Роль диагностики на разных этапах развития ребенка

Роль педагогической диагностики в решении проблем развития детей старшего дошкольного возраста.

Знать ребенка-это та самая главная точка, где соприкасаются теория и практика.

В. А. Сухомлинский

Педагогическая диагностика – один из важнейших инструментов профессиональной деятельности воспитателя детского сада, позволяющий ему проектировать и организовывать качественный педагогический процесс в детском саду. Сложно себе представить педагогический процесс, который бы проектировался иначе, без ориентации на знание воспитателем ребенка, его индивидуальных личностных особенностей, интересов и склонностей, инициатив, понимания его сущности.

Очевидно, что современному воспитателю детского сада необходимо владеть диагностикой, предметом которой в первую очередь становится самобытность и самоценность дошкольного детства, сам ребенок в широте и индивидуальности его проявлений и способностей, его потенциальные возможности в разных видах деятельности, общении, творчестве, поведении.

Из истории вопроса.

Что же такое педагогическая диагностика? Педагогическая диагностика “выросла” из философии, логики, медицины, психологии и является их последовательной преемницей, имеющей свои безусловные особенности. Если рассмотреть в историческом аспекте хронологию появления диагностики в различных областях знания, мы столкнемся с тем, что впервые термин диагностика встречался в античном мире, где диагностами называли людей, подсчитывающих убитых после боя. Позже, в эпоху Возрождения, этот термин приобретает только медицинское значение, обозначающее искусство распознавать болезни. Изучением распознавания в философском аспекте в эпоху Средневековья занимались не только философы (например, Джонн Локк), но и знаменитые целители-Авиценна, Гален. Однако необходимо заметить, что о научном подходе к теории диагностирования можно говорить лишь с конца 19-начала 20 века.

Взгляд на предмет педагогической диагностики эволюционировал, и к 30-м г.г. XX века он определяется идеей того, что в системе педагогических отношений ребенок должен изучаться в определенной социальной, идейной и воспитательной ситуациях. В предвоенный период и до 60-х годов 20 века в теории и практике педагогической диагностики не произошло сколько- нибудь существенных изменений. В 60-70-е годы получает развитие так называемый “качественный подход”, базирующийся на диагностике умственного развития. Вторая половина 70-х годов знаменуется возрастающим интересом исследователей к проблеме диагностики, и, прежде всего к зарубежным методикам. Понятие “педагогическая диагностика” в полной мере стало предметом исследования таких ученых как В.П.Беспалко, Б.П.Битинас, Н.М.Борытко, И.Ю.Гутник, В.Г.Максимов и другие.

В 1968 году немецким ученым Ингенкапом (эта дата считается официальной датой рождения понятия “педагогическая диагностика”) было дано наиболее полное, на наш взгляд, определение педагогической диагностики. По его мнению, педагогическая диагностика обеспечивает изучение учебно- воспитательного процесса, способствует выявлению предпосылок, условий и результатов педагогического процесса в целях его оптимизации и обоснования его результатов для развития общества. При этом под педагогической диагностической деятельностью он предлагает понимать процесс, в ходе которого, соблюдая необходимые научные критерии, учителю наблюдает за учащимися и проводит анкетирование, обрабатывает данные наблюдений и опросов и сообщает о полученных результатах с целью описать поведение, объяснить его мотивы или предсказать поведение в будущем.

 Отличие педагогической диагностики от других видов диагностик.

На основании сравнения теоретических работ по психодиагностике и педагогической диагностике можно выделить 3 существенных параметра, по которым можно “развести” педагогическую и психологическую диагностику.

  1. Педагогическая диагностика, в отличие от психологической, выполняет служебную функцию внутри системы воспитания и обучения. То есть в психологической диагностике личность изучается “сама по себе”, то в педагогической диагностике только в педагогическом процессе.
  2. Психологическая диагностика занимается в основном изучением достигнутого на данный момент состояния личности, педагогическая диагностика же учитывает те изменения качеств личности, которые происходят под действием целенаправленного образовательного процесса.

3.         Педагогическая диагностика подходит к исследованию объекта не только ради его изучения, но и ради его преобразования. Таким образом, педагог выступает одновременно в роли диагноста и в роли исполнителя его рекомендаций.

