Роль дидактических игр в познавательном развитии ребенка
Сообщение из опыта работы:
«Роль дидактических игр в познавательном развитии дошкольников»
Подготовила воспитатель
МБДОУ детский сад №58
Муравьева Елена Геннадьевна
Познавательное развитие детей – одно из важнейших направлений в работе дошкольных учреждениях. Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к условиям жизнедеятельности. Постепенно познавательная развитие перерастает в познавательную активность – готовность к познавательной деятельности, которая направлена на получение новых впечатлений об окружающем мире.
Сущность познавательного развития у дошкольников, по мнению знаменитых психологов, обусловливающего познавательную активность, заключается в том, что объектом его становится сам процесс познания, который характеризуется стремлением проникнуть в сущность явлений, а не просто быть потребителем информации о них.
Одна из важных задач современного дошкольного воспитания – создание условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Ни для кого не секрет, что у детей дошкольного возраста важное значение имеет развитие познавательных процессов, таких как: память, внимание, мышление, речь. Познавательные процессы являются составной частью любой человеческой деятельности, которые обеспечивают ту или иную ее информацию. Они позволяют человеку наметить заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, наметить ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мер выполнения.
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность, поэтому развивать познавательные процессы легче через игру. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого. В играх дети учатся согласовывать действия, подчиняться правилам игры, регулировать свои желания в зависимости от общей цели.
Особое место среди игр дошкольников занимают дидактические игры. Дидактическая игра – это средство познания мира: через игру ребенок изучает цвет, форму, свойства материалов, изучает растения, животных, дети осваивают признаки предметов, учатся их классифицировать, обобщать, сравнивать. В игре у детей дошкольного возраста развивается умение наблюдать, расширяется круг интересов, выявляются вкусы и запросы. Познавательные (дидактические) игры – это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых дошкольникам предлагается найти выход.
Дидактические игры можно разделить на следующие виды:
Настольно- печатные игры – могут представлять собой парные картинки , лото они развивают речевые навыки, логику, внимание, умение моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля, математические способности, .
Игры с предметами (игрушками) – основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними.
Словесные игры – построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.
Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка. Для педагога дидактическая игра является основным инструментом активизации познавательных способностей, формирования устойчивого интереса и потребности в интеллектуальной деятельности, дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учиться, хотя то и дело сталкиваются с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.
Дидактическая игра как метод обучения содержит в себе большие потенциальные возможности:
– активизирует познавательные процессы; воспитывает интерес и внимательность детей дошкольного возраста;
– развивает способности; вводит детей в жизненные ситуации;
– учит их действовать по правилам, развивает любознательность;
– закрепляет знания, умения.
Правильно построенная игра обогащает процесс мышления, развивает саморегуляцию, укрепляет волю ребенка. Игра ведет его к самостоятельным открытиям, решениям проблем.
Второй год я работаю по теме: «Роль дидактической игры в познавательном развитии дошкольника», целью которой стало формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, как основы воспитания правильного отношения к ней через дидактические игры.
Проведя наблюдения за детьми, я пришла к следующим выводам, что у детей в процессе игры возникают затруднения в:
• систематизации и обобщении предметов и явлений;
• в умении анализировать и умении логически обосновывать свои мысли;
• многие дети не имеют стремление заниматься именно той деятельностью, которая приносит удовлетворение;
• видеть главное, выделять основное содержание явлений и предметов.
Перед собой поставила следующие задачи:
- Активизировать познавательные процессы через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающей действительности;
- Систематически укреплять и развивать познавательный интерес, который становится основой положительного отношения к интеллектуальной деятельности;
- Формировать потребность в стремлении к познанию новых, более полных и глубоких знаний, которые носят поисковый характер;
- Воспитывать волевые качества личности ребенка: целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности;
- Формировать связную речь (обогащение и активизация лексической стороны речи – словаря);
- Обогащать нравственные и эстетические чувства ребенка.
В процессе дидактических игр у ребенка развивается внимание, память, речь, мышление.
В работе я опираюсь на общепедагогические принципы: доступности, систематичности, последовательности, наглядности. Формы работы: групповые и индивидуальные.
Свою деятельность выстраиваю поэтапно с учетом возраста детей, с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
При подборе игр учитываю особенности умственного развития детей, а также их интерес к различным играм.
