Роль детской литературы в формировании личности ребенка и его речевом развитии

Роль детской литературы в формировании личности ребенка и его речевом развитии thumbnail

Марина Склярова
Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №100 г. Таганрога Ростовской области

Тема по самообразованию воспитателя:

Скляровой М. Г.

Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка

Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.

Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е. А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.

Н. С. Карпинская также считала, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность.

Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства дошкольниками.

Требования современной жизни, педагогической науки заставляют постоянно пересматривать круг детского чтения, дополняя его новыми произведениями.

Круг детскогочтения составляют произведения разных жанров: рассказы, повести, сказки, поэмы, лирические и шуточные стихи, загадки и др.

Именно в возрасте 4-5 лет определяется, кто в дальнейшем будет читателем, а кто – нет. На этой возрастной ступени особенно важно приобщить ребенка к золотому фонду детской книги. Лучшими изданиями признаны сборники “Русские сказки”, “Жили-были”. Из изданий фольклора специалисты рекомендуют “Трыпцы-брынцы, бубенцы” – русские народные потешки, прибаутки, заклички, считалки, дразнилки, колыбельные.

Из поэтических произведений для детей 4-5 лет целесообразно знакомство прежде всего произведения классиков детской литературы. Среди них произведения А. Пушкина, Н. Некрасова, А. Блока, К. Чуковского, С. Маршака, В. Берестова, И. Токмаковой. Большим успехом у детей пользуются стихи и рассказы Э. Успенского, С. Козлова, А. Барто, Е. Благининой.

Среди рассказов и сказок русских писателей лидируют издания произведений К. Ушинского (рассказы и сказки “Для детей”) и Л. Толстого (“Для детей” и “Азбука”). Очень любимы детьми 4-5 лет рассказы Н. Носова, изданные в отдельных сборниках “Живая шляпа” (1986) “Бобик в гостях у Барбоса” (1991). Нельзя пройти мимо издания сборника “Аленушкины сказки” в который вошли сказки многих детских писателей. Нельзя представить книжного собрания для детей 4-5 лет и без произведений таких современных писателей, как С. Козлов (“Львенок и черепаха”, Г. Циферов (“Сказки старинного города”).

Детям этого возраста по плечу сказки Г. Андерсена “Дюймовочка”, “Стойкий оловянный солдатик”, Бр. Гримм “Бременские музыканты”.

Не одно поколение 4-5 летних детей выросло на книжке-картинке “Приключение Пифа”, на сказке Киплинга “Слоненок”. Интересен по содержанию сборник переводных сказок в картинках “Крошка Енот и другие”, куда вошли сказки итальянских, английских, норвежских, французских, польских и иных писателей для детей преддошколыюго возраста.

Среди лучших книг о живой природе следует назвать “Большие и маленькие” Е. Чарушина, многие издания произведений В. Бианки и В. Сладкова.

Детям также будут интересны некоторые журналы, издаваемые для детей 4-5 лет.Детей порадует любой из следующих журналов: “Воробушек”, “Колокольчик”, “Веселые картинки”. Очень по душе детям пришелся журнал “Дисней для малышей” со знакомыми героями и наполненный разного рода играми, головоломками, кроссвордами и т. п.

Источник

 

         Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной рольюв жизни всего нашего народа.

       О.С.Ушакова отмечает, что художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

       Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

       Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.

       Структурно – логическая схема 1. Точки зрения на процесс развития эстетического восприятия  (Стерликова В.В.).

Роль детской литературы в формировании личности ребенка и его речевом развитии

       Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задачнравственного, умственного, эстетического воспитания.

       Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е. А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.

       Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

       При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

       Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему.Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.

       Художественная литература воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность.По словам Б. М. Теплова, искусство захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение.

       Процесс развития эстетического восприятия очень заметен в дошкольном возрасте. Понять, что художественное произведение отражает типичные черты явлений, ребенок может уже в 4—5 лет. Исследователи отмечают такую особенность художественного восприятия ребенка, как активность, глубокое сопереживание героям произведений. У старших дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героя. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости.

       Художественное произведение привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Старшие дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам, используя в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в нашем социалистическом обществе.

       Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возрастаперевертыши, небылицы.

       Недостаточный уровень развития отвлеченного мышления затрудняет восприятие детьми таких жанров, как басни, пословицы, загадки, обусловливает необходимость помощи взрослого.

       Исследователями установлено, что дошкольники способны к овладению поэтическим слухом и могут понимать основные различия между прозой и поэзией.

