Роль дидактических игр в развитии речи ребенка 4 лет
“Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста”
Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом.
Ребенок – дошкольник большую часть времени проводит в детском саду, общается с воспитателем, учится у него многому, в том числе и культуре речи. Поэтому особо внимание педагогу следует уделять своей речи, она должна быть четкой и внятней.
Причины низкого уровня развития речи:
• Воспитатель знает методику, но не технологию. Не знает уровня развития речи.
• Речевое развитие рассматривается как изолированный психологический процесс в отрыве от мышления и эмоций, воображения.
• Обучение идёт в лингвистической форме, игнорирует коммуникативные умения, отсюда – отсутствие культуры речи и культуры общения.
• Комфортное пребывание в саду способствует успешному развитию
Что же надо помнить для успешного речевого развития ребёнка дошкольника?
Необходимо помнить следующие:
• цель обучения должна быть эмоционально значима для него – достигнув цели, ребенок ждет похвалы или удивления взрослого;
• лучше сохраняется материал, тот который поразил и увлек ребенка;
• дети очень любят соревнование и игру;
• во многом внимание дошкольника зависит от изобретательности взрослых, их фантазий. В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками;
• обеспечить развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с возрастными особенностями;
• обеспечить условия для обогащения их словаря в соответствии с возрастными особенностями;
• создать условия для овладения детьми грамматическим строем речи;
• развивать связную речь с учётом их возрастных особенностей;
• уделить специальное внимание развитию у детей понимания речи
(упражняя в выполнении словесных инструкций);
• приобщать детей к культуре чтения худ. литературы;
К трем годам, как правило, ребенок интенсивно набирает словарь, начинает говорить фразами. Одновременно с развитием речи развивается мышление и воображение, внимание, память, мышление – основы, на которых строится речь. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи. Но это очень трудно и ответственная работа, требующих подбора наиболее действенных средств и метода обучения. Одно из таких средств – игра, которая является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Как говорил А.С.Макаренко, игра обязательно должна присутствовать в детском коллективе. Детский коллектив, не играющий, не будет детским коллективом…
Воображение, развивается только в коллективе, обязательно играющем. В процессе реализации ФГОС в ДОУ игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль. Игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает.
Таким образом, игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение.
Дидактические игры
Что представляют собой дидактические игры?
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.
Дидактические игры играют важную роль в развитии речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например, «назови одним словом» или «назови три предмета».
В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. Активизируется речь при общении детей в игре, решение спорных вопросов. В игре развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы.
В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на 3 основных вида: игры с предметами (игрушками), настольно-печатные и словесные игры.
Структурой дидактической игры являются:
• Дидактическая задача (нужно знать уровень подготовленности воспитанников, т.к. они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями).
• Игровые правила (цель: организовать действия, поведение детей. Могут разрешать, запрещать, предписывать, делая игру занимательной, напряженной).
• Игровые действия или ход игры (ими направляется, контролируется выполнение правил).
Методика организации дидактических игр имеет три направления: Подготовка, проведение, анализ.
«Подготовка»
• отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь и др.);
• установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
• определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);
• выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;
• определения количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
• подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки…);
• подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;
• подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
«Проведение»
• ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
• объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил;
• показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, если кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);
• определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);
• подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, т.к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.
• В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет тоже интересной.
Дети обычно ждут этого дня.
«Анализ»
Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать ее новым материалом в последующей работе.
В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи, например в своей работе я использую такие игры, как “Назови ласково” “Чего не хватает”;“Угостим животных”
Отсюда можно сделать вывод:
Игра – ведущий вид деятельности, а игровая деятельность – самое интересное, доступное для ребёнка занятие. Именно через игровую совместную деятельность детей и педагога возможно расширять и активизировать словарь детей, формировать грамматический строй речи.
Список использованной литературы:
1 . Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактической игре дошкольников. – М.: Просвещение, 1992 г.
2. Боровик О.В. Развитие ребенка в ваших руках. – М.: Новая школа, 2000 г.
3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М: Просвещение,1991г.
4. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981 г.
5. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1984г.
6. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи в детском саду. – М.: Просвещение, 1993г.
7. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Влияние словарной работы на связность речи
/Дошкольное воспитание. – 1981 г. № 2.
8. Швайко Т.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М.: Просвещение, 1983г.
Источник
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Дубравушка»
города Балашова Саратовской области»
ПЛАН
профессионального самообразования
воспитателя Очеретовой Ирины Викторовны
на 2019-2020 уч. год
Тема:
«Влияние дидактических игр на развитие речи детей 3-4 лет»
Подготовил: воспитатель
Очеретова И.В.
Цель: развивать связную речь детей и обогащать словарный запас через игровую деятельность; развивать у детей потребность в общении как первейшего условия успешной деятельности.
Задачи:
– составить план работы по данной теме;
– посещение педсоветов, семинаров, конференций;
– сформировать навыки самостоятельной деятельности;
– повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
– развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
– подготовка консультаций для родителей по данной теме;
– Изготовление папок-передвижек
– подготовить картотеку дидактических игр.
Методы работы:
Словесные
Наглядные
Практические
Игровые
Ожидаемые результаты:
– положительная динамика в развитие речи детей;
– положительная динамика в словарном запасе развитии детей;
– развитие творческих способностей детей.
Актуальность выбранной темы.
Возраст от 3-х до 4-х лет имеет особое значение для речевого развития. Главная задача педагога- в области развития речи младшего дошкольного возраста- помочь детям в освоении разговорной речи, обогатить словарный запас. Так как основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, то и материал по развитию речи должен преподноситься в игровой форме. Благодаря использованию дидактических игр и упражнений процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей игровой форме.
Влияние дидактических игр на развитие речи дошкольников очень велико. Это и формирование правильного звукопроизношения, пополнение и активизация словаря, привитие навыков культуры речи, развитие речевого творчества.
Этапы работы.
Информационно-педагогический блок
Изучить книгу:
1.Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007
Сентябрь
Изучить книги:
1. В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду»;
2.Е.Н.Удальцова «Дидактические игры в воспитании и обучении детей» 1976.
Октябрь-Декабрь
Изучить книги:
1. О.Н.Бочкарева «Игровая деятельность на
занятиях по развитию речи» 2008г. Волгоград;
2. А.Н.Сорокина «Дидактические игры в детском
саду»1982г. Москва «Просвещение».
Апрель
Посещение городских методических объединений
В течение года
Работа с детьми
создание предметно-развивающей среды окружающей ребенка среды
В течение года
специальные занятия по сенсорному воспитанию
В течение года
занятия, в которых используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями (вкладыши и решётки, цветные палочки, дидактические столики, втулки и пр.)
В течение года
сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию, элементарному конструированию
В течение года
Звуковая культура речи: звуки а, у; артикуляционные гимнастики; пальчиковая гимнастика «Козы», «Дружные ребята» и т.д
В течение года
-Дидактическая игра «Не ошибись»;
-«Овощи и фрукты» (упражнять в классификации предметов по группам, называть обобщающее слово);
-Драматизация русской народной сказки «Репка»,
«Муха Цокотуха» с использованием настольного театра;
-Дидактические игры с применением картинок: «Птицы», «Покажи правильно» «Кто где живет?»;
-«Собери картинку» (упражнять в умении составлять целое изображение из нескольких частей; развивать наглядно-образное мышление);
– «Что где носят?» (Упражнять в умении называть предметы одежды и определять на какие части тела ее надевают; развивать мышление, словарь);
-Рассматривание альбома «Моя семья».
Сентябрь – Ноябрь
Дидактические игры и упражнения на закрепления:
– Звук Д, Дь, Т, Ть;
-Повторение знакомых потешек: «Пошел котик на торжок», «Сорока» и т.п.;
-Беседа по тематическим неделям такие как. «Зимующие птицы», «Берегите природу», «Не рубите елочку», «Мой папа» и т.д.;
-Отгадывание загадок (альбом загадок);
-«Одень куклу» (закреплять в одевании куклы в определенной последовательности; закреплять глагольный словарь.