При организации игр использую сюрпризные моменты, различные атрибуты. В образовательную деятельность включаю игры с учетом материала, который детям уже знаком. Здесь использую: игры – шутки, игры – путешествия, викторины. Например, на занятиях по математике можно с детьми провести игру с занимательными вопросами «Почему фигуры разные?» или «Кто быстрее найдет отгадку». При ознакомлении с окружающим провожу игры на закрепления знаний о временах года, растительном и животном мире, способствующие развитию любознательности, наблюдательности: «Дорожка сезонов», «Садовник и цветы», Найди отличия»», «Отгадай-ка», «Что в коробочке?2 и многие другие. В ходе самих игр в зависимости от возраста детей задаю вопросы, даю образец действий, образец высказывания, напоминаю правила, обращаюсь к опыту детей, беру на себя роль ведущего или наблюдаю за ходом игры. В процессе игровой деятельности с детьми стараюсь вызвать у них интерес к играм, создать у них состояние увлеченности, использую занимательные проблемные ситуации, требующие разрешения. Для организации совместной и самостоятельной деятельности детей я создаю в группе дидактическую зону с большим набором познавательных игр, с учётом безопасности, наглядности, доступности.
В своей работе широко использую презентации, которые способствуют расширению кругозора детей, развивает познавательную активность и интерес у ребенка. При реализации проектов «Мыльные пузыри», «Горы – великаны», «Куклы из бабушкиного сундучка» также использовала дидактические игры.
Большое значение при работе педагога в ДОУ имеет умение вовлечение родителей в жизнь группы детей.
В свою работу активно подключала родителей. Провела собрание «Чем играют наши дети?», на котором был проведен мастер-класс «Учимся, играя». Здесь была представлена выставка дидактических игр, в процессе которых родители ознакомились с новыми играми, а так же, вместе со своими детьми проигрывали их, обсуждали уже проведенные игры. Провела анкетирование родителей, которое показало, что у детей расширился кругозор, вырос уровень знаний, они стали более самостоятельны, активны, стали больше задавать вопросы, творчески мыслить, активизировалась мыслительная способность. Для родителей подготовила консультации на темы: «Детские игры и игрушки»,
«Дидактическая игра в познавательной деятельности детей», « Учимся, играя», «Как отвечать на детские вопросы?».
В заключении хочу отметить, что именно дидактические игры являются наиболее доступной формой обучения, когда ребенок, играя, незаметно для себя усваивает те сведения и умения, которые мы считаем необходимым ему дать. Дидактические игры доставляют детям радость, наслаждение, интерес познания. Любая игра учит запоминать, мыслить, анализировать, экспериментировать, обобщать, т.е. помогает развивать умственные способности детей.
Источник
Анна Сальникова
Роль дидактических игр в развитии познавательных способностей дошкольников.
Использование игры как формы организации обучения и воспитания детей известно на протяжении многих веков. Особое место в качестве формы организации обучения принадлежит дидактической игре. Дидактические игры используются в основном в целях умственного воспитания детей. Вместе с тем в этих играх ребята учатся согласовывать действия, подчиняться правилам игры, регулировать свои желания в зависимости от общей цели.
Прогрессивное, развивающее значение дидактической игры состоит не только в реализации возможностей всестороннего развития детей, но и в том, что она способствует расширению сферы их интересов, возникновению потребности в знаниях, становлению мотива новой деятельности – учебной, что является одним из важнейших факторов психологической готовности ребенка к обучению в школе.
Для педагога дидактическая игра с детьми дошкольного возраста является основным инструментом активизации познавательных способностей, формирования устойчивого интереса и потребности в интеллектуальной деятельности.
Дидактическая игра выступает как прообраз учебной деятельности, так как в любой дидактической игре всегда присутствуют игровой замысел, игровые действия и правила. В названии игры выражен игровой замысел. Игровые действия способствуют познавательной активности дошкольников, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Правила помогают направлять игровой процесс. Все структурные компоненты дидактической игры взаимосвязаны между собой, а отсутствие одного из них разрушает игру.
Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решение, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его умственную активность.
По характеру используемого материала дидактические игры делятся на игры с предметами, словесные игры и настольного – печатные игры.