       Дети старшего дошкольного возраста под воздействием целенаправленного руководства воспитателей способны увидеть единство содержания произведения и его художественной формы, найти в нем образные слова и выражения, почувствовать ритм и рифму стихотворения, даже вспомнить образные средства, использованные другими поэтами.

       Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически.

     Художественная литература является важным средством воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста. Произведения художественной литературы способствуют формированию у детей нравственных мотивов культурного поведения, которыми он в дальнейшем руководствуется в своих поступках. Именно детская литература позволяет раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний, способствует возникновению у детей эмоционального отношения к поступкам героев, а затем и окружающих людей, своим собственным поступкам. Художественная литература наглядно представляет примеры культурного поведения, которые дети могут использовать как образцы для подражания.

       Велика роль занятий по чтению художественной литературы для воспитания культуры поведения.Слушая произведение, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомится с нормами поведения.

       Используя художественную литературу как средство воспитания культуры поведения, педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей(насколько отражаются чувства детей, пробуждаемые искусством, в их деятельности, в их общении с окружающими людьми).

       Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности. В.Г. Белинский предъявлял два основных требования к детской литературе: этическое и эстетическое. Об этической направленности детской литературы он говорил, что, художественное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою.

Роль детской литературы в формировании личности ребенка и его речевом развитии

Уважаемые студенты, на мой взгляд, это важно!

          Советую Вам пройти по другим разделам ” Навигации” и почитать интересные статьи или посмотреть презентации, дидактические материалы по предметам (педагогика, методика развития детской речи, теоретические основы взаимодействия ДОУ и родителей); материал для подготовки к зачётам, контрольным работам, педагогической практике, экзаменам, курсовым и дипломным работам. Буду рада, если информация, размещённая на моём сайте, поможет Вам в работе и учёбе.

“Помощь по сайту” – нажмите на изображение –  гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу (Модуль 8. Методика ознакомления с художественной литературой: методика чтения и рассказывания детям художественных произведений. Курс «Теория и методика развития речи детей»»).

                                                                                                                                                                                  Роль детской литературы в формировании личности ребенка и его речевом развитии

Источник

Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка.

Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Средствами художе­ственного слова еще до школы, до усвоения грамматичес­ких правил маленький ребенок практически осваивает грам­матические нормы языка в единстве с его лексикой.

Художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах — музы­кальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказ­ках — меткость, выразительность.

Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэти­ческой лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, мета­форы, эпитеты и другие средства образной выразительности.

При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразитель­но-выразительными средствами служит развитию художе­ственного восприятия литературных произведений.

Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом — силой воз­действия художественного образа. Чтобы полностью реали­зовать воспитательные возможности литературы, необхо­димо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства дошкольниками.

 Особенности восприятия детьми литературных произведений.

Эстетика и психология рассматривают восприятие искус­ства как сложный творческий процесс. «Эстетическое вос­приятие действительности представляет собой сложную пси­хическую деятельность, своеобразно сочетающую в себе как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые мотивы». Литературное произведение обращается одновременно ик чувству, и к мысли читателя, помогая ему освоить богатый духовный опыт человечества.

Е. А. Флерина называла характерной чертой восприятия художественного произведения детьми единство «чувству­ющего» и «мыслящего».

Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пас­сивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в во­ображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.

В трудах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, А. В. Запорожца, О. И. Никифоровой, Е. А, Флериной, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович и других ученых исследу­ются особенности восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста.

О. И. Никифорова выделяет в развитии восприятия ху­дожественного произведения три стадии: непосредствен­ное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе — работа воображения); понимание идейного со­держания произведения (в основе лежит мышление); вли­яние художественной литературы на личность читателя (че­рез чувства и сознание).

Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрос­лого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Как показы­вают исследования, при соответствующей работе уже на третьем году жизни ребенка можно вызвать у него интерес к судьбе героя повествования, заставить малыша следить за ходом события и переживать новые для него чувства.

Как уже говорилось выше, одной из особенностей вос­приятия литературного произведения детьми является сопе­реживание героям. Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно дей­ствует, борется с его врагами. На спектаклях кукольного теат­ра дети иногда вмешиваются в события, пытаются помочь герою, хором подсказывают персонажам, чего делать не надо.

На основе особенностей восприятия выдвигаются ведущие задачи ознакомления с книгой на каждом возрастном этапе.

Кратко остановимся на возрастных особенностях восприя­тия. Для детей младшего дошкольного возраста характерны: за­висимость понимания текста от личного опыта ребенка; уста­новление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом; в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступ­ков; эмоциональное отношение к героям ярко окрашено; на­блюдается тяга к ритмически организованному складу речи.

