Роль детского коллектив в воспитании и развитии ребенка
Значимость коллективной деятельности была признана задолго до К. Д. Ушинского и А.С Макаренко. Педагоги прошлого старались привить воспитанникам дух товарищества, взаимопомощи. На уровне детского коллектива дети осознают собственное «я», совместная деятельность группы детей становится источником новых взаимоотношений, влияет на развитие и воспитание самого коллектива и личности.
Главными направлениями воспитателя детского коллектива становятся:
- Забота о личностном самоутверждении воспитанников в процессе их коллективной деятельности.
- Формирование у детей взрослых моделей общения и деятельности.
- Помощь в осознании себя самостоятельным индивидуумом.
Значение коллектива в воспитательном процессе
Среди современных теоретиков педагогики, психологии встречаются специалисты, критикующие роль коллектива в развитии и воспитании цельной личности. Якобы, под давлением коллектива ребенок утрачивает свою индивидуальность, своеобразие. Такой тезис подкрепляется примерами негативного воздействия политизированного тоталитарного общества на человека в недавнем прошлом, когда жизнь социума для любого «винтика» становилась намного более значимой, чем личные интересы.
Нельзя отрицать тот факт, что человечество с самого начала своего существования основывалось на коллективных формах взаимодействия и организации, таких как род, племя, семья. Изоляция от общества становилось причиной уродливого развития субъекта, была, скорее, наказанием, чем благом.
Воспитание личности с раннего возраста происходит в коллективе, это основная база, где дети приобретают позитивный социальный опыт. Становясь школьником, ребенок одновременно выступает членом нескольких коллективов, некоторые из которых (кружок или секцию) он выбирает единолично. Желая стать членом той или иной группы, школьник вынужден подчиняться тем правилам, которые ей свойственны. Но это вовсе не означает пассивного следования местным установкам.
Основным принципом воспитания полноценной личности в коллективе является принятие активной жизненной позиции, умение отстаивать свою точку зрения, даже если она противостоит мнению большинства. Коллектив дает возможность ученику приобрести навыки общественного поведения, находясь в позиции подчинения, противопоставления и руководства. Такое взаимодействия с товарищами и воспитателями приводит к формированию гражданственности, гуманизма и инициативности. Диалектика коллективного и индивидуального взаимообусловлены в педагогическом процессе воспитания личности.
Человек существует и растет в системе отношений с природой, другими людьми. Богатство связей определяет его духовное богатство, степень значимости.
Воспитательные задачи педагога
Каждый этап развития молодого человека среди членов коллектива имеет важные последствия для дальнейшего становления, способностей к самореализации. Невозможность адаптироваться в небольшой группе приводит к неуверенности, сомнениям в своих силах, обидчивости, конфликтности. Неспособность реализовать индивидуальность становится причиной негативизма, озлобленности, других личностных деформаций.
Основная задача воспитателя детского коллектива – создание благоприятных условий для адаптации личности, одновременного проявления индивидуальности и интеграции в общество.
Самоутверждение и коллективная деятельность
Один из мотивов поведения подростков – завоевание признания товарищей. Когда для ребенка общение со сверстниками не приносит понимания, положительной оценки, это приводит к комплексу проблем.
Педагог помогает каждому воспитаннику отыскать свое место в коллективе, завоевать его уважение. Нередко положение школьника в группе напрямую связано с тем, как организована система взаимоотношений учитель-воспитанник. Статус ученика, особенно младших классов, зависит от того, какую значимость придает ему учитель. Он может привлечь внимание других к «отверженному», доверив ему ответственное поручение, включая его в мероприятия. Педагогическая задача учителя в:
- демонстрации сокрытых от других положительных качеств каждого члена детского коллектива;
- эмоциональной поддержке, внушении ребенку веры в себя;
- вовлечении «непринятых» ребят в общие мероприятия с теми, кто имеет более высокий общественный статус.
Нередко формальные лидеры приобретают такое положение не за счет высоких моральных качеств, а благодаря высокой активности, стремлению подавлять, командовать. Воспитателю важно выявить истинные мотивы поступков неформального лидера, препятствовать утверждению за чужой счет, дать проявить скрытые таланты остальным воспитанникам.