Для более полного раскрытия сущности педагогической диагностики необходимо также затронуть вопрос о разграничении педагогической и социологической диагностики. Основное отличие данных видов диагностики состоит, по мнению Б.П.Битинаса, в том, что в отличие от социологической диагностики, которую в первую очередь интересуют общие тенденции, педагогическая диагностика изучает носителей этих тенденций. Другими словами, можно предположить, что педагогическая диагностика в большей степени сориентирована не на общность людей (группа, коллектив), а на индивидуальности, из которых они состоят.

Необходимо также определить различия между педагогической диагностикой и научным исследованием. В отличие от научно- теоретического познания диагностика, в нашем случае педагогическая, не открывает новых законов, не устанавливает новых способов объяснения явления, а распознает уже установленные наукой явления. Полученные данные становятся источником новых идей. В диссертации И.Ю.Гутник, посвященной проблеме педагогической диагностики образованности школьников, содержится интересный материал по истории возникновения и развития педагогической диагностики. Поскольку чтение диссертации- занятие довольно трудоемкое, приведу лишь некоторые фрагменты из диссертационного исследования И.Ю.Гутник. Исследователи считают, что рождение педагогической диагностики связано со становлением в педагогике так называемого экспериментального направления.

 Понятие педагогической диагностики.

Согласно определению, предлагаемому Педагогической энциклопедией и Педагогическим словарем: “Экспериментальная педагогика- это одно из направлений педагогики, зародившееся в конце 20 века, согласно которому основой изучения ребенка и главным источником педагогических выводов являются эмпирические наблюдения и специально поставленный эксперимент.”

Читайте также:  Таблица развития ребенка во время беременности

Необходимо отметить, что название “экспериментальная педагогика” данное направление в педагогике получило только в немецкой и русской терминологии, в Италии и Франции она носит название “новая педагогика”, а в США и Канаде “точная педагогика”.

Проблемы теории воспитания разрабатывались представителями русского экспериментального направления в педагогике на основе отечественных традиций, отличительной чертой которых было глубокое уважение к личности ребенка, стремление к познанию его природы; они руководствовались идеями Н.И.Пирогова и К.Д.Ушинского, разделяя их программу создания теории воспитания как знания “о всей широте человеческой жизни”. По замыслу представителей данного направления в основу экспериментальной педагогики должен был быть положен целый комплекс наук о человеке. Со временем произошло некоторое разочарование в методе эксперимента и привело к осознанию необходимости его дополнения другими объективными методами, в первую очередь организацией правильного наблюдения, обеспечивающего качественную характеристику изучаемых явлений. Разочарование в методе эксперимента было обусловлено тем, что массовое обращение педагогов к “объективному” анализу привело к повальному увлечению самыми простыми измерениями роста, величины частей тела, веса. Но оказалось, что измерить ребенка и познать его -совершенно разные вещи. Безусловный прогресс использования методов педагогической диагностики того времени связан с исследованиями П.П. Блонского и Л.С.Выготского.

Концепция П.П. Блонского базировалась на представлениях о ребенке как едином, неразрывном, динамически развивающемся под воздействием внутренних и внешних факторов организме, что позволило ему конструировать и использовать систему методов – объективное наблюдение, эксперимент, метод тестов, анкетный метод и другие. Л.С. Выготским был определен основной подход к диагностике личности – изучение потенциальных возможностей ее развития (зона ближайшего развития) в условиях сотрудничества со взрослым.

 Разделы диагностики. Характеристика особенностей педагогической диагностики.

Одним из аспектов модернизации образования на современном этапе является совершенствование его качества. Важным механизмом оценки качества результатов образовательного процесса в ДОУ, освоения образовательной программы дошкольниками является педагогическая диагностика. В ходе педагогической диагностики изучаются, анализируются и прогнозируются различные аспекты образовательного процесса, осуществляется точная оценка уровня развития, достигнутого каждым ребенком. Полученная информация позволяет планировать образовательный процесс и осуществлять коррекционную работу с учетом уровня развития и индивидуальных особенностей детей.

В изучении развития ребенка возможно использование различных видов педагогической диагностики: дидактической (направленной на выявление результатов обучения: знаний, умений, навыков); психолого- педагогической (направленной на изучение личностного и психического развития); сопровождающей (отслеживающей развитие и динамику состояния); диагностики готовности к новому типу образования.

Комплексная педагогическая диагностика позволяет выявить уровень развития ребенка по всем направлениям: познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное. Педагогическая диагностика осуществляется методами, органически вписывающимися в педагогический процесс, вместе с тем внедрение педагогической диагностики в практику работы ДОУ сопряжено со значительными трудностями, обусловленными, во-первых, недостаточной теоретической и методической разработанностью проблемы диагностики, во-вторых, недостаточным уровнем квалификации педагогов в области применения диагностики.