-Рассказывание знакомых сказок с использованием пособия «Расскажи сказку».
Декабрь-Январь
-«Кто работает в детском саду»;
– «Угадай, чего не стало?» (расширение объема словаря, формирование представлений о предметах, развитие логического мышления);
-«Зимние забавы» (расширить представления детей о зимних развлечениях; активизировать словарь по теме;
формировать умение составлять предложения);
-«Транспорт» (уточнять и расширять знания детей о транспорте; называть составные части транспортных средств; активизировать словарь по теме; формировать умение использовать в речи обобщающее слово «транспорт»; упражнять в понимании и употреблении пространственных предлогов: в, на, за, около;
-«Где мы были не скажем, а что делали – покажем» (упражнять в выполнении действий, в отгадывании действия по показу; развивать глагольный словарь).
Февраль
Дидактические игры и упражнения на закрепления:
-Дидактическая игра – имитации «Постираем кукле платья»;
-«Профессии» (закрепление знаний детей о профессии, обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания, ловкости);
-«Весна» (закрепить с детьми с характерными признаками весны; словарь по теме; заучивать наизусть небольшие тексты);
– учить воспринимать текст на слух.
– «Где мяч?» (закрепление в речи детей правильного употребления предлогов, развитие умения ориентироваться в пространстве, внимания).
Март
Закрепление пройденного с детьми
Мониторинг
Апрель-Май
Работа с родителями
Рекомендации родителям «Поговори со мною, мама!».
Сентябрь-ноябрь
Рекомендации родителям по активизации словарного запаса ребенка 3-4 года.
В течение года
Подготовить консультацию для родителей «Учим ребёнка общаться».
Декабрь
Папка передвижка «Роль дидактических игр в семье и в детском саду», «Давайте поиграем».
Март
Индивидуальная помощь родителям по их запросам.
В течение года
Источник
Марина Гвардейцева
Развитие речи у детей 4–5 лет в процессе дидактической игры
«Развитие речи у детей 4-5 лет в процессе дидактической игры»
ВВЕДЕНИЕ
Вопросы развития речи изучались многими исследователями в разных аспектах (К. Д. Ушинским, Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, А. М. Бородич и другими). Так Ф. А. Сохин считает, что связная речь – это «не просто последовательность связных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами и правильно построенными предложениями. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя».
Сравнивая речь среднего и младшего дошкольника, А. В. Запорожец, отмечал, что и по содержанию, и по своему строению речь первого сложнее. Ребенок пятого года жизни расширяет сферу своего общения, он уже в состоянии рассказать не только непосредственно воспринимаемые обстоятельства, но и то, что было воспринято или сказано раньше. Начинается активное употребление определений. Изменение в строении речи (подчинение предложений в соответствии с характером описываемых явлений, это связано с появлением рассуждающего, логического мышления. Вместе с тем в речи ребенка пятого года жизни сохраняются черты предыдущего этапа развития: в рассказывании ребенок часто пользуется указательными местоимениями «этот», «там»; встречаются и самые разнообразные ошибки в звуковом оформлении высказывания. С одной стороны у детей пятого года жизни отмечается особая чувствительность к явлениям языка, осознание произносительных умений, а с другой стороны несовершенство произношения многих звуков (Е. И. Радина, М. М. Алексеева, А. И. Максаков, Г. А. Тумакова).
Развитие всех сторон речи невозможно без освоения ее звуковой культуры, которая составляет основу, центральный момент овладения языком, звуковая культура речи повышает возможность ориентировки дошкольника в сложных соотношениях грамматических форм, обеспечивает освоение морфологической системы языка.
Начиная с самого раннего возраста, ребёнок активно познаёт мир, исследуя всё происходящее вокруг. Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет, различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи. Обучающие игры помогут малышу подготовиться к школе, так как дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения.
Дидактическая игра – это не любые действия с учебным материалом и не игровой прием на обязательном учебном занятии. Это специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность. Она имеет свои побудительные мотивы и свои способы действий.