В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые из­менения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать.

По словам К. И. Чуковского, начинается новая стадия литературного развития ребенка, возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к постижению его внутреннего смысла.

В старшем дошкольном возрасте дети начинают осозна­вать события, которых не было в их личном опыте, их ин­тересуют не только поступки героя, но и мотивы поступ­ков, переживания, чувства. Они способны иногда улавли­вать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возни­кает на основе осмысления ребенком всей коллизии про­изведения и учета всех характеристик героя. У детей фор­мируется умение воспринимать текст в единстве содержа­ния и формы. Усложняется понимание литературного ге­роя, осознаются некоторые особенности формы произве­дения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма).

В исследованиях отмечается, что у ребенка 4 — 5 лет начинает в полной мере функционировать механизм фор­мирования целостного образа смыслового содержания воспринятого текста. В возрасте 6 — 7 лет механизм понимания содержательной стороны связного текста, отличающе­еся наглядностью, уже вполне сформирован.

Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и особенности художественной разительности не возникает спонтанно, оно формируется степенно на протяжении всего дошкольного возраста.

Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой

Существенное значение имеет определение задач литературного образования в детском саду. Цель ознакомления до­школьников с художественной литературой, по определению Я. Маршака, — это формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека.

Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой определены на основе знания особеннос­ти восприятия и понимания произведений литературы и представлены в программах детского сада.

Обобщенно эти задачи можно сформулировать следую­щим образом:

— воспитывать интерес к художественной литературе, ввивать способность к целостному восприятию произве­дений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;

— формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях; о компози­ции; о простейших элементах образности в языке;

— воспитывать литературно-художественный вкус, спо­собность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, кра­соту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух.

У детей формируют также способность элементарно ана­лизировать содержание и форму произведения. Ребенок подготовительной к школе группы должен уметь: определять основных героев; на основе анализа поступков персо­нажей высказывать свое эмоциональное отношение к ним (кто нравится и почему); определять жанр (стихотворение, рассказ, сказка); улавливать наиболее яркие примеры об­разности языка (определения, сравнения).

Задача детского сада, заклю­чается в подготовке к долгосрочному литературному обра­зованию, которое начинается в школе. Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж, литератур­ную начитанность, так как в дошкольном детстве ребенок знакомится с разнообразием фольклорных жанров (сказка, загадка, пословица, небылица и др.). В эти же годы дети знакомятся с русской и зарубежной классикой — с произ­ведениями А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, братьев Гримм, X. К. Андерсена, Ш. Перро и др.

Решая задачу подготовки детей к литературному обра­зованию, предлагается давать им знания о писателях и по­этах, о народном творчестве, о книге и иллюстрациях.

В современных вариативных программах раскрываются вопросы литературного развития детей.

Для решения задач всестороннего воспитания средства­ми художественной литературы, формирования личности ребенка, его художественного развития существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской дея­тельности. В основе отбора — педагогические принципы, разработанные на основе общих положений эстетики.

При отборе книг надо учитывать, что литературное про­изведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т. е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. При выборе книг учитывается также единство содержа­ния и формы. Литературоведение выделяет в содержании тематику, проблематику и идейно-эмоциональную оценку. В литературно-художественной форме — предметную изоб­разительность (персонажи, события, поступки, диалоги, монологи, портретные и психологические характеристики героев), речевой строй и композицию.

Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы. Важен образцовый литературный язык;

— доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;

— сюжетная занимательность, простота и ясность ком­позиции;

— конкретные педагогические задачи.

Критерии отбора дают возможность определить круг дет­ского чтения и рассказывания. Внего входит несколько групп произведений.

1. Произведения русского народного творчества и творче­ства народов мира. Малые формы фольклора: загадки, посло­вицы, поговорки, песенки, потешки, небылицы и перевертыши; сказки.

2. Произведения русской и зарубежной классической литературы.

3. Произведения современной русской и зарубежной литературы.

Требования современной жизни, педагогической науки заставляют постоянно пересматривать круг детского чте­ния, дополняя его новыми произведениями.

Круг детского чтения составляют произведения разных жанров: рассказы, повести, сказки, поэмы, лирические и шуточные стихи, загадки и др.

Ежегодно издается много новой литературы для детей, за выходом которой педагогу необходимо следить и самостоятельно пополнять детскую библиотечку, руковод­ствуясь рассмотренными выше критериями и творческим подходом к выбору книг.

Источник