В связи с этим особую актуальность приобретает разработка диагностики освоения дошкольниками образовательной программы, рассматриваемой как целенаправленный процесс, осуществляемый посредством комплекса научно обоснованных методик в соответствии с научно обоснованными показателями. Данные диагностики позволяют педагогам и родителям следить за ходом развития ребенка и своевременно оказывать квалифицированную помощь. Строя взаимоотношения с детьми, педагогу необходимо помнить, что каждый ребенок-это личность, которую надо уважать, с которой надо считаться. Диагностика помогает педагогу изучить эту личность, чтобы создать условия для ее развития.

 Проблемы педагогической диагностики.

Современные проблемы педагогической диагностики весьма разнообразны и многочисленны. Эта ситуация определяется прежде всего недостаточностью теоретической разработанности научно-обоснованного аппарата педагогической диагностики и широтой применения педагогической диагностики в образовательном процессе. В практике работы детского сада диагностика, к сожалению, нередко проводится бездумно и без ясной цели. Во многих детских садах воспитателей заставляют заполнять карты развития на всех детей без исключения, начиная с 1 года. Диагностика становится формой отчетности, и воспитатель, вместо того, чтобы заниматься ребенком, тратит время на заполнения этих карт. Но, по всей видимости, для оптимизации педагогического процесса гораздо важнее диагностировать педагогов, а не детей (т.е. использовать диагностику как средство педагогической экспертизы).

Значение педагогической диагностики в жизни дошкольников, в развитии личности, познании и понимании индивидуальности.

Современный дошкольник-маленький гражданин Санкт-Петербурга – это: действительно гражданин, осознающий себя не только в современном, но и в историческом пространстве страны и города;

  • носитель, еще оформляющейся, но уже весьма устойчивой системы ценностей;
  • активный деятель, внутренние резервы которого раскрываются в разных видах предпочитаемой им деятельности;
  • личность, чрезвычайно ориентированная на общение;
  • исследователь, ориентированный на познание человека и природы;
  • современный человек, который часто раньше, чем взрослый успевает освоить современные информационные средства;
  • ребенок, который любит играть, любит сочинять и фантазировать, радоваться и рассуждать.
  •  Субъект жизнедеятельности, активно участвующий во всех событиях
  •  своей жизни.

У современного ребенка первые признаки субъективности начинают проявляться очень рано, на первом году жизни. Особенности взаимодействия матери и ребенка в этот период, жизнь в современной семье активно развивают и воспитывают его как субъекта. Те же тенденции в воспитании и развитии прослеживаются и в условиях детского сада. Важно поддерживать заложенные основы субъективного поведения, продолжать развивать их. Это в свою очередь, требует хорошего знания педагогом ребенка: его интересов и предпочтений, потребностей и ориентаций на виды детской деятельности, их содержание, его образа мыслей и эмоциональных проявлений, его представлений о настоящем и будущем, об окружающем мире, его самостоятельности.

Читайте также:  Клуб раннего развития ребенка харьков

Проблема познания ребенка, несомненно, междисциплинарная и ведущая для широко спектра наук, изучающих мир Человека. Принадлежность Человека ко многим системам, целостность как главный признак его жизнесуществования, определяют сложный и многоаспектный инструментарий исследования, изучения, познания личности, субъекта, индивидуальности.

Дошкольный возраст-это этап, когда человек развивается чрезвычайно стремительно. Познание ребенка часто не успевает за его изменениями. “Увидеть” “зону ближайшего развития”, оценить индивидуальный темп достижении и на их основе спроектировать индивидуальный маршрут дошкольного образования – вот задачи педагогической диагностики.

Грамотное использование диагностики на практике, облегчит труд воспитателя в работе с детьми и поможет лучше узнать способности детей и личности ребенка в общем. В подтверждении моим словам, хочу привести высказывание К.Д.Ушинского, ставшее хрестоматийным: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Очень надеюсь, что моя работа поможет воспитателям, по-иному взглянуть на свою работу и найти те средства, методики педагогической диагностики, которые помогут лучше узнать своих воспитанников и вовремя помочь ребенку, идущему вверх по школьной лестнице успеха.

Список литературы:

1.Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога.-М.,2006.

2.Голубев Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания.-М.,1898.

3.Гуманитарные технологии педагогической диагностики в дошкольном образовании: от теории к практике.// Издательство РГПУ им.А.И.Герцена, 2008.