Формирование взрослых моделей общения и деятельности
Любая сфера человеческой деятельности на всех исторических этапах требовала умения работать командой, готовности к сотрудничеству. От таких качеств зависят не только спортивные, производственные успехи, но порой сама жизнь. Важно научить детей находить баланс между личными нуждами и интересами общества, не потерять в отстаивании своего «я» связей с другими людьми, способности чем-то поступиться, прийти на выручку.
Взрослые часто не одобряют узкие компании из 2-3 человек, которые разобщают большой коллектив. Но именно в такой небольшой группе друзей подросток испытывает эмоциональный комфорт, защищенность, общность интересов, собственную значимость. Подобные отношения между детьми зачастую возникают стихийно или даже вопреки рекомендациям родителей. В школьные годы для ребят наиболее важны не оценки по предметам, а наличие друзей.
Будущим участникам корпоративных отношений пригодятся воспитанные детской дружбой качества: стремление к совместному успеху, умение самоорганизовываться, взаимная ответственность. Условия школьных взаимоотношений, определенные роли в играх потом воспроизводятся во взаимодействии между партнерами в профессиональной деятельности.
Осознание себя самостоятельным индивидуумом
Один из принципов воспитания личности – развитие субъекта в коллективе и через коллектив. Знакомство с самим собой у подростка происходит в реальных ситуациях, которые возникают при совместной деятельности. Взрослеющий человек сможет оценить многообразие окружающих предметов и субъектов только в процессе общения и сравнения.
Взаимодействуя с товарищами, учителями ребенок определяет правильные и неправильные модели общения, учится контролировать реакции, преодолевать страх, зависть, приобретает навыки здоровой конкуренции.
Индивидуальные особенности характера, способности личности неповторимы. Но психологические, творческие черты каждого оцениваются в зависимости от полезности для коллектива. Воспитатель заботится о реализации себя каждым из воспитанников в коллективной жизни. Для этого необходимо:
- изучение личности каждого, привлечение внимания к его достоинствам и достижениям;
- помощь в установлении между детьми доверительных, доброжелательных отношений;
- организация коллективных мероприятий, способствующих раскрытию лучших черт воспитанников;
- перевод личностных конфликтов в «мирное русло»: творческие конкурсы, дискуссии, работу над инновационными проектами;
- содействие в преодолении негативных привычек, стремлении к самосовершенствованию, положительным изменениям;
- поддержка у ребят желания сохранить достоинство и самобытность, быть самими собой.
Заключение
Влияние развитого детского коллектива на ребенка реализуется посредством активного участия каждого в самоуправлении, разноплановой общественной жизни. Педагоги призваны создавать подходящие возможности для формирования общественно значимой личности, максимального проявления ее индивидуальных особенностей.
Источник
Коллектив как социокультурная среда воспитания и развития
Термин «коллектив» произошел от латинского collectives – собирательный. Он означает социальную группу, объединенную на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентации и совместной деятельности.
В реальной жизни существуют разные коллективы: учебные, производственные, студенческие, спортивные и др. Коллективы могут быть одновозрастные и разновозрастные, первичные (класс, студенческая группа) и общие, объединяющие несколько первичных коллективов (например, общешкольный коллектив).
Коллектив – это развивающаяся социальная система. В зависимости от уровня развития различают складывающийся коллектив, т. е. находящийся в процессе своего становления (например, детский коллектив), и сложившийся, «зрелый» коллектив, т.е. коллектив с выработанной системой общественно значимых целей, четкой структурой деловых отношений и форм совместной деятельности, органами самоуправления (например, производственный коллектив, бригада, цеховой коллектив и т.п.).
Современный воспитательный процесс в образовательных учреждениях разного типа и уровня (детский сад, школа, лицей) ориентирован на ценности гуманизма, сотрудничества, творческого взаимодействия, свободы и ответственности в воспитании ребенка.
Средством осуществления этих ценностных ориентации становится детский коллектив как социальная общность, объединяющая детей совместными целями, общей деятельностью и переживаниями.
Первым коллективом для ребенка, воспитывающегося в общественной системе образования, становится группа детского сада, затем школьный класс, внешкольные коллективы, учебная группа колледжа или вуза и т. п.
Индивидуальность ребенка, подростка, юноши формируется в результате последовательного включения в различающиеся по уровню развития коллективы – общности, доминирующие на разных возрастных ступенях.
Идет ли речь о переходе ребенка из детского сада в школьный класс, подростка в новую социальную молодежную группу, абитуриента в студенческий коллектив, всегда происходит освоение разнообразных норм коллективной жизни, установление взаимодействия и выделение индивидуальности в новой среде.