Дидактическая игра является одним из важных методов активного обучения детей, при этом игровая ситуация, как правило, берется исходя из методической основы НОД. Роль каждого из участников в игре четко определена, имеются правила и определенная система оценок, а в игре предусмотрен строгий и поэтапный порядок действий.
Дидактические игры для детей разного возраста отличаются разным содержанием и обучающими задачами.
Дети в возрасте от 4 до 5 лет обладают большей устойчивостью внимания. В этом возрасте совершенствуется осязательное, зрительное и слуховое восприятие, развивается процесс запоминания и припоминания. Они начинают различать более сложные формы предметов, звукосочетания. Увеличивается словарный запас, развивается мышление. Наряду с обобщенными внешними признаками дети начинают группировать предметы по материалу, качеству и назначению, устанавливают простейшие причинные связи в знакомых явлениях.
Дидактические игры для детей 4-5 лет должны способствовать развитию личности ребенка. Игры для этого возраста уточняют и закрепляют знания о свойствах предметов, их назначении. Детям 4-5 лет интересны игры, сочетающие движения с решением умственных задач.
Дидактические игры для детей 4-5 лет разнообразны и развивают сенсорные способности ребенка, знания о природе и предметах окружающего мира, восприятие, мышление, речь, память, волю.
С помощью дидактических игр ребенок может приобретать и новые знания, общаясь со своими сверстниками в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями, получая много новой информации. И это очень важно для его развития. Ведь дети малоактивные, неуверенные в себе, менее подготовленные, как правило, в начале берут на себя роль болельщиков, при этом они учатся у своих товарищей, как надо играть, чтобы выполнить игровую задачу, стать победителем.
Развитие речи ребенка закономерно связано с таким важным компонентом воспитательно-образовательного процесса, как дидактическая игра. Игра как ведущая деятельность дошкольника имеет большое значение для физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
Детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя языка и т. д.
Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре.
Развитие речи у детей 4-5 лет в процессе дидактической игры
Игра как ведущая деятельность дошкольника имеет большое значение для физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
Для выбора дидактических игр по развитию речи нами учитывались возрастные особенности речевого развития детей, уровень их индивидуальной подготовленности, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями. То есть учитывалось, какие знания, умения, представления детей должны усваиваться, закрепляться ими и развиваться.
Мотивация общения строилась на заинтересованности детей речевой деятельностью в игре. Введение игровых моментов с использованием дидактических игр поддерживало положительный эмоциональный настрой детей, интерес к занятию.
Основная цель работы заключалась в том, чтобы повысить речевой уровень детей с помощью дидактической игры. Использование дидактическихигр способствовало решению следующих задач:
– побуждало детей к общению друг с другом и комментированию своих действий;
– способствовало закреплению навыков пользования инициативной речью;
– совершенствовало разговорную речь;
– обогащало словарь;
– формировало грамматический строй речи и так далее.
Каждая игра решала и воспитательные задачи. У детей развивалась культура речевого общения, нравственные качества, формировались этические представления и нравственные чувства.
С помощью дидактической игры мы развивали речь детей: пополняли и активизировали словарь, формировали правильное звукопроизношение, развивали связную речь, умение правильно выражать свои мысли. Именно взаимосвязь разных речевых задач помогала создавать предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков.
Главное место в игре отводилось работе со звуком, словом, предложением. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребёнка. У многих детей есть дефекты произношения. Наличие даже слабовыраженных дефектов в фонематическом развитии создаёт серьёзные препятствия для успешного усвоения ребёнком программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова.
Совершенствуя речевой аппарат, игры и занятия начинали с артикуляционных упражнений, проговаривания чистоговорок, рифмованных строчек.
В проводившихся играх, дидактическая задача была скрыта от детей игровой задачей, чтобы игра не превратилась в упражнение и деятельность не потеряла свое обучающее значение.
Результатом дидактической задачи являлось решение игровой и дидактической задач. Решение обоих задач – было показателем эффективности игры. Содержание игры и ее правила подчинены воспитательно-образовательным задачам, выдвигаемым конкретными программными требованиями того или иного вида НОД.