4.Гутник И.Ю. Педагогическая диагностика образованности школьников.- СПб.,2000.

5.Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста// Издательство РПГУ им. А.И.Герцена, 2008.

6.Юдина Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду.-М.,2003.

Источник

Психодиагностическое обследование ребёнка должно быть системным, то есть включать в себя изучение всех сторон психики.

Психодиагностическое обследование организуется с учётом возраста и предполагаемого уровня психического развития ребён­ка. Именно эти показатели определяют организационные формы диагностической процедуры, выбор методик и интерпретацию результатов.

Диагностические задания должны быть доступны для ребёнка. В ходе обследования ребёнку необходимо предложить задание, ко­торое он сможет успешно выполнить, а при анализе результатов учитывается с заданиями для какой возрастной группы справился ребёнок.

При обследовании важно выявить не только актуальные возмож­ности ребёнка, но и его потенциальные возможности в виде «зоны ближайшего развития» (Л. С. Выготский). Это достигается предложе­нием задании разной сложности и оказанием ребёнку дозированной помощи в ходе выполнения заданий.

Необходима строгая научность в подборе диагностических зада­ний для каждого возрастного этапа, то есть при обследовании следует использовать те задания, которые могут выявить, какие стороны пси­хической деятельности нарушены у обследуемого ребёнка.

При обработке и интерпретации результатов необходимо дать их качественную и количественную характеристику, при этом система качественно-количественных показателей должна быть однозначной для всех обследуемых детей.

Важно помнить, что ребенок – специфический объект исследования, его психика находится в становлении, развитии, поэтому при ее изучении следует руководствоваться определенными принципами.

Методы ППД.

Наблюдение

Наблюдение является целенаправленным восприятием фактов, процессов или явлений, которое может быть непосредственным, осуществление которого проводят при помощи использования органов чувств, или косвенным, которое основывается на информации, получаемой от различных приборов и средств наблюдения, а также других лиц, которыми непосредственно проводилось наблюдение.

Виды наблюдения принято классифицировать следующим образом:

· по времени проведения: непрерывные и дискретные;

· по объему: широкие и узкоспециальные;

· по типу связи наблюдателя и наблюдаемых: невключенные (открытые) и включенные (скрытые).

Важнейшим достоинством наблюдения является то, что его принято вести в различных ситуациях: в учебной, производственной деятельности, общественной работе, во время отдыха. Проведение наблюдения при этом не нуждается в создании особых условий.

К числу недостатков наблюдения принято относить:

– трудность сопоставления результатов, которые были получены при помощи проведения ряда различных исследований в силу существенной зависимости метода от субъекта наблюдения;

– ограниченность;

– принципиально частный характер каждой наблюдаемой ситуации;

– сложность, а часто и факт невозможности повторения наблюдений.

Наблюдением включается подготовительный, исполнительный и обобщающий этапы. На первом этапе педагогу необходимо определить цель и задачи наблюдения, провести выбор наиболее перспективных признаков проявления наблюдаемого качества личности, провести уточнение ситуации. В качестве итога подготовительной работы должна выступить непосредственно программа наблюдения.

Следующим этапом является непосредственно наблюдение, характеристика ситуации, осуществление регистрации фактов, выдвижения предположений.

На заключительном этапе происходит процесс систематизации информации, обобщения, установления причинно-следственных зависимостей, постановка диагноза.

Опрос

Опрос может проводиться в устной форме (беседа, интервью) и в виде письменного или анкетного опроса.

Читайте также:  Питание развитие уход ребенок 7 месяцев

Применение бесед и интервью требует от исследователя чётко поставленных целей, которые являются основанными на ряде вспомогательных вопросов, создания благоприятного морально-психологического климата и доверия, умения наблюдать за ходом беседы или интервью и направлять их в нужное русло, вести записи получаемой информации.

Обычно в педагогике принято использовать ряд следующих методов опроса: интервью (беседы), анкетирование, личностные опросники.

Факт распространенности указанного метода можно объяснить его своеобразной универсальностью. Если при наблюдении педагогом только фиксируются акты реального поведения учащегося, то с помощью опроса представляется возможность получения информации о мотивах поведения индивида, его намерениях, планах на будущее.

Специфика метода опроса заключается в том, что в качестве источника информации для педагога выступают в этом случае сообщения самих детей, хотя этим не гарантируется полнота достоверности информации. По этой причине так важно прежде убедиться, настроен ли учащийся искренне давать ответы на поставленные перед ним вопросы (может ли в принципе на них ответить). Технику проведения опросов как раз и принято сводить к тому, чтобы осуществить обеспечение достоверности и надежности информации.

