Роль детской литературы в развитии личности ребенка и развитии речи
Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной рольюв жизни всего нашего народа.
О.С.Ушакова отмечает, что художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.
Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».
Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.
Структурно – логическая схема 1. Точки зрения на процесс развития эстетического восприятия (Стерликова В.В.).
Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задачнравственного, умственного, эстетического воспитания.
Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е. А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.
Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.
При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.
Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему.Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.
Художественная литература воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность.По словам Б. М. Теплова, искусство захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение.
Процесс развития эстетического восприятия очень заметен в дошкольном возрасте. Понять, что художественное произведение отражает типичные черты явлений, ребенок может уже в 4—5 лет. Исследователи отмечают такую особенность художественного восприятия ребенка, как активность, глубокое сопереживание героям произведений. У старших дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героя. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости.
Художественное произведение привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Старшие дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам, используя в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в нашем социалистическом обществе.
Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста — перевертыши, небылицы.
Недостаточный уровень развития отвлеченного мышления затрудняет восприятие детьми таких жанров, как басни, пословицы, загадки, обусловливает необходимость помощи взрослого.
Исследователями установлено, что дошкольники способны к овладению поэтическим слухом и могут понимать основные различия между прозой и поэзией.
Дети старшего дошкольного возраста под воздействием целенаправленного руководства воспитателей способны увидеть единство содержания произведения и его художественной формы, найти в нем образные слова и выражения, почувствовать ритм и рифму стихотворения, даже вспомнить образные средства, использованные другими поэтами.
Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически.
Художественная литература является важным средством воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста. Произведения художественной литературы способствуют формированию у детей нравственных мотивов культурного поведения, которыми он в дальнейшем руководствуется в своих поступках. Именно детская литература позволяет раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний, способствует возникновению у детей эмоционального отношения к поступкам героев, а затем и окружающих людей, своим собственным поступкам. Художественная литература наглядно представляет примеры культурного поведения, которые дети могут использовать как образцы для подражания.
Велика роль занятий по чтению художественной литературы для воспитания культуры поведения.Слушая произведение, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомится с нормами поведения.
Используя художественную литературу как средство воспитания культуры поведения, педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей(насколько отражаются чувства детей, пробуждаемые искусством, в их деятельности, в их общении с окружающими людьми).
Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности. В.Г. Белинский предъявлял два основных требования к детской литературе: этическое и эстетическое. Об этической направленности детской литературы он говорил, что, художественное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою.
Уважаемые студенты, на мой взгляд, это важно!
Советую Вам пройти по другим разделам ” Навигации” и почитать интересные статьи или посмотреть презентации, дидактические материалы по предметам (педагогика, методика развития детской речи, теоретические основы взаимодействия ДОУ и родителей); материал для подготовки к зачётам, контрольным работам, педагогической практике, экзаменам, курсовым и дипломным работам. Буду рада, если информация, размещённая на моём сайте, поможет Вам в работе и учёбе.
“Помощь по сайту” – нажмите на изображение – гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу (Модуль 8. Методика ознакомления с художественной литературой: методика чтения и рассказывания детям художественных произведений. Курс «Теория и методика развития речи детей»»).
Источник
Марина Склярова
Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №100 г. Таганрога Ростовской области
Тема по самообразованию воспитателя:
Скляровой М. Г.
Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка
Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.
Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е. А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.
Н. С. Карпинская также считала, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность.
Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.
При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.
Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства дошкольниками.
Требования современной жизни, педагогической науки заставляют постоянно пересматривать круг детского чтения, дополняя его новыми произведениями.
Круг детскогочтения составляют произведения разных жанров: рассказы, повести, сказки, поэмы, лирические и шуточные стихи, загадки и др.
Именно в возрасте 4-5 лет определяется, кто в дальнейшем будет читателем, а кто – нет. На этой возрастной ступени особенно важно приобщить ребенка к золотому фонду детской книги. Лучшими изданиями признаны сборники “Русские сказки”, “Жили-были”. Из изданий фольклора специалисты рекомендуют “Трыпцы-брынцы, бубенцы” – русские народные потешки, прибаутки, заклички, считалки, дразнилки, колыбельные.