Разумеется, само по себе пребывание в коллективе еще не гарантирует формирования у ребенка социально-ценностных качеств. Все зависит от того, каковы культурные основы, на которых строятся коллективные отношения, насколько полно и разносторонне ребенок может реализовать в коллективе свои способности и стремления.
Важно, чтобы детский коллектив способствовал освоению социальных норм, традиций, способов сотрудничества и ценностных ориентации, составляющих культурное достояние общества. Под руководством педагога детский коллектив становится развивающей социокультурной средой жизнедеятельности учащихся,
обеспечивающей вхождение в мир культуры отношений, сотрудничества, сотворчества.
Общение детей в коллективе активизирует их социальное созревание. В коллективе проявляется процесс взаимного обогащения, развития его участников. Каждый член коллектива, с одной стороны, привносит в коллектив свой индивидуальный опыт, способности, интересы, с другой стороны, активно впитывает в себя то новое, что несут другие. В результате происходит расширение внутреннего мира каждого ребенка посредством приобщения к тому, что составляет проявление внутреннего мира других членов коллектива.
Диалектика человеческих взаимоотношений такова, что, воздействуя на другого, человек меняется сам. Воспитательно-развивающий эффект общения и сотрудничества детей в коллективе в большой мере определяется уровнем их культурно-нравственного развития. Чем более культурно развитым и духовно богатым становится ребенок по мере своего общего развития, тем более возрастают возможности его положительного влияния на других.
Педагог задает культурную атмосферу процесса взаимного влияния детей в коллективе и обеспечивает условия, в которых каждый ребенок раскрывается со стороны своих лучших качеств, способностей и тем самым оказывает благотворное влияние на остальных.
В детском коллективе в совместной деятельности осуществляются обмен информацией, согласование общих целей, взаимный контроль и коррекция действий, развивается способность понимать состояния и мотивы поступков других и соответственно на них реагировать. В опыте коллективных отношений формируются эмпатия, социальная чуткость, которая помогает ребенку психологически грамотно строить свое взаимодействие с партнерами.
В непосредственном общении в коллективе ребенок приобретает умение поставить себя на место другого, воспроизвести в своем сознании логику и мотивы его поведения, пережить общие чувства, понять смысл его поступков и действий. Через сопоставление с другими открывается возможность для осознания индивидом себя как субъекта деятельности, познания и чувств. В этом сравнении себя через оценку других заложен механизм формирования самосознания человека, понимания своей индивидуальности.
В коллективе ребенок входит в широкую систему отношений. Взаимодействие детей разворачивается на информационном, дея-тельностном и эмоциональном уровне. Информационный уровень предполагает взаимодействие детей в процессе обмена информацией, обсуждения возникших проблем, совместного поиска решений, прогнозирования и планирования будущего. На деятелъностном
уровне взаимодействие в коллективе разворачивается как сотрудничество детей в различных видах коллективной деятельности по интересам, в разработке и практической реализации совместных проектов (театральная постановка, выставка игрушек для малышей и т.п.), в корректировке действий, направленных на достижение общих целей. Эмоциональный уровень взаимодействия в коллективе отражает доминирующие эмоциональные состояния детей, их совместные переживания, отношения симпатий или антипатий между членами коллектива, гуманистические и общественно значимые мотивы.
Чем разнообразнее и содержательнее взаимодействия детей в коллективе, тем активнее идет их социальное созревание и формирование коммуникативной культуры.
В детском коллективе, объединенном интересной содержательной деятельностью, дружескими отношениями, перспективами будущих совместных дел и переживаний, у детей формируются чувство психологической защищенности, душевного комфорта, что, в свою очередь, способствует проявлению творческой инициативы и вклада каждого в коллективную жизнь. Такой коллектив вызывает у детей чувство гордости и радости общих достижений. Именно о таком коллективе часто вспоминают с большой теплотой его бывшие участники. (Воспоминания о бывшем школьном классе, студенческой группе, внешкольном коллективе и т. п.)
Осуществляя руководство детским коллективом, педагог учитывает две характерные тенденции, играющие важную роль в воспитании. С одной стороны, это стремление развивающейся личности ребенка к самоутверждению, к признанию и уважению себя со стороны других, к выделению своего «Я» в качестве автономного субъекта в коллективе. С другой стороны, это стремление ребенка к достижению психологической общности с другими, к совместной деятельности и общим достижениям.