Предметные игры – это игры с народной дидактической игрушкой, природным материалом, мозаикой.Игровые действия с ними : нанизывание, выкладывание, катание, собирание целого из частей. Эти игры развивают сенсорные способности детей.
В группу словесных игр входит большое количество народных : ” Краски”, ” Молчок”, ” Черное и белое” и другие. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.
Настольного – печатные игры направлены на развитие мыслительных процессов и операций (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др., уточнение представлений об окружающем, стимулирование знаний.Они делятся на несколько видов : лото, домино, парные картинки, складные кубики.
Каждая дидактическая игра содержит задачу, решение которой требует от ребенка определенной умственной работы, хотя и воспринимается им как игровая. Задачи дидактических игр разнообразны. Наиболее важны для умственного развития детей следующие : сравнение предметов, отгадывание и загадывание загадок (определение предмета по его признакам, выделение в предмете основных признаков, обобщение предметов, быстрое припоминание, точное определение. Все дидактические игры развивают у детей произвольное внимание – умение сосредоточиться на поставленной цели.
Сравнение – один из важнейших приемов познания окружающего мира. Умение сравнивать развивается постепенно и нуждается в упражнениях. Как показывают психологические исследования, неумение производить сравнение может быть причиной отставания ребенка в школе.
Процесс сравнения, установления сходства и различия заставляет ребенка внимательно приглядываться, задумываться, самостоятельно делать выводы. В этом отношении хороши дидактические разборные игрушки : матрешки, пирамидки, чашки. Чтобы собрать, например, пирамидку, требуется сравнивать кольца по размеру, цвету. Также для сравнения используются парные картинки.
Когда у детей накоплено достаточно представлений о предметах и их признаках, можно проводить игры,в которых требуется обобщение: в ” чудесный мешочек” один ребенок должен класть только игрушечных животных, другой – только посуду, если играющий ошибается, мешочек не открывается.
Умение обобщать требуют и некоторые печатные игры,например : подобрать картинки про лето и зиму, отобрать нарисованные инструменты для людей разных профессий (” Что кому нужно?”)
Наиболее интересны для детей и полезны для умственного развития разнообразные игры – загадки. Отгадывание и особенно загадывание загадок требует рассуждения, умения определить существенные признаки предмета, узнать предмет по признакам.
Методика дидактической игры своеобразна. Важно во все время игры поддерживать у ребенка увлеченность игровой задачей. Для этого воспитатель становится участником игры, мотивируя свои требования и замечания ее задачами и правилами. Дети должны быть заинтересованы в выполнении правил и следят за этим. Дидактические игры кратковременны (10 – 20 минут, и важно, чтобы все это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче.
Нельзя допустить, чтобы решением задачи был занят один ребенок, а другие бездействовали. Например, в игре ” Что изменилось?” можно вызывать детей по очереди, но в таком случае активной умственной работой будет занят только один из играющих, остальные будут лишь наблюдать. Обычно при таком проведении игры дети быстро утомляются от пассивного ожидания. Другая картина наблюдается,если та же задача предлагается всем играющим: они должны внимательно рассмотреть и запомнить расположение игрушек на столе, затем воспитатель закрывает игрушки ширмой или предлагает ребятам закрыть глаза и переставляет игрушки. Все дети должны заметить изменения.
В игре проявляются особенности характера ребенка, обнаруживается уровень его развития. Поэтому игра требует индивидуального подхода к детям. Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка при выборе задания,постановке вопроса : одному надо дать загадку легче, другому можно посложнее; одному нужно помогать наводящими вопросами, а от другого требовать вполне самостоятельного решения. Особенного внимания требуют дети робкие,застенчивые : иногда такой ребенок знает, как отгадать загадку, но от робости не решается ответить, смущенно молчит. Воспитатель помогает ему преодолеть застенчивость, одобряет его, хвалит за малейшую удачу, старается чаще его вызывать, чтобы приучить выступать перед коллективом. Таким образом, в дидактической игре обучение неразрывно связано с воспитанием каждого ребенка и всего детского коллектива.
В результате наблюдений за детьми, в дидактических играх воспитатель определяет навыки самостоятельности ребенка, оценивает умения самообслуживания, общения с педагогом и сверстниками. Проводится педагогический мониторинг по развитию познавательной деятельности. Здесь происходит оценка мыслительных операций – анализа, синтеза, классификации.