Соблюдение правил выступало непременным условием решения игровой и дидактической задачи. Правила были внутренним регулятором детской деятельности, а не выступали лишь как наши внешние требования. Правила направляли игру по заданному пути, объединяя дидактическую и игровую задачу.
Используя дидактические игры в работе по развитию речи, через их правила и действия, у детей развивалась не только речь, ее лексико-грамматическая, звуковая сторона, но и развивалось внимание, память, логическое мышление, совершенствовались личностные качества.
В данном случае были использованы игры для развития грамматического строя речи,такие как: «Размытое письмо», «Дополни предложение», «Придумай предложение». Более подробно они представлены ниже (см. Приложение).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведённая работа показала, что включение различных видов дидактических игр и игровых ситуаций в процессе обучения способствует успешному развитию речи у детей дошкольного возраста. Использование предложенной нами серии игр и упражнений в работе показало эффективные результаты по формированию лексико-грамматического строя речи у детей, а так же связной речи.
Задачи были выполнены: дошкольники расширили словарный состав; с помощью воспитателя старались простроить грамматически правильно предложения и подобрать слова. В ходе игры дошкольниками были закреплены коммуникативные навыки, получены положительные эмоции, все ребята с интересом взаимодействовали между собой и воспитателем.
Можно полагать, что предложенная серия дидактических игр по развитию речи поможет как воспитателям детских садов, так и родителям.
В ходе выполнения работы выяснилось, что дидактическая игра представляет собой многоплановое,сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка, и эффективным средством умственного развития ребенка, что обусловлено его психическим развитием.
Таким образом, с помощью дидактических игр воспитатель может более глубоко понять своих воспитанников, их преимущества и недостатки и, уже исходя из этого, организует правильный подбор игр в соответствии с общим уровнем подготовленности группы, а также индивидуальные занятия по корректировке внимания, памяти, мышления, речи и другие.
Приложение
Дидактические игры, направленные на развитие речи детей 4-5 лет:
1. «Размытое письмо»
Цель: Упражнять в составлении распространенных предложений.
Материал: Игрушечный мишка.
Организация.Воспитатель:
Медвежонок получил письмо от брата. Но дождём размыло некоторые слова. Надо ему помочь прочитать письмо.Вот это письмо: «Здравствуй, Мишутка. Я пишу тебе из зоопарка. Как-то раз я не послушался маму и забрался так далеко, что … я долго блуждал по лесу и … Выйдя на поляну, я попал … Я попал в яму, потому что … Там было так глубоко, что… Пришли охотники и … Теперь я живу в… У нас есть площадка для … На площадке для молодняка есть много … Мы играем с … За ними ухаживают… Они нас любят, потому что… Скоро к нам приедет дрессировщик из… Надеюсь попасть в … Как здорово уметь… Жди следующего письма из … До свидания. Топтыгин».
Читая письмо, воспитатель интонацией побуждает детей дополнять предложения.
2. «Дополни предложение»
Дидактическая задача: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.
Игровые правила: Нужно найти и сказать такое слово, чтобы получилось законченное предложение. Добавлять нужно только одно слово.
Игровые действия. Бросание и ловля мяча.
Ход игры. Воспитатель говорит несколько слов предложения, а дети должны дополнить его новыми словами, чтобы получилось законченное предложение,например: «Мама купила. – …книжки, тетради, портфель», – продолжают дети.
3. «Придумай предложение»
Дидактическая задача: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.
Игровое правило: Передавать камешек другому играющему можно только после того, как придумал предложение с названным ведущим словом.
Ход игры: Дети и Воспитатель садятся в круг. Воспитатель объясняет правила игры:
Сегодня мы будем придумывать предложения. Я скажу какое-либо слово, а вы быстро придумаете с этим словом предложение. Например, я скажу слово «близко» и передам Даше камешек. Она возьмет камешек и быстро ответит «Я живу близко от детского сада». Затем она назовёт свое слово и передает камешек рядом сидящему. Слово в предложении должно употребляться в той форме, в какой его предлагает загадывающий. Так по очереди по кругу камешек переходит от одного играющего к другому. Если дети затрудняются при ответе, воспитатель помогает им.
Источник