Из поэтических произведений для детей 4-5 лет целесообразно знакомство прежде всего произведения классиков детской литературы. Среди них произведения А. Пушкина, Н. Некрасова, А. Блока, К. Чуковского, С. Маршака, В. Берестова, И. Токмаковой. Большим успехом у детей пользуются стихи и рассказы Э. Успенского, С. Козлова, А. Барто, Е. Благининой.
Среди рассказов и сказок русских писателей лидируют издания произведений К. Ушинского (рассказы и сказки “Для детей”) и Л. Толстого (“Для детей” и “Азбука”). Очень любимы детьми 4-5 лет рассказы Н. Носова, изданные в отдельных сборниках “Живая шляпа” (1986) “Бобик в гостях у Барбоса” (1991). Нельзя пройти мимо издания сборника “Аленушкины сказки” в который вошли сказки многих детских писателей. Нельзя представить книжного собрания для детей 4-5 лет и без произведений таких современных писателей, как С. Козлов (“Львенок и черепаха”, Г. Циферов (“Сказки старинного города”).
Детям этого возраста по плечу сказки Г. Андерсена “Дюймовочка”, “Стойкий оловянный солдатик”, Бр. Гримм “Бременские музыканты”.
Не одно поколение 4-5 летних детей выросло на книжке-картинке “Приключение Пифа”, на сказке Киплинга “Слоненок”. Интересен по содержанию сборник переводных сказок в картинках “Крошка Енот и другие”, куда вошли сказки итальянских, английских, норвежских, французских, польских и иных писателей для детей преддошколыюго возраста.
Среди лучших книг о живой природе следует назвать “Большие и маленькие” Е. Чарушина, многие издания произведений В. Бианки и В. Сладкова.
Детям также будут интересны некоторые журналы, издаваемые для детей 4-5 лет.Детей порадует любой из следующих журналов: “Воробушек”, “Колокольчик”, “Веселые картинки”. Очень по душе детям пришелся журнал “Дисней для малышей” со знакомыми героями и наполненный разного рода играми, головоломками, кроссвордами и т. п.
Источник
светлана мельникова
Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка»
Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитиеи обогащение речи ребенка: она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Слушая знакомую сказку, стихотворение, ребенок переживает, волнуется вместе с героями. Так он учится понимать литературные произведения и посредством этого формируется как личность.
Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг- тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребёнка».
Общеизвестно: дети любят сказки. Все исследователи с неизменным постоянством подтверждают это, а педагоги, воспитатели и родители фиксируют неизбывный ребячий интерес к сказочной литературе.
Что такое сказка? Если одним словом- вымысел. А потешки, прибаутки, считалки, колыбельные? Тоже неправдоподобные историйки, стихотворные «посказульки», музыкальные, ритмичные.
В народных сказках раскрываются перед детьми меткость и выразительность языка; в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают напевность, музыкальность и ритмичность русской речи. Однако полноценно воспринимается литературное произведение лишь в том случае, если ребенок к нему соответствующе подготовлен. Поэтому необходимо обращать внимание детей как на само содержание литературного произведения, так и на его выразительные средства. Не стоит забывать, что интерес к чтению можно привить лишь в том случае, если литература будет соответствовать интересам малыша, его мировоззрению, запросам, душевным побуждениям.
Восприятие детьми литературных произведений в дошкольном возрасте достаточно сложно. Каждый ребенок проходит большой путь от простого участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия литературного произведения. Психологи обратили внимание на особенности понимания дошкольниками художественной формы и содержания литературных произведений – это и небольшой жизненный опыт ребенка, и конкретность мышления, и непосредственное отношение к действительности. Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие. Эстетическое восприятие литературного произведения происходит в результате целенаправленного восприятия на определенной ступени развития.
Уже в старшем дошкольном возрасте дети способны понимать содержание, идею и выразительные средства языка, и дальнейшее знакомство с литературными произведениями будет опираться непосредственно на фундамент, который взрослые (родители, воспитатели) закладывают в дошкольном детстве.