Источник
Вера Оксина
Проект «Роль дидактических игр в познавательном развитии ребенка»
Введение
Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности целенаправленного воспитания и обучения в условиях современной ситуации общества. Одним из таких путей является дидактическая игра.
Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель-играть. Но было бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влияния игры и при сохранении в ней непосредственности жизни детей. Игра является средством воспитания, когда она включается в целостный педагогический процесс.
Ценность игры как воспитательного средства заключается в том, что, оказывая воздействие на коллектив играющих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей. Организуя жизнь детей в игре, воспитатель формирует не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки в нормы поведения детей в разных условиях и вне игры. Таким образом, при правильном руководстве детьми, игра становиться школой воспитания. В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные восприятию и пониманию факты, явления. Используя игру как средство ознакомления с окружающим миром, педагог имеет возможность направить внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений. И, вместе с тем, он питает интерес детей, развивает любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний, а через игру, в процессе игры формирует умение применять знания в различных условиях. Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление делать что-то, узнавать, искать, проявлять усилие, и находить, обогащать духовный мир детей. А это все содействует умственному и общему развитию. Этой цели и служат дидактические игры.
Актуальность
Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников. Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в обучающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дидактическая игра будит детское воображение. Создает приподнятое настроение.
Исследования психологов показали, что в процессе игры интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить объем учебной работы, какой ему совершенно недоступен на обычном занятии.
Моя практика по изучению данного вопроса, свидетельствуют о том, что игровая деятельность как форма обучения в полной мере отвечает актуальной задаче методики, психологии и педагогики, которые стремятся активизировать учебный процесс.
Некоторые дети отстают от своих сверстников, они не проявляют интерес к новому, неизвестному. Это дети, которым дома уделяется мало внимания со стороны взрослых. Поэтому, я сочла необходимым развивать операции мышления именно с возраста 3 лет.
Классики русской педагоги уделяли особое место игре, отмечая ее благотворные воспитательные, обучающие и развивающие возможности и указывали на необходимость разработки игр для дошкольников.
Это высказывание имеет актуальный смысл и для сегодняшнего дня.
Тип проекта:
• практико – ориентированный
• долгосрочный
• групповой
Участники проекта:
• Воспитатель;
• Дети средней группы
• Родители
Нормативно-правовое и ресурсное обеспечение проекта
• Программа «Детство» под ред. В. И. Логиновой, Т. И. Бабаевой.
• «Мы в Мордовии живем»/ авт. О. В. Бурляева, Л. П. Корпушина, Е. Н. Коркина и др.
• Игровые «центры» оснащенные дидактическим комплексом В. В. Воскобовича.
• Методический инструментарий (картотека дидактических игр В. В. Воскобовича, конспекты совместной.
• Уровень овладения игровой деятельностью – дидактической игрой. (Мониторинг в детском саду. научно – методическое пособие. СПб. : Издательство «Детство – пресс», 2011- 592 с.).
1. Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты занятий, сценарии и т. д.)
2. Изготовление атрибутов
3. Видеосъемка
Проблема:
– Внешний интерес детей и родителей к дидактическим настольным играм.
– Недостаточный уровень развития операций мышления у детей: классификации, анализа, синтеза, абстрогирования, способности к аналогии, системности мышления.
Обоснование проблемы:
1. Неумение и нежелание детей младшего и среднего дошкольного возраста играть в настольно – дидактические игры, соблюдать правила и ход обучающих игр.
2. Недостаточность знаний родителей о структуре дидактических игр, способах подачи их детям.
Цель:
– Формировать у детей и родителей заинтересованность и умение играть в дидактические настольные игры.
– Развитие операций мышления детей дошкольного возраста в процессе дидактических игр.
Задачи:
1. Изучить роль дидактической игры, как одной из форм организации обучения детей в детском саду.
2. Формировать у детей играть в дидактические настольные игры, соблюдая правила и ход игры, развивая у них интерес и активное участие.
3. Познакомить родителей со структурой дидактической игры, её обучающими задачами, способами подачи детям.
4. Развивать коммуникативные навыки.
5. Приучать детей к умственному труду.