Учитывая это, педагог всегда решает двуединую задачу – способствует развитию мотивов единения и общности детей в коллективе и создает условия для реализации индивидуальности и творческой самобытности каждой личности. Инициатива, творческая позиция личности, нарастание самостоятельности и самоуправления детей, ценностное содержание их совместной деятельности являются индикаторами воспитательного потенциала детского коллектива.
Рекомендуемые страницы:
Источник
Содержание
Введение …………………………………………………………………………….
3
- Социогенетический анализ детской субкультуры ……………………………. 4
Понятие детской субкультуры ………………………………………………… 4
- Характерные особенности и социальное значение детской субкультуры …. 5
- Роль детского коллектива в воспитании и развитии ребенка ………………… 8
- Особенности развития детского коллектива ………………………………… 8
- Педагогическая технология организации коллективной жизнедеятельности детей ……………………………………………………………………………….. 13
Заключение …………………………………………………………………………
22
Список литературы ………………………………………………………………..
24
Введение
Взрослые в лице родителей,
воспитателей, учителей, несомненно, играют
важнейшую роль в социализации личности
ребенка. Однако осознание своей
главенствующей позиции в этом процессе довольно долго приводило взрослых
к тому, что они не замечали (или не хотели
замечать) значимости того формирующего
личность социально-психологического
воздействия, которое способны оказывать
на ребенка его сверстники.
Конечно, воспитатель-практик не может не считаться с тем, что одногруппники
в детском саду, одноклассники в школе,
товарищи по играм во дворе, компания дачных
приятелей или подруг – это тоже своего
рода социальные воспитатели личности
ребенка. В обыденной жизни воспитатели
склонны в большей или меньшей степени
учитывать влияние среды сверстников
как факт. Иногда они хотят извлечь из
него пользу, например, когда отдают домашнего
ребенка за год до школы в детский сад
только для того, чтобы он привык быть
в детском коллективе и «научился общаться».
Иногда, наоборот, взрослые активно борются
с влиянием сверстников, стараясь свести
на нет «бесцельные» прогулки и игры детей
во дворе, их «пустую» болтовню и «уличные»
считалки, песенки, дразнилки, анекдоты.
Свободное игровое общение детей такие
прагматики-взрослые стремятся заменить
полезными, с их точки зрения, занятиями
с педагогами или заданиями, которые должны
увеличить количество знаний, умений и
навыков у ребенка.
К сожалению, большинство
людей, став взрослыми, на удивление
быстро забывают «страну детства», откуда все мы родом,
не помнят ее законов и традиций, не осознают
того культурного наследия, которое получают
ее маленькие граждане.
Действительно, обычно взрослые
мало обращают внимания на долетающие
до них отголоски жизни детского
мира. Да и дети для своих игр и развлечений
часто стремятся выбрать периферийные
и «бросовые», с точки зрения взрослых,
территории, где они будут меньше подконтрольны:
задний двор, пустырь, стройку, помойку.
В деятельности детской игровой компании
тоже есть много потаенных от взрослых
сторон: это и традиционные шалости, и
испытания храбрости, и посещение «страшных»
мест, равно как и рассказывание страшных
историй, строительство «штабов», делание
«секретов» и тайников и многое другое.
- Социогенетический анализ детской субкультуры
Понятие детской субкультуры
Под детской субкультурой
часто понимается в широком смысле
все, что создано обществом для
детей и детьми. В отечественной
социологии тема детской субкультуры
часто рассматривается односторонне.
В отношении подростков доминирующей темой изучения
является их девиантное поведение, а состояние
их сознания, их образ жизни и истоки негативного
поведения в целом становятся предметом
исследований крайне редко. Внимание ученых
сконцентрировано в основном на изучении
восприятия и принятия детьми и подростками
того, что взрослое сообщество создало
или создает в настоящий момент для детей.