Взрослея, дети овладевают способностью анализировать литературные произведения, учатся передавать определенное содержание в единстве его художественной формы, а также в активно осваивают средства художественной выразительности.
Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Н. С. Карпинская считала, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках- меткость, выразительность.
Из книги ребёнок узнаёт много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать своё отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.
При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно- выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.
Вот что писал о силе слова К. Д.Ушинский: «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ». В этих словах великого педагога указан не только ожидаемый результат усвоения родного языка,но и метод его изучения: доверие «языку-учителю», который «не только учит многому, но и учит удивительно легко, по какому-то недосягаемо облегчающему методу».
Источник
«Роль художественной литературы в развитии речи детей»
Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль и в развитии речи дошкольников. На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Е.А.Флерина, Л.С.Выготский, C. А. Рубинштейн, Ф. А.Сохин, А.В.Запорожец, А. М. Шах, Л. И. Айдаров и другие).
Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обобщает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни.
Знакомство с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. Необходимо не только учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, обращать внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторые особенности литературного языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения).
После рассказывания сказок, необходимо учить детей дошкольного возраста отвечать на вопросы, связанные с содержанием, а также на самые простые вопросы по художественной форме произведения.
Ежедневное чтение детской литературы в детском саду, специальные занятия по художественной литературе оказывают большое влияние на развитие словаря детей. На литературном материале дети начинают усваивать сложные понятия (жанр, рифма, писатель, эпитет и др.). Дети не только упражняются в умении выделять сравнения в художественных произведениях, но и участвовать в построении словосочетаний и предложений со сравнениями. При этом они учатся употреблять характерные для сравнения союзы как, словно, будто.
С помощью художественной литературы у детей должна развиваться способность замечать красоту и богатство русского языка.Наукой и практикой установлено, что, если определённый уровень овладения языком не достигнут в дошкольном возрасте, то этот путь, как правило, не может быть пройден на более поздних этапах.
В сложившихся современных условиях книга почти лишилась прежнего значения у родителей, а телевидение активно вытесняет её из детской жизни.
Преподаватели начальных классов школы отмечают, что ученики не очень любят стихи, слабо интересуются художественной литературой. Объяснения этому, они считают, надо искать в детском саду.
Ознакомление детей дошкольного возраста с детской художественной литературой будет способствовать развитию разных сторон речи детей при следующих условиях:
• правильного подбора художественной литературы в соответствии с возрастом и интересами ребёнка.
• целенаправленного использования художественной литературы в разных видах деятельности.
• при правильной организации совместной работы с родителями.
Принципы отбора литературных произведений для
чтения и рассказывания детям.
Проблема отбора литературных произведений для детского чтения ─ одна из самых важных и сложных проблем педагогики. Издавна велись и до сих пор не прекращаются споры о том, что предпочтительнее читать детям и как определять круг детского чтения: какие темы и жанры должны занимать главенствующее положение, какова специфика влияния детской книги на личность ребёнка; допустим ли психологизм в детской книге; какое количество литературных произведений должен узнать ребёнок на протяжении дошкольного возраста; что представляет собой детская « начитанность», что должно войти в круг обязательного чтения ребёнка ─ дошкольника и др.
Продуманный отбор книг для детского чтения определяется тем,─ что неизбежно влияет на литературное развитие ребёнка, формирование литера- турного опыта на этапе дошкольного детства, на воспитание отношения к книге. Интерес к книге, возникший в ранние годы, помогает ребёнку в
дальнейшем, когда он осваивает самостоятельное чтение, преодолевает все трудности ради того, чтобы испытать радость открытия нового.
Хорошо известна побудительная сила детской книги. Ребёнок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты литературных произведений переводятся в детские игры. Проживая в игре жизнь любимых героев, дети приобщаются к их духовному и нравственному опыту. Это лишний раз подтверждает, что путём правильного отбора книг можно оказывать благотворное влияние на нравственное становление личности ребёнка, на формирование его духовных ценностей.
