Роль дидактических игр в сенсорном развитии ребенка раннего возраста

Дидактические игры и их роль в сенсорном развитии детей раннего возраста

        В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Они способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Но ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности- отличительная особенность дидактических игр.

        Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения, которая получила свое развитие в трудах ученых и многих педагогов. Автором одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания был Фридрих Фребель. Именно он разработал систему дидактических игр, которая представляет собой основу воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду по восприятию. Фребель был убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. В разработанную Фридрихом Фребелем систему дидактических игр вошли игры с разными игрушками, материалами (мячом, кубиками, шарами, цилиндрами и прочим), расположенные строго последовательно по принципу возрастающей сложности обучающих задач и игровых действий. Обязательным элементом большинства дидактических игр были стихи, песни, рифмованные сказки, написанные Фребелем. Это помогает эмоционально воспринимать и осознать игровые образы, понимать их эстетический характер, способствует развитию образного мышления, воображения.

        По мнению В.Н. Аванесовой, дидактической игре принадлежит важная роль в образовательной деятельности, так как она выступает своеобразной игровой формой занятия и проводится со всеми детьми организованно в часы занятий; и в повседневной жизни, в часы самостоятельной игровой деятельности.

        «В дидактической игре, – указывала З.М. Богуславская, – формируется познавательная деятельность ребенка, проявляются особенности этой деятельности. В игре ребенок развивается физически, приучает наличие готового содержания и правила дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для умственного воспитания детей».

Аванесова В.Н. выделяет следующую структуру дидактических игр:

1) дидактическая задача;

2) обучающая задача;

3) игровые действия;

4) правила игры;

5) результат игры (подведение итогов).

        Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребёнка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстаёт перед детьми в виде игрового замысла (задачи).

        Игровые действия – основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются игровые и познавательные задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средством реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.

        Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил взрослый управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи.

        Подведение итогов (результат) – проводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчёт очков; выявление детей, которые лучше выполняли игровое задание и т.д. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребёнка, подчеркнуть успехи отстающих детей.

        При проведении игр необходимо сохранить все её структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи. Игровые задачи, действия, правила, результат игры взаимосвязаны, и отсутствие хотя бы одной из этих составных частей нарушает её целостность, снижает воспитательное воздействие. По мнению Ф.И. Блехер, А.И. Сорокиной, Е.И. Удальцовой, В.Н. Аванесовой и др., дидактическая игра становиться игрой благодаря наличию в ней разных игровых моментов: ожидания и неожиданности, элементов загадки, движения, соревнования, распределения ролей и др.

        А.К. Бондаренко указывает, что все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.

        В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы (предметы обихода, орудия труда), объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена). Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов: цветом, величиной, формой, качеством. Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация), совершенствовать речь (умение называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки, правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания.

        Игры с природным материалом позволяют закрепить знания детей об окружающей их природной среде, формируют мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация). Воспитатель организует такие игры во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, листьями, семенами.

        В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. В играх совершенствуются знания о материале, из которого сделаны игрушки, об их характерных свойствах и признаках. А.В. Запорожец, А.П. Усова указывали, что среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры- инсценировки. В сюжетно-дидактических играх дети выполняют определенные роли, например, продавца, покупателя в игре «Магазин».

        Игры-инсценировки помогают уточнить представление о различных бытовых ситуациях («Устроим кукле комнату»), о литературных произведениях («Путешествие в страну сказок»), о нормах поведения («Что такое хорошо и что такое плохо»). Для развития координации мелких движений и зрительного контроля в рамках непосредственно образовательной деятельности организуются игры с бирюльками, кеглями, бильбоке, настольным бильярдом. Особенно велика роль таких игр на границе перехода к школьному обучению.

        Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей, разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Различны и развивающие задачи, помогающие уточнять и расширять представление детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, разрезные картинки, кубики, пазлы. Устроены они по принципу разрезных картинок, складных кубиков, на которых изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей. Эти игры способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности, внимания. Для дошкольников складывание целого из частей сложный процесс осмысления, работы воображения.

        Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуются использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным признакам, свойствам, находят алгоритмы в суждениях и др.

        А.Н. Аванесова, исходя из опыта сенсорного воспитания, приводит следующие виды дидактических игр по игровому действию:

1. Игры-поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками и предметами: подбирать, складывать и раскладывать, вставлять и др.

2. Игры с прятанием и поиском. Основанные на интересе детей к неожиданному появлению и исчезновению предметов, их поиску и нахождению.

3. Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей неизвестностью: «Узнай», «Отгадай», «Что здесь?», «Что изменилось?».

4. Сюжетно-ролевые дидактические игры, игровое действие которых заключается в изображении различных жизненных ситуаций, в выполнении ролей взрослых продавца, покупателя, почтальона, или животных: волка, гусей и т.д.

5. Игры-соревнования, основанные на стремлении быстрее достичь игрового результата, выиграть: «Кто первый», «Кто быстрее», «Кто больше» и т.д.

6. Игры в фанты или игры в запретный «штрафной» предмет (картинку) или его свойство (например, цвет), связанные с интересными игровыми   моментами   –  избавиться от ненужного, сбросить карту, удержаться, не потребовать себе штрафной предмет или картинку, не сказать запретного слова.

        Дидактические игры могут выполнять еще одну функцию- контроля за состоянием сенсорного развития детей. В целях определения достижений детей в сенсорном развитии воспитатель может использовать упражнения с дидактическими материалами и игры с теми же башенками или игрушками-вкладышами. Предложив детям, например, подобрать части вкладышей по величине, педагог увидит уровень умений по тому, как будет действовать ребенок. Те, кто решит задачу путем хаотических многократных проб и ошибок (убеждается в правильности действий, лишь когда практически «подходит» или «не подходит» деталь), находятся на низком уровне. Другие дети тоже используют практические пробы, но делают это целенаправленно: подбирают сначала половинки самого маленького вкладыша, затем большого размера и т.д. Эти дети овладели способом предварительно установления тождества деталей и находятся по сравнению с первыми на более высоком уровне. И, наконец, детей можно отнести к более высокому уровню, если они безошибочно подбирают детали лишь на основе зрительного соотнесения.

1-й уровень: хаотичные пробы и ошибки.

 2-й уровень: целенаправленные пробы.

3-й уровень: безошибочно подбирает детали.

        Е.И. Тихеева, автор одной из первых отечественных педагогических систем дошкольного воспитания, заявила о новом подходе к дидактическим играм. Они (дидактические игры) являются лишь одним из компонентов воспитательно-образовательной работы с детьми наряду с чтением, беседой, рисованием, пением, гимнастикой, трудом. Обучающие задачи в предлагаемых Е.И. Тихеевой играх предусматривают формирование мыслительных операций (сравнение, классификация, обобщение), совершенствование речи (обогащение словаря, описание предметов, составление загадок), развитие умения ориентироваться в расстоянии, времени, пространстве. Решение этих задач (развитие памяти, внимания, коммуникативных умений) потребовало изменения содержания игр, расширения арсенала дидактических материалов. Содержанием дидактических игр стала окружающая жизнь со всем богатством мира природы, социальных связей, рукотворных предметов.  Тихеева разработала дидактические материалы, настольные печатные игры, которые и сегодня используются в дошкольных учреждениях.

        Таким образом, игра пронизывает все стороны жизни ребенка. Одним из видов является дидактическая игра, которая позволяет приобщить детей к жизни в доступных для понимания формах. Можно сделать вывод, что с помощью использования дидактических игр в образовательном процессе, осуществляется сенсорное воспитание детей, развиваются познавательные процессы: мышление, речь, воображение, память, расширяются и закрепляются представления об окружающей жизни. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и с взрослыми, учатся преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата.

        Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности. Они помогают не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. В общей системе сенсорного воспитания в детском саду дидактические игры решают учебные задачи. Кроме того, они – хорошая школа использования детьми полученного сенсорного опыта, представлений и знаний и, наконец, выполняют функцию контроля за ходом сенсорного воспитания. Результат дидактической игры- показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, в развитии умственной деятельности, взаимоотношении.

Литература

  1. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. Игры на воспитание цвета, формы, величины у младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада и родителей /Э.Г.Пилюгина, Просвещение,1996.,258 с.
  2. Палагина Н.Н. Формирование познавательной активности детей на занятиях //Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Н.Н Палагина. – М.: 1995г.-240 с.
  3. Курилова И. А. Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста − 2-е изд. − Мозырь: Содействие, 2010. − 142 с.
  4. Усова А.П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника //Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. – М.: Просвещение,2005. − С.121−135.
  5. Фридрих Фребель Будем жить ради своих детей / Сост. А.М. Волумбаева . − М: Карапуз, − 2010. − 249 с.
  6. Ядешко В.И. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для учащихся по спец. 2002 «Дошкольное воспитание» и 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях» /Под ред. В.И. Ядешко, Ф.А. Сохина, 2-е изд. испр. и доп. − М.: Просвещение, 2006. − 156с.

Источник

Татьяна Поваляева
Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста

Ранний возраст – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Это самое благоприятное время для сенсорного развития, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.

В последние десятилетия к нему появился особый интерес в научном мире. Слабость и несовершенство этого возраста, по сути, является его силой, и предоставляют безграничные возможности для умственного и физического совершенствования и формирования основ будущей взрослой личности.

Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка, формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе, именно ранний возраст благоприятен для совершенствования органов чувств, накоплений представлений об окружающем мире.

Успешность умственного, физического, эстетического развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

– является основой для интеллектуального развития;

– развивает наблюдательность;

– является основой для развития воображения, внимания;

– даёт ребёнку возможность овладеть новыми способами познавательной деятельности;

– обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

-влияет на расширение словарного запаса ребёнка;

– влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной и др. видов памяти.

Одним из важных средств сенсорного развития является дидактическая игра. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Но ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр

Дидактическая игра – сложное явление, это и игровой метод обучения и форма развития и самостоятельная деятельность и средство всестороннего развития личности. В одних случаях они выступают своеобразной игровой формой образовательной деятельности и проводятся со всеми детьми, в других широко используются в повседневной жизни, в совместной деятельности, в режиме дня в самостоятельной игровой деятельности.

Дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом); настольные печатные игры; словесные игры.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена). Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи : расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация, совершенствовать речь (умение называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки, правильно произносить звуки речи, воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания.

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

«Чудесный мешочек»

«Определи на ощупь» (найти предметы различающиеся по одному признаку)

«Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)

«Узнай фигуру» (предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру)

«Найди пару» (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов).

Действуя с предметами, он познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношениями.

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

«Найди предмет указанной формы» (ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму)

«Из каких фигур состоит?» (нужно по рисунку определить, из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их)

«Найди предмет такой же формы» (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки)

«Какая фигура лишняя?» (определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения).

В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме. Вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия.

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

«Сравни предметы по высоте»

«Самая длинная, самая короткая» (предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам)

«Разноцветные кружки» (предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка)

«В какую коробку?» (распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера)

«Дальше – ближе» (предложить по рисунку определить положение игры и предметов : какие нарисованы ближе, а какие – дальше).

Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

«Какого цвета не стало?»

«Какого цвета предмет?» (предложить подобрать необходимый цвет для предмета)

«Собери гирлянду» (предложить по памяти собрать гирлянду из разноцветных кружков в соответствии с образцом)

«Какие цвета использованы?» (показывая изображение предметов одного цвета и его оттенков, учить называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки)

«Уточним цвет» (учить различать и называть близкие цвета).

Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.

Перед ребенком всегда ставится умственная задача. Он старается добиться результата – собрать башенку, собрать бусы и т. д.

Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширять его кругозор.

Дидактические игры являются эффективным средством для сенсорного развития у детей.

Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения.

Источник