Интервью

Интервью принято проводить в виде устного опроса, беседы, предварительно обдумывая вопросы, но формулируя их приближенно, в произвольной последовательности.

Достоинством интервью является то, что его проведение можно осуществлять в неформальной обстановке.

Недостатком данного метода является невозможность зафиксировать, а значит, и количественно провести обработку его результатов, так как делать записи и вносить пометки при учащемся не рекомендуется.

В процессе проведения беседы необходимо придерживаться следующих правил:

• Начинать общение следует с тематики, приятной для ученика, это способствует установлению контакта. Доброжелательные, уважительные отношения в разговоре не менее важны, чем умение убедительно говорить, аргументировать сказанное.

• крайне затруднительным является рассчитывать на искренность со стороны ученика, если беседа будет проходить в присутствии других учителей или учащихся, или если ребенок не в настроении; если беседа постоянно прерывается; если разговор проходит «на ходу», попутно. По этой причине в качестве крайне важного момента является проведение выбора времени и места беседы.

• Беседа должна быть не случайным эпизодом, а её нужно планировать.

• Не следует задавать (особенно вначале) вопросов, которые носят анкетный или биографический характер.

• Лексикон учителя, смысл задаваемых вопросов должны быть доступны и понятны, их необходимо задавать принимая во внимание возрастные особенности, интересы, потребности, склонности.

• Формулировать наводящие вопросы более разумно в нейтральной форме, к примеру: «Как это следует понимать?», «В каком смысле?», «Поясни, пожалуйста, свою мысль».

• Учитель должен проявлять внимательность и гибкость в процессе беседы, отдавать предпочтение косвенным вопросам вместо прямых, которые могут поставить порой отвечающего в неловкое положение.

• Необходимо учитывать то, что с точки зрения результативности беседы наиболее уместным и целесообразным будет задать несколько мелких вопросов, чем один крупный. Вопрос должен побудить учащегося отвечать развёрнуто, а не отделываться краткими «да» или «нет».

• Для большей достоверности беседы, получения результатов наиболее важные вопросы должны в различных формах повторяться, тем самым раскрывая и уточняя предыдущие ответы, дополняя их.

• Беседа не должна длиться более 20-40 минут.

Анкетирование

В процессе разработки вопросов для анкеты, педагог должен четко представлять себе, что в конечном итоге желает узнать.

Главные вопросы, которыетребуют искренности, анализа и размышления, лучшеразмещать в середине. Постепенно трудность вопросов необходимо снижать. Число их должно быть ограниченным. Это нужно для того,чтобы работа над ответами не превышала 15-20 минут.

Эксперимент

Эксперимент является научно поставленным опытом, связанным с проведением наблюдения за исследуемыми явлениями в создаваемых и контролируемых исследователем условиях.

Лабораторный экспериментпринято характеризовать тем, что исследователем самостоятельно осуществляется вызов изучаемого явления, повторяя его столько раз, сколько это необходимо, произвольно создавая и меняя условия, при которых это явление протекает. Меняя отдельные условия, исследователь имеет возможность выявить каждое из них.

Естественный эксперимент(был разработан русским психологом А.Ф. Лазурским) принято проводить в обычных, являющихся привычными, для испытуемых условиях, не задействуя специальную аппаратуру.

Психолого-педагогический эксперимент(ППЭ) создан на основе естественного эксперимента.

В ходе ППЭ исследователь активно воздействует на протекание изучаемых явлений, изменяет обычные условия, целенаправленно вводит новые, выявляет определенные тенденции, оценивает качественные и количественные результаты, устанавливает и подтверждает достоверность выявленных закономерностей.

Виды ППЭ:

· констатирующий;

· проверочный;

· созидательно-преобразующий (формирующий);

· контрольный.

Как правило, все эти виды используются в одном исследовании в качестве отдельных этапов.

Констатирующий экспериментпроводят в начале исследования. Он ставит своей задачей выяснение состояния на практике изучаемого явления, построение его схематической модели.

Формирующий эксперименторганизуется на основе предварительного изучения состояния проблемы и анализа результатов констатирующего эксперимента. В процессе формирующего эксперимента исследователь производит корректировку выдвинутой гипотезы и организует её проверку. Для повышения объективности анализа полученных данных вводятся контрольная и экспериментальная группы.

Источник