Хорошая детская книга вводит малыша в мир художественных образов, даёт первые и потому наиболее сильные впечатления и потому наиболее сильные впечатления о прекрасном. Специфика литературы состоит в том, что средством выражения художественного содержания является неповторимый языковой образ, к которому малыш тянется бессознательно, привлечённый его красотой , необычайностью. Это побуждает ребёнка к многократному повторению яркого живого слова, к игре словом, в результате чего последнее становиться достоянием. Книга совершенствует содержание речи ребёнка, обогащает и шлифует её форму.
Детская литература сегодня богата по составу и содержанию. В нашей стране для детей издаются произведения устного творчества народов разных стран; произведения русской и зарубежной классики; детские книги совре-менных отечественных и иностранных авторов. Полностью охватить всё это богатство невозможно. Путеводными нитями являются разработанные в
педагогической науке принципы, которые помогают избежать субъективности, позволяют дать объективную оценку книгам с точки зрения их содержания и художественных достоинств.
Каковы эти принципы?
Условно их можно разделить на две группы. К первой группе относятся принципы, дающие возможность правильно оценить достоинства детских книг, ввести в круг чтения дошкольников произведения разных видов,
жанров, тематики. Вторую группу составляют педагогические принципы, позволяющие устанавливать соответствие между конкретными литературными произведениями и возрастными возможностями детей и отбирать книги таким образом, чтобы ребёнок, читая их, как бы поднимался по ступеням литературного развития.
Детская литература ─ это искусство. Как искусству ей свойственно выражение обобщенных идей в яркой, художественной форме ─ в конкретных образах. Поэтому важнейшее значение имеет художественный уровень литературного произведения.
Мерилом художественности является органическое слияние содержания, идей произведения с такой формой их выражения, которая наиболее точно совпадает с идеей, выражает её наилучшим образом. Носителем идей в детской книге всегда является герой. Конкретность, яркость, психологическая достоверность героев, событий, деталей, отношений, переживаний делает идеи, заложенные в литературном произведении, доступными, жизненно важными ,личностно переживаемыми. Они принимаются или отвергаются ребёнком в зависимости то того, как малыш относиться своему к герою-выразителю идейного замысла.
Поэтому при отборе литературных произведений необходимо прежде всего видеть, какую позитивную концепцию выдвигает автор. Идейная направленность детской книги должна отвечать задачам нравственного воспитания. Книга призвана в конкретных образах раскрывать перед ребёнком идеалы справедливости, добра, честности, мужества, сострадания; формировать правильное отношение к людям, к самому себе, к своим правам и обязанностям, поступкам, к труду, к природе и др. Лучшие литературные произведения, созданные для детей, без излишнего дидактизма формируют у ребёнка нравственное отношение к действительности, несут целую программу позитивных форм поведения, в которых это отношение проявляется и выражается.
Адресуясь к детям, писатели дают им систему нравственных ориенти- ров в сложном, многообразном мире ( Л.Н.Толстой. « Котёнок », « Филиппок»; К.Чуковский « Мойдодыр »; С.Маршак « Рассказ о неизвестном герое »; А.Барто « Игрушки » и др.).
Носителем духовной культуры народа является также классическая литература. Чтение ребёнку произведений А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, М.М.Пришвина и других русских писателей ─ обязательное условие для его духовного становления.
К. Д. Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребёнок, должна вводить его « в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа ». Такой литературой, приобщающей ребёнка духовной жизни своего народа, прежде всего являются произведения устного народного творчества во всем его многообразии: потешки, пестушки, загадки, cчиталки, перевёртыши, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки и др. Произведения фольклора своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребёнка, приспособлены к детским потребностям. Они вводят малыша в стихию народного слова, раскрывают его богатство и красоту.
Фольклор формирует у ребёнка чувство принадлежности к своему народу, его культуре, чувство родного языка. Произведения русского фольклора, начиная с колыбельных песенок, потешек и кончая сказками, пословицами, дают детям уроки на всю жизнь: уроки физической и нравственной чистоплотности( потешка «Водичка, водичка…», cказки «Царевна─лягушка » ), трудолюбия, доброты («Хаврошечка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка » и др. ), дружбы, теплоты в отношениях, взаимопомощи («Репка>>, «Лиса и заяц», «Кот , петух и лиса » и др ). Душевной тепло- той и любовью пронизаны все колыбельные песенки, пестушки, потешки.