Выявляются и анализируются музыкальные
вкусы, литературные пристрастия, телесмотрение,
выбор газет и журналов, игрушек и т.д.1
Майорова-Щеглова С.Н. пишет о детской субкультуре
так: «Мы полагаем, что культура для детей
несомненно входит в социальное образование
детства, однако следует отделять ее от
действительной субкультуры. Под детской
субкультурой мы понимаем – совокупность
особенностей поведения, форм общения,
способов деятельности самих детей, а
также социокультурные инварианты, зафиксированные
в детском языке, мышлении, игровых действиях,
фольклоре. Детская субкультура, по нашему
мнению, является неинституционализированной
формой социального образования – детства,
регулирующая социальные взаимодействия
детей внутри своей группы, на уровне возрастных
подгрупп в ходе удовлетворения ими своих
потребностей в процессе различных видов
деятельности, но прежде всего игровой
и учебной. Детская субкультура – вариант
широко распространенного в обществе,
объективного социального процесса трансляции
культуры, социального опыта от поколения
поколению. Трансляция происходит через
соответствующие традиции, обычаи, ритуалы,
а также посредством артефактов»2.
Понятие детской
субкультуры возникло в последние
десятилетия в связи с ростом
гуманизации и демократизации общественной
жизни: Организацией Объединенных Наций
в 1959 г. принята “Декларация прав ребенка”,
1979 г. объявлен Годом ребенка, в 1989 г.
по инициативе Польши была принята
Международная Конвенция о правах ребенка
— все эти акты послужили поворотом общественного
сознания от понимания ребенка как существа,
лишь “готовящегося стать личностью”,
к признанию самоценности детства в развитии
общечеловеческой культуры и возможности
участия детей в различных сферах общественной
жизни.
Возникновение
детской субкультуры как целостного
историко-культурного феномена обусловлено
половозрастной стратификацией общества,
уходящей своими корнями в глубокую
древность, когда не прошедшие инициацию
(особый обряд посвящения во взрослость)
члены общины объединялись для осуществления
совместных форм жизнедеятельности, тождественной
взрослым. С развитием человеческого общества
эти формы все более автономизировались,
делая переход от прямого подражания трудовым,
бытовым и ритуальным действиям взрослых
— к игре как особой непродуктивной форме
активности, благодаря которой осуществляется
управление собственным поведением ребенка,
его ориентация в смыслах человеческой
деятельности и отношений (Д.Б. Эльконин)3.
Таким образом,
социогенетический анализ детской
субкультуры, имеет большое значение
для развития сознания и личности
ребенка, — детского сообщества, группы
сверстников.
- Характерные особенности и социальное значение детской субкультуры
Детская субкультура
как социокультуральная система
характеризуется следующими особенностями.
- Она является частью, или подсистемой культуры того общества, к которому принадлежат дети (отсюда и приставка суб-, указывающая на подчиненность, в слове «субкультура»). Однако детская субкультура всегда сохраняет относительную автономию и самостоятельность.
- Детская субкультура отличается консерватизмом (игры, шалости, фольклорные тексты сохраняются в детской среде иногда на протяжении столетий, несмотря на то, что смена поколений у детей происходит через каждые 5 лет), обладает своеобразными «цензурными фильтрами», не позволяющими расшатывать ее устои. При этом она гибко реагирует на события окружающего мира и ассимилирует новую информацию, вводя ее в традиционно-детские культуральные структуры.
- Субкультуры детей разных стран обладают своими особенностями, но имеют и несомненное, иногда поражающее исследователей сходство. Причиной этого сходства является общность природы детской психики, потребностей формирующейся личности ребенка, характера решаемых детьми возрастных и социально-психологических проблем.
- Детская субкультура является продуктом социального взаимодействия и коллективного творчества детей в свободном общении, играх, познавательной деятельности в неформальных группах. При этом одна из важнейших функций детской субкультуры состоит в регуляции взаимоотношений между членами детского игрового сообщества и отношений с окружающим миром природы и миром взрослых. Детская субкультура как явление существует в возрастном диапазоне между 3–4 годами (когда у детей появляется самостоятельная социальная жизнь в группах сверстников) и 12–13 годами, когда возникает подростковая субкультура.
- Психологические предпосылки для передачи (трансляции) детской традиции создаются на основе возникающих на определенных возрастных этапах социальных и личностных потребностей детей, но обеспечивается трансляция традиции у детей по вертикали: от старших к младшим. Этому способствует обычный для спонтанно складывающихся детских игровых групп небольшой (в 2–3 года) возрастной разрыв в составе участников4.
