятся из-за выбора дидактической игры, то найдите вместе компромисс, например, сейчас вы играете в первую игру ровно 5 минут, потом столько же во вторую.

        Дидактические игры так же благотворно влияют на способность детей к самоорганизации, а значит и самообразованию.  Правила игр для развития речи обычно довольно простые, легко запоминаются, а значит дети могут объяснять их другу или научить новым играм родителей. Дошкольники часто играют самостоятельно, развивая свою речь посредством игры. В эти моменты им лучше не мешать, чтобы интерес к игре не пропал. Особенно приживаются активные игры с мячом или те игры, которые могут вызвать смех. Например, игра «сломанный телефон» нравится детям не только дошкольного возраста, но и ученикам младших классов. Игры, направленные на развитие речи могут быть совершенно разными и увлекать не только детей, но и взрослых. Например, игры на поиски синонимов, антонимов или слов на определенную букву (всем известная игра в «слова», где нужно назвать слово, начинающиеся на последнюю букву предыдущего слова). Вариаций по игре со словами множество, поэтому важнейшей задачей родителей служит постоянство и регулярность при проведении игр.

Еще одной из причин успеха дидактических игр как средства развития речи или других навыков у детей является элемент соревнования. Всегда интересно, быть первым, а значит назвать больше слов, быстрее подобрать рифму и дополнить фразу. Элемент соревнования один из важнейших толчков к игровой деятельности и саморазвитию.

          Играть дети не перестают очень долгое время. Задачей воспитателей и педагогов является правильный подбор игр, актуальных для определенной возрастной категории детей. Если дидактические игры подобраны в соответствии с детскими возрастными потребностями, правильно проведены, то они, безусловно будут иметь успех. Обучение связной и грамотной речи игровым способом должно быть регулярным. Менять игры стоит постепенно и плавно. Когда детки растут, сначала выводятся из обихода одна игра и заменяется другое. Затем вторая, третья и так далее. Через какое-то время весь репертуар дидактических игр обновится и станет подходящим для повзрослевшего ребенка. И помните, что дидактические игры, как средство развития речи детей, являются одним из лучших методов.

Источник

«Роль дидактической игры в речевом развитии ребенка»

Подготовила Муравьева Е.Г.

воспитатель МБДОУ № 58 г. Апатиты

    Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. В этот период создаются благоприятные условия для развития речи, закладывается фундамент для письменных форм речи – чтения и письма, и последующего речевого и языкового развития ребёнка.

Читайте также:  Зачатие ребенка и его развитие в утробе матери

   Речь ребёнка – это показатель его развития.  У  детей речь  развивается стремительными темпами, и уже к пяти годам заканчивается ее естественное становление. Это означает, что ребенок правильно произносит все звуки родного языка, имеет значительный словарный запас, освоил основы грамматического строя речи, владеет начальными формами связной речи, позволяющими ему свободно общаться.

Важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей,  залог успешного обучения детей в школе – хорошая речь.    

В настоящее время – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление не литературных слов и выражений, не способность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными.

Главная цель речевого развития  в дошкольных учреждениях состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел  их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями. Развитие речевых и коммуникативных способностей – важнейшая задача развивающего образования, воспитание культуры личности. Значительное место в работе педагогов  по развитию речи занимают дидактические игры. Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.  

Дидактические игры можно разделить на три основных вида:

  • игры с предметами (игрушками, природным материалом;
  • настольно – печатные;
  • словесные;

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними дети, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач.

Настольно – печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и задачи, которые решаются при их использовании.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так, как в этих играх требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию, находят признаки сходства и различия, группируют предметы по различным свойствам, признакам.

    Дидактические игры в своей работе используют педагоги во всех возрастных группах. В младших и средних группах игры со словом направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентации в пространстве. В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке ребят к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и чётко формулировать свой мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Главное место в дидактических играх отводится  работе со звуком, буквой и предложением. Педагоги  ДУ  большое значение  уделяют звуковому  восприятию слова, формируя фонематический и речевой слух ребенка. У многих детей есть дефекты произношения. Наличие даже слабовыраженных дефектов в фонематическом развитии в дальнейшем создаёт серьёзные препятствия для успешного усвоения ребёнком программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова.

   Кроме речевого развития в дидактических играх  осуществляется познавательное развитие, так игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.  Именно, дидактические игры  являются наиболее доступной формой обучения, когда ребенок, играя, незаметно для себя усваивает те сведения и умения, которые мы  считаем необходимым ему дать. Дидактические игры доставляют детям радость, наслаждение, интерес познания. Любая игра учит запоминать, мыслить, анализировать, экспериментировать, обобщать, т.е. помогает  развивать умственные способности детей.

Источник