В круг детского чтения входят также фольклор народов мира и произведения зарубежных писателей для детей. Они несут в себе большой потенциал национальных, народных культур, делает ребёнка обладателем общечеловеческих духовных ценностей.
Таким образом, в своём литературном развитии ребёнок должен идти от литературы своего народа к классике мировой детской литературы. При этом в круг детского чтения следует включать книги, разнообразные по темам и жанрам . Это позволит, с одной стороны, формировать у дошкольников широту читательских интересов, а с другой ─ избирательность, индивидуальность литературных пристрастий.
Современная детская литература удовлетворяет разнообразные интере- сы и потребности ребёнка: потребность в фантастическом и героическом, приключенческом, познавательном и юмористическом и т.п.
Пристрастие к поэзии ─ отличительная особенность читателя- дошкольника. К.И.Чуковский считал каждого человека от 2 до 5 поэтом: никогда в другие годы ребёнок так не привязан к поэзии, так не требует стихов и не предпочитает их прозе. К.И.Чуковский отмечал свойственную этому возрасту готовность малыша пропрыгать, проскакать, легко запомнить и прокричать понравившиеся ему стихи. Поэтому именно стихами предпочитали писать для детей и сам К.И. Чуковский, и С. Я. Маршак, А.Л.Барто, и многие другие мастера художественного слова.
К литературным пристрастиям детей дошкольного возраста относятся также народные и авторские сказки отечественных и зарубежных писателей А.М.Горького, А.Н. Толстого, Ю. К. Олеши, К.И.Чуковского, Э.Н.Успенского, Б.В.Заходера, И.П. Токмаковой, Дж. Родари, А.Линдгрен, Т.Янсон, А.Милна и др. Сказка вызывает у всех дошкольников любовь и стойкий интерес своей динамичностью, яркостью образов, необычайностью, загадочностью, занимательностью событий, неограниченными возможностями для фантазирования, выдумки, игры ума.
Принцип жанрового и тематического многообразия книг, позволяет раскрывать детям многогранность мира, в котором они живут, формировать интерес к делам разных людей. Так, в детскую литературу вошли, стали ее неотъемлемой частью познавательные книги о труде, о вещах, о технике, о природе. Они интересны современному ребенку, потому что в образной форме показывают ему сущность явлений, формируют его мышление, учат беречь вещи, созданные человеческим трудом, любить и охранять окружающую природу.
Неотъемлемой частью внутреннего мира современного человека является юмор, помогающий строить свои отношения, жить в гармонии с самим собой и окружающими людьми. Детская литература создала особый вид книги ─ веселую книгу для детей веселая книга отвечает потребностям ребенка в радости, душевном оптимизме, уверенности в том, что мир вокруг него гармоничен. Она открывает детям смешное в жизни, воспитывает ценные качества ─ умение шутить и смеяться, c чувством юмора принимать жизнь со всеми ее хорошими и плохими сторонами. Неизменным расположением детей пользуются произведения К.И.Чуковского, Н.Н.Носова, В.Г.Сутеева, В.Ю.Драгунского, Э.Н.Успенского и др.
Кроме того, жанрового и тематическое многообразие детской литературы дает возможность формировать у детей индивидуальные читательские интересы и склонности. Одни дети любят книги о животных, другим нравится слушать про приключения, третьи отдают предпочтение историям о жизни своих сверстников. Знать о возникающих литературных склонностях ребёнка необходимо для того, чтобы развить их.
Принципы отбора книг для детского чтения сыграют свою положительную роль в том случае, если намеченные к прочтению художественные произведения будут доступны пониманию ребёнка. В связи с этим особое значение приобретает принцип доступности.
Литературное произведение можно считать доступным лишь тогда, когда автор, учитывая жизненный опыт ребёнка ─ читателя, одновременно ставит задачи, требующие от него душевных усилий и тем самым поднимающие малыша на новую ступень эмоционального, психического развития.
Отбирать лучшее – задача педагога.
Источник