Несмотря на то, что
по отношению к общечеловеческой
культуре детская субкультура занимает
подчиненное место, можно говорить
об ее относительной автономии. Основные
культурные ценности детской субкультуры передаются,
реконструируются из поколения в поколение
сверстников, носителем этих ценностей,
как правило, является исключительно детское
сообщество. Детская субкультура оказывает
влияние на конструирование индивидуального
детства, становление личности, формирование
ценностей и норм, таким образом являясь
одним из механизмов поддержания конструкта
детства и выполняя важнейшую функцию
предъявления образцов конструирования.
Детская субкультура
выполняет ряд других социальных
функций, не осуществляемых или осуществляемых
в недостаточной мере формальными социальными
институтами. Прежде всего назовем функции:
- интеграции в детское сообщество путем представления неформальных правил поведения;
- регуляции взаимодействий между детьми разного возраста, между полами;
- адаптации в случае дополнения формальной организации детей;
- удержания образца через трансляцию норм и собственное воспроизводство;
- целедостижения, когда с помощью ее удовлетворяются потребности в признании, завоевании статуса, отличного от обязательных, формальных обязанностей ученика, ребенка в семье;
- социального контроля самого детского сообщества над сохранением детства через средства ожидания, признания, отчуждения, остракизма и т.п., но не через прямое принуждение.
Посредством субкультуры удовлетворяются потребности
детей в:
- изоляции от взрослых;
- самостоятельности;
- отстранении от групп ровесников, чуждых по духу, интересам;
- участии в социальных изменениях5.
Таким образом,
основная задача функционирования детской
субкультуры – создание своеобразной
сигнальной системы: это “мы”, и чужой
(а под “чужим” здесь понимаются другие
возрастные группы).
- Роль детского коллектива в воспитании и развитии ребенка
- Особенности развития детского коллектива
Взаимоотношения
ребенка с коллективом сверстников различны
на разных возрастных этапах. Первоначальная
потребность в общении со сверстником
проявляется у ребенка уже в раннем детстве.
На первом году
жизни малыш интересуется ровесником
как неизвестным объектом из многообразного
окружающего мира. Он может разглядывать
его, принимать за подвижную игрушку. В
то же время взаимодействие с себе подобным
позволяет ребенку увидеть в другом самого
себя. В 1,5 года дети любят рассматривать
картинки, на которых изображены сверстники,
сравнивая их одежду, мимику, “видя”
себя со стороны.
Совместные
действия в возрасте до 1,5 лет возникают
редко, так как дети не умеют еще
согласовывать свои желания, не чувствуют
состояние ровесника.
После 1,5 лет
начинает зарождаться детское общение.
Малыш видит в сверстнике партнера по совершению
кратковременных действий, основанных
главным образом на подражании друг другу.
Постепенно, к 3 годам, общение со сверстниками
начинает занимать все большее место в
жизни ребенка. Детям нравится быть друг
с другом эмоционально раскованными, общаться
на равных. В то же время говорить
об устойчивых детских контактах в этом
возрасте еще рано, поскольку деятельность
с предметами и общение со взрослым для
ребенка более важны.
В дошкольные годы
ребенок, как правило, долгое время
проводит в группе сверстников,
которую можно считать первой ступенью
социальной организации детей. Дошкольник
стремится к активному общению в совместной
деятельности с другими детьми. У него
появляется способность перейти от сосредоточенности
на себе к пониманию другого человека.
Эмоциональная децентрация позволяет
ребенку устанавливать более продолжительные
и результативные контакты с другими детьми.
В младшем и
среднем дошкольном возрасте условием
развития детского сообщества выступает
коллективный образ жизни в детском саду, основанный
на равенстве и партнерстве в совместных
видах деятельности (игра, труд, художественное
творчество).
В совместных играх
разворачивается инициатива ребенка,
расширяется диапазон его эмоциональных
состояний. Детскую деятельность еще нельзя назвать коллективной,
но педагог стремится к тому, чтобы помочь
ребенку согласовывать и планировать
свои действия с другими детьми.
Для старших
дошкольников свойствен коллективный
характер большинства видов деятельности.
Происходит освоение новых форм сотрудничества
(совместное планирование, распределение
ролей и обязанностей). Организация воспитателем
коллективной деятельности создает благоприятные
возможности для развития межличностных
взаимоотношений детей. Начинают устойчиво
проявляться чувства симпатии, доброжелательности,
избирательные дружбы. Все это позволяет
установить в группе общий эмоционально-положительный
тон общения, атмосферу комфортности и
раскрепощенности для каждого ребенка.
Источник