Предмет исследования: дидактическая игра, как средство развития операций мышления.
Выполнение проекта:
В конце проекта проведу диагностическое наблюдение «Использования дидактических настольных игр детьми в самостоятельной деятельности».
Предполагаемые итоги реализации проекта (гипотеза):
Роль дидактических игр в познавательной деятельности детей будет значимой, если педагогическая работа по их использованию будет носить целенаправленный и планомерный характер.
Реализация проекта
Подготовительный этап.
Задачи: изучение литературы и подготовка к осуществлению проекта.
– Подбор и изучение литературы по теме проекта;
– Создание каталога игр;
– Подготовка дидактических игр для работы с детьми в различных видах деятельности.
Основной этап
Задачи: проведение работы с детьми, родителями детей средней группы.
Работа с детьми: подбор игр по разным образовательным областям.
Работа с детьми.
Социализация:
Ди «Найди ошибку»
Ди «Кто больше вспомнит»
Ди «Чудесный мешочек»
Ди «Узнай и назови»
Ди «Четвертый лишний»
Ди «Игра в слова»
Ди «Воздух, земля, вода»
Ди «Кому что нужно»
Ди «Узнай чей лист»
Ди «Две корзины»
Ди «Кто что любит»
Ди «Где я живу»
Ди «Когда это бывает»
Ди «Да или нет»
Ди «Что было до…»
Ди «Что сначала, что потом»
Безопасность:
Ди «Где что можно делать»
Ди «Путешествие»
Ди «Кто больше вспомнит»
Ди «Будь внимательным»
Ди «Транспорт»
Ди «Угадай, на чем повезешь»
Ди «Правильно-неправильно»
Ди «Пешеходы и транспорт»
Ди «Знай и выполняй правила движения»
Ди «Дорожные знаки»
Ди «Правила поведения»
Ди «Собери светофор»
Ди «Говорящие дорожные знаки»
Ди «Добрые слова»
Ди «Как и во что нужно играть с друзьями»
Познавательно-речевое развитие
ФЭМП:
Д/и «Сложи узор»
Д/и «Чем похожи, чем отличаются?»
Д/и «Спортсмены строятся»
Д/и «Какая фигура следующая?»
Д/и «Сравни»
Д/и «Найди ошибку»
Д/и «Когда это бывает?»
Д/и «Когда ты это делаешь?»
Д/и «Где что лежит?»
Д/и «Найди пару»
Д/и «Где какие фигуры?»
Д/и «Что изменилось?»
Д/и «Сходства-отличия»
Д/и «Пройди к домику»
Д/и Не ошибись»
развитие речи:
Д/и «Назови группу одним словом»
Ди «Петрушка, угадай мою игрушку»
Д/и «Устроим кукле комнату»
Д/и «Похвалялись звери»
Д/и «Чудесный мешочек»
Д/и «Узнай по описанию»
Д/и «Чего не стало?»
Д/и «Что изменилось?»
Д/и «Назови правильно»
Д/и «Оденем куклу на прогулку»
Д/и «Назови ласково»
Д/и «Назови части предметов»
Д/и «Олины помощники»
Д/и «Необычная песенка»
Д/и «Эхо»
Д/и «Почтальон принес открытку»
Художественно-эстетическое развитие.
Художественное творчество:
Д/и «На что это похоже»
Д/и «Волшебная краска»
Д/и «Собери букет»
Д/и «Раскрась по образцу»
Д/и «Большие-мленькие»
Д/и «Дорисуй»
Д/и «Чего не хватает?»
Музыкальное творчество:
Д/и «Музыканты»
Д/и «Угадай инструмент»
Д/и «Кто быстрее»
Д/и «Делай как я»
Д/И «Учись танцевать»
Д/и «Музыкальные загадки»
Работа с родителями.
Мероприятия:
1. Консультция «Какие игрушки и игры необходимы детям»
2. Родительское собрание «Роль дидактической игры в развитии детей дошкольного возраста»
3. Выставка «Игры, какими я играю дома»
4. Наглядная информация «Дидактическая игра, как средство умственного развития ребенка»
Обоснование мероприятий:
1. Дать родителям знания, какие игры нужны детям 4-5 лет.
2. Дать знания о значении дидактической игры в развитии ребенка, приобщить к игре ребенка в условиях семьи
3. Выявить наличие дидактических игр в семье.
4. Представить перечень дидактических игр, влияющих на умственное развитие ребенка
Работа с педагогами.
Мероприятия:
1. Консультация «Дидактические
игры детей дошкольного возраста»
2. Консультация «Игра, как приоритетное средство развития дошкольников»
Обоснование мероприятий:
Систематизировать и углубить знания педагогов по теме проекта
Заключительный этап
Задачи: подведение итогов реализации проекта, подготовка презентации проекта.
Принципы реализации проекта:
• Принцип развития
• Принцип дифференциации
• Принцип доступности
• Принцип системности
• Принцип последовательности
• Принцип наглядности
Решение поставленных задач с детьми:
• Активное использование в совместной деятельности настольных дидактических игр.
• Введение дидактических игр и решение обучающих задач при помощи разных форм реализации игрового действия.
• Проблемные ситуации для закрепления правил игры.
• Поощрение (за самостоятельную организацию игры, привлечение детей в игру, соблюдение правил, умение проследить за выполнением правил товарищами) – как приём активизации интереса к играм.
Решение поставленных задач с родителями:
• Организация с помощью родителей выставки домашних развивающих игр «Домашние игры ребёнка».
• Выставка групповых настольно – дидактических игр с учётом возрастных, обучающих задач и оформления.
• Организация фотовыставки для родителей «Играя – учимся, играя – познаём!», где можно увидеть в какие настольно – дидактические игры играют дети в группе.
• Наглядная информация «Дидактическая игра, как средство умственного развития ребёнка!».
• Консультация – практикум «Как научить ребёнка играть в дидактическую игру и её роль в развитии детей!» с домашним заданием для родителей» (Цель задания: заинтересовать и совместно с ребёнком поиграть в развивающую игру – головоломку «Раскрась по цифрам»).
• Организация выставки детских работ (Развивающая игра на альбомном листе «Раскрась по цифрам»,выполненных в совместной деятельности с родителями дома «Вместе с папой мамой играем – интерес и знания получаем!».
• Изготовление родителями в группу развивающих игр.
Ожидаемый результат:
• Дети в конце проекта должны чаще использовать для игр настольно – дидактические игры и с большим интересом и успехом играть в них;
• Развиваются операции мышления: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация, сериация;
• Развивается способность к воображению;
• Возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности.
• Родители познакомятся со структурой дидактической игры, её обучающими задачами, способами подачи детям. Родители будут заинтересованы темой и получат новую и полезную информацию, успешно опробованную на своих детях, что понятно из анкетирования родителей и записей в тетради отзывов;
• Обогащение родительского опыта приемам взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
• Повышение компетентности родителей при выборе игр.
• Итог консультации– практикума – создание родителями в группу новых дидактических игр, активное использование развивающих игр дома с детьми.
Заключение
Задача педагога состоит в том, чтобы найти максимум педагогических ситуаций, в которых может быть реализовано стремление ребенка к активной познавательной деятельности. Педагог должен постоянно совершенствовать образовательный процесс, позволяющий детям эффективно и качественно усваивать программный материал. Поэтому так важно использовать игровые элементы и игру на занятиях и в самостоятельной деятельности детей.
Дидактическая игра помогает общению, она может способствовать передаче накопленного опыта, получению новых знаний, правильной оценке поступков, развитию навыков человека, его восприятия, памяти, мышления, воображения, эмоций.
Список используемой литературы:
1. Программа «Детство» под редакцией В. И. Логиновой, Т. И. Бабаевой;
2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. – М. : Просвещение, 1991.
3. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада. – Мозаика – Синтез, 2008.
4. Руководство играми в дошкольных учреждениях – под редакцией М. А. Васильевой – Москва «Просвещение 1982.
5. Воспитателю о детской игре. : Пособие для воспитателей детского сада/ Под ред. Т. А. Марковой. – М. : Просвещение, 1982.
6. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. Пособие для воспитателей дет. сада. – М. : Просвещение, 1982.
7. Учебно методический кабинет «Пед-копилка» – сайт для педагогов, воспитателей, учителей и родителей. (ped-kopilka.ru) MAAM.RU -Международный образовательный